программа химического кружка
рабочая программа по химии на тему
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов.
Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желаний. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов, и их применение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khim_kruzhok.docx | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов.
Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желаний. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов, и их применение.
Целью занятий кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования.
В реализации программы данного кружка сочетаются беседы преподавателя и выступления кружковцев, проведение викторин, чтение рефератов с проведением эксперимента.
Члены кружка могут практически использовать свои знания в школе на уроках химии и в быту.
Тематика занятий
- Ознакомление с кабинетом химии, изучение правил техники безопасности.
- Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории. Химическая посуда. ТБ во время работы с пробирками, колбами, химическими стаканами и др.
- Нагревательные приборы (спиртовка, плитка, водяная баня), пользование ими. Нагревание и прокаливание.
- Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
- Растворы.
- Лабораторные способы получения неорганических веществ.
- Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».
- Занимательные опыты по теме: «Химия в природе».
- Химия и человек.
- Химия и медицина.
- Профориентация.
- Химия в быту.
- Общий смотр знаний. Заключительная игра «Что? Где? Когда?»
Основные цели кружка:
Формирование ученического актива, расширение и углубление знаний учащихся, развитие познавательных интересов и способностей, формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении лабораторных и практических работ; формирование информационной культуры
Основные методы:
Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию.
Основные формы:
Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры.
Ожидаемые результаты
На занятиях учащиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, кружковые занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.
Тематическое и поурочное планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Вводное занятие. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. | 1 | |
2 | Знакомство с лабораторным оборудованием. | 1 | |
3 | Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. | 1 | |
4 | Нагревательные приборы и пользование ими. Нагревание и прокаливание. | 1 | |
5 | Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ. | 1 | |
6 | Подготовка к неделе химии. Игра «Счастливый случай». | 1 | |
7 | Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. | 1 | |
8 | Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». | 1 | |
9 | Химия в природе. | 1 | |
10 | Химия и человек. | 1 | |
11 | Конкурсно-игровое занятие. Проведение дидактических игр:
| 1 | |
12 | Химия в быту. | 1 | |
13 | Съедобная химия | 1 | |
14 | Химия и медицина. | 1 | |
15 | Профориентационная лекция. | 1 | |
16 | Общий смотр знаний. | 1 | |
17 | Итоговое занятие. Игра “Что? Где? Когда?” | 1 |
Программа
- Вводное занятие. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Выборы совета кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.[14] Игра по технике безопасности. [4] ,[13]
2. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).[9], [13]
Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.
3. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории [8], [13], [14]
Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.[14]
Экскурсия в химическую лабораторию.
4. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, водяной бани. Нагревание и прокаливание. [13].
Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.
5. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.
Лабораторные способы получения неорганических веществ.
Практическая работа. Опыты, иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории.
Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.
6. Подготовка к неделе химии. Игра «Счастливый случай».
Подготовка учащихся к проведению декады естественных наук. Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами.[1] ,[6]
Игра «Счастливый случай»
7. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.[11]
8. Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». Показ демонстрационных опытов.
- “Вулкан” на столе, [5]
- “Зелёный огонь”, [5]
- “Вода-катализатор”, [5]
- «Звездный дождь» [4]
- Разноцветное пламя [4]
- Вода зажигает бумагу [4]
9. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме «Химия в природе».
Демонстрация опытов:
- Химические водоросли [5]
- Тёмно-серая змея. [5]
- Оригинальное яйцо [6]
- Минеральный «хамелеон» [4]
10. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.
- Ваше питание и здоровье [9]
- Химические реакции внутри нас [3]
11. Конкурсно-игровое занятие. Проведение дидактических игр
Проведение конкурсов и дидактических игр:
- кто внимательнее [1]
- кто быстрее и лучше
- узнай вещество
- узнай явление [1]
12. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.
Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.[2]
Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.
- Съедобная химия.
Где в продуктах питания искать белки, жиры? Распознавание белков. Значение и применение белков. Белки растительного и животного происхождения. Химический эксперимент «Окрашивание раствора сульфата меди(II) в белке куриного яйца», «Сворачивание белка куриного яйца при нагревании» (демонстрационный), «Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты – приготовление творога» (ученический).
14. Химия и медицина. Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов.
Устный журнал на тему химия и медицина.[1]
- Занятие по профориентации.
16. Общий смотр знаний.
Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д.
17. Игра “Что? Где? Когда?”
Проведение заключительной игры. Игра «Что? Где? Когда?»
Литература
- Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
- Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
- Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
- Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
- В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
- Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
- А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
- И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
- Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
- Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
- Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.
- Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
- Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа химического кружка «Исследователи»
Программа химического кружка «Исследователи» направлена на углубление знаний учащихся в области химии, формирование интереса к предмету, развитие любознательности, раскрывает перед учащимися интересны...
Программа химического кружка
планирование работы...
Календарно-тематическое планирование занятий химического кружка «Занимательная химия»
Программа кружка рассчитана на учащихся 8 – 9 классов общеобразовательной школы (68 занятий по 2 часа в неделю).Основная цель кружка: развитие познавательного интереса учащихся к химии, расширен...
Химический модуль в программе геологического кружка «Юный геолог» (для обучающихся 8-9 классов)
Программа предназначена для учащихся 8-9 классов с целью повышения интереса к изучению предмета химии, науки геологии. Данный курс предполагает развитие познавательного интереса школьников...
Программа эколого-химического кружка "Химия вокруг нас"
Срок реализации 1 год. Программа предназначена для детей 13-15 лет....
Для химического кружка
Задания для занятий химического кружка....
Программа химического кружка "Химия вокруг нас"
Рабочая программа химического кружка для учащихся 5 класса рассчитана на 1 час в неделю....