1 этап: определение потребностей и мотивов учащихся к учебной деятельности
2 этап: принятие учебных целей и условий их достижения
3 этап: сбор данных и их анализ для решения проблемного вопроса, формулирование выводов | Задание с целью создания проблемной ситуации для учащихся: (организуется фронтальная работа) Ребята, уважаемые коллеги, на уроках биологии мы вместе с вами изучаем живые организмы, на уроках географии вы изучаете их условия обитания, явления и процессы, происходящие в природе. Полученные знания помогают вам увидеть взаимосвязь живого и неживого на нашей планете. А какая наша планета? Какую вы ее увидите из космоса?А что делает нашу планету такой яркой, красочной, живой?
А теперь представьте, что на нашу планету упал огромный астероид, произошел взрыв, начались землетрясения на всех материках, образовались разломы земной коры, активизировались все вулканы, погибло все живое. Но несколько человек все-таки осталось в живых. Сложно будет выжить им в таких условиях и вернуть планете ее силу и красоту. Но у них в руках был мешочек, чем-то наполненный. И люди были уверены, что это поможет осуществить задуманное. Как вы думаете, что находится в мешке?
Ребята, а вы согласны с тем, что именно семена растений помогут выжить людям и снова сделать нашу планету прекрасной.
А каким же образом семена растений все это сделают?
Возникла проблемная ситуация. Сформулируйте проблему.
ПРОБЛЕМА Возможно ли, что из маленького семени вырастет целое растение?
Ребята, а какие же знания нам понадобятся для решения этой проблемы?
Сформулируйте тему урока. Запишите ее в тетрадь.
На основании ваших знаний заполните данную схему (кластер) Семя
? ?
Тогда прослушайте стихотворение и попытайтесь составить кластер, сделайте предположение из чего же состоит семя
У меня в руке будущая жизнь, Будущий побег и корень. Дружно прорастут в глубину и ввысь, Лишь вода дождей землю всю напоит. А пока гостит осень на дворе, А пока зима вьюгою все воет Спит и дышит жизнь у меня в руке. Будущий побег и корень. Сможете составить кластер на основании стихотворения?
Все-равно знаний не хватает.
А может быть нам поможет письмо о строении семени вашего ровесника. Но, мне кажется, что в письме он допустил ошибки. Найдите ошибки, допущенные автором письма.
Здравствуйте, юные биологи. Я все знаю о семенах всех растений на Земле. Хочу вам о них поведать. Цветковое растение начинает свою жизнь с семени. Снаружи семена покрыты кожурой, которая не пропускает воду в семя. Внутри семени находится зародыш, он состоит из стебля и листьев. Запасных питательных веществ в семени нет.
Не получается?
Давайте попробуем предположить, как же семя может дать начало новому растению.
А чтобы легче сформулировать гипотезу я предлагаю поработать с ПОПС-формулой. п | позиция | Я полагаю, что… | о | объяснение | Мое мнение подтверждается тем, что… | п | пример | Я могу привести пример… | с | следствие | Таким образом |
Гипотеза Если начало растению дает семя, то оно должно содержать все его части.
Чтобы доказать или опровергнуть нашу гипотезу , давайте отправимся в путешествие . Каждый из нас в детстве читал книгу или смотрел с увлечением фильм «Необыкновенные приключения Карика и Вали». Это сказочная повесть о приключениях детей в мире растений, когда они уменьшились в размерах. Но я не обнаружила в произведении главы о семенах, и сегодня мы с вами попытаемся дописать повесть, путешествуя по острову семян. И вместе с Кариком и Валей заполним Дневник наблюдений: (это интерпретация бортового журнала)
Что мы можем записать в 1 колонку? Что бы вы хотели узнать о семенах? А вторую мы заполним, как только вернемся из путешествия.
Но прежде чем отправиться в далекий путь, нам необходимо составить план действий по изучению строения семян, используя предметы, лежащие у вас на столе. Предложите ваш план. Хорошо.
|
Дети дают ответы: Голубая, зеленая, живая, красивая и т.д.
Ответы учащихся: Правильный ответ: семена растений.
Ответы учащихся: согласны, но может быть и другое мнение.
Ответа может и не быть.
Формулируют проблему в группах, каждая группа представляет свою проблему. В итоге должны сформулировать : Возможно ли, что из маленького семени вырастет целое растение?
Ответ: из чего состоит семя
Ответ: Строение семени, Формулируют, записывают в тетрадь (возможен вариант записи в рабочих листах учеников)
Кластер заполнить не могут, возникает ситуация затруднения.
Слушают стихотворение, пытаются выделить ключевые слова (побег, корень)
Кластер заполняют следующим образом: Семя
Побег Корень
Снова возникает ситуация затруднения, так как схема заполнена не полностью.
В письме не могут найти ошибки, так как знаний недостаточно.
Каждая группа высказывает свою позицию. На основании ответов формулируется гипотеза.
Учащиеся записывают гипотезу в тетрадь.
Отдельные учащиеся могут рассказать о содержании книги.
Заполняют первую колонку таблицы «Известное».
Формулируют вопросы, что бы они хотели узнать о семенах.
Каждая группа составляет план, по которому будет изучать строение семени. |
|
|
|
| РЕГУЛЯТИВНЫЕ: Целеполагание, прогнозирование. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Осознанное построение речевого высказывания, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор оптимальных способов решения задач. ЛОГИЧЕСКИЕ: Анализ объектов, выбор критериев для сравнения. КОММУНИКАТИВНЫЕ: Планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической речью.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: Планирование. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Постановка и формулирование проблемы, поиск информации, умение строить речевое высказывание. ЛОГИЧЕСКИЕ: Выдвижение гипотез. КОММУНИКАТИВНЫЕ: Планирование учебного сотрудничества.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: Контроль. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, контроль процесса деятельности. ЛОГИЧЕСКИЕ: Анализ объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез. КОММУНИКАТИВНЫЕ: Участие в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической речью |
|
Перед вами в чашках Петри разные семена. Работать мы будем по группам: 1 группа будет изучать строение семян пшеницы, 2 группа будет изучать строение семян фасоли, а 3 группа попытается сравнить семена фасоли и пшеницы по составленному вами плану.
У каждой группы есть инструкция для работы. А по ходу работы мы заполняем таблицы на доске в Дневнике наблюдений Карика и Вали:
1 группа Строение семени пшеницы Семя пшеницы одето золотисто-желтым кожистым околоплодником. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильно говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой. - Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.
- Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с сухого и набухшего семени. Объясните, почему она не снимается.
- Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Изучите строение зародыша. Составьте кластер (схему) «Строение семени пшеницы».
Какой вывод вы сделаете на основании проделанной работы? 2 группа Строение семени фасоли - Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.
- На вогнутой стороне семени найдите рубчик – место прикрепления семени к семяножке.
- Над рубчиком находится маленькое отверстие – микропиле (семявход). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникает воздух и вода.
- Снимите кожуру. Изучите зародыш.
- Составьте кластер (схему) «Строение семени фасоли».
Какой вывод сделаете вы о проделанной работе?
3 группа Сравнение семени фасоли и пшеницы - Рассмотрите в учебнике рис.26 и 27.
- Найдите сходства в строении семян фасоли и пшеницы.
- Найдите отличия в строении семян фасоли и пшеницы.
- Заполните таблицу:
признаки | фасоль | пшеница | Кожура |
|
| Семядоли |
|
| Запас питательных веществ |
|
| Зародыш |
|
|
|
|
|
|
После озвучивания планов действий каждая группа работает по своим инструкциям с использованием учебника.
Выступление 1 группы, заполняют вторую колонку «Неизвестное» на доске с комментариями
Семя пшеницы
Кожура зародыш эндосп.
Корешок стебелек семя- доля (1) однодольные
Делают вывод о строении семени пшеницы, о локализации питательных веществ, о принадлежности к однодольным.
Выступление 2 группы, заполняют вторую колонку «Неизвестное» на доске с комментариями
Семя фасоли
Кожура зародыш
Корешок стебелек семя- доли (2) двудольные
Делают вывод о строении семени фасоли, о локализации питательных веществ, о принадлежности к двудольным.
3 группа заполняет таблицу.
|
|
4 этап: итоговый самоконтроль и самооценка (рефлексивное осмысление и самопознание) | Но прежде чем продолжить путешествие, немного отдохнем. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А теперь вернемся к письму. Найдите ошибки, допущенные автором письма. Исправьте ошибки.
Здравствуйте, юные биологи. Я все знаю о семенах всех растений на Земле. Хочу вам о них поведать. Цветковое растение начинает свою жизнь с семени. Снаружи семена покрыты кожурой, которая не пропускает воду в семя. Внутри семени находится зародыш, он состоит из стебля и листьев. Запасных питательных веществ в семени нет.
Задание Составьте рассказ о семени, заполняя пропуски в тексте.
Лист для развития монологической речи - Цветковые растения размножаются семенами.
- Семена имеют определенное строение.
- Снаружи семя имеет плотный покров - …
- На кожуре есть след от места прикрепления семени к стенке плода - ….
- Рядом с рубчиком находится маленькое отверстие - …, через который в семя проникает вода.
- Внутри семени находится …- маленькое новое растение.
- Зародыш состоит из 2 частей: … и …
- Зародышевый побег представлен зародышевым …, … и …
- Цветковые растения, имеющие зародыш с одной семядолей, называют …, а с двумя - …
|
Находят ошибки, исправляют их:
Вода пропускается через микропиле.
Зародыш состоит из стебелька, корешка, семядолей у двудольных, и из стебелька, корешка, эндосперма у однодольных. Запас питательных веществ в семени есть: у двудольных – в семядолях, у однодольных – в эндосперме.
По цепочке работают с листом для развития монологической речи. Затем составляют полный рассказ. | РЕГУЛЯТИВНЫЕ: Коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой, оценка достижения планируемых результатов, волевая саморегуляция. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия способов и условий действий. КОММУНИКАТИВНЫЕ: Участие в коллективном обсуждении проблем, умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью. |