Технологическая карта урока химии
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Практическая работа № 6 «Получение, собирание и распознавание газов». Практическая работа проводится по группам (5 групп по 5 человека)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_prakticheskaya_rabota._poluchenie_sobiranie_i_raspoznavanie_gazov.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока химии
Учитель: Ли Галина Алексеевна
9 класс
Учебник: Габриелян О.С. Химия. Неорганическая химия 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений О.С.Габриелян–М.: Дрофа, 2014.
Тема: Практическая работа № 6 «Получение, собирание и распознавание газов»
Цель:
- Закрепить на практике знания по теме «Неметаллы».
- Закрепить знания и умения учащихся по получению, собиранию и распознаванию газообразных веществ (водорода, углекислого газа, кислорода, аммиака).
- Закрепить правила безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.
- Научить подбирать необходимые реактивы, самостоятельно собирать оборудование и проводить химический эксперимент.
- Научить составлять план распознавания веществ.
- Объяснять результаты проводимых опытов.
- Уметь применять теоретические знания в решении экспериментальных задач.
Планируемые результаты:
- Регулятивные УУД: определить последовательность действий для получения результата, делать необходимые выводы по наблюдениям во время проведения опытов, закрепить теоретические знания на практике.
- Познавательные УУД: научиться проводить химический эксперимент, используя теоретические знания,
- Коммуникативные УУД: уметь работать в группах, уметь представить результаты своих опытов.
- Личностные УУД: осознание своей роли каждым участником группы, осознание своей роли в группе для достижения общей цели.
Практическая работа проводится по группам (5 групп по 5 человека).
Оборудование: Инструкция по ТБ, реактивы, штатив с пробирками, пробки с газоотводной трубкой, спиртовка, спички, лучинки, стеклянные трубки, лабораторный штатив, химический стакан, лучина, древесный уголь, спички.
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для достижения запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Мотивация к учебной деятельности | Сообщает о том, что урок – практикум, просит поделиться на группы. | Делятся на группы по 4-5 человек. | Разделиться на группы по 4-5 человек. | Л | |
Формулирование темы урока, постановка цели | Называет тему практической работы. Предлагает сформулировать цель практической работы | Записывают тему в тетрадях. Формулируют цель. Готовятся к проведению практической работы | Умение формулировать и ставить цель практической работы. | Р | |
Проведение практической работы | Демонстрирует прибор для получения газов и просит учащихся собрать аналогичный. Наблюдает за правильностью выполнения приемов и операций учащимися, соблюдением правил ТБ. | Собирают прибор для получения газов, решают проблему, как правильно установить приемник для сбора газа. Решают ситуационную задачу, выполняют эксперимент. | Приложение 1 | Умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе; наблюдение самостоятельно проводимых опытов, химических реакций; описание самостоятельно проведенных экспериментов, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии; умение делать выводы и умозаключения из наблюдений. | Р, П, К,Л |
Контроль и самопроверка знаний | Предлагает представить результаты проведенных опытов. Опрашивает фронтально. Контролирует выполнение задания № 4 в каждой группе. | Один ученик от команды рассказывает порядок выполнения опыта и свои наблюдения. Один ученик от команды записывает на доске уравнения проведенных реакций. Ученики проверяют правильность написания наблюдений, уравнений и выводов в своих тетрадях. | Умение делать выводы и умозаключения из наблюдений. | Р, Л, К | |
Рефлексия | Подводит итог урока. Проводится рефлексия (ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…; было интересно…; было трудно…; я выполнял задания...; я понял, что…; теперь я могу…; я почувствовал, что..; я научился…; я приобрел…; у меня получилось …; я смог…; я попробую…; меня удивило…; урок дал мне для жизни…; мне захотелось…). | Отвечают на вопрос | Умение делать выводы, анализ своей работы, проводить рефлексию. | Р, Л | |
Информация о домашнем задании | Задает домашнее задание, инструктирует учащихся о его выполнении. Заключительное слово учителя. | Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы по его выполнению. | Л |
Приложение 1
Практическая работа 1.
Тема: «Получение, собирание и распознавание газов»
Вариант 1. Получение, собирание и распознавание водорода
В соответствии с вашим вариантом, сформулируйте цель, определите оборудование и реактивы. При оформлении работы обязательно опишите свои действия и наблюдения, запишите уравнения химических реакций, сделайте рисунок установки для получения указанного вам газа, напишите вывод по работе.
Цель:
Оборудование и реактивы:
Соблюдение правил техники безопасности.
Ход работы
1. В пробирку поместить две гранулы цинка.
2. Прилить 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции с точки зрения окислительно-восстановительного процесса.
3. Накрыть пробирку-реактор пробиркой большего диаметра.
4. Через 1 – 2 минуты поднимите большую пробирку и, не переворачивая, поднесите её к пламени спиртовки. Что наблюдаете? 5. Что можно сказать о чистоте собранного водорода?
6. Почему водород собирают в перевернутую пробирку?
Задания
- Запишите уравнение реакции получения водорода в лабораторных условиях.
- Опишите способ собирания водорода.
- Опишите физические свойства водорода, наблюдаемые при проведении опыта.
- Опишите способ распознавания водорода.
Вывод:
По окончании работы наведите порядок на рабочем месте.
Практическая работа 1.
Тема: «Получение, собирание и распознавание газов»
Вариант 2. Получение, собирание и распознавание кислорода
В соответствии с вашим вариантом, сформулируйте цель, определите оборудование и реактивы. При оформлении работы обязательно опишите свои действия и наблюдения, запишите уравнения химических реакций, сделайте рисунок установки для получения указанного вам газа, напишите вывод по работе.
Цель:
Оборудование и реактивы:
Соблюдение правил техники безопасности.
Ход работы
1. В пробирку прилить 5 мл раствора пероксида водорода.
2. Подготовьте тлеющую лучину (подожгите ее и, когда она загорится, взмахами руки погасите).
3. Добавьте в пробирку несколько крупинок оксида марганца (IV). Что наблюдаете?
4. Внесите тлеющую лучину в пробирку с раствором пероксида водорода. Что наблюдаете?
Задания
- Запишите уравнение реакции получения кислорода в лабораторных условиях.
- Опишите способы собирания кислорода.
- Опишите физические свойства кислорода, наблюдаемые при проведении опыта.
- Опишите способ распознавания кислорода.
Вывод:
По окончании работы наведите порядок на рабочем месте.
Практическая работа № 1
Тема: «Получение, собирание и распознавание газов»
Вариант 3. Получение, собирание и распознавание углекислого газа
В соответствии с вашим вариантом, сформулируйте цель, определите оборудование и реактивы. При оформлении работы обязательно опишите свои действия и наблюдения, запишите уравнения химических реакций, сделайте рисунок установки для получения указанного вам газа, напишите вывод по работе.
Цель:
Оборудование и реактивы:
Соблюдение правил техники безопасности.
Ход работы
1. В пробирку поместить кусочек мрамора.
2. Прилить к мрамору 4 мл раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете?
3. Приготовьте тлеющую лучину.
4. Внесите тлеющую лучину в пробирку-реактор. Что наблюдаете?
5. В пробирку налейте 2 мл раствора известковой воды.
6. Используя чистую стеклянную трубку, осторожно продувайте через неё выдыхаемый воздух. Что наблюдаете?
Задания
- Запишите уравнение реакции получения углекислого газа в лабораторных условиях.
- Опишите способ собирания углекислого газа.
- Опишите физические свойства углекислого газа, наблюдаемые при проведении опыта.
- Опишите не менее двух способов распознавания углекислого газа.
- Напишите уравнения реакций, происходящих при пропускании углекислого газа через известковую воду в молекулярном и ионном видах.
Вывод:
По окончании работы наведите порядок на рабочем месте.
Практическая работа № 1
Тема: «Получение, собирание и распознавание газов»
Вариант 4. Получение, собирание и распознавание аммиака
В соответствии с вашим вариантом, сформулируйте цель, определите оборудование и реактивы. При оформлении работы обязательно опишите свои действия и наблюдения, запишите уравнения химических реакций, сделайте рисунок установки для получения указанного вам газа, напишите вывод по работе.
Цель:
Оборудование и реактивы:
Соблюдение правил техники безопасности.
Ход работы
- В пробирку прилейте 1-2 мл хлорида аммония.
- Прилейте 1 – 2 мл щелочи.
- Закрепите пробирку в держателе и осторожно нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете?
- Поднесите к отверстию пробирки влажную красную лакмусовую бумажку. Что наблюдаете?
- Осторожно понюхайте выделяющийся газ. Что ощущаете?
Задания
- Запишите уравнение реакции получения аммиака в лабораторных условиях:
а) из гидроксида кальция и хлорида аммония;
б) из гидроксида натрия и сульфата аммония.
- Опишите способ собирания аммиака.
- Опишите физические свойства аммиака, наблюдаемые при проведении опыта.
- Опишите не менее двух способов распознавания аммиака.
Вывод:
По окончании работы наведите порядок на рабочем месте.
Практическая работа 1.
Тема: «Получение, собирание и распознавание газов»
Вариант 5. Получение, собирание и распознавание кислорода
В соответствии с вашим вариантом, сформулируйте цель, определите оборудование и реактивы. При оформлении работы обязательно опишите свои действия и наблюдения, запишите уравнения химических реакций, сделайте рисунок установки для получения указанного вам газа, напишите вывод по работе.
Цель:
Оборудование и реактивы:
Соблюдение правил техники безопасности.
Ход работы
1. Подготовьте прибор для получения и собирания кислорода способом вытеснения воздуха. В пробирку насыпьте примерно 1\4 ее объема перманганата калия, вложите внутрь пробирки вблизи отверстия рыхлый тампон ваты. Закройте теперь пробирку плотно пробкой, в которую вставлена газоотводная трубка. Проверьте прибор на герметичность.
2. Укрепите пробирку в лапке штатива. Конец газоотводной трубки должен доходить почти до дна стакана для собирания кислорода. Подготовьте тлеющую лучину (подожгите ее и, когда она загорится, взмахами руки погасите).
3. Зажгите спиртовку и начните нагревать пробирку. Выделяющийся при разложении перманганата калия кислород постепенно заполняет пробирку и газоотводную трубку и по мере накопления он начинает вытеснять воздух из стакана. Полноту заполнения сосуда кислородом можно проверить с помощью тлеющей лучинки, поднеся ее к краю стакана.
4. В железную ложечку положите кусочек древесного угля и раскалите его в пламени спиртовки. Затем внесите ложечку с раскаленным углем в стакан с кислородом и наблюдайте за происходящим.
Задания
- Запишите уравнение реакции получения кислорода в лабораторных условиях.
- Опишите способы собирания кислорода.
- Опишите физические свойства кислорода, наблюдаемые при проведении опыта.
- Опишите способ распознавания кислорода.
Вывод:
По окончании работы наведите порядок на рабочем месте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.
Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....
Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Оксиды. Номенклатура. Классификация"
Технологическая карта урока химии в 8 классеТема урока: Оксиды. Номенклатура. Классификация.Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний....
Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...
Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии
Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии составлены согласно требованиям ФГОС. Технологические карты уроков составлены по теме "Углеводороды"....
технологическая карта урока химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. Тема урока "Решение задач"
Технологическая карта урока хими в 9 классе " соответствует программе Габриеляна О.С.. Урок решения задач по теме "Вычисление массы или объема продукта реакции, если одно из исходных в...
Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»
Работа проводится в 9 классах по УМК. Химия Учебник 9 класса под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...
Технологическая карта урока химии 8 классе учителя химии
Формированние УДД...