урок по теме: Фенол
план-конспект урока по химии (10 класс)
Разработка урока поможет учителям, работающим в профильном 10 классе, провести урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryabihina_g.a.-_urok.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Фенол» (10 класс, хим/био проф.)
Тема урока: Фенол
Учитель: Рябихина Г.А.-МБОУ Сосновская СОШ №1, Сосновского района Тамбовской области.
Цель урока – сформировать понятие о фенолах как самостоятельном классе кислородсодержащих органических соединений в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
- предметные – формирование представлений о простейшем одноатомном феноле, ознакомление со способами получения фенола, его физическими и химическими свойствами, зависимости свойств от взаимного влияния атомов в молекуле.
- метапредметные – способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке;
- личностные – формировать качества, необходимые для адаптации в современном обществе.
Тип урока: урок изучения нового материала в ходе исследования.
Планируемые результаты:
Деятельностные:
создать условия для развития познавательного интереса к предмету через использование исследовательских навыков на уроке.
Коммуникативные:
обеспечение возможности сотрудничества: умения слышать и слушать, оказывать поддержку друг другу, работа с информацией, построение ответов.
Регулятивные : целеполагание, самоконтроль, самооценка
Формы организации занятия: фронтальный опрос, самостоятельная работа (тестирование), исследовательская деятельность.
Формы организации работы обучающихся: индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический (химический эксперимент)
Оборудование: компьютер, фенол, раствор хлорида железа (III), вода.
Ход урока.
- Орг. момент (Здравствуйте ребята! Настройтесь на волну успеха и у нас с вами всё получится).
- Контроль знаний по предыдущей теме.
Учитель:
- Ребята, вспомните, пожалуйста, как называется класс кислородсодержащих органических соединений, в молекулах которых углеводородный радикал связан с одной или несколькими гидроксогруппами?
- По каким признакам классифицируют спирты?
- Существуют ли четвертичные спирты? Объясните ответ.
– Для контроля усвоения этого материала, проведём тестирование. Вам будут предложены 10 вопросов с выбором только одного правильного ответа. Время для ответа на каждый вопрос – 20 с.-25с
(итого ̴ 4 мин.)
- Актуализация знаний.
«… Открытий путь – не легкий путь.
Но человеку не свернуть.
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шел вперед, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперед…» (Е. Ефимовский)
Продолжим движение вперёд и мы. Я хочу предложить вам выполнить вот такое логическое задание. Называется оно «Одно лишнее». Смотрим на экран (Найдите одно лишнее вещество среди перечисленных и объясните, почему вы так решили: метанол, толуол, пропанол, фенол).
Предполагаемый ответ учащихся: Лишнее вещество толуол, так как это ароматический углеводород, гомолог бензола. Другие названные вещества не являются углеводородами, это кислородсодержащие органические вещества.
Учитель:
- Исключите еще одно вещество. Поясните.
Предполагаемый ответ учащихся: Исключить можно фенол, так как метанол и этанол - предельные одноатомные спирты, а фенол к гомологическому ряду алканолов не относится.
Учитель: Совершенно верно, и мы таким образом, через решение логической задачи, подошли к теме нашего урока (какая?) – тема урока «Фенолы».
- Молодцы. Сегодня мы продолжаем говорить о многообразии орг. соединений – соединений, где главную роль играет углерод. Мир этих веществ богат и удивителен.
Учитель: сформулируйте цель нашего урока (изучить строение и свойства фенола).
Учитель: прежде чем приступить конкретно к изучению фенола, познакомимся с классификацией фенолов (см. слайд)
Учитель: важнейшим представителем фенолов является фенол.
Чтобы точнее разобраться в строении и свойствах фенола, я предлагаю вам провести всестороннее его исследование.
Итак, объектом нашего исследования является органическое кислородсодержащее вещество – фенол.
Для этого каждый из вас будет работать самостоятельно по инструктивным карточкам. Время работы 7-8 минут, а затем вы поделитесь информацией, наработками по своему вопросу.
(Инструктивные карточки, учебник, дополнительный материал. Информация).
- Наработки ребят (ответы у доски).
4. Подведение итогов урока.
Учитель: Ребята! Наше исследование подошло к логическому завершению, были заслушаны ваши отчеты, каждый из вас представил результаты, сделал выводы по своему блоку работы.
- Рефлексия.
Учитель:
- что нового вы узнали сегодня на уроке?
- можно ли считать, что ваши цели достигнуты?
- в чём испытывали трудность при изучении нового материала?
- пригодятся ли полученные знания на сегодняшнем уроке в жизни?
- Выставление оценок и д/з.
Уч. п.18, конспект, зад. №4, стр.193.
Карточка №1.
Предмет исследования: формулы простейшего одноатомного фенола.
Цель исследования: _______________________________________ .
Информация для анализа.
- Химическая формула фенола.
- Структурная формула фенола.
- Физические свойства фенола.
(см. материал учебника: п.18, стр.183-184)
- Интересное из «жизни» фенола (см. доп. материал).
Карточка №2.
Предмет исследования: взаимное влияние атомов и групп атомов в молекуле фенола.
Цель исследования: _______________________________________ .
Информация для анализа.
- Влияние бензольного кольца на группу – ОН.
- Влияние группы – ОН на бензольное кольцо.
(См. материал учебника: п.18, стр.185
Карточка №3.
Предмет исследования: химические свойства фенола по группе –ОН.
Цель исследования: _______________________________________ .
Информация для анализа.
Взаимодействие фенола :
1) со щелочными металлами;
2) со щелочами;
3) вытеснение фенола из фенолята натрия.
(см. материал учебника: п.18,стр.188)
________________________________________________________________
Карточка №4.
Предмет исследования: химические свойства фенола по бензольному ядру.
Цель исследования: _______________________________________ .
Информация для анализа.
Взаимодействие фенола:
- с бромной водой;
- нитрование: полное, неполное;
- гидрирование.
(см. материал учебника: п.18, стр.188-189.)
______________________________________________________________ .
Карточка №5.
Предмет исследования: химические свойства фенола .
Цель исследования: _______________________________________ .
Информация для анализа.
Реакции:
- поликонденсации с формальдегидом;
- качественная реакция с хлоридом железа (III) (опыт).
(см. материал учебника: п.18, стр. 190).
Правила техники безопасности!!!
____________________________________________________ .
Карточка №6.
Предмет исследования: получение и применение фенола.
Цель исследования: _______________________________________ .
Информация для анализа.
- каменноугольная смола;
- гидролиз хлорбензола;
- кумольный способ (окисление изопропилбензола).
- применение фенола и его биологическая роль.
(см. материал учебника: п.18, стр.191-192)
ТЕСТ
1.Общая формула предельных одноатомных спиртов
1) CnH2n 2) CnH2nO2
3) CnH2n+1OH 4) CnH2nO
2. Двухатомным спиртом является:
1) этанол 2) глицерин
3) этиленгликоль 4) пропанол
3.Назовите вещество: CH3-CH - СН - CH3
I I
СH3 ОН
1) 2 – метилбутан 2) 3- метилбутанол-2
3) пентан 4) изобутан.
4. Для многоатомных спиртов характерна:
1) реакция гидрогалогенирования
2) реакция гидратации
3) реакция гидрирования
4) реакция галогенирования
5. Не вступает в реакцию с этиловым спиртом:
1) Na 2) этанол
3) гидроксид меди (II) 4) уксусная кислота
6. Реактивом для распознавания одноатомных спиртов является:
1) оксид меди(II) 2) хлорид железа (III)
3) гидроксид меди (II) 4) пероксид водорода
7. Среди одноатомных спиртов самым ядовитым является:
1) этанол 2) метанол
3) пропанол 4) бутанол
8. Вещество, применяемое как антифриз:
1) этиленгликоль 2) метанол
3) глицерин 4) бутанол.
9. Многоатомные спирты распознают с помощью:
1) оксида меди(II) 2) этанола
3) гидроксида меди (II) 4) водорода
10. Простой эфир образуется при:
1) внутримолекулярной дегидратации спиртов
2) межмолекулярной дегидратации спиртов
3) реакции этерификации
4) взаимодействии спиртов с галогеноводородами.
Итоги теста, самооценка (каждое задание оценивается 1 баллом)
Шкала оценивания:
1-6 баллов – «3».
7-8 баллов – «4».
9-10 баллов – «5».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-обобщение Тема: «Спирты и фенолы»
Урок-обобщение "Спирты и фенолы"...
Технологическая карта дистанционного урока по химии по теме "Фенол" 10 класс
Данная разработка урока с применением ЭОР в 10 классе по теме "Фенол" по учебнику Э. Е. Нифантьева "Органическая химия. 10 класс" выполнена в виде технологической карты. О...
Урок по теме "Фенол" 10 класс
Урок по теме "Фенол" для 10 класса (профильный курс)...
конспект урока по теме фенол с использованием ИКТ
Данный блок уроков реализуется в ходе изучения курса органической химии в 10 классе (профильный уровень) по учебнику О.С.Габриеляна, &18. Возможно использование фрагментов ...
Открытый урок на тему:" Фенолы"
Урок по сингапурской метод.для 10 класса....
обобщающий урок по теме "Спирты и фенолы"
урок-обобщение с практической работой в классе по теме "Спирты и фенолы". К теоретической части урока создана презентация....
урок по теме "Фенолы и спирты"
Обобщающий урок - к нему технологическая карта со всеми дидактическими материалами к уроку....