Методическая разработка урока: "Химические реакции"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Кузьмина Марина Владимировна

Кузьмина Марина Владимировна.

Учитель химии

ГБОУ школа № 212  Фрунзенского района

Санкт - Петербурга

 

Класс: 8

 

Тема урока: «Химические реакции».

Цель урока: установить отличия физических явлений от химических, изучить признаки и условия протекания химических реакций, их значение.

Задачи урока:

Образовательные: - способствовать усвоению понятий «физические явления»,  «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций»   - формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений; - формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью; - формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека;

Воспитательные: - воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира; - формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы; - воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Развивающие: - развивать познавательную активность; -развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузьмина Марина Владимировна.

Учитель химии

ГБОУ школа № 212  Фрунзенского района

Санкт - Петербурга

Класс: 8

Тема урока: «Химические реакции».

Цель урока: установить отличия физических явлений от химических, изучить признаки и условия протекания химических реакций, их значение.

Задачи урока:

Образовательные: - способствовать усвоению понятий «физические явления»,  «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций»   - формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений; - формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью; - формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека;

Воспитательные: - воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира; - формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы; - воспитание бережного отношения к своему здоровью. 

Развивающие: - развивать познавательную активность; -развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы.

Демонстрационное оборудование  и реактивы для учителя.

Серная концентрированная кислота, твёрдый нитрат аммония, 2 стакана, стеклянные палочки, 2 термометра, спиртовка, спички, магний.

Ход урока

1. Организационный момент.

2.  Актуализация знаний.

Химия – наука о веществах. Что такое вещество?  Какие классы  неорганических веществ вы знаете?

Работа по тренажёрам (определить оксиды, кислоты, основания, соли).

Иногда, кажется, что вещества живут своей, таинственной и непостижимой жизнью. Со всеми веществами, которые мы сейчас вспоминали и которые ещё, будем изучать, в природе происходят разные превращения. Я предлагаю вам побыть в роли наблюдателей. Проанализировать  то, что вы увидите, и ответить на вопрос. Какие превращения произошли с веществами и изменились ли они?

Опыт1.  «Горение магния»

Вопрос: « На какие группы вы бы разделили эти превращения (явления)?»

Итак, тема сегодняшнего урока: Химические  реакции. (запись в тетради) 

Презентация. (Слайд 1)

 Это первый урок в разделе «Химические реакции». И точно также как в русском языке вы когда то изучали буквы, потом составляли слова, из слов предложения в химии мы изучили химические знаки, научились составлять формулы и давать им названия, и цель этого радела научиться составлять уравнения химических реакций, определять тип реакции по записи химического уравнения, производить расчеты по химическим уравнениям.

Какую цель вы бы поставили, прочитав план урока. (Слайд 2).

3. Изучение нового материала.

Вы выяснили, что явления бывают физические и химические.

 Задание: «Сформулируйте определения?» (Слайд 3)

 Работа в паре. Игра  из букв соответствующих правильным ответам, составить слово (приложение 1)

А как определить прошла ли химическая реакция? (Слайд 4).

Сейчас, вы побудите в роли экспериментаторов.

Исследовательская работа. Перед началом напоминаю правила техники безопасности.

В тетрадях отмечаете, Что вы наблюдаете? Что происходит с веществами?  Каковы условия протекания реакций? (Слайд 5 ).

На доске

FeCl3+NH4CNS

CaCO3+ H2SO4

NH4Cl+Ca(OH)2

CuSO4+ NaOH

Mq+H2SO4

Выводы по работе. Признаки, суть и условия протекания реакций. (Слайд 4)

В окружающем нас мире мы можем не только наблюдать, но и  регулировать химические реакции. Учитывая  признаки и условия течения химических реакций человек нашел им практическое применение. (Слайд 6.  Значение явлений ).

Показ фильма.

4. Проверка усвоения новых знаний.

1)Игра «Химическое лото». (Слайд 7).  Работа в группах. (приложение № 2).

На слайде презентации – таблица, в которой явления представлены с помощью  фотографий. Фотографии горящий лес, фотосинтез, ржавчина на ограде, иней на кустарнике, круговорот воды, загадка.

Учащимся в группе раздаются карточки для игры в химическое лото. На  карточках в таблице написаны различные явления. Ученики угадывают явление и зачеркивают в своей таблице, если оно есть.

В качестве  загадки  (растворение веществ) проводится эксперимент: в 2 стакана наливается вода, температура которой замеряется. Затем в один стакан наливается концентрированная серная кислота, а в другой – растворяется кристаллический нитрат аммония. Температура полученных растворов снова измеряется. Возникает вопрос: «К каким явлениям можно отнести увиденные явления и почему?» Затем учитель помогает ученикам сделать вывод о наличии физико-химических явлений, об отсутствии четких границ между явлениями, о тесных взаимосвязях в природе и между изучающими её науками. (Слайд 8)

Тестирование учащихся (приложение 3), правильные ответы (слайд 9)

(Слайд 10)

5. Рефлексия.

Учитель делает вывод о  необходимости умения наблюдать, проводить эксперимент, изучать вещества и происходящие с ними явления, об умении делать выводы для познания окружающей природы, о тесной связи  происходящих явлений и возможности познания тайн природы для сохранения её, и практического применения человеком.

Что на уроке было главным? Что интересным? Что нового узнали?

«Задай один вопрос, который остался неясным в ходе изучения материала»

6. Домашнее задание. § 3,4 упр. 1,2,3, 6 стр. 22. (Слайд 11)

Литература и источники информации

1.учебник «Химия 8 класс» под редакцией проф. Н. Е. Кузнецовой. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2011.

2. Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин «Задачник по химии 8 класс». Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2007.

3. Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. Задачи по химии. Москва. Высшая школа 2001.

Приложение 1.

Выберите названия химических явлений. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите слово.

а) скисание молока                                                              Я

б) гниение растительных остатков                                                      В

в) испарение воды                                                                      А

г) горение древесины                                                  Л

д) плавление сливочного масла при нагревании .......                  О

е) образование тумана                                                          С

ж) почернение серебряных изделий                                          Е

з) фотосинтез                                                                                      Н

и) испарение жидкой ртути                                                          П

к) подгорание пищи на перегретой сковороде                          И

л) образование ржавчины на гвозде                                      Я

Выберите названия химических явлений. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите слово.

а) скисание молока                                                              М

б) гниение растительных остатков                                                      О

в) испарение воды                                                                      А

г) горение древесины                                                  Л

д) плавление сливочного масла при нагревании .......                  Е

е) образование тумана                                                          С

ж) почернение серебряных изделий                                          О

з) фотосинтез                                                                                      Д

и) испарение жидкой ртути                                                          П

к) подгорание пищи на перегретой сковороде                          Ц

л) образование ржавчины на гвозде                                      Ы

Выберите названия химических явлений. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите слово.

а) скисание молока                                                              Я

б) гниение растительных остатков                                                      В

в) испарение воды                                                                      А

г) горение древесины                                                  Л

д) плавление сливочного масла при нагревании .......                  О

е) образование тумана                                                          С

ж) почернение серебряных изделий                                          Е

з) фотосинтез                                                                                      Н

и) испарение жидкой ртути                                                          П

к) подгорание пищи на перегретой сковороде                          И

л) образование ржавчины на гвозде                                      

Приложение № 2. «Химическое лото».

Плавление  меди

Испарение воды

Горение древесины

Растворение вещества

Замерзание  воды

Переваривание пищи

Растворение вещества

Образование кислорода

Горение древесины

Испарение  и конденсация воды

Ржавление железа

Замерзание  воды

Приложение № 3.

1 вариант.

1. Из ниже перечисленных явлений укажите - химические явления: 
А). Испарение воды
Б). Разложение воды электрическим током на водород и кислород
В). Образование черного налёта на серебряных изделиях
Г). Образование кристалликов соли при упаривании раствора

2. Из списка выберите признаки химической реакции:
А). Появление запаха
Б). Нагревание
В). Выделение газообразных веществ
Г). Контакт веществ
Д). Изменение цвета
Е). Действие электрическим током
Ж). Выпадение или растворение осадка
З). Облучение светом


                                2 вариант.

1. Из ниже перечисленных явлений укажите - физические явления: 
А). Испарение воды
Б). Разложение воды электрическим током на водород и кислород
В). Образование черного налёта на серебряных изделиях
Г). Образование кристалликов соли при упаривании раствора

2. Из списка выберите условия протекания химической реакции:
А). Появление запаха
Б). Нагревание
В). Выделение газообразных веществ
Г). Контакт веществ
Д). Изменение цвета
Е). Действие электрическим током
Ж). Выпадение или растворение осадка
З). Облучение светом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химические реакции ГБОУ школа № 212 Учитель химии Кузьмина М.В. Санкт-Петербург

Слайд 2

План урока 1. Физические и химические явления. 2. Признаки химических реакций. 3. Условия протекания реакций. 4. Значение химических реакций.

Слайд 4

Как определить прошла ли химическая реакция?

Слайд 5

Что наблюдаете? Что происходит с веществом? Каковы условия протекания процессов? Изменение цвета Выделение газа Появление запаха Выпадение или растворение осадка Выделение и (или) поглощение тепла и света Физические (вещество не изменяется) Химические (одно вещество превращается в другое ) * Контакт веществ * Нагревание * Действие электрическим током * Облучение светом Признаки химической реакции Сущность физических и химических явлений Условия протекания реакций

Слайд 6

Значение явлений Пример Явление Значение круговорот воды сгорание топлива работа доменной печи молочно-кислые продукты образование накипи

Слайд 7

Химическое лото ЗАГАДКА

Слайд 8

Д.И.Менделеев «Химическая теория растворов» 9 класс

Слайд 9

Правильные ответы 1 Вариант 2 Вариант 1. Б, В 1. А, Г 2. А, В, Д, Ж 2. Б, Г, Е, З

Слайд 10

6 правильных ответов – «5» 5 правильных ответов – «4» 4 правильных ответа – «3» 3 правильных ответа – «2»

Слайд 11

Домашнее задание § 26 Упр. 1, 2, 3, 6. Домашний Ответить эксперимент на вопросы

Слайд 12

Список литературы Изображение « Портрет Д.И. Менделеева» http://900igr.net/datai/khimija/Prirodnyj-gaz/0021-028-Udovolstvie-proletit-ono-sebe-trud-ostavit-sled-dolgoj-radosti.jpg Изображение «Горящий лес» http://moole.ru/uploads/posts/2010-08/1281728169_tass_689376_350.jpg Изображение «Образование инея» http://cover-retro.ru/_ph/2/2/550072937.jpg Изображение «Фотосинтез» http://housecomputer.ru/private_life/housing/country_house/grower/hydroponics/light_for_plants/0005-010-Fotosintez.png

Слайд 13

Список литературы Изображение «Горящая свеча» http://smi2.ru/data/fckuploads/9135_svecha_gorela_7a605_512.jpg Изображение «Вопросительный знак» http://tyca.ru/images/content/dnevnik/135782.jpg Изображение «Молочнокислая продукция» http://belortend.clients.ru/files/2401/molochnaya_produkciya.jpg Изображение « доменная печь» http://gazor.ru/wp-content/uploads/2011/09/metalurgiya.jpg Изображение « Горение топлива» http://briket.ucoz.ru/722821083.jpg Изображение « Образование накипи» http://img.simpalsmedia.com/999.md/BoardImages/900x900/34b5c5de3575486b886cee69321a3f6b.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Химические свойства карбоновых кислот"

Урок проводился в 10 классе с углубленным изучением предмета. Тип урока: изучение нового материала. Используемые приемы: фронтальная работа, работа в группах, мини-исследовательская работа....

Методическая разработка урока "Химические свойства и применений алканов"

Методическая разработка урока "Химические свойства алканов и их применение"...

Методическая разработка урока «Химические реакции». Урок – «открытия» нового знания.

Методическая разработка урока «Химические реакции». Урок – «открытия» нового знания....

Методическая разработка урока "Химические свойства кислот" с использованием ЭОР

Изучение нового материала с использованием ЗОР, которые позволяют визуализировать материал.СкачатьПредпросмотрМатериалы...

Методическая разработка урока "Химический состав клетки"

Материалы разработки позволяют сформировать у учащихся  знания о химическом составе клеток, значении органических и неорганических веществ в клетке....

Методическая разработка урока "Химические свойства альдегидов и кетонов"

Методическая разработка урока «Химические свойства альдегидов и кетонов»...