Программа химического кружка
рабочая программа по химии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 4
с углубленным изучением
отдельных предметов»
____________________
Т.Ф. Богомолова
«___» _____________ 200_ г.
Программа кружка "ЭКСПЕРИМЕНТ"
пояснительная записка.
Программа кружка «Эксперимент» предназначен для учащихся 8 – 11 классов (четыре года обучения) и носит предметно-ориентированный характер. Содержание программы поможет учащимся отработать навыки моделирования, планирования и проведения эксперимента различного уровня сложности в рамках программы по химии для 8 -11 класса, поможет найти ответ каждому на вопрос "могу ли я?", "хочу ли я?" при выборе профиля дальнейшего обучения. Для 9 класса программа содержит учебный материал, который позволяет учащимся расширить знания в химии на уровне, не требующем специальной подготовки по предмету.
Важнейшей задачей современного образования в области естественных
наук является установление тех сложных связей, которые существуют в
системе «природа-общество-человек». Для поиска путей решения всех
жизненно важных задач, уменьшения негативных последствий воздействия антропогенных факторов на окружающую среду, важно выработать стратегию выживания и развития общества.
Программа содержит следующие разделы: «Химический эксперимент», «Химия и искусство», «Химия и литература», «Химия в повседневной жизни человека», «Химия окружающей среды», «Основы аналитической химии».
Цели кружковых занятий:
- Формирование познавательного интереса к предмету.
- Формирование практических, прогностических навыков экспериментальной деятельности.
- Познакомить учащихся с видами деятельности, необходимых для успешного изучения химии в профильном классе, вСУЗе и ли ВУЗе, где в специализированном режиме изучается курс химии.
4. Системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве и воде, биогеохимических механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия в кругообороте веществ; антропогенных влияний, нарушающих замкнутость циклов; способов устранения или уменьшения последствий этих воздействий.
Ожидаемый результат:
Пройдя курс занятий в кружке «Эксперимент», учащиеся смогут самостоятельно проводить доступные им исследования, планировать эксперимент, анализировать результаты опытов, увеличится интерес к вопросам применения знаний химии в повседневной жизни, моделировать способы устранения или уменьшения последствий экологических воздействий.
Содержание программы
№ | название тем | количество часов | виды деятельности |
8 класс | |||
Химический эксперимент | |||
1 | Правила техники безопасности. Приёмы работы с химической посудой. Использование лабораторного оборудования. | 2 | лекция упражнение в применении химической посуды и лаб. оборудования |
2 | Моделирование эксперимента. | 4 | Составление модели опыта, исследования. Лаб. опыты |
3 | Основы теоретических знаний, необходимых для проведения лабораторных опытов | 2 | лекции контроль знаний |
4 | Опыты – чудо, опыты – исследования, опыты – с ярким эффектом | 6 | |
5 | Химические эксперименты в домашних условиях | 2 | |
6 | Проведение лабораторных опытов: Индикаторы Изучение свойств веществ -кислоты -щёлочи -металлы | 5 | лекции,опорный конспект |
7 | Как подготовить демонстрационные опыты. | 1 | Решение задач |
8 | Составление отчета по итогам эксперимента (гипотезы, описание наблюдений, выводы). | 2 | решение задач |
9 | Экспериментальное решение задач | 4 | решение задач и упр-й |
10 | Подготовка и проведение внеклассного мероприятия «В мире химических чудес» | 3 | |
11 | Итоговое занятие, защита проектных работ, исследований. | 3 | |
итого | 34 | ||
9 класс | |||
Химия и искусство | 10 | ||
1. | Химические вещества и материалы в живописи | 1 | |
2. | Методы исследования произведений монументальной и станковой живописи. Изучение химического состава древней живописи в инфракрасных лучах | 2 | |
3 | Металлы – материалы для создания шедевров мирового искусства | 1 | |
4. | Медь и бронза. Позолота. | 1 | |
5. | Чугун: и волшебство и вдохновение Сталь от оружия до ювелирных изделий | 1 | |
6. | Художественная ценность и свойства стекла | 1 | |
7 | Советы коллекционерам | 1 | |
8 | Подготовка мероприятия «Чаепитие по-японски…. » | 2 | |
Химия в литературе - 6 | |||
9 | «Химические» сюжеты произведениях художественной литературы» | 2 | |
10 | Практическое занятие по теме: «Критическое осмысление химических сюжетов, используемых в художественной литературе» | 2 | |
11 | Подготовка мероприятия «Роль химических знаний в становлении материальной культуры мира». | 2 | |
Химия в повседневной жизни человека14 | |||
12 | Химия и пища (белки, липиды, углеводы) | 1 | |
13 | Пищевые добавки (изучаем этикетки) | 2 | |
14. | Способы установления качества продукта в домашних условиях (изучаем шоколад, мёд) | 2 | |
15 | Пищевая аллергия | 1 | |
16 | Химия пищеварения | 1 | |
17 | Химические основы домашнего приготовления пищи | 2 | |
18 | Химчистка на дому. Удаление пятен» | 1 | |
19 | Практическое занятие «выведение жирных и масляных пятен» | 1 | |
20 | Практическое занятие «Выведение цветных пятен органического происхождения» | 1 | |
22 | Химические средства гигиены и косметики | 2 | |
23 | Обсуждение проектов и домашних исследований | 1 | |
24 | Защита проектов и домашних исследований | 2 | |
25 | Заключительное занятие: обзор литературы по вопросам занимательной химии | 1 | |
итого | 34 | ||
10 класс | |||
Химия окружающей среды | 18 | ||
Предмет химии окружающей среды. Место и роль химии окружающей среды в системе наук о природе | 1 | ||
Химия биосферы. Роль биосферы в химии Земли. Биогеохимические процессы | 2 | ||
Химия атмосферы Строение, состав атмосферы и химические реакции в ней Основные источники загрязнения атмосферы | 2 | ||
Химия гидросферы Физико-химические свойства воды Химия и охрана гидросферы Физико-химическая характеристика природных вод Республики Коми. | 4 | ||
Химия литосферы Ресурсы Земли 1 Охрана литосферы. Загрязнение почв отходами, промышленной переработки в РК | 4 | ||
Хемосфера Токсичные вещества хемосферы. Стандарты качества среды | 1 | ||
Решение расчетных задач с экологическим содержанием | 2 | ||
Стратегия выживания | 2 | ||
Кислородсодержащие органические соединения: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты как загрязнители окружающей среды - 14 ч. | |||
Кислородсодержащие органические соединения: спирты, кетоны, альдегиды, карбоновые кислоты. Особенности строения кислородсодержащих соединений, обусловливающие их физические, химические и биологические свойства. | 1 | ||
Роль кислородосодержащих соединений в живых организмах. Биологическая роль спиртов, альдегидов и карбоновых кислот. Понятие о мутагенной и канцерогенной активности. Токсическое действие кислородсодержащих соединений. Биотрансформация. | 2 | ||
Загрязнение окружающей среды кислородсодержащими соединениями. Антропогенные источники поступления кислородсодержащих соединений в окружающую среду – промышленность, автотранспорт, сельское хозяйство. Последствия загрязнения природной среды кислородсодержащими соединениями. Изменения метаболизма у теплокровных животных. Заболевания человека, вызванныевоздействием кислородсодержащих соединений на организм. | 4 | ||
Способы предупреждения загрязнения окружающей среды. Пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими кислородсодержащие соединения: улавливание и использование выбросов, переработка твердых отходов, повторное вовлечение в технологический процесс очищенных стоков, разработка и внедрение безотходных технологий, контроль качества продукции, подбор экологически безопасных компонентов СМС. | 3 | ||
Практическое значение кислородсодержащих соединений. Душистые вещества на основе альдегидов и кетонов. Современные синтетические средства. Использование консервантов в пищевой промышленности. Положительное и отрицательное воздействие кислородсодержащих соединений на человека. | 2 | ||
Практические работы 1. Качественные реакции на спирты, альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты. 2. Действие кислородсодержащих соединений на биологические объекты. 3. Получение душистых веществ из комнатных растений. | 3 | ||
Практикум по решению расчетных задач по теме. | 1 | ||
Итоговая конференция | 2 | ||
итого | 34 | ||
11 класс | |||
Основы аналитической химии – 34 ч. | |||
Предмет, содержание, задачи аналитической химии.
| 1 | ||
Аппаратура и техника лабораторных работ. Аппаратура и посуда. Техника выполнения отдельных операций . Реактивы. Аппаратура и посуда. Техника выполнения отдельных операций Теоретические основы химического анализа. Свойства воды как растворителя. Растворение. Растворы. Химическое равновесие, решение задач на определение pH. водных растворов. Ионное произведение воды. Кислотно-основное равновесие в водных растворах. Гидролиз солей. Кислотно-основные индикаторы.
| 2 8 | ||
Классификация ионов. Аналитическая классификация катионов. Аналитическая классификация анионов. | 2 | ||
Обнаружение катионов. Катиона первой - шестой аналитических групп. | 6 | ||
Анализ раствора, содержащего смесь ионов. | 1 | ||
Обнаружение анионов.(1 – 3 группа анионов) | 3 | ||
Количественный анализ в аналитической химии. Гравиметрический анализ. Аналитические весы, правила взвешивания. Титриметрический анализ. | 3 | ||
Практические работы:
соединениями кальция.
| 7 | ||
Подведение итогов. Конференция. | 1 | ||
итого | 34 |
Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 4
с углубленным изучением
отдельных предметов»
____________________
Т.Ф. Богомолова
«___» _____________ 200_ г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
КРУЖКА «Эксперимент».
8 класс
№ п\п | Тема занятия | Дата проведения занятия | корректировка |
1. | Правила техники безопасности. | ||
2. | Приёмы работы с химической посудой. Использование лабораторного оборудования | ||
3. | Моделирование эксперимента. | ||
4. | Комментарий и объяснение наблюдаемого эффекта эксперимента | ||
5. | Лабораторные опыты физико-химического содержания | ||
6. | Исследования в домашних условиях (методика, планирование, предупреждение опасных ситуаций) | ||
7. | Основы теоретических знаний, необходимых для обработки эксперимента. Признаки химических реакций. | ||
8. | Теоретические основы опытов аналитического содержания. Качественные реакции. | ||
9. | Опыты – чудо как сопровождение сценария мероприятия. | ||
10. | Опыты – исследования. | ||
11. | Моделирование опытов – исследований, проводимых в домашних условий. | ||
12. | Меры предосторожности при проведении опытов с ярким эффектом. | ||
13. | Металлы - материал для создания шедевров мирового искусства | ||
14. | Химические средства гигиены и косметики. Исследование. Изучение. | ||
15. | Химические эксперименты в домашних условиях: химия и пища. Домашний проект. | ||
16. | Химия и пища | ||
17. | Проведение лабораторных опытов: Индикаторы | ||
18. | Изучение свойств веществ -кислоты | ||
19 | Изучение свойств веществ: щёлочи | ||
20. | Изучение свойств веществ металлы | ||
21. | Защита домашнего проекта. | ||
22. | Как подготовить демонстрационные опыты. | ||
23. | Составление отчета по итогам эксперимента (гипотезы, описание наблюдений, выводы). | ||
24. | Составление отчета по итогам эксперимента (гипотезы, описание наблюдений, выводы). | ||
25. | Экспериментальное решение задач | ||
26. | Решение экспериментальных задач «Подгруппа кислорода». | ||
27. | Решение экспериментальных задач «Подгруппа азота». | ||
28. | Решение экспериментальных задач «Металлы». | ||
29 | Подготовка и проведение внеклассного мероприятия «В мире химических чудес» | ||
30. | Подготовка и проведение внеклассного мероприятия «В мире химических чудес» | ||
31. | Подготовка и проведение внеклассного мероприятия «В мире химических чудес» | ||
32. | Защита проектных работ, исследований. | ||
33. | Оформление результатов работы. | ||
34. | Итоговое занятие. Рефлексия работы за год. |
Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 4
с углубленным изучением
отдельных предметов»
____________________
Т.Ф. Богомолова
«___» _____________ 200_ г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
КРУЖКА «Эксперимент».
9 класс
Тема занятия | Дата проведения | Корректировка | ||
Химические вещества и материалы в живописи | ||||
Методы исследования произведений монументальной и станковой живописи. | ||||
Изучение химического состава древней живописи в инфракрасных лучах | ||||
Металлы – материалы для создания шедевров мирового искусства | ||||
Медь и бронза. Позолота. | ||||
Чугун: и волшебство и вдохновение Сталь от оружия до ювелирных изделий | ||||
Художественная ценность и свойства стекла | ||||
Советы коллекционерам | ||||
Подготовка мероприятия «Чаепитие по-японски…. » | ||||
Проведение мероприятия | ||||
Химия в литературе - 6 | ||||
«Химические» сюжеты произведениях художественной литературы» | ||||
«Химические» сюжеты произведениях художественной литературы» | ||||
Практическое занятие по теме: «Критическое осмысление химических сюжетов, используемых в художественной литературе» | ||||
Практическое занятие по теме: «Критическое осмысление химических сюжетов, используемых в художественной литературе» | ||||
Подготовка мероприятия «Роль химических знаний в становлении материальной культуры мира». | ||||
Проведение мероприятия «Роль химических знаний в становлении материальной культуры мира». | ||||
Химия в повседневной жизни человека 14 | ||||
Химия и пища (белки, липиды, углеводы) | 1 | |||
Пищевые добавки (изучаем этикетки) | 2 | |||
Пищевые добавки (изучаем этикетки) | ||||
Способы установления качества продукта в домашних условиях (изучаем шоколад, мёд) | 2 | |||
Способы установления качества продукта в домашних условиях (изучаем шоколад, мёд) | ||||
Пищевая аллергия | ||||
Химия пищеварения | ||||
Химические основы домашнего приготовления пищи | ||||
Химические основы домашнего приготовления пищи | ||||
Химчистка на дому. Удаление пятен» | ||||
Практическое занятие «выведение жирных и масляных пятен» | ||||
Практическое занятие «Выведение цветных пятен органического происхождения» | ||||
Химические средства гигиены и косметики | ||||
Химические средства гигиены и косметики | ||||
Обсуждение проектов и домашних исследований | ||||
Защита проектов и домашних исследований | ||||
Защита проектов и домашних исследований | ||||
Заключительное занятие: обзор литературы по вопросам занимательной химии |
Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 4
с углубленным изучением
отдельных предметов»
____________________
Т.Ф. Богомолова
«___» _____________ 200_ г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
КРУЖКА «Эксперимент».
10 класс
Тема занятия | Дата проведения | Корректировка | ||
Химия окружающей среды | 18 | |||
1 | Предмет химии окружающей среды. Место и роль химии окружающей среды в системе наук о природе | |||
2 | Роль биосферы в химии Земли | |||
3 | Биогеохимические процессы | |||
4 | Химия атмосферы Строение, состав атмосферы и химические реакции в ней | |||
5 | Основные источники загрязнения атмосферы | |||
6 | Химия гидросферы Физико-химические свойства воды | |||
7 | Химия и охрана гидросферы | |||
8 | Физико-химическая характеристика природных вод Республики Коми. | |||
9 | Практическая работа «Определение примесей в составе воды» | |||
10 | Химия литосферы Ресурсы Земли | |||
11 | Охрана литосферы | |||
12 | Загрязнение почв отходами, промышленной переработки в РК | |||
13 | Обработка информации, собранной учащимися по теме: « Загрязнение почв отходами, промышленной переработки в РК». | |||
14 | Хемосфера Токсичные вещества хемосферы. Стандарты качества среды | |||
15 | Решение расчетных задач с экологическим содержанием | |||
16 | Решение расчетных задач с экологическим содержанием | |||
17 | Стратегия выживания (обсуждение рефератов учащихся) | |||
18 | Стратегия выживания (обсуждение рефератов учащихся) | |||
Кислородсодержащие органические соединения: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты как загрязнители окружающей среды - 14 ч. | ||||
19 | Кислородсодержащие органические соединения: спирты, кетоны, альдегиды, карбоновые кислоты. Особенности строения кислородсодержащих соединений, обусловливающие их физические, химические и биологические свойства. | |||
20 | Роль кислородосодержащих соединений в живых организмах. Биологическая роль спиртов, альдегидов и карбоновых кислот. Понятие о мутагенной и канцерогенной активности | |||
21 | Токсическое действие кислородсодержащих соединений. Биотрансформация. | |||
22 | Загрязнение окружающей среды кислородсодержащими соединениями. Антропогенные источники поступления кислородсодержащих соединений в окружающую среду – промышленность, автотранспорт, сельское хозяйство. | |||
23 | Последствия загрязнения природной среды кислородсодержащими соединениями | |||
24 | Изменения метаболизма у теплокровных животных. Заболевания человека, вызванныевоздействием кислородсодержащих соединений на организм. | |||
25 | Пр. р Действие кислородсодержащих соединений на биологические объекты | |||
26 | Способы предупреждения загрязнения окружающей среды. Пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими кислородсодержащие соединения | |||
27 | Улавливание и использование выбросов, переработка твердых отходов, повторное вовлечение в технологический процесс очищенных стоков, разработка и внедрение безотходных технологий, контроль качества продукции, подбор экологически безопасных компонентов СМС. | |||
28 | Пр.р Качественные реакции на спирты, альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты. | |||
29 | Практическое значение кислородсодержащих соединений. Душистые вещества на основе альдегидов и кетонов | |||
30 | Современные синтетические средства.. Положительное и отрицательное воздействие кислородсодержащих соединений на человека. | |||
31 | Использование консервантов в пищевой промышленности | |||
32 | Пр.р Получение душистых веществ из комнатных растений. | |||
33 | Подготовка материалов к конференции | |||
34 | Подведение итогов. Конференция. |
ЛИТЕРАТУРА
Артеменко А.И. Справочное руководство по химии./А.И.Артеменко –
М.: Высшая школа, 2003 – 321с.
Барбье, М. Введение в химическую экологию / М. Барбье – М.: Мир,
1978. –
Васильев В.П. «Аналитическая химия». Лабораторный практикум /
В.П.Васильев, Р.П.Морозова, Л.А.Кочергина – М.: «Дрофа». 2004
Васильев В.П. кн. 2: физико-химические методы анализа – М.: «Дро-
фа». 2003 –
.Л.Л.Генкова «Почему это опасно», М.,Просвещение,1989
Макаров, К.А. Химия и медицина: книга для чтения / К.А. Макаров. –
М.: Просвещение, 1981
.Л.Е. Сомин «Увлекательная химия» Москва « Просвещение»1978
И.М. Скурихин « Всё о пище с точки зрения химика М., 1991
Химия в быту. Смоленск. Русич 1996
.Энциклопедия для детей. Т.17 М. Аванта +, 2000
Журналы «Химия и жизнь»
Журналы «Химия в школе», «Биология в школе»
Газета «Химия: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
Гринберг Ю.И. «Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи».М.,Изобразительное искусство,1987
Энциклопедия юного художника.М,1990
Титова И.М. Вещества и материалы в руках художника М. Мирос, 1994
Шустов, С.Б. Химические основы экологии / С.Б. Шустов, Л.В. Шусто-
ва. – М.: Просвещение, 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа химического кружка «Исследователи»
Программа химического кружка «Исследователи» направлена на углубление знаний учащихся в области химии, формирование интереса к предмету, развитие любознательности, раскрывает перед учащимися интересны...
программа химического кружка
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов.Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желаний. В случ...
Календарно-тематическое планирование занятий химического кружка «Занимательная химия»
Программа кружка рассчитана на учащихся 8 – 9 классов общеобразовательной школы (68 занятий по 2 часа в неделю).Основная цель кружка: развитие познавательного интереса учащихся к химии, расширен...
Химический модуль в программе геологического кружка «Юный геолог» (для обучающихся 8-9 классов)
Программа предназначена для учащихся 8-9 классов с целью повышения интереса к изучению предмета химии, науки геологии. Данный курс предполагает развитие познавательного интереса школьников...
Программа эколого-химического кружка "Химия вокруг нас"
Срок реализации 1 год. Программа предназначена для детей 13-15 лет....
Для химического кружка
Задания для занятий химического кружка....
Программа химического кружка "Химия вокруг нас"
Рабочая программа химического кружка для учащихся 5 класса рассчитана на 1 час в неделю....