Методическая разработка урока по дисциплине химия по теме «Углеводороды и кислородосодержащие органические соединения»
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Данная разработка содержит урок-викторину по химии по темам: предельные и непредельные углеводороды, кислородосодержащие органические соединения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_khimii.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Тверской области
ГБОУ СПО «Калязинский колледж им. Н.М. Полежаева»
Методическая разработка
урока по дисциплине химия
по теме «Углеводороды и кислородосодержащие органические соединения»
Выполнил: преподаватель
химии Козловская Н.А.
2014г.
Содержание.
1. Введение.
2. Порядок игры
3. Содержание конкурсов.
4. Заключение.
Цель урока: развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии. Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся об органических соединениях, их номенклатурных названиях. Развитие умений работать в группе.
Создание условий для развития смекалки, эрудиции, умения быстро и четко высказывать свои мысли.
Оборудование и материалы: доска, карточки, таблица Д.И. Менделеева.
Введение.
Химия для многих учащихся является сложным предметом. Если учащиеся равнодушны к предмету, учеба становится неинтересной и скучной. Каждый преподаватель заинтересован в том, чтобы увлечь учеников своим предметом.
Надо признать, что уровень знаний по химии у обучающихся значительно снизился. Среди учащихся немало таких, которые не имеют четких представлений даже о самом предмете химии, об основных понятиях и законах, плохо усвоили химическую символику, не умеют решать стандартные задачи.
Облегчить изучение и закрепление учебного материала помогает организация на уроке игровых моментов. Основная задача всех учебных (дидактических игр) состоит в повышении интереса к уроку и придания ему эмоциональной окраски. Разумеется, темы и содержание игр, используемых в учебном процессе, должны соответствовать изучаемому материалу.
Дидактические игры способствуют реализации ведущих функций обучения: Образовательную, воспитательную и развивающую. И одновременно достигается решение сразу нескольких задач:
1. Осуществляется более свободный, психологически благоприятный контроль знаний.
2. Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
3. Подход к учащимся в обучении становится более деликатным дифференциальным.
Здесь представлена дидактическая игра – викторина.
Викторина — это особый вид игры, который заключается в процессе угадывания правильных ответов на устные или письменные вопросы. Разные виды викторин могут отличаться друг от друга правилами, тематикой, типами и сложностью базы вопросов. Понятие «викторина» появилось в 20-х годах двадцатого века. Авторство принадлежит довольно известному в то время советскому журналисту и публицисту Михаилу Кольцову. Слово было придумано для заголовка газетного раздела, который содержал в себе всякие вопросы на сообразительность, интересные шарады и ребусы. Причем подбирал материалы в этот раздел газеты один из ее сотрудников — Виктор. Вот от его то имени и появилось слово «викторина».
Уже потом нашлась вторая связь, со словом «победа». Потому что Виктор в переводе с латыни — это победитель. Этим словом в итоге начали обозначать все игры, которые предполагают какие-либо вопросы и ответы.
Данная игра проводится после изучения тем «Углеводороды и кислородосодержащие органические соединения» в курсе химии в группах 1Т1, 1Э1, 1Р1. Оценка за работу ставится в журнал.
Порядок викторины.
Группа делится на 3 команды, выбирают капитанов. В викторине предусмотрено 10 командных конкурсов. Все конкурсы рассчитаны на определенное время и оцениваются определенным количеством баллов (см. таблицу).
Номер или название конкурса | Время (мин) | Максимальное число баллов |
1. | 2 | 5 |
2. | 5 | 5 |
3. | - | 5 |
4. | - | Число баллов соответствует цене вопроса |
5. | 3 | 5 |
6. | 4 | 5 |
7. | 5 | 5 |
8. | 5 | 5 |
9. | 3 | 5 |
10. | 10 | 5 |
Примечание:
За досрочный ответ команде начисляется дополнительно 2 балла.
Если ни одна из команд не дала ответа на задание, добавляется еще одна минута, а если и после этого нет ответов, задание снимается с конкурса.
Содержание конкурсов.
КОНКУРС 1.
Начав движение с левой верхней клетки, передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось правило по мерам предосторожности при обращении с химическими реактивами. Запишите его под таблицей. Каждая клетка может быть использована только один раз.
Х | И | Р | Е | А | К | П | Р | О | Б | О | У | С |
И | М | Е | И | И | Т | Я | З | Ь | А | В | К | В |
Ч | Е | С | К | В | Ы | Н | Е | Л | Т | Ь | Н | А |
Ответ: Химические реактивы нельзя пробовать на вкус.
Побеждает команда, которая первая даст ответ.
КОНКУРС 2. Составьте пары (лото):
В карте даны названия формул органических веществ, в конверте прилагаются карточки с вариантами ответов. Необходимо подобрать каждому названию свою формулу.
Побеждает команда, которая первая выполнит задание.
Бутановая кислота | Пентил | Декан | Бутаналь | Нонил | Этил | Бутил |
Этил бензол | Метил | Гептин | Пропил бензол | Нонин | Пропанол | Октил бензол |
Пентан | Нонан | Гексанол | Октен | Деканол | Бутин | Метан |
Пропин | Гексаналь | Пентанол | Гептаналь | Пентен | Метановая кислота | Пропен |
Метаналь | Октановая кислота | Этан | Бутил бензол | Децен | Пентановая кислота | Этаналь |
КОНКУРС 3. Отгадать загадки.
11 | В чем горят дрова и газ, Фосфор, водород, алмаз? Дышит чем любой из нас каждый миг и каждый час? Без чего мертва природа? Правильно, без ….. (кислорода). | 88 | Какой химический элемент состоит из двух животных? (мышьяк: мышь и як) |
22 | Скажите, что это такое: Один нырнул, а всплыло двое. (реакция разложения). | 9 9 | Какой металл обладает бактерицидными свойствами? (серебро) |
33 | Удивить готов он нас- Он и уголь, и алмаз, Потому что – он графит. Грамотный народ поймёт То, что это … (углерод). | 10 | Каким химическим элементом богата морская капуста – ламинария? (йод) |
44 | В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы? (бром, хром). | 11 | Какой неметалл является лесом? (бор) |
55 | Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания или кипячения воды? (титан). | 12 | Адрес точный, если спросят: 32,16,8. (кислород) |
66 | Какой газ утверждает, что он – это не он? (неон). | 13 | Отбросьте 2 первые буквы в названии химического элемента первой группы и получится название дугообразно загнутой кости, входящей в состав грудной клетки. (серебро - ребро) |
77 | Пусть математик удивится: Один прибавив к одному, У химика равно один (реакция соединения). | 14 | Природный соли маленький кусок отвечать урок помог. (мел) |
За каждый правильный ответ начисляется 5 баллов.
КОНКУРС 4.
В этом конкурсе выделяются 3 отдела: название реакций, углеводороды, кислородосодержащие органические соединения. Команды отвечают на вопросы соответствующих позиций в задании по выбору. Преподаватель после выбора капитаном команды вопроса, зачитывает его содержание. Если команда отвечает правильно, вопрос в таблице зачеркивается; если неправильно – вопрос передается другой команде.
Оформление доски
название реакций | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
углеводороды | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
кислородосодержащие органические соединения | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Содержание вопросов и ответов.
Название реакций
10–Реакция, когда два (или более) вещества соединяются в одно, более сложное вещество (реакция соединения).
20–Реакция, когда реагенты обмениваются между собой атомами или целыми составными частями своих молекул (реакция обмена).
30–Реакция, когда одно сложное исходное вещество разлагается на два (или более) несколько более простых (реакция разложения).
40–Реакции обмена, в которых участвует какое-либо простое вещество, замещающее один из элементов в сложном веществе (реакция замещения).
50–Сущность этой реакции состоит в соединении молекул его в длинные цепочки за счет разрыва двойной связи. Процесс протекает при нагревании и под большим давлением (реакция полимеризации).
Углеводороды
10–Углеводороды с открытыми углеродными цепями, в молекулах которых все атомы связаны одинарными связями (предельные углеводороды, алканы).
20–Углеводороды, содержащие в углеродной цепи одну или несколько кратных углерод – углеродных связей (алкены, алкины - непредельные углеводороды).
30–Углеводороды с открытыми углеродными цепями, в молекулах которых содержатся две двойные связи (диеновые углеводороды).
40–Углеводороды, в молекулах, которых содержится бензольное кольцо (ароматические углеводороды, фенилы).
50–Как называется касс органических соединений состоящие только из атомов углерода и водорода (Углеводороды).
Кислородосодержащие органические соединения
10–Органические вещества, молекулы которых содержат оду или несколько гидроксильных групп – ОН, соединенных с углеводородным радикалом (спирты).
20–Производные ароматических углеводородов, в которых атом водорода бензольного кольца замещён на гидроксильную группу – ОН (фенолы).
30–Органические вещества, общая формула которых выглядит следующим образом (альдегиды).
40–Органические вещества, молекулы которых содержат карбоксильную группу, связанную с углеводородным радикалом (карбоновые кислоты).
50–Как называются сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот (жиры).
КОНКУРС 5. Разгадайте кроссворд, заполняя его русскими названиями элементов. Ключевым словом (отмечено символом ♦) является фамилия великого русского ученого, одного из создателей атомно-молекулярного учения. Запишите его фамилию внизу под сеткой кроссворда
|
Ответ: Ломоносов. Побеждает команда первая, отгадавшая слово.
КОНКУРС 6. Задача:
Сколько необходимо воды и бутилового спирта для приготовления 58грамм 35% раствора спирта?
Дано: mр-ра=58гр ω=35% | Решение: 100 - 35% 58 - х х = mспирта = (58*35)/100=2030/100=20,3 гр mводы = mр-ра - mспирта = 58 – 20,3 =37,7 гр Ответ: mводы=37,7 гр, mспирта=20,3 гр |
Найти: mводы-? mспирта-? |
Побеждает команда, которая первая решит задачу и даст правильный ответ.
КОНКУРС 7. Дано слово «Поликонденсация» - из букв этого слова необходимо составить как можно больше других слов. Возможные варианты:
кол | сад | лик | пол | конденсация | кон |
доска | садик | ясли | цена | посол | поклон |
десна | цапля | подол | сок | коса | донос |
нос | сон | седина |
Побеждает команда, которая больше всех составит слов.
КОНКУРС 8. Задача:
При взаимодействии этена с водой, образуется 38,9грамм этилового спирта. Сколько необходимо взять литров воды?
Дано: m(С2Н5-ОН)=38,9гр | Решение: Х 0,8 моль С2Н4 + Н2О → С2Н5-ОН 1 моль 1 моль n=m/M n=v/vm vm=22,4 л М(С2Н5-ОН)=12*2+1*6+16=46г/моль n=m(С2Н5-ОН) / М(С2Н5-ОН)=38,9/46=0,8моль х/1=0,8/1 х=n(Н2О)=(1*0,8) / 1=0,8моль v(Н2О)= n(Н2О) * vm = 0.8*22.4 = 17,92л Ответ: v(Н2О)=17,92л |
Найти: v(Н2О) - ? |
Побеждает команда, которая первая решит задачу и даст правильный ответ.
КОНКУРС 9. Найди пару:
Побеждает команда, которая первая правильно справится с заданием.
КОНКУРС 10. Осуществить цепочку превращений:
2 метан → 1↓ | 3 хлорметан → | 6 метанол ← 4↓ 5↓ +Na | метаналь 7↓ |
Н2О | СО2 | метановая кислота 8↓ +NaОН |
Побеждает команда, которая первая правильно справится с заданием.
Заключение.
Использование дидактических игр на уроках контроля знаний и умений вызывает интерес и положительные эмоции, способствует предупреждению перегрузки, снимает чувство беспокойства.
Представленные конкурсы можно использовать как командные, способствующие развитию организационных и коммуникативных умений обучающихся, так и индивидуальные, служащие для проверки, коррекции знаний конкретного студента.
Игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, быть дисциплинированными, предъявлять к себе и другим высокие требования. В любой игре студентов сплачивает чувство локтя, командность, взаимопомощь и дружба и при этом проявляется высокая общественная активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовое задание по химии по теме:"Строение и классификация органических соединений .Химические реакции в органической химии."
Тесты применяются для проверки знаний по теме Строение и классификация органических соединений .Химические реакции в органической химии....
Тест по химии "Кислородосодержащие органические соединения"(10 класс)
Данный тест предназначен для контроля знаний обучающихся по теме: "Кислородосодержащие органические соединения"...
Контрольная работа по химии 10 класс профиль "Кислородосодержащие органические соединения"
Контрольная работа представлена в двух вариантах, содержит задания уровня ЕГЭ и имеет схожую структуру....
Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Применение игровых технологий на уроках химии» Разработка дидактической игры по химии по теме: «Строение и классификация органических соединений».
Приведена разработка дидактической игры по химии по теме: "Строение с классификация органических соединений"....
Обобщающий урок по органической химии 10 кл " Кислородосодержащие органические соединения"
Запах цветов,вкус пряностей,запах духов,новогодние зеркальные игрушки, феромоны и многое другое о чем можно узнать на уроке связаны с кислородосодержащими веществами.Исследование качественного состава...
Презентация к открытому уроку по химии 10 кл. "Кислородосодержащие органические соединения"
Практическое применение в жизни человека одного из классов кислородосодержащих соединений-альдегидов...
Презентация к уроку химии по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов», 9 класс
Презентация может быть использована на уроке химии при изучении темы «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов&raq...