презентация к уроку по химии в 8классе: "Кислоты, их состав и название". Открытый урок по химии в 8 классе по теме: "кислоты, их состав и название.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Ctrl/+V

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_kisloty.pptx1.21 МБ
Файл urok_v_8klasse_kisloty.docx39.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кислоты, их состав и название учитель химии МКОУ « Мало-Каменская СОШ » Пыхтина В.Д. Составила:

Слайд 2

« Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». (Аристотель).

Слайд 3

Поиграйте в крестики – нолики, найдите выигрышный путь, который составляют оксиды НС l Na 2 O CO 2 SO 2 H 2 CO 3 N 2 O 3 NO H 2 SO 4 SO 3

Слайд 4

Дайте название выделенным оксидам НС l Na 2 O CO 2 SO 2 H 2 CO 3 N 2 O 3 NO H 2 SO 4 SO 3

Слайд 5

Поиграйте в крестики-нолики , найдите выигрышный путь, который составляют основания Н 2 S О 3 Ba (OH) 2 Mg(OH) 2 NaOH Fe(OH) 3 H 2 SiO 3 KOH HNO 3 H 3 PO 4

Слайд 6

Дайте названия выделенным основаниям. Н 2 SO 3 Ba (OH) 2 Mg(OH) 2 NaOH Fe(OH) 3 H 2 SiO 3 KOH HNO 3 H 3 PO 4

Слайд 7

Тема урока: «Кислоты». Узнаете: Что такое кислоты; Виды классификации кислот. Научитесь: Называть кислоты; Распознавать кислоты; Составлять формулы кислотных оксидов; Использовать правила техники безопасности при работе с кислотами.

Слайд 8

Соляная кислота Молочная кислота КИСЛОТЫ СОДЕРЖАТСЯ В ОРГАНИЗМАХ ЖИВОТНЫХ и ЧЕЛОВЕКА Муравьиная кислота

Слайд 9

В фруктах содержатся: виноградная, яблочная, лимонная и другие кислоты.

Слайд 10

Лимонная кислота = органическая кислота. Соляная кислота = неорганическая кислота СН3СООН НС l

Слайд 11

Угощенья не спроста, На вкус все кислое слегка – Лимончик, киви, апельсин И яблочко и мандарин! Знаешь ты, и знаю я, Знают даже бегемоты – Содержат вкусности – кислоты .

Слайд 12

Кислота – такое дело. Осторожность с ней нужна. Чтоб она пиджак не съела, И штаны чтоб не прожгла.

Слайд 13

Что произойдет, если к сахару добавить концентрированную серную кислоту?

Слайд 14

Концентрированная серная кислота обугливает органические вещества . Правила техники безопасности : Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.

Слайд 15

ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ Индикатор Окраска индикатора в воде Окраска индикатора в растворе соляной кислоты ( HCl ) Окраска индикатора в лимонной кислоте Лакмусовая бумажка фиолетовая Фенолфталеин бесцветный Метилоранж оранжевая

Слайд 16

ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ Индикатор Окраска индикатора в воде Окраска индикатора в растворе соляной кислоты ( HCl ) Окраска индикатора в лимонной кислоте Лакмусовая бумажка фиолетовая красная красная Фенолфталеин бесцветный Метилоранж оранжевая розовый розовый Вывод : независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами . С чем же это связано? Изучим их состав

Слайд 17

кислоты НС l H 2 CO 3 H 2 SO 4 Н 2 SO 3 H 2 SiO 3 H 3 PO 4 HNO 3

Слайд 18

Две минутки отдыхаем, но урок не забываем. Если я называю формулу оксида металла – Наклоняем голову влево ; неметалла –вправо; Кислота – вперед; основание – назад неизвестное – вращаем головой. CuO , N 2 O 5 , Вспомним классы мы опять Н 2 S , KOH , Лучше думай, мозг ты наш. NaCl и KBr , Голова идет кругом. Взгляд налево, взгляд направо, ведь разминка – не забава, Покачали головой , и усталость с нас долой!

Слайд 19

ПО ОСНОВНОСТИ Одноосновные HNO 2 HCl Двухосновные H 2 CO 3 H 2 SO 3 Трехосновные Н 3 РО 4

Слайд 20

По наличию кислорода HBr H 2 S HCl HNO 3 H 2 CO 3 H 2 SO 4 Бескислородные Кислородсодержащие

Слайд 21

НОМЕНКЛАТУРА КИСЛОТ Бескислородные кислоты: К названию кислотообразующего элемента добавляют гласную « о » и слова «водородная кислота» HCl – хлороводородная кислота HBr H 2 S

Слайд 22

Формула Название HF Фтороводородная (плавиковая) HCL Хлороводородная (соляная) HBr Бромоводородная HI Йодоводородная H 2 S Сероводородная

Слайд 23

Кислородсодержащие кислоты: К русскому названию кислотообразующего элемента добавляют суффикс : Если элемент проявляет высшую с.о. ( равную № группы) + 6 – «- ная »: H 2 SO 4 серная кислота Если с.о. элемента ниже высшей + 4 – «- истая »: H 2 SO 3 сернистая кислота Дайте название HNO 3 и HNO 2

Слайд 24

Кислородсодержащие кислоты Н NO 3 H 2 CO 3 H 2 SO 4 Н 2 SO 3 H 2 SiO 3 H 3 PO 4 HNO 2 Азотная кислота Угольная кислота Серная кислота Сернистая кислота Кремниевая кислота Фосфорная кислота Азотистая кислота

Слайд 25

Составление формулы оксида соответствующего кислоте Кислота Оксид +5 Н NO 3 Азотная кислота 10 +5 -2 N 2 O 5 Оксид азота ( V)

Слайд 26

По растворимости Растворимые HNO 3 H 2 SO 4 Нерастворимые H 2 SiO 3

Слайд 27

По устойчивости Устойчивые Серная, азотная, соляная и другие Неустойчивые H 2 CO 3 (угольная) H 2 O CO 2 H 2 SO 3 (сернистая) H 2 O SO 2

Слайд 28

Свойства веществ серная соляная угольная кремниевая сернистая Не существует в своб . виде П И Ф Б Е Бесцветная жидкость н о - р - Нерастворима в воде д з с л й Концентр кислота обугливает орган.вещ . ф у п ю в Растворы изменяют окраску лакмуса т а л с е Конц кислота поглощает влагу из газов и в р г Б Конц кислота дымит на воздухе у н к д л

Слайд 29

Свойства веществ серная соляная угольная кремниевая сернистая Не существует в своб . виде П И Ф Б Е Бесцветная жидкость н о - р - Нерастворима в воде д з с л й Концентр кислота обугливает орган.вещ . ф у п ю в Растворы изменяют окраску лакмуса т а л с е Конц кислота поглощает влагу из газов и в р г Б Конц кислота дымит на воздухе у н к д л

Слайд 30

Продолжите фразу 1. Сегодня на уроке я узнала… 2. Я научилась… 3. Мне было непонятно… 4. Для меня этот урок… 5. Интерес вызвало, то… 6. Затруднения возникли когда…

Слайд 31

П. 20 упр 3 стр. 107 ? В трех пробирках щелочь, кислота и вода, как их распознать Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Кислоты, их состав и название»

Цель урока: Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ.

Задачи: 

Образовательные: 

 Изучить  строение, свойства, классификацию, нахождение в природе, области применения кислот. 

Воспитательные: 

 воспитать активную жизненную позицию.  продолжать формировать научно-материалистическое мировоззрение: познаваемость окружающего мира, необходимость соблюдения правил техники безопасности при работе с кислотами, культуру выполнения химического эксперимента.

Развивающие: 

 Стимулировать         обучающихся         к         целеполаганию,         планированию деятельности,         проведению         эксперимента,         наблюдению,         анализу индивидуальных достижений, умению делать выводы, умению слушать и слышать другого человека;  

  • Обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;  Использовать возможности  ИКТ, Интернет-ресурсов и других информационных источников при выполнении  домашних заданий и  представлении результатов.
  • Тип урока: урок усвоения новых знаний

Планируемый результат: 

 Знать определение, состав кислот и их классификацию;  

 Знать правила техники безопасности при работе с кислотами;

 Знать важнейшие неорганические кислоты;

 Уметь определять валентность кислотного остатка и составлять формулы кислот;

 Уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов;

 Уметь использовать возможности  ИКТ, Интернет-ресурсов и других информационных источников для выполнения домашних заданий и  представления результатов.

Основные понятия: 

 Кислоты ;

 Кислотный остаток;

  • Систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура неорганических кислот;

  Индикаторы.

Межпредметные связи:  Биология, математика.

Ресурсы:  

Основные:  

 Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян.-М.:Дрофа, 2011.

 Химия. Вопросы, задачи, упражнения. 8-9 кл.:учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Л.С.Гузей, Р.П.Суровцева.-2-е изд., стереотип. -М.:Дрофа, 2002.-288 с.

Дополнительные: 

       Библиотекарь (электронная библиотека) http://bibliotekar.ru/  

       Учительский портал http://www.uchportal.ru/  

 Сеть творческих учителей/химоза  http://www.it-n.ru/ 

Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами, подготовка докладов), парная (проведение эксперимента, взаимопроверка, взаимопомощь).

Виды учебной деятельности обучающихся:

Коммуникативные УУД: - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов; 

Личностные УУД:  готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;  

Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль, самооценка;

Познавательные УУД – общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными  понятиями, расширение опыта специфического для предметной области (химии),  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. 

Приемы и средства обучения: Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, компьютер, мультимедийный проектор, слайды, выполненные в программе Microsoft Power Point, электронное мультимедийное приложениек учебнику изд.

«Дрофа».

Оборудование и реактивы: 

На столах учащихся:  

периодическая таблица, таблица растворимости,  штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, в чашечках  Петри дольки лимона, яблока, мандарина; индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж,         универсальный;         стеклянные         палочки,         карточки для самостоятельной работы.

На столе учителя: Канапе из фруктов и овощей, раствор серной кислоты, вода, индикаторы, штатив с пробирками, компьютер.

В классе:  таблица растворимости, периодическая таблица Менделеева

Ход урока

                    “Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле”. (Аристотель)(слайд№2)

1. Организация класса и краткое повторение материала.

Приветствие класса, посадка на места.

  • Вспомните,  на какие группы классифицируют неорганические соединения? ( На оксиды, основания, кислоты и соли).
  • Назовите какие из них мы с вами уже изучили. (Оксиды и основания).
  • Дайте определение класса оксиды.

Поиграем  в крестики нолики, назовите выигрышный путь, который составляют оксиды. Слайд№3

  • Дайте им название Слайд№4  

Выпишем  на доске и в тетради неизвестные нам соединения в столбик.

  • Дайте определение класса оснований.

Поиграем  в крестики нолики, назовите выигрышный путь, который составляют основания. Слайд №5

  • Дайте им название Слайд№6

 2. Многообразие кислот

Выписанные нами в столбик вещества это жители страны кислот – кислоты. Сегодня на уроке мы с вами будем  их рассматривать. В стране кислот есть королева. Известно о ней только имя  серная кислота. Говорят, что характер её многогранен. Но вы сможете  сами  о ней  все сказать, узнав материал  нашего урока, и познакомитесь с теми, кто ещё населяет эту страну.

Записываем в тетради тему урока. «Кислоты» (слайд№7)

  • Предположите. Что вы узнаете сегодня на уроке?

После изучения данной темы вы должны знать: что такое кислоты, какие они бывают, как их классифицируют, уметь называть кислоты, распознавать их среди других соединений, уметь составлять формулы кислотных оксидов, знать правила техники безопасности при работе с кислотами.

Вокруг нас огромное количество кислот: молочная кислота образуется в мышцах при мышечной нагрузке, муравьи разбрызгивают муравьиную кислоту, защищаясь от врагов, а соляная входит  в состав желудочного сока, помогая переваривать пищу. Слайд№8  

В фруктах содержится виноградная, яблочная, лимонная  кислоты     Слайд№9

Кислоты  в составе которых есть углерод органические, а  другие неорганические. Слайд№10

Все не раз ели лимон. Попробуйте еще раз   лимон

  • Какой  он на вкус?

 Кислый. Отсюда и название   класса – кислоты

(Но встречаются и другие кислоты: горькие - никотиновая, сладкие –салициловая, безвкусная –стеариновая, фосфорная –приятная на вкус.)

(Слайд№11.)

                                         Угощенья не спроста,

На вкус все кислое слегка –

Лимончик, киви, апельсин

                                          И яблочко и мандарин!

                                          Знаешь ты, и знаю я,

                                          Знают даже бегемоты –

                                          Содержат вкусности – кислоты.

 Но не один химик не подумает распознавать таким образом кислоты – это может быть смертельно опасно. К кислотам относят и знаменитую цианистоводородную и страшную серную кислоты, поэтому проще и безопаснее распознавать кислоты,  с помощью специальных веществ-указателей

  • Как они называются? (Индикаторы).

Сейчас вам предстоит провести лабораторный опыт по исследованию изменений окраски индикаторов в кислотных средах.

Правила техники безопасности: Слайд № 12,13,14

Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.

У вас имеются на партах инструктивные карты и необходимое оборудование и реактивы. Читая внимательно инструкцию, выполните опыты, соблюдая правила техники безопасности (они тоже есть в инструкции).

Итак, приступаем.

3. Лабораторный опыт.

Изменение окраски индикатора в кислой среде органической и неорганической кислот

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:

Форма работы: парная.

Время работы – 8-10 минут.

Задание:

Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах. Слайд № 15

Оборудование и реактивы:

3 пробирки с соляной и 3 пробирки с лимонной кислотами, лакмусовая бумажка, жидкие фенолфталеин,  метилоранж и универсальный индикатор

Проведение опыта и оформление результатов:

1) Вклейте в тетрадь таблицу: «Действие кислот на индикаторы».

2) Смочите соляной кислотой (HCl) из 1-ой пробирки лакмусовую бумажку. Результаты наблюдений (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу.

Затем в эту же пробирку с кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой.

Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Во 2-ую пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

3) Повторите опыты, описанные выше в пункте 2), используя две другие пробирки с лимонной кислотой.

Не забывайте результаты наблюдений фиксировать в таблице!

ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ

Индикатор

Окраска индикатора в воде

Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCl)

Окраска индикатора в лимонной кислоте

Лакмусовая бумажка

фиолетовая

 

 

Фенолфталеин

Бесцветная

 

 

Метилоранж

Оранжевая

 

 

Обсуждение результатов и формулирование выводов:

  •  Как можно определить раствор кислоты среди других веществ?

(Раствор кислоты среди других веществ можно определить с помощью индикаторов).

  •  Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах?

(Лакмус и метилоранж).

  • Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах? (Да).
  •  Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах?  Слайд№16

(Лакмус стал красным, а метилоранж - розовым). (загадки)

На основании проведенных опытов сделаем выводы:

  • независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет одинаково;
  • а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.
  • С чем же это связано?

Для того чтобы объяснить сходные свойства кислот, необходимо изучить их состав.

4. Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы.

Определение общей формулы кислот

  • Прочитайте  вслух формулы кислот, которые записаны в тетради и на доске (HCl, H2SO4, H3PO4). Слайд №17
  •  Что общего во всех этих формулах? ( Все  сложные вещества и содержат элемент Н).
  • Значит, с каким элементом связаны все общие свойства кислот? (С водородом)

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, все общие свойства кислот, в том числе изменение окраски индикаторов, связаны с элементом водородом.

  •  На каком месте в формуле кислоты записывают знак водорода? (На первом).

Если закрыть водород, то остальная часть молекулы называется кислотным остатком.

Запишите в тетрадь  общую формулу для всех кислот

Н кислотный остаток

  • В кислотах разные кислотные остатки? (Да).

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, специфические свойства каждой кислоты связаны с наличием в них разных кислотных остатков.

 Прочитайте кислотные остатки.

Определение зарядов ионов

  • Сколько частей можно выделить в молекулах кислот? (Две).
  • А сколько видов ионов содержится в этих кислотах? (Два: один - ион Н, другой - ион кислотного остатка).

Запишите формулу H2SO4

  •  Чему равен заряд иона Н? (+).
  •  Какой по знаку будет заряд иона кислотного остатка? (Отрицательным).
  • А как можно определить число этого заряда?

Оказывается для этого нужно посмотреть на число атомов водорода в формуле кислоты.

  • Чему равен заряд иона кислотного остатка в H2SO4, HCl, H3PO4?
  • Как же можно на основании всего сказанного выше дать определение кислотам? (Подведение под понятие)

КИСЛОТЫ – это сложные вещества, состоящие из ионов водорода и кислотных остатков.

Физминутка (Слайд№18)

Классификация

  •  А чем еще кроме разных кислотных остатков отличаются формулы этих кислот?

(Числом атомов водорода). Слайд № 19

А) по  основности

  •  Как вы думаете можно ли по этому признаку классифицировать кислоты? (Да).
  •  Откройте учебник с.104 §20 первый абзац и найдите название этого признака. (Число атомов водорода называется основностью кислоты. Признак классификации – основность).
  •  Какие бывают кислоты по основности? (Одноосновные, двухосновные, трехосновные).
  • Назовите по этому признаку другие кислоты.   

Б) по наличию кислорода Слайд20  

  •  А чем отличаются кислотные остатки в этих формулах? (Есть или нет кислород).
  •  На с.102 (второй абзац) найдите название второго признака классификации кислот. (По наличию кислорода).
  •  Как классифицируют кислоты по этому признаку? (Кислородсодержащие и бескислородные).
  •  Назовите по этому признаку показываемые мною кислоты.

А теперь мы с вами будем учиться называть кислоты. Слайд №21

Бескислородные кислоты называют с конца молекулы, соединяя название последнего элемента через соединительную гласную О со словом водородная, и добавляем название класса соединения - кислота. Слайд№22

Например:

ПОКАЗЫВАЮ HCl – хлороводородная кислота, другое, чаще употребляемое название ее, – соляная кислота.

Немного о ней: (показываю пузырек с кислотой) – это жидкость, без цвета и запаха, концентрированная дымит на воздухе; содержится в желудке и выполняет две функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает перевариванию пищи. Желудок готовится к приему пищи заранее: лишь только мы начнем пережевывать пищу, он выделяет желудочный сок, содержащий соляную кислоту. Вот почему так вредно жевать жевательную резинку на голодный желудок, так как сок начнет переваривать стенки самого желудка.

Название кислородсодержащих кислот дает элемент, стоящий в середине формулы. Слайд № 23

Например:

ПОКАЗЫВАЮ H2SO4 и H2SO3 – в середине стоит сера, поэтому первую (у которой больше кислорода) называют серной (богатая и важная), а вторую (у которой меньше кислорода) – сернистой (победнее и скромнее).

Немного о серной кислоте: (показываю ее) – это жидкость, без цвета и запаха, хорошо поглощает окружающие пары воды и другие газы. Концентрированная серная кислота требует особого обращения с ней с106 рис 61 Сначала вода потом кислота иначе случится беда. При разбавлении: ее нужно приливать в воду, а не наоборот. Иначе может произойти закипание и выплеск кислоты, что может привести к ожогам рук, глаз и лица. За широкое применение в химическом производстве серную кислоту называют: «Хлебом химической промышленности».

  • Назовите кислородсодержащие кислоты запишите названия в столбец

Проверяем Слайд №24

В) По растворимости кислоты делят на 2 группы растворимые и нерастворимые

  • А как узнать растворимо вещество или нет? (используя таблицу растворимости)
  • Назовите растворимые и нерастворимые. Сколько нерастворимых? (все растворимые кроме одной- кремниевой) Слайд № 26

 Г) По устойчивости делят на устойчивые и неустойчивые. Слайд №27

Итак, мы познакомились еще с одним классом соединений – кислотами. Давайте дадим характеристику королеве страны кислот серной кислоте (неорганическая, двуосновная, кислородсодержащая, растворимая, устойчивая).

  • А как вы думаете, почему серная – королева (Является хлебом химической промышленности)

5. Проверка полученных знаний

Проверим полученные  знания в следующем задании. Определите свойства каждой из кислот. Из букв соответствующих правильным ответам, вы составите название индикатора, которым нельзя распознать кислоты, но можно распознать щелочи. Слайд №28,29      

Свойства веществ

Название кислоты

серная

соляная

угольная

кремниевая

сернистая

Не существует в свободном виде

П

И

Ф

Б

Е

Бесцветная жидкость

Н

О

-

Р

-

Нерастворима в воде

Д

З

С

Л

Й

Конц.  Обугливает органические вещества

Ф

У  

П

Ю

В

Растворы изменяют окраску лакмуса

Т

А

Л

С

Е

Конц кислота поглощает влагу из газов

И

В

Р

Г

Б

Конц. Кислота дымит на воздухе

У

Н

К

Д

Л

ФЕНОЛФТАЛЕИН

5.Домашнее задание

Параграф 20. Упр 1 стр107 Как распознать щелочь, кислоту и воду в разных пробирках? Слайд №30,31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по химии 9 класс

Урок по химии 9класс. Тема урока : "Факторы, влияющие на скорость химических реакций"...

открытый урок по химии 8 класс

На уроке ученики познакомились с понятием кислоты, классификациии др....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ХИМИИ 8 КЛАСС

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ХИМИИ НА ТЕМУ : РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ" КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА. МОЛЬ. "...

Открытый урок по химии. 9 класс. тема "Алюминий"

Открытый урок по химии. 9 класс. тема "Алюминий"...

План-конспект и презентация открытого урока по химии 10 класс "Кислородсодержащие органические соединения"

План-конспект и презентация открытого урока по химии 10 класс "Кислородсодержащие органические соединения"...