Технологическая карта урока "Бензол. Строение молеклы"
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действия

Урок является первым уроком в теме «Ароматические углеводороды».

Изучение нового материала основывается на знаниях учащихся о строении органических веществ и особенностях химической связи в органических соединениях. Изучение материала по теме урока способствует расширению знаний учащихся о строении органических веществ и формированию целостной системы химических знаний.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Бензол. Строение молекулы»

Цель урока: изучить строение молекулы бензола.

Планируемые результаты.

Предметные: актуализация и углубление знаний о гибридизации электронных облаков в атомах углерода в составе органических молекул, типах химической связи (σ -  и π – связь), зависимости пространственного строения молекул от валентного состояния атомов углерода, знакомство с  шестиэлектронной π – связью в молекуле бензола.

Метапредметные: развитие навыков ознакомительного и поискового чтения, осуществлять поиск информации, строить логическое рассуждение включающее установление причинно-следственные связи, делать выводы на основании полученной информации, формулировать собственное мнение, владение устной и письменной речью, осуществлять констатирующий контроль результата и способа действия.

Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса

Оборудование: электронная презентация, раздаточный материала для учащихся (приложении 1). Видеофрагмент «Взаимодействие бензола с бромной водой и раствором перманганата калия».

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный этап.

Приветствие учащихся.

Приветствуют учителя

  1. Целеполагание

Задание 1.

Решите задачи. Задачи решаются по группам (по вариантам, по рядам). Искомое вещество имеет молекулярную формулу  С6Н6.

Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока.

Учащиеся решают задачи.

Учащиеся предлагают тему урока «Бензол»

Презентация (слайды 1, 2)

А.  Массовые доли углерода и водорода в углеводороде равны соответственно 92,31% и 7,69%. Плотность его паров  по водороду составляет 39. Найдите молекулярную формулу этого углеводорода.

Б. При сгорании 3,9 г органического вещества образовалось 13,2 г углекислого газа  и 2,7 г воды.  Плотность его паров  по водороду составляет 39. Найдите молекулярную формулу этого углеводорода.

  1. Подготовка  учащихся к получению нового знания

Информация об истории открытия бензола и первичных представлениях о его строении

Учащиеся делают записи в тетради (записывают даты и фамилии учёных).

Презентация (слайды 3 – 6)

  1. Получение нового знания

Задание 2.

Восстановите текст «Строение молекулы бензола», опираясь на знания о строении молекул органических веществ.

Обсуждение результатов работы в форме фронтальной беседы.

В результате беседы формулируется проблема  - действительно ли в молекуле бензола есть двойные связи и как их можно обнаружить.

Демонстрация видеофрагмента «Взаимодействие бензола с бромной водой и раствором перманганата калия».

Вопрос.

Почему бензол не вступает в реакции, характерные для веществ с двойными связями?

Для ответа на вопрос организуется работа с учебником.

Обсуждение результатов работы в форме фронтальной беседы.

Учащиеся выполняют задание

Учащиеся делают предположение, если в молекуле бензола есть двойные связи, он будет реагировать с бромной водой или раствором перманганата калия.

Смотрят видеофрагмент и фиксируют наблюдения в тетради.

Знакомятся с текстом учебника §15 с. 137.

Презентация (слайд 7)

Заполните пропуски в тексте «Строение молекулы ___________»

Исследование строения молекулы __________ показало, что она плоская, а валентные углы равны 1200. Это позволяет заключить, что все атомы углерода находятся в состоянии ___________ и имеют _____. С их помощью каждый атом углерода образует с соседними атомами  углерода ________ и _____ с атомом водорода.  У каждого атома углерода остаётся ____. Оно участвует в образовании _______________________.

Презентация (слайд 8, 9)

Презентация (слайд 6)

Презентация (слайд 10)

Презентация (слайды 11, 12)

  1. Этап первичной проверки понимания изученного

Предлагает учащимся рассказать о строении молекулы бензола.

Представляет варианты изображения структурной формулы молекулы бензола

Характеристика связи С – С в молекуле бензола (длина). Причина отличия от простой и двойной связей.

Используя конспект и рисунки рассказывают о строении молекулы бензола.

Работают с текстом учебника, делают запись в тетради.

Презентация (слайд 13)

  1. Домашнее задание

Комментарий домашнего задания

Презентация (слайды 14, 15)

Составьте сравнительную характеристику строения молекул углеводородов

Алканы

Алкены

Алкины

Арены

Гибридизация электронных облаков

Валентные углы

Кратность связи

Число σ и π-связей

Длина связи

Пространственное строение молекул

  1. Рефлексия.

Приложение 1.

___________________________

1.   Решите задачи.

А.  Массовые доли углерода и водорода в углеводороде равны соответственно 92,31% и 7,69%. Плотность его паров  по водороду составляет 39. Найдите молекулярную формулу этого углеводорода.

Б. При сгорании 3,9 г органического вещества образовалось 13,2 г углекислого газа  и 2,7 г воды.  Плотность его паров  по водороду составляет 39. Найдите молекулярную формулу этого углеводорода.

2.  Заполните пропуски в тексте «Строение молекулы ________________»

Исследование строения молекулы __________ показало, что она плоская, а валентные углы равны 1200. Это позволяет заключить, что все атомы углерода находятся в состоянии ___________________________________ и имеют ________________________________________________________. С их помощью каждый атом углерода образует с соседними атомами  углерода __________________________ и _____________________ с атомом водорода.  

У каждого атома углерода остаётся __________________________________. Оно участвует в образовании _________________________________________.

3.  Закончите описание молекулы, используя текст учебника §15 с. 137.

Домашнее задание

Составьте сравнительную характеристику строения молекул углеводородов

Алканы

Алкены

Алкины

Арены

Гибридизация электронных облаков

Валентные углы

Кратность связи

Число σ и π-связей

Длина связи

Пространственное строение молекул


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Массовые доли углерода и водорода в углеводороде равны соответственно 92,31% и 7,69%. Плотность его паров по водороду составляет 39. Найдите молекулярную формулу этого углеводорода. 2. При сгорании 3,9 г органического вещества образовалось 13,2 г оксида углерода (IV) и 2.7 г воды. Относительная плотность паров этого вещества по водороду 39. Выведите молекулярную формулу этого вещества.

Слайд 2

Тема урока БЕНЗОЛ

Слайд 3

М. Фарадей В 1825 году открыл первое ароматическое соединение - бензол С 6 Н 6

Слайд 4

В начале XIX века на улицах больших городов появилось газовое освещение, для чего использовали светильный газ, смесь водорода, метана, угарного и других горючих газов, получаемых при пиролизе каменного угля или нефти. Из конденсата светильного газа Майкл Фарадей выделил 3 г неизвестного жидкого вещества и назвал его «карбюрированный водород».

Слайд 5

Современное название «бензол» предложил немецкий химик Ю. Либих. Корень « бенз » арабского происхождения , означает «ладан». Ю. Либих

Слайд 6

Кекуле Ф.А. В 1865 г. предложил структурную формулу бензола

Слайд 7

Заполните пропуски в тексте « Строение молекулы бензола Исследование строения молекулы бензола показало , что она плоская, а валентные углы равны 120 0 . Это позволяет заключить, что все атомы углерода находятся в состоянии ___________________________________ и имеют ___________________________________________________. С их помощью каждый атом углерода образует с соседними атомами углерода ____________________ и ______________ с атомом водорода. У каждого атома углерода остаётся ____________________. Оно участвует в образовании __________________________.

Слайд 8

Строение молекулы бензола

Слайд 10

Отношение бензола к бромной воде и раствору перменганата калия

Слайд 14

Домашнее задание §15 с. 136 – 139 Составьте сравнительную характеристику строения молекул угеводородов Алканы Алкены Алкины Арены Гибридизация электронных облаков Валентные углы Кратность связи Число σ и π-связей Длина связи Пространственное строение молекул

Слайд 15

Задача. Из ацетилена объёмом 25 л ( н.у .) получили бензол массой 16 г. Какова массовая доля выхода бензола ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Строение семени"

Технологическая карта урока предназначена для учителей биологии. Тема - Строение семени, 6 класс....

Методическая разработка технологической карты урока " Строение и работа сердца" 8 класс

Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Строение и работа сердца» по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р...

Технологическая карта урока "Строение клетки растений". 5 класс

Данный материал содержит разработку урока о строении растительной клетки для учащихся 5 класса. Также он включает приложение с дополнительным материалом к уроку, который может использоваться в качеств...

Технологическая карта урока "Строение и функции листа"

Технологическая карта урока "Строение и функции листа" в 6 классе ...

Технологическая карта модуля "Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер" (Физика 9 класс, А.В.Перышкин)

Ресурс представляет собой полную технологическую карту модуля "Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер" (Физика 9 класс, А.В.Перышкин). Содержит дифференцированные задания и...