Разработка урока "Кислородсодержащие органические соединения"
план-конспект урока по химии (11 класс) по теме
Разработка урока с презентацией на тему: "Кислородсодержащие органические соединения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_himii.docx | 40.59 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 910 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Туймазинский агропромышленный колледж
План-конспект урока
открытого урока по химии
в группе №26
на тему «Кислородсодержащие органические соединения».
Разработала и провела: Можитова Талия Анваровна, преподаватель химии
с.Субханкулово -2018г.
«Кислородсодержащие органические соединения».
Дата проведения: _________________
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель урока. Углубить, обобщить, систематизировать учебный материал по теме
"Кислородсодержащие органические соединения". Выявить пробелы в знаниях учащихся и наметить пути устранения недостатков.
Образовательные задачи. Закрепить знания учащихся о составе, строении, свойствах кислородсодержащих органических соединениях в зависимости от особенностей их строения. Расширить понятие о функциональных группах, о физических и химических свойствах соединений этих классов. Отработать умения и навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами и методику распознавания веществ на основании их химических свойств.
Познавательные задачи. Совершенствовать умение учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи между строением и свойствами, делать выводы и обобщения. Развивать логическое и творческое мышление.
Воспитательные задачи. Особое внимание уделить проблеме физиологического действия альдегидов, спиртов, вредного воздействия этанола на организм человека, помочь формированию правильного отношения к собственному здоровью и понятию «здоровый образ жизни». А также воспитывать самостоятельность, коммуникативность, креативность, познавательную активность. Воспитывать отношение к себе как к части окружающего мира.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно - поисковый, тест.
Наглядные пособия, оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, лабораторное оборудование (спиртовка, спички, химические стаканы, пробирки, фильтровальная бумага).
Реактивы: 2М раствор гидроксида натрия NaOH, медная проволока, 10% раствор сульфата меди (II) СuSО4, растворы этанола, глюкозы, сахарозы, яичного белка.
План урока
- Организационный момент. Постановка задачи. (2-3 мин).
- Фронтальная беседа: определение класса соединений, классификация веществ по числу функциональных групп и характеру углеводородного радикала, номенклатура органических веществ. (2-3 мин)
- Определение изомеров, отработка тривиальной номенклатуры. (3-4 мин)
- Осуществление цепочек превращений. (6-8 мин)
- Практическая работа: распознавание функциональных групп в составе органических веществ на основе качественных реакций. (5-7 мин)
- Самоконтроль знаний: тестовая работа. (5 мин)
- Применение спиртов. Их воздействие на организм человека. (6 мин)
- Заключительная часть. Подведение итогов. (5-6мин)
Ход урока:
- Организационный момент. Оговаривается тема, цель урока.
(слайд №1)
Учитель: - Здравствуйте, дети. Мы проводим обобщающий урок по теме «Кислородсодержащие органические соединения». Работа на уроке позволит закрепить умения предсказывать химические свойства незнакомых вам органических веществ, опираясь на знание функциональных групп.
Цели урока вам помогут сформулировать задания, которые вы будете должны выполнить. Ознакомьтесь с ними.
(слайд №2,3 )
Учащиеся зачитывают задания (См. приложение 1).
Для постановки цели необходимо задать себе вопросы:
Что узнаем? Чему научимся? Что сделаем?
Сегодня на уроке: (слайд № 4)
Работа на уроке позволит закрепить умения предсказывать химические свойства незнакомых вам органических веществ, опираясь на знание функциональных групп.
Прежде чем мы приступим к работе, запишите домашнее задание.
Домашнее задание: (слайд № 5)
а) дома вам предстоит решить задачу: как из трех простых веществ (одно твердое – неметалл, два газообразных) и продуктов их взаимодействия получить глюкозу и сорбит? (несколько возможных версий приветствуются);
(слайд № 6)
б) соединение с молекулярной формулой С3Н8О подвергли дегидрированию, в результате чего получили продукт состава С3Н6О. Это вещество вступает в реакцию «серебряного зеркала», образуя соединение С3Н6О2. При действии на последнее вещество гидроксидом кальция получили вещество, используемое в качестве пищевой добавки под кодом Е 282. Оно препятствует росту плесени в хлебобулочных и кондитерских изделиях и, кроме того, содержится в таких продуктах, как швейцарский сыр. Определите формулу добавки Е 282, напишите уравнения упомянутых реакций и назовите все органические вещества.
- Мотивационно-ориентационная часть. Актуализация знаний учащихся. С этой целью проводится фронтальная беседа, выполняются подготовительные упражнения. Это обеспечивает правильный перенос знаний, помогает преодолеть инерцию. Происходит активация познавательной деятельности и одновременно корректировка знаний. При этом отслеживается полнота усвоения знаний, а также умение выделять общее и частное. (Используется репродуктивный метод)
Учитель: - РАЗМИНКА. Задание 1
- Какие химические элементы входят в состав кислородсодержащих органических соединений? ....... (С, Н, О) (слайд №7)
2. Группа атомов, определяющая характерные свойства веществ….. (функциональная группа) (слайд №8)
3. Функциональная группа в составе спиртов называется…..(гидроксильной группой) (слайд №9)
4. Функциональная группа в составе альдегидов и кетонов называется….. (карбонильной группой) (слайд №10)
5. Функциональная группа в составе карбоновых кислот называется….. (карбоксильной группой) (слайд №11)
Учитель: - Задание 2. (слайд №12)
На экране представлены формулы веществ. Определить класс, дать название веществу. Найти среди представленных веществ изомеры.
- С3Н7 – СООН
- С3Н7 – СОН
- НО - CH2 - CH2 – OH
- CH3 - СН2 – О - CH3
- С2Н5 – СОО – СН3
- С3Н7 – ОН
- СН3 – СО – С2Н5
Учитель:
- Что общего у представленных веществ?
- Имеются ли вещества, проявляющие одинаковые химические свойства?
- Какие группы атомов обуславливают сходство веществ?
Вывод: различия и сходства в свойствах веществ обусловлены строением. Очередной пример, демонстрирующий один из трех законов диалектики: перехода количества в качество. (Влияние массы радикала на растворимость, температуры кипения, плавления и т.д.; влияние числа –ОН групп на силу кислотного характера и химическую активность спиртов)
4. Операционно-исполнительская часть. Учащиеся приходят к пониманию того, что теоретические знания служат основой для решения на уроках учебных проблем, которые возникают всегда, когда надо разрешить противоречия между новыми фактами и прежними теоретическими представлениями.
Этап способствует включению учащихся в активную познавательную деятельность, помогает прогнозировать взаимосвязи между составом, строением и свойствами веществ.
Задание 3. Сам себе технолог. (слайд №13)
А) Осуществить цепь превращений:
глюкоза → этанол → углекислый газ → глюкоза → крахмал
Б) Задание 3*: укажите, какие названия соответствуют соединениям A, B, C, D. Напишите уравнения реакций, которые нужно провести для осуществления следующей цепочки превращения:
ацетилен + Н2О (Hg2+) → A + H2 → B + Na → C + Н2О→ D.
Практическая работа в парах.
Этап содержит большой воспитательный потенциал, содействует творческому подходу к поставленной задаче, формирует умение работать в коллективе, планировать и прогнозировать свои действия, соблюдать элементарные правила техники безопасности. Учащиеся развивают и совершенствуют практические навыки обращения с лабораторным оборудованием и химическими веществами.
Задание 4. Сам себе эксперт. (слайд №14)
Учитель: - Сегодня на уроке мы работаем на эмпирическом уровне познания, подтверждая теоретические знания, логически обоснованными практическими опытами. Еще раз, убедившись на практике в известной истине: ТЕОРИЯ БЕЗ ПРАКТИКИ – МЕРТВА.
Итак, мы подошли к решению экспериментальных задач.
Мы продолжим учиться проверять уже имеющиеся знания путем проведения эксперимента.
Каждому из вас предстоит проанализировать эксперимент и сделать выводы.
Зачитайте условие 1 задачи. Ответьте на вопросы. Выполните опыты. Проанализируйте увиденное. Сделайте соответствующие выводы.
Вывод - 1 вариант: глюкоза относится одновременно к классу многоатомных спиртов и к классу альдегидов.
Задача 2. Зачитываем условие. Видим, что условие задачи одинаково для обеих групп, но решение будет разным.
Вывод – 2 вариант: белок сворачивается, т.е. нарушается его структура и функции. При окислении спиртов образуются альдегиды, которые обладают водоотнимающим свойством. Это приводит к размягчению коркового слоя головного мозга. Развивается слабоумие, эпилепсия, неврозы, сердечные и почечные нарушения… Алкоголь – яд для человеческого организма. ( слайд №15, 16)
Учитель: - Все группы проведут реакцию «серебряного зеркала»…….
Время второго завтрака. В продуктах, которые вы видите можно определить наличие крахмала……. (на столе картофель, хлеб…)
- Используется проблемный метод, что способствует формированию познавательного интереса, учит высказывать и обосновывать свое мнение, приводит к пониманию причинно-следственных связей между составом, строением и свойствами вещества.
Учитель: - Все опыты , которые вы сегодня провели еще раз позволяют убедиться в свойствах веществ, способов их распознования.
1) Сообщить классу информацию о вредном воздействии альдегидов, этанола на организм человека. (доклад учеников).
- О простых методах, позволяющих определить наличие углеводов (крахмала) в продуктах питания, о последствиях чрезмерного употребления углеводов (доклад учеников).
( слайд №17, 18)
- Поиск (Д/З) продуктов без углеводов или с малым содержанием их (доклад учеников).
- Рефлексивно-оценочная часть. Формируется сознательное, ответственное отношение к учению. Находясь в жестком лимите времени, ученики должны проявить готовность и мобилизовать знания и умения для выполнения задания, при этом происходит выработка критериев правильной оценки.
Формируется умение поводить поиск, обработку, систематизацию материала.
Учитель: - Вы многое сегодня узнали, во многом убедились, отработали: знания о составе, строении, свойствах кислородсодержащих органических соединениях в зависимости от особенностей их строения, проведение качественных реакций, подтвержлающих наличие функциональных групп. . Для закрепления этого материала выполним тест:
Задание 5. Для проведения этапа контроля подготовлены два варианта тестовых заданий. Работа выполняется индивидуально. Время выполнения 5 минут. Через 5 минут поменялись с соседом по парте заданием и выполненной работой.
( слайд №19)
Проверили. Сверили ответы с теми, которые указаны в ключе на экране. Оценили работу по пятибальной шкале. Работы сдаются учителю.
8. Заключительная часть.
Учитель: - наш урок подходит к концу. (Под руководством учителя учащиеся обсуждают вопрос: выполнены ли поставленные в начале урока цели).
Что узнали? Чему научились? Что сделали?
Заслушиваются ответы учащихся и их мнение о проведенном уроке.
Учитель: - Существует 2 уровня познания: теоретический и практический. Мы реализовали это сегодня, выстраивая логические цепочки, как рационалисты после серьезной теоретической подготовки.
Современный мир, современное развитие науки настолько всеобъемлюще, настолько взаимозависимо, что иногда трудно различить четкую границу между одной и другой наукой. ( слайд №20)
Давайте, ребята, не забывать, что десятки областей науки, производства и техники связаны с химией. Это наше настоящее и, несомненно, будущее. Вред или польза?... Об этом мы с вами говорим при изучении каждой темы. Чтобы дать ответ, необходимо хорошо подумать. На этой чаше весов не только будущее планеты, но и будущее каждого из вас в отдельности. Думайте , дети, думайте….
Спасибо за урок! ( слайд №21)
РЕЗЕРВ.
Генетическая связь между классами органических соединений выражается схемой:
СН4 → СН3ОН → НСОН → НСООН → СО2
? Как изменяется степень окисления атома углерода
Вывод: каждое последующее соединение является все более окисленной формой предыдущего. Отсюда очевидно, что продвигаться по генетическому ряду слева направо следует с помощью реакций окисления, а в обратном направлении – с помощью процессов восстановления.
Не выпадают ли кетоны из этого ряда? Нет, их предшественники- вторичные спирты.
Тест по теме: «Кислородсодержащие органические соединения»
Вариант 1
1. Предельным одноатомным спиртам соответствует формула:
А) СН2О Б) С4Н10О
В) СН4О Г) С2Н4О2
2. Функциональной группой альдегидов является:
А) СОН Б) ОН
В) СООН Г) NH2
3. Этанол реагирует с веществом:
А) NaOH Б) Na
В) СН4 Г) FeCl3
4. Качественная реакция на фенолы – это реакция с:
А) NaOH Б) Сu (ОН)2
В) CuO Г) FeCl3
5. Этаналь реагирует с веществом:
А) NaOH Б) водородом
В) хлороводородом Г) оксидом меди (II)
Ответы запишите в таблице: Правильный ответ (+)
Ф.И. ____________________________________ группа __________ | |
№ задания | Ответ |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
Общий балл |
Тест по теме: ««Кислородсодержащие органические соединения»
Вариант 2
1. Предельным одноосновным карбоновым кислотам там соответствует формула:
А) СН2О Б) С4Н10О
В) СН4О Г) С2Н4О2
2. Функциональной группой спиртов является:
А) СОН Б) ОН
В) СООН Г) NH2
3. Этилацетат реагирует с веществом:
А) FeCl3 Б) Na
В) СН4 Г) NaOH
4. Качественная реакция на одноатомные спирты – это реакция с:
А) NaOH Б) Сu (ОН)2
В) CuO Г) FeCl3
5. Глицерин реагирует с веществом:
А) водородом Б) аммиачным раствором оксида серебра
В) гидроксидом меди (II) Г) оксидом меди (II)
Ответы запишите в таблице: Правильный ответ (+)
Ф.И. _____________________________________ класс___________ | |
№ задания | Ответ |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
Общий балл |
Приложение 2
3.Экспериментальная часть (1 группа)
Задание группе №1:
Глюкоза - источник энергии для живых организмов. Является бифункциональным соединением. Рассмотрите формулу глюкозы:
СН2ОН – СНОН – СНОН – СНОН – СНОН – СОН
Определите, какие функциональные группы содержаться в её молекуле. Докажите их присутствие с помощью качественных реакций.
Инструкция по выполнению опытов.
Опыт1. Обнаружение функциональных групп в молекуле глюкозы.
Оборудование и реактивы: раствор глюкозы, раствор сульфата меди(II), раствор гидроксида натрия, спиртовка, пробиркодержатель, спички, мерный цилиндр на 10мл.
1.1 Получите гидроксид меди(II): влейте в пробирку 1 мл сульфата меди(II) и добавьте к нему гидроксид натрия. К полученному осадку прилейте 1 мл глюкозы, встряхните. Что наблюдаете? Для каких функциональных групп характерна данная реакция?
1.2 Полученную в опыте №1 смесь нагрейте. Отметьте изменения. Для какой функциональной группы характерна данная реакция?
Составьте уравнения соответствующих реакций и укажите признаки.
Приложение 2
3.Экспериментальная часть (2 группа)
Задание группе №2:
Издревле человеку известно большое число ядовитых веществ. Все они отличаются по силе воздействия на организм. Среди них выделяется вещество, которое известно в медицине как сильный протоплазматический яд. Это этиловый спирт.
Каково действие этанола на живые организмы?
Продемонстрируйте это с помощью выданных реактивов. Прокомментируйте увиденное.
Инструкция по выполнению опытов.
Опыт2. Физиологическое действие этанола.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, пипетка, мерный цилиндр на 10мл, яичный белок, этанол, вода, медная проволока, пробиркодержатель, спиртовка, спички.
2.1 В две пробирки налейте по 2 мл яичного белка. В одну добавить 8 мл воды, в другую – столько же этанола.
2.2 В чистую пробирку налейте 5 мл этанола. Над пламенем спиртовки нагрейте медную проволочку и опустите её в пробирку со спиртом. Так проделайте несколько раз.
Какие изменения вы наблюдаете? Какое вещество образуется при окислении этанола?
Составьте уравнения соответствующих реакций и укажите признаки.
Ответы к тесту
по теме: «Кислородсодержащие органические соединения»
№ задания | № варианта | ||
1 | 2 | ||
1 | Б | Г | |
2 | А | Б | |
3 | Б | Г | |
4 | Г | В | |
5 | Б | В |
Число правильных ответов соответствует полученной оценке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработки модульных уроков по теме органические соединения 9 класс - 9 класс. Учебник О.С. Габриеляна.
Симбиоз ИКТ и модульной технологии на уроках химииНовые ФГОСы на ступени основного общего образования планируют следующие результаты освоения междисциплинарных учебных программ — «Формирование универс...
Методическая разработка урока по дисциплине химия по теме «Углеводороды и кислородосодержащие органические соединения»
Данная разработка содержит урок-викторину по химии по темам: предельные и непредельные углеводороды, кислородосодержащие органические соединения....
методическая разработка дидактической игры "Классы органических соединений по правилам "Кто хочет стать миллионером""
Развитию внутренней мотивами изучения химии способствует проведение игр. Есть множество разработок различных дидактических игр, но все они рассчитаны на классы с нормальной наполняемостью. Данну...
Методическая разработка урока по органической химии «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединений"
В данной методической разработке представлена поэтапная работа на уроке химии в 10 классе....
Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Применение игровых технологий на уроках химии» Разработка дидактической игры по химии по теме: «Строение и классификация органических соединений».
Приведена разработка дидактической игры по химии по теме: "Строение с классификация органических соединений"....
Методическая разработка урока химии в 10 классе "Кислородсодержащие органические соединения"
Методическая разработка урока химии в 10 классе "Кислородсодержащие органические соединения"...
Разработка учебной программы формирования личностных УУД на примере темы «Органические соединения» (9 класс)
Зачетная практическая работа «Формирование личностных универсальных учебных действий средствами УМК». Разработка учебной программы формирования личностных УУД на примере темы&laq...