Урок химии для учащихся 8 класса по теме "Кислоты. Состав и классификация"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Первичное знакомство с неорганическими  кислотами, их составом, номенклатурой и классификацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок: «Кислоты, состав, номенклатура и классификация»

8 класс.

  Использованные технологии:

 информационно-коммуникативные технологии, исследовательские методы,      технология развития критического мышления, обучение в сотрудничестве,                               игровые  и здоровьесберегающие технологии.

 Цели урока:  формирование  представления учащихся о кислотах

Задачи урока:

Образовательные:

  1. проверить степень усвоения основных понятий темы «Оксиды» и «Основания»
  2. изучить состав и классификацию   кислот;
  3. закрепить новые знания по теме «Кислоты»

Развивающие:

продолжить формирование и развитие образовательных компетенций

а) учебно-познавательных: развитие  навыков  самостоятельной познавательной

деятельности; умения ставить задачу, добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы;

б) коммуникативных: навыков работы в  группах, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

в) информационных: проводить знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

Воспитательные:

  1. воспитывать сознательное отношение к учебному труду;
  2. чувство ответственности;
  3. развивать интерес к знаниям.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

ПК с программным обеспечением, мультимедийный проектор, штатив с пробирками, реактивы для проведения эксперимента: кислоты, индикаторы.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная работа.

Методы работы: словесные, наглядные, поисковые.

Ход урока

I.  Организационный момент. Учитель знакомит с целью и задачами урока.

II. Проверка усвоения знаний учащихся

  1. Фронтальный опрос
  1. Что такое степень окисления?
  2. Какие соединения называются бинарными?
  3. Можно ли оксиды отнести к бинарным соединениям?
  4. Как классифицируются оксиды?
  5. Какую степень окисления проявляет кислород в оксидах?
  6. Что такое основания?
  7. По какому признаку классифицируют основания?
  8. Что нужно сделать, чтобы составить формулу оксида или основания?
  1. Игра «Лото» (Приложение 1.)

            Учащиеся работают в сформированных ранее группах. Задача участников групп узнать на карте лото формулы оксидов и оснований по названиям, которые зачитывает ведущий ученик, и закрыть их фишками разного цвета: (красного или синего).  Красные фишки ведущий выдаёт тому, кто первый угадает формулу. Побеждает ученик, закрывший игровое поле наибольшим количеством красных фишек. По окончании игры ученики-ведущие сообщают фамилии лучших игроков.

  1. Самостоятельная работа по дидактическим карточкам (Приложение 2.)

III. Изучение нового материала

1. Мотивация. Учащимся предлагается рассмотреть фрукты изображённые на экране (слайд1.) и ответить на вопрос: какие они на вкус? Далее делается вывод о происхождении названия класса «Кислоты».

2. Знакомство с кислотами. Учащиеся выполняют задание: из приведённого перечня веществ выделить те, которые не относятся ни к кислотам, ни к основаниям.

Далее рассматриваются определение и название кислот (слайды 4,5), учащиеся учатся определять степень окисления кислотного остатка

(слайд 6) и выполняют задание по закреплению новых знаний.

Задание № 1. В приведённом перечне кислот:

                     HCI       H2SO4      H2SiO3        H3PO4                                                 

           выделить кислотный остаток и определить его степень окисления

           (слайд 6).

           3. Для распознавания кислот учащиеся выполняют лабораторную

              работу «Изменение окраски индикаторов в кислотах». На столах

              учащихся образцы кислот, набор индикаторов, штатив с пробирками.

              Учащиеся проводят определение кислот с помощью различных

              индикаторов, сравнивают с изменением окраски в щелочной среде,

            делают выводы, заполняют таблицу.

           4. Знакомство с классификацией кислот по разным классификационным

               признакам (слайды 12, 13).   Далее учащиеся выполняют задание по

               закреплению новых знаний.

               Задание № 2. Среди приведенных кислот   HNO3    H2SO4   H2S    H3PO4

               найти:  а) двухосновную бескислородную  

                             б) одноосновную кислородсодержащую.

           5. Распространение кислот в природе (растительный и животный мир), а    

               также функции кислот в организме человека (слайды 15-17).

           6. Сообщение учащихся о кислотах: салициловой и аскорбиновой.

           7. Негативная роль кислот в природе – кислотные дожди. Причина их

              возникновения и последствия.  

IV. Подведение итогов урока. Учащиеся называют что они узнали нового.

      Выставляются отметки по результатам фронтального опроса и игры «Лото».

V. Домашнее задание (слайд 20):

                       

  1. Изучить §20, выполнить упр. 1 на с.107 (общее)

по выбору:

  1. подготовить сообщение об одной кислоте
  2. составить  кроссворд

                                                                   

             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КИСЛОТЫ Презентация для учащихся 8 – 9 классов Учитель : Касимова С.П.

Слайд 2

Определение Название кислот Определение степени окисления кислотного остатка Задание №1 Лабораторная работа Изменение окраски индикатора К лассификация кислот Задание № 2 Кислоты в природе Кислоты в организме человека Домашнее задание Содержание

Слайд 3

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из ионов водорода и кислотного остатка Например : H CI H 2 SO 4 H 3 PO 4 Кислотный остаток Определение

Слайд 4

Название кислот Кислоты Кислотные остатки формула название формула название H F фтороводородная F¯ фторид H CI хлороводородная CI¯ хлорид H Br бромоводородная Br¯ бромид H NO 3 азотная NO 3 - нитрат H 2 S сероводородная S²¯ сульфид H 2 SO 4 серная SO 4 2 ¯ сульфат H 2 SO 3 сернистая SO 3 2 ¯ сульфит H 2 CO 3 угольная CO 3 2 ¯ карбонат H 2 SiO 3 кремниевая SiO 3 2 ¯ силикат H 3 PO 4 ортофосфорная PO 4 3- ортофосфат

Слайд 5

Определение степени окисления кислотного остатка Степень окисления кислотного остатка определяется по числу атомов водорода в молекуле данной кислоте

Слайд 6

Подчеркнуть кислотный остаток и определить его степень окисления: HNO 3 H 2 SO 4 H 3 PO 4 Задание № 1

Слайд 7

Найти соответствие Оксиды: Кислоты: СО 2 Н 2 SO 4 P 2 O 5 H 2 CO 3 SO 3 H 2 SO 3 SO 2 H 3 PO 4 Задание №2

Слайд 8

Используя имеющиеся индикаторы определить кислоту среди выданных соединений Лабораторная работа

Слайд 9

Изменение окраски индикатора Индикатор Окраска индикатора в нейтральной среде Окраска индикатора в кислотной среде

Слайд 10

Разрушает кожу, ткани, древесину ОСТОРОЖНО! Нейтрализовать раствором соды, смыть водой Изменение окраски индикатора Название индикатора Окраска индикатора в нейтральной среде Окраска индикатора в кислой среде лакмус фиолетовая красная метилоранж оранжевая красно- розовая фенолфталеин бесцветная бесцветная !

Слайд 11

Признак: число атомов водорода в кислоте Классификация кислот кислоты HNO 3 HCI двухосновные H 2 SO 4 H 2 CO 3 трёхосновные H 3 PO 4 одноосновные

Слайд 12

Признак : наличие кислорода в кислоте Классификация кислот кислоты кислородсодержащие H 2 SO 4 HNO 3 Бескислородные HCI H 2 S

Слайд 13

Среди представленных формул кислот : H 2 SO 4 HNO 3 H 2 S H 3 PO 4 выбрать одноосновную кислородсодержащую двухосновную бескислородную Задание № 3

Слайд 14

Аскорбиновая Синильная Салициловая Кислоты в природе Бурые водоросли Ива Мухомор малина

Слайд 15

Муравьиная Серная Кислоты в природе Муравьи П чёлы Моллюски

Слайд 16

Кислоты в организме человека Функции кислот Витамины - лимонная кислота Пищеварительная и бактерицидная - HCI C троительный материал для костей, зубов, ногтей – соли H 3 PO 4

Слайд 17

Кислотные дожди и экология Разрушение памятников культуры Гибель лесов Закисление почв

Слайд 18

Причина кислотных дождей Металлургические и химические предприятия автотранспорт Извержение вулканов Авиация Теплоэлектростанции

Слайд 19

Общее : § 20 с.107 № 1 По выбору: Небольшое интересное сообщение о какой-либо кислоте или презентация Составить кроссворд Домашнее задание

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока химии в 8 классе по теме "Оксиды. Номенклатура. Классификация"

Тема урока «ОКСИДЫ»Краткое описание урока: урок изучения нового материала по теме «Оксиды» и первичного закрепления знаний обучающихся. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго ...

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Оксиды. Номенклатура. Классификация"

Технологическая карта урока химии в 8 классеТема урока: Оксиды. Номенклатура. Классификация.Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний....

открытый урок химии в 8 классе "Кислоты, их состав, классификация и значение"

Открытый урок химии в 8 классе по теме  "Кислоты, их состав, классификация и значение" с мультимедийной презентацией предолагает первое знакомство с кислотами. Разработан по программе О.С. Г...

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Состав и классификация кислот"

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Состав и классификация кислот"....

Урок химии в 8 классе по теме "Состав воздуха.Аллотропия"

Урок изучения новых понятий: аллотропия,озон,озоновый слой и закрепления понятий реакции горения, оксиды,состав воздуха.Развивать способность анализировать новую информацию,делать выводы и обобщения....

Урок химии в 8 классе по теме "Оксиды. Номенклатура. Классификация."

Преподавание химии в 8 классе, где был проведен урок «Оксиды  Номенклатура.Классификация» ведется по программе УМК О.С Габриеляна (2 часа в неделю).На момент проведения урока уча...