Урок химии для учащихся 8 класса по теме "Кислоты. Состав и классификация"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Первичное знакомство с неорганическими кислотами, их составом, номенклатурой и классификацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кислота, состав, классификация | 22.27 КБ |
презентация кислоты 8 класс | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок: «Кислоты, состав, номенклатура и классификация»
8 класс.
Использованные технологии:
информационно-коммуникативные технологии, исследовательские методы, технология развития критического мышления, обучение в сотрудничестве, игровые и здоровьесберегающие технологии.
Цели урока: формирование представления учащихся о кислотах
Задачи урока:
Образовательные:
- проверить степень усвоения основных понятий темы «Оксиды» и «Основания»
- изучить состав и классификацию кислот;
- закрепить новые знания по теме «Кислоты»
Развивающие:
продолжить формирование и развитие образовательных компетенций
а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной
деятельности; умения ставить задачу, добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы;
б) коммуникативных: навыков работы в группах, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;
в) информационных: проводить знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.
Воспитательные:
- воспитывать сознательное отношение к учебному труду;
- чувство ответственности;
- развивать интерес к знаниям.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
ПК с программным обеспечением, мультимедийный проектор, штатив с пробирками, реактивы для проведения эксперимента: кислоты, индикаторы.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная работа.
Методы работы: словесные, наглядные, поисковые.
Ход урока
I. Организационный момент. Учитель знакомит с целью и задачами урока.
II. Проверка усвоения знаний учащихся
- Фронтальный опрос
- Что такое степень окисления?
- Какие соединения называются бинарными?
- Можно ли оксиды отнести к бинарным соединениям?
- Как классифицируются оксиды?
- Какую степень окисления проявляет кислород в оксидах?
- Что такое основания?
- По какому признаку классифицируют основания?
- Что нужно сделать, чтобы составить формулу оксида или основания?
- Игра «Лото» (Приложение 1.)
Учащиеся работают в сформированных ранее группах. Задача участников групп узнать на карте лото формулы оксидов и оснований по названиям, которые зачитывает ведущий ученик, и закрыть их фишками разного цвета: (красного или синего). Красные фишки ведущий выдаёт тому, кто первый угадает формулу. Побеждает ученик, закрывший игровое поле наибольшим количеством красных фишек. По окончании игры ученики-ведущие сообщают фамилии лучших игроков.
- Самостоятельная работа по дидактическим карточкам (Приложение 2.)
III. Изучение нового материала
1. Мотивация. Учащимся предлагается рассмотреть фрукты изображённые на экране (слайд1.) и ответить на вопрос: какие они на вкус? Далее делается вывод о происхождении названия класса «Кислоты».
2. Знакомство с кислотами. Учащиеся выполняют задание: из приведённого перечня веществ выделить те, которые не относятся ни к кислотам, ни к основаниям.
Далее рассматриваются определение и название кислот (слайды 4,5), учащиеся учатся определять степень окисления кислотного остатка
(слайд 6) и выполняют задание по закреплению новых знаний.
Задание № 1. В приведённом перечне кислот:
HCI H2SO4 H2SiO3 H3PO4
выделить кислотный остаток и определить его степень окисления
(слайд 6).
3. Для распознавания кислот учащиеся выполняют лабораторную
работу «Изменение окраски индикаторов в кислотах». На столах
учащихся образцы кислот, набор индикаторов, штатив с пробирками.
Учащиеся проводят определение кислот с помощью различных
индикаторов, сравнивают с изменением окраски в щелочной среде,
делают выводы, заполняют таблицу.
4. Знакомство с классификацией кислот по разным классификационным
признакам (слайды 12, 13). Далее учащиеся выполняют задание по
закреплению новых знаний.
Задание № 2. Среди приведенных кислот HNO3 H2SO4 H2S H3PO4
найти: а) двухосновную бескислородную
б) одноосновную кислородсодержащую.
5. Распространение кислот в природе (растительный и животный мир), а
также функции кислот в организме человека (слайды 15-17).
6. Сообщение учащихся о кислотах: салициловой и аскорбиновой.
7. Негативная роль кислот в природе – кислотные дожди. Причина их
возникновения и последствия.
IV. Подведение итогов урока. Учащиеся называют что они узнали нового.
Выставляются отметки по результатам фронтального опроса и игры «Лото».
V. Домашнее задание (слайд 20):
- Изучить §20, выполнить упр. 1 на с.107 (общее)
по выбору:
- подготовить сообщение об одной кислоте
- составить кроссворд
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение Название кислот Определение степени окисления кислотного остатка Задание №1 Лабораторная работа Изменение окраски индикатора К лассификация кислот Задание № 2 Кислоты в природе Кислоты в организме человека Домашнее задание Содержание
Кислоты – это сложные вещества, состоящие из ионов водорода и кислотного остатка Например : H CI H 2 SO 4 H 3 PO 4 Кислотный остаток Определение
Название кислот Кислоты Кислотные остатки формула название формула название H F фтороводородная F¯ фторид H CI хлороводородная CI¯ хлорид H Br бромоводородная Br¯ бромид H NO 3 азотная NO 3 - нитрат H 2 S сероводородная S²¯ сульфид H 2 SO 4 серная SO 4 2 ¯ сульфат H 2 SO 3 сернистая SO 3 2 ¯ сульфит H 2 CO 3 угольная CO 3 2 ¯ карбонат H 2 SiO 3 кремниевая SiO 3 2 ¯ силикат H 3 PO 4 ортофосфорная PO 4 3- ортофосфат
Определение степени окисления кислотного остатка Степень окисления кислотного остатка определяется по числу атомов водорода в молекуле данной кислоте
Подчеркнуть кислотный остаток и определить его степень окисления: HNO 3 H 2 SO 4 H 3 PO 4 Задание № 1
Найти соответствие Оксиды: Кислоты: СО 2 Н 2 SO 4 P 2 O 5 H 2 CO 3 SO 3 H 2 SO 3 SO 2 H 3 PO 4 Задание №2
Используя имеющиеся индикаторы определить кислоту среди выданных соединений Лабораторная работа
Изменение окраски индикатора Индикатор Окраска индикатора в нейтральной среде Окраска индикатора в кислотной среде
Разрушает кожу, ткани, древесину ОСТОРОЖНО! Нейтрализовать раствором соды, смыть водой Изменение окраски индикатора Название индикатора Окраска индикатора в нейтральной среде Окраска индикатора в кислой среде лакмус фиолетовая красная метилоранж оранжевая красно- розовая фенолфталеин бесцветная бесцветная !
Признак: число атомов водорода в кислоте Классификация кислот кислоты HNO 3 HCI двухосновные H 2 SO 4 H 2 CO 3 трёхосновные H 3 PO 4 одноосновные
Признак : наличие кислорода в кислоте Классификация кислот кислоты кислородсодержащие H 2 SO 4 HNO 3 Бескислородные HCI H 2 S
Среди представленных формул кислот : H 2 SO 4 HNO 3 H 2 S H 3 PO 4 выбрать одноосновную кислородсодержащую двухосновную бескислородную Задание № 3
Аскорбиновая Синильная Салициловая Кислоты в природе Бурые водоросли Ива Мухомор малина
Муравьиная Серная Кислоты в природе Муравьи П чёлы Моллюски
Кислоты в организме человека Функции кислот Витамины - лимонная кислота Пищеварительная и бактерицидная - HCI C троительный материал для костей, зубов, ногтей – соли H 3 PO 4
Кислотные дожди и экология Разрушение памятников культуры Гибель лесов Закисление почв
Причина кислотных дождей Металлургические и химические предприятия автотранспорт Извержение вулканов Авиация Теплоэлектростанции
Общее : § 20 с.107 № 1 По выбору: Небольшое интересное сообщение о какой-либо кислоте или презентация Составить кроссворд Домашнее задание
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока химии в 8 классе по теме "Оксиды. Номенклатура. Классификация"
Тема урока «ОКСИДЫ»Краткое описание урока: урок изучения нового материала по теме «Оксиды» и первичного закрепления знаний обучающихся. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго ...
Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Оксиды. Номенклатура. Классификация"
Технологическая карта урока химии в 8 классеТема урока: Оксиды. Номенклатура. Классификация.Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний....
открытый урок химии в 8 классе "Кислоты, их состав, классификация и значение"
Открытый урок химии в 8 классе по теме "Кислоты, их состав, классификация и значение" с мультимедийной презентацией предолагает первое знакомство с кислотами. Разработан по программе О.С. Г...
Конспект урока химии в 10 классе по теме «Углеводы, их классификация и значение»
Классификация и функция углеводов...
Конспект урока химии в 8 классе по теме "Состав и классификация кислот"
Конспект урока химии в 8 классе по теме "Состав и классификация кислот"....
Урок химии в 8 классе по теме "Состав воздуха.Аллотропия"
Урок изучения новых понятий: аллотропия,озон,озоновый слой и закрепления понятий реакции горения, оксиды,состав воздуха.Развивать способность анализировать новую информацию,делать выводы и обобщения....
Урок химии в 8 классе по теме "Оксиды. Номенклатура. Классификация."
Преподавание химии в 8 классе, где был проведен урок «Оксиды Номенклатура.Классификация» ведется по программе УМК О.С Габриеляна (2 часа в неделю).На момент проведения урока уча...