Методическая разработка урока "Скорость химической реакции"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Урок по теме "Скорость химической реакции" - изучение нового материала. Предмет химия по программе основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skorost_reaktsii.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж»
Методическая разработка урока
«Скорость химической реакции»
Разработчик:
Иванова Елена Владимировна, преподаватель химии и биологии
2016 г.
Урок по теме «Скорость химической реакции» проводится в рамках курса предмета Химия для групп, получающих основное общее образование по очно-заочной форме обучения. На занятии дается понятие «скорость химической реакции», рассматриваются основные условия, влияющие на скорость химической реакции, а также демонстрируются химические реакции, иллюстрирующие основные теоретические положения.
1. Пояснительная записка.
Преподавание базового курса химии обучающимся получающим образование в очно-заочной форме сопряжено с некоторыми объективными трудностями, которые с одной стороны связаны со спецификой контингента Колледжа, а с другой стороны с особенностью рабочей программы. Для актуализации и повышения уровня усвоения материал четко структурирован, а также содержит демонстрационные видеофрагменты.
Цель урока: создание условий для освоения понятия «скорость химической реакции», понимания условий влияющих на скорость реакции, закрепления базовых понятий теории химических превращений.
Задачи:
1) образовательные:
- формирование «понятия скорость химической реакции»;
- рассмотрение условий влияющих на скорость реакции;
- формирование комплекса знаний о химических превращениях.
2) воспитательные:
- создание условий для развития критического мышления и группового обсуждения и анализа;
- формирование научной картины мира;
3) развивающие:
- развитие потребностно- мотивационной сферы личности обучающихся;
- развитие умения анализировать, классифицировать, наблюдать, делать выводы.
Тип урока: урок объяснения нового материала с применением информационных технологий.
Формы организации познавательной деятельности: работа в группе, индивидуальная.
Методы обучения: имитационные, практические.
Средства обучения: индивидуальное диалоговое общение, информационные таблицы, видео фрагменты, имитационные модели.
Занятию предшествовали уроки раздела 1 «Введение. Повторение основных тем курса 8-9 класса», на которых обучающиеся повторили и углубили материал 8-9 класса. Данное занятие является первым в разделе «Скорость химической реакции. Химическое равновесие», в котором формируется комплекс знаний о химических превращениях веществ.
Домашнее задание:
Повторение материала изученного на уроке [1], § 5. Также выполнение самостоятельной работы № 5 по теме.
2. Содержание урока.
1. Актуализация материала.
На данном этапе педагог задает вопросы:
1) Что такое «химическая реакция»?
2) Что происходит в химической реакции? Какие изменения могут наблюдаться?
3) Что такое «скорость»?
4) Как вы думаете, химические реакции протекают с одинаковой скоростью?
5) Приведите примеры быстрых и медленных химических реакций?
В тетради фиксируются понятие «химическая реакция», примеры быстрых и медленных химических реакций в виде блок схемы:
Быстрые: ← Химические процессы → Медленные:
2. Теоретический блок № 1. Понятие скорости химической реакции.
Педагог задает вопрос:
«Каким способом, вы бы предложили измерить скорость реакции?»
Затем выслушивает ответы. После чего выводит класс к понятию «скорость химической реакции», как изменению концентрации вещества в единицу времени.
В тетради фиксируется понятия «концентрация» и «скорость химической реакции», а также формула расчета скорости химической реакции
V = ∆с / ∆t.
Важно: обратить внимание усвоению концентрация, особенно для отстающих обучающихся.
3. Теоретический блок № 2.
Педагог задает вопрос:
1) Как вы думаете, калий и железо будут одинаково реагировать с водой?
Далее проводится видео демонстрация: реакция MgO, CaO и BaO с водой, а затем делается вывод о том, что скорость реакции зависит от природы реагирующих веществ (Неорганическая химия диск «Металлы главных подгрупп часть 2» - видеофрагмент «Оксиды щелочноземельных металлов»).
В тетради фиксируется: подзаголовок «Условия, влияющие на скорость реакции», ниже записывается первое условие: «Скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ», а затем уравнения проведенных реакций.
Педагог задает вопрос:
2) Как вы думаете, а концентрация вещества будет влиять на скорость реакции?
Далее проводится демонстрация: реакция меди с разбавленной и концентрированной азотной кислотой (Неорганическая химия диск «Металлы побочных подгрупп» - видеофрагменты «Взаимодействие меди с разбавленной азотной кислотой», «Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой»).
В тетради фиксируется второе условие: «Для веществ в растворенном состоянии и газов скорость химической реакций зависит от концентрации реагирующих веществ».
Педагог задает вопрос:
3) Как вы думаете, а концентрация вещества будет влиять на скорость реакции?
Далее проводится демонстрация: реакции алюмотермия «Металлы главных подгрупп часть 2» - видеофрагмент «Алюмотермия».
В тетради фиксируется третье условие: «Для веществ в твердом состоянии скорость реакции прямо пропорциональна величине поверхности реагирующих веществ».
Педагог задает вопрос:
4) Как вы думаете, а температура вещества будет влиять на скорость реакции?
Далее проводится видео демонстрация: реакция Ca с O2 при обычной температуре и при нагревании (Неорганическая химия диск «Металлы главных подгрупп часть 2» - видеофрагмент «Горение кальция на воздухе»).
В тетради фиксируется третье условие: «При повышении температуры на каждые 10º С скорость реакции увеличивается в 2-4 раза».
Педагог задает вопрос:
5) Как вы думаете, а могут ли одни вещества влиять на скорость реакции между другими веществами?
Далее проводится видео демонстрация: реакция образования этилена (Органическая химия диск 1 «Углеводороды» - видеофрагмент «получение этилена и опыты с ним»).
В тетради фиксируется третье условие: «Скорость химических реакций зависит от присутствия некоторых веществ».
4. Обобщение и систематизация материала.
Педагог подводит итоги, задает контрольные вопросы, задает домашнее задание.
Контрольные вопросы:
1. Химическая реакция это - …
2. Скорость химической реакции - …
3. Условия, влияющие на скорость химической реакции...
5. Домашнее задание:
Конспект урока «Скорость химической реакции», [1], § 5.
6. Список использованных источников:
1. Габриелян, О.С. Химия: учебник 9 кл./О.С. Габриелян.- М.: Дрофа. 2015, -320с.(ВЕРТИКАЛЬ)(ФГОС)
2. Виртуальная химическая лаборатория. Программа включает около 60 химических опытов из школьной программы химии класс с пошаговыми инструкциями CD-ROM, 2005 г.
- Неорганическая химия диск «Металлы главных подгрупп часть 2»;
- Неорганическая химия диск «Металлы побочных подгрупп»;
- Органическая химия диск 1 «Углеводороды» - видеофрагмент «получение этилена и опыты с ним».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Типы химических реакций.
В разработке представлен конспект урока химии в 8 классе на тему "Типы химических реакций" (методика Л.М.Кузнецовой) и презентация к конспекту. А также самоанализ у...
Методическая разработка урока "Химические свойства карбоновых кислот"
Урок проводился в 10 классе с углубленным изучением предмета. Тип урока: изучение нового материала. Используемые приемы: фронтальная работа, работа в группах, мини-исследовательская работа....
Методическая разработка урока: "Химические реакции"
Кузьмина Марина Владимировна.Учитель химииГБОУ школа № 212 Фрунзенского районаСанкт - Петербурга Класс: 8 Тема урока: «Химические реакции».Цель урока: установить отличия физических явл...
Методическая разработка урока "Химические свойства и применений алканов"
Методическая разработка урока "Химические свойства алканов и их применение"...
Методическая разработка урока «Химические реакции». Урок – «открытия» нового знания.
Методическая разработка урока «Химические реакции». Урок – «открытия» нового знания....
Методическая разработка "Решение химических задач математическим способом"
В данном пособии приводятся примеры решения химических задач математическим способом по темам «Растворы» и «Смеси». В каждой теме приведены необходимые теоретические сведения и показаны два способа ре...
Методическая разработка урока "Химические свойства кислот" с использованием ЭОР
Изучение нового материала с использованием ЗОР, которые позволяют визуализировать материал.СкачатьПредпросмотрМатериалы...