Урок химии в разновозрастных группах 8-9 класс по теме "Кислоты.Основные понятия."
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Наша школа принимает участие в реализации инновационной образовательной программы. Тема:"Создание разновозрастных групп учащихся в урочной и внеурочной деятельности как один из эффективных способов повышения качества образования". Уроки в РВГ позволяют достигнуть следующих результатов: повысить коммуникативные , организационные и информационные умения учащихся, развить у них проектную, творческую, исследовательскую деятельность. Данный урок разработан именно для реализации данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnoe_zanyatie_v_raznovozrastnyh_gruppah_po_teme.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебное занятие в разновозрастных группах по теме: «Кислоты».
8-9 классы
Задачи:
8 кл. – изучение нового материала
9 кл. – повторить, актуализировать знания учащихся о кислотах
Общие задачи:
- закрепить практические навыки учащихся в работе с химическими веществами и
лабораторным оборудованием;
- развить коммуникативные навыки учащихся и умение работать в микрогруппах;
- развить познавательный интерес к предмету.
Оборудование:
- наборы реактивов: раствор соляной кислоты, лакмус, метиловый оранжевый,
фенолфталеин, индикаторная бумага, пробирки;
- инструкции лабораторных работ.
- техника безопасности.
- интерактивная доска
Подготовка к занятию:
- за одну неделю учащиеся 8 классов разбиваются на группы по 5человек,
выбираются консультанты из учащихся 9 класса - наставники;
- двое учащихся 9 класса готовят сообщения (из истории кислот, об открытии
индикаторов)
- Наставники готовятся к уроку по плану:
- что такое кислоты;
- формулы и названия кислот;
- классификация кислот;
- распознавание кислот.
Ход урока:
На интерактивной доске выводится первый слайд. На слайде изображены лимон, щавель, яблоко. Учащимся 8 класса задаем вопрос: « Что общего в этих продуктах?» Дети отвечают, что все они кислые на вкус. Следующий вопрос: «Если они все кислые, то как вы думаете, какое вещество в них присутствует?»
Учитель объявляет тему и план урока.
План урока.
1. что такое кислоты;
2. формулы и названия кислот;
3. классификация кислот;
4. распознавание кислот.
Учитель организует работу в разновозрастных группах (РВГ).
Ученики 8 классов разбиваются на группы по 5 человек. В каждой группе «наставник» -ученик 9 класса. Ученики слушают, заполняют опорный конспект, делают задание - проверь себя.
Основные положения.
1. Что такое кислоты.
Учитель организует выступление учащихся 9 класса с сообщениями из истории кислот.
Кислоты – это сложные вещества, состоящие из водорода (способного замещаться на металл) и кислотного остатка.
1) водород всегда – I
2) валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода
I I I I I II
HCl, HNO3, H2SO4
3) при химических реакциях кислотные остатки сохраняются
2. Формулы и названия кислот.
Формула кислоты | Название кислоты |
HF | фтороводородная |
HJ | иодоводородная |
HCl | соляная (хлороводородная) |
HBr | бромоводородная |
HNO3 | азотная |
H2S | сероводородная |
H2SO3 | сернистая |
H2SO4 | серная |
H2CO3 | угольная |
H2SiO3 | кремневая |
H3PO4 | ортофосфорная |
Задание для учащихся 8 классов: из приведенных веществ выберите кислоты.
Учитель организует поэтапный контроль за усвоением материала:
1) опрос
- что такое кислоты?
- какова общая формула кислот?
2) игра
игра «третий лишний» (в каждой строке приведенных формул необходимо вычеркнуть
лишнее вещество) – все формулы выведены на интерактивной доске. Пример:
H2CO3 NaCl HCl
MgO H2S HNO3
H2SO3 K3SO4 H2SO4
Учащиеся выполняют работу у доски
3. Классификация кислот
В опорном конспекте даны таблицы кислот. Учащиеся должны самостоятельно вывести
классификацию кислот, дать им определения. Наставники помогают восьмиклассникам.
- по числу атомов водорода: одноосновные, двухосновные, трехосновные;
- по содержанию кислорода: кислородсодержащие, без кислородосодержащие;
- по происхождению: неорганические, органические.
Когда классификация установлена учащиеся 8 класса выполняют задание:
дописать примеры кислот в таблицу.
классификация | примеры |
по числу атомов водорода: одноосновные двухосновные трехосновные |
по содержанию кислорода: кислородсодержащие безкислородные |
по природе: неорганические органические |
Вопросы для контроля:
- на какие группы можно поделить кислоты;
- определите, какие из кислот являются одноосновными, двухосновными, трехосновными,
кислородсодержащими, безкислородными.
Задание на интерактивной доске: нужно найти соответствие.
4. Распознавание кислот.
Ученик 9 класса рассказывает историю открытия индикаторов. Демонстрирует, как можно распознать кислоты с помощью особых веществ – индикаторов.
Индикаторы – это вещества, которые изменяют свой цвет в присутствии других веществ.
Демонстрация опыта.
Учитель задает вопросы:
- можно ли по внешнему виду отличить кислоту от воды?
- как распознать кислоту?
Учащиеся отвечают. Учитель организует лабораторную работу в РВГ.
Учащиеся выполняют лабораторную работу.
5. Инструкция к лабораторной работе.
1. Налейте в три пробирки по 1 мл. раствора соляной кислоты. В первую пробирку
добавьте несколько капель лакмуса, во вторую несколько капель метилового
оранжевого, в третью – несколько капель фенолфталеина.
2. Заполните таблицу
Изменение цвета индикаторов в кислой среде
среда | лакмус | Метиловый оранжевый | фенолфталеин |
кислая |
Учитель проводит контрольный опрос учащихся:
- как называются вещества, которые меняют свой цвет в присутствии других веществ?
- как изменяют цвет индикаторы?
Подведение итогов
Учитель: Задает вопросы:
- что лучше запомнили на занятии?
- где испытывали затруднения?
- где могут пригодиться в жизни, полученные на уроке знания?
Учащиеся: отвечают на вопросы, анализируют свою работу и работу наставников.
Домашнее задание.
Учитель: объясняет домашнее задание.
Выбрать по своим возможностям:
1) Вместе с родителями исследовать характер среды различных растворов кислот, использующих в быту (лимонной, уксусной, яблочной). индикаторную бумагу взять у учителя - 3 балла.
2) Определить валентность кислотного остатка, дать характеристику кислоте:
HMnO4 маргонцовая кислота, H2MnO4 маргонцовистая кислота, H 3BO3 ортоборная кислота – 4 балла
3) Написать текст на английском языке (4-5 предложений) о кислотах. - 4 балла
4) Определить валентность кислотного остатка, дать характеристику кислоте, проверить по интернету: H 2C 2O4 щавеливая кислота, CH 3COOH уксусная кислота
H 2CrO4 хромовая кислота HPO3 метофосфорная кислота -5 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в разновозрастной группе
В материале предлагается план-конспект урока математики в классе-комплекте 5-6....
Образовательная программа по физике в разновозрастной группе 7 - 9 классов
В данной работе представлена образовательная программа по физике в разновозрастной группе 7 - 9 классов на 3 года....
Обществознание. Программа для разновозрастных групп 7-9 классов
Программа по обществознанию предназначена для учащихся разновозрастных групп. Проводится в рамках городского эксперимента «Организационно-педагогические условия осуществления разновозрастного ...
Программа для разновозрастных групп 7-9 классов по истории
Программа для разновозрастных групп 7-9 классов по истории включает основная, базовую часть курса, которая остается неприкосновенной. Программа предусматривает реализацию станд...
Обучение рисованию с натуры в разновозрастных группах 5-6 классов.
Программа по изобразительному искусству предполагает, что в результате обучения ученик 5-6 класса должен уметь (в числе прочего) видеть конструктивную форму предмета, уметь пользоваться пр...
Практикум по решению задач повышенного уровня сложности. Для разновозрастных групп 7-9 класс
Учебное пособие по математике для учащихся разновозрастных учебных групп предпрофильной подготовки 7-9 классов предназначено для изучения математики в режиме погружения в предмет с использованием техн...
Практикум по решению задач повышенной сложности. Для разновозрастных групп 7-9 класс
Учебное пособие по математике для учащихся разновозрастных учебных групп предпрофильной подготовки 7-9 классов предназначено для изучения математики в режиме погружения в предмет с использованием техн...