Программа химического театра "Атоминки"
методическая разработка по химии (8, 9 класс) на тему

Безенкова Наталья Сергеевна

Для кружка по химии 8-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_himicheskiy_teatr_bezenkova.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Основная общеобразовательная школа № 89»

(МБОУ ООШ № 89)

630120, г. Новосибирск,
ул. Халтурина, 30/1.

Сайт: http://s_89.edu54.ru/
E-mail:
sch_89_nsk@nios.ru

Тел./факс: (383) 341-04-87,
тел.: (383) 341-15-10.

ОКПО 23642637

ОГРН 1025401494546

ИНН/КПП 5404152262/540401001

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Замдиректора по ВР

Директор МБОУ ООШ № 89

_____________ Н.А. Зыкова

____________ И.Ю. Буторина

“______” __________ 2015 г.

“____” ____________ 2015г.

План кружковой работы

школьного химического театра «Атоминки»

с учащимися  

_8-9_ классов МБОУ ООШ № 89

на 2015-2016 учебный год

 руководителя кружка

Безенковой Натальи Сергеевны

Пояснительная записка.

ЦЕЛЬ.

         Способствовать популяризации химических знаний через приобщение школьников к искусству театрального мастерства.

ЗАДАЧИ.

  • Пробудить интерес к занятиям химией.
  • Обеспечить ситуацию успеха.
  • Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
  • Создать условия для  самовыражения  знаний и способностей.  
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  •             Формирование ответственного  и осознанного отношения к применению химических знаний.

          Программа рассчитана на группу учащихся 8 –9 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с поставленными целями и задачами. В школьный театр принимаются все желающие, оптимальное количество учащихся 10-15 человек. Программа кружка рассчитана на 1 год– 35 часов. Содержание тем построено таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.  Без базовых знаний по химии невозможно быть образованным, разносторонним человеком, поэтому многие ребята, интересующиеся наукой, могут приобретать   знания и в форме театрализованных представлений. С помощью увлекательных опытов объясняются многие химические явления в природе и жизни человека. Химический театр, это и возможность для учащихся 8-9ых классов разобраться в сложных химических понятиях и явлениях, закрепить и продемонстрировать свои знания.

          Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока. Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.  Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества.

         Преимущество школьного  театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе. Группа  выступает два раза в год, в конце первого и второго полугодия, представляя таким образом два тематических спектакля.  Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся и предполагает выступление перед учащимися 5-7 классов, еще не знакомых с наукой химией. В форме увлекательного представления перед учащимися разыгрывается самая настоящая научная драма.

         Знакомство с позицией актёра – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Создания театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов «режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т. д.». Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начала ребенка. Занятия театрального коллектива включают, наряду с работой над пьесой, проведение бесед об искусстве, совместные просмотры и обсуждения спектаклей, фильмов,   подготовка афиш, программок, билетов, заблаговременная подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом  и т.д.

         Участие в школьных спектаклях, подготовка театрализованных представлений формируют у ребенка собранность, организованность, ответственность, дисциплинированность, чувство “локтя” партнёра, помогают в преодоление смущения, застенчивости, скованности. Театр превращается в средство, помогающее детям отыскать потерянные, скрытые области своего “я” и выразить их.

         Во время подготовки спектакля создается  комфортная эмоциональная среда для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью, происходит вовлечение в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков, создание и показ сценической постановки. Важно попытаться раскрыть творческий потенциал всех желающих приобщиться к театральному искусству. Это – составная часть благородной задачи: вырастить из ученика гармонически развитую личность. Школьный театр – это удивительный мир, в котором все дети талантливы и неповторимы.

          Педагогические наблюдения показали, что во время внеклассных предметных мероприятиях с удовольствием принимают участие все ученики, независимо от успеваемости. У ребят не возникает чувства страха перед поражением.  Очень часто то, что кажется на уроке трудным и неинтересным, в процессе игры усваивается проще, быстрее и с большим интересом. По общему мнению участников и зрителей, химические  театральные постановки получаются познавательными, весёлыми, яркими и запоминающимися.

         Ход занятия предусматривает чередование различных обучающих приемов: беседы, упражнения, игры-этюды, прослушивание звукозаписей, просмотр видеоматериалов. Главным критерием в оценке деятельности участника театрального объединения является его творческое проявление в процессе воплощения на сцене конкретного задания.

         Возрастные особенности подростков, определившие выбор школьного театра, таковы.

1. Во-первых, для подростков важны взаимоотношения со сверстниками и статус «взрослости», но не всегда подросток получает подтверждение своей значимости в школе (например, плохо учится, отвергаем в классе), он начинает искать иные способы повышения своей самооценки. И эти способы часто бывают разрушительны (криминальные компании, тоталитарные секты, употребление алкоголя, побеги из дома, бродяжничество).

2. Во-вторых, подростков волнуют многие личностные и социальные проблемы: как их воспринимают окружающие, какой статус они занимают в коллективе, достаточно ли они успешны в той или иной сфере, чем можно быть полезным в мире, что важно и значимо для «взрослой» жизни.

3. В-третьих, любые замечания в свой адрес (особенно в присутствии других) подростки воспринимают очень болезненно, при этом отсутствие «обратной связи», пожеланий в адрес возможностей приобретения положительных качеств и компетенций (коммуникабельности, эмпатичности, толерантности и т.д.) препятствует целостному развитию личности.

4. В-третьих, этот период сенситивен (восприимчив) для развития мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков. При этом следует опасаться, что в сферах, где могут развиваться вышеперечисленные навыки, результат не всегда может быть положительным (попадание в неблагополучные компании, чрезмерное использование социальных сетей).

Ожидаемый результат.

        Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы:

-  просмотр  инсценировок, подготовленных учащимися;

- участие в тематических праздничных программах в школе, неделе естественных наук.

         Занимаясь в театральном кружке, дети должны научиться следующим умениям и навыкам:

- ориентироваться в пространстве;

- уметь запоминать ролевые слова;

- находить нужные позы и действия;

- уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;

- уметь применять полученные химические знания на практике;

- уметь совмещать проведение химических опытов и диалоги.

Список литературы.

     

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвящение, 1995
  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - М.,1998.
  3. Гиппиус С.В. Актерский тренинг: гимнастика чувств. – СПб., 2007.   
  4. Гостев М.М. Химический кружок в школе.- М., 1959.
  5. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2005.                
  6. Кипнис М. Актерский тренинг. – М.: АСТ, 2009.
  7. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе,- М.: Школьная пресса, 2000.
  8. Кукушкин Ю.Н. Что мы знаем о химии?- М.: Высшая школа,1992.
  9. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002
  10. Что такое театр. Книга для детей и их родителей. – М.,1997.
  11. Штемплер Г.И., Пичугина Г.А.  Дидактические игры при обучении химии  – М.:Дрофа, 2003.

                                       

Тематическое планирование занятий школьного химического театра

№п/п

Тема занятия

Форма проведения

Примечание, задания

1

Школьный химический театр, цели и задачи

лекция

составление опорного конспекта

2

Беседы о театре

беседа, анкетирование

презентация, вопросы анкеты

3

Работа на  сцене

лекция

схема, презентация

4

Работа над голосом

лекция

комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике, дикция

5

Работа над спектаклем

практическое занятие

распределение обязанностей

6

Работа над спектаклем

практическое занятие

режиссерская работа

7

Работа над спектаклем

практическое занятие

изготовление декораций

8

Работа над спектаклем

практическое занятие

изготовление декораций

9

Театральные профессии

конференция

презентации учащихся

10

Театральные профессии

дискуссия

участие в дискуссии команд

11

Работа над спектаклем

практическое занятие

репетиция

12

Работа над спектаклем

практическое занятие

репетиция

13

Работа над спектаклем

практическое занятие

репетиция

14

Работа над спектаклем

практическое занятие

репетиция

15

Генеральная репетиция спектакля

практическое занятие

репетиция

16

Показ спектакля зрителям

выступление перед 5-7 классами

спектакль "Сказка о Колобке на новый лад"

17

Анализ спектакля

беседа

обсуждение спектакля и дальнейшей работы

18

Техника речи

занятие - упражнение

мимическая гимнастика, монолог

19

Диалог

занятие - игра

разминка, театральная игра

20

Художественное чтение

конкурс

чтение по ролям

21

Работа над спектаклем

практическое занятие

распределение обязанностей

22

Работа над спектаклем

практическое занятие

режиссерская работа

23

Работа над спектаклем

практическое занятие

постановочная работа

24

Работа над спектаклем

практическое занятие

изготовление декораций

25

Работа над спектаклем

практическое занятие

изготовление декораций

26

Ритмопластика

занятие - упражнение

прослушивание музыки, подбор движений

27

Ритмопластика

занятие - игра

пластические этюды

28

Работа над спектаклем

практическое занятие

репетиция

29

Работа над спектаклем

практическое занятие

репетиция

30

Работа над спектаклем

практическое занятие

репетиция

31

Работа над спектаклем

практическое занятие

репетиция

32

Работа над спектаклем

практическое занятие

репетиция

33

Генеральная репетиция спектакля

практическое занятие

репетиция

34

Показ спектакля зрителям

выступление перед 5-7 классами

спектакль "В тридесятом царстве"

35

Итоговое занятие

беседа, анкетирование

отчет о работе театра за год


     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа химического кружка «Исследователи»

Программа химического кружка «Исследователи» направлена на углубление знаний учащихся в области химии, формирование интереса к предмету, развитие любознательности, раскрывает перед учащимися интересны...

Программа химического кружка

планирование работы...

программа химического кружка

Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов.Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желаний. В случ...

Образовательная программа «Химический эрудит»

Содержание образовательной программы соответствует требованиям стандарта образования, а также содержит некоторый материал по углублению курса химии в 9 классе, на который следует обратить внимание дл...

Образовательная программа «Химические задачи и способы их решения» срок реализации 3 года обучения

Большое значение для успешного развития личности воспитанников имеет предоставление возможности изучения курсов по выбору, содержание которых предусматривает расширение и углу...

Рабочая программа Химический кружок: «Занимательная химия»

Программа кружка рассчитанная на  учащихся 8 – 9 классов общеобразовательной школы (68 занятий по 2 часа в неделю).Основная цель кружка: развитие познавательного интереса учащихся к химии, расшир...

Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса

   Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному р...