Рабочая программа и тематическое планирование по химии 11 кл 3 часа в неделю ( по программе О.С.Габриеляна)
рабочая программа по химии (11 класс) по теме
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 11кл 3 часа (программа О.С.Габриеляна)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_11_2018.docx | 39.4 КБ |
tem_plan_11kl_3_chasa.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень), а так же Программы курса химии для VIII-XI классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Автор: О.С. Габриелян, Дрофа, М.,2014 год,78с.
Программа рассчитана на 102 часа в XI классе, из расчета - 3 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 6 часов, практических работ - 8 часов. Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 102 часа .
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Химия 11 класс. Профильный уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С.,ЛысоваГ.Г.- М.: Дрофа, 2014г..-399с.
а также методических пособий для учителя:
Габриелян О.С Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011г..-78с.
Габриелян О.С, Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия. 11 класс: В 2ч. Ч.I: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2003. - 320с.
Габриелян О.С, Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия. 11 класс: В 2ч. Ч. II: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2003. - 320с.
Дополнительная литература для учителя
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2003.- 304с.
Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.
Дополнительная литература для учащихся
Бабков А.Б., Попков В.А.- Общая и неорганическая химия: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М.Просвещение, 2004 – 384 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В Начала химии. Учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы.. – М.: Дрофа, 2001. – 324 с.
ЕГЭ-2008: Химия: реальные задания: / авт.-сост. Корощенко А.С., Снастина М.Г.- М.: АСТ:Астрель, 2008.-94с. – (Федеральный институт педагогических измерений).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Ученик должен знать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, Электроотрицательность, валентность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи электролитической диссоциации;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная, кислоты, щёлочи, аммиак, минеральные удобрения;
Ученик должен уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях, окислитель и восстановитель;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;
- экологически грамотного поведения в о.с.;
- оценки влияния химического загрязнения о.с. на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве.
Содержание учебного предмета.
11 КЛАСС (ОБЩАЯ ХИМИЯ)
(3 ч в неделю; всего 102 ч, из них 5 ч — резервное время)
Автор Габриелян О.С.
Тема 1
Строение атома (12 ч)
Атом — сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.
Состояние электронов в атоме. Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Форма орбиталей (s, p, d, f). Энергетические уровни и подуровни. Строение электронных оболочек атомов. Электронные конфигурации атомов элементов. Принцип Паули и правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов: s-,p-, d- и f-семейства.
Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и возбужденном состояниях. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома. Предпосылки открытия периодического закона: накопление фактологического материала, работы предшественников (И. Я. Берцелиуса, И. В. Деберейнера, А. Э. Шанкуртуа, Дж. А. Ньюлендса, Л. Ю. Мейера); съезд химиков в Карлсруэ. Личностные качества Д. И. Менделеева.
Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Первая формулировка периодического закона. Горизонтальная, вертикальная и диагональная периодические зависимости.
Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современная трактовка понятия «химический элемент». Закономерность Ван-ден-Брука — Мозли. Вторая формулировка периодического закона. Периодическая система Д. И. Менделеева и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Третья формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Тема 2
Строение вещества. Дисперсные системы (13 ч)
Химическая связь. Единая природа химической связи. Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и ее классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью: атомная и молекулярная. Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи, ее значение.
Межмолекулярные взаимодействия.
Единая природа химических связей: ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связи в одном веществе и т. д.
Свойства ковалентной химической связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность. Геометрия молекул.
Гибридизация орбиталей и геометрия молекул. sр3-гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sр2-гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита; sp-гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ.
Полимеры органические и неорганические. Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: «мономер», «полимер», «макромолекула», «структурное звено», «степень полимеризации», «молекулярная масса». Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. Полимеры органические и неорганические. Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты. Неорганические полимеры атомного строения (аллотропные модификации углерода, кристаллический кремний, селен и теллур цепочечного строения, диоксид кремния и др.) и молекулярного строения (сера пластическая и др.).
Теория строения химических соединений А.М. Бутлерова. Предпосылки создания теории строения химических соединений: работы предшественников (Ж.Б. Дюма, Ф. Велер, Ш.Ф. Жерар, Ф.А. Кекуле), съезд естествоиспытателей в Шпейере. Личностные качества А.М. Бутлерова.
Основные положения теории химического строения органических соединений и современной теории строения. Изомерия в органической и неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ.
Основные направления развития теории строения органических соединений (зависимость свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного строения). Индукционный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность.
Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. Диалектические основы общности периодического закона Д.И. Менделеева и теории строения А.М. Бутлерова в становлении (работы предшественников, накопление фактов, участие в съездах, русский менталитет), предсказании (новые элементы — Ga, Se, Ge и новые вещества — изомеры) и развитии (три формулировки).
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Типы дисперсных систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Молекулярные и истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов.
Расчетные задачи. 1. Расчеты по химическим формулам. 2. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси. 3. Вычисление молярной концентрации растворов.
Демонстрации. Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связей. Модели молекул различной геометрии. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. Модели молекул изомеров структурной и пространственной изомерии. Свойства толуола. Коллекция пластмасс и волокон. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного, кварца и др. Модели молекул белков и ДНК. Образцы различных систем с жидкой средой. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты. 1. Свойства гидроксидов элементов 3-го периода. 2. Ознакомление с образцами органических и неорганических полимеров.
Практическая работа №1:Решение эксперементальных задач по распознаванию пластмасс и волокон.
Тема 3
Химические реакции (25 ч)
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции; ее отличие от ядерной реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация, изомеризация и полимеризация. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и составу реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные реакции и неокислительно-восстановительные реакции); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, электрохимические, термохимические). Особенности классификации реакций в органической химии.
Вероятность протекания химических реакций. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия и экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Теплота образования. Понятие об энтальпии. Закон Г.И. Гесса и следствия из него. Энтропия. Энергия Гиббса. Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации. Элементарные и сложные реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ; температура (закон Вант-Гоффа); концентрация (основной закон химической кинетики); катализаторы. Катализ: гомо- и гетерогенный; механизм действия катализаторов. Ферменты. Их сравнение с неорганическими катализаторами. Ферментативный катализ, его механизм. Ингибиторы и каталитические яды. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ.
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление и температура. Принцип Ле Шателье.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом химической связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. Кислоты, соли, основания в свете электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Реакции, протекающие в растворах электролитов. Произведение растворимости.
Водородный показатель. Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биологических процессов.
Гидролиз. Понятие «гидролиз». Гидролиз органических соединений (галогеналканов, сложных эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его значение. Гидролиз неорганических веществ. Гидролиз солей — три случая. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.
Расчетные задачи. 1. Расчеты по термохимическим уравнениям. 2. Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагирующих веществ и продуктов реакции. 3. Определение рН раствора заданной молярной концентрации. 4. Расчет средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ. 5. Вычисления с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции». 6. Нахождение константы равновесия реакции по равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый, кислорода — в озон. Модели н-бутана и изобутана. Получение кислорода из пероксида водорода и воды; дегидратация этанола. Цепочка превращений Р → Р2О5 → Н3РО4; свойства соляной и уксусной кислот; реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды; свойства металлов; окисление альдегида в кислоту и спирта в альдегид. Реакции горения; реакции эндотермические на примере реакции разложения (этанола, калийной селитры, известняка или мела) и экзотермические на примере реакций соединения (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия этиленом, гашение извести и др.). Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разных концентрациях соляной кислоты; разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV), катал азы сырого мяса и сырого картофеля. Взаимодействие цинка с различной поверхностью (порошка, пыли, гранул) с кислотой. Модель «кипящего слоя». Смещение равновесия в системе Fe3+ + 3CNS- ↔ Fe(CNS)3; омыление жиров, реакции этерификации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления. Сравнение свойств 0,1 Н растворов серной и сернистой кислот; муравьиной и уксусной кислот; гидроксидов лития, натрия и калия. Индикаторы и изменение их окраски в различных средах. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов. Гидролиз карбонатов, сульфатов, силикатов щелочных металлов; нитратов цинка или свинца (II). Гидролиз карбида кальция.
Лабораторные опыты. 3. Получение кислорода разложением пероксида водорода и (или) перманганата калия. 4. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды для органических и неорганических кислот. 5. Использование индикаторной бумаги для определения рН слюны, желудочного сока и других соков организма человека. 6. Разные случаи гидролиза солей.
Практическая работа №2: 2. Скорость химических реакций, химическое равновесие.
Практическая работа №3: Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз».
Тема 4
Вещества и их свойства (34 ч)
Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные.
Классификация органических веществ. Углеводороды и классификация веществ в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.
Металлы. Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева и строение их атомов. Простые вещества — металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами и солями в растворах, органическими соединениями (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Значение металлов в природе и в жизни организмов.
Коррозия металлов. Понятие «коррозия металлов». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.
Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение.
Переходные металлы. Железо. Медь, серебро; цинк, ртуть; хром, марганец (нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения).
Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева, строение их атомов. Электроотрицательность. Инертные газы. Двойственное положение водорода в периодической системе. Неметаллы — простые вещества. Их атомное и молекулярное строение. Аллотропия и ее причины. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами-окислителями (азотной и серной кислотами и др.).
Водородные соединения неметаллов. Получение их синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Физические свойства. Отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах.
Несолеобразующие и солеобразующие оксиды.
Кислородные кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла.
Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, с основными оксидами, с амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот.
Основания органические и неорганические. Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.
Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов некоторых металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. Понятие о комплексных соединениях. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера. Амфотерность аминокислот: взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом (образование полипептидов), образование внутренней соли (биполярного иона).
Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (на примере серы и кремния), переходного элемента (на примере цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии (для соединений, содержащих два атома углерода в молекуле). Единство мира веществ.
Расчетные задачи. 1. Вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. 2. Вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая доля его от теоретически возможного. 3. Вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. 4. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов. 5. Определение молекулярной формулы газообразного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов. 6. Нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания. 7. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Коллекция «Классификация неорганических веществ» и образцы представителей классов. Коллекция «Классификация органических веществ» и образцы представителей классов. Модели кристаллических решеток металлов. Коллекция металлов с разными физическими свойствами. Взаимодействие: а) лития, натрия, магния и железа с кислородом; б) щелочных металлов с водой, спиртами, фенолом; в) цинка с растворами соляной и серной кислот; г) натрия с серой; д) алюминия с иодом; е) железа с раствором медного купороса; ж) алюминия с раствором едкого натра. Оксиды и гидроксиды хрома, их получение и свойства. Переход хромата в бихромат и обратно. Коррозия металлов в зависимости от условий. Защита металлов от коррозии: образцы «нержавеек», защитных покрытий. Коллекция руд. Электролиз растворов солей. Модели кристаллических решеток иода, алмаза, графита. Аллотропия фосфора, серы, кислорода. Взаимодействие: а) водорода с кислородом; б) сурьмы с хлором; в) натрия с иодом; г) хлора с раствором бромида калия; д) хлорной и сероводородной воды; е) обесцвечивание бромной воды этиленом или ацетиленом. Получение и свойства хлороводорода, соляной кислоты и аммиака. Свойства соляной, разбавленной серной и уксусной кислот. Взаимодействие концентрированных серной, азотной кислот и разбавленной азотной кислоты с медью. Реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с кислотными оксидами (оксидом углерода (IV)), амфотерными гидроксидами (гидроксидом цинка). Взаимодействие аммиака с хлороводородом и водой. Аналогично для метиламина. Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами. Осуществление переходов: Са → СаО → Са(ОН)2; Р → Р2О5 → Н3РО4 → Са3(РО4)2; Си → СиО → CuSO4 → Си(ОН)2 → СиО → Си; С2Н5ОН → С2Н4 → С2Н4Вг2.
Лабораторные опыты. 7. Ознакомление с образцами представителей разных классов неорганических веществ. 8. Ознакомление с образцами представителей разных классов органических веществ. 9. Ознакомление с коллекцией руд. 10. Сравнение свойств кремниевой, фосфорной, серной и хлорной кислот; сернистой и серной кислот; азотистой и азотной кислот. 11. Свойства соляной, серной (разб.) и уксусной кислот. 12. Взаимодействие гидроксида натрия с солями, сульфатом меди (II) и хлоридом аммония. 13. Разложение гидроксида меди (II). Получение гидроксида алюминия и изучение его амфотерных свойств.
Практическая работа №4: Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.
Практическая работа №5:.Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств
Практическая работа № 6:Решение экспериментальных задач по неорганической химии.
Практическая работа №.7: Решение экспериментальных задач по органической химии
Практическая работа №8: Сравнение свойств неорганических и органических соединений.
Тема 5
Химический практикум (8 ч)[1](проводится в темах)
1. Получение, собирание и распознавание газов и изучение их свойств. 2. Скорость химических реакций, химическое равновесие. 3. Сравнение свойств неорганических и органических соединений. 4. Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз». 5. Решение экспериментальных задач по неорганической химии. 6. Решение экспериментальных задач по органической химии. 7. Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. 8. Распознавание пластмасс и волокон.
Тема 6
Химия и общество (7 ч)
Химия и производство. Химическая промышленность, химическая технология. Сырье для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Основные стадии химического производства (аммиака и метанола). Сравнение производства этих веществ.
Химия и сельское хозяйство. Химизация сельского хозяйства и ее направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс (ППК). Удобрения и их классификация. Химические средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними. Химизация животноводства.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия.
Химия и повседневная жизнь человека. Домашняя аптечка. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых продуктов и промышленных товаров и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека.
Демонстрации. Модели производства серной кислоты и аммиака. Коллекция удобрений и пестицидов. Образцы средств бытовой химии и лекарственных препаратов. Коллекции средств гигиены и косметики, препаратов бытовой химии.
Лабораторные опыты. 14. Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов. 15. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному применению.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | |||
по программе О.С. Габриеляна | по рабочей программе | практ. работы | контр. работы | лаборат. опыты | ||
1. | Строение атома. | 9 | 12 |
| 1
| |
2. | Строение вещества. Дисперсные системы.
| 15 | 13
| 1 | 1 | 2 |
3 | Химические реакции. | 21 | 25
| 2 | 1 | 4 |
4. | Вещества и их свойства. | 33 | 34 | 5 | 3 | 7 |
5. | Химия и общество. | 9 | 7 |
|
| 2 |
Итого | 91(3ч) резервное время | 91 (3ч) резервное время | 8 | 6 | 15 |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Наименование разделов и тем | Дата по плану | Дата фактически | ||
Тема 1. Строение атома. 12 час | |||||
1 | Атом – сложная частица. | ||||
2 | Состояние электронов в атоме. | ||||
3 | Состояние электронов в атоме. | ||||
4 | Электронные конфигурации атомов химических элементов. | ||||
5 | Валентные возможности атомов химических элементов. | ||||
6 | Валентные возможности атомов химических элементов. | ||||
7 | Валентные возможности атомов химических элементов | ||||
8 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | ||||
9 | Периодический закон и строение атома. | ||||
10 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение атома», подготовка к контрольной работе. | ||||
11 | Обобщение знаний по теме «Строение атома», подготовка к контрольной работе. | ||||
12 | Контрольная работа №1 по теме «Строение атома», «Периодический закон». | ||||
Тема 2. Строение вещества. Дисперсные системы. 13час + 1 час пр/р | |||||
1 | Химическая связь. Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Степень окисления и валентность | ||||
2 | Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи. | ||||
3 | Свойства ковалентной химической связи. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химической связи. | ||||
4 | Гибридизация атомных орбиталей | ||||
5 | Геометрия молекул. Пространственное строение молекул. | ||||
6 | Теория химического строения соединений А.М.Бутлерова . Предпосылки создания теории. Основные положения теории строения химических соединений. | ||||
7 | Изомерия в органической и неорганической химии. | ||||
8 | Полимеры органические и неорганические. Классификация полимеров . Обзор важнейших полимеров. Способы получения полимеров. | ||||
9 | Практическая работа №1 Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон. | ||||
10 | Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы и растворы. | ||||
11-12 | Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, объемная доля и мольная доля вещества, молярная концентрация. Решение задач. | ||||
13 | Обобщение знаний по теме «Строение вещества», подготовка к контрольной работе. | ||||
14 | Контрольная работа №2 по теме «Строение вещества. Дисперсные системы». | ||||
Тема 3. Химические реакции. 25 час + 2 час пр/р | |||||
1 | Классификация химических реакций в неорганической химии. | ||||
2 | Классификация химических реакций в органической химии. | ||||
3 | Тепловые эффекты химических реакций. Закономерности протекания химических реакций. Термохимические уравнения. | ||||
4 | Решение задач: Расчеты по термохимическим уравнениям. 2. Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагирующих веществ и продуктов реакции. | ||||
5 | Решение задач: Вычисление теплового эффекта реакции по теплотам образования реагирующих веществ и продуктов реакции. | ||||
6 | Скорость химических реакций. | ||||
7 | Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Закон действующих масс. | ||||
8 | Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Решение задач. | ||||
9 | Катализ. Понятие о катализаторе и механизме его действия. | ||||
10 | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Константа равновесия. | ||||
11 | Смещение химического равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье. | ||||
12 | Практическая работа № 2:Скорость химических реакций, химическое равновесие. | ||||
13-14 | Решение задач 1. Расчет средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ. 2. Вычисления с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции». 3. Нахождение константы равновесия реакции по равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ. | ||||
15 | Окислительно-восстановительные реакции. | ||||
16 | Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. | ||||
17 | Электролитическая диссоциация (ЭД). | ||||
18 | Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации. | ||||
19 | Реакции ионного обмена в водных растворах. | ||||
20 | Водородный показатель раствора. Диссоциация воды. Ионное произведение воды. | ||||
21 | Гидролиз неорганических веществ | ||||
22 | Гидролиз органических веществ | ||||
23 | Практическое применение гидролиза. | ||||
24 | Практическая работа №3: Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз». | ||||
25 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции» | ||||
26 | Решение задач и упражнений по теме «Химические реакции» | ||||
27 | Контрольная работа №3: «Химические реакции». | ||||
Тема 4. Вещества и их свойства. 34 час + 5 час пр/р | |||||
1 | Классификация и номенклатура неорганических веществ. | ||||
2 | Классификация и номенклатура органических веществ. | ||||
3 | Металлы .Положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева ,строение атомов, физические свойства. | ||||
4 | Химические свойства металлов | ||||
5 | Химические свойства металлов | ||||
6 | Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии. | ||||
7 | Металлы в природе. Металлургия .Общие способы получения металлов. | ||||
8 | Электролиз растворов и расплавов соединений металлов. | ||||
9 | Решение расчетных задач по теме «Металлы». | ||||
10-11 | Металлы главных подгрупп. Щелочные, щелочноземельные металлы. Металлы побочных подгрупп. Их соединения. Комплексные соединения переходных элементов. | ||||
12 | Урок-упражнение по теме «Металлы» | ||||
13 | Контрольная работа №4 по теме: «Металлы». | ||||
14 | Неметаллы. Положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Аллотропия. | ||||
15-16 | Химические свойства неметаллов. | ||||
17 | Важнейшие оксиды, соответствующие им гидроксиды и водородные соединения неметаллов. | ||||
18-19 | Общая характеристика подгруппы галогенов. Сравнительная активность галогенов и их соединений. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора. | ||||
20 | Халькогены. | ||||
21 | Оксиды серы. Серная и сернистая кислота и их соли. Свойства концентрированной серной кислоты. | ||||
22 | Азот. Особенности азота и его соединений. Аммиак, соли аммония. | ||||
23 | Оксиды азота. Азотная и азотистая кислота и их соли. | ||||
24 | Решение задач и упражнений по теме «Неметаллы». | ||||
25 | Контрольная работа №5 по теме: «Неметаллы» | ||||
26 | Кислоты неорганические и органические. Строение, номенклатура, классификация. | ||||
27 | Химические свойства органических и неорганических кислот. | ||||
28 | Основания органические и неорганические. Строение, номенклатура, классификация. | ||||
29 | Химические свойства органических и неорганических оснований. | ||||
30 | Амфотерные неорганические соединения. | ||||
31 | Амфотерные органические соединения. | ||||
32 | Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. | ||||
33 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества и их свойства» | ||||
34 | Контрольная работа №6 по теме «Вещества и их свойства» | ||||
35 36
37 38 39 | Практическая работа №4: Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Практическая работа №5: Получение, собирание и распознавание газов и иизучение их свойств. Практическая работа №6: Решение экспериментальных задач по неорганической химии. Практическая работа №7: Решение экспериментальных задач по органической химии. Практическая работа №8: Сравнение свойств неорганических и органических соединений. | ||||
Тема 5. Химия в жизни общества. 7 час | |||||
1-2 | Химия и производство .Научные принципы важнейших производств. | ||||
3 | Химия и сельское хозяйство. | ||||
4 | Химическое проблемы окружающей среды . | ||||
5 | Химия и повседневная жизнь человека. | ||||
6 | Систематизация и обобщение знаний по курсу неорганической химии. Решение задач и упражнений. | ||||
7 | Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии. Решение задач и упражнений. | ||||
3 часа | Резервное время |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа и тематическое планирование по химии
данный материал сожержит рабочие программы итематическое планирование по химии 8-11 классов...
Календарно-тематическое планирование 7 класс(4 часа в неделю), А.Г.Мордкович
Календарно-тематическое планированиеАлгебра 7 класс При 4 уроках в неделю (139 уроков в год)Учебник: Алгебра 7...
тематическое планирование 5 класс 3 часа в неделю
тематическое планирование 5 класс на 3 часа в неделю...
тематическое планирование 6 класс 3 часа в неделю
Тематическое планирование 6 класс по Матвееву....
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 10 кл(3 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 10 кл ( 3 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)...
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 9 кл 2 часа( по программе О.С.Габриеляна)
Рабочая программа и теметическое планирование по химии 9 кл 2 часа ( по программе О.С.Габриеляна)...
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 8 кл 2 часа ФГОС( по программе О.С.Габриеляна)
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 8 кл 2 часа ФГОС ( по программе О.С.Габриеляна)...