Методическая разработка урока "Скорость химической реакции"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Иванова Елена Владимировна

Урок по теме "Скорость химической реакции" - изучение нового материала. Предмет химия по программе основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skorost_reaktsii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно-технологический колледж»

Методическая разработка урока

«Скорость химической реакции»

Разработчик:

Иванова Елена Владимировна, преподаватель химии и биологии

2016 г.


Урок по теме «Скорость химической реакции» проводится в рамках курса предмета Химия для групп, получающих основное общее образование по очно-заочной форме обучения. На занятии дается понятие «скорость химической реакции», рассматриваются основные условия, влияющие на скорость химической реакции, а также демонстрируются химические реакции, иллюстрирующие основные теоретические положения.

1. Пояснительная записка.

Преподавание базового курса химии обучающимся получающим образование в очно-заочной форме сопряжено с некоторыми объективными трудностями, которые с одной стороны связаны со спецификой контингента Колледжа, а с другой стороны с особенностью рабочей программы. Для актуализации и повышения уровня усвоения материал четко структурирован, а также содержит демонстрационные видеофрагменты.

Цель урока: создание условий для освоения понятия «скорость химической реакции», понимания условий влияющих на скорость реакции, закрепления базовых понятий теории химических превращений.

Задачи:

1) образовательные:

- формирование «понятия скорость химической реакции»;

- рассмотрение условий влияющих на скорость реакции;

- формирование комплекса знаний о химических превращениях.

2) воспитательные:

- создание условий для развития критического мышления и группового обсуждения и анализа;

- формирование научной картины мира;

3) развивающие:

- развитие потребностно- мотивационной сферы личности обучающихся;

- развитие умения анализировать, классифицировать, наблюдать, делать выводы.

Тип урока: урок объяснения нового материала с применением информационных технологий.

Формы организации познавательной деятельности: работа в группе, индивидуальная.

Методы обучения: имитационные, практические.

Средства обучения: индивидуальное диалоговое общение, информационные таблицы, видео фрагменты, имитационные модели.

Занятию предшествовали уроки раздела 1 «Введение. Повторение основных тем курса 8-9 класса», на которых обучающиеся повторили и углубили материал 8-9 класса. Данное занятие является первым в разделе «Скорость химической реакции. Химическое равновесие», в котором формируется комплекс знаний о химических превращениях веществ.

Домашнее задание:

Повторение материала изученного на уроке [1], § 5. Также выполнение самостоятельной работы № 5 по теме.

2. Содержание урока.

1. Актуализация материала.

На данном этапе педагог задает вопросы:

1) Что такое «химическая реакция»?

2) Что происходит в химической реакции? Какие изменения могут наблюдаться?

3) Что такое «скорость»?

4) Как вы думаете, химические реакции протекают с одинаковой скоростью?

5) Приведите примеры быстрых и медленных химических реакций?

В тетради фиксируются понятие «химическая реакция», примеры быстрых и медленных химических реакций в виде блок схемы:

        Быстрые:                ← Химические процессы →                 Медленные:

2. Теоретический блок № 1. Понятие скорости химической реакции.

Педагог задает вопрос:

«Каким способом, вы бы предложили измерить скорость реакции?»

Затем выслушивает ответы. После чего выводит класс к понятию «скорость химической реакции», как изменению концентрации вещества в единицу времени.

В тетради фиксируется понятия «концентрация» и «скорость химической реакции», а также формула расчета скорости химической реакции

V = ∆с / ∆t.

Важно: обратить внимание усвоению концентрация, особенно для отстающих обучающихся.


3. Теоретический блок № 2.

Педагог задает вопрос:

1) Как вы думаете, калий и железо будут одинаково реагировать с водой?

Далее проводится видео демонстрация: реакция MgO, CaO и BaO с водой, а затем делается вывод о том, что скорость реакции зависит от природы реагирующих веществ (Неорганическая химия диск «Металлы главных подгрупп часть 2» - видеофрагмент «Оксиды щелочноземельных металлов»).

В тетради фиксируется: подзаголовок «Условия, влияющие на скорость реакции», ниже записывается первое условие: «Скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ», а затем уравнения проведенных реакций.

Педагог задает вопрос:

2) Как вы думаете, а концентрация вещества будет влиять на скорость реакции?

Далее проводится демонстрация: реакция меди с разбавленной и концентрированной азотной кислотой (Неорганическая химия диск «Металлы побочных подгрупп» - видеофрагменты «Взаимодействие меди с разбавленной азотной кислотой», «Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой»).

В тетради фиксируется второе  условие: «Для веществ в растворенном состоянии и газов скорость химической реакций зависит от концентрации реагирующих веществ».

Педагог задает вопрос:

3) Как вы думаете, а концентрация вещества будет влиять на скорость реакции?

Далее проводится демонстрация: реакции алюмотермия «Металлы главных подгрупп часть 2» - видеофрагмент «Алюмотермия».

В тетради фиксируется третье  условие: «Для веществ в твердом состоянии скорость реакции прямо пропорциональна величине поверхности реагирующих веществ».

Педагог задает вопрос:

4) Как вы думаете, а температура вещества будет влиять на скорость реакции?

Далее проводится видео демонстрация: реакция Ca с O2 при обычной температуре и при нагревании (Неорганическая химия диск «Металлы главных подгрупп часть 2» - видеофрагмент «Горение кальция на воздухе»).

В тетради фиксируется третье  условие: «При повышении температуры на каждые 10º С скорость реакции увеличивается в 2-4 раза».

Педагог задает вопрос:

5) Как вы думаете, а могут ли одни вещества влиять на скорость реакции между другими веществами?

Далее проводится видео демонстрация: реакция образования этилена (Органическая химия диск 1 «Углеводороды» - видеофрагмент «получение этилена и опыты с ним»).

В тетради фиксируется третье  условие: «Скорость химических реакций зависит от присутствия некоторых веществ».

4. Обобщение и систематизация материала.

Педагог подводит итоги, задает контрольные вопросы, задает домашнее задание.

Контрольные вопросы:

1. Химическая реакция это - …

2. Скорость химической реакции - …

3. Условия, влияющие на скорость химической реакции...

5. Домашнее задание:

Конспект урока «Скорость химической реакции», [1], § 5.

6. Список использованных источников:

1. Габриелян, О.С. Химия: учебник 9 кл./О.С. Габриелян.- М.: Дрофа. 2015, -320с.(ВЕРТИКАЛЬ)(ФГОС)

2. Виртуальная химическая лаборатория. Программа включает около 60 химических опытов из школьной программы химии класс с пошаговыми инструкциями CD-ROM, 2005 г.

- Неорганическая химия диск «Металлы главных подгрупп часть 2»;

- Неорганическая химия диск «Металлы побочных подгрупп»;

- Органическая химия диск 1 «Углеводороды» - видеофрагмент «получение этилена и опыты с ним».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Типы химических реакций.

В разработке представлен конспект урока  химии в 8 классе на тему  "Типы химических реакций"  (методика Л.М.Кузнецовой)  и  презентация к конспекту.  А также самоанализ у...

Методическая разработка урока "Химические свойства карбоновых кислот"

Урок проводился в 10 классе с углубленным изучением предмета. Тип урока: изучение нового материала. Используемые приемы: фронтальная работа, работа в группах, мини-исследовательская работа....

Методическая разработка урока: "Химические реакции"

Кузьмина Марина Владимировна.Учитель химииГБОУ школа № 212  Фрунзенского районаСанкт - Петербурга Класс: 8 Тема урока: «Химические реакции».Цель урока: установить отличия физических явл...

Методическая разработка урока "Химические свойства и применений алканов"

Методическая разработка урока "Химические свойства алканов и их применение"...

Методическая разработка урока «Химические реакции». Урок – «открытия» нового знания.

Методическая разработка урока «Химические реакции». Урок – «открытия» нового знания....

Методическая разработка "Решение химических задач математическим способом"

В данном пособии приводятся примеры решения химических задач математическим способом по темам «Растворы» и «Смеси». В каждой теме приведены необходимые теоретические сведения и показаны два способа ре...

Методическая разработка урока "Химические свойства кислот" с использованием ЭОР

Изучение нового материала с использованием ЗОР, которые позволяют визуализировать материал.СкачатьПредпросмотрМатериалы...