Технологическая карта модуля "Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер" (Физика 9 класс, А.В.Перышкин)
учебно-методический материал по физике (9 класс) по теме
Ресурс представляет собой полную технологическую карту модуля "Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер" (Физика 9 класс, А.В.Перышкин). Содержит дифференцированные задания и поурочное планирование для реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_9_klass.docx | 146.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ПО ФИЗИКЕ
УЧЕНИ___ 9 ___ КЛАССА
___________________________________________________
МОДУЛЬ
«СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР»
ПЛАНИРУЕМАЯ ОЦЕНКА: _________________________
Учитель: Рогова Дарья Валерьевна
КАК ЭТИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ?
Дорогой друг! Перед тобой важный инструмент обучения, который поможет тебе пройти по своей индивидуальной образовательной траектории в рамках изучения физики в четвертой четверти 9 класса.
Здесь ты найдешь тему каждого урока и задание для выполнения в классе и дома в соответствии с твоим личным выбором.
Задачи группы А – самые легкие, группы B – посложнее, задачи группы C – самые сложные, требующие глубокого понимания материала изучаемого модуля.
Выполняй домашнее задание после каждого урока и сдавай на проверку учителю.
Для получения оценки «3» (удовлетворительно) необходимо выполнить все задания группы А.
Для получения оценки «4» (хорошо) необходимо выполнить все задания группы А и 2 задания группы B или 4 задания группы А и 3 задания группы В.
Для получения оценки «5» (отлично) необходимо выполнить 4 задания группы А, 2 задания группы B и 1 задание группы С или 3 задания группы А, 1 задание группы B и 2 задание группы С.
Желаю успехов и удовольствия в изучении физики!
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
№ урока | Тема | Оценка |
1 | §65. Радиоактивность как свидетельство сложного строение атомов. §66. Модели атомов. Опыт Резерфорда. §71. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. | |
2 | §68. Экспериментальные методы исследования частиц. §69. Открытие протона. §70. Открытие нейтрона. | |
3 | §67. Радиоактивные превращения атомных ядер. | |
4 | Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков» | |
5 | Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | |
6 | §72. Ядерные силы. §73. Энергия связи. Дефект масс. | |
7 | §74. Деление ядер урана. §75. Цепная реакция. §76. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. §77. Атомная энергетика. | |
8 | §78. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. | |
9 | Контрольная работа «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» |
БЛОК-СХЕМА МОДУЛЯ
Урок 1.
§65. Радиоактивность как свидетельство сложного строение атомов.
§66. Модели атомов. Опыт Резерфорда.
§71. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.
Классная работа:
- Что такое радиоактивность? Назовите примеры радиоактивных веществ.
- Какие 3 вида радиоактивного излучения вы знаете? В чем их отличие? Как их обнаружили?
- В чем заключался опыт Резерфорда?
- Из чего состоит атом? Какую информацию о его строении мы можем извлечь из таблицы Менделеева?
- Назовите химический элемент, в атомном ядре которого содержатся нуклоны:
а) 7p+7n, б) 18p+22n
Домашняя работа:
ГРУППА А
- Кто из ученых впервые открыл явление радиоактивности? В каком году?
- Почему пучок радиоактивного излучения в магнитном поле распадался на три пучка?
- Будет ли распадаться поток радиоактивного излучения на три пучка, если его поместить в электрическое поле? Почему?
- Что являлось причиной отклонения небольшого числа α-частиц в опытах Резерфорда?
- В чем основное отличие планетарной модели атома от модели «кекса с изюмом»? Каким ученым принадлежат вышеупомянутые модели?
- Сколько протонов и нейтронов содержится в ядрах следующих элементов: , , , ?
ГРУППА B
- Ядром какого элемента является протон? Напишите название и обозначение данного элемента. Какие изотопы этого элемента вы знаете?
- Сколько процентов составляет разность в массах покоя протона и нейтрона по отношению к массе покоя протона?
- Определите нуклонный состав изотопов водорода (протия, дейтерия и трития). Ионы какого из этих изотопов медленнее продвигаются к катоду при электролизе воды?
- Назовите химический элемент, в атомном ядре которого содержатся нуклоны:
а) 33p+42n, б) 84p+126n
ГРУППА С
- Сколько электронов потерял атом азота, превратившись в ион с зарядом 1,6∙10-19 Кл?
- Как вы думаете, действуют ли между нуклонами в ядре силы гравитационного взаимодействия? Существенны ли они? Ответ обоснуйте.
- В природе существует 2 изотопа хлора: и . Атомная масса хлора 35,5 а.е.м. Определите процентное содержание изотопов. Подсказка: если принять за долю одного из изотопов x, тогда доля другого будет (1-x). Необходимо составить пропорцию и решить ее, переведя полученное число в проценты.
Урок 2.
§68. Экспериментальные методы исследования частиц.
§69. Открытие протона. §70. Открытие нейтрона.
Классная работа:
- Какие приборы и методы использовались при открытии нуклонов?
- Что такое счетчик Гейгера?
- Что такое камера Вильсона?
Домашняя работа:
ГРУППА А
- Какие характеристики частицы можно определить с помощью камеры Вильсона?
- В чем отличие камеры Вильсона от пузырьковой камеры? В чем преимущество пузырьковой камеры?
- Что такое трек частицы?
- Какой вывод был сделан на основании фотографий треков частиц в камере Вильсона (см. рис.)?
- Кому принадлежат открытия протона и нейтрона? В каких годах это произошло?
- Что такое бериллиевое излучение? Кто его наблюдал впервые?
ГРУППА B
- Начертите принципиальную схему счетчика Гейгера. Что такое анод и катод? Какое поле они порождают? Каково обязательное условие возникновения тока в счетчике Гейгера?
- Начертите принципиальную схему камеры Вильсона. Почему при помещении камеры Вильсона в магнитное поле траектории частиц искривляются?
- К какому противоречию приводит предположение о том, что атомные ядра состоят только из протонов? Поясните не примере.
- Воздействием на нейтрон каких физических полей можно получить информацию о его характеристиках (о массе, заряде)? Ответ поясните.
ГРУППА С
- Счетчик Гейгера часто применяется для оценки радиационного фона. Поясните, каким образом. Найдите информацию о том, как обычно выглядят такие счетчики.
- Какого вида излучение регистрирует счетчик Гейгера, если радиоактивный препарат установлен на расстоянии 10 см от счетчика? Подсказка: сравнить длину свободного пробега в воздухе α-, β- и γ-частиц.
- Почему нейтроны легче проникают в ядра атомов, чем α- и β-частицы? Подсказка: вспомните о кулоновском (электростатическом) взаимодействии.
Урок 3.
§67. Радиоактивные превращения атомных ядер.
Домашняя работа:
ГРУППА A
- Изменяются ли массовое число и зарядовое число ядра при испускании ядром γ-кванта?
- Ядро радона испустило α-частицу. В ядро какого элемента превратилось ядро радона?
- Ядро какого элемента образовалось из ядра изотопа кобальта после испускания β-частицы?
- Сколько α- и β-частиц испускает ядро урана , превращаясь в ядро висмута ?
- Ядро урана , захватив один нейтрон, разделилось на два осколка, при этом высвободилось два нейтрона. Один осколок оказался ядром ксенона . Ядром какого элемента является другой осколок?
- При взрыве атомной бомбы создаются условия для осуществления следующей реакции: +→ X+. Ядро какого элемента образуется при этом?
ГРУППА B
- Допишите недостающие обозначения:
- +γ→ X+
- X+→+γ
- + γ→+X
- X+ γ→ +
- Определите неизвестный продукт X каждой из ядерных реакций:
- +→X+
- +→ X+
- +→ X+
- + X+
- Напишите ядерную реакцию, которая происходит при бомбардировке алюминия α-частицами и сопровождается выбиванием протона.
- Напишите ядерную реакцию, которая происходит при бомбардировке азота α-частицами и сопровождается образованием ядра атома водорода.
ГРУППА C
- Сколько происходит α-распадов и β-распадов при радиоактивном распаде урана , если он превращается в свинец ?
- Перечислить несколько ядерных реакций, в которых может образоваться изотоп .
- Сколько происходит α-распадов и β-распадов при радиоактивном распаде радия , если он превращается в свинец?
Урок 4.
Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков»
Повтори урок 2. Выполни лабораторную работу.
Урок 5.
Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
Повтори урок 2. Выполни лабораторную работу.
Урок 6.
§72. Ядерные силы.
§73. Энергия связи. Дефект масс.
Классная работа:
- Что такое античастица? Назовите античастицы к протону, нейтрону, электрону, нейтрино.
- Какими силами обусловлено взаимодействие нуклонов в ядре?
- Определите дефект масс, энергию связи и удельную энергию связи ядра атома гелия .
- Выделяется или поглощается энергия при реакции +→+?
Домашняя работа:
ГРУППА A
- Является ли α-частица элементарной частицей?
- Какая из частиц более долговечна: свободный нейтрон или нейтрино?
- Ядро азота выбросило позитрон нейтрино. Напишите реакцию β-распада.
- Фотон достаточно большой энергии в поле тяжелого ядра превратился в пару частиц, одна из которых – электрон. Что представляет из себя другая частица?
- Рассчитайте дефект масс и энергию связи ядра .
- Рассчитайте дефект масс и энергию связи ядра .
ГРУППА B
- Атом водорода, а также нейтрон могут распадаться на протон и электрон. Почему атом водорода не считается элементарной частицей, а нейтрон причисляют к этому классу частиц?
- Для разрушения атомного ядра на нуклоны необходимо затратить энергию. Что можно сказать об отношении m’/m (где m – масса нуклона в составе ядра, а m’ – его же масса покоя за пределами ядра)?
- Определите удельную энергию связи ядра атома лития .
- Определите удельную энергию связи ядра атома азота .
ГРУППА C
- Определите, вычислив удельную энергию связи, какое из ядер – или – является более устойчивым.
- Выделяется или поглощается энергия при реакции +→+?
- Какое из ядер - или – обладает большей устойчивостью?
Урок 7.
§74. Деление ядер урана.
§75. Цепная реакция.
§76. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию.
§77. Атомная энергетика.
Классная работа:
- Какие 2 направления ядерных реакций можно использовать для получения энергии?
- Что такое цепная реакция?
- Что вы знаете о перспективных направлениях получения электрической энергии?
Домашняя работа:
ГРУППА A
- Кем был открыт процесс деления ядер урана при бомбардировке их нейтронами? В каком году?
- Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы: ядро какого элемента изображено, сколько протонов и нейтронов в него входит, почему это ядро возбуждается и деформируется, ядра каких элементов образуются после деления.
- Как осуществляется цепная реакция деления ядер урана?
- Что такое критическая масса?
- Что такое ядерный реактор?
- Какие атомные электростанции вы знаете?
ГРУППА B
- Под действием каких сил деформированное ядро урана разрывается на части?
- В чем отличие управляемой ядерной реакции от неуправляемой?
- Каким образом поддерживается постоянное число нейтронов цепной реакции?
- Каким образом можно снизить критическую массу урана?
ГРУППА C
- Заполните схему преобразования энергии при получении электрического тока на электростанциях.
- Назовите основные преимущества и недостатки атомных электростанций перед другими видами электростанций.
- Рассмотрите рисунок и ответьте на следующие вопросы:
- Что является топливом ядерного реактора на медленных нейтронах?
- Для чего в реакторе используют медленные нейтроны?
- Что расположено в активной зоне ядерного реактора?
- Какие функции выполняют отражатель и защитная оболочка реактора?
- Каким образом запускают ядерный реактор?
Урок 8.
§78. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.
Классная работа:
- В чем причина негативного воздействия радиации на живые организмы?
- Что такое естественный радиационный фон? Какого его значение для эволюции?
- Что такое период полураспада?
- Какой процент атомов радиоактивного вещества останется через 6 суток, если его период полураспада равен 2 суткам?
Домашняя работа:
ГРУППА A
- Что такое поглощенная доза радиации? Единицы измерения.
- Что такое коэффициент качества излучения?
- Что определяет эквивалентная доза?
- Приведите примеры периодов полураспада некоторых радиоактивных изотопов. Что показывает период полураспада?
- Запишите формулу закона радиоактивного распада, поясните ее.
- Начертите вид графика радиоактивного распада. Сделайте необходимые подписи и пояснения к графику.
ГРУППА B
- От какого вида радиоактивного излучения легче всего защититься? Почему? Какое излучение обладает наибольшей проникающей способностью? Почему?
- Запишите коэффициенты качества для видов радиоактивного излучения. Что показывает коэффициент качество излучения?
- Рассчитать эквивалентную дозу гамма-излучения, если поглощенная доза равна 2 Зв.
- Во сколько раз изменится количество ядер радиоактивного элемента за 3 периода полураспада?
ГРУППА C
- Сколько процентов радиоактивных ядер кобальта останется через месяц, если период полураспада равен 71 суткам?
- Период полураспада изотопа радия равен 1600 лет. Сколько ядер изотопа испытает распад за 3200 лет, если начальное число радиоактивных ядер 1010?
- Какую энергию получил человек массой 80 кг от ионизирующего излучения с коэффициентом качества 10, если эквивалентная доза поглощенного излучения – 1,5 Зв. Какое это излучение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока "Атомная физика. Использование энергии атомных ядер".
Тема урока: «Атомная физика. Использование энергии атомных ядер». Цель урока:1.познание объектов окружающей реальности,...
Разработка урока по физике на тему «Состав атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы» для 9 класса
Разработка урока по теме "Состав атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы." позволит повторить, обобщить и углубить знания о составе атомных ядер; сформировать понятие «изотопы веществ»; сформировать поня...
Технологическая карта к уроку по физике Закон сохранения энергии, 10 класс (открытый урок)
Технологическая карта урока по физике Закон сохранения энергии, 10 класс...
Презентация к уроку. Строение атомного ядра, радиоактивные превращения атомных ядер. 9 класс
Атомы - мельчайшие частицы вещества. В данной презентации подробно рассмотрено строение атома и радиоактивные превращения....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ с использованием индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ)
Выполнил: Захарченко Данила Вячеславович СП ДЮСШ ГБОУ СОШ №9 г. Кинеля самарской обл.Раздел: Тяжелая атлетикаТема урока: Обучение технике тяжелоатлетических упражнений: рывок классический, хват толчко...
Строение атомного ядра, радиоактивные превращения атомных ядер
Презентация к уроку "Строение атомного ядра, радиоактивные превращения атомных ядер"...
Технологическая карта урока по теме: «Работа и мощность. Энергия».
Урок направлен на применение полученных знаний при решении задач; усвоение, повторение, закрепление основных знаний, понятий, законов, научных фактов по теме «Работа и мощность. Энергия»...