Рабочая программа «Химия» (11 класс)
рабочая программа по химии (8 класс)

Федькова Наталья Дмитриевна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr.11_klass.doc335 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

            Рабочая программа учебного курса «Химия»  для 11 класса  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Дрофа, 2010 г.).  Рабочей программе соответствует учебник: «Химия 11 класс» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 9-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2014г.

           Рабочая программа курса «Общая химия» в 11 классе (базовый уровень) рассчитана на 2 часа в неделю, общее число часов – 68 и соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по химии. Преподавание ведется по УМК автора О.С. Габриеляна. Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на контрольные  - 4 часа, на практические работы – 3 часа.

Учебный материал по химии в 11 классе начинается с темы «Строение атома», которая завершается повторением и обобщением Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева в свете строения атомов на новом концентре.

Аналогично вторая тема «Строение вещества» завершается повторением и обобщением современной теории строения химических веществ. Третья тема «Химические реакции» посвящена рассмотрению общих приемов классификации и закономерностей протекания химических реакций с участием органических и неорганических веществ, а также рассмотрению материалов одной из наиболее сложных тем курса химии – «Гидролиз органических и неорганических веществ».

В следующей теме «Вещества и их свойства» рассматриваются наиболее общие свойства классов органических и неорганических веществ: кислот, оснований, амфотерных соединений. Таким образом, в ней обобщается материал предыдущих тем. Тема завершается изучением наиболее методически сложного материала, посвященного генетической связи между классами органических и неорганических веществ.

Ведущую идею курса – единство органических и неорганических веществ – также реализует предложенных в курсе практикум из двух работ.

Завершает курс тема - «Химия в жизни общества». В этой теме акцентируется внимание на значимости знаний по химии в практической деятельности человека и общества.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

          Рабочая программа по числу часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, полностью соответствует авторской программе, вместе с тем в авторскую программу внесены некоторые изменения:

1. Дополнены уроки: «Классификация неорганических соединений» и «Классификация органических соединений» (тема 4), т. к. данные уроки позволяют систематизировать материал о классах неорганических и органических соединений.

2. Исключены некоторые демонстрации, так как они дублируются лабораторными опытами:

- коллекция пластмасс и изделий из них, коллекция волокон и изделий из них, жесткость воды и способы ее устранения, образцы различных дисперсных систем (тема 2);

- примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа, воды (тема 3);

- коллекции образцов металлов, неметаллов, природных органических кислот, образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (П) (тема 4).

3. Взамен исключенных демонстраций добавлены несколько демонстраций из примерной программы:

- модель металлической кристаллической решетки (тема 2); растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (П), перманганата калия, хлорида железа (Ш) (тема 3); 

- изготовление йодной спиртовой настойки, взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей (тема 4).

4. С целью выполнения требований стандарта и усиления практической направленности курса в рабочую программу включена дополнительная тема «Химия и жизнь» в объеме 2-х часов (авторская программа рассчитана на 68 часов с резервом времени 2 часа) с демонстрациями и лабораторным опытом из примерной программы.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах.

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен 

  • знать / понимать

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

  • уметь

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

  Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.

Содержание программы

Тема 1.     Строение атома (8 ч)

Атом — сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.

Состояние электронов в атоме. Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Форма орбиталей (s, p, d, f). Энергетические уровни и подуровни. Строение электронных оболочек атомов. Электронные конфигурации атомов элементов. Принцип Паули и правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s-,p-, d- и f-семейства.

Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и возбужденном состояниях. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома. Предпосылки открытия периодического закона: накопление фактологического материала, работы предшественников (И. Я. Берцелиуса, И. В. Деберейнера, А. Э. Шанкуртуа, Дж. А. Ньюлендса, Л. Ю. Мейера); съезд химиков в Карлсруэ. Личностные качества Д. И. Менделеева.

Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Первая формулировка периодического закона. Горизонтальная, вертикальная и диагональная периодические зависимости.

Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современная трактовка понятия «химический элемент». Вторая формулировка периодического закона. Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Третья формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Тема 2.     Строение вещества (20 ч)

Химическая связь. Единая природа химической связи. Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и ее классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью: атомная и молекулярная. Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи, ее значение.

Межмолекулярные взаимодействия.

Единая природа химических связей: ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связи в одном веществе и т. д.

Свойства ковалентной химической связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность. Геометрия молекул.

Гибридизация орбиталей и геометрия молекул. sр3-гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sр2-гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита; sp-гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ.

Полимеры органические и неорганические. Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: «мономер», «полимер», «макромолекула», «структурное звено», «степень полимеризации», «молекулярная масса». Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры органические и неорганические. Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты.

Теория строения химических соединений А.М. Бутлерова. Предпосылки создания теории строения химических соединений: работы предшественников (Ж.Б. Дюма, Ф. Велер, Ш.Ф. Жерар, Ф.А. Кекуле), съезд естествоиспытателей в Шпейере. Личностные качества А.М. Бутлерова.

Основные положения теории химического строения органических соединений и современной теории строения. Изомерия в органической и неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ.

Основные направления развития теории строения органических соединений (зависимость свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного строения).

Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. Диалектические основы общности периодического закона Д.И. Менделеева и теории строения А.М. Бутлерова в становлении (работы предшественников, накопление фактов, участие в съездах, русский менталитет), предсказании (новые элементы — Ga, Se, Ge и новые вещества — изомеры) и развитии (три формулировки).

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Типы дисперсных систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Молекулярные и истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов.

Расчетные задачи. 1. Расчеты по химическим формулам. 2. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси. 3. Вычисление молярной концентрации растворов.

Демонстрации. Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связей. Модели молекул различной геометрии. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. Модели молекул изомеров структурной и пространственной изомерии. Коллекция пластмасс и волокон. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного, кварца и др. Модели молекул белков и ДНК. Образцы различных систем с жидкой средой. Коагуляция. Синерезис.

Лабораторные опыты. 1.Ознакомление с образцами органических и неорганических полимеров.

Химический практикум.

Практическая работа №1.  Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств.

Тема 3.    Химические реакции (15 ч)

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции; ее отличие от ядерной реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация, изомеризация и полимеризация. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и составу реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные реакции и неокислительно-восстановительные реакции); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические). Особенности классификации реакций в органической химии.

Вероятность протекания химических реакций. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия и экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Теплота образования. Понятие об энтальпии. Энтропия. Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ; температура (закон Вант-Гоффа); концентрация (основной закон химической кинетики); катализаторы. Катализ: гомо- и гетерогенный; механизм действия катализаторов. Ферменты. Их сравнение с неорганическими катализаторами. Ферментативный катализ, его механизм. Ингибиторы и каталитические яды. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ.

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление и температура. Принцип Ле Шателье.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом химической связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. Кислоты, соли, основания в свете электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Реакции, протекающие в растворах электролитов. Произведение растворимости.

Водородный показатель. Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биологических процессов.

Гидролиз. Понятие «гидролиз». Гидролиз органических соединений (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его значение. Гидролиз неорганических веществ. Гидролиз солей — три случая. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.

Электролиз. Электролиз расплавов электролитов. Электролиз водных растворов электролитов.

Расчетные задачи. 1. Расчеты по термохимическим уравнениям. 2. Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагирующих веществ и продуктов реакции. 3. Определение рН раствора заданной молярной концентрации. 4. Расчет средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ. 5. Вычисления с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции». 6. Нахождение константы равновесия реакции по равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ.

Демонстрации. Свойства соляной и уксусной кислот; реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды; свойства металлов; окисление альдегида в кислоту и спирта в альдегид. Реакции горения; реакции эндотермические на примере реакции разложения (этанола, калийной селитры, известняка или мела) и экзотермические на примере реакций соединения (обесцвечивание йодной воды и раствора перманганата калия этиленом, гашение извести и др.). Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разных концентрациях соляной кислоты; разложение пероксида водорода с помощью каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Взаимодействие цинка с различной поверхностью (порошка, пыли, гранул) с кислотой. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления. Индикаторы и изменение их окраски в различных средах. Гидролиз карбонатов, сульфатов, силикатов щелочных металлов; нитратов цинка или свинца (II). Гидролиз карбида кальция.

Лабораторные опыты. 1. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды для органических и неорганических кислот. 2. Использование индикаторной бумаги для определения рН слюны, желудочного сока и других соков организма человека. 3. Разные случаи гидролиза солей.

Тема 4.   Вещества и их свойства (23 ч)

Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные.

Классификация органических веществ. Углеводороды и классификация веществ в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.

Металлы. Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева и строение их атомов. Простые вещества — металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами и солями в растворах, органическими соединениями (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Значение металлов в природе и в жизни организмов.

Коррозия металлов. Понятие «коррозия металлов». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.

Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение.

Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева, строение их атомов. Электроотрицательность. Инертные газы. Двойственное положение водорода в периодической системе. Неметаллы — простые вещества. Их атомное и молекулярное строение. Аллотропия и ее причины. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями (азотной и серной кислотами и др.).

Водородные соединения неметаллов. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах.

Несолеобразующие и солеобразующие оксиды.

Кислородные кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла.

Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, с основными оксидами, с амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот.

Основания органические и неорганические. Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.

Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов некоторых металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. Понятие о комплексных соединениях. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера. Амфотерность аминокислот: взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипептидов), образование внутренней соли (биполярного иона).

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (на примере серы и кремния), переходного элемента (на примере цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии (для соединений, содержащих два атома углерода в молекуле). Единство мира веществ.

Расчетные задачи. 1. Вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. 2. Вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного. 3. Вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. 4. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов. 5. Определение молекулярной формулы газообразного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов. 6. Нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания. 7. Комбинированные задачи.

Демонстрации. Коллекция «Классификация неорганических веществ» и образцы представителей классов. Коллекция «Классификация органических веществ» и образцы представителей классов. Модели кристаллических решеток металлов. Коллекция металлов с разными физическими свойствами. Взаимодействие: а) щелочных металлов с водой, спиртами, фенолом; в) цинка с растворами соляной и серной кислот; Оксиды и гидроксиды хрома, их получение и свойства. Переход хромата в бихромат и обратно. Коррозия металлов в зависимости от условий. Защита металлов от коррозии: образцы «нержавеек», защитных покрытий. Коллекция руд. Электролиз растворов солей. Модели кристаллических решеток иода, алмаза, графита. Аллотропия фосфора, серы, кислорода. Свойства соляной, разбавленной серной и уксусной кислот. Взаимодействие концентрированных серной, азотной кислот и разбавленной азотной кислоты с медью. Реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты.

Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами представителей разных классов неорганических веществ. 2. Ознакомление с образцами представителей разных классов органических веществ. 3. Ознакомление с коллекцией руд. 4. Свойства соляной, серной (разб.) и уксусной кислот. 5. Взаимодействие гидроксида натрия с солями, сульфатом меди (II) и хлоридом аммония. 6. Разложение гидроксида меди (II). 7.Получение гидроксида алюминия и изучение его амфотерных свойств.

Химический практикум.

  1. Практическая работа №2 «Химические свойства кислот».
  2. Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений».

Тема 5. Химия в жизни человека (2 ч)

Химия и производство. Химическая промышленность, химическая технология. Сырье для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Основные стадии химического производства (аммиака и метанола). Сравнение производства этих веществ.

Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.

Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия.

Химия и повседневная жизнь человека. Домашняя аптечка. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых продуктов и промышленных товаров и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека.

Демонстрации. Коллекция удобрений и пестицидов. Образцы средств бытовой химии и лекарственных препаратов. Коллекции средств гигиены и косметики, препаратов бытовой химии.

Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному применению

4. Учебно- тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

 Из них

Практические работы

Контрольные работы

1.

Тема 1.

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева

8

-

К.р. №1

2.

Тема 2.

Строение вещества

20

Практическая работа   №1

«Получение, собирание и распознавание газов».

К.р. №2

3

Тема 3.

Химические реакции

15

-

К.р. №3

4.

Тема 4.

Вещества и их свойства

23

Практическая работа №2

«Химические свойства кислот».

Практическая работа №3

«Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений».

К.р. №4

5

Тема 5.

Химия в жизни человека

2

-

Итого

68

3

4

5. Список литературы

Учебно-методический комплект

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010.
  2. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2009 – 223, [1] с.: ил.
  3. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2005.
  4. Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс, 2000.
  5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл.: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2002-2007.
  6. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 кл.: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2003-2004.
  7. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2007.
  8. Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2012.
  9. Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. Химия. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2012.

Дополнительная литература для учителя

  1. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии /Сост. С.В. Суматохин, А.А Каверина. – М.: Дрофа,2007.
  2. Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение, 1985
  3. Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1983
  4. Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа, 2009
  5. Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. – М., 2009

Дополнительная литература для учащихся

  1. Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
  2. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
  3. Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
  4. Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2007-2008.
  6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2007.
  7. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010.
  8. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова «Химия Методическое пособие - профильный уровень» - М.: Дрофа 2006 год.
  9. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, «Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс» – М.: Дрофа, 2003 год.
  10. О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова «Химия 11 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику». – М.: Дрофа, 2004 г.
  11. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская «Химия 11 класс: Настольная книга для учителя». Часть 1  – М.: Дрофа, 2003 год.
  12. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская «Химия 11 класс: Настольная книга для учителя». Часть 2  – М.: Дрофа, 2003 год.
  13. О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г.Остроумова  «Задачи по химии и способы их решения» - М.: «Дрофа», 2004год.
  14. В.Г. Денисова «Химия 11 класс поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна, Г.Г.Лысовой» - Волгоград» Учитель 2003год.
  15. М.А.Рябова, У.Ю.Невская, Р.В.Линко «Тесты по химии 11 класс», - М.: Экзамен, 2006г.


Календарно-тематическое планирование

п/п

урока

Тема урока

Тип урока

Основные понятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

Демонстрационная часть

Домашнее задание

Дата проведе-ния

Д.- демонстрация,

Л. – лабораторный опыт

Пр.р. – практическая работа

п

ф

Тема 1. «Строение атома. Периодический закон Д.И. Менделеева» (8 часов)

1

1

Атом – сложная частица.

Обобщение и систематизац. знаний

Атом, ядро и электронная оболочка, электроны, протоны, нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.

Знать: современные представления о строении атома, понятия: химический элемент, изотопы.

Уметь: определять состав и строение атома элемента по положению в ПС

Д.Периодическая система химических элементов.

Модели атома.

§1,  упр.7,.9.

2

2

Состояние электронов в атоме.

Комбинированный урок

Электронное облако, орбиталь, форма орбиталей, энергетические уровни и подуровни, атомные орбитали.

Знать: сущность понятий электронная орбиталь и электронное облако, формы орбиталей, взаимосвязь номера уровня и энергии электрона.

Д.Таблица «Изображение электронных  орбиталей и облаков»

Задания в тетради.

3

3

Электронная конфигурация атомов химических элементов.

Комбинированный урок

Электронная формула атомов элементов. Электронно – графические формулы атомов элементов, электронная классификация элементов, особенности электронных оболочек переходных элементов

Знать: основные закономерности заполнения энергетических подуровней электронами.

Уметь: составлять электронные формулы атомов.

Д.Таблица «Распределение электронов по уровням»

§1, упр.8.

4

4

 Валентные возможности атомов хим. элементов. Степень окисления.

Комбинированный урок

Валентные электроны, сравнение валентности и степени окисления.

Знать: понятия: валентность и степень окисления.

Уметь: составлять сравнивать эти понятия.

Д.Периодическая система химических элементов

Задания в тетради.

5

 5

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома

Комбинированный урок

Предпосылки открытия закона, Строение периодической системы, изотопы, современное представление химического элемента

Знать: смысл и значение периодического закона, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины.

Уметь: давать характеристику элемента  на основании его расположения в ПС.

Д.Периодическая система химических элементов

§2, стр. 13-19, упр.10.

6

6

Значение периодического закона и Периодической системы Д.И. Менделеева

Комбинированный урок

Физический смысл порядкового номера элемента, причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов, значение закона для развития науки

Знать: физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы.

Презентация

«Имени Менделеева»

§2, стр. 20 – 23, упр.9.

7

7

Обобщение знаний по теме: «Строение атома. Периодический закон», подготовка к контрольной работе.

Урок применения знаний и умений

Знать: понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная масса, изотоп.

Уметь: давать характеристику элемента  на основании его расположения в периодической системе Д.И. Менделеева.

Д.Периодическая система химических элементов

Повторить §§1,2.

8

8

Контрольная работа №1 по теме: «Строение атома. Периодический закон Д.И. Менделеева».

Урок контроля  знаний

Повторить §§1,2.

Тема 2. «Строение вещества» (20 часов)

9

1

Ионная химическая связь.

Комбинированный урок

Ионная связь. Катионы и анионы. Классификация ионов по составу (простые и сложные). Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионной кристаллической решеткой

Знать: классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них. вещества немолекулярного строения (ионные кристаллические решетки); ион, ионная химическая связь (вещества ионного строения); Уметь: определять заряд иона, ионную связь в соединениях; объяснять природу ионной связи.

Д. Модель кристаллической решетки хлорида натрия.

Д. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита

§ 3, упр.9,10.

10

2

Ковалентная химическая связь.

Комбинированный урок

Ковалентная связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. Степень окисления и валентность химических элементов.

 Знать: важнейшие химические понятия: электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и атомного строения.

Уметь: определять валентность и степень окисления химических элементов, ковалентную связь в соединениях (полярную и неполярную); объяснять природу ковалентной связи

Д. Модели атомных и молекулярных кристаллических решеток

§ 4, упр.3,5.

11

3

Металлическая химическая связь.

Комбинированный урок

Металлическая связь и металлические кристаллические решетки.

Знать/понимать: важнейшие химические понятия: металлическая связь, вещества металлического строения.

Уметь: определять: металлическую связь; объяснять: природу металлической связи

Д. Модели металлических кристаллических решеток.

§5, упр.2,4.

12

4

Водородная химическая связь

Комбинированный урок

Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.

Знать: разновидности водородной связи

Д. Модель молекулы ДНК

§ 6, упр. 2,3.

13-14

5-6

Полимеры – высокомолекулярные соединения.

Пластмассы. Волокна. Биополимеры.

Комбинированный

Полимеры, ВМС, структурное звено, степень полимеризации. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение. Неорганические полимеры

Знать/понимать: важнейшие вещества и материалы: искусственные и синтетические волокна, пластмассы

Д. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты)

Л. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделий из них 

§ 7, стр.54-59, упр.2,3.

§ 7, стр.60-65, упр.5, 10.

15-16

7-8

Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова.

Современные направления развития теории.

Комбинированный

урок

Углеродный скелет, радикал, функциональные группы, гомологический ряд, виды изомерии, взаимное влияние атомов в молекуле, основные направления развития теории.

Знать: основные положения ТХС Бутлерова, важнейшие понятия: изомерия, гомологический ряд.

Уметь: составлять структурные формулы изомеров и гомологов, определять индукционный и мезомерный эффекты.

Д. Модели молекул структурных и пространствен. изомеров

Конспект в тетради.

17-18

9-10

Газообразное состояние вещества

Комбинированный

урок

Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Представители газообразных веществ: водород, кислород, аммиак, углекислый газ, этилен. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.

Знать/понимать: важнейшие химические понятия: моль, молярная масса, молярный объем

Д. Модель молярного объема газов.

Д. Три агрегатных состояния воды.

§8,стр.67-75,  упр.11(а,б,в).

§8, стр.76-79, упр.12.

19

11

Практическая работа №1«Получение, собирание и распознавание газов»

Урок практикум

Химический эксперимент по получению, собиранию и распознаванию водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака и этилена.

Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию кислорода, водорода, аммиака, углекислого газа, этилена. Правила ТБ

Оформить отчет по практической работе.

20-21

12-13

Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций

Урок применения знаний и умений

Вычисления с использованием физических величин (количество вещества, молярный объем газа, относительная плотность газа)

Уметь: выполнять расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций

Задачи в тетради

22

14

Жидкое состояние вещества

Комбинированный урок

Вода, ее биологическая роль. Применение воды. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение

Знать: понятия: временная, постоянная жесткость воды и способы ее устранения, минеральные воды, жидкие кристаллы

Д. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления

Л. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды

Л. Ознакомление с минеральными водами

§9, упр.7.

23

15

Твердое состояние вещества

Комбинированный урок

Аморфные твердые вещества в природе и жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества

Знать: понятия: кристаллические, аморфные вещества.

§10, упр.3,5.

24

16

Дисперсные системы

Комбинированный урок

Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных по агрегатному состоянию и по размеру частиц фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи. Коагуляция и синерезис

Знать: понятия: дисперсная фаза и дисперсионная среда, эмульсии, суспензии, аэрозоли. Гели, золи, коагуляция, синерезис.

Д. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля

Л. Ознакомление с дисперсными системами.

§11, упр.9,10.

25-26

17-18

Состав вещества. Смеси

Комбинированный урок

Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Закон постоянства состава веществ. Молекулярная формула (формульная единица). Массовая и объемная доля компонента в смеси. Массовая доля растворенного вещества. Массовая доля примесей. Массовая доля выхода продукта реакции

Знать/понимать: вещества молекулярного и немолекулярного строения-

основные законы химии: закон постоянства состава веществ

§12, упр.5,7.

§12, упр.9, 10.

27

19

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение вещества»

Урок применения знаний и умений

Строение вещества, химическая связь, кристаллические решетки, истинные и коллоидные растворы

Знать: основные теории химии: теорию химической связи

Уметь: объяснять природу химической связи, зависимость свойств веществ от их состава и строения; определять тип химической связи в соединениях

Повторить §§3-12, подготовиться к контрольной работе.

28

20

Контрольная работа №2 по теме: «Строение вещества

Урок контроля и знаний

Повторить §§3-12.

Тема 3. Химические реакции (15 часов)

29-30

1-2

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии 

Комбинированный урок

Химическая реакция, типы химических реакций, идущие без изменения качественного состава вещества, реакции ионного обмена в водных растворах, Типы химических реакций, идущие с изменением качественного состава вещества, электролиз растворов и расплавов.

Знать: какие процессы называются химическими реакциями, в чем их суть.

Уметь: устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным признакам классификации.

Д. Озонатор

Л. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса

§13, упр.4.

§ 14, 6,7.

31

3

Скорость химической реакции

Комбинированный урок

Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ, температура (закон Вант-Гоффа), концентрации, катализаторы и катализ.. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования

Знать/понимать: важнейшие химические понятия: катализ, скорость химической реакции

Уметь: объяснять зависимость скорости химической реакции от различных факторов

Д.Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разной концентрации соляной кислоты). Взаимодействие цинка (порошка, пыли, гранул) с кислотой

Л. Разложение пероксида водорода в присутствии катализаторов (оксида марганца (IV) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля)

§15, упр.7,8.

32

4

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.

Комбинированный урок

Обратимость реакций. Понятие о химическом равновесии, равновесные концентрации, константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение

равновесия. Принцип Ле Шателье

Знать: классификацию химических реакций (обратимые и необратимые), понятие химическое равновесие и условия его смещения.

§16, упр.3,5,6.

33

5

Роль воды в химических реакциях

Комбинированный урок

Роль воды в превращениях веществ. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: Растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые вещества Растворение как физико-химический процесс. Явления, происходящие при растворении веществ - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация и гидратация

Знать/понимать: важнейшие химические понятия: растворы

Д. Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (П), перманганата калия, хлорида железа (Ш)

§17, стр. 143 – 145, упр.5.

34

6

Электролитичес-кая диссоциация

Комбинированный урок

Электролиты и неэлектролиты. Диссоциация электролитов, Механизм диссоциации, свойства ионов, катионы

Катионы и  анионы, степень диссоциации, константа диссоциации. Сильные, слабые электролиты. Основные положения ТЭД.

Знать: понятия: электролит, неэлектролит, сущность механизма диссоциации, катион, анион, примеры сильных, средних, слабых электролитов.

Уметь: определять характер среды растворов неорганических соединений.

Д. Зависимость степени диссоциации уксусной кислоты от разбавления 

Л. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды

§17, стр.146-149, упр.10.

35

7

Водородный показатель. Химические свойства воды

Комбинированный урок

Взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение воды, образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии

Знать/понимать: константу диссоциации воды, ионное произведение.

Уметь: определять рН среды различными методами, характеризовать химические свойства воды 

Д. Взаимодействие лития и натрия с водой. 

Д. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом.

Д. Образцы кристаллогидратов

Индивидуальные задания.

36

8

Гидролиз неорганических веществ – солей

Урок ознакомления с новым  материалом

Понятие гидролиза. Гидролиз неорганических веществ. Три случая гидролиза солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.

Знать: типы гидролиза солей.

Уметь: составлять уравнения гидролиза солей, определять характер среды.

Д. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (П), карбида кальция

Л.

 Разные случаи гидролиза солей

§18, стр.150-152, упр.7

37

9

Гидролиз органических веществ

Урок ознакомления с новым  материалом

Гидролиз органических веществ и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.

Знать: типы органических соединений.

Уметь: составлять уравнения гидролиза солей, определять характер среды.

§18, стр.153-154, упр.8.

38-39

10-11

Окислительно-восстановительные реакции

Урок обобщения

Понятие об окислительно – восстановительной реакции. Окислителе, восстановителе, Метод электронного баланса. Окисление, восстановление

Знать: понятия окислитель, восстановитель,

Уметь: составлять ОВР методом электронного баланса

Д. Простейшие окислительно-восстановительные  реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (П)

 Л. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком

§19, стр.155-157, упр.1.

40-41

12-13

Электролиз

Урок ознакомления с новым  материалом

Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов; растворов (на примере хлорида натрия). Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия

Знать: электролиз расплавов электролитов, водных растворов электролитов

Уметь: определять продукты электролиза

§19, стр.158-162, упр.7.

§19, задание в тетради.

42

14

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Химические реакции»

Урок применения знаний и умений

Типы химических реакций, скорость химических реакций, гидролиз, ТЭД.

Знать: классификацию химических реакций. ТЭД. Ионные реакции. Скорость реакций и факторы, на нее влияющие. Химическое равновесие и условия его смещения. 

Уметь: определять характер среды в водных растворах неорганических соединений; объяснять зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов

Повторить §§13-19, подготовиться к контрольной работе.

43

15

Контрольная работа № 3 по теме: «Химические реакции».

Урок контроля  знаний

Повторить §§13-19.

Тема 4. Вещества и их свойства (23 часа)

44

1

Классификация неорганических веществ.

Комбинированный урок

Вещество, простые и сложные вещества, оксиды гидроксиды, кислоты, основания, соли – классификация, химические свойства основных классов неорганических соединений.

Знать: важнейшие классы неорганических соединений.

Уметь: определять принадлежность  веществ к различным классам неорганических соединений.

Л. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами

Конспект в тетради

45

2

Классификация органических веществ.

Комбинированный урок

Углеводороды их классификация, производные углеводородов, кислородсодержащие соединения, азотсодержащие соединения. Метан, этилен, этин, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки.

Знать/понимать: важнейшие химические понятия функциональная группа; важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, этанол, бензол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки 

Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам органических

Конспект в тетради

46-47

3-4

Металлы. Общие химические свойства металлов

Комбинированный урок

Простые вещества – металлы,  строение кристаллов и металлическая связь. Свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов. Основные металлы и сплавы.

Знать: основные металлы и сплавы.

Уметь: характеризовать общие химические свойства металлов; объяснять зависимость свойств металлов и сплавов от их состава и строения

Д. Горение железа, магния. Взаимодействие цинка с уксусной кислотой,  натрия – с водой.

Л. Ознакомление с коллекцией металлов и их соединениями; рудами

§20, стр.164-169, упр.5

§ 20, стр.164-169, задание в тетради.

48

5

Оксиды и гидроксиды металлов

Комбинированный урок

Свойства металлов, оксиды и гидроксиды металлов.

Знать: особенности свойств оксидов и гидроксидов металлов

Уметь: составлять формулы оксидов и гидроксидов металлов, сравнивать их свойства, учитывая положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева

Индивидуаль-ные задания.

49

6

Коррозия металлов.

Комбинированный урок

Коррозия, виды коррозии, способы защиты от коррозии.

Знать: причины коррозии, основные её типы и способы защиты от коррозии.

Д. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания

§20, стр.170-173, упр.7.

50

7

Металлы в природе. Способы получения металлов. Сплавы.

Обобщение

Руды металлов, пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия, электролиз, сплавы.

Знать: основные руды и сплавы металлов, их основные способы получения.

Подготовить сообщения.

Подготовить сообщения.

51

8

Химия металлов

Обобщение

История открытия металлов, особенности физических и химических свойств, важнейшие области применения в чистом виде и в сплавах.

Уметь: составлять краткие сообщения, опираясь на основные характеристики неметаллов

Индивидуальные задания.

52

9

Неметаллы.

Урок ознакомления с новым материалом

Неметаллы, атомное и молекулярное строение, аллотропия, инертные газы. Свойства неметаллов.

Знать: основные неметаллы, их окислительно-восстановительные свойства.

Д. Горение фосфора и серы.

Изготовление йодной спиртовой настойки. Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей.

§21, упр.6.

53

10

Соединения неметаллов: оксиды, гидроксиды, водородные соединения.

Комбинированный урок

Изменения кислотно – основных свойств периодах и группах, оксиды, кислоты. Окислительно – восстановительные свойства типичных неметаллов, характеристика подгруппы галогенов.

Уметь: характеризовать свойства неметаллов, опираясь на их положение в ПС. Изменение кислотных свойств высших окисдов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах.

Л.Знакомство с образцами неметаллов (по коллекциям).

§21, упр.7.

54

11

Оксиды

Комбинированный урок

Солеобразующий, несолеобразующий оксиды, основной кислотный, амфотерный.

Знать: классификацию и номенклатуру оксидов, химические свойства.

Конспект в тетради.

55-56

12-13

Кислоты органические и неорганические

Комбинированный урок

Классификация неорганических и органических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, с солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислот

Знать: классификацию, номенклатуру кислот, особенности свойств серной, азотной кислот.

Уметь: характеризовать свойства кислот.

Д. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью

Л.Ознакомление с коллекцией кислот

§22, стр.180-183, упр.5.

§22, стр.184-187, упр.7,8.

57

14

Практическая работа №2 «Химические свойства кислот»

Практическая работа

Химический эксперимент по изучению свойств кислот

Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических кислот

Оформить отчет по практической работе

58-59

15-16

Органические и неорганические основания

Комбинированный урок

Классификация оснований. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований

Знать: классификацию, номенклатуру оснований.

Уметь: называть основания по «тривиальной» или международной номенклатуре; характеризовать свойства оснований; определять характер среды в водных растворах щелочей; характеризовать общие химические свойства оснований; объяснять зависимость свойств оснований от их состава и строения

Л.Ознакомление с коллекцией оснований

Л.Получение и свойства нерастворимых оснований

§23, упр.5а. 6.

§23, упр.5б, 7.

60

17

Амфотерные органические и неорганические соединения.

Комбинированный урок

Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов, комплексные соединения.

Знать: понятие амфотерности.

Уметь: характеризовать свойства амфотерных соединений

Л.Получение и амфотерные свойства гидроксида алюминия

Задания в тетради.

61-62

18-19

Соли.

Комбинированный урок

Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (П) – малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (П) и (Ш)

Знать/понимать:

важнейшие вещества и материалы соли, минеральные удобрения

Уметь:

 называть соли по «тривиальной» или международной номенклатуре;

определять характер среды в водных растворах солей;

характеризовать

общие  химические свойства солей; объяснять зависимость свойств солей от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших солей

Д. Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом.

Д. Качественные реакции на катионы и анионы.

§24, упр.3,5а.

§24, упр.5б, 8.

63

20

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений.

Урок применения знаний и умений

Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии

Знать: важнейшие классы неорганических и органических соединений.

Уметь: характеризовать общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений

§25, упр.7

64

21

Практическая

работа №3

«Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений»

Урок - практикум

Правила работы в химической лаборатории. Правила безопасности при выполнении данной работы. Химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ

Знать: основные правила ТБ.

Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Оформить отчет по практической работе

65

22

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Вещества и их свойства»

Урок применения знаний и умений

Систематизация материала по данной теме, отработка теоретического материала в рамках данной темы

Знать: основы классификации и номенклатуры неорганических и органических веществ, важнейшие свойства изученных классов соединений.

Повторить §§20-25, подготовиться к контрольной работе

66

23

Контрольная работа № 4 по теме: «Вещества и их свойства»

Урок контроля  знаний

Повторить §§20-25.

Тема 5. Химия в жизни общества (2 часа)

67

1

Химия в сельском хозяйстве, производстве, медицине

Лекция

Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними, химизация. Химическая промышленность, химическая технология, сырье, научные принципы производства.

Химическое загрязнение окружающей среды, охрана гидросферы и почвы от химического загрязнения.

Знать: основные стадии производства аммиака и метанола, производство кислот и щелочей.

Уметь:

оценивать: влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

 определять: возможность протекания химических превращений в различных условиях, их последствия.

Д.Коллекции удобрений и пестицидов.

Д. Модели производства серной кислоты

Подготовить сообщения

68

2

Химия и повседневная жизнь человека.

Семинар

Домашняя аптечка, моющие и чистящие средства, средства борьбы с бытовыми насекомыми, средства личной гигиены и косметики.

Химия и пища, экология жилища, химия и генетика человека.

Уметь: использовать приобретенные знания, умения, навыки в повседневной жизни, соблюдать правила безопасности при использовании средств бытовой химии.

Д. Образцы средств гигиены и косметики

Л. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению

Подготовить сообщения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа «Химия» 8 класс предназначена для работы по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией– 5-е изд. – М.: Дрофа,2009., она составляется н...

Рабочая программа "Химия" 9 класс

Рабочая программа "Химия" 9 класс по УМК Габриелян О.С. , базовый уровень включает титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа: химия, 8 класс.

Рабочая программа составлена на основании Примерной программыосновного общего обра­зования по химии, а также программы курса химии дляучащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О...

Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна

Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИИ 9 класс. УМК О.С. Габриелян. 68 часов

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по химии О.С.Габриеляна. Полностью соотвествует требованиям государственного образовательного стандарта, ориентирована на использование УМК а...

Рабочая программа химия 11 класс

Рабочая программа по химии 11 класс О. С. Габриелян 4 часа в неделю. Профильное обучение...