Программа химического театра "Атоминки"
методическая разработка по химии (8, 9 класс) на тему
Для кружка по химии 8-9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_himicheskiy_teatr_bezenkova.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска (МБОУ ООШ № 89) | |||
630120, г. Новосибирск, | Сайт: http://s_89.edu54.ru/ | Тел./факс: (383) 341-04-87, | |
ОКПО 23642637 | ОГРН 1025401494546 | ИНН/КПП 5404152262/540401001 |
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Замдиректора по ВР | Директор МБОУ ООШ № 89 |
_____________ Н.А. Зыкова | ____________ И.Ю. Буторина |
“______” __________ 2015 г. | “____” ____________ 2015г. |
План кружковой работы
школьного химического театра «Атоминки»
с учащимися
_8-9_ классов МБОУ ООШ № 89
на 2015-2016 учебный год
руководителя кружка
Безенковой Натальи Сергеевны
Пояснительная записка.
ЦЕЛЬ.
Способствовать популяризации химических знаний через приобщение школьников к искусству театрального мастерства.
ЗАДАЧИ.
- Пробудить интерес к занятиям химией.
- Обеспечить ситуацию успеха.
- Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
- Создать условия для самовыражения знаний и способностей.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Формирование ответственного и осознанного отношения к применению химических знаний.
Программа рассчитана на группу учащихся 8 –9 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с поставленными целями и задачами. В школьный театр принимаются все желающие, оптимальное количество учащихся 10-15 человек. Программа кружка рассчитана на 1 год– 35 часов. Содержание тем построено таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной. Без базовых знаний по химии невозможно быть образованным, разносторонним человеком, поэтому многие ребята, интересующиеся наукой, могут приобретать знания и в форме театрализованных представлений. С помощью увлекательных опытов объясняются многие химические явления в природе и жизни человека. Химический театр, это и возможность для учащихся 8-9ых классов разобраться в сложных химических понятиях и явлениях, закрепить и продемонстрировать свои знания.
Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока. Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность. Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества.
Преимущество школьного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе. Группа выступает два раза в год, в конце первого и второго полугодия, представляя таким образом два тематических спектакля. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся и предполагает выступление перед учащимися 5-7 классов, еще не знакомых с наукой химией. В форме увлекательного представления перед учащимися разыгрывается самая настоящая научная драма.
Знакомство с позицией актёра – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Создания театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов «режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т. д.». Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начала ребенка. Занятия театрального коллектива включают, наряду с работой над пьесой, проведение бесед об искусстве, совместные просмотры и обсуждения спектаклей, фильмов, подготовка афиш, программок, билетов, заблаговременная подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом и т.д.
Участие в школьных спектаклях, подготовка театрализованных представлений формируют у ребенка собранность, организованность, ответственность, дисциплинированность, чувство “локтя” партнёра, помогают в преодоление смущения, застенчивости, скованности. Театр превращается в средство, помогающее детям отыскать потерянные, скрытые области своего “я” и выразить их.
Во время подготовки спектакля создается комфортная эмоциональная среда для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью, происходит вовлечение в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков, создание и показ сценической постановки. Важно попытаться раскрыть творческий потенциал всех желающих приобщиться к театральному искусству. Это – составная часть благородной задачи: вырастить из ученика гармонически развитую личность. Школьный театр – это удивительный мир, в котором все дети талантливы и неповторимы.
Педагогические наблюдения показали, что во время внеклассных предметных мероприятиях с удовольствием принимают участие все ученики, независимо от успеваемости. У ребят не возникает чувства страха перед поражением. Очень часто то, что кажется на уроке трудным и неинтересным, в процессе игры усваивается проще, быстрее и с большим интересом. По общему мнению участников и зрителей, химические театральные постановки получаются познавательными, весёлыми, яркими и запоминающимися.
Ход занятия предусматривает чередование различных обучающих приемов: беседы, упражнения, игры-этюды, прослушивание звукозаписей, просмотр видеоматериалов. Главным критерием в оценке деятельности участника театрального объединения является его творческое проявление в процессе воплощения на сцене конкретного задания.
Возрастные особенности подростков, определившие выбор школьного театра, таковы.
1. Во-первых, для подростков важны взаимоотношения со сверстниками и статус «взрослости», но не всегда подросток получает подтверждение своей значимости в школе (например, плохо учится, отвергаем в классе), он начинает искать иные способы повышения своей самооценки. И эти способы часто бывают разрушительны (криминальные компании, тоталитарные секты, употребление алкоголя, побеги из дома, бродяжничество).
2. Во-вторых, подростков волнуют многие личностные и социальные проблемы: как их воспринимают окружающие, какой статус они занимают в коллективе, достаточно ли они успешны в той или иной сфере, чем можно быть полезным в мире, что важно и значимо для «взрослой» жизни.
3. В-третьих, любые замечания в свой адрес (особенно в присутствии других) подростки воспринимают очень болезненно, при этом отсутствие «обратной связи», пожеланий в адрес возможностей приобретения положительных качеств и компетенций (коммуникабельности, эмпатичности, толерантности и т.д.) препятствует целостному развитию личности.
4. В-третьих, этот период сенситивен (восприимчив) для развития мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков. При этом следует опасаться, что в сферах, где могут развиваться вышеперечисленные навыки, результат не всегда может быть положительным (попадание в неблагополучные компании, чрезмерное использование социальных сетей).
Ожидаемый результат.
Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы:
- просмотр инсценировок, подготовленных учащимися;
- участие в тематических праздничных программах в школе, неделе естественных наук.
Занимаясь в театральном кружке, дети должны научиться следующим умениям и навыкам:
- ориентироваться в пространстве;
- уметь запоминать ролевые слова;
- находить нужные позы и действия;
- уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;
- уметь применять полученные химические знания на практике;
- уметь совмещать проведение химических опытов и диалоги.
Список литературы.
- Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвящение, 1995
- Алянский Ю.Л. Азбука театра. - М.,1998.
- Гиппиус С.В. Актерский тренинг: гимнастика чувств. – СПб., 2007.
- Гостев М.М. Химический кружок в школе.- М., 1959.
- Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2005.
- Кипнис М. Актерский тренинг. – М.: АСТ, 2009.
- Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе,- М.: Школьная пресса, 2000.
- Кукушкин Ю.Н. Что мы знаем о химии?- М.: Высшая школа,1992.
- Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002
- Что такое театр. Книга для детей и их родителей. – М.,1997.
- Штемплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии – М.:Дрофа, 2003.
Тематическое планирование занятий школьного химического театра
№п/п | Тема занятия | Форма проведения | Примечание, задания |
1 | Школьный химический театр, цели и задачи | лекция | составление опорного конспекта |
2 | Беседы о театре | беседа, анкетирование | презентация, вопросы анкеты |
3 | Работа на сцене | лекция | схема, презентация |
4 | Работа над голосом | лекция | комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике, дикция |
5 | Работа над спектаклем | практическое занятие | распределение обязанностей |
6 | Работа над спектаклем | практическое занятие | режиссерская работа |
7 | Работа над спектаклем | практическое занятие | изготовление декораций |
8 | Работа над спектаклем | практическое занятие | изготовление декораций |
9 | Театральные профессии | конференция | презентации учащихся |
10 | Театральные профессии | дискуссия | участие в дискуссии команд |
11 | Работа над спектаклем | практическое занятие | репетиция |
12 | Работа над спектаклем | практическое занятие | репетиция |
13 | Работа над спектаклем | практическое занятие | репетиция |
14 | Работа над спектаклем | практическое занятие | репетиция |
15 | Генеральная репетиция спектакля | практическое занятие | репетиция |
16 | Показ спектакля зрителям | выступление перед 5-7 классами | спектакль "Сказка о Колобке на новый лад" |
17 | Анализ спектакля | беседа | обсуждение спектакля и дальнейшей работы |
18 | Техника речи | занятие - упражнение | мимическая гимнастика, монолог |
19 | Диалог | занятие - игра | разминка, театральная игра |
20 | Художественное чтение | конкурс | чтение по ролям |
21 | Работа над спектаклем | практическое занятие | распределение обязанностей |
22 | Работа над спектаклем | практическое занятие | режиссерская работа |
23 | Работа над спектаклем | практическое занятие | постановочная работа |
24 | Работа над спектаклем | практическое занятие | изготовление декораций |
25 | Работа над спектаклем | практическое занятие | изготовление декораций |
26 | Ритмопластика | занятие - упражнение | прослушивание музыки, подбор движений |
27 | Ритмопластика | занятие - игра | пластические этюды |
28 | Работа над спектаклем | практическое занятие | репетиция |
29 | Работа над спектаклем | практическое занятие | репетиция |
30 | Работа над спектаклем | практическое занятие | репетиция |
31 | Работа над спектаклем | практическое занятие | репетиция |
32 | Работа над спектаклем | практическое занятие | репетиция |
33 | Генеральная репетиция спектакля | практическое занятие | репетиция |
34 | Показ спектакля зрителям | выступление перед 5-7 классами | спектакль "В тридесятом царстве" |
35 | Итоговое занятие | беседа, анкетирование | отчет о работе театра за год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа химического кружка «Исследователи»
Программа химического кружка «Исследователи» направлена на углубление знаний учащихся в области химии, формирование интереса к предмету, развитие любознательности, раскрывает перед учащимися интересны...
Программа химического кружка
планирование работы...
программа химического кружка
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов.Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желаний. В случ...
Образовательная программа «Химический эрудит»
Содержание образовательной программы соответствует требованиям стандарта образования, а также содержит некоторый материал по углублению курса химии в 9 классе, на который следует обратить внимание дл...
Образовательная программа «Химические задачи и способы их решения» срок реализации 3 года обучения
Большое значение для успешного развития личности воспитанников имеет предоставление возможности изучения курсов по выбору, содержание которых предусматривает расширение и углу...
Рабочая программа Химический кружок: «Занимательная химия»
Программа кружка рассчитанная на учащихся 8 – 9 классов общеобразовательной школы (68 занятий по 2 часа в неделю).Основная цель кружка: развитие познавательного интереса учащихся к химии, расшир...
Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса
Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному р...