Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Применение игровых технологий на уроках химии» Разработка дидактической игры по химии по теме: «Строение и классификация органических соединений».
методическая разработка по химии на тему
Приведена разработка дидактической игры по химии по теме: "Строение с классификация органических соединений".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации
«Применение игровых технологий на уроках химии»
Разработка дидактической игры по химии по теме:
«Строение и классификация органических соединений».
Автор
Керова Т.В. учитель химии
МОУ Школа №127 г.о.Самара
Руководитель
К.п.н. доцент кафедры химии и
методики её преподавания ПГСГА
Сафина Л.Г.
Самара 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
Структурные компоненты дидактической игры………………………………4
Виды деятельности в учебных дидактических играх…………………………6
Виды дидактических игр, применяемых на уроках химии…………………...6
Требования к игре……………………………………………………………….7
Дидактическая игра по теме: «Строение и классификация органических соединений»……………………………………………………………………...8
Заключение………………………………………………………………………14
Использованная литература…………………………………………………….15
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена разработке дидактической игры по химии по теме:
«Строение и классификация органических соединений»
Цель работы:
разработка дидактической игры по химии, применяемой при обобщении и систематизации знаний в 10 классе по теме «Строение и классификация органических соединений».
Задачи:
- Изучить литературу по дидактическим играм по химии.
- Выбрать задания для игры, соответствующие возрасту и теме.
- Систематизировать задания по видам.
- Составить сценарий игры и разработать правила её проведения.
- Приготовить раздаточный материал.
Актуальность работы:
Среди методов, способствующих воспитанию творческой личности, не последнее место занимают дидактические игры.
Игры сочетают в себе в различных соотношениях проблемный, поисковый и исследовательский методы, а по организации обучения – семинарскую и практическую формы.
Дидактические игры имеют большое значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.
Учебные игры способствуют развитию:
∙ положительных стимулов к процессу познания;
∙ познавательных способностей каждого учащегося;
∙ развитию мышления, внимания, сосредоточенности, наблюдательности, памяти, сообразительности;
а также формированию:
∙ умений применять имеющиеся знания, принимать решения при разных обстоятельствах без боязни допустить ошибки;
∙ критического отношения к окружающим человека объектам и явлениям;
∙ учебной и трудовой дисциплины.
Формирование творческого мышления учащихся возможно только в процессе активного участия самого ученика в познавательной коллективной деятельности.
Использование дидактических игр в обучении имеет ряд психологических особенностей. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно должна быть построена на интересе, удовольствии.
Игры позволяют учесть особенности памяти. В процессе интересной работы и эмоциональной деятельности происходит, по существу, непроизвольное запоминание. А то, что запоминается непроизвольно в процессе активной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем материал, который необходимо было запомнить произвольно, в обычных
-3-
условиях. Игры также дают возможность развивать мышление учащихся, совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, конкретизации и т.д.
Эмоционально окрашенное отношение к делу способствует его результативности.
В играх обязателен элемент соревнования, который всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению установленных правил.
В играх с большим интересом участвуют учащиеся с разным уровнем подготовленности, их увлекает сам процесс игры, дух соревнования, стремление к тому, чтобы их команда одержала победу. Дидактические игры, несомненно, способствуют лучшему усвоению знаний, а положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно повышают уровень деятельности, т.е. качество обучения.
Дидактические игры можно использовать на различных этапах урока:
1) для введения новых знаний;
2) для формирования умений;
3) для закрепления знаний;
4) для проверки приобретенных знаний.
Имеются
∙ тренинговые игры;
∙ творческие игры;
∙ комбинированные игры.
Игра - как один из методов психологического воздействия на ребенка существует давно.
Использование игр на уроках - необходимое условие развития учащихся. Конечно, наряду с решением иллюстрированных задач и созданием положительной эмоциональной окраски учебной деятельности, любые обучающие игры должны иметь большую содержательную и познавательную насыщенность, научность. Интерес и удовольствие - важные психологические эффекты игры.
Структурные компоненты дидактической игры
Рассмотрим структурные компоненты дидактической игры и деятельность каждого структурного компонента.
- Игровой замысел - выражен, как правило, в названии игры, заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе, выступает в виде вопроса, как бы проектирующего определенные требования в отношении знаний.
2) Правила - определяют порядок действий в поведении учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки.
3) Игровые действия - регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности.
4) Познавательное содержание дидактической задачи - заключается в
-4-
- усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
5) Оборудование - включает в себя оборудование урока, наличие технических средств обучения, различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактические раздаточные материалы, флажки, медали, которыми награждаются команды-победители.
6) Результат - это финал игры, предающий ей законченность, выступает в форме решения поставленной учебной задачи и дает моральное и умственное удовлетворение, показатель условия достижения учащимися или в усвоении знаний, или их применения.
Химия - сложная, тяжелая для восприятия и запоминания наука. Не все темы дети слушают внимательно и с интересом. При изучении сложного материала внимание учащихся рассеивается, дети начинают зевать, отвлекаться. Самое время активизировать внимание на уроке. Лирическим отступлением, интересным рассказом, каким – либо артистическим приемом или просто игрой. Не просто игрой, а предметной игрой.
Методика проведения игр зависит от цели и воспитательных и образовательных задач, а также от уровня развития играющих, возраста, степени их активности. Прежде всего, необходимо ясно представлять себе и воспитательные и образовательные задачи, которые надо решать в ходе и результате игры.
Все дидактические игры можно классифицировать:
- Классно-урочные игры;
- Внеклассные игры.
И те и другие должны характеризоваться следующими признаками:
- Строгие правила, которые лучше не нарушать;
- В игре должен принимать участие весь класс;
- Игры с возрастом должны усложняться.
Если не следовать этим правилам, то очень быстро у детей пропадает интерес. А то, что не интересно не способствует развитию памяти.
Дидактические игры способствуют реализации ведущих функций обучения: образовательную, воспитательную и развивающую - на основе принципов педагогики сотрудничества. И одновременно достигается решение сразу нескольких задач.
- Осуществляется более свободный, психологически благоприятный контроль знаний.
- Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
- Подход к учащимся в обучении становится более деликатным дифференциальным.
-5-
Виды деятельности в учебных дидактических играх
Какие виды деятельности могут включать учебные дидактические игры?
- Распознавание объектов, явлений, свойств.
- Сравнение объектов, явлений, свойств.
- Характеристика объектов, явлений, свойств.
- Раскрытие, обоснование понятий.
- Практическое применение объектов, явлений, свойств.
- Овладение терминами.
- Выработка умения анализировать, различать, абстрагировать и обобщать.
Виды дидактических игр, применяемых на уроках химии
Рассмотрим, какие дидактические игры можно применять на уроках химии и дадим характеристику некоторых игр.
Простейшие кратковременные игры
1. “Скороговорки” – в самом начале урока, в качестве организационного момента, учащимся дают записать одну – две скороговорки. При попытке выговорить правильно слово, у детей включается в работу речевой аппарат, а значит и мыслительная деятельность, непосредственно связанная с речью. Продолжительность 5-7 минут.
2. “Загадки” – несложные, интересные загадки тоже могут активизировать мысленную деятельность учащихся и вначале урока и при изучении сложных тем, когда дети порядком устали.
3. “Найдите соответствие” – на одной стороне доски записываются химические знаки, формулы, атомные массы, латинские названия под номерами ---- на другой стороне русские названия под буквами. Задание: Написать под соответствия на доске. Включить эту игру можно в опрос. В качестве задания можно использовать любые химические понятия.
4. “Химическая разминка”.
а) краткие вопросы с еще более краткими ответами;
б) показываем карточки с формулами, дети дают названия и наоборот;
в) карточки с формулами или названиями показывают друг другу команды, на которые делится класс.
5.Кроссворды - игра, которую можно использовать для любого предмета, на любом уроке.
Наиболее сложные дидактические игры по химии
1. “Ассорти” – множеством карточек с формулами, которые нужно разложить по классам неорганических веществ и не только. Можно предложить классификации и по другим принципам.
2. “Чужой среди своих” – несколько (4-6-8) карточек скреплены ниточкой или раскладушка с формулами, картинками, рисунками. За исключением одной карточки остальные все могут быть объединены в одну группу. Называются формулы, объекты процессы и указывается чужой.
-6-
3. “Лото” – химические реакции на общих карточках – по 6 уравнений
химических реакций, где вместо одного из веществ вопросительный знак. На карточке – фишке ответ: формула вещества и название. Игру можно использовать после обобщения темы “Основные классы неорганических соединений”.
4 “Химические шашки” – игра по правилам настоящих шашек. Только вместо косточек карточки с формулами. Уничтожение карточки только в случае возможности химического взаимодействия веществ обозначенных на карточке. Уравнения записываются и оформляются, как положено в тетради.
-6-
5. “Домино” – костяшки с формулами соединяются только в случае возможности взаимодействия крайних соприкасающихся веществ. Уравнения записываются.
6. “Химические карты” – выброшенная карта одного игрока бьется картой другого игрока только в случае взаимодействия обозначенных на картах веществ. Обязательно записываются уравнения возможных реакций.
7. «Счастливый случай», «О, счастливчик», « Кто хочет стать миллионером»- игры, которые можно использовать при проведении предметных недель.
8. "Крестики-нолики"
Вычеркни правильный ряд веществ, соответствующих заданию.
Требования к игре
- Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
- Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, оформление - красочным, разнообразным.
- Обязательный элемент каждой игры - ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
- В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры.
-7-
Дидактическая игра по теме: «Строение и классификация
органических соединений».
Приведу пример разработанной мною комбинированной дидактической игры, которую можно использовать для обобщения, закрепления и систематизации знаний учащихся по теме: «Строение и классификация органических соединений».
Игра проводится в виде интеллектуального марафона.
Цель: Обобщение знаний по теме: «Строение и классификация органических соединений».
Задачи:
∙ образовательные:
-проверить и закрепить знания основных понятий по теме;
-применить имеющиеся знания на практике при выполнении игровых заданий.
∙ развивающие:
- развивать творческие способности;
- развивать умение правильно и грамотно излагать свои мысли, делать логические заключения;
- развивать зрительную и мыслительную деятельность;
- расширять общий кругозор учащихся.
∙ воспитательные:
-воспитывать интерес к химии;
-повышать уровень культуры общения;
-развивать навыки действия в нестандартных ситуациях.
Ход урока:
Класс предварительно делится на 4 команды.
Командам дается накануне задание придумать название, связанное с изучаемой темой, приветствие с химическим содержанием и в качестве домашнего задания – реклама на органическое вещество (можно в шутливой, стихотворной или любой другой форме).
Приветствие и реклама оцениваются жюри как отдельные конкурсы.
Класс украшен портретами великих химиков, на доске повешены плакаты:
«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь». (А. Дистервег ).
«Чтобы победить, надо знать, уметь, думать».
Учитель говорит вступительное слово:
Взор химика пытлив, ему порядок мил, Среди своих реторт, мензурок и приборов, Таких загадочных для любопытных взоров, Стремится он постичь капризы тайных сил.
-8-
Он многое из них уже установил, Следя за их игрой, участник их раздоров. И скоро он велит, властитель этих споров, Признать и чтить закон, который он открыл.
Завидую тебе, взыскательный учёный, Чьи зоркие глаза мир видят обнаженный. Как в день творения, исток всех прочих дней, Веди же и меня в загадочное царство. Я верю: только в нём отыщется лекарство От всех бесчисленных печалей и скорбей.
Мы проводим урок обобщения, закрепления и систематизации знаний по теме: «Строение и классификация органических соединений».
Игра проводится в виде интеллектуального марафона. Жюри (представляет членов жюри) будет оценивать вашу работу в командах. Так как наш марафон химический, то и оценка у нас сегодня соответствующая –
ХИМОНЫ (учитель показывает командам химон). Выиграет команда, получившая наибольшее количество химонов.
Приветствие команд – оценивается от 1 до 4 химонов.
«Химическая разминка».
Ведущий задаёт вопросы командам поочерёдно. За каждый правильный ответ команда получает 1 химон, если команда не ответила, отвечает та команда, что раньше подняла руку.
- Без какого элемента нет органических соединений (без углерода).
- Автор «виталистической теории» (Берцелиус).
- Ученый, синтезировавший в 1824 году щавелевую кислоту, а в 1828 году мочевину из неорганических веществ (Вёлер).
- Метан, этан, пропан, бутан по отношению друг к другу (гомологи).
- -СН2- группа (метиленовая группа, гомологическая разность).
- Вещества с одинаковой молекулярной формулой, но разным строением и свойствами (изомеры).
- Полное название теории А.М.Бутлерова (теория химического строения органических веществ).
- Теории, предшествовавшие ТХС (теория типов и теория радикелов).
- Чему равна валентность углерода в органических веществах (4).
- Основное положение ТХС (свойства веществ зависят не только от качественного и количественного состава, но и от строения).
- Гибридизации атомных орбиталей углерода (sp3, sp2, sp).
- Группы атомов, которые определяют характерные свойства вещества и его принадлежность к определённому классу органических соединений (функциональные группы).
- Вещества, не содержащие замкнутых цепей (ациклические).
- Вещества, содержащие циклы, состоящие из атомов С (карбоциклические).
-9-
- Вещества, содержащие циклы, в которые кроме атомов С входят и другие атомы (гетероциклические).
- Вещества, в молекулах которых С-С связи только одинарные (предельные, насыщенные).
- Если вещество непредельное, какие связи между атомами С оно содержит (кратные: двойные и тройные).
- К какому классу относятся вещества, в названии которых есть суффикс –аль (альдегиды).
- Какие бывают эфиры (простые и сложные).
- Какие виды номенклатуры существуют (тривиальная, рациональная, заместительная).
- Как расшифровывается IUPAC (Международный союз теоретической и прикладной химии).
- «Диметилэтилметан» - по какой номенклатуре названо вещество (по рациональной).
- К какой номенклатуре относится название «болотный газ» ( к
тривиальной).
- Какие 2 вида изомерии различают (структурная и пространственная).
- Виды структурной изомерии (С скелета, положения кратной связи, положения функциональной группы или гетероатома, межклассовая).
- Как иначе называется цис-транс изомерия (геометрическая).
- Когда у вещества существует оптический изомер ( если есть ассимметрический атом С).
- Межклассовый изомер алкинов (алкадиены).
-10-
Химический кроссворд.
Командам выдаются одинаковые кроссворды, состоящие из 10 слов.За время, пока звучит музыка, нужно выполнить задание. За каждое правильно отгаданное слово – 1 химон.
10 | |||||||||||||||||||||||||
9 | 1 | ||||||||||||||||||||||||
7 | 8 | ||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||
4 |
| ||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||
По горизонтали:
1. СН2=СН2 (этен).
2. СН4 и С2Н6 по отношению друг к другу (гомологи).
3. Процесс взаимодействия электронных орбиталей, приводящий к их выравниванию по форме и энергии (гибридизация).
4. Автор ТХС (Бутлеров).
5. Приставка в названии вещества
СН3- С (СН3)2 – СН2 - СН3 (ди).
6. Межклассовые изомеры альдегидов (кетоны).
По вертикали:
-11-
7. Органические вещества, в молекулах которых одновременно присутствуют
NH2 – и СООН – группы (аминокислоты).
- К какому классу органических веществ принадлежит СН3 – СН2ОН (спирты).
- Бутан и метилпропан по отношению друг к другу (изомеры).
- От чего зависят свойства органических веществ (от строения).
Конкурс реклам.
Команды показывают рекламу на органическое вещество. Оценка от 1 до 5 химонов.
Головоломка «Зашифрованная фраза»
Командам выдаётся зашифрованный текст. В этом тексте «спряталось» изречение древнегреческого философа и учёного Аристотеля, жившего в 384-322 г. до н.э. Необходимо найти способ чтения фразы и восстановить её первоначальный вид.
ПQRОNIЗWVНLDАFSНQYИRVЕНNIАWRЧXYИJSНDSАRIЕSVТQNСIVЯСXDУVSДJRИFIВLGЛZUЕRWНJLИNGЯ
(«Познание начинается с удивления»: читаем только русские буквы).
Команда, первая правильно написавшая на листке ответ, получает 4 химона, вторая – 3 химона, третья – 2 химона, четвёртая – 1 химон, за неправильный ответ – 0 химонов).
Конкурс «Соответствия»
Привести в соответствие веществам, записанным в левом столбике, класс, к которому вещество принадлежит. За каждый правильный ответ 1 химон.
Общая формула вещества | Класс органических веществ |
СпН2п+2 | альдегиды |
R-СОН | карбоновые кислоты |
R-O-R | алканы |
CnH2n | алкены |
R-COOH | фенолы |
R-OH | спирты |
CnH2n-2 | простые эфиры |
C6H5OH | сложные эфиры |
CnH2n-6 | алкины |
R-COOR1 | арены |
R-COR1 | кетоны |
Конкурс «Чёрный ящик»
Ведущий заносит черный ящик. Сообщает, что в нём находится вещество, которое команды должны узнать по последовательному описанию. Отгадавшая
команда получает 5 химонов.
- Ациклический углеводород.
- Общая формула СпН2п+2.
-12-
- Жидкий.
- Используется как автомобильное топливо.
- Молярная масса 114г/моль.
- В его молекуле есть 1 четвертичный, 1 третичный атом С, между ними 1 вторичный.
- По его содержанию в бензине определяют октановое число.
(2,2,4-триметилпентан).
Конкурс «Номенклатура»
Командам раздаются таблички с буквами
Т- тривиальная
Р- рациональная
З- заместительная номенклатура.
Ведущий произносит названия веществ, команды должны поднять табличку с той буквой, по какой номенклатуре вещество было названо.
За каждый правильный ответ 1 химон.
- Ацетон.
- 2-метилгексан.
- Гептановая кислота.
- Щавелевая кислота.
- Метан.
- Диметилкетон.
- Этиленгликоль.
- Диметилэтилметан.
- 2,2,4-триметилпентан.
- Триметиламин.
Конкурс «Изомеры».
Пока звучит музыка, команды должны написать и назвать изомеры для С8Н18, для любых двух изомеров написать по одному гомологу.
За каждое правильно написанное вещество 1 химон.
Жюри подсчитывает химоны, подводит итоги.
-13-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания школьников, но они приносят большую пользу тем, что учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления деятельности.
В своей практической работе я часто использую игровые технологии. Я понимаю, что дидактические игры не заменят в полной мере традиционные формы обучения, но дополнят их, и такое сочетание позволит нормально организовать учебно-воспитательный процесс в школе.
Таким образом, «игры по предметам» или «дидактические игры» в моей работе занимают значительное место. Этим я объясняю повышенный интерес учащихся к моим урокам.
В данной работе я рассмотрела вопрос о применении дидактических игр на уроках химии. Мною разработана дидактическая игра по теме: «Строение и классификация органических соединений».
Она была проведена на уроке химии в 10 классе в виде интеллектуального марафона. Результаты урока показали, что ученики успешно усвоили учебный материал, проявили себя в различных видах индивидуальной и коллективной деятельности.
-14-
Использованная литература
1. Акимова Т.А. “Интеллектуальные игры с химическим содержанием” “ Химия в школе” -№5- 1996г.
2. Гаврилычев И.С. “Организация игр”.
3. Калетин Н. И. и др. Игровой метод в обучении химии. Практическое пособие Н.И. Калетина и др. М., 1990.
4. Логинова Н.П. и др. Интеллектуальные игры. Чебоксары 1996
5. Молочко В.А. Крынкина С.В. Химия – М.: Химия, 1990
6. Николаев Л.А.: Химия и жизнь. – М.: Просвещение 2007
7. Штремлер Г.И. Химия на досуге. – М.: Просвещение 2000
.
-15-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовое задание по химии по теме:"Строение и классификация органических соединений .Химические реакции в органической химии."
Тесты применяются для проверки знаний по теме Строение и классификация органических соединений .Химические реакции в органической химии....

Итоговая работа на курсах повышения квалификации по теме "Пути развития универсальных учебных действий на уроках физики"
Преподавание физики в условия обновления содержания образования...

Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации по программе "Основные направления региональной образовательной политики в контектсе модернизации российского образования"
Проект по работе с детьми с ОВЗ...

Итоговая работа на курсах повышения квалификации "Основы эффективной интеграции общеобразовательных программ и программ дополнительного образования детей спортивной направленности"
Совместная деятельность детей дошкольного возраста с родителями в рамках физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ....
Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Система расчетных задач по химии»: «Система решения задач на нахождение формул веществ».
Приводится итоговая работа по курсу повышения квалификации "Система расчётных задач по химии": "Система решения задач на нахождение формул веществ"....

Контрольная работа по химии для 10 класса (профиль) №1 по темам «Строение и классификация органических соединений», «Химические реакции в органической химии»
Контрольная работа предназначена для обучающихся профильного 10 класса. Включает демоверсию и два варианта заданий. Контрольная работа выявляет уровень знаний по следующим темам:1. Теория химического ...
Статья "Применение игровых технологии на уроках химии с целью повышения повешения качества знаний"
Применение игровых технологии на уроках химии с целью повышения повешения качества знаний....