Урок на тему "Обобщение и систематизация знаний по теме "Атомы химических элементов", 8 класс
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме
Цель урока:
создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Атомы химических элементов», используя активные методы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_znaniy.rar | 271.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов»
Цель урока:
создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Атомы химических элементов», используя активные методы обучения.
Задачи:
Образовательные: Повторить, обобщить и систематизировать полученные сведения о ПСХЭ Д.И.Менделеева, строении атома.
Развивающие: Развивать умения и навыки учащихся применять полученные знания на практике; интерес к химии через решение нестандартных заданий; умение анализировать и оценивать свою работу и ответы одноклассников. Воспитательные: Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах. Планируемые результаты:
Личностные: реализация готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
Метапредметные: формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; формирование умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применения их на практике, оценивать достигнутые результаты; формирование умения работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнера.
Предметные: ЗНАТЬ: строение атома, физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы главной подгруппы; периодичность изменения свойств элементов на основании строения внешних энергетических уровней.
УМЕТЬ: характеризовать химический элемент по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строению атома, определять его металличность или неметалличность; составлять схемы строения электронных оболочек атомов химических элементов (№1-20)
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Оборудование: компьютер, раздаточный материал, ПСХЭ Д.И.Менделеева, презентация. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.
Ход урока.
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Мотивация к учебной деятельности (1мин.) | Познавательные УУД. Умение строить логическую цепь размыш- лений. Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации; Личностные: формирование учебной мотивации | организует беседу, выявляющую представление об уроке. | Взаимодействуют с учителем во время беседы. Проявляют умение слушать в соответствии с целевой установкой |
2.Этап постановки цели и задач урока. (1,5 мин) | Регулятивные УУД: умение поставить учебную задачу удерживать цель деятельности до получения ее результата; | предлагает сформулировать цель урока | формулируют цель урока |
2.Этап погружение в дея тельность (2,5 мин) | Регулятивные УУД планировать решение учебной задачи: выстраивать после- довательность необхо- димых операций (алгоритм действий); | 1.Предлагает спланировать деятельность, создать алгоритм деятельности. 2.Знакомит учащихся с разнообразием методов работы. 3.Обсуждает с детьми контроль и оценку процесса и результата деятельности. | 1.Осуществляют планирование своей работы. 2.Выбирают методы работы. 3.Разрабатывают вместе с учителем критерии контроля и оценки процесса и результатов деятельности. 4.В итоге создают алгоритм своей деятельности. |
3.Этап осуществле ния деятельности (30 Мин) ГИМНАСТИКА для ГЛАЗ (1мин) | Познавательные УУД. устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами; воспроизводить по памяти инфор- мацию, необходи- мую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информа- ции; презентовать подготовленную информацию Коммуникативные УУД. участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями комму- никации Регулятивные УУД: корректировать дея- тельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последо- вательность необходимых операций. | 1.По необхо- димости кон- сультирует учащихся; дает новые знания; 2.Создает условия для обобщения и представления результатов. 3.Учитель организует коммуникатив- ную деятель- ность учеников по исследо- ванию возник- шей проблем- ной ситуации. Приложение ) | 1.Учащиеся работают активно и самостоятельно в соответствии со своими обязанностями. 2.В ходе деятель ности развивают мыслительные процессы. 3.Представляют презентацию результатов. |
4.Этап рефлексии. (3мин) | Личностные УУД: формирование умений оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, само- стоятельность, инициативу, ответствен- ность, причины неудач; | Организует рефлексию деятельности, помогает осуществлять анализ деятельности, выявлять допу- щенные ошибки и пути их устране- ния, создает условия для осознания своей роли в достижении успеха. Приложение 2. | Приобретают навык рефлексии результатов деятельности. |
5. Предъявление домашнего задания (1мин) | Объявляет домашнее задание | Записывают домашнее задание |
Приложение 1. Программа деятельности на уроке.
(печатный вариант на каждой парте; индивидуальная работа - упражнения под А (1вариант), Б(2 вариант); упражнения - заполнение таблицы – работа в парах; упражнения – вставь пропущенные слова – фронтальная работа) Уровень 4 и 5 по выбору.(упр.5.1 и 5.2 двое учащихся у доски) Уровень 8 – домашнее задание.
Проверка: самопроверка по слайдам, комментарии учащихся, выявление затруднений и их устранение.
Оценка: за работу у доски, за презентацию результатов выполнения упражнений на месте.
Уровень 1. Состав атома. (СЛАЙД №2)
Упражнение 1.1.Запиши обозначения элементарных частиц, имеющих:
А) одинаковую массу________
Б) одинаковый по значению, но противоположный по знаку заряд _______.
Уровень 2. Массовое число. Физический смысл порядкового номера элемента в периодической таблице.
Упражнение 2.1. Проанализируй содержание таблицы и определи, что такое массовое число атома А. (СЛАЙД №3)
Химический элемент | Число протонов в ядре Z | Число нейтронов в ядре N | Массовое число А | Порядковый номер элемента |
Н | 1 | 0 | 1 | |
Ве | 4 | 5 | 9 | |
О | 8 | 8 | 16 |
А= |
Упражнение 2.2. Заполни последний столбец таблицы (упр.2.1). Какая характеристика атома определяет порядковый номер элемента в периодической таблице химических элементов Д.И.Менделеева? (СЛАЙД № 4)
Порядковый номер элемента | = | Заряд атома | = | Число В ядре атома | = | Число__________ В электронной оболочке нейтрального атома |
Упражнение 2.3. Пользуясь периодической таблицей, запиши символ химического элемента, в атоме которого содержится: А) 33 протона_______ 2 электрона______ Б) 10 протонов ________ 18 электронов________
Упражнение 2.4. Заполни таблицу. (СЛАЙД № 5,6)
№ | Элемент
| Порядковый номер | Заряд ядра | Число протонов | Число нейтронов | Число электронов | Массовое число | Заряд атома |
1 | +7 | 7 | ||||||
2 | 29 | 63 | ||||||
3 | 15 | 16 |
Уровень 3. Строение электронной оболочки атома.
Упражнение 3.1. Закончи предложения:
В периодической таблице последовательность элементов
Горизонтальная называется_____________________________
Вертикальная называется _______________________________
В периодической таблице по заданным координатам номеру периода и номеру группы найди элементы и запиши их названия и символы:
А) 4,VI B_____________________ Б) 5, VA_____________________
Упражнение 3.2. Определи зависимость между числом уровней в электронной оболочке и расположением элемента в периодической таблице:
элемент | Номер периода | Число уровней |
1H | ||
7N | ||
13Al |
Число уровней в электронной оболочке атома = |
СЛАЙД №7
Упражнение 3.3. СЛАЙД №8
Приведи примеры химических элементов, атомы которых имеют в составе электронной оболочки: А) минимальное число уровней________________________
Б) 3 уровня _______________.
Упражнение 3.4. Укажи число уровней в электронной оболочке атомов:
А) 19К___ 8O___ Б) 15P____ 6C____ .
Упражнение 3.5. Сколько известно химических элементов, в составе электронной оболочки которых
А) 1 уровень_______ Б) 2 уровня_________ ?
Упражнение 3.6. Приведи примеры химических элементов, атомы которых имеют на внешнем уровне: А) 5 электронов__ Б) максимальное число электронов___________
Упражнение 3.7. Укажи число электронов на внешнем уровне атомов: А) 4Ве_______ 35Вr______ Б) 34Se _______ 13Al_______ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ Уровень 4. Схема электронного строения атома.
Действия | Ориентировочные задания | пример |
С помощью периодической таблицы установи и запиши 1)Заряд ядра элемента и общее число электронов в атоме | Заряд ядра = порядковый номер элемента Общее число электронов = порядковый номер элемента | 7N ( 7е) |
2) Число уровней в электронной оболочке | Число уровней = номер периода | ) ) |
3) Число электронов на внешнем уровне | Число электронов на внешнем уровне для элементов главных подгрупп = номер группы | ) ) 5 |
4) Максимальное число электронов на каждом уровне | 4) Максимальное число электронов на уровне = 2n2,, где n – номер уровня |
) ) 2 5 |
Упражнение 4.1. Составь схему электронного строения атомов: А) 11Nа Б) 17CL Упражнение 4.2. СЛАЙД №9
С помощью периодической таблицы определи химические элементы, если известны фрагменты их схем электронного строения: А) +Х ) ) ) ___________________ Б) +Х ) ) ______
2 8 7 ? 2
Уровень 5*. Электронная формула атома. Упражнение 5.1 Составь электронные формулы для атомов: А) 7N Б) 14Si Упражнение 5.2. Атомам каких элементов соответствуют электронные формулы: А) 1s22s22p63s23p1 Б) …3s23p4
Уровень 6.Ионы. (СЛАЙД №10-12) Упражнение 6.1. Вставь пропущенные слова « Ионы – электрически заряженные частицы, которые образуются в результате _____________________ или________________________ электронов. Атомы, отдавая электроны, превращаются в _________________________ заряженные ионы. Атомы, принимая электроны, превращаются в _________________________ заряженные ионы.
Упражнение 6.2. Заполни таблицу:
Частица | Число протонов | Число электронов |
3Li0 | ||
3Li+ | ||
7N3- | ||
7N0 |
Уровень 7. Периодическое изменение свойств химических элементов. (СЛАЙД № 13-17)
Упражнение 7.1. Запиши следующие элементы в порядке возрастания их металлических свойств: А) 12Mq 38Sr 56Ba 20Ca б) 13Al 11Na 12Mq 14Si
Упражнение 7.2. Запиши следующие элементы в порядке возрастания их неметаллических свойств: А) 6C 8O 7N 3B Б) 17Cl 53I 35Br 9F
Уровень 8. Характеристика химического элемента. 1. Положение в ПСХЭ (порядковый номер, период (большой или малый), группа, подгруппа (главная или побочная) 2.Строение атома (заряд ядра, число протонов, электронов, нейтронов. схема электронного строения атома, электронная формула). 3.Металл или неметалл. 4.Сравнение металлических или неметаллических свойств с соседями по периоду и по подгруппе. Упражнение 9.1 .Составь характеристику химического элемента А) №20 Б) №16
Литература:
- Дерябина Н.Е. Строение атома. Системно-деятельностный подход к методике преподавания. – М., ИПО «У Никитских ворот»,2011
- Дерябина Н.Е.Периодическая система Д.И.Менделеева. Системно-деятельностный подход к методике преподавания. – М., ИПО «У Никитских ворот»,2010
Приложение 2.
Рефлексивная карта
Сегодня на уроке я______________________ _____________(Ф.И.)
- Анализировал материал (да, нет);
- Обобщал, делал выводы (да, нет);
- Сегодня понравилось работать__________________________________________________________
- Наибольшие затруднения вызвали задания__________________________________________________________
- Предполагаемые причины затруднений:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обобщение и систематизация знаний по подтеме "Химические реакции" ". Химия. 8 класс.
Урок обобщения и систематизации знаний по Тверской программе по химии. Проведён в рамках ИКТ с использованием ЦОР (Цифровых образовательных ресурсов)....
Урок физики в 10 классе «Электрический ток в различных средах» Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Электриче
Урок физики в 10 классе«Электрический ток в различных средах»...
Обобщение и систематизация знаний по теме "Химические реакции"
Презентация к уроку включает: актуализацию опорных знаний,ряд самостоятельных работ по повторению классификаций химических реакциий,гидролизу, реакциям ионого обмена,д\з (задача, цепочка превращений)....
Урок-игра в 5 классе « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок –закрепление, обобщение и систематизация знаний.)
Материал разработан на основе деятельностного подхода к обучению...
Урок обобщающего повторения и систематизации знаний по алгебре в 7 классе "Линейная функция и ее график"
Разработка применяется на этапе обобщения и повторения учебного материала по теме:" Линейная функция и ее график " в 7 классе со средним уровнем подготовки.В разработку входят конспект урока, пр...
Технологическая карта урока химии "Обобщение и систематизация знаний по теме: "Химическая связь" 8 класс
Технологическая карта урока химии "Обобщение и систематизация знаний по теме: "Химическая связь" 8 класс...
Методическая разработка. Урок: Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций и видах реагирующих частиц.
Представленный материал помогает систематизировать информацию о типах химических реакций и видах реагирующих частиц. Составленные задания позволят закрепить знания по классификации и номенклатуре...