Методическая разработка "Решение химических задач математическим способом"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
В данном пособии приводятся примеры решения химических задач математическим способом по темам «Растворы» и «Смеси». В каждой теме приведены необходимые теоретические сведения и показаны два способа решения задач (химический и математический). Рассмотренные способы не являются единственно возможными. Учащийся самостоятельно определяет способ решения – главное, чтобы решение было рациональным и логически последовательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 47.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципальная общеобразовательная средняя школа №5
Г.Мурманска
МТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по химии
РЕШЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ МАТЕМАТИЧЕСКИМ СПОСОБОМ
Составитель: учитель химии
ТАЛАВИР С.Е.
МУРМАНСК
2016
ВВЕДЕНИЕ
Решение расчетных задач - важнейшая составная часть школьного предмета «химия», так как это один из приёмов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и вырабатывается умение самостоятельного применения полученных знаний.
Чтобы научиться химии, систематическое изучение известных истин химической науки должно сочетаться с самостоятельным поиском решения сначала малых, а затем и больших проблем.
Как бы ни были интересны теоретические разделы учебника и качественные опыты практикума, они недостаточны без численного подтверждения выводов теории и результатов эксперимента: ведь химия - количественная наука. Включение задач в учебный процесс позволяет реализовать следующие дидактические принципы обучения: 1) обеспечение самостоятельности и активности учащихся; 2) достижение прочности знаний и умений; 3) осуществление связи обучения с жизнью; 4) реализация предпрофильного и профильного политехнического обучения.
Решение задач является одним из звеньев в прочном усвоении учебного материала, так как формирование теорий и законов, запоминание правил и формул, составление уравнений реакций происходит в действии.
В данном пособии приводятся примеры решения химических задач математическим способом по темам «Растворы» и «Смеси». В каждой теме приведены необходимые теоретические сведения и показаны два способа решения задач (химический и математический). Рассмотренные способы не являются единственно возможными. Учащийся самостоятельно определяет способ решения – главное, чтобы решение было рациональным и логически последовательным.
1. Математические способы решения расчетных задач по химии
В решении химических задач целесообразно использовать алгебраические приёмы. В этом случае исследование и анализ ряда задач сводятся к преобразованиям формул и подставлению известных величин в конечную формулу или алгебраическое уравнение. Задачи по химии похожи на задачи по математике, и некоторые количественные задачи по химии (особенно на «растворы» и «смеси») удобнее решать составляя уравнение с одной неизвестной или через систему уравнений с двумя неизвестными.
Задачи на «растворы»
- Сколько г воды было добавлено к 200 г 40% раствора хлорида меди(II), если раствор стал десятипроцентным?
А) Химическое решение задачи (метод «стаканчиков»):
Процентное содержание компонента в смеси или растворенного вещества в растворе химики называют массовой долей и обозначают греческой буквой ω.
ω= m раств.вещества ω%= m раствор.вещества 100%
m раствора m раствора
Решение: х = 60г
Б) Математическим способ.
% содержание = масса вещества / масса раствора * 100%:
Пусть х грамм воды надо добавить, х>0 , теперь составляем таблицу:
Масса раствора | % вещества | Масса вещества | |
Первый раствор | 200 | 40 | 0,4 * 200 |
Второй раствор | 200 + х | 10 | 0,1 * (х + 200) |
Так как масса вещества не изменилась, можно составить уравнение:
0,4* 200 = 0, 1* (х + 200)
х= 60г
- Сплавили 2 слитка: первый весил 105 г и содержал 40% меди, второй весил 75г и содержал 64% меди. Какой процент меди содержится в получившемся сплаве?
А) Химический способ:
ω% = ((0,4*105 + 0,64*75)/(105 + 75)) * 100%
ω%= 50
Б) Математический способ:
Масса слитка | % вещества | Масса вещества | |
Первый слиток | 105 | 40 | 0,4 * 105 |
Второй слиток | 75 | 64 | 0,64*75 |
Получившийся сплавв | 105+75 | х | 0,4*105 + 0,64*75 |
Составляем уравнение: (105+75)*х = 0,4*105 + 0,64*75
Х= 0,5 или 50%
Задачи для самостоятельного решения
- Найти массу 20% раствора, в котором растворено 80 г вещества. (400 г)
- Какова массовая доля раствора, при выпаривании 300 г которого получено 30 г соли? (10%)
- Рассчитать массовую долю раствора, полученного растворением 20 кг щелочи в 80 кг воды. (20%)
- Какую массу соли надо добавить к 500 грамм 10% раствора соли, чтобы раствор стал 25% ?
- Вычислить вес и процентной содержание серебра в сплаве с медью, зная, что, сплавив его с 3 килограммами чистого серебра, получат сплав, содержащий 90% серебра, а, сплавив его с 2 килограммами сплава, содержащего 90% серебра, получат сплав 84% содержания серебра. (Ответ: 2,4 килограмма и 80%)
- В колбе содержится 57% водный раствор соли. После выпаривания 25 грамм воды раствор стал 76 процентным. Сколько ещё надо выпарить воды, чтобы содержание воды в колбе стало равным 95%. (Ответ: 15 грамм).
Задачи на «смеси»
- Имеются 2 сосуда, содержащие соответственно 4 и 6 кг раствора кислоты разных концентраций. Если их слить вместе, то получится раствор, содержащий 35% кислоты. Если же слить равные массы этих растворов, то получится 36% раствор. Сколько кг кислоты содержится в каждом растворе?
А) Химический метод: Составляем систему уравнений с двумя неизвестными.
Пусть ω в первом сосуде –х%; ω во втором сосуде – у%. Тогда масса чистой кислоты в 1 сосуде -4х, во втором – 6у. Отсюда массовая доля : или 4х+6у=3,5
Возьмём по 1 кг каждого раствора (массы равны): или х+у=0,72
Решим систему уравнений:
Ответ:1,86 кг; 1,64 кг
Б) Математический метод:
Пусть х килограмм масса вещества в первом растворе, у - килограмм масса вещества во втором растворе, 0 < x < 4; 0 < y < 6
Масса раствора | % содержание вещества | Масса вещества | |
Первый раствор | 4 | (х * 100)/4 | х |
Второй раствор | 6 | (у * 100)/6 | у |
Первый + второй раствор | 10 | 35 | 0,35 * 10 |
Первый раствор | 10 | (х * 100)/4 | х/4 * 10 |
Второй раствор | 10 | (у * 100)/6 | у/6 * 10 |
Первый + второй раствор | 20 | 36 | 0,36 * 20 |
Составляем и решаем систему:
Ответ:1,86 кг; 1,64 кг
- В первом и втором сплавах медь и цинк относятся как 5:2 и 3:4. Сколько каждого сплава нужно взять, чтобы получить 28кг нового сплава с равным содержанием меди и цинка?
А) Химический метод:
Первый сплав: масса сплава – х килограмм
ωCu =5/7 ≈ 0.71, mCu = 0.71 x кг
ωZn =2/7 ≈ 0.28, mZn = 0.28 x кг
Второй сплав: масса сплава – у килограмм
ωCu =3/7 ≈ 0.43, mCu = 0.43 у кг
ωZn =4/7 ≈ 0.57, mZn = 0.57 у кг
mCu = mZn ; 0,71 x + 0.43 y = 0.28 x + 0.57 y,
тогда 0,43 х = 0,14 у; х : у = 3 : 1,
т.к. масса нового сплава – 28кг, то масса первого сплава – 21кг, а масса второго сплава – 7кг.
Б) Математический метод:
масса сплава (кг) | масса меди (кг) | масса цинка (кг) | |
1 слиток | X | 5/7 x | 2/7 x |
2 слиток | Y | 3/7 y | 4/7 y |
1 + 2 | 28 | 14 | 14 |
Ответ: х= 21 кг, у= 7 кг
Задачи по уравнениям химических реакций
Математический способ решения
- Смесь карбонатов калия и натрия массой 7 г обработали серной кислотой, взятой в избытке. При этом выделившийся газ занял объем 1,344 л (н.у.). Определить массовые доли карбонатов в исходной смеси.
Решение:
Составляем уравнения реакций:
хг yл | ||
Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + CO2 + H2O | ||
1моль 1моль | ||
106г 22,4л | ||
7-хг (1,344-у)л | ||
K2CO3 + H2SO4 = K2SO4 + CO2 + H2O | ||
1моль 1 моль | ||
138г 22,4л
| ||
Обозначим через хг массу карбоната натрия в смеси, а массу карбоната калия - через (7-х)г. Объём газа, выделившегося при взаимодействии карбоната натрия с кислотой, обозначаем через у л, а объём газа, выделившегося при взаимодействии карбоната калия с кислотой, обозначаем через (1,344-у)л.
Над уравнениями реакций записываем введенные обозначения, под уравнениями реакций записываем данные, полученные по уравнениям реакций, и составляем систему уравнений с двумя неизвестными:
Из первого уравнения выражаем у через х:
у = 22,4х/106 (3)
(1,344-22,4х/106)*138=22,4*(7-х). (4)
Решаем уравнение (4) относительно х.
185,472-29,16х=156,8-22,4х
6,76х=28,672
х=4,24
Следовательно, масса карбоната натрия равна 4,24 г.
Массу карбоната калия находим вычитанием из общей массы смеси карбонатов массы карбоната натрия:
7г-4,24г=2,76г.
Массовые доли карбонатов находим по формуле:
w=(m в-ва/m общая)*100%
w(Na2CO3)=(4.24/7)*100%=60.57%
w(K2CO3)=(2.76/7)*100%=39.43%.
Ответ: массовая доля карбоната натрия равна 60,57%, массовая доля карбоната калия равна 39,43%.
Задача 2.Смесь карбонатов калия и натрия массой 10 г растворили в воде и добавили избыток соляной кислоты. Выделившийся газ пропустили через трубку с пероксидом натрия. Образовавшегося кислорода хватило, чтобы сжечь 1,9 л водорода (н.у.). Напишите уравнения реакций и рассчитайте состав смеси.
Решение.
- Составляем уравнения реакций:
Хл ул | ||||
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + СО2 (1) | ||||
1моль 1 моль | ||||
106г 22,4 л | ||||
(10-x)г (1,9-у)л | ||||
K2CO3 + 2HCl = 2KCl + H2O + CO2 (2) | ||||
1моль 1 моль | ||||
138г 22,4л | ||||
х л 0,95л | ||
2Na2O2 + 2CO2 = 2Na2CO3 + O2 (3) | ||
2моль 1моль | ||
44,8л 22,4л | ||
1,9л хл | ||
2Н2 + О2 = 2Н2О (4) | ||
2моль 1 моль | ||
44,8л 22,4л | ||
- Обозначим через х г массу карбоната натрия, а масса карбоната калия будет равна (10-х) г.
По уравнению (4) рассчитаем объем кислорода, образовавшегося в процессе реакции (3).
Для этого через х в уравнении обозначим объём кислорода и, исходя из объёма водорода, составим пропорцию и решим её относительно х:
1,9/44,8=х/22,4;
х=1,9*22,4/44,8;
х=0,95л (объём выделившегося кислорода).
- Исходя из уравнения (3), рассчитаем объём углекислого газа, образовавшегося при обработке смеси карбонатов натрия и калия избытком соляной кислоты. Для этого составим пропорцию:
х/44,8=0,95/22,4;
х=0,95*44,8/22,4;
х=1,9л.
- Через у л обозначим объём газа, выделившегося в процессе реакции (1), а через (1,9-у) л - объём газа, выделившегося в процессе реакции (2). Составим систему уравнений с двумя неизвестными:
х/106=у/22,4 (5)
(10-х)/138=(1,9-у)/22,4 (6)
Из уравнения (5) выражаем у через х и подставляем в уравнение (6):
у=22,4х/106
(10-х)/138=(1,9-22,4х/106)/22,44 (7).
Уравнение (7) решаем относительно х:
(1,9-22,4х/106)*138=22,4*(10-х);
262,2-29,16х=224-22,4х;
6,76х=38,2;
х=5,65г (масса карбоната натрия).
- Масса карбоната калия находится как разность между массой смеси карбонатов натрия и калия и массой карбоната натрия:
10-5,65=4,35г (масса карбоната калия).
w(Na2CO3)=(5,65/10)*100%
w(Na2CO3)=56.5%
w(K2CO3)=(4.35/10)*100%
w(K2CO3)=43.5%/
Ответ: массовая доля карбоната натрия равна 56,5%, массовая доля карбоната калия равна 43,5%.
Задачи для самостоятельного решения
1.Смесь железа и цинка массой 12,1 г обработали избытком раствора серной кислоты. Для сжигания полученного водорода необходимо 2,24л кислорода (давление 135,6 кПа, температура - 364К). Найдите массовую долю железа в смеси.
2.Смесь метиловых эфиров уксусной кислоты и пропионовой кислоты массой 47,2г обработали 83,4мл раствора гидроксида натрия с массовой долей 40% (плотность 1,2г/мл). Определите массовые доли эфиров ( в %) в смеси, если известно, что гидроксид натрия, оставшийся после гидролиза эфиров, может поглотить максимально 8,96л оксида углерода (IV).
3. При сжигании 68 г смеси водорода и оксида углерода (II) израсходован кислород объемом 89,6л (н.у.). Определите объемную долю каждого газа в смеси.
4. При разложении 273,4 г смеси бертолетовой соли перманганата калия образовался кислород объемом 49,28 л (н.у.). Определите массу каждой соли в смеси.
5. При растворении в азотной кислоте 6 г сплав меди с серебром получили 14,68 г смеси нитратов меди (II) и серебра. Вычислите массовую долю (%) каждого металла в сплаве.
Литература
1. Галицкий и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Учебное пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики / М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич.-2-е изд. - М.: Просвещение,1994. - 271с.
2. Сборник задач по математике для поступающих в вузы: Учебное пособие/ П.Т.Дыбов, А.И.Забоев, А.С. Иванов и др.; Под ред. А.И. Прилепко. - М.:Высш. школа, 1983. - 239 с.
3. Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по биол. и хим. спец. - М.: Просвещение,1989. - 176с.
4. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы: Учебное пособие. - 2-е изд.. исправ. и доп. - М.: Высш. школа, 1993. - 302 с.
| ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические требования к решению химических задач
прочитайте это важно...
Образовательная программа «Химические задачи и способы их решения» срок реализации 3 года обучения
Большое значение для успешного развития личности воспитанников имеет предоставление возможности изучения курсов по выбору, содержание которых предусматривает расширение и углу...
Интегрированный урок алгебры и химии "Решение химических задач различными способами"
Интегрированный урок алгебры и химии "Решение химических задач различными способами"...
УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
На уроке используется технология обучения в сторудничестве - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...
Презентация с алгоритмами решения задач для 9 класса на тему: «Химическое равновесие и способы его смещения. Принцип Ле Шателье»
Презентация с алгоритмами решения задач для 9 класса на тему: «Химическое равновесие и способы его смещения. Принцип Ле Шателье»...
Решение математических задач нестандартными способами
В разделе представлены материалы занятия по математике, проведенного в рамках городского семинара-практикума для учащихся школ города Когалыма по подготовке к всероссийской олимпиаде школьников...