Урок-обобщение Тема: «Спирты и фенолы»
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок-обобщение
Тема: «Спирты и фенолы»
Цель урока:
- Обобщить полученные сведения о спиртах и фенолах, их строении и химических свойствах;
- сделать выводы об общности и различии свойств спиртов и фенолов на основе электронных представлений:
- продолжить формировать представления о единстве материального мира
- научиться работать с обучающими компьютерными программами.
Оборудование:
1. Обучающая компьютерная программа «1 С: Репетитор»
2. Таблицы: «Электронное строение спиртов», «Фенол»
3. Шаростержневые модели атомов.
4. Карта заданий к уроку.
Хронометраж урока:
- Сообщение темы и цели урока / 3 мин/
- Электронное строение спиртов и фенолов и их химические свойства / 20 мин/
- Работа с картой заданий / 15 мин/
- Выполнение химических опытов / 5 мин/
- Решение качественных задач с использованием компьютера /10 мин/
- Компьютерное тестирование /10 мин/
- Подведение итогов урока. Выводы ./5 мин/
Ход урока.
- Строение и реакционная способность спиртов и фенолов.
Вопрос: Дать определение классу спиртов.
Ответ: Спирты- производные УВ, в которых атомы водорода замещены на одну или несколько гидроксогрупп.
Вопрос: Как можно классифицировать спирты?
Ответ: По радикалу и по количеству групп –ОН.
/на доске составляется схема/:
R-(ОН)n
СnH2n+1` CnH2n-1
R: предельный непредельный ароматический
n=1 - одноатомные
n≥2 - многоатомные
Примечание: Если группа –ОН связана непосредственно с бензольным кольцом, то соединение относится к классу фенолов.
I. Электронное строение и химические свойства спиртов и фенолов.
Вопрос: Что общего в электронном строении спиртов и фенолов и в чем отличие? Как это влияет на их химические свойства? Какие реакционные центры можно выделить в их молекулах? ∙∙
СН3→О←Н ─О←Н
Ответ:
1 реакционный центр:
RO−H - кислотные свойства.
Радикалы, связанные с ОН-групой влияют на подвижность атома водорода в ней:
-СН3 – электроноакцептор, - С6Н5 - электронодонор.
Вывод: Чем больше сдвиг электронной плотности к атому кислорода от радикала, тем слабее выражены кислотные свойства. Метанол более слабая кислота, чем фенол.
Вопрос: Как это подтверждается опытным путем?
Ответ: Спирты реагируют с Na, а фенолы еще и с NaOH.
Задание: Используя данные о реакционной способности группы –ОН в спиртах и фенолах, спрогнозировать свойства неизвестного вещества, имеющего следующую формулу:
HO- -CH2-OH
Ответ: Данное соединение сочетает в себе структуры спиртов и фенола, следовательно, будет давать реакции этих веществ:
HO- -CH2O-H + 2Na → Na-O-−− - - -CH2O-Na + H2↑
H-O- - CH2-OH + NaOH → Na-O- - - C −CH2-OH + H2O
Вопрос: Как можно повысить кислотные свойства спиртов?
Ответ: Введением в молекулу спирта сильного электроноакцепторного заместителя, например, галогена.
Задание: Сравнить кислотные свойства следующих спиртов:
- 2-бром-бутанол-1, 3-бромбутанол-1, 4-бромбутанол-1
- 2-фторпроанол-1, 2-хлопропанол-1, 2- бромпропанол-1
- 3-хлорпропанол-1, 3,3-дихлопропанол-1, 3,3,3-тихлопропанол-1.
Выводы по заданию:
- Атомы галогенов, имеющие высокую электроотрицательность, усиливают поляризацию связи –О←Н в сторону атома кислорода; атом водорода становится более подвижным, а кислотные свойства спирта усиливаются.
- Чем дальше находится атом галогена от связи –О←Н, тем его влияние меньше, т.к индуктивный эффект «затухает» по цепи, поэтому самыми сильными кислотными свойствами обладает 2-бромбутанол /задание 1/
- Чем больше Э.О. атома галогена, тем сильнее его влияние /-I/, поэтому,
2-фторпропанол обладает самыми сильными кислотными свойствами /задание 2/. - Чем больше атомов галогена в молекуле, тем больше их влияние, следовательно, 3,3,3-трихлопропанол обладает самыми выраженными кислотными свойствами /задание 3/.
2 реакционный центр: R─OH - замещение группы –ОН.
В спиртах эта реакция возможна, а в феноле – нет, так как группа –ОН «привязана» к бензольному кольцу за счет эффекта сопряжения (+М).
II. Используя карту заданий, расшифровать схему … и записать соответствующие уравнения реакций:
Расшифровка схемы:
CH3-CH2-OH CH2=CH2 + H2O /рис.1/
Этанол этилен
СH3OH + HCl→CH3Cl + H2O /рис.2/
Метанол хлорметан
СH3-OH + HO-CH3CH3-O-CH3 + H2O /рис.3/
Метанол диметиловый эфир
СH2=CH2 + HOH CH3-CH2-OH /рис.4/
Этилен этанол
Практическое задание:
1.Провести опыты, подтверждающие химические свойства спиртов, а также качественные реакции на данные классы соединений, используя рисунок 2 карты заданий.
2. «Озвучить» рисунок 3 карты заданий:
С2H5OH →C2H4 + H2O
2C2H5OHCH2=CH-CH=CH2 + H2O + H2
C2H5OH +Cu→ CH3-COH
3. Занимательные опыты.
3.1 «Несгораемый платок»:
Оборудование: носовой платок из хлопчатобумажной ткани, горелка, тигельные щипцы, длинная лучинка, этанол.
Описание опыта:
Прополоскать в воде носовой платок, затем слегка отжать его (так, чтобы он был достаточно влажным) и хорошо пропитать его спиртом.
Захватить платок за один из его концов тигельными щипцами и, держа их в вытянутой руке, поднести к ткани длинную лучинку. Спирт сразу вспыхнет – создается впечатление, что горит платок. Но горение прекращается, а платок остается невредимым, так как температура воспламенения влажной ткани значительно выше, чем для спирта.
. Опыт основан на реакции взаимодействия спиртов с кислородом - горении:
2C2H5OH + 7O2→ 4CO2+ 6H2O
- Окисление спиртов сильными окислителями (KMnO4):
Оборудование: штатив с пробиркой, H2SO4конц., этанол, перманганат калия
Описание опыта.
Пипеткой аккуратно, не смачивая стенок, вносят в сухую пробирку, закрепленную в штативе, 5 мл концентрированной серной кислоты. Затем по стенке другой пипеткой осторожно приливают 5 мл этилового спирта так, чтобы получилось два слоя. После этого насыпают 1-1,5 г KMnO4.
Через некоторое время на границе двух слоев появляются яркие вспышки, ощущается запах уксусного альдегида.
Уравнение реакции:
5C2H5OH + 2KMnO4 + 3 H2SO4→ 5CH3-COН + K2SO4 + 2MnSO4 + 8H2O
Этанол этаналь
Примеры решений:
правильное неправильное
Пример задачи на знание
химических свойств спиртов:
III. Решение качественных химических задач на знание свойств спиртов и фенолов с использованием компьютерной программы «1 С : Репетитор».
Интерактивный режим решения качественных задач позволяет предпринимать несколько попыток решения поставленной задачи, что способствует закреплению полученных знаний о реакционных центрах и связанных с ними химических свойства спиртов.
IV. Компьютерное тестирование по теме.
Вопросы теста:
Функциональная группа спиртов – это:
а / СOH б/ -OH в/ - СOOH г/ -С2Н5
2. Этанол может реагировать с :
а/ натрием и кислородом
б/ бромидом меди(II) и оксидом меди (II)
в) уксусной кислотой и метаном
г) этиленом и формальдегидом
3. Фенолят натрия можно получить:
а/ только реакцией спиртов и металлического натрия
б/ только реакцией фенола и едкого натра
в/ обоими способами (а и б)
г/ реакцией спиртов и поваренной соли
4. При сильном нагревании этанола с концентрированной серной кислотой в качестве основного продукта образуется:
а/ сульфат
б/ этилен
в/ сложный эфир
г/ простой эфир
5. Сколько изомерных спиртов отвечает формуле C4H9OH:
а/ 2 б/ 3 в/ 4 г/ 5
Оценка результативности:
За каждый правильный ответ – 1 балл. Время выполнения - 10мин.
Выводы по уроку:
- Наличие полярной группы –О←Н обуславливает сходство химических свойств спиртов и фенолов /реакция с щелочными металлами/
- Наличие в молекуле алифатических /в спиртах/ и ароматических /в фенолах/ радикалов по-разному влияют на поляризацию связи -О←Н:
положительный индуктивный эффект предельных радикалов делает связь R→О←Н менее полярной, что является причиной слабых кислотных свойств спиртов /реагируют только с активными металлами и не реагируют с щелочами/;
влияние же бензольного кольца проявляется в сопряжении π-электронов с неподеленной парой электронов атома кислорода, что усиливает поляризацию связи
–О←Н и приводит к усилению кислотных свойств фенола по сравнению со спиртами
/ реакция с NaOH/.
3. Вышеперечисленные особенности подтверждают положение ТХС о взаимном влиянии атомов в молекуле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спирты и фенолы
Разработка урока химии в 10 классе, по УМК Кузнецовой Н.Е....
Контрольная работа по химии в 10 классе "Спирты и фенолы" (углубленный уровень)
Контрольная работа модифицирована учителем химии, аспирантом неорганической химии А. М. Галенко для обучающихся 10 классов с углубленным изучением химии. В контрольной работе проверяются знания только...
Открытый урок "Спирты и фенолы"
Обобщающий урок по теме "Спирты и фенолы" в 10 классе проводится в игровой форме с целью закрепления изученного материала. Урок разработан с использованием здоровьесберегающих технологий, что способст...
Подготовка к ЕГЭ. Дидактический материал "Обобщение по спиртам и фенолам"
В ходе повторения и обобщения материала ученики делают отметки в таблице, прописывают все уравнения реакций. Работа выполняется самостоятельно в удобное для ученика время ( в школе и дома). Проверка и...
Обобщение и систематизация знаний по теме «Спирты и фенолы»
Методическая разработка урока химии в 10 классе Автор учитель химии ГОУ СОШ № 466 Овчарова Ольга Эдуардовна ...
Зачет по теме "Бензол.Спирты и фенолы"
Зачет по теме "Бензол", "Спирты и фенолы" проверяет знание учеников как теоретическое, так и практическое...
Технологическая карта урока химии в 10 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме «Спирты и фенолы». Применение спиртов и фенолов." ФГОС , профильный уровень
Последний урок в теме «Спирты и фенолы», раздел «Кислородсодержащие органические вещества» Урок- практикум. Технологическая карта урока составлена в соответствии с требов...