Тематическое планирование по химии к учебнику Г. Е. Рудзитиса 8 класс
методическая разработка (химия, 8 класс) на тему
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана «Химия. 8 класс». Рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в 8 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 102 ч в год (3 ч в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое планирование по химии к учебнику Г. Е.Рудзитиса 8 класс (3 часа) | 281 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана «Химия. 8 класс». Рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в 8 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 102 ч в год (3 ч в неделю). Рабочая программа по химии составлена на основе:
• фундаментального ядра содержания общего образования;
• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
• примерной программы основного общего образования по химии;
• программы развития универсальных учебных действий;
• программы духовно—нравственного развития и воспитания личности.
В этой рабочей программе также учитываются главные цели основного общего образования и авторские идеи обучения химии.
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт в реальной жизни‚ за рамками учебного процесса.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, а также способствовать развитию безопасного поведения в окружающей среде и бережного отношения к ней.
Изучение химии в основной школе направлено:
• на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, о химической символике;
• на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Рабочая программа по химии включает семь разделов.
1. Пояснительная записка. В пояснительной записке уточняются общие цели образования с учётом специфики химии как учебного предмета.
2. Общая характеристика учебного предмета, включающая ценностные ориентиры химического образования.
3. Результаты освоения курса химии — личностные, метапредметные и предметные.
4. Место курса химии в базисном учебном плане.
5. Содержание курса химии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования.
6. Примерное тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по химии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса химии в основной школе.
7. Рекомендации по организации и оснащению учебного процесса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире. Наиболее сложные элементы фундаментального ядра содержания общего образования по химии, такие, как основы органической и промышленной химии, перенесены в программу средней (полной) общеобразовательной школы.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляют атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях протекания химических реакций.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения химии, проявляются в признании:
• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• ценности химических методов исследования живой и неживой природы.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
• понимание необходимости здорового образа жизни;
• потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию химической терминологии и символики;
• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• развитию умения открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ХИМИИ
Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного
развития:
1) формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской‚ творческой и других видах деятельности;
5) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
б) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
7) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
8) развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств достижения этих целей, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3) понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
4) формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
5) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
6) умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
7) умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
8) умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
9) формирование умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определённой сложности;
10) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения
конфликтов.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности человека, в условиях возрастающей «химизации» многих сфер жизни современного общества; осознание химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
2) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
3) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии на уровне, доступном подросткам;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами,
происходящими в микромире атомов и молекул, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также обусловленность применения веществ особенностями их свойств;
5) приобретение опыта применения химических методов изучения веществ и их превращений: наблюдение за свойствами веществ, условиями протекания химических реакций; проведение опытов и несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
б) умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
7) овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.);
8) создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как
профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
МЕСТО КУРСА ХИМИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Особенность курса химии состоит в том, что для его освоения школьники должны обладать не только определённым запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Это является главной причиной того, что в учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественно-научных дисциплин.
Учебный план на изучение химии в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение двух лет — в 8 и 9 классах: всего 140 учебных занятий. Распределение времени по темам программы дано ориентировочно. Учитель может изменять его в пределах годовой
суммы часов.
8 класс
(102ч., 3ч. в неделю)
Тема: Предмет химии (6ч.)
Тема: Первоначальные химические понятия.(23ч.)
Тема: Кислород. Оксиды. Горение. (9ч.)
Тема: Водород. Кислоты. Соли. (8ч.)
Тема: Вода. Растворы. Основания. (7ч.)
Тема: Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений. (17ч.)
Тема: Периодический закон и периодическая система. (10ч.)
Тема: Химическая связь. (10ч.)
Тема: Количественные отношения в химии (3ч.)
Тема: Галогены. (8ч.)
№ урока | № Урока в теме | Дата | Тема урока. | Практическая часть. | Планируемые результаты | Дом. Задание. |
8 класс НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Предмет химии (6 ч) |
Предмет изучения химии. Вещества. | Различные виды химической посуды, предметы, сделанные из различных веществ Л.р.№1 «Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами». | Различать предметы изучения естественных наук. Учащиеся должны знать: определение предмета химии, определение вещества, свойств веществ Учащиеся должны уметь: описывать вещества по их физическим свойствам | §1 Стр.5-6. |
Пр. р.№1 «Приемы обращения с химическим оборудованием». | «Отработка правил техники безопасности» Лабораторный штатив, электронагреватель, спиртовка, пробирка, фарфоровая чашка, спички. | Учащиеся должны знать: правила работы в химическом кабинете Учащиеся должны уметь: обращаться с лабораторным штативом, спиртовкой, различной химической посудой | Стр.43-44,51 |
Чистые вещества и смеси. | Набор химических реактивов, набор лабораторной посуды Л.р.№2 «Разделение смеси с помощью магнита». | Учащиеся должны знать: отличие чистого вещества от смеси, способы разделения смесей Учащиеся должны уметь: различать однородные и неоднородные смеси | §2 Стр.6-10. |
Пр. р.№2 «Очистка загрязненной поваренной соли». | Лабораторный штатив, спиртовка, стакан, фарфоровая чашка, спички, речной песок, поваренная соль, фильтровальная бумага. | Учащиеся должны знать: правила обращения с лабораторным оборудованием, способы разделения однородной и неоднородной смесей Учащиеся должны уметь: проводить разделение смесей фильтрованием и выпариванием | Стр.52 |
Физические и химические явления. | Л.р.№3 «Примеры физических и химических явлений». Демонстрации: Нагревание сахара, нагревание парафина, горение парафина. Взаимодействие растворов: карбоната натрия и соляной кислоты, сульфата меди(II) и гидроксида натрия. Взаимодействие свежеосажденного гидроксида меди(II) с раствором глюкозы при обыных условиях и при нагревании. | Учащиеся должны знать: определение физических и химических явлений, Учащиеся должны уметь: отличать физические и химические явления, | §3 Стр.10-12 |
Химические реакции. | Л.р.№ 4 « Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций» | Учащиеся должны знать: признаки химических реакций и условия их возникновения и течения Учащиеся должны уметь: определять признаки химических реакций, условия их возникновения | §3 Стр.10-12 |
Тема 1. Первоначальные химические понятия (23ч) | §3 Стр.10-12 |
Молекулы и атомы. | Учащиеся должны уметь: Различать понятия «атом», «молекула», «химический элемент», «ион», «элементарные частицы». | §4 Стр.12-14 |
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | Учащиеся должны уметь: различать понятия «вещества молекулярного строения» и «вещества немолекулярного строения». Определять понятие кристаллическая решётка | §4 Стр.12-14 |
Простые и сложные вещества. | Л.р.№4 «Ознакомление с образцами простых (металлы и неметаллы) и сложных веществ, минералов и горных пород». | Учащиеся должны знать: определение атома, простого и сложного вещества, отличие смеси и сложного вещества Учащиеся должны уметь: различать простые и сложные вещества, смеси и сложные вещества, | §5 Стр.15-17 |
Химический элемент. | Учащиеся должны знать: определение химического элемента. Учащиеся должны уметь: отличать понятия химический элемент и простое вещество | §6 Стр.17-18 |
Относительная атомная масса. | Учащиеся должны знать: Определение относительной атомной массы. | §7 Стр.18-20 |
Знаки химических элементов. | Учащиеся должны знать: 30 знаков химических элементов | §8 Стр.20-22 |
Закон постоянства состава вещества. | Учащиеся должны знать: определение закона постоянства состава, определение химической формулы, относительной молекулярной массы, массовой доли химического элемента Учащиеся должны уметь: давать по плану описание веществ, выполнять расчеты по формулам | §9 Стр.22-23 |
Химические формулы. Относительная молекулярная масса. | Учащиеся должны уметь: Рассчитывать относительную молекулярную массу вещества по его формуле. | §10 Стр.24-27 |
Вычисление массовых отношений химических элементов в сложном веществе. | Учащиеся должны уметь: Рассчитывать массовые отношения химических элементов в сложном веществе. | §10 |
Вычисление массовых долей химических элементов в сложном веществе. | Учащиеся должны уметь: Рассчитывать массовые доли химических элементов в сложном веществе. | §10 |
Вывод химических формул по известным массовым долям элементов в сложном веществе. | Учащиеся должны уметь: Рассчитывать молярную массу вещества; устанавливать простейшие формулы веществ по массовым долям элементов. | §10 |
Валентность. Составление химических формул по валентности. | Учащиеся должны знать: определение валентности, определять валентность по формуле, состоящей из 2-х элементов, составлять формулы по валентности | §11 Стр.28-29 |
Определение химической формулы по валентности. | Учащиеся должны уметь: Определять валентность атомов в бинарных соединениях. Определять состав простейших соединений по их формулам. | §12 Стр.29-31 |
Атомно-молекулярное учение. | Учащиеся должны знать: основные положения атомно-молекулярного учения, роль М.В.Ломоносова и Д.Дальтона в создании этого учения Учащиеся должны уметь: объяснять физические и химические явления с точки зрения этого учения | §13 Стр.31-33 |
Закон сохранения массы вещества. | Учащиеся должны знать: определение закона сохранения массы веществ, его значение. Учащиеся должны уметь: применять закон сохранения массы веществ при написании уравнений | §14 Стр.33-34 |
Химические уравнения. |
Химические уравнения. | Учащиеся должны знать: определение химических уравнений Учащиеся должны уметь: составлять химические уравнения, уравнивать их | §15 Стр.35-36 |
Типы химических реакций. | Л.р.№5,6 «Разложение основного карбоната меди», «Реакция замещения меди железом». | Учащиеся должны знать: определение реакций разложения, соединения, замещения Учащиеся должны уметь: определять типы химических реакций по химическим уравнениям | §16 Стр.36-37 |
Количество вещества. Моль. Молярная масса. | Учащиеся должны знать: определение количества вещества, моля, молярной массы, расчетные формулы | §17 Стр.37-38 |
Вычисление массы и количества вещества по известному количеству вещества или массе. | Учащиеся должны уметь: определять по формуле число молей, вычислять по формуле массу данного вещества, если известно количество и наоборот; определять по формуле число молей, вычислять по формуле массу данного вещества, если известно количество и наоборот | §17 Стр.38-43 |
Вычисления по химическим уравнениям. | Учащиеся должны уметь: вычислять по химическим уравнениям массу или количество вещества по известной массе или количеству одного из вступающих в реакцию или получающихся веществ. | §17 Стр 44-45 |
Обобщение темы «Первоначальные химические понятия». | Учащиеся должны знать: знаки основных химических элементов, расчетные формулы, законы Учащиеся должны уметь: применять полученные знания при решении расчетных задач | §4-17 |
Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия». | Контрольная работа №1 |
Кислород (9 ч) |
Общая характеристика кислорода и нахождение в природе. | Учащиеся должны знать: физические свойства кислорода Учащиеся должны уметь: различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» на примере кислорода | §18 Стр.53 |
Получение кислорода. | Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. | Учащиеся должны знать: способы получения его в лаборатории и промышленности Учащиеся должны уметь: Распознавать опытным путем кислород | §19 Стр.53-55 |
Физические и химические свойства кислорода. | Демонстрации. Физические свойства кислорода. | Учащиеся должны знать: химические свойства кислорода, области применения кислорода, определение оксидов Учащиеся должны уметь: Характеризовать свойства кислорода, составлять уравнения реакций подтверждающие эти свойства, составлять формулы оксидов по известной валентности элементов, называть их, составлять уравнения реакций получения оксидов | §20 Стр.55-57 |
Оксиды. | Л.р.№7 «Ознакомление с образцами оксидов» | Учащиеся должны знать: определение оксидов Учащиеся должны уметь: составлять формулы оксидов по известной валентности элементов, называть их, составлять уравнения реакций получения оксидов | §20 Стр.56-57 |
Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. | Учащиеся должны знать: Применение кислорода Учащиеся должны уметь: пояснять как происходит круговорот кислорода в природе | §21 Стр.57-59 |
Озон. Свойства и применение. | Учащиеся должны знать: Свойства и применение озона Учащиеся должны уметь: составлять уравнения реакций с участием озона | §21 |
Пр. р.№3«Получение кислорода и изучение его свойств» | Учащиеся должны знать: способы получения кислорода в лаборатории Учащиеся должны уметь: собирать прибор для получения кислорода, соблюдать правила по технике безопасности | Стр. 70 |
Воздух и его состав. | Демонстрации. Условия возникновения и прекращения горения. Определение состава воздуха. | Учащиеся должны знать: состав воздуха, Учащиеся должны уметь: выявлять экологические проблемы, связанные с загрязнением атмосферного воздуха | §22 Стр.60-64 |
Тепловой эффект химической реакции. | Учащиеся должны знать: условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров, понятие теплового эффекта, определение экзо – и эндотермических реакций Учащиеся должны уметь: различать экзо – и эндотермические реакции, записывать тепловой эффект для данной реакции, делать расчеты по уравнениям | §23 Стр.64-66 |
Топливо и способы его сжигания. | Учащиеся должны знать: виды топлива, условия возникновения и прекращения горения Учащиеся должны уметь: выявлять экологические проблемы, связанные с загрязнением атмосферного воздуха | §24 Стр.64-68 |
Водород (8ч) |
Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. | Учащиеся должны знать: состав молекулы водорода, определение восстановителя Учащиеся должны уметь: давать характеристику водороду, описывать физические свойства | §25 Стр.71 |
Получение водорода. | Демонстрации. «Получение водорода в аппарате Киппа. Проверка водорода на чистоту». | §26 Стр.71-74 |
Свойства и применение водорода. | Демонстрации. «Горение водорода на воздухе и в кислороде. Собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды» Л.р. «Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)». | Учащиеся должны знать: химические свойства водорода, определение индикатора, области применения водорода Учащиеся должны уметь: описывать химические свойства водорода, записывать уравнения реакций | §27 Стр.74-76 |
Пр. р.№4 «Получение водорода и изучение его свойств». | Стр.77 |
Кислоты. | Учащиеся должны знать: Формулы некоторых наиболее важных кислот Учащиеся должны уметь: Выбрать формулы кислот из предложенных и назвать их | Записи в тетради |
Соли. | Учащиеся должны знать: Названия наиболее важных кислотных остатков Учащиеся должны уметь: Выбрать формулы солей из предложенных и назвать их | Записи в тетради |
Обобщение и повторение темы «Кислород. Водород» | Учащиеся должны знать: основные понятия по данным темам Учащиеся должны уметь: применять знания, умения и навыки, полученные при изучении данных тем | §18-27 |
8. | Контрольная работа по темам «Кислород. Водород» | Контрольная работа №2 |
Вода. Растворы (7 ч) |
Вода – растворитель. Растворы. | Демонстрации. «Анализ воды. Синтез воды». | Учащиеся должны знать: определение растворимости, концентрации веществ в воде, понятие «массовая доля растворенного вещества» Учащиеся должны уметь: объяснять процесс растворения с точки зрения атомно-молекулярного учения, решать задачи на определение массовой доли растворенного вещества | §28 Стр.78-79 |
Массовая доля вещества в растворе. | Учащиеся должны знать: понятие «массовая доля растворенного вещества» Учащиеся должны уметь: решать задачи на определение массовой доли растворенного вещества | §28 Стр.80-81 |
Приготовление раствора с определенной массовой долей. | Пр. р.№5 «Приготовление раствора с определенной массовой долей». | Учащиеся должны знать: способ приготовления растворов Учащиеся должны уметь: приготавливать раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества, решать задачи данного типа | Стр.88 |
Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. | Учащиеся должны уметь: Вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе, массу растворенного вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации. | Стр.80 |
Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации. | Учащиеся должны уметь: Готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества. | Стр.81 |
Вода. | Демонстрации. «Взаимодействие воды с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода (IV), оксидом фосфора (V) и испытание полученных растворов индикатором». | Учащиеся должны знать: Количественный и качественный состав воды, свойства воды Учащиеся должны уметь: составлять уравнения реакций, доказывать химические свойства воды | §29 Стр.82-87 |
Проверочная работа по теме «Вода» | §28-29 Стр.82-87 |
Основные классы неорганических соединений (13 ч) |
Важнейшие классы неорганических веществ. | Демонстрации. «Образцы оксидов, кислот, оснований и солей». | Стр.89 |
Классификация оксидов. Способы получения оксидов. | Учащиеся должны знать: классификацию оксидов, их свойства, способы получения, применение Учащиеся должны уметь: доказывать химические свойства оксидов, записывать уравнения реакций | §30 Стр.89-91 |
Свойства и применение оксидов. | Л.р. «Опыты, подтверждающие химические свойства оксидов». | §30 Стр.91-93 |
Состав оснований и их классификация. Получение оснований. | Учащиеся должны знать: классификацию оснований, способы получения Учащиеся должны уметь: записывать уравнения реакций | §31 Стр.93-95 |
Свойства и применение оснований. | Демонстрации. «Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора». Л.р. «Опыты, подтверждающие химические свойства оснований». | Учащиеся должны знать: свойства оснований, применение Учащиеся должны уметь: доказывать химические свойства оснований, записывать уравнения реакций | §31 Стр.95-99 |
Состав кислот. Классификация и структурные формулы кислот. | Учащиеся должны знать: Состав и классификацию кислот Учащиеся должны уметь: Находить формулы кислот из предложенных, классифицировать кислоты по всем изученным признакам | §32 Стр.100-101 |
Свойства и применение кислот. | Л.р. «Опыты, подтверждающие химические свойства кислот». | Учащиеся должны знать: Свойства кислот, применение Учащиеся должны уметь: доказывать химические свойства кислот, записывать уравнения реакций | §32 Стр.102-105 |
Состав солей и их названия. Классификация солей. | Учащиеся должны знать: классификацию солей Учащиеся должны уметь: Классифицировать соли | §33 Стр.105-107 |
Способы получения солей. | Учащиеся должны знать: способы получения солей Учащиеся должны уметь: записывать уравнения реакций | §33 Стр.107-108 |
Свойства и применение солей. | Л.р. «Опыты, подтверждающие химические свойства солей». | Учащиеся должны знать: Свойства солей Учащиеся должны уметь: записывать уравнения реакций | §33 Стр.108-110 |
Генетическая связь неорганических веществ. | Учащиеся должны знать: определение основных классов неорганических соединений, классификацию, генетическую связь между классами Учащиеся должны уметь: доказывать химические свойства основных классов неорганических веществ, составлять генетические цепочки из веществ разных классов | Стр.110 |
Решение экспериментальных задач. | Пр. р.№6 «Решение экспериментальных задач». | Учащиеся должны знать: важнейшие химические свойства неорганических веществ Учащиеся должны уметь: практически доказывать свойства основных классов неорганических веществ, соблюдать правила по технике безопасности | Стр.114 |
Контрольная работа по теме «Основные классы неорганических веществ» | Контрольная работа №3 |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (12ч) |
Классификация химических элементов. Амфотерные вещества. | Пр. р.№7 «Изучение кислотно-основных свойств гидроксидов, образованных химическими элементами III периода». Л.р.№17 «Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей». | Учащиеся должны знать: определение амфотерного оксида и гидроксида, первые попытки классификации химических элементов Учащиеся должны уметь: экспериментально доказывать амфотерность гидроксида | §34 Стр.115-119 |
Периодический закон Д.И. Менделеева. | Учащиеся должны знать: определение периодического закона, определение периода Учащиеся должны уметь: объяснять изменение свойств элементов и их соединений в периоде, знать причину этого | §35 Стр.119-122 |
Периодическая таблица химических элементов. | Учащиеся должны знать: определение периода, группы, физический смысл номера периода и группы Учащиеся должны уметь: описывать химические элементы исходя из положения в периоде, группе и строения атома, объяснять изменение свойств в периоде и группе | §36 Стр.122-125 |
Строение атома. | Учащиеся должны знать: строение атома, значение порядкового номера, определение изотопов Учащиеся должны уметь: описывать химический элемент с точки зрения строения атомов | §37 Стр.125-126 |
Ядерные реакции. | Учащиеся должны знать: Отличие ядерных реакций от химических | §37 Стр.126-127 |
Изотопы. | Учащиеся должны знать: Понятие «изотоп» | §37 Стр.127-129 |
Расположение электронов по энергетическим уровням. | Учащиеся должны знать: расположение электронов по слоям. Формы электронных орбиталей Учащиеся должны уметь: записывать строение атомов, электронные формулы и электронные ячейки элементов первых четырех периодов | §37 Стр.129-132 |
Состояние электронов в атомах. Периодические изменения свойств химических элементов в периодах и главных подгруппах. | Демонстрации. «Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие натрия и калия с водой». | Учащиеся должны знать: о периодическом изменении химических свойств в зависимости от числа электронов в наружном электронном слое Учащиеся должны уметь: записывать строение атомов, электронные формулы и электронные ячейки элементов первых четырех периодов | §37 Стр.132-135 |
Значение периодического закона. Современная его формулировка. | Учащиеся должны знать: роль периодического закона для развития науки, техники; Учащиеся должны уметь: доказывать основные положения диалектики на примере периодической системы и строения атома | §38 Стр.135-136 |
Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. Обобщение | Учащиеся должны знать: основные этапы жизни и деятельности Д.И.Менделеева | §39 Стр.137-138 |
Повторение и обобщение знаний по теме «периодический закон. Строение атома» | §34-39 Стр.115-138 |
Контрольная работа по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома» | Контрольная работа №4 |
Химическая связь (10 ч) |
Электроотрицательность. | Учащиеся должны знать: определение электроотрицательности Учащиеся должны уметь: определять различные виды ковалентной связи, записывать схемы образования веществ | §40 Стр.139-141 |
Ковалентная неполярная связь. | Учащиеся должны знать: определение ковалентной полярной, неполярной связи; ионной связи, механизмы их образования Учащиеся должны уметь: определять ионную связь различные виды ковалентной связи, составлять схемы образования ковалентной и ионной связей | §41 Стр.141-144 |
Ковалентная полярная связь. | §41 Стр.144 |
Ионная связь. | §41 Стр.144-145 |
Кристаллические решетки | Л.р.№18 «Составление моделей веществ с различной кристаллической решеткой». Демонстрации. «Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями». | Учащиеся должны знать: определение кристаллической решетки, типы кристаллических решеток Учащиеся должны уметь: определять типы кристаллических решеток по типу химических связей, описывать физические свойства данного вещества по типу кристаллической решетки | §42 Стр.146-149 |
Степень окисления. | Учащиеся должны знать: определение степени окисления Учащиеся должны уметь: определять степень окисления по формулам и составлять формулы по известной степени окисления | §43 Стр.149-152 |
Процессы окисления и восстановления. | §43 Стр.149-150 |
Окислительно-восстановительные реакции. | Л.р.№19 «Замещение меди железом». | Учащиеся должны знать: определение окислительно-восстановительной реакции, окислителя, восстановителя, процесс окисления и восстановления Учащиеся должны уметь: записывать простейшие окислительно-восстановительные реакции, составлять схему электронного баланса | Записи в тетради. |
Обобщение. | Учащиеся должны знать: основные определения по темам Учащиеся должны уметь: применять полученные знания, умения, навыки на практике | §40-43 Стр.139-150 |
Контрольная работа по теме «Химическая связь» | Контрольная работа №5 |
Количественные отношения в химии (3 ч) |
Закон Авогадро. | Учащиеся должны знать: определение закона Авогадро, молярного объёма газов Учащиеся должны уметь: определять объём газа, количество вещества исходя из молярного объёма газа | §44 Стр.153-155 |
Объёмные отношения газов при химических реакциях. | Учащиеся должны знать: основные формулы для решения задач данного типа Учащиеся должны уметь: вычислять объёмные отношения газа по химическому уравнению, используя закон объёмных отношений | §45 Стр.155-156 |
Решение задач. | Стр.156 |
Галогены (8 ч) |
92. | Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. | Учащиеся должны знать: положение галогенов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, физические и химические свойства хлора, его применение Учащиеся должны уметь: записывать уравнения реакций с участием галогенов | §46 Стр.157-158 |
93. | Хлор. | Учащиеся должны знать: основные способы получения и физические свойства хлора Учащиеся должны уметь: записывать химическую формулу и строение молекулы хлора, описывать химические свойства | §47 Стр.158-164 |
94. | Хлороводород. | Учащиеся должны знать: основные способы получения и физические свойства хлороводорода Учащиеся должны уметь: записывать химическую формулу и строение хлороводорода | §48 Стр.165-166 |
95. | Соляная кислота и ее соли. | Учащиеся должны знать: основные способы получения, физические и химические свойства соляной кислоты Учащиеся должны уметь: составлять уравнения реакций с участием соляной кислоты и её солей | §49 Стр.166-169 |
96. | Сравнительная характеристика галогенов. | Демонстрации. « Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором. Бромом и йодом». Л.р.№17 «Вытеснение галогенами друг друга из растворов солей». | Учащиеся должны знать: основные характеристики галогенов (положение в ПСХЭ, строение атомов, физические и химические свойства, получение, применение) Учащиеся должны уметь: записывать уравнения реакций с участием галогенов | §50 Стр.169-172 |
97. | Пр. р. № 6 «Получение соляной кислоты и опыты с ней». | Стр.173 |
98. | Обобщение и повторение темы. | §46-50 Стр.157-172 |
99. | Итоговая контрольная работа. | Контрольная работа №6 |
100-102 | 3. | Резервное время. |
Планирование составлено на основе программы курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Автор: Н.Н. Гара, издательство «Просвещение»,Москва, 2011г.
УМК
Учебник:
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 8 класс. М.: «Просвещение», 2012г.
Методическая библиотека:
Гара Н.Н. Сборник программ образовательных учреждений «Химия» 8-9, 10-11 классы. М.: «Просвещение», 2011г.
Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов «Химия». М.: «Дрофа», 2007г.
Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии 8-11 классы. М.: «Вентана-Граф», 2005г.
Хомченко И.Г. Решение задач по химии 8-11 класс: решения, методики, советы. М.: «Новая Волна», 2002г.
Шаламова М.О. Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмы решения. М.: «Школа - Пресс», 2001г.
Шириков Н.А., Ширикова А.Н., Ласточкин А.Н. Готовимся к олимпиаде по химии: сборник заданий и ответов для 8-11 классов. М.: «Аркти», 2008г.
Дополнительная литература:
Лидин Р.А., Молочко В.А. Номенклатура неорганических веществ. М.: «КолосС», 2006г.
Иванова Р.Г., Каверина А.А., Корощенко А.С.Контроль знаний учащихся по химии 8-9 классы. М.: «Дрофа», 2003г.
Князева Р.Н., Артемьев В.П. Юрченко О.В. Задания и контрольные работы по химии. М.: «Владос», 2002г.
Радецкий А.М. Проверочные работы по химии. М.: «Просвещение», 2000г.
Иванова Р.Г. Вопросы, упражнения и задания по химии 8-9 класс. М.: «Просвещение», 2002г.
Суровцева Р.П., Гузей Л.С., Останний Н.И., Татур А.О. Тесты по химии 8-9 классы. М.: «Дрофа», 2000г.
Попова О.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по химии 8-9 класс. М.: ТЦ «Сфера», 2001г.
Шмаков Ю А. Тесты. Неорганическая химия в 2-х частях. Саратов «Лицей», 2002г.
Шмаков Ю А. Тесты. Общая химия. Теоретические основы. Саратов «Лицей», 2002г.
Образовательные ресурсы сети Интернет:
http://www.dutum.narod.ru/element/elem00.htm (Рассказы об элементах)
http://www.hemi.nsu.ru/ (Основы химии. Электронный учебник)
http://www.himhelp.ru/ (Полный курс химии)
http://chemi.org.ru/ (Учебник химии)
http://home.uic.tula.ru/~zanchem/ (Занимательная химия)
http://hemi.wallst.ru/ (Химия. Образовательный сайт для школьников)
http://chemistry.narod.ru/ (Мир химии)
http://www.alhimikov.net/ (Полезная информация по химии)
http://www.alhimik.ru/ (АЛХИМИК)
http://www.xumuk.ru/ (XuMuK.ru - сайт о химии)
http://www.chemistry.ru (Химия в Открытом колледже)
http://webelements.narod.ru (WebElements: онлайн-справочник химических элементов)
http://experiment.edu.ru (Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия )
http://school-sector.relarn.ru/nsm/ (Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии )
http://schoolchemistry.by.ru (Школьная химия )
www.ximicat.com/info.ru (Окислительно-восстановительные реакции)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по химии по учебнику Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М ФГОС
Тематическое планирование по химии по учебнику Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М...
Календарно-тематическое планирование + пояснительная записка к учебнику "Английский язык" 8 класс под ред. Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, К. Гренджер (изд.«Русское слово» и «Макмиллан Паблишерз Лимитед».
Календарно-тематическое планирование к учебно-методическому комплекту (УМК) курса «Английский язык» для учащихся 8 классов рос-сийских общеобразовательных учебных заведений (авторы Ю.А. Комарова, И.В....
Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику Б.Ланина. 6 класс.
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс. Учебник Б.Ланина...
Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику В.Коровиной. 5 класс.18.07.17г
Календарно-тематическое планирование по литературе по УМК В.Коровиной. 5 класс...
Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику Б.Ланина. 10 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику Б.Ланина. 10 класс...
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по алгебре к учебнику Никольского для 9 класса. ФГОС.
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по алгебре к учебнику Никольского для 9 класса. ФГОС....
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по алгебре к учебнику Никольского для 8 класса. ФГОС.
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по алгебре к учебнику Никольского для 8 класса. ФГОС....