КТП химия 8-9, 11 Г.Е.Рудзитис
рабочая программа по химии на тему
Рабочая программа составлена на основе примерной программы Г.Е.Рудзитиса, в соответствии с ФГОС II поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП Химия Г.Е.Рудзитис | 179.71 КБ |
Предварительный просмотр:
5. Календарно-тематическое планирование
(2 ч в неделю, всего 66 ч, из них 4 ч — резервное время)
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Д/З | |
план | факт | ||||
Раздел 1. Повторение основных вопросов курса 8 класса (4 ч) | |||||
Тема 1: Повторение основных вопросов курса 8 класса (4 ч) | |||||
1/1 | Первоначальные химические понятия. Основные законы химии. | 1 | записи | ||
2/2 | Основные классы неорганических соединений, их классификация и свойства. | 1 | записи | ||
3/3 | Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома. | 1 | записи | ||
4/4 | Типы химической связи неорганических веществ | записи | |||
Раздел 2. Многообразие химических реакций (14 ч) | |||||
Тема 2: Классификация химических реакций (6 ч) | |||||
5/1 | Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. | 1 | записи | ||
6/2 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | §1 | ||
7/3 | Тепловой эффект химических реакций. Экзо - и эндотермические реакции. Демонстрации. Примеры экзо - и эндотермических реакций. Расчётные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям реакций | 1 | §2 | ||
8/4 | Обратимые и необратимые реакции. | 1 | §5 | ||
9/5 | Скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе. Практическая работа № 1 Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость. Демонстрации. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой. Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах. Горение угля в концентрированной азотной кислоте. Горение серы в расплавленной селитре | 1 | §4 | ||
10/6 | Понятие о химическом равновесии. | 1 | §5 | ||
Тема 3: Химические реакции в водных растворах (8 ч) | |||||
12/1 | Сущность процесса электролитической диссоциации. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле. | 1 | § 6,8 | ||
13/2 | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. | 1 | § 7 | ||
14/3 | Практическая работа 1. Свойства кислот, оснований и солей как электролитов. | ||||
15/4 | Реакции ионного обмена и условия их протекания Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов | 1 | § 11 | ||
16/5 | Гидролиз солей. | 1 | § 9 | ||
17/ 6 | Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях. | 1 | § 10 | ||
18/7 | Обобщение по темам: Классификация химических реакций. Электролитическая диссоциация. | 1 | §6-11 | ||
19/8 | Контрольная работа № 1:Классификация химических реакций. Химические реакции в водных растворах | 1 | §6-11 | ||
Раздел 2. Многообразие веществ (35 ч) | |||||
Тема 4: Неметаллы (1 ч) | |||||
20/1 | Анализ контрольной работы № 1 Общая характеристика неметаллов по их положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения в периодах и группах физических и химических свойств простых веществ, высших оксидов и кислородсодержащих кислот, образованных неметаллами I—III периодов. | 1 | записи | ||
Тема 5: Галогены (4 ч) | |||||
21/1 | Положение галогенов в ПСХЭ и строение их атомов. Физические и химические свойства галогенов. Сравнительная характеристика галогенов. Применение галогенов. Демонстрации. Физические свойства галогенов Лабораторные опыты. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов и иода., вытеснение друг друга из растворов солей | 1 | § 12 | ||
22/2 | Хлор. Свойства и применение хлора | 1 | § 13 | ||
23/3 | Хлороводород. Получение. Физические свойства. | 1 | § 14 | ||
24/4 | Соляная кислота и её соли. Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты Практическая работа 2. Получение соляной кислоты и изучение её свойств | 1 | §15,16 | ||
Тема 6: Кислород и сера (6 ч) | |||||
25/1 | Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. | 1 | § 17 | ||
26/2 | Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение серы. Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Образцы природных сульфидов и сульфатов. | 1 | § 18,19 | ||
27/3 | Сероводород. Сульфиды. Сернистый газ. Сернистая кислота и её соли. | 1 | § 20 | ||
28/4 | Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе. | 1 | §21 | ||
29/5 | Практическая работа 3. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера». | 1 | § 22 | ||
30/6 | Решение задач. Расчётные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей | 1 | записи | ||
Тема 7: Азот и фосфор (6 ч) | |||||
31/1 | Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, его свойства и применение. | 1 | § 23 | ||
32/2 | Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение. Практическая работа 4. Получение аммиака и изучение его свойств. | 1 | § 24 | ||
33/3 | Соли аммония. Оксид азота(II) и оксид азота(IV). Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами | 1 | § 25, 26 | ||
34/4 | Азотная кислота и её соли. Свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты. Азотные удобрения Демонстрации. Образцы природных нитратов. | 1 | § 27, 28 | ||
35/5 | Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора. | 1 | §29 | ||
36/6 | Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения Демонстрации. Образцы природных фосфатов. | 1 | § 30 | ||
Тема 8: Углерод и кремний (6 ч) | |||||
37/1 | Углерод: положение в периодической системе химических элементов, строение атома. Аллотропные модификации углерода. Химические свойства углерода. Адсорбция. Демонстрации. Кристаллические решётки алмаза и графита | 1 | § 31, 32 | ||
38/2 | Угарный газ, свойства и физиологическое действие. Углекислый газ и его свойства. Практическая работа 5. Получение оксида углерода(1V) и изучение его свойств. | 1 | § 33, 34 | ||
39/3 | Угольная кислота и её соли. Демонстрации. Образцы природных карбонатов. Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Распознавание карбонатов. Качественные реакции на карбонат -ион. | 1 | § 35 | ||
40/4 | Кремний: положение в периодической системе химических элементов, строение атома, свойства и получение. Соединения кремния: Стекло. Цемент. Силикатная промышленность в Ульяновской области. Демонстрации. Образцы природных силикатов. Лабораторные опыты. Качественные реакции на силикат-ион | 1 | § 37,38 | ||
41/5 | Обобщение по теме «Неметаллы». | 1 | §12-38 | ||
42/6 | Контрольная работа № 2: Неметаллы | 1 | § 12-38 | ||
Тема 9: Металлы (12 ч) | |||||
43/1 | Анализ контрольной работы № 2 Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Применение металлов и их соединений. | 2 | § 39 | ||
44/2 | Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. Коррозия металлов. | 1 | § 40 | ||
45/3 | Химические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений) металлов. | 1 | § 41 | ||
46/4 | Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Демонстрации. Образцы важнейших соединений натрия и калия Взаимодействие щелочных металлов с водой. Лабораторные опыты.. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с растворами кислот и солей. | 1 | § 43 | ||
47/6 | Щелочноземельные металлы. (Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жёсткость воды и способы её устранения.) Демонстрации. Образцы важнейших природных соединений магния, кальция Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. | 1 | § 44, 45 | ||
48/7 | Алюминий. (Нахождение в природе. Свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.) Демонстрации. Образцы важнейших соединений алюминия. Взаимодействие алюминия с водой. Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. | 1 | § 46, 47 | ||
49/8 | Железо (Нахождение в природе. Свойства железа). Соединения Железа (оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа(III).) Демонстрации. Образцы природных железных руд. Сжигание железа в кислороде и хлоре. Лабораторные опыты. Получение гидроксидов железа(II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами | 1 | §48, 49 | ||
50/9 | Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». | 1 | § 50 | ||
51/10 | Решение задач. Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества вещества одного из продуктов реакцииесли одно из веществ вступающих в реакцию находится в избытке . | 1 | записи | ||
52/11 | Обобщение по теме «Металлы». | 1 | §39-50 | ||
53/12 | Контрольная работа №3: Металлы | 1 | § 39-50 | ||
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (9 ч) | |||||
Тема 10: Органические вещества (9 ч) | |||||
54/1 | Анализ контрольной работы № 3 Органическая химия | 1 | § 51 | ||
55-56/ 2-3 | Углеводороды Демонстрации. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения | 2 | § 52-53 | ||
57/4 | Производные углеводородов. Спирты. Альдегиды Демонстрации.Растворение этанола и глицерина в воде | 1 | § 55 | ||
58/5 | Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры Демонстрации. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров | 1 | § 56 | ||
59/6 | Углеводы Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу и крахмал | 1 | § 57 | ||
60/7 | Аминокислоты. Белки Демонстрации. Качественные реакции на белки | 1 | § 58 | ||
61/8 | Полимеры Демонстрации. Изучение образцов полимеров | 1 | § 54 | ||
62/9 | Обобщение по теме: Органические вещества (решение задач и упражнений) | 1 | §51-58 | ||
Раздел 3. Резерв (4 ч) | |||||
63-66/ 1-4 | Резерв | 4 | записи |
1.Пояснительная записка
1.1 Нормативно правовая база
Рабочая программа создана на основе…
- Федерального закона № 273-ФЗ 29.12.2012 года «Об образовании в РФ»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).
- Образовательной программы ООО МОУ Новоуренской СШ (Утверждена приказом директора школы №___ от________________)
- Учебного плана МОУ Новоуренской СШ
1.2 Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2017-2018 учебный год на изучение химии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год
1.3. УМК
При составлении рабочей программы использовался учебно- методический комплект:
- Рудзитис Г.Е. Химия: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.
- Химия: 9 кл.: электронное приложение к учебнику.
- Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 8-9 классы / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
- Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы/ Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
- Радецкий А.М. Химия: дидактический материал: 8-9 кл. / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение.
- Гара Н.Н. Химия. Уроки: 9 кл. / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение
1.3.1 для учителя:
- Рудзитис Г.Е. Химия: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.
- Химия: 9 кл.: электронное приложение к учебнику.
- Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 8-9 классы / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
- Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы/ Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
- Радецкий А.М. Химия: дидактический материал: 8-9 кл. / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение.
- Гара Н.Н. Химия. Уроки: 9 кл. / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
1.3.2. для обучающихся:
Учебники:
- Рудзитис Г.Е. Химия: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.
- Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 8-9 классы / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
Рабочие тетради:
- Габрусева Н.И. Химия: рабочая тетрадь: 9 кл. / Н.И. Габрусева. – М.: Просвещение.
1.3.3. электронные ресурсы
- http://ege.yandex.ru/chemistry/
- http://chem.reshuege.ru/
- http://himege.ru/
- http://pouchu.ru/
- http://enprophil.ucoz.ru/index/egeh_alkeny_alkadieny/0-358
- http://ximozal.ucoz.ru/_ld/12/1241___4_.pdf
- http://mirhim.ucoz.ru/index/khimija_8_3/0-41
2. Формируемые УУД
2.1. Предметные
Предметными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:
– осознание роли веществ:
- определять роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в их круговороте.
– рассмотрение химических процессов:
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
– использование химических знаний в быту:
– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
– объяснять мир с точки зрения химии:
– перечислять отличительные свойства химических веществ;
– различать основные химические процессы;
- определять основные классы неорганических веществ;
- понимать смысл химических терминов.
– овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
– умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
– различать опасные и безопасные вещества.
2.2. Метапредметные
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
2.2.1 Познавательные
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
- Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
- Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
- Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
- Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:
- осознание роли веществ (1-я линия развития);
- рассмотрение химических процессов (2-я линия развития);
- использование химических знаний в быту (3-я линия развития);
- объяснение мира с точки зрения химии (4-я линия развития);
- овладение основами методов естествознания (6-я линия развития).
2.2.2 Регулятивные
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
- Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
- Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
- Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
- В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
- Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
- Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2.2.3 Коммуникативные
- Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
- Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
2.2.4 Личностные
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
– с учётом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.
- Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
- Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
- Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
- Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
- Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих.
- Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
- Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
- Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
- Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
- Средством развития личностных результатов служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на 6-ю линию развития – умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе.
3. Содержание учебного предмета
(2 ч в неделю, всего 66 ч, из них 4 ч — резервное время)
Раздел 1. Повторение основных вопросов курса 8 класса (4 ч)
- Тема 1: Повторение основных вопросов курса 8 класса
Первоначальные химические понятия. Основные законы химии. Основные классы неорганических соединений, их классификация и свойства. Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома. Типы химической связи неорганических веществ
Раздел 2. Многообразие химических реакций (14 ч)
- Тема 2: Классификация химических реакций (6 ч)
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
Окислительно-восстановительные реакции.Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции.Обратимые и необратимые реакции.Скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе.Понятие о химическом равновесии.Решение задач.
Демонстрации. Примеры экзо- и эндотермических реакций. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой. Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах. Горение угля в концентрированной азотной кислоте. Горение серы в расплавленной селитре.
Лабораторные опыты. Примеры экзо- и эндотермических реакций. Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.
Расчётные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям реакций
- Тема 3: Химические реакции в водных растворах (8 ч)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах.Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Уравнения электролитической диссоциации.Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания. Реакции ионного обмена и условия их протекания
Гидролиз солей. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.
Практическая работа 1. Свойства кислот, оснований и солей как электролитов.
Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов
Контрольная работа № 1: «Классификация химических реакций. Химические реакции в водных растворах»
Раздел 3. Многообразие веществ (35 ч)
- Тема 4: Неметаллы (1 ч)
Общая характеристика неметаллов по их положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения в периодах и группах физических и химических свойств простых веществ, высших оксидов и кислородсодержащих кислот, образованных неметаллами I—III периодов.Водородные соединения неметаллов. Изменение кислотно-основных свойств водородных соединений неметаллов в периодах и группах
- Тема 5: Галогены (4 ч)
Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Физические и химические свойства галогенов. Сравнительная характеристика галогенов. Применение галогенов. Хлороводород. Получение. Физические свойства. Соляная кислота и её соли.
Практическая работа 2. Получение хлороводорода и изучение его свойств.
Демонстрации. Физические свойства галогенов. Получение хлороводорода и растворение его в воде.
Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода
- Тема 6: Кислород и сера (6 ч)
Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов.Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение серы. Сероводород. Сульфиды.Сернистый газ. Сернистая кислота и её соли.Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли.Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Практическая работа 3. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».
Решение задач.
Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Образцы природных сульфидов и сульфатов.
Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.
Расчётные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей
- Тема 7: Азот и фосфор (6 ч)
Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, его свойства и применение.Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение.Соли аммония.Оксид азота(II) и оксид азота (IV) .Азотная кислота и её соли.Окислительные свойства азотной кислоты.Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли.
Практическая работа 4. Получение аммиака и изучение его свойств.
Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Образцы природных нитратов и фосфатов.
Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами
- Тема 8: Углерод и кремний (6 ч)
Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода.Химические свойства углерода. Адсорбция.
Угарный газ, свойства и физиологическое действие.Углекислый газ. Угольная кислота и её солиЖивой мир — мир углерода.Кремний и его соединения. Стекло. Цемент.Обобщение по теме «Неметаллы».
Практическая работа 5. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Демонстрации. Кристаллические решётки алмаза и графита. Образцы природных карбонатов и силикатов.
Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат - и силикат-ионы
Контрольная работа № 2: «Неметаллы»
- Тема 9: Металлы (12 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов.Нахождение металлов в природе и общие способы их получения.Химические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений) металлов.Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металлов.Щелочноземельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения.Жёсткость воды и способы её устранения.Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.Железо. Нахождение в природе. Свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа (III).Применение металлов и их соединений. Подготовка к контрольной работе.
Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Демонстрации. Образцы важнейших соединений натрия и калия, природных соединений магния, кальция и алюминия, железных руд. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с растворами кислот и солей.
Расчётные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей
Контрольная работа № 3: «Металлы»
Раздел 4 Краткий обзор важнейших органических веществ ( 9 ч).
- Тема 10: Органические вещества (9 ч)
Органическая химия. Углеводороды. Производные углеводородов. Спирты. Альдегиды
Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Аминокислоты. Белки.
Полимеры.
Демонстрации. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Растворение этанола и глицерина в воде. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров. Качественные реакции на глюкозу и крахмал. Качественные реакции на белки Изучение образцов полимеров
Раздел 5. Резерв (4 ч)
4. Учебно-тематический план предмета
№ пп | Тема | Количество часов по примерной программе | Количество часов по рабочей программе | В том числе практических работ | В том числе контрольных работ | |
Раздел 1. Повторение основных вопросов курса 8 класса 0/4 ч | ||||||
1 | Повторение основных вопросов курса 8 класса | 0 | 4 | - | - | |
Раздел 2. Многообразие химических реакций 15 ч/14 ч | ||||||
2 | Классификация химических реакций | 6 | 6 | - | - | |
3 | Химические реакции в водных растворах | 9 | 8 | 1 | 1 | |
Раздел 3. Многообразие веществ 43 ч / 35 ч | ||||||
4 | Неметаллы | 0 | 1 | - | - | |
5 | Галогены | 5 | 4 | 1 | - | |
6 | Кислород и сера | 8 | 6 | 1 | - | |
7 | Азот и фосфор | 9 | 6 | 1 | - | |
8 | Углерод и кремний | 8 | 6 | 1 | 1 | |
9 | Металлы | 13 | 12 | 1 | 1 | |
Раздел 4. Краткий обзор важнейших органических веществ 9 ч/ 9 ч | ||||||
10 | Органические вещества | 9 | 9 | - | - | |
Раздел 5. Резерв 3ч/4 ч | ||||||
11 | Резерв | 3 | 4 | - | - | |
Итого | 70 | 66 | 6 | 3 |
4.1 Обоснование изменений, внесенных в авторскую программу
С целью обобщения и систематизации знаний обучающихся и более успешной подготовки к ОГЭ в количестве 4 часов изучение предмета 9 класса по химии начинается с повторения основных вопросов предмета химии за 8 класс. Данное количество часов используется за счет сокращения часов раздела: «Многообразие химических веществ». Также сокращено общее количество часов, в связи с отсутствием 34 недель в текущем учебном году. Название тем, количество и название практической части материала (лабораторных практических работ демонстраций) соответствует программе предмета химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор Н.Н. Гара.
6.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических; • называть признаки и условия протекания химических реакций; • устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые); • называть факторы, влияющие на скорость химических реакций; • называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия; • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций; • прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции; • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов; • выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции; • приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества; • определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов; • проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов. • определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли; • составлять формулы веществ по их названиям; • определять валентность и степень окисления элементов в веществах; • составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей; • объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов; • называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных, амфотерных; • называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей; • приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей; • определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях; • составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций; • проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ; • проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций. | составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям; • приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ; • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции; • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия. • прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения; • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав; • выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль; • характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот; • приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали; • описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе; • организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новоуренская средняя школа
«Рассмотрено» на педагогическом совете Протокол № 1 от __.08.2017 | «Согласовано» зам.директора по УВР ________/Н.А.Каравашкина/ ___.08.2017 | «Утверждаю» директор школы ___________/Н.В.Кузина/ Приказ № ___ от___.___.2017 |
Рабочая программа
по предмету «ХИМИЯ»
9 класс
Составитель: учитель химии
Каравашкина Наталья Александровна
2017-2018 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по химии к учебнику Г. Е. Рудзитиса 8 класс
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана «Химия. 8 класс». Рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в...
контрольная работа по химии "Неметаллы" 9 кл. УМК Рудзитис Г.Е.
Контрольная работа "Химия Неметаллов". УМК Рудзитис Г.Е. Химия 9 класс...
контрольная работа по органической химии "Углеводороды" 9 кл. УМК Рудзитис Г.Е.
классификация органических соединений УМК Рудзитис Г.Е. Химия 9 класс...
Рабочая программа по химии 8 класс по уч. Рудзитиса Г. Е.
пояснительная записка , календарно- тематическое планирование...
Рабочая программа по химии 9 класс по уч. Рудзитиса Г.Е.
пояснит. записка, календарное планирование...
Рабочая программа по химии 10 класс по уч. Рудзитиса Г.Е.
пояснит. записка, календарное планирование...
Рабочая программа по химии 11 класс по уч. Рудзитиса Г.Е.
пояснит. записка,календарное планирование...