Технологическая карта урока химии 8 класс "Периодический закон Д.И. Менделеева"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Цель урока: Дать представление о формировании знаний о периодическом законе и установить периодическую зависимость свойств химических элементов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
h8._periodicheskiy_zakon_d.i._mendeleeva.docx | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 8 классе
Тема урока: "Периодический закон Д.И. Менделеева"
Тип: усвоение новых знаний.
Цель: дать представление о формировании знаний о периодическом законе и установить периодическую зависимость свойств химических элементов.
Прогнозируемые результаты:
личностные:
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
учащиеся демонстрируют интерес к изучению теме
учить давать оценку своим действиям;
учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные:
учить анализировать и выделять общее;
предметные:
вспомнить понятие «периодический», выяснить периодическую зависимость свойств химических элементов.
Дидактические средства: учебник, периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева, памятки, карточки с заданиями.
Оборудование: Проектор, ноутбук, презентация, портрет Д.И.Менделеева, образцы металлов и неметаллов.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Этап урока | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
1 этап – Мотивация к учебной деятельности. | Проверка готовности учащихся к уроку. | Подготовка к уроку. | ЛУУД: управление своим настроением, умение выражать эмоции. РУУД: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
2 этап- Актуализация знаний и постановка учебной задачи | Перед вами простые вещества. На какие группы их можно разделить? При формировании знаний о химических элементах появилась необходимость в их классификации. | Предлагают возможные классификации. | ПУУД (логические): анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
- Вспомните, какая генетическая связь осуществляется у металлов и неметаллов. На основе этих знаний заполните таблицу. Организует сравнение ответов учащихся с правильными ответами. Обсуждение ответов. | Отвечают на вопросы учителя и заполняют таблицу. Делают выводы о полученных результатах. | РУУД (контроль): в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | |
Знакомит учащихся с первыми попытками классификации химических элементов: 1.В 1829 году немецкий химик Иоганн Вольфганг Дёберейнер предпринял первую значимую попытку систематизации элементов (Д. И. Менделеев сформулировал свой периодический закон на 40 лет позже, в 1869 году). Дёберейнер заметил, что некоторые сходные по своим химическим свойствам элементы можно объединить по три в группы, которые он назвал триадами: а) Li, Na, K 2.В 1864 году в книге «Современные теории химии» Мейер привел таблицу, где элементы были расположены в порядке увеличения их атомных масс. 3. В статье, датированной 20 августа 1864 годом, он отметил, что в этом ряду наблюдается периодическое появление химически сходных элементов. Пронумеровав элементы (элементы, имеющие одинаковые веса, имели и один и тот же номер) и сопоставив номера со свойствами элементов, Ньюлендс сделал вывод: «Разность в номерах наименьшего члена группы и следующего за ним равна семи; иначе говоря, восьмой элемент, начиная с данного элемента, является своего рода повторением первого, подобно восьмой ноте октавы в музыке…». Тем самым им впервые была высказана идея о периодичности изменения свойств элементов. Спустя год, 18 августа 1865 года, Ньюлендс опубликовал новую таблицу элементов, назвав её «законом октав» 4. Александр Эмиль Бегуйе де Шанкуртуа известен тем, что в 1862 предложил систематизацию химических элементов, основанную на закономерном изменении атомных масс — т. н. «земную спираль». | Слушают доклад, готовят вопросы. | ПУУД (общеучебные): поиск, выделение, структурирование информации | |
Организует целеполагание учебной деятельности на уроке. | Формулируют цель урока | ЛУУД (смыслообразование): «какое значение, смысл имеет для меня учение ЛУУД (нравственно-этическое оценивание): оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных ценностей ПУУД (общеучебные): формулирование познавательной цели | |
3 этап- Применение знаний и умений в новой ситуации | Изменение металлических и неметаллических свойств элементов в периоде и группе. Сейчас вы посмотрите эксперимент и должны будете объяснить происходящие явления. Но, прежде, давайте вспомним: - Какие вещества взаимодействуют с кислотами? - Каковы продукты взаимодействия перечисленных веществ? - От чего зависит интенсивность выделения пузырьков водорода, образующегося при взаимодействии кислот и металлов? Демонстрация взаимодействия натрия, магний, алюминий и кремний с соляной кислотой. | Смотрят эксперимент и отвечают на вопросы: - Какие вещества взаимодействуют с кислотами? - Каковы продукты взаимодействия перечисленных веществ? - От чего зависит интенсивность выделения пузырьков водорода, образующегося при взаимодействии кислот и металлов? - В каком периоде расположены элементы, простые вещества которых используются в данном опыте? | ПУУД (общеучебные): произвольное и осознанное построение речевого высказывания; КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли) |
Теперь давайте сделаем вывод об изменении свойств элементов в периодах. | Делают вывод, и записываю формулировку периодического закона стр.175 (Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Учебник химии для 8 класса) | ПУУД (общеучебные): произвольное и осознанное построение речевого высказывания; КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли) | |
В чем превосходство Д.И. Менделеева в создании таблицы? Руководствуясь периодическим законом Д.И.Менделеев исправил некоторые относительные атомные массы элементов. Руководствуясь свойствами элементов, Д.И.Менделеев предсказал существование еще неоткрытых элементов, оставив для них клетки в периодической системе незаполненными. Менделеев оставил место для трех элементов, назвав эти элементы так: экабор, экасилиций, экаалюминий. Приставка "эка" означает "подобный". Пользуясь своим законом, Дмитрий Иванович почти точно предсказал свойства этих элементов и их простых веществ. | Находят в таблице элементы, у которых массы расположены не по возрастанию. Сравнивают характеристики элементов. | КУУД (постановка вопросов): инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации КУУД (управление поведением партнёра): контроль, коррекция, оценка действий партнёра КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли) | |
4 этап- Обобщение и систематизация знаний | Задает вопросы. Как вы думаете, какую информацию содержали карточки Д.И. Менделеева? Какой из перечисленных признаков Менделеев взял за основу классификации химических элементов? Что же происходит со свойствами химических элементов в периоде и группе? | Отвечают на вопросы. | РУУД (контроль): в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
5 этап- Рефлексия (подведение итогов занятия) | На какие вопросы вы теперь можете ответить? | Оценивают свою работу и работу своих одноклассников. | ЛУУД (смыслообразование): «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него РУУД (прогнозирование): предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик |
6 этап- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Задает домашнее задание и дает инструктаж о его выполнении § 50, пересказ. | Вникают в суть домашнего задания. Осмысливают его | РУУД (контроль): в форме сличения способа действия и его результата |
Приложение 1.
1 вариант
Элемент | Символ элемента | Оксид | Основание | Кислота | Соль |
Литий | |||||
Натрий | |||||
Калий |
2 вариант
Элемент | Символ элемента | Оксид | Основание | Кислота | Соль |
Магний | |||||
Кальций | |||||
Стронций |
3 вариант
Элемент | Символ элемента | Оксид | Основание | Кислота | Соль |
Углерод | |||||
Кремний | |||||
Германий |
4 вариант
Элемент | Символ элемента | Оксид | Основание | Кислота | Соль |
Азот | |||||
Фосфор | |||||
Мышьяк |
Ответы:
1 вариант
Элемент | Символ элемента | Оксид | Основание | Кислота | Соль |
Литий | Li | Li2O | LiOH | - | LiCl |
Натрий | Na | Na2O | NaOH | - | NaCl |
Калий | K | K2O | KOH | - | KCl |
2 вариант
Элемент | Символ элемента | Оксид | Основание | Кислота | Соль |
Магний | Mg | MgO | Mg(OH)2 | - | MgCl2 |
Кальций | Ca | CaO | Ca(OH)2 | - | CaCl2 |
Стронций | Sr | SrO | Sr(OH)2 | - | SrCl2 |
3 вариант
Элемент | Символ элемента | Оксид | Основание | Кислота | Соль |
Углерод | C | CO2 | - | H2CO3 | K2CO3 |
Кремний | Si | SiO2 | - | H2SiO3 | K2SiO3 |
Германий | Ge | GeO2 | - | H2GeO3 | K2GeO3 |
4 вариант
Элемент | Символ элемента | Оксид | Основание | Кислота | Соль |
Азот | N | N2O5 | - | HNO3 | KNO3 |
Фосфор | P | P2O5 | - | HPO3, H3PO4 | KPO3, K3PO4 |
Мышьяк | As | As2O5 | - | H3AsO4 | K3AsO4 |
Источники:
- Технологическая карта урока по ФГОС. [Электронный ресурс]. – режим доступа http://en101.org/texnologicheskaya-karta-uroka-po-fgos/- Заглавие с экрана. – (Дата обращения 25.02.2019)
- Задачи Триады Дёберейнера. [Электронный ресурс]. – режим доступа https://elementy.ru/problems/195/Triady_Dyobereynera. - Заглавие с экрана. – (Дата обращения 25.02.2019)
- Предсказанные Менделеевым элементы. [Электронный ресурс]. – режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Предсказанные_Менделеевым_элементы- Заглавие с экрана. – (Дата обращения 25.02.2019)
- Конспект урока "Периодический закон Д.И.Менделеева и его значение" (8 класс). [Электронный ресурс]. – режим доступа https://infourok.ru/konspekt-uroka-periodicheskiy-zakon-dimendeleeva-i-ego-znachenie-klass-1265576.html- Заглавие с экрана. – (Дата обращения 25.02.2019)
- Шанкуртуа, Александр Эмиль. [Электронный ресурс]. – режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Шанкуртуа,_Александр_Эмиль- Заглавие с экрана. – (Дата обращения 25.02.2019)
- Ньюлендс, Джон Александр [Электронный ресурс]. – режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Ньюлендс,_Джон_Александр- Заглавие с экрана. – (Дата обращения 25.02.2019)
- Таблица Лотара Мейера. [Электронный ресурс]. – режим доступа http://school-collection.lyceum62.ru/ecor/storage/autoindex/8bdecc58-3661-6478-bd3f-ac735c720882/00149189248343876/00149189248343876.htm- Заглавие с экрана. – (Дата обращения 25.02.2019).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии «Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, его значение»
коспект урока по теме :«Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, его значение»Цел цель учебного материала способствовать созданию условий для...
Технологическая карта урока по физике "Законы постоянного электрического тока".
Составлена технологическая карта урока по физике "Законы постоянного электрического тока" для учащихся 8 класса, с учётом универсальных учебных действий (УУД). Использованы активные методы обуче...
Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии
Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии составлены согласно требованиям ФГОС. Технологические карты уроков составлены по теме "Углеводороды"....
Технологическая карта урока химии в 9 классе "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома"
Урок химии в 9 классе...
Технологическая карта урока химии 8 классе учителя химии
Формированние УДД...
Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».
Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...
Технологическая карта урока. 11 класс. Закон отражения света. Принцип Гюйгенса. Решение задач на закон отражения света
Технологическая карта урока. 11 класс. Закон отражения света. Принцип Гюйгенса. Решение задач на закон отражения света...
- Мне нравится (1)