КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ХИМИЯ 9 КЛАСС
календарно-тематическое планирование по химии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование 9 класс
Раздел программы. | Тема Примерное содержание. | Образовательные результаты: предметные, метапредметные и личностные, выраженные в действиях | ||
Раздел 1. Многообразие химических реакций ( 17 ч ) | ||||
Тема 1.Классификация химических реакций ( 7 ч ) | ||||
1-2.Окислительно-восстановительные реакции | Основные понятия. Окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, степень окисления, метод электронного баланса. | Предметные. Знать определения окислительно-восстановительной реакции, окислителя, восстановителя. Уметь уравнивать окислительно-восстановительные реакции, разъяснять процессы окисления и восстановления, приводить примеры окислительно-восстановительных реакций. Метапредметные. Уметь понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы. Развивать умения самостоятельно работать с книгой, формулировать выводы. Личностные. Формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Основные виды деятельности учащихся. Отличать окислительно-восстановительные реакции от химических реакций других типов. Уравнивать окислительно-восстановительные реакции. | ||
3. Тепловые эффекты химических реакций | Основные понятия. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения реакций. Закон сохранения и превращения энергии. | Предметные. Знать классификационный признак термохимических реакций. Понимать значение терминов: тепловой эффект химической реакции, термохимическое уравнение реакции, экзо- и эндотермические реакции. Уметь записывать термохимические уравнения реакций и вычислять количество теплоты по термохимическому уравнению реакции. Метапредметные. Продолжить формировать умение классифицировать на примере составления классификации химических реакций. Развивать умение формулировать выводы. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки. Основные виды деятельности учащихся. Отличать термохимические уравнения реакций от других видов уравнений химических реакций. Различать экзо- и эндотермические реакции. | ||
4. Скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе. | Основные понятия. Скорость химической реакции, катализ, катализатор, ингибирование, ингибитор, ферменты. | Предметные. Знать определение скорости химической реакции и её зависимость от условий протекания реакции. Понимать значение терминов «катализатор», «ингибитор», «ферменты». Уметь определять, как изменится скорость реакции под влиянием различных факторов. Метапредметные. Используя межпредметные связи, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи. Развивать умение формулировать выводы. Уметь применять знания, полученные при изучении других предметов, в конкретной ситуации. Личностные. Формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Основные виды деятельности учащихся. Наблюдать и описывать химические реакции, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. | ||
5. Практическая работа 1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость | Изучить на практике условия, влияющие на скорость предложенных химических реакций. Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием, а также объяснять наблюдения и результаты проводимых химических опытов. | Предметные. Уметь объяснять влияние различных факторов на скорость химических реакций. Метапредметные. Развивать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Совершенствовать экспериментальные умения в проведении химического эксперимента. Личностные. Развивать умения оценивать ситуацию и оперативно принимать решение, находить адекватные способы взаимодействия с одноклассниками во время проведения практической работы. Основные виды деятельности учащихся. Пользоваться лабораторным оборудованием, нагревательными приборами, оказывать первую помощь при ожогах и травмах, полученных во время работы с реактивами и лабораторным оборудованием, исследовать условия, влияющие на скорость химической реакции. | ||
6. Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом равновесии | Основные понятия. Обратимые и необратимые реакции. Прямая и обратная реакции. Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье. | Предметные. Знать определения обратимых и необратимых реакций, химического равновесия, условия смещения химического равновесия. Уметь объяснять на конкретном примере способы смещения химического равновесия. Метапредметные. Понимать значение терминов «обратимые и необратимые реакции», «химическое равновесие». Формировать умения на практике пользоваться основными логическими приёмами, наблюдать, решать проблемы, прогнозировать, формулировать выводы. Личностные. Развивать коммуникативную компетентность, умение уважать иную точку зрения при обсуждении проблемы. Основные виды деятельности учащихся. Наблюдать и описывать химические реакции, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. | ||
7. Вычисления по химическим уравнениям массы (количества, объёма) вещества по известной массе (количеству, объёму) одного из вступивших или получающихся в результате реакции веществ. Определение теплового эффекта реакции по её термохимическому уравнению | Закрепить умение решать расчётные задачи по уравнениям химических реакций. | Предметные. Уметь решать расчётные задачи по уравнениям химических реакций с использованием массы, количества или объёма одного из вступивших или получающихся в результате реакции веществ. Уметь производить расчёты по термохимическим уравнениям реакций. Метапредметные. Развивать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. Развивать коммуникативную компетентность, уметь уважать иную точку зрения при обсуждении результатов выполненной работы. Основные виды деятельности учащихся. Производить расчёты по химическим уравнениям реакций. | ||
Тема 2.Химические реакции в водных растворах ( 10 ч ) | ||||
8.Сущность процесса электролитической диссоциации | Основные понятия. Электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, гидратация, кристаллогидраты, кристаллизационная вода. | Предметные. Знать определения понятий «электролит»,«неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Уметь иллюстрировать примерами изученные понятия и объяснять причину электропроводности водных растворов солей, кислот и щелочей. Метапредметные. Уметь определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы. Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. Развивать коммуникативную компетентность, умение уважать иную точку зрения при обсуждении проблемы. Основные виды деятельности учащихся. Использовать межпредметные связи, проводить наблюдения по ходу демонстрационного эксперимента, исследовать свойства растворов электролитов и неэлектролитов, обсуждать в группах результаты опытов. | ||
9. Диссоциация кислот, оснований и солей | Основные понятия. Кислоты, основания, соли (с точки зрения теории электролитической диссоциации), ступенчатая диссоциация кислот, ион гидроксония (для сильных учащихся). | Предметные. Знать определения понятий «кислота», «основание», «соль» с точки зрения теории электролитической диссоциации. Уметь объяснять общие свойства кислотных и щелочных растворов наличием в них ионов водорода и гидроксид-ионов соответственно, а также составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей. Метапредметные. Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. Основные виды деятельности учащихся. Проводить наблюдения в ходе демонстрационного эксперимента, исследовать свойства растворов электролитов, обсуждать результаты опытов, делать выводы. | ||
10. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. | Основные понятия. Степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты. | Предметные. Знать определения понятий «степень электролитической диссоциации», «сильные электролиты», «слабые электролиты». Понимать разницу между сильными и слабыми электролитами. Метапредметные. Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. Основные виды деятельности учащихся. Работать с текстом, находить в нём ответы на заданные учителем вопросы, проводить наблюдения за ходом демонстрационного эксперимента, обсуждать результаты опытов, делать выводы. | ||
11. Реакции ионного обмена и условия их протекания | Основные понятия. Реакции ионного обмена, полные и сокращённые ионные уравнения, обратимые и необратимые реакции. | Предметные. Знать определение реакций ионного обмена, условия их протекания. Уметь составлять полные и сокращённые ионные уравнения необратимых реакций и разъяснять их сущность, приводить примеры реакций ионного обмена, идущих до конца. Метапредметные. Формировать умение формулировать выводы и заключения. Личностные. Формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, коммуникативную компетентность и уважение к иной точке зрения при обсуждении результатов выполненной работы. Основные виды деятельности учащихся. Наблюдать и описывать свойства изучаемых веществ в ходе лабораторного эксперимента. Использовать лабораторное оборудование и химическую посуду. | ||
12-13. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях | Отработка умения составлять полные и сокращённые ионные уравнения реакций на примере свойств основных классов неорганических соединений. | Предметные. Уметь составлять полные и сокращённые ионные уравнения необратимых реакций и разъяснять их сущность. Характеризовать условия течения реакций, идущих до конца, в растворах электролитов. Метапредметные. Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия. Личностные. Формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, коммуникативную компетентность и уважение к иной точке зрения при обсуждении результатов выполненной работы. Основные виды деятельности учащихся. Исследовать свойства растворов электролитов, описывать свойства изучаемых веществ в ходе лабораторного эксперимента, давать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «ион», «катион», «анион». Составлять полные и сокращённые ионные уравнения реакций на примере свойств основных классов неорганических соединений. | ||
14. Гидролиз солей | Основные понятия. Гидролиз солей. | Предметные. Знать определение гидролиза солей. Уметь определять характер среды растворов солей по их составу. Метапредметные. Уметь определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы. Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию | ||
15. Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов» | Научить применять теоретические знания для решения экспериментальных задач. Совершенствовать умение объяснять результаты проводимых химических опытов. Обратить внимание на соблюдение правил техники безопасности при проведении химического эксперимента. | Предметные. Уметь применять теоретические знания на практике, объяснять результаты проводимых опытов, характеризовать условия протекания реакций в растворах электролитов до конца. Метапредметные. Развивать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Совершенствовать экспериментальные умения в проведении химического эксперимента. Личностные. Развивать умения оценивать ситуацию и оперативно принимать решение, находить адекватные способы взаимодействия с одноклассниками во время проведения практической работы. Основные виды деятельности учащихся. Соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, оказывать первую помощь при ожогах и травмах, полученных при работе с реактивами и лабораторным оборудованием, исследовать свойства растворов электролитов. | ||
16. Обобщение по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация» | Подготовить учащихся к контрольной работе. 1. Составьте схему «Классификация химических реакций» и проиллюстрируйте её конкретными примерами. 2. Объясните механизм электролитической диссоциации веществ с ионной связью. 3. Объясните механизм электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной связью. 4. Объясните сущность реакции нейтрализации. | Предметные. Уметь применять знания об окислительно-восстановительных реакциях, электролитической диссоциации для объяснения и предсказания свойств конкретных веществ. Метапредметные. Формировать умения понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятий, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения. Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, коммуникативную компетентность при решении творческих задач, умение находить адекватные способы поведения и взаимодействия со сверстниками. | ||
17. Контрольная работа по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация» | Проконтролировать знания и умения по те- мам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация». | Предметные. Уметь использовать приобретённые знания. Метапредметные. Развивать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. Основные виды деятельности учащихся. Выполнять задания определённой сложности по пройденному материалу. | ||
Раздел 2.Многообразие веществ | ||||
Тема 3.Галогены ( 6 ч ) | ||||
18. Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Получение галогенов. | Основные понятия. Галогены. Хлорная, бромная, иодная вода. | Предметные. Знать закономерности изменения свойств элементов в А-группах. Уметь давать характеристику элементов-галогенов по их положению в периодической таблице и строению атомов. Метапредметные. Формировать умения самостоятель- но планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки. Основные виды деятельности учащихся. Самостоятельная работа с книгой с целью углубления знаний о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строении вещества. | ||
19. Физические и химические свойства галогенов. Сравнительная характеристика галогенов. | Основные понятия. Возгонка, конденсация. | Предметные. Знать физические и химические свойства галогенов. Уметь характеризовать свойства простых веществ галогенов на основе положения в периодической системе, вида химической связи и типа кристаллической решётки. Метапредметные. Формировать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, делать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки. Основные виды деятельности учащихся. Самостоятельная работа с учебником с целью углубления знаний о строении вещества, электролитической диссоциации, окислительно- восстановительных реакциях, химической связи. | ||
20. Хлор. Свойства и применение хлора | Основные понятия. Хлор, хлорноватистая кислота. | Предметные. Знать свойства хлора как простого вещества. Уметь составлять и объяснять с точки зрения окисления и восстановления уравнения реакций, характеризующих химические свойства хлора. Метапредметные. Формировать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, делать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки. Основные виды деятельности учащихся. Работать с текстом, находить примеры, подтверждающие текстовую информацию, наблюдать за ходом эксперимента и обсуждать его. Записывать уравнения реакций и объяснять их с точки зрения окисления и восстановления. | ||
21. Хлороводород: получение и физические свойства | Основные понятия. Синтез хлороводорода, цепные реакции. | Предметные. Знать способ получения хлороводорода в лаборатории и уметь собирать его в пробирку, колбу. Уметь характеризовать свойства хлороводорода. Метапредметные. Формировать умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Личностные. Воспитывать российскую гражданскую идентичность: патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за отечественную науку. Основные виды деятельности учащихся. Соблюдать правила техники безопасности при работе с концентрированными кислотами, нагревательными приборами. Наблюдать демонстрационные и самостоятельные опыты. Описывать свойства изучаемого вещества на основе наблюдений. | ||
22. Соляная кислота и её соли | Систематизировать знания о свойствах кислот на примере соляной кислоты. Изучить индивидуальные свойства соляной кислоты, качественную реакцию на соляную кислоту и её соли. Основные понятия. Качественная реакция на хлорид-ионы. | Предметные. Знать общие и индивидуальные свойства соляной кислоты. Уметь отличать соляную кислоту и её соли от других кислот и солей. Метапредметные. Формировать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, делать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки. Основные виды деятельности учащихся. Самостоятельно работать с целью углубления знаний о получении и свойствах хлороводорода, о составе, свойствах и применении соляной кислоты. Соблюдать меры предосторожности при работе с химическими реактивами. | ||
23. Практическая работа 3. Получение соляной кислоты и изучение её свойств | Практически изучить условия получения хлороводорода, его свойства и способы собирания. Научить распознавать соляную кислоту и её соли. Повторить правила техники безопасности при работе с кислотами. | Предметные. Уметь применять теоретические знания на практике, объяснять наблюдения и результаты проводимых опытов. Уметь собирать простейший прибор для получения газов, растворять хлороводород в воде. Уметь распознавать соляную кислоту и её соли. Метапредметные. Развивать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи. Совершенствовать экспериментальные умения при проведении химического эксперимента. Личностные. Развивать умения оценивать ситуацию и оперативно принимать решение, находить адекватные способы взаимодействия с одноклассниками во время проведения практической работы. Основные виды деятельности учащихся. Соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, оказывать первую помощь при ожогах и травмах, полученных при работе с реактивами и лабораторным оборудованием, исследовать свойства изучаемых веществ. | ||
Тема 4. Кислород и сера ( 8 ч. ) | ||||
24. Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия серы | Основные понятия. Аллотропные модификации серы: пластическая и кристаллическая (ромбическая, моноклинная) сера. | Предметные. Знать закономерности изменения свойств элементов в А-группах, определение понятия аллотропии. Уметь давать характеристику элементов и простых веществ подгруппы кислорода по их положению в периодической та- блице и строению атомов. Уметь объяснять, почему число простых веществ в несколько раз превышает число химических элементов. Метапредметные. Формировать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, делать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, со- ответствующее современному уровню развития науки. Основные виды деятельности учащихся. Самостоятельно работать с учебником с целью углубления знаний о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строении вещества. | ||
25. Свойства и применение серы | Рассмотреть физические и химические свойства серы. Охарактеризовать нахождение серы в природе и её применение. Основные понятия. Флотация. | Предметные. Знать физические и химические свойства серы. Уметь составлять уравнения реакций, подтверждающих окислительные и восстановительные свойства серы, сравнивать свойства простых веществ серы и кислорода, разъяснять эти свойства в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах. Метапредметные. Формировать умения сравнивать, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Личностные. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. Основные виды деятельности учащихся. Самостоятельно составлять уравнения реакций, подтверждающих окислительные и восстановительные свойства серы, сравнивать свойства простых веществ серы и кислорода, разъяснять эти свойства в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах. | ||
26. Сероводород. Сульфиды | Объяснить получение сероводорода в лабора- тории и его свойства. Расширить представления о классификации солей. При работе с сероводородом обратить внимание на соблюдение правил техники безопасности. Ознакомить с качественной реакцией на сульфид-ионы. Основные понятия. Сульфиды, гидросульфиды. | Предметные. Знать способ получения сероводорода в лаборатории и его свойства. Уметь записывать уравнения реакций, характеризующих свойства сероводорода, в ионном виде, проводить качественную реакцию на сульфид-ионы. Метапредметные. Формировать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований. Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и само- образованию. Основные виды деятельности учащихся. Самостоятельно составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства сероводорода, молекулярные формулы средних и кислых со- лей. Проводить химический эксперимент по распознаванию сульфид-ионов. | ||
27. Оксид серы(IV). Сернистая кислота и её соли | Изучить способы получения сернистого газа, свойства сернистого газа и сернистой кислоты, применение этих веществ. Ознакомить с качественной реакцией на сульфит-ионы. Основные понятия. Сернистый газ, сульфиты, гидросульфиты. | Предметные. Знать свойства сернистого газа, сернистой кислоты. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих свойства этих веществ, объяснять причину выпадения кислотных дождей, проводить качественную реакцию на сульфит-ионы. Метапредметные. Формировать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. Основные виды деятельности учащихся. Самостоятельно составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства сернистого газа и сернистой кислоты, молекулярные формулы средних и кислых солей. Проводить химический эксперимент по распознаванию сульфит-ионов. | ||
28. Оксид серы(VI). Серная кислота и её соли | Изучить свойства оксида серы(VI) и разбав- ленной серной кислоты. Познакомить с качественной реакцией на сульфат-ионы. Основные понятия. Сульфаты, гидросульфаты. | Предметные. Знать свойства разбавленной серной кислоты. Уметь записывать уравнения реакций, характеризующих свойства разбавленной серной кислоты, и разъяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах, проводить ка- чественную реакцию на сульфат-ионы. Метапредметные. Формировать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований. Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и само- образованию. Основные виды деятельности учащихся. Самостоятельно составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства разбавленной серной кислоты, и разъяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах. Составлять молекулярные формулы средних и кислых солей серной кислоты. Проводить химический эксперимент по распознаванию сульфат-ионов. | ||
29. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты | Рассмотреть свойства концентрированной серной кислоты, получение серной кислоты в промышленности, применение серной кислоты и её солей. Основные понятия. Серный ангидрид, олеум. | Предметные. Знать свойства концентрированной серной кислоты и способ её разбавления. Уметь отличать концентрированную серную кислоту от разбавленной, устанавливать зависимость между свойствами серной кислоты и её применением. Метапредметные. Формировать умения осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности. Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и само- образованию. Основные виды деятельности учащихся. Составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства концентрированной серной кислоты, и разъяснять их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах. | ||
30. Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» | Совершенствовать умения решать экспери- ментальные качественные задачи по теме «Кислород и сера» и объяснять проводимые реакции в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах. | Предметные. Уметь применять теоретические знания на практике, объяснять наблюдения и результаты проводимых опытов, характеризовать условия течения реакций до конца в растворах электролитов. Метапредметные. Развивать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Совершенствовать экспериментальные умения в проведении химического эксперимента. Личностные. Развивать умения оценивать ситуацию и оперативно принимать решение, находить адекватные способы взаимодействия с одноклассниками во время проведения практической работы. Основные виды деятельности учащихся. Соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, оказывать первую помощь при ожогах и травмах, полученных при работе с реактивами и лабораторным оборудованием, исследовать свойства изучаемых веществ. | ||
31. Решение расчётных задач | Научить решать задачи по уравнениям хими- ческих реакций с использованием веществ, содержащих определённую долю примесей. | Предметные. Уметь решать расчётные задачи по уравнениям химических реакций с использованием веществ, содержащих определённую долю примесей. Метапредметные. Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, решать расчётные задачи. Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и само- образованию. Основные виды деятельности учащихся. Самостоятельно рассмотреть алгоритм решения задачи по уравнению химической реакции с использованием веществ, содержащих определённую долю примесей. Решать задачи данного типа. | ||
Тема 5.АЗОТ И ФОСФОР (9 ч) | ||||
32. Положение азота и фосфора в периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Азот: свойства и применение | Дать общую характеристику элементов VА-группы по положению в периодической таблице элементов Д. И. Менделеева и строению атомов. Объяснить физические и химические свойства азота как простого вещества, роль азота в природе. Основные понятия. Нитриды. | Предметные. Уметь характеризовать химические элементы на основании их положения в периодической системе и строения их атомов. Знать свойства азота. Уметь объяснять причину химической инертности азота, составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства азота, и разъяснять их с точки зрения представлений об окислительно-восстановительных процессах. Метапредметные. Формировать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, и коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. Основные виды деятельности учащихся. Самостоятельно давать характеристику элементов VA-группы на основании их положения в периодической системе и строения атомов. Рассматривать химические свойства азота с точки зрения представлений об окислительно-восстановительных процессах. Обсуждать роль азота в природе. | ||
33. Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение | Рассмотреть строение молекулы аммиака. Объяснить свойства аммиака, его получение и применение. Рассмотреть донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. Основные понятия. Ион аммония, донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. | Предметные. Знать механизм образования иона аммония, химические свойства аммиака. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства аммиака, и разъяснять их с точки зрения представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах. Метапредметные. Формировать умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, со- ответствующее современному уровню развития науки. Основные виды деятельности учащихся. Составлять схему образования иона аммония. Характеризовать физические свойства аммиака на основе наблюдения демонстрационного опыта получения аммиака. Объяснять реакции горения аммиака в кислороде и окисления кислородом в присутствии катализатора с точки зрения представлений об окислительно- восстановительных процессах. Самостоятельно работать с учебником. | ||
34. Практическая работа 5. Получение аммиака и изучение его свойств | Научить получать аммиак реакцией ионного обмена и выполнять химические реакции, характеризующие свойства аммиака и его водного раствора. | Предметные. Уметь получать аммиак реакцией ионного обмена и доказывать опытным путём, что собранный газ — аммиак, анализировать результаты опытов и делать обобщающие выводы. Метапредметные. Развивать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, оценивать ситуацию и оперативно принимать решение, находить адекватные способы взаимодействия с одноклассниками во время проведения практической работы. Совершенствовать умение проводить химический эксперимент. Личностные. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности. Основные виды деятельности учащихся. Соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, оказывать первую помощь при ожогах и травмах, полученных при работе с реактивами и лабораторным оборудованием, исследовать свойства аммиака. | ||
35. Соли аммония | Рассмотреть физические и химические свойства солей аммония и их применение. Основные понятия. Соли аммония. | Предметные. Знать качественную реакцию на ион аммония. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства солей аммония, и разъяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации. Метапредметные. Формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Личностные. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности. Основные виды деятельности учащихся. Составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства солей аммония, и разъяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации. Проводить химический эксперимент (взаимодействие солей аммония со щелочами). | ||
36. Азотная кислота: строение молекулы, получение. Общие свойства азотной кислоты | Объяснить строение молекулы азотной кис- лоты. Закрепить знания о свойствах кислот на примере азотной кислоты. Рассмотреть химизм получения азотной кислоты. | Предметные. Знать строение молекулы азотной кислоты. Уметь объяснять, чему равны валентность атома азота и его степень окисления в молекуле азотной кислоты. Уметь составлять уравнения химических реакций, лежащих в основе производства азотной кислоты, и разъяснять закономерности их протекания. Метапредметные. Формировать умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения учебной задачи. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки. Основные виды деятельности учащихся. Изображать структурную формулу азотной кислоты, определять валентность и степень окисления атома азота в молекуле азотной кислоты. Обсуждать общие свойства кислот на примере свойств разбавленной азотной кислоты. Оценивать правильность выполнения учебной задачи. Рассматривать химические реакции промышленного получения азотной кислоты с точки зрения окислительно-восстановительных процессов. | ||
37. Окислительные свойства азотной кислоты | Объяснить окислительные свойства азотной кислоты. Закрепить умение использовать метод электронного баланса при расстановке коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций. | Предметные. Знать окислительные свойства азотной кис- лоты. Уметь составлять уравнения реакций между разбавленной и концентрированной азотной кислотой и металлами, объяснять их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах. Метапредметные. Формировать умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, со- ответствующее современному уровню развития науки. Основные виды деятельности учащихся. Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты. Характеризовать свойства веществ в ходе демонстрационного эксперимента. Использовать метод электронного баланса при расстановке коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций. | ||
38. Соли азотной кислоты. Азотные удобрения | Изучить свойства солей азотной кислоты. Познакомить с качественной реакцией на нитрат-ионы. Сформировать понятие об азотных удобрениях. | Предметные. Знать качественную реакцию на нитрат- ионы. Уметь отличать соли азотной кислоты от хлоридов, сульфатов, сульфидов и сульфитов. Уметь составлять уравнения реакций разложения нитратов. Метапредметные. Формировать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, и основы экологической культуры. | ||
39. Фосфор: аллотропия и свойства | Рассмотреть аллотропию фосфора. Объяснить химические свойства фосфора. Основные понятия. Белый, красный и чёрный фосфор. | Предметные. Знать аллотропные модификации фосфора, свойства белого и красного фосфора. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства фосфора. Метапредметные. Формировать умения определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы. Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. Основные виды деятельности учащихся. Характеризовать фосфор на основании его положения в периодической системе Д. И. Менделеева. Изучать свойства белого и красного фосфора. Составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства фосфора как окислителя и как восстановителя, и объяснять их с точки зрения окислительно-восстановительных процессов. | ||
40. Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения | Закрепить знания о свойствах кислотных оксидов и кислот на примере оксида фосфора(V) и фосфорной кислоты. Сформировать понятие о фосфорных удобрениях. Основные понятия. Оксид фосфора(V), фосфорная кислота, гидрофосфат-ион, дигидрофосфат-ион, фосфорные удобрения. | Предметные. Знать свойства оксида фосфора(V) и фосфорной кислоты. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксида фосфора(V) и фосфорной кислоты, и разъяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах, проводить качественную реакцию на фосфат-ионы. Понимать значение минеральных удобрений для растений. Метапредметные. Формировать умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать в паре, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Личностные. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности. Основные виды деятельности учащихся. Записывать уравнения реакций, характеризующих свойства оксида фосфора(V) как кислотного оксида. Работать в парах. | ||
Тема 6. УГЛЕРОД И КРЕМНИЙ (10 ч) | ||||
41. Положение углерода и кремния в периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода | Рассмотреть строение атомов углерода и кремния, дать характеристику этих элементов по положению в периодической таблице и строению атомов. Рассмотреть аллотропные модификации углерода. Основные понятия. Аллотропия углерода, алмаз, графит, карбин, фуллерены, графен. | Предметные. Уметь характеризовать химические элементы IVА-группы на основании их положения в периодической системе и строения их атомов. Иметь представление об аллотропных модификациях углерода. Метапредметные. Формировать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения,умозаключения и делать выводы. Формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, со- ответствующее современному уровню развития науки, и коммуникативную компетентность в общении со сверстниками. Основные виды деятельности учащихся. Самостоятельно характеризовать элементы IVA-группы на основании положения их в периодической системе и строения их атомов. Прослушать и обсудить презентации о фуллеренах и графене. | ||
42. Химические свойства углерода. Адсорбция | Изучить химические свойства углерода. Ознакомить с явлением адсорбции.Основные понятия. Сорбция, адсорбция, десорбция, активированный уголь. | Предметные. Знать свойства простого вещества угля, иметь представление об адсорбции. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства углерода как восстановителя и как окислителя. Метапредметные. Формировать умения определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы. Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и само- образованию. Основные виды деятельности учащихся. Объяснять явление адсорбции на основе демонстрационного эксперимента. Составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства углерода как окислителя и как восстановителя, и объяснять их с точки зрения окислительно-восстановительных процессов. | ||
43. Угарный газ: свойства и физиологическое действие | Объяснить строение, свойства, получение и применение оксида углерода(II).Основные понятия. Газогенератор, генераторный газ, газификация топлива. | Предметные. Знать строение и свойства оксида угле- рода(II), его действие на организм человека. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства оксида углерода(II). Метапредметные. Формировать умения создавать, при- менять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения учебной задачи. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, ценностное отношение к здоровому и безопасному образу жизни. Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. Основные виды деятельности учащихся. Изображать структурную формулу оксида углерода(II). Разъяснять донорно-акцепторный механизм образования молекулы оксида углерода(II), механизм действия оксида углерода(II) на живые организмы. Самостоятельно работать с книгой. | ||
44. Углекислый газ | Изучить свойства углекислого газа. Повторить свойства кислотных оксидов. | Предметные. Знать свойства оксида углерода(IV), качественную реакцию на углекислый газ. Уметь доказывать характер оксида, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства кислотных оксидов. Метапредметные. Формировать умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать в паре, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Личностные. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. Основные виды деятельности учащихся. Самостоятельно работать с учебником. Работать в парах. Доказывать кислотный характер оксида углерода(IV), проводить качественную реакцию на оксид углерода(IV), соблюдать правила техники безопасности при проведении лабораторного опыта. | ||
45. Угольная кислота и её соли | Объяснить свойства угольной кислоты, а также характерные свойства солей угольной кислоты и взаимные переходы карбонатов и гидрокарбонатов. Основные понятия. Карбонаты и гидрокарбонаты. | Предметные. Знать свойства угольной кислоты. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих превращение карбонатов в гидрокарбонаты и обратно, проводить качественную реакцию на карбонат-ионы. Метапредметные. Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и само- образованию. Основные виды деятельности учащихся. Участвовать во фронтальной беседе. Проводить качественную реакцию на карбонат-ионы. Соблюдать правила безопасности при работе с кислотами. Характеризовать свойства веществ в ходе лабораторного эксперимента. | ||
46. Практическая работа 6. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов | Научить получать оксид углерода(IV) реакцией обмена, собирать его вытеснением воздуха и подтверждать наличие данного газа. Совершенствовать умение собирать приборы для получения газов и пользоваться ими. | Предметные. Уметь получать и собирать оксид углерода(IV) в лаборатории и доказывать наличие данного газа. Уметь распознавать соли угольной кислоты. Метапредметные. Развивать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами. Совершенствовать умение проводить химический эксперимент. Личностные. Развивать умения оценивать ситуацию и оперативно принимать решение, находить адекватные способы взаимодействия с одноклассниками во время проведения практической работы. Основные виды деятельности учащихся. Соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и реактивами, оказывать первую помощь при ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием, исследовать свойства изучаемых веществ. | ||
47. Кремний. Оксид кремния(IV) | Дать общую характеристику элемента кремния. Объяснить свойства кремния и оксида кремния(IV). Провести сравнительный анализ физических свойств высших оксидов углерода и кремния.Основные понятия. Кварц, карборунд, силициды. | Предметные. Знать свойства кремния, оксида кремния(IV), причину различия физических свойств высших оксидов углерода и кремния. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства кремния, оксида кремния(IV). Метапредметные. Развивать умения определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рас- суждения, делать выводы, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Личностные. Развивать умения оценивать ситуацию и оперативно принимать решение, находить адекватные способы взаимодействия с одноклассниками во время проведения самостоятельной работы. Основные виды деятельности учащихся. Давать общую характеристику кремния на основании его положения в периодической таблице и строения его атома. Самостоятельно составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства кремния и оксида кремния(IV), и объяснять их с точки зрения окислительно-восстановительных процессов и электролитической диссоциации | ||
48. Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент | Изучить свойства кремниевой кислоты и её солей. Сформировать представления о силикатной промышленности. Основные понятия. Кремниевая кислота, силикаты, стекло, цемент. | Предметные. Знать свойства кремниевой кислоты, качественную реакцию на силикаты. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства кремниевой кислоты и её солей. Метапредметные. Формировать умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Личностные. Развивать умения оценивать ситуацию и оперативно принимать решение, находить адекватные способы взаимодействия с одноклассниками во время проведения самостоятельной работы. Основные виды деятельности учащихся. Характеризовать свойства кремниевой кислоты и её солей. Самостоятельно составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства кремниевой кислоты и её солей, и объяснять эти реакции с точки зрения электролитической диссоциации. | ||
49. Обобщение по теме «Неметаллы» | Обобщить, систематизировать и скорректировать знания учащихся по теме «Неметаллы». | Предметные. Знать строение атомов неметаллов, изменение свойств простых веществ неметаллов и их соединений в зависимости от заряда ядра атомов неметаллов. Уметь объяснять свойства неметаллов и их соединений в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и электролитической диссоциации. Метапредметные. Формировать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, со- ответствующее современному уровню развития науки, и коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности. Основные виды деятельности учащихся. Работать индивидуально и в группах. | ||
50. Контрольная работа по теме «Неметаллы» | Проконтролировать знания учащихся по те- мам «Галогены», «Кислород и сера», «Азот и фосфор», «Углерод и кремний». | Предметные. Уметь использовать приобретённые знания. Метапредметные. Развивать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и само- образованию. Основные виды деятельности учащихся. Самостоятельно выполнять задания определённой сложности по пройденному материалу. | ||
Тема 7.ОБЩИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ (13 ч) | ||||
51. Положение металлов в периодической таблице химических элементов. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Сплавы металлов | Дать общую характеристику металлов на основании их положения в периодической таблице элементов и строения их атомов. Научить применять знания о металлической связи для разъяснения физических свойств металлов. Ознакомить с важнейшими сплавами металлов и их свойствами. Основные понятия. Металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка. Сплавы. Интерметаллиды. | Предметные. Уметь применять знания о металлической связи для разъяснения физических свойств металлов. Знать состав и строение сплавов, отличие сплавов от металлов. Уметь объяснять, почему в технике широко используют сплавы. Метапредметные. Формировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, со- ответствующее современному уровню развития науки. Основные виды деятельности учащихся. Характеризовать металлы на основании их положения в периодической системе и строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств металлов по периоду и в А-группах. Использовать приобретённые знания о металлической связи для разъяснения физических свойств металлов. Сравнивать металлы и сплавы. | ||
52. Нахождение металлов в природе и общие способы их получения | Рассмотреть нахождение металлов в природе. Систематизировать знания о способах получения металлов. Основные понятия. Способы получения металлов. Алюминотермия. | Предметные. Уметь объяснять способы получения метал- лов с точки зрения представлений об окислительно-восстановительных процессах. Метапредметные. Формировать умения обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, со- ответствующее современному уровню развития науки, и коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности. Основные виды деятельности учащихся. Отрабатывать навыки составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Решать расчётные задачи. | ||
53. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов | Закрепить знания об общих химических свойствах металлов. Рассмотреть ряд напряжений металлов. Основные понятия. Электрохимический ряд напряжений металлов (ряд стандартных электродных потенциалов металлов). | Предметные. Уметь пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов, составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства металлов, и объяснять свойства металлов в свете представлений об окислительно- восстановительных процессах. Метапредметные. Формировать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, со- ответствующее современному уровню развития науки. Основные виды деятельности учащихся. Записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов с точки зрения окислительно-восстановительных процессов. Соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и химическими реактивами. | ||
54. Щелочные металлы: нахождение в природе, свойства | Дать общую характеристику щелочных металлов на основании их положения в периодической таблице и строения атомов. Рассмотреть нахождение в природе, физические и химические свойства щелочных металлов. | Предметные. Уметь характеризовать щелочные металлы на основании их положения в периодической таблице и строения атомов, составлять уравнения реакций, характеризующих свойства щелочных металлов, и объяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах. Метапредметные. Формировать владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к самообразованию. Основные виды деятельности учащихся. Характеризовать положение щелочных металлов в периодической таблице и строение их атомов. Отрабатывать умение записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства щелочных металлов. | ||
55. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металлов | Дать общую характеристику металлов IIА-группы на основании их положения в периодической таблице и строения атомов. Рассмотреть свойства и применение кальция и его соединений. | Предметные. Уметь характеризовать элементы IIА-группы на основании их положения в периодической таблице и строения атомов. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих свойства кальция и его соединений, и объяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах. Знать качественную реакцию на ионы кальция. Метапредметные. Формировать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, со- ответствующее современному уровню развития науки, и коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками. Основные виды деятельности учащихся. Отработка умений записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства щелочноземельных металлов с точки зрения окислительно-восстановительных процессов и электролитической диссоциации. | ||
56. Магний. Щелочноземельные металлы. Кальций и его соединения | Дать общую характеристику металлов IIА-группы на основании их положения в периодической таблице и строения атомов. Рассмотреть свойства и применение кальция и его соединений | Предметные. Уметь характеризовать элементы IIА-группы на основании их положения в периодической таблице и строения атомов. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих свойства кальция и его соединений, и объяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах. Знать качественную реакцию на ионы кальция. Метапредметные. Формировать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, со- ответствующее современному уровню развития науки, и коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками. Основные виды деятельности учащихся. Отработка умений записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства щелочноземельных металлов с точки зрения окислительно-восстановительных процессов и электролитической диссоциации. | ||
57. Жёсткость воды и способы её устранения | Рассмотреть причину жёсткости воды и изучить способы её устранения. Основные понятия. Жёсткость воды. | Предметные. Знать, чем обусловлена жёсткость воды. Уметь разъяснять способы устранения жёсткости воды. Метапредметные. Формировать умения обсуждать демонстрационный эксперимент и характеризовать свойства изучаемых веществ. Личностные. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности. Основные виды деятельности учащихся. Отрабатывать умения записывать уравнения реакций с точки зрения электролитической диссоциации. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Обсуждать демонстрационный эксперимент. | ||
58. Алюминий: физические и химические свойства | Рассмотреть электронное строение атома алюминия. Объяснить физические и химические свойства алюминия. Основные понятия. Амальгама алюминия, термит, алюминотермия. | Предметные. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих общие свойства алюминия, объяснять эти реакции в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах. Метапредметные. Формировать умения обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, со- ответствующее современному уровню развития науки, и коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности. Основные виды деятельности учащихся. Отрабатывать навыки составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Обсуждать демонстрационный эксперимент. Описывать свойства изучаемых веществ. | ||
59. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия | Объяснить химические свойства оксида и гидроксида алюминия. Закрепить знания об амфотерности. Научить доказывать амфотерный характер соединения. Основные понятия. Амфотерность. | Предметные. Уметь доказывать амфотерный характер со- единения, составлять уравнения соответствующих химических реакций и объяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации. Метапредметные. Формировать умения обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы, экспериментальные умения. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, со- ответствующее современному уровню развития науки, и коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности. Основные виды деятельности учащихся. Отрабатывать навыки проведения химического эксперимента. Соблюдать правила техники безопасности. Практически доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов алюминия. Описывать изучаемые вещества в ходе проведения химического эксперимента. | ||
60. Железо: нахождение в природе и свойства | Рассмотреть электронное строение атома железа. Изучить физические и химические свойства железа. | Предметные. Знать строение атома железа, физические и химические свойства железа. Уметь разъяснять свойства железапроцессах и электролитической диссоциации. Метапредметные. Формировать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, со- ответствующее современному уровню развития науки, и коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности. Основные виды деятельности учащихся. Отрабатывать умение составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства железа с точки зрения окислительно-восстановительных процессов. Самостоятельно работать с учебником. | ||
61. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III) | Систематизировать и закрепить знания об оксидах, гидроксидах и солях железа(II) и железа(III). | Предметные. Знать свойства соединений Fe(II) и Fe(III). Уметь составлять уравнения соответствующих реакций в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах. Метапредметные. Формировать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Личностные. Формировать целостное мировоззрение, со- ответствующее современному уровню развития науки, коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Основные виды деятельности учащихся. Отрабатывать экспериментальные умения, соблюдать правила техники без- опасности. Отрабатывать умение записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства соединений железа с точки зрения окислительно-восстановительных процессов и электролитической диссоциации. Самостоятельно работать с учебником. | ||
62. Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» | Обобщить знания о химических свойствах металлов и их соединений. Продолжить формировать умение выполнять химический эксперимент. | Предметные. Уметь применять теоретические знания на практике, объяснять наблюдения и результаты проводимых опытов, характеризовать условия течения реакций до конца в растворах электролитов. Метапредметные. Развивать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Уметь выполнять экспериментальные задания индивидуально разными способами, выбирать наиболее рациональный ход решения, делать выводы на основании наблюдений. Личностные. Развивать умения оценивать ситуацию и оперативно принимать решение, находить адекватные способы взаимодействия с одноклассниками во время проведения практической работы. Основные виды деятельности учащихся. Соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, оказывать первую помощь при ожогах и травмах, полученных при работе с реактивами и лабораторным оборудованием, исследовать свойства изучаемых веществ. | ||
63. Контрольная работа по теме «Металлы и их соединения» | Проконтролировать знания учащихся по теме «Металлы и их соединения». | Предметные. Уметь использовать приобретённые знания. Метапредметные. Развивать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. Основные виды деятельности учащихся. Самостоятельно выполнять задания определённой сложности по пройденному материалу. | ||
Тема 8.ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ (5ч) | ||||
64. Органическая химия | Дать первоначальные представления об органических веществах. Начать формировать умения объяснять причины многообразия органических веществ, изображать развёрнутые и сокращённые структурные формулы алканов. Основные понятия. Органическая химия, органические вещества, углеводороды, структурные формулы. | Предметные. Знать понятия «органическая химия», «органические вещества», «углеводороды», «структурные формулы». Знать отличия органических веществ от неорганических. Уметь составлять структурные формулы простейших углеводородов. Метапредметные. Формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникативных технологий. Личностные. Формировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу. Воспитывать чувство гордости за отечественную науку. Основные виды деятельности учащихся. Составлять конспект лекции. Вырабатывать умение составлять структурные формулы органических веществ. | ||
65. Предельные (насыщенные) углеводороды Непредельные (ненасыщенные)углеводороды | Ознакомить с отдельными представителями предельных углеводородов (алканов): метаном, этаном, пропаном, бутаном. Начать формировать понятия «гомологи», «гомологический ряд», продолжить формирование понятия «структурная формула». Основные понятия. Углеводороды, алканы, гомологи, гомологический ряд, гомологическая разность. Ознакомить с новым классом углеводородов — непредельными углеводородами (алкенами и алкинами). Рассмотреть их свойства, качественные реакции и применение. Основные понятия. Непредельные углеводороды (алкены,алкины), двойная и тройная связь, международная номенклатура алкенов и алкинов, реакция полимеризации. | Предметные. Знать отдельных представителей алканов (метан, этан, пропан, бутан), их физические и химические свойства, определения гомологов, гомологического ряда. Уметь составлять структурные формулы алканов. Знать структурные формулы этилена и ацетилена, их физические и химические свойства, качественные реакции на непредельные углеводороды. Уметь составлять структурные формулы гомологов этилена и ацетилена, записывать уравнение реакции полимеризации. Метапредметные. Формировать умение на практике пользоваться основными логическими приёмами. Личностные. Формировать экологическое мышление на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и осознания необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Основные виды деятельности учащихся. Составлять конспект лекции. Отрабатывать умения составлять структурные формулы алканов, определять гомологи углеводородов. Отрабатывать умения составлять структурные формулы органических веществ, записывать уравнения реакций, характеризующих свойства непредельных углеводородов. | ||
66. Кислородсодержащие органические соединения. | Основные понятия. Одноатомные и многоатомные предельные спирты, функциональная группа, радикал. Основные понятия. Карбоновые кислоты, карбоксильная группа, сложные эфиры, жиры. | Предметные. Знать определение спиртов, общую формулу одноатомных спиртов, физиологическое действие метанола и этанола. Характеризовать свойства одноатомных и многоатомных спиртов. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих свойства одноатомных спиртов. Знать формулы муравьиной и уксусной кислот. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих общие свойства кислот, на примере муравьиной и уксусной кислот. Уметь записывать реакцию этерификации. Знать биологическую роль жиров. Метапредметные. Формировать готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умения ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности. Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию. Основные виды деятельности учащихся. Составлять конспект лекции. | ||
67.Углеводы. Азотсодержащие органические соединения | Ознакомить с новым классом кислородсодержащих органических соединений — углеводами. Показать биологическую роль глюкозы, сахарозы, крахмала. Рассмотреть их свойства и применение. Основные понятия. Углеводы. Основные понятия. Аминокислоты, незаменимые аминокислоты, белки, высокомолекулярные соединения, гидролиз белков, ферменты, гормоны. | Предметные. Знать молекулярные формулы глюкозы и сахарозы, качественную реакцию на глюкозу, биологическую роль глюкозы и сахарозы, молекулярные формулы крахмала и целлюлозы, сходство и различие этих углеводов, качественную реакцию на крахмал. Знать состав, свойства и биологическую роль аминокислот и белков. Иметь представление о ферментах и гормонах. Метапредметные. Формировать готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умения ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. Личностные. Формировать познавательную и информационную культуру, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий. Основные виды деятельности учащихся. Составлять конспект изучаемого параграфа. Готовить электронные презентации по теме урока. | ||
68.Итоговый урок. | Проконтролировать знания учащихся по теме «Органические соединения». | Предметные. Уметь использовать приобретённые знания. Метапредметные. Развивать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и само- образованию. Основные виды деятельности учащихся. Самостоятельно выполнять задания определённой сложности по пройден- ному материалу. | ||
Итого: 68 часов. Практических работ – 6. Контрольных работ – 4. Лабораторных опытов – 16
Календарно-тематическое планирование химия 9 класс год-68 часов, неделя -2 часа
Раздел 1. Многообразие химических реакций ( 19 ч) | |||
Тема 1 .Классификация химических реакций( 7 ч ) | |||
1-2 | 1-2 | Окислительно-восстановительные реакции | |
3 | 3 | Тепловые эффекты химических реакций | |
4 | 4 | Скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе. | |
5 | 5 | Практическая работа 1.Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость | |
6 | 6 | Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом равновесии | |
7 | 7 | Вычисления по химическим уравнениям массы (количества, объёма) вещества по известной массе (количеству, объёму) одного из вступивших или получающихся в результате реакции веществ. Определение теплового эффекта реакции по её термохимическому уравнению | |
Тема 2. Химические реакции в водных растворах (10ч) | |||
8 | 1 | Сущность процесса электролитической диссоциации | |
9 | 2 | Диссоциация кислот, оснований и солей | |
10 | 3 | Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. | |
11 | 4 | Реакции ионного обмена и условия их протекания | |
12-13 | 5-6 | Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях | |
14 | 7 | Гидролиз солей | |
15 | 8 | Практическая работа 2.Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов» | |
16 | 9 | Обобщение по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация» | |
17 | 10 | Контрольная работа по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация» | |
Раздел 2. Многообразие веществ ( 49 ч ) | |||
Тема 3.Галогены ( 6 ч ) | |||
18 | 1 | Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Получение галогенов. | |
19 | 2 | Физические и химические свойства галогенов. Сравнительная характеристика галогенов. | |
20 | 3 | Хлор. Свойства и применение хлора | |
21 | 4 | Хлороводород: получение и физические свойства | |
22 | 5 | Соляная кислота и её соли | |
23 | 6 | Практическая работа 3.Получение соляной кислоты и изучение её свойств | |
Тема4.Кислород и сера ( 8 ч ) | |||
24 | 1 | Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия серы | |
25 | 2 | Свойства и применение серы | |
26 | 3 | Сероводород. Сульфиды | |
27 | 4 | Оксид серы(IV). Сернистая кислота и её соли | |
28 | 5 | Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли. | |
29 | 6 | Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. | |
30 | 7 | Практическая работа 3. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера». | |
31 | 8 | Решение задач. | |
Тема 5.Азот и фосфор (9 ч ) | |||
32 | 1 | Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, его свойства и применение. | |
33 | 2 | Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение. | |
34 | 3 | Практическая работа 4. Получение аммиака и изучение его свойств. | |
35 | 4 | Соли аммония. | |
36 | 5 | Азотная кислота: строение молекулы, получение. Общие свойства азотной кислоты | |
37 | 6 | Окислительные свойства азотной кислоты | |
38 | 7 | Соли азотной кислоты. Азотные удобрения | |
39 | 8 | Фосфор: аллотропия и свойства | |
40 | 9 | Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли. | |
Тема 6.Углерод и кремний ( 10 ч ) | |||
41 | 1 | Положение углерода и кремния в периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода | |
42 | 2 | Химические свойства углерода. Адсорбция | |
43 | 3 | Угарный газ: свойства и физиологическое действие | |
44 | 4 | Углекислый газ | |
45 | 5 | Угольная кислота и её соли | |
46 | 6 | Практическая работа 6.Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов | |
47 | 7 | Кремний. Оксид кремния(IV) | |
48 | 8 | Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент | |
49 | 9 | Обобщение по теме «Неметаллы» | |
50 | 10 | Контрольная работа по теме «Неметаллы» | |
Тема 7.Металлы ( 13ч ) | |||
51 | 1 | Положение металлов в периодической таблице химических элементов. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Сплавы металлов | |
52 | 2 | Нахождение металлов в природе и общие способы их получения | |
53 | 3 | Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов | |
54 | 4 | Щелочные металлы: нахождение в природе, свойства | |
55 | 5 | Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металлов | |
56 | 6 | Магний. Щелочноземельные металлы.Кальций и его соединения Щелочноземельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. | |
57 | 7 | Жёсткость воды и способы её устранения | |
58 | 8 | Алюминий: физические и химические свойства | |
59 | 9 | Амфотерность оксида и гидроксида алюминия | |
60 | 10 | Железо: нахождение в природе и свойства | |
61 | 11 | Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III) | |
62 | 12 | Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». | |
63 | 13 | Контрольная работа по теме «Металлы и их соединения» | |
Тема 8.ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ (5ч ) | |||
64 | 1 | Органическая химия | |
65 | 2 | Предельные (насыщенные) углеводороды Непредельные (ненасыщенные)углеводороды | |
66 | 3 | Кислородсодержащие органические соединения | |
67 | 4 | Углеводы. Азотсодержащие органические соединения | |
68 | 5 | Итоговый урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по английскому языку УМК «Английский с удовольствием» 3 класс. РАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс.
Пояснительная запискаРАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс ...
Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс
Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...
календарно - тематическое планирование для классов КРО (математика 7 класс)
Тематическое планирование разработано и составлено для 7 класса (VIII вид) рассчитано на 5 часов в неделю( математика 4 часа, геометрия 1 час)...
Календарно-тематическое планирование 8 класс (для коррекционных классов VIII вида)
Календарно-тематическое планирование для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида....
Календарно -тематическое планирование 8 класс (Учебник «Русский язык» для 8 класса . – Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др. М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование 5 класс и урок-повторение презентация 6 класс
Календарно-тематическое планирование 5 класс Г.В.Дорофеев и др....
Календарно - тематический план 10 класс Enjoy English для 10 класса, М.З. Биболетова
Календарно - тематический план 10 класс Enjoy English для 10 класса, М.З. Биболетова...