Технология развивающего обучения как средство развития конкурентоспособной личности в условиях реализации ФГОС
статья по химии на тему
Текст выступления на тему "Технология развивающего обучения как средство развития конкурентоспособной личности в условиях реализации ФГОС"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология развивающего обучения как средство развития конкурентоспособной личности в условиях реализации ФГОС
В современных социально-экономических условиях жизни нашего общества, главной задачей образования является воспитание и обучение конкурентоспособного человека и гражданина...
...важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа XXI века – это институт, соответствующий целям опережающего развития, обеспечивающий изучение не только достижений прошлого, но и технологий будущего. Задача учителя – помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.
Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Общая целевая установка Федерального государственного образовательного стандарта, совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка».
«Портрет» выпускника основной школы в соответствии с ФГОС ООО
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Методологическую основу требований Стандарта составляет системно-деятельностный подход, который сформировался в отечественной педагогике, в том числе в результате разработки теоретических основ систем развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова и их реализации на практике через использование деятельностных форм и методов обучения: игровых, ролевых, практико-ориентированных, проблемных, рефлексивных и т.д.
Насколько эффективными являются эти методы, можно увидеть в таблице
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий: регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных
Таким образом, на современном этапе развития образования совпали важнейшие позиции, характеризующие системы развивающего обучения и ФГОС ООО: цель образования – развитие личности; понимание необходимости именно общего, а не только интеллектуального развития детей с разными возможностями к обучению; понимание способа достижения цели посредством организации самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности.
Технологии развивающего обучения
- Система развивающего обучения Л.В.Занкова;
- Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова;
- Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих
качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов);
- Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская);
- Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Ведущим понятием для системы развивающего обучения является понятие «целостность», обеспечиваемая единством дидактических принципов (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого) и типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность), что позволяет учащимися достичь необходимого уровня освоения учебного содержания.
Предметное содержание отбирается и структурируется на основе дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний, тем самым создаются условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их внутренних существенных связей. Ребенок работает не с отдельными фактами и явлениями, а на перекрестках знаний (теоретических, теоретических и практических, на межпредметном и внутрипредметном уровнях), что, в свою очередь, создает условия для реализации дидактического принципа – обучение на высоком уровне трудности. Возникшую трудность ребенок преодолевает благодаря реализации дидактического принципа – осознания принципа учения: «Почему не получилось?», «Каких знаний не хватает?». Так мотивируется учебно-исследовательская самостоятельная деятельность ребенка, в ходе которой активизируются личностные качества, формируется рефлексия, включается мышление, осуществляется дифференциация «знание – незнание», поиск недостающей информации и многое другое, что приводит к решению проблемы. В необходимых случаях оказываются разные меры помощи: от намекающей, ориентировочной до прямой. Оперирование связями обеспечивает разноуровневую систематизацию знаний, промежуточное и итоговое их обобщение, что и придает обучению быстрый темп.
Кроме того, вариативны способы приобретения знания – каждый ребенок действует оптимальным для себя способом в зависимости от учебной ситуации: на репродуктивном, проблемном, творческом уровне; индивидуально, в паре, в группе, с классом, с учителем; письменно или устно; посредством слова, рисунка, схемы.
Итак, основными характеристиками развивающего обучения являются:
- Активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу)
- Развивающее обучение учитывает и использует индивидуальные особенности личности ребёнка
- Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности
- Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности
- Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
- Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка
Цель развивающего обучения | Сущность | Механизм |
Развитие личности и ее способностей | Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию | Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности |
Методы обучения
- создание проблемных ситуаций:
- ситуация учебного спора;
- метод решения учебных задач;
- учебный диалог и т.д.
Развитие личности ребёнка на этапах развивающего обучения
- В деятельности целеполагания воспитываются: свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность.
- При планировании: самостоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива, организованность.
- На этапе реализации целей: трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплинированность, активность.
- На этапе анализа формируются: отношения, честность, критерии оценки, совесть, ответственность, долг.
Вывод
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий в процессе использования технологии развивающего обучения
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Развитие умения учиться как «компетентности к обновлению компетенций» составляет цель образования и ключевое условие роста конкурентноспособности личности, общества и государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развивающего обучения как средство развития конкурентноспособной личности в условиях реализации ФГОС НОО
Раскрыть понятие "конкурентноспособность"Эффективность использования деятельностных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности....
Активные формы и методы обучения иностранному языку как мотивирующее средство развития интереса обучающихся в условиях реализации ФГОС.
В работе представлен самоанализ педагогической деятельности....
Педагогический проект на тему: «Системно-деятельностный подход как средство развития личности в условиях реализации ФГОС второго поколения
Федеральный государственный стандарт определил цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. ...
Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС нового поколения.
С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящи...
Дистанционное обучение как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС
Презентация "Дистанционное обучение как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС" является основой для проведения мастер-класса,...
Методическое пособие "Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"
Методическая разработка направлена на формирование и развитие учебно-познавательных компетенций обучающихся; создание условий для формирования компетенций обучающихся; создание условий для развития и ...
Технологии активного обучения и методика преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС
Интерактивые методы обучения в сравнении с традиционными, психолого-педагогические условия их эффективности, основные характеристики игросистемы....