Рабочая программа «Химия» (8 класс)
рабочая программа по химии (8 класс)

Федькова Наталья Дмитриевна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_himiya_8klass.docx54.7 КБ
Microsoft Office document icon kal._tem._him.8_kl.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель МО

__________/Краснова А.П../

Протокол №  от «__»__________2016г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

МОУ «Ялгинская СОШ»

___________/Алексина Е.В./

«___» ___________2016г.

«Утверждено»

Директор

МОУ «Ялгинская СОШ»

__________/Михайлова О.С./

«___» ___________2016г.

                                                                                               

 

             

                                                                   

                                                                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Химия»

в 8 классе

                                 Составитель:

                                 Федькова Н.Д.

                                                                                           учитель химии

2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2006.)

Общая характеристика учебного предмета

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

-  развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Ведущими идеями предлагаемого курса являются:

Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;

Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнений.  

Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

Развитие химической науки  служит интересам человека и общества в целом, имеет гуманистический характер и призвано способствовать решению глобальных проблем современности.

Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет химия входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения в основной школе из расчета 2 учебных часа в неделю. Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета «Химия» на этапе полного (среднего) общего образования учебным планом школы отведено  68 часов,  из расчета – 2  часа в неделю.

В результате изучения данного предмета в 8 классе учащийся должен знать:

  •  основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества),
  • Основные сведения о строении атомов элементов малых периодов,
  • Основные виды химической связи,
  • Типы кристаллических решеток,
  • Факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия,
  • Типологию химических реакций по различным признакам,
  • Сущность электролитической реакции,
  • Названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиций окисления – восстановления.

Учащиеся должны уметь:

  • Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная  и молекулярная массы, количества вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
  • Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно – восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между ставом вещества и его свойствами;
  • Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
  • Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ

VIII  КЛАСС (68ч, 2 ч в неделю)

  Введение (6 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Тема 1

Атомы химических элементов (10 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 2

Простые вещества (7 ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Тема 3

Соединения химических элементов (14 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь.

2-1866

 Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

Тема 4

Изменения, происходящие с веществами (13 ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

 Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Тема 5

Растворение. Растворы.

Свойства растворов электролитов (18 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

 Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (И). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Учебно-тематическое планирование по химии,8 класс

п/п

Раздел программы

Всего часов

Из них

Практические работы

Контрольные работы

1.

Введение

6

№1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

№2. Наблюдение за горящей свечой

2.

Атомы химических элементов

10

К.р. №1

3.

Простые вещества

7

4.

Соединения химических элементов

14

№3. Анализ почвы и воды

№4. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества

К.р. №2

5.

Изменения, происходящие с веществами

13

№5. Признаки химических реакций

К.р. №3

6.

Растворение. Растворы.

Свойства растворов электролитов

18

№6. Условия протекания реакций между растворами электролитов.

№7. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей

№8. Решение экспериментальных задач

К.Р. №4

Итого:

68

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Автор: Габриелян О. С. (М.: Дрофа, 2011)

Учебник, учебное пособие

Учебник: «Химия 8» (М.: Дрофа, 2008 Учебное пособие.  О. С. Габриелян,

Рабочая тетрадь для обучающихся

Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2011.

Электронное  приложение к УМК

Электронное мультимедийное издание к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс». «Химия».

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

«Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы», 2010

Решение задач по химии И. Г. Хомченко, 2000

Методическое  пособие с поурочными разработками

Габриелян О.С. Химия. 8 – 9 классы: Методическое пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014

Список  используемой литературы

Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. – М.:Просвещение: Учеб. лит., 1997.

Курмашева К.К. Химия в таблицах и схемах. Учебно-образовательная серия. – М.: Лист Нью, 2002

Суровцева Р.П., Софронов С.В. Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе : Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993.

Химия в таблицах. 8 – 11 кл.: Справочное пособие / Авт.-сост. А.Е. Насонова. – М.: Дрофа, 2010.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

hemi.nsu.ru  

college.ru HYPERLINK "http://college.ru/chemistry/" HYPERLINK "http://college.ru/chemistry/" HYPERLINK "http://college.ru/chemistry/" HYPERLINK "http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/START.html" HYPERLINK "http://college.ru/chemistry/" HYPERLINK "http://college.ru/chemistry/" HYPERLINK "http://college.ru/chemistry/"school-sector.relarn.ru

alhimikov.net

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения химии ученик должен знать/понимать

·         химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

·         важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

уметь

·         называть: химические элементы, соединения изученных классов;

·         объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

·         характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

·         определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

·         составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

·        обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

·        распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

·         вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        безопасного обращения с веществами и материалами;

·        экологически грамотного поведения в окружающей среде;

·         оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм  

         человека;

·         критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

·         приготовления растворов заданной концентрации.

        В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

 - приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.



Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование по химии, 8 класс

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Тема 1. Введение. Первоначальные химические понятия (6 часов)

1

Предмет химии. Вещества

урок формирования новых знаний

объяснение учителя, работа с текстом учебника, составление конспекта

Знать предмет изучения химии; понимать логическую связь между понятиями «атом», «молекула», «вещество», «тело»; определять элемент как совокупность атомов определенного вида.

§1, сообщ. «Роль химии в жизни человека»

2

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека

комбинированный урок

работа с текстом учебника

индивидуальный опрос

Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека

§2,3 упр. 4,5, с.22.

3

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов

комбинированный урок

объяснение учителя, работа с текстом учебника, с периодической системой

индивидуальный опрос

Уметь определять положение химического элемента в ПСХЭ.

Уметь называть химические элементы.

Знать знаки первых 20 химических элементов.

§5,  выучить знаки  хим. элементов, с.35.

4

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

комбинированный урок

работа с новыми терминами, понятиями, расчет молекулярных масс веществ, соотношения масс элементов, массовых долей элементов

индивидуальный опрос

Знать определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава.

Понимать и записывать химические формулы веществ.

Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам.

§6, упр.4,  с.43.

5

Расчеты по химической формуле вещества

комбинированный урок

самостоятельная работа

§5, упр.1,2,3.

Определить качественный и количественный состав, тип вещества по формуле углекислого газа, водорода, глюкозы

Уметь вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения

§6 (повторить), упр.7.

6

Практическая работа №.1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Практическая работа №2 Наблюдение за горящей свечой.

практическая работа

выполнение практической работы

инструкция

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

С.198-199

Тема 2. Атомы химических элементов (10 часов)

7

Основные сведения о строении атомов

изучение и первичное закрепление знаний

объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта

карточки

Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента

§7, упр.2, 4, с.49-50.

8

Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы.

комбинированный урок

объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта

индивидуальный опрос

Знать определение понятия «химический элемент»

§8, упр.5, с.53.

9

Строение электронных оболочек атомов

изучение и первичное закрепление знаний

объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта

индивидуальный опрос

Уметь объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева

§9, упр.1 (б, в), 2 (б), с.60.

10

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома

комбинированный урок

объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта

карточки

Знать формулировку периодического закона.

Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.

Уметь характеризовать химические элементы (от H до Ca) на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов

§10 (с.61-63), упр.1,с.66

11

Ионная связь

комбинированный урок

объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта

выберите формулы веществ с ионной связью:NaCl, CaS, HF

Знать определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь».

Уметь определять тип химической связи (ионная) в соединениях.

§10 (с.64-65), упр.2,4, с.66.

12

Ковалентная неполярная связь

комбинированный урок

объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта

выберите формулы веществ с ионной связью:NaCl, CaS, HF 

Уметь определять тип химической связи (ковалентная неполярная) в соединениях

§11, упр.2, 3,с.70

13

Ковалентная полярная связь

комбинированный урок

объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта

фронтальная беседа, карточки

Уметь определять тип химической связи (ковалентная полярная) в соединениях

§12, упр.2(а), с.77

14

Металлическая связь

комбинированный урок

самостоятельная работа с текстом учебника

фронтальная беседа, карточки

Знать определение металлической связи, объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия её с ковалентной и ионной связью.

§13, упр.3, с.80, повторить § 7-13

15

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Атомы химических элементов»

урок обобщения, систематизации и коррекции знаний  

работа по карточкам

карточки

Знать определения видов химической связи.

Уметь определять в веществах химическую связь.

Повтор.

§7-13

16

Контрольная работа №1 по темам: «Первоначальные химические понятия»,

 « Атомы химических элементов»

урок контроля

выполнение контрольной работы

контрольная работа

Знать строение атомов, виды химической связи.

Уметь определять в веществах химическую связь.

Тема 3. Простые вещества (7 часов)

17

Простые вещества - металлы

изучение и первичное закрепление знаний

самостоятельная работа с текстом учебника, обсуждение ключевых вопросов

фронтальная беседа

Знать общие физические свойства металлов. Характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов.

§14.

18

Простые вещества - неметаллы

изучение и первичное закрепление знаний

самостоятельная работа с текстом учебника, обсуждение, работа с терминологией, заполнение таблицы

фронтальная беседа

Уметь характеризовать физические свойства неметаллов. Понимать связь между составом, строением и свойствами неметаллов.

§15, упр.3, с.92.

19

Количество вещества. Молярная масса

комбинированный урок

объяснение учителя, работа с новой терминологией, выполнение расчетов по образцу

индивидуальный опрос

Знать определение понятий «моль», «молярная масса». Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи).

§16, упр.2, 95

20

Молярный объем газов. Закон Авогадро

комбинированный урок

объяснение учителя, работа с новой терминологией, выполнение расчетов по образцу

фронтальная беседа, карточки

Знать определение молярного объема газов. Уметь вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа (и обратные задачи)

§17, упр.1(а), 2а,в), с.99.

21

Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «Молярный объем», «число Авогадро»

урок-упражнение

выполнение расчетов по образцу

фронтальная беседа, карточки

Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества; объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа (и обратные задачи)

Повтор.

§15-16, упр.3 на с.82, упр.4 на с.85.

22

Обобщение и систематизация знаний по теме  «Простые вещества»

урок обобщения, систематизации и коррекции знаний  

самостоятельная работа

карточки

Знать определение основных терминов темы.

Уметь производить расчеты.

Повтор.

§14-17

23

Проверочная работа №1 по теме «Простые вещества»

урок контроля

выполнение контрольной работы

контрольная работа

Знать определение основных терминов темы.

Уметь производить расчеты.

Тема 4. Соединения химических элементов  (14 часов)

24

Степень окисления

изучение и первичное закрепление знаний

объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта

фронтальная беседа, карточки

Уметь определять валентность и степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения.

§18, упр.1, 2, с.106

25

Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения

комбинированный урок

самостоятельная работа с текстом учебника, обсуждение, работа с терминологией

фронтальная беседа, карточки

Уметь определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть его, составлять формулы оксидов.

§19, упр.1, 5, с.114

26

Основания

комбинированный урок

объяснение учителя, работа с новой терминологией, заполнение таблицы

фронтальная беседа, карточки

Уметь определять принадлежность вещества к классу оснований, называть его, составлять формулы оснований. Знать качественную реакцию на углекислый газ, на распознавание щелочей.

§20, упр.2, 4, с.119

27

Кислоты

комбинированный урок

объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта

фронтальная беседа, карточки

Уметь определять принадлежность вещества к классу кислот, знать формулы и названия кислот. Знать качественную реакцию на распознавание кислот.

§21, упр.1 (для серной кислоты), 3.

Выучить формулы кисло .

28 - 29

Соли

комбинированный урок

объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, заполнение таблицы

фронтальная беседа, карточки

Уметь определять принадлежность вещества к классу солей, составлять формулы солей, называть их.

§22, упр.2, 3, с.133.

Выучить названия солей (таб.5, с.128)

30

Кристаллические решетки

изучение и первичное закрепление знаний

самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта

фронтальная беседа, карточки

Уметь характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки.

§23

31

Чистые вещества и смеси

изучение и первичное закрепление знаний

самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта

индивидуальный опрос

Понимать отличие между смесью и индивидуальным веществом, понимать, что абсолютно чистых веществ нет, уметь объяснять, зачем нужен химический анализ, знать отличие дистиллированной воды от водопроводной

§24, упр.1, с.144

32

Практическая работа № 3 Анализ почвы и воды

практическая работа

выполнение практической работы

инструкция

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, использовать приобретенные знания для критической информации о воде

33-34

Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)

комбинированный урок

решение задач по образцу

индивидуальный опрос

Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе.

§25, упр.2,4, с.149.

35

Практическая работа №4. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества

практическая работа

выполнение практической работы

инструкция

Уметь готовить растворы заданной концентрации.

Повтор.

§18-25

36

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»

урок обобщения, систематизации и коррекции знаний  

беседа, работа по карточкам

карточки

Знать определение основных терминов темы.

Уметь производить расчеты.

Повтор.

§18-25

37

Контрольная работа №2 по теме «Соединения химических элементов»

урок контроля

выполнение контрольной работы

контрольная работа

Знать определение основных терминов темы.

Уметь производить расчеты.

Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (13 часов)

38

Физические явления

изучение и первичное закрепление знаний

объяснение учителя, работа с текстом учебника, составление конспекта

фронтальная беседа

Знать способы разделения смесей.

§26

39

Химические реакции

комбинированный урок

объяснение учителя, выполнение упражнений для закрепления темы

фронтальная беседа

Знать определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии.

§27, упр.2, с.160

40

Химические уравнения

комбинированный урок

беседа, выполнение упражнений

фронтальная беседа

Знать определение понятия «химическая реакция».

Уметь составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ.

§28, упр.3, с.166

41-42

Расчеты по химическим уравнениям

комбинированный урок

решение задач по образцу

индивидуальный опрос, карточки

Уметь вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей

§29, упр 2,.3, с.172.

43

Реакции разложения

комбинированный урок

объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта

карточки

Уметь отличать реакции разложения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа.

§30, упр.1, 6, с.178

44

Реакции соединения

комбинированный урок

объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта

фронтальная беседа, карточки

Уметь отличать реакции соединения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа.

§31, упр.1, с.182

45

Реакции замещения

комбинированный урок

объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта

фронтальная беседа, карточки

Уметь отличать реакции замещения от других типов реакций, знать условия течения и уметь составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов

§32, упр., 2, с.187

46

Реакции обмена

комбинированный урок

объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта

фронтальная беседа, карточки

Уметь отличать реакции обмена от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа, определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца.

§33, упр.3, 4,с.191-192

47

Типы химических реакций на примере свойств воды

комбинированный урок

самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта

фронтальная беседа, карточки

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды, определять типы химических реакций

§34, повторить §26-34.

48

Практическая работа №5 Признаки химических реакций.

практическая работа

выполнение практической работы

инструкция

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

49

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

урок обобщения, систематизации и коррекции знаний  

беседа, работа по карточкам

фронтальная беседа, карточки

Знать определение основных терминов темы.

Уметь производить расчеты.

Повтор.

§26-34

50

Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие с веществами»

урок контроля

выполнение контрольной работы

контрольная работа

Знать определение основных терминов темы.

Уметь производить расчеты.

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 часов)

51

Растворение. Растворимость веществ в воде

изучение и первичное закрепление знаний

объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта

фронтальная беседа

Знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде.

Уметь пользоваться таблицей растворимости.

§35, упр1,3 (устно), с.216-217.

52

Электролитическая диссоциация

комбинированный урок

объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта

фронтальная беседа, карточки

Знать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации

§36, упр.2-5 (устно), с.222-223

53

Основные положения теории электролитической диссоциации

комбинированный урок

работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта

фронтальная беседа, карточки

Знать основные положения теории электролитической диссоциации

§37, упр.1, 5,6, с.227

54

Ионные уравнения

комбинированный урок

объяснение учителя, работа с новой терминологией, работа с текстом учебника, составление конспекта

фронтальная беседа, карточки

Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена.

§38, упр.3,с.234

55

Ионные уравнения

урок-упражнение

выполнение упражнений

Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена.

§3, упр.5, с.235.

56

Практическая работа №7. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов

практическая работа

выполнение практической работы

инструкция

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Оформ. практическую работу

57

Кислоты, их классификация и свойства

комбинированный урок

работа с текстом учебника, составление конспекта

фронтальная беседа, карточки

Знать классификацию и химические свойства кислот.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионном виде.

§39. упр.1,4, с.242

58

Основания,  их классификация и свойства

комбинированный урок

работа с текстом учебника, составление конспекта

фронтальная беседа, карточки

Знать классификацию и химические свойства оснований.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оснований в молекулярном и ионном виде.

§40, упр.3.5, с.247

59

Оксиды, их классификация и свойства

комбинированный урок

работа с текстом учебника, составление конспекта

фронтальная беседа, карточки

Знать классификацию и химические свойства оксидов.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов в молекулярном и ионном виде.

§41. упр.3,5, с.253

60

Соли,  их классификация и свойства

комбинированный урок

работа с текстом учебника, составление конспекта

фронтальная беседа, карточки

Знать классификацию и химические свойства средних солей.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства средних солей в молекулярном и ионном виде.

§42, упр.2,3, с.258

61

Генетическая связь между классами неорганических соединений

комбинированный урок

объяснение учителя, работа с текстом учебника, составление конспекта, выполнение упражнений

карточки

Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном  виде.

§43, упр.3,4,с.261

62

Практическая работа №7. Свойства кислот, оснований,  оксидов и солей

практическая работа

выполнение практической работы

инструкция

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей

Определять возможность протекания реакций ионного обмена до конца

Оформ. практическую работу

63

Окислительно-восстановительные реакции

изучение и первичное закрепление знаний

объяснение учителя, работа с текстом учебника, новой терминологией, составление конспекта

карточки

Знать определения понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».

Уметь определять окислители и восстановители, отличать окислительно-восстановительные реакции от других типов реакций, классифицировать реакции по различным типам, расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса.

§44, упр.1,7 с.268

64

Окислительно-восстановительные реакции

комбинированный урок

объяснение учителя, работа с текстом учебника, составление конспекта, выполнение упражнений

карточки, §43, упр.1,2,3.4.

Уметь расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса.

§44, упр.4,5,8,с.269

65

Свойства веществ изученных классов соединений в свете окислительно-восстановительных реакций

комбинированный урок

выполнение упражнений

составить ур-я реакций, характеризующих химические свойства серной кислоты, гидроксида калия, оксида натрия

Уметь составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде, рассматривать их с позиций учения об окислительно-восстановительных реакциях.

Подготовиться к практической работе №9,  с.75-277.

66

Практическая работа №8 Решение экспериментальных задач.

практическая работа

выполнение практической работы

инструкция

Уметь обращаться с химической посудой и реактивами

Характеризовать химические свойства основных классов неорганических соединений

Оформ. практическую работу. Повторить §35-44

67

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР»

урок обобщения, систематизации и коррекции знаний  

беседа, работа по карточкам

карточки

Знать определение основных терминов темы.

Уметь писать уравнения химических реакций.

Повтор. §35-44.

68

Контрольная работа № по теме «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР»

урок контроля

выполнение контрольной работы

контрольная работа

Знать определение основных терминов темы.

Уметь писать уравнения химических реакций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа «Химия» 8 класс предназначена для работы по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией– 5-е изд. – М.: Дрофа,2009., она составляется н...

Рабочая программа "Химия" 9 класс

Рабочая программа "Химия" 9 класс по УМК Габриелян О.С. , базовый уровень включает титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа: химия, 8 класс.

Рабочая программа составлена на основании Примерной программыосновного общего обра­зования по химии, а также программы курса химии дляучащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О...

Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна

Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИИ 9 класс. УМК О.С. Габриелян. 68 часов

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по химии О.С.Габриеляна. Полностью соотвествует требованиям государственного образовательного стандарта, ориентирована на использование УМК а...

Рабочая программа химия 11 класс

Рабочая программа по химии 11 класс О. С. Габриелян 4 часа в неделю. Профильное обучение...