Технологическая карта урока химии по теме "электролитическая диссоциация"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
В методической разработке содержится технологическая карта урока, рабочие листы для учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektroliticheskaya_dissotsiatsiya.docx | 124.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Квасова Екатерина Сергеевна
Предмет: химия
Класс: 8
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема урока: Электролитическая диссоциация.
Цели урока: создать условия
- для понимания смысла понятий: электролитическая диссоциация, электролит, неэлектролит;
- для различения электролитов и неэлектролитов;
- для развития умения наблюдать, выделять главное, существенное из информации по теме;
- для развития умения адекватно оценивать свое продвижение в освоении изучаемого содержания
Планируемые результаты обучения:
- уметь самостоятельно различать электролиты и неэлектролиты на основе выявленных признаков;
- уметь характеризовать процесс диссоциации веществ;
- уметь в процессе групповой работы выделять главное, существенное из информации по теме, в т.ч. полученной при наблюдении;
- адекватно оценивать свое продвижение в освоении изучаемого содержания
Планируемый результат | |
Предметные умения | Личностные УУД:
|
Давать определение «электролитическая диссоциация»,«электролит», «неэлектролит». | |
Регулятивные УУД:
| |
Познавательные УУД:
| |
Коммуникативные УУД:
4. продуктивно взаимодействовать со своими партнерами |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Индивидуальная, парная, фронтальная, групповая | Учебник, рабочий лист, раздаточный материал, мел, доска, периодическая система, прибор для определения проводимости электрического тока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Примечания |
Стадия вызова | Здравствуйте! Зарисуйте свое настроение в индивидуальном сопроводительном листе, который находится у Вас на парте. Ребята, а как вы думаете, что такое причина? а следствие? а следствие может быть причиной? Все мы знаем, что если что-то происходит, то всегда есть какая-то причина для этого. А важно знать причины явлений? Т.о. причина и следствие взаимосвязаны, образуют сложные причинно-следственные связи. Понимание этих связей необходимо для полного понимания сути происходящих явлений, в том числе химических. А химические явления – это причина или следствие? Я вам покажу химические явления, а вы попробуете объяснить причину этого - Нам нужно найти причину того, почему окраска изменяется только в водных растворах. - Значит какова цель нашего урока? | Зарисовывают свое настроение Отвечают на вопросы учителя Смотрят демонстрационные опыты, отмечают в рабочих листах Запишите цель в раб. листах. | Учитель демонстрирует два опыта: 1. будет ли изменять окраску индикатора сухая щелочь? В две сухие пробирки насыпать немного кристаллического гидроксида натрия и добавить в обе пробирки кристаллы фенолфталеина. Встряхнуть. В одну их пробирок прилить небольшое количество воды. Индикатор изменяет окраску только в водном растворе щелочи. 2. Некоторые металлы, например железо, взаимодействуют с водными растворами некоторых солей, например, сульфата меди(II). Будет ли железо взаимодействовать с раствором сульфата меди(II), если соль растворена не в воде, а в ацетоне? В две пробирки насыпать обезвоженный сульфат меди(II). В одну из пробирок прилить 1 мл ацетона, а в другую - 1 мл воды. Встряхнуть обе пробирки. В растворы опустить очищенные железные гвозди. Железо вытесняет медь только из водного раствора соли. общий вывод: кислоты, щелочи, соли, проявляют свои свойства только в водных растворах. Значит, в водных растворах с веществами что-то происходит Тема урока и цель записывается на доске и в тетрадях. |
Стадия осмысления | Причиной этих явлений может быть вода? 1 этап Механизм электролитической диссоциации. –Давайте вспомним строение молекулы воды (связь ковалентная полярная, молекула – диполь, угол 104,5). На столах у всех есть смоделированные диполи воды. Расположите свои диполи рядом на столе. Как вы их расположили? Что может быть следствием, если ваши молекулы воды соприкоснутся одноимёнными полюсами? (Отталкиваются) А разноимёнными? (притягиваются) На столах лежит кристаллическая решетка. Какое это вещество? (поваренная соль) А у меня она вот. А теперь в воду добавим соль, а вы попробуйте показать этот процесс на моделях соли и воды. (Что происходит с разноименными зарядами) Что произойдет, если мы раствор перемешаем? А вы покажите на своих моделях. Что может произойти со связью между натрием и хлором? Так вот, ребята, в химии этот процесс называется диссоциацией. То что мы сейчас с вами выполнили это и есть механизм диссоциации. У вас в раб листах есть задание. В котором необходимо соотнести этапы диссоциации и процессы, которые при этом происходят. Во время чтения текста учебника на стр. 219-221 расставьте этапы диссоциации в правильном порядке. При растворении в воде вещества взаимодействуют с диполями, распадаются на свободные гидратированные ионы и проводят электрический ток. 2 этап Электролиты, неэлектролиты Обратимся к истории 1837 года. В этот период в Лондоне в лаборатории Королевского института работали два учёных: Гемфри Деви и Майкл Фарадей. Они начали исследования в области электричества и ввели понятия, которыми мы пользуемся до сих пор. Деви и Фарадей проводили опыты по определению электропроводности растворов, используя специальный прибор, который состоял из 2-х электродов, лампочки и розетки. При опускании электродов в исследуемое вещество, если оно проводит ток, то лампочка загорается, если не проводит – не загорается. - Давайте и мы проведем исследование для того, чтобы подтвердить тот факт, что в водных растворах кислот, щелочей, солей находятся ионы. Для этого на столах у вас есть приборы, свои результаты вы будите отмечать в рабочих листах. – Ребята, что вы наблюдали? (в одном случае лампочка загорается, в другом – нет) –Почему лампочка загорается? (проходит электрический ток) – Какой вывод мы можем сделать на основе проведенных исследований? (Вывод: Одни вещества проводят ток, а другие нет) – А какие вещества проводят электрический ток? (Растворы кислот, щелочей, солей.) Вещества, растворы которых проводят электрический ток назвали электролитами, а вещества, которые не проводят ток – неэлектролитами (записать определение в раб. лист) - Давайте сформулируем определение ЭД: Какие ключевые слова мы применяли при исследованиях? Что происходит с веществом при диссоциации (распад)? Какое вещество распадается? (электролит) На какие частицы распадается? (ионы) Что является причиной диссоциации? (при растворении в воде) -ЭД – распад электролита на ионы при растворении в воде. (записать) | Рассматривают схему строения молекулы воды в учебнике Работают с бумажными моделями молекулы воды, соли Читают учебник, заполняют рабочий лист Работа в группах Выступления ребят по группам | Схемы строения воды и хлорида натрия в приложении 1 к уроку Перед исследованием повторяют правила работы в группах по ходу выступлений заполняется таблица в рабочем листе, отмечается, какие вещества проводят электрический ток, а какие нет |
Стадия рефлексии (размышления) | Возвращаемся к проблемным вопросам, которые были заданы в начале урока. – Что же происходит в водных растворах? Почему окраска изменяется только в водных растворах? (процесс диссоциации) – Все металлы проводят электрический ток, следовательно, все металлы – электролиты? – В дистиллированной воде приготовили настой лечебных плодов (шиповника, черники, калины). В чем причина того, что настой стал проводить электрический ток? - Сейчас вам нужно ответить на вопросы теста Обменяемся листочками, проверим работу товарища. Поставим оценку. Все сегодняшние полученные знания можно обобщить в одной теории, которая называется теорией электролитической диссоциации (ТЭД), с основными положениями которой вы познакомитесь на следующем уроке. Оцените свое эмоциональное состояние. Какое у вас настроение к концу нашего занятия? По какой причине настроение у всех разное, хотя занятие одно? Так уж у людей получается, что они не видят истинных причин, а видят только лишь следствия этих причин. Научиться видеть эти истинные причины может каждый, для этого необходимо лишь желание. | Отвечают на вопросы учителя Выполняют тест, оценивают работу товарища (критерии оценивания записаны на доске) Отмечают свое настроение | Задания теста могут быть представлены на слайдах презентации или на карточках для каждого ученика
Учитель при необходимости собирает тетради (карточки) с выполненным тестом. |
Д.з. | Запишем домашнее задание "Используя таблицу растворимости, составить алгоритм для написания уравнений диссоциации"
| Записывают д.з. |
Приложение 1. Схема молекулы воды и хлорида натрия
Приложение 2. Рабочий лист ученика
Рабочий лист ученика _______________________________________________________________
Цель урока ______________________________
Моё эмоциональное состояние Солнышко – настроение радостное, хорошее Ёлочка – мне безразлично, тучка – настроение плохое, мне грустно | |
в начале урока | в конце урока |
Окраска | ||
изменилась | не изменилась | |
CuSO4+ вода+Fe | ||
CuSO4+ ацетон+Fe | ||
NaOH (кр.) +фенолфталеин (кр.) | ||
NaOH (кр.) +фенолфталеин (кр.)+H2O |
Вывод: _____________________________________________________________________
Механизм диссоциации
1. Соотнесите этапы диссоциации веществ с ионной связью и процессы, которые происходят при этом:
Ориентация Возникают силы взаимного притяжения между ионами вещества и диполями воды.
Гидратация Разрушение кристаллической решетки вещества и распад вещества на ионы.
Диссоциация Молекулы воды отрицательными полюсами притягиваются к положительным ионам вещества, а положительными – к отрицательно заряженным ионам.
2. Во время чтения текста учебника пронумеруйте этапы диссоциации вещества с ковалентной связью:
__ ионизация
__ ориентация
__ диссоциация
__ гидратация
Исследование электрической проводимости веществ
№ группы | Вещество | Класс веществ | Проводит или не проводит эллектрический ток |
1 | NaCl кр. | ||
NaCl р-р | |||
2 | C6H12O6 р-р. | ||
C6H12O6 кр. | |||
3 | NaOH р-р. | ||
NaOH кр. | |||
4 | Н2О | ||
H2SO4 р-р. |
Впишите недостающие слова:
Вещества (по их способности проводить электрический ток в растворах)
__________________________ ____________________________
К ним относятся: _________________ К ним относятся: _________________
________________________________ ________________________________
Электролитическая диссоциация - это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3. Тест для проверки усвоения темы урока
Тест
1) Выберите электролиты:
а - кислород
б - хлорид натрия (крист.) в - раствор глюкозы г - раствор гидроксида натрия
2) Выберите неэлектролиты:
а - хлорид калия (водный раствор) б – азот в - азотная кислота (водный раствор)
г – серная кислота
3) неэлектролиты - это
а - вещества, проводящие ток
б- вещества, не проводящие ток
в - вещества, растворы которых не проводят ток
г - вещества, растворы которых проводят ток
4) в водных растворах электролиты
а - распадаются на ионы
б - распадаются на атомы
в - распадаются на ионы под действием молекул воды
г - распадаются на ионы в результате диффузии
5) при диссоциации молекулы растворённого вещества
а, - объединяются в группы
б - взаимодействуют друг с другом
в - распадаются на ионы под действием молекул воды
г - распадаются на атомы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...
Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии
Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии составлены согласно требованиям ФГОС. Технологические карты уроков составлены по теме "Углеводороды"....
Технологическая карта урока химии в 8-м классе по теме "Кислоты в свете теории электролитической диссоциации"
Урок химии в 8 классе....
Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»
Работа проводится в 9 классах по УМК. Химия Учебник 9 класса под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...
Технологическая карта урока химии "Электролитическая диссоциация" 9 класс
Ф.И.О. учителя: Леушина Н.А.Предмет: химияКласс: 9Тема урока: «Электролитическая диссоциация»Тип урока: Открытие новых знаний.Методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивныйФормы ра...
Технологическая карта урока химии 8 классе учителя химии
Формированние УДД...
Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».
Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...