Технологическая карта урока химии
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Ли Галина Алексеевна

Практическая работа № 6  «Получение, собирание и распознавание газов». Практическая работа проводится по группам (5 групп по 5 человека)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии 

Учитель: Ли Галина Алексеевна

9 класс

Учебник: Габриелян О.С. Химия. Неорганическая химия 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений О.С.Габриелян–М.: Дрофа, 2014.

Тема: Практическая работа № 6  «Получение, собирание и распознавание газов»

Цель:

  • Закрепить на практике знания по теме «Неметаллы».  
  • Закрепить знания  и умения учащихся по получению, собиранию и распознаванию газообразных веществ (водорода, углекислого газа, кислорода, аммиака).
  • Закрепить правила безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.
  • Научить подбирать необходимые реактивы, самостоятельно собирать оборудование и проводить химический эксперимент.
  • Научить составлять план распознавания веществ.
  • Объяснять результаты проводимых опытов.
  • Уметь применять теоретические знания в решении экспериментальных задач.

Планируемые результаты:

  • Регулятивные УУД: определить последовательность действий для получения результата, делать необходимые выводы по наблюдениям во время проведения опытов, закрепить теоретические знания на практике.
  • Познавательные УУД: научиться проводить химический эксперимент, используя теоретические знания,
  • Коммуникативные УУД: уметь работать в группах, уметь представить результаты своих опытов.
  • Личностные УУДосознание своей роли каждым участником группы, осознание своей роли в группе для достижения общей цели.

Практическая работа проводится по группам (5 групп по 5 человека).

Оборудование: Инструкция по ТБ, реактивы, штатив с пробирками, пробки с газоотводной трубкой, спиртовка, спички, лучинки, стеклянные трубки, лабораторный штатив, химический стакан, лучина, древесный уголь, спички.  

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для достижения запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Сообщает о том, что урок – практикум, просит поделиться на группы.

Делятся на группы по 4-5 человек.

Разделиться на группы по 4-5 человек.

Л

Формулирование темы урока, постановка цели

Называет тему практической работы. Предлагает  сформулировать цель практической работы

Записывают тему в тетрадях.

Формулируют цель.

Готовятся к проведению практической работы

Умение формулировать и ставить цель практической работы.

Р

Проведение практической работы

Демонстрирует прибор для получения газов и просит учащихся собрать аналогичный.  

Наблюдает за правильностью выполнения приемов и операций учащимися, соблюдением правил ТБ.

Собирают прибор для получения газов, решают проблему, как правильно установить приемник для сбора газа. Решают ситуационную задачу, выполняют эксперимент.

Приложение 1

Умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе;

наблюдение самостоятельно проводимых опытов, химических реакций; описание самостоятельно проведенных  экспериментов,  используя для  этого  естественный (русский, родной) язык и язык химии;

умение делать выводы и умозаключения из наблюдений.

Р, П, К,Л

Контроль и самопроверка знаний

Предлагает представить результаты проведенных опытов. Опрашивает фронтально. Контролирует выполнение задания № 4 в каждой группе.

Один ученик от команды рассказывает порядок выполнения опыта  и свои наблюдения.

Один ученик от команды записывает на доске уравнения проведенных реакций.

Ученики проверяют правильность написания наблюдений, уравнений и выводов в своих тетрадях.

Умение делать выводы и умозаключения из наблюдений.

Р, Л, К

Рефлексия

Подводит итог урока. Проводится рефлексия  (ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…; было интересно…; было трудно…;             я выполнял задания...;                       я понял, что…;  теперь я могу…;                     я почувствовал, что..;    я научился…;                       я приобрел…;                  у меня получилось …; я смог…;                        я попробую…;              меня удивило…;      урок дал мне для жизни…;                          мне захотелось…).

Отвечают на вопрос

Умение делать выводы, анализ своей работы, проводить рефлексию.

Р, Л

Информация о домашнем задании

Задает домашнее задание, инструктирует учащихся о его выполнении.

Заключительное слово учителя.

Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы по его выполнению.

Л

Приложение 1

Практическая работа 1.

Тема: «Получение, собирание и распознавание газов»

Вариант 1. Получение, собирание и распознавание водорода

В соответствии с вашим вариантом, сформулируйте цель, определите оборудование и реактивы. При оформлении работы обязательно опишите свои действия и наблюдения, запишите уравнения химических реакций, сделайте рисунок установки для получения указанного вам газа, напишите вывод по работе.

Цель:

Оборудование и реактивы:

Соблюдение правил техники безопасности.

Ход работы

1.     В пробирку поместить две гранулы цинка.

2.     Прилить 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции с точки зрения окислительно-восстановительного процесса.

3.     Накрыть пробирку-реактор пробиркой большего диаметра.

4.     Через 1 – 2 минуты поднимите большую пробирку и, не переворачивая, поднесите её к пламени спиртовки. Что наблюдаете? 5.     Что можно сказать о чистоте собранного водорода?

6.     Почему водород собирают в перевернутую пробирку?

Задания

  1. Запишите уравнение реакции получения водорода в лабораторных условиях.
  2. Опишите способ собирания водорода.
  3. Опишите физические свойства водорода, наблюдаемые при проведении опыта.
  4. Опишите способ распознавания водорода.

Вывод:

По окончании работы наведите порядок на рабочем месте.

Практическая работа 1.

Тема: «Получение, собирание и распознавание газов»

Вариант 2. Получение, собирание и распознавание кислорода

В соответствии с вашим вариантом, сформулируйте цель, определите оборудование и реактивы. При оформлении работы обязательно опишите свои действия и наблюдения, запишите уравнения химических реакций, сделайте рисунок установки для получения указанного вам газа, напишите вывод по работе.

Цель:

Оборудование и реактивы:

Соблюдение правил техники безопасности.

Ход работы

1.     В пробирку прилить 5 мл раствора пероксида водорода.

2.     Подготовьте тлеющую лучину (подожгите ее и, когда она загорится, взмахами руки погасите).

3.     Добавьте в пробирку несколько крупинок оксида марганца (IV). Что наблюдаете?

4.     Внесите тлеющую лучину в пробирку с раствором пероксида водорода. Что наблюдаете?

Задания

  1. Запишите уравнение реакции получения кислорода в лабораторных условиях.
  2. Опишите способы собирания кислорода.
  3. Опишите физические свойства кислорода, наблюдаемые при проведении опыта.
  4. Опишите способ распознавания кислорода.

Вывод:

По окончании работы наведите порядок на рабочем месте.

Практическая работа № 1

Тема: «Получение, собирание и распознавание газов»

Вариант 3. Получение, собирание и распознавание углекислого газа

В соответствии с вашим вариантом, сформулируйте цель, определите оборудование и реактивы. При оформлении работы обязательно опишите свои действия и наблюдения, запишите уравнения химических реакций, сделайте рисунок установки для получения указанного вам газа, напишите вывод по работе.

Цель:

Оборудование и реактивы:

Соблюдение правил техники безопасности.

Ход работы

1.     В пробирку поместить кусочек мрамора.

2.     Прилить к мрамору 4 мл раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете?

3.     Приготовьте тлеющую лучину.

4.     Внесите тлеющую лучину в пробирку-реактор. Что наблюдаете?

5.     В пробирку налейте 2 мл раствора известковой воды.

6.     Используя чистую стеклянную трубку, осторожно продувайте через неё выдыхаемый воздух. Что наблюдаете?

Задания

  1. Запишите уравнение реакции получения углекислого газа в лабораторных условиях.
  2. Опишите способ собирания углекислого газа.
  3. Опишите физические свойства углекислого газа, наблюдаемые при проведении опыта.
  4. Опишите не менее двух способов распознавания углекислого газа.
  5. Напишите уравнения реакций, происходящих при пропускании углекислого газа через известковую воду в молекулярном и ионном видах.

Вывод:

По окончании работы наведите порядок на рабочем месте.

Практическая работа № 1

Тема: «Получение, собирание и распознавание газов»

Вариант 4. Получение, собирание и распознавание аммиака

В соответствии с вашим вариантом, сформулируйте цель, определите оборудование и реактивы. При оформлении работы обязательно опишите свои действия и наблюдения, запишите уравнения химических реакций, сделайте рисунок установки для получения указанного вам газа, напишите вывод по работе.

Цель:

Оборудование и реактивы:

Соблюдение правил техники безопасности.

Ход работы

  1. В пробирку прилейте 1-2 мл хлорида аммония.
  2. Прилейте 1 – 2 мл щелочи.
  3. Закрепите пробирку в держателе и осторожно нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете?
  4. Поднесите к отверстию пробирки влажную красную лакмусовую бумажку. Что наблюдаете?
  5. Осторожно понюхайте выделяющийся газ. Что ощущаете?

Задания

  1. Запишите уравнение реакции получения аммиака в лабораторных условиях:

а) из гидроксида кальция и хлорида аммония;

б) из гидроксида натрия и сульфата аммония.

  1. Опишите способ собирания аммиака.
  2. Опишите физические свойства аммиака, наблюдаемые при проведении опыта.
  3. Опишите не менее двух способов распознавания аммиака.

Вывод:

По окончании работы наведите порядок на рабочем месте.

Практическая работа 1.

Тема: «Получение, собирание и распознавание газов»

Вариант 5. Получение, собирание и распознавание кислорода

В соответствии с вашим вариантом, сформулируйте цель, определите оборудование и реактивы. При оформлении работы обязательно опишите свои действия и наблюдения, запишите уравнения химических реакций, сделайте рисунок установки для получения указанного вам газа, напишите вывод по работе.

Цель:

Оборудование и реактивы:

Соблюдение правил техники безопасности.

Ход работы

1.    Подготовьте прибор для получения и собирания кислорода способом вытеснения воздуха. В пробирку насыпьте примерно 1\4  ее      объема перманганата калия, вложите внутрь пробирки вблизи отверстия рыхлый тампон ваты. Закройте теперь пробирку плотно                                           пробкой, в которую вставлена газоотводная трубка. Проверьте прибор на герметичность.

2.   Укрепите пробирку в лапке штатива. Конец газоотводной трубки должен доходить почти до дна стакана для собирания  кислорода. Подготовьте тлеющую лучину (подожгите ее и, когда она загорится, взмахами руки погасите).

3.     Зажгите спиртовку и начните нагревать пробирку. Выделяющийся при разложении перманганата калия кислород постепенно заполняет пробирку и газоотводную трубку и по мере накопления он начинает вытеснять воздух из стакана. Полноту заполнения сосуда кислородом можно проверить с помощью тлеющей лучинки, поднеся ее к краю стакана.

4.     В железную ложечку положите кусочек древесного угля и раскалите его в пламени спиртовки. Затем внесите ложечку с раскаленным углем в стакан с кислородом и наблюдайте за происходящим.

Задания

  1. Запишите уравнение реакции получения кислорода в лабораторных условиях.
  2. Опишите способы собирания кислорода.
  3. Опишите физические свойства кислорода, наблюдаемые при проведении опыта.
  4. Опишите способ распознавания кислорода.

Вывод:

По окончании работы наведите порядок на рабочем месте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.

Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Оксиды. Номенклатура. Классификация"

Технологическая карта урока химии в 8 классеТема урока: Оксиды. Номенклатура. Классификация.Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний....

Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...

Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии

Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии составлены согласно требованиям ФГОС. Технологические карты уроков составлены по теме "Углеводороды"....

технологическая карта урока химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. Тема урока "Решение задач"

Технологическая карта урока хими в 9 классе " соответствует программе Габриеляна О.С.. Урок  решения задач по теме "Вычисление массы или объема продукта реакции, если одно из исходных в...

Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»

Работа проводится в 9 классах по  УМК. Химия Учебник 9 класса  под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...