Методическая разработка урока "Химические свойства и применений алканов"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Методическая разработка урока "Химические свойства алканов и их применение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khimicheskie_svoystva_alkanov.docx | 116.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока:
«Химические свойства и применение алканов»
Цель урока: изучение важнейших химических свойств и применения алканов.
Образовательные задачи урока:
- рассмотреть основные химические свойства – реакции замещения, горения, разложения, дегидрирования и их практическое применение в жизни человека
- выявить взаимосвязь между строением алканов, их химическими свойствами и важнейшими областями применения
Развивающие задачи урока:
- развивать умения обучающихся составлять уравнения химических реакций, находить зависимость в ряду: строение – свойства – применение;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;
- развивать навыки самостоятельной работы;
- привить любовь к предмету, желание познать новое.
Воспитательные задачи урока:
- воспитывать культуру умственного труда;
- воспитывать информационную культуру;
- воспитывать потребность добиваться успехов в приобретении знаний;
Формы обучения:
Индивидуальная, фронтальная работа
Тип урока:
Комбинированный урок с применением ИКТ
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация «Химические свойства алканов и важнейшие области их применения», таблицы: «Генетический ряд алканов», видеоопыты: « «Горение метана», «Горение жидких углеводородов», карточки для самостоятельной работы у доски и на местах, проверочные тесты, мел, доска
Используемые учебники и учебные пособия:
- О.С. Габриелян. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Дрофа. Москва. 2013.
- О.С. Габриелян. Химия. Методическое пособие. 10 класс. Базовый уровень. Дрофа. Москва. 2008
Используемая методическая литература:
- О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. Химия. Методическое пособие 10 класс. Базовый уровень
- О.С. Габриелян, И.Г. Остоумов. Настольная книга учителя химии. 10 класс
Используемые ЭОР:
«Горение метана»
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5e8f612a-b762-9f6b-de63 c5dc1d3e64c5/view/
«Горение жидких углеводородов»
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/47cbac0d-2c6b-46bc-d57f-4b250cfa0e07/view/
Структура урока:
I этап. Организационный момент.
II этап. Актуализация знаний обучающихся
III этап. Изучение нового материала.
IV этап. Физкультминутка
V этап. Закрепление полученных знаний и способов деятельности
VI этап. Подведение итогов урока.
VII этап. Домашнее задание.
VIII этап. Рефлексия.
Ход урока
Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент | Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку, определяет отсутствующих учеников. | Приветствуют учителя, дежурный сообщает о готовности класса к уроку и называет отсутствующих | |||||||||||||||||||||||||
II.Актуализация знаний обучающихся | Учитель приглашает трех учеников к доске для самостоятельного выполнения индивидуальных заданий по карточкам: 1 ученик – работа по карточке: Назовите предложенные вещества. 2 ученик – работа по карточке: Составьте структурные формулы: а) 2,2-диметилбутана, б) 2,3,5-триметилгексана. 3 ученик – решает задачу: Установите формулу алкана, если его молекулярная масса равна 58. Составьте структурные формулы одного изомера и одного гомолога для данного вещества, назовите их. В это время учитель проводит фронтальную беседу с остальными обучающимися в классе:
Учитель вместе с обучающимися класса проверяет задания, выполненные самостоятельно у доски тремя учениками. | Трое учеников самостоятельно решают полученные задания у доски. В ходе беседы обучающиеся класса отвечают на поставленные вопросы учителя. Ученики вместе с учителем проверяю правильность выполненных заданий | |||||||||||||||||||||||||
III. Изучение нового материала | Учитель рассказывает: Как мы с вами знаем, алканы при комнатной температуре химически малоактивны и даже с сильными окислителями тяжело реагируют. Поэтому их еще называют парафинами – от греческого «парум афинис» – что означает не терпящие сродства. Однако при специальных условиях алканы могут вступать в различные реакции. Сегодня мы приступаем к изучению химических свойств алканов и важнейших областей их применения человеком. Запишите тему урока. Учитель записывает на доске тему урока «Химические свойства и применение алканов» Демонстрация слайда № 1 (Эпиграф к теме урока «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно» Д.И. Менделеев) Определяет цель и задачи урока Демонстрация слайда № 2-3(Цель и задачи урока) В течение урока в ходе объяснения учителя ученики заполняют таблицу «Химические свойства алканов и важнейшие области их применения», которую учитель чертит на доске:
Учитель объясняет: Наиболее характерными для алканов являются реакции замещения, в ходе которых атом водорода замещается на атом галогена или какую-либо другую группу. Эти реакции протекают только при ярком освещении, сильном нагревании. Механизм цепных реакций достаточно сложен, объяснение ему было дано русским учёным Н.Н. Семёновым, за что он в 1956 г. был удостоен Нобелевской премии. Демонстрация слайда № 4 (слайд о Н.Н. Семенове) Учитель записывает на доске уравнения реакций замещения: 1. Галогенирование СН4 + Cl2 CH3Cl + HCl Демонстрация слайда № 5: СН3 Cl (хлорметан или хлористый метил)– газ, легко сжижается и при последующем испарении поглощает большое количество теплоты. Применяется в холодильных установках. СН3Cl + Cl2 CH2Cl2 + HCl Демонстрация слайда № 6: СН2 Cl2 (хлористый метилен) – применяется как растворитель, для склеивания пластиков СН2Cl2 + Cl2 CHCl3 + HCl Демонстрация слайда № 7: СН Cl3 – хлороформ, бесцветная летучая жидкость с эфирным запахом и сладким вкусом используется: при производстве фреонового хладагента; в качестве растворителя в фармакологической промышленности; для производства красителей и пестицидов СНCl3 + Cl2 CCl4 + HCl Демонстрация слайда № 8: СCl4 (четрыххлористый углерод) - применяется как растворитель (жиров, смол, каучука);для получения фреонов, в медицине. Являлся стандартным наполнителем переносных огнетушителей для советской бронетехники Учитель записывает уравнения реакции на доске: 2. Нитрование СН4 + HO-NO2 = CH3-NO2 + H2O Учитель объясняет: Несмотря на то, что в обычных условиях алканы не взаимодействуют с концентрированной азотной кислотой, при нагревании их до 140°С с разбавленной (10%-ной) азотной кислотой под давлением осуществляется реакция нитрования – замещение атома водорода нитрогруппой (реакция М.И.Коновалова). Демонстрация слайда №9: Эта реакция была проведена в 19 веке и про учёного говорили, что он сумел оживить « химических мертвецов. Эта реакция применяется для получения нитро соединений, растворителей, используемыми человеком в промышленности. Учитель объясняет второе важнейшее химическое свойство алканов: Горение - при поджигании на воздухе алканы горят, превращаясь в двуокись углерода и воду и выделяя большое количество тепла. Учитель показывает видеоопыт: «Горение метана» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5e8f612a-b762-9f6b-de63-c5dc1d3e64c5/view/ Учитель записывает уравнение реакции на доске: CH4 + 2O2 ––пламя> CO2 + 2H2O Учитель показывает видеоопыт: «Горение жидких углеводородов» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/47cbac0d-2c6b-46bc-d57f-4b250cfa0e07/view/ Учитель записывает уравнение химической реакции на доске: 2C6H14 + 19O2 ––пламя> 12CO2 + 14H2O Учитель демонстрирует горение пропанобутановой смеси на примере газовой зажигалки и дает задание учащимся записать уравнения горения: 1 вариант - горение пропана; 2 вариант – горение бутана. Учитель проверяет правильность составленных уравнений реакций, вызывая к доске 2-х человек. Демонстрация слайда № 9: (Горение алканов – это экзотерическая реакция, которая имеет очень большое значение при использовании алканов в качестве топлива) Учитель объясняет, показывая практическое значение реакции горения алканов – это экзотермическая реакция, имеющая большое значение при использовании алканов в качестве топлива. | Ученики слушают учителя. Обучающиеся записывают тему урока и эпиграф к уроку в тетрадь. Ученики чертят таблицу в тетрадь, заполняют шапку таблицы. Ученики начинают заполнять таблицу в ходе объяснения учителя, записывая первое химическое свойство алканов реакции замещения Ученики записывают в таблицу уравнения реакции галогенирования, смотрят слайды и отмечают области применения хлорметана, дихлорметана, трихлорметана, четырххлорметана). Ученики записывают уравнения реакции нитрования в таблицу, смотрят слайд презентации и отмечают области применения полученных продуктов. Ученики заполняют таблицу в ходе объяснения учителя, записывая второе химическое свойство алканов – горение, смотрят видеоопыт. Ученики, записывают уравнение химической реакции в таблицу. Ученики смотрят видеоопыт. Ученики записывают уравнения химической реакции в таблицу. Ученики самостоятельно записывают уравнения горения пропана и бутана в таблицу: 1 вариант горение пропана 2.вариант горение бутана Двое учеников записывают на доске составленные уравнения. Ученики смотрят слайд, слушают объяснение учителя и записывают в таблицу использование алканов в качестве топлива для человека. | |||||||||||||||||||||||||
четырххлорметана). Ученики записывают реакцию Коновалова в тетрадь. Ученики смотрят слайд и записывают применение алканов для получения нитросоединений. Обучающиеся слушают объяснения учителя, заполняют таблицу, записывают второе химическое свойство алканов – горение. Обучающиеся смотрят видеоопыт. Обучающиеся записывают уравнение реакции в тетрадь. Ученики смотрят второй видеоопыт. Ученики записывают уравнение реакции в тетрадь.
Ученики смотрят демонстрацию – горение пропанобутановой смеси на примере газовой зажигалки и самостоятельно записывают уравнения реакций горения: 1 вариант горение пропана, 2 вариант - горение бутана. Двое учеников пишут на доске уравнения реакций горения пропана и бутана. Обучающиеся смотрят демонстрацию слайда, записывая практическое значение реакции горения алканов тетради. | |||||||||||||||||||||||||||
Учитель объясняет третье важнейшее химическое свойство алканов: Термическое разложение углеводородов При нагревании до температуры выше 500° в молекулах алканов происходит разрыв связей между атомами углерода. И могут образоваться углеводороды с меньшей молярной массой. Не только алканы, но и алкены. Этот процесс называется термическим крекингом (от англ. tocrack– «колоть, расщеплять»). Учитель записывает на доске уравнение реакции термического крекинга: t C 4H10 ----- C2H6+C2H4 Учитель демонстрирует слайд №10 (Крекинг), рассказывая ребятам: В результате крекинга образуется смесь алканов и алкенов с меньшим количеством атомов углерода в молекулах, чем у исходного углеводорода. Чем выше температура крекинга, тем более легкие углеводороды образуются в результате. Крекинг – это важнейшая стадия переработки нефти. Учитель объясняет ребятам: При увеличении температуры (до 1000 градусов) можно достичь такой степени протекания реакции, при которой органические вещества – углеводороды – полностью разлагаются на углерод и водород. Такой процесс называется пиролизом. Учитель записывает на доске уравнение реакции пиролиза: t СН4 С+2Н2 Учитель демонстрирует слайд № 11 , объясняет ученикам: Полученная сажа идет на изготовление типографской краски и картриджей для принтеров, а водород для производства аммиака. Учитель объясняет: При нагревании до температуры 1500 градусов возможно образование ацетилена. Учитель записывает на доске уравнение реакции: t=15000C 2СН4 C2H2 + 3H2 Учитель демонстрирует слайд № 12, объясняя ученикам, что в ходе реакции происходит образование ацетилена (ценного углеводородного сырья и горючего) | Ученики заполняют таблицу в ходе объяснения учителя, записывая третье химическое свойство алканов – термическое разложение: 1.Крегинг Ученики записывают уравнения химической реакции в таблицу. Ученики смотрят слайд, слушают объяснение учителя и записывают в таблицу использование крекинга для переработки нефти Ученики слушают объяснение учителя, записывая в таблицу: 2. Пиролиз Ученики записывают уравнение реакции в таблицу. Ученики смотрят слайд презентации, записывают применение продуктов реакции в таблицу. Ученики слушают объяснение учителя, записывают уравнение реакции в тетрадь и использование продуктов реакции в жизни человека. Ученики смотрят слайд и отмечают применение реакции для получения ацетилена. | ||||||||||||||||||||||||||
Дегидрирование (отщепление водорода) При пропускании алканов над катализатором (Pt, Ni) при высокой температуре (400-600 градусов) происходит отщепление молекулы водороды и образование алкена. Учитель записывает уравнения реакции дегидрирования в тетрадь Pt, t C2H6 C2H4 + H2 Учитель демонстрирует слайд № 13, объясняя ученикам: дегидрированием этана получают ценный химический продукт этилен | Ученики заполняют таблицу в ходе объяснения учителя, записывая четвертое химическое свойство алканов – дегидрирование Ученики записывают уравнения реакций в тетрадь. Ученики смотрят слайд, записывают применение этилена как ценного углеводородного сырья. | ||||||||||||||||||||||||||
IV. Физкультминутка | Учитель демонстрирует слайд № 14, проводит вместе с обучающихся гимнастику для глаз. | Ученики выполняют упражнения для глаз вместе с учителем. | |||||||||||||||||||||||||
V.Закрепление полученных знаний и способов деятельности | Обобщает и закрепляет полученные знания на уроке, демонстрируя слайд № 15-16, задает вопросы ученикам:
| Ученики, смотрят слайды № 15-16, отвечают на вопросы учителя. | |||||||||||||||||||||||||
VI. Подведение итогов урока | Учитель объявляет итоги урока, оценивает обучающихся по итогам работы на уроке. | Обучающиеся слушают учителя. | |||||||||||||||||||||||||
VII. Домашнее задание | Учитель объясняет домашнее задание, записывает на доске таблицу:
| Записывают в тетради и в дневнике домашнее задание: §3, вопрос 4-5 (стр.32), заполнить таблицу для предельного углеводорода этана. | |||||||||||||||||||||||||
VIII. Рефлексия | Учитель предлагает ребятам с помощью смайликов, показать, как изменилось настроение во время урока! Учитель предлагается обучающимся продолжить фразу “Уходя с урока, я хочу сказать…” | Каждый из обучающихся при помощи смайликов показывает свое настроение, и заканчивает фразу «Уходя с урока, я хочу сказать…» |
Карточки для индивидуальной самостоятельной работы
Карточка № 1
|
Карточка № 2 Составьте структурные формулы: а) 2,2-диметилбутана, б) 2,3,5-триметилгексана |
Карточка № 3 Установите формулу алкана, если его молекулярная масса равна 58. Составьте структурные формулы одного изомера и одного гомолога для данного вещества, назовите их. |
Таблица
«Химические свойства алканов и важнейшие области их применения»
Химические свойства | Уравнения реакций | Области применения |
Физкультминутка
Гимнастика для глаз
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
• Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.
• Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.
• Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелки.
• Сведение глаз к переносице, затем смотреть вдаль.
• Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть вдаль.
• Сведение глаз ко лбу, затем смотреть вдаль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
химические свойства и применение алканов
Изучение химических свойств алканов.Раскрыть важнейшие области практического применения алканов...
Методическая разработка "Химические свойства алканов", 10 класс
Урок химии для 10 класса (базовый уровень). Изучение нового материала - химические свойства алканов. Презентация к уроку....
Конспект занятия по органической химии Получение, свойства и применение алканов
В данном материале изучаются способы получения предельных углеводородов, их физические и химические свойства, а также области применения алканов на основе их свойств...
Методическая разработка урока "Свойства степени с натуральным показателем"
Урок проводится после изучения темы «Свойства степени с натуральным показателем».Тип урока: урок применения знаний и умений.Формы работы: устная и письменная форма работы, коллективная, группова...
Методическая разработка урока "Свойства биссектрисы угла".
Презентация....
Методическая разработка урока "Свойства чёрных и цветных металлов"
Урок технологии для обучающихся 6 класса. На уроке используются современные образовательные технологии: ИКТ, проблемное обучение....
Методическая разработка урока "Свойства кислот на примере соляной кислоты"
Методическая разработка урока химии в 8/9 классах в теме Свойства кислот. Методическая разработка представляет собой технологическую карту урока и презентацию для использования интерактивной доски, оп...