Педагогический проект на тему: «Системно-деятельностный подход как средство развития личности в условиях реализации ФГОС второго поколения
проект по обж по теме

Козырев Александр Александрович

Федеральный государственный стандарт  определил цель образования:   общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться.  В связи с этим   актуальным становится создание системы работы на основе системно-деятельностного подхода. Именно это и послужило основой для работы над данным проектом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мой проект202 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

на тему:

«Системно-деятельностный подход как средство развития личности  в условиях реализации ФГОС  второго поколения»          

                                                                                     Проект выполнил:

Преподаватель – организатор ОБЖ

Козырев Александр Александрович

г. Михайловск

 2013г


 «Системно-деятельностный подход как средство развития личности    в условиях реализации ФГОС  второго поколения»

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность проекта. В новых социально-экономических условиях всё более возрастает значение образования в формировании  личности, подготовленной  к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Это требует как создания новых образовательных концепций, так и разработки методов и средств, способных реализовать такие концепции.

 В Российскую школу пришел новый образовательный стандарт, который предъявляет новые требования к деятельности учителя. В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, способствующий формированию универсальных учебных действий.  

Федеральный государственный стандарт  определил цель образования:   общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться.  В связи с этим   актуальным становится создание системы работы на основе системно-деятельностного подхода. Именно это и послужило основой для работы над данным проектом.

Целью данного проекта является  разработка в рамках системно-деятельностного подхода  приёмов, методов, форм, способов,   организации учебно-познавательной деятельности на уроке, обеспечивающей эффективное формирование способностей к саморазвитию, самопознанию, самовоспитанию школьников.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме  проекта;
  2. изучить и проанализировать опыт  учителей, работающих в рамках системно- деятельностного подхода;
  3. отобрать активные формы, методы, приемы организации учебно-воспитательного процесса;
  4. разработать  методические рекомендации по организации  урока  в рамках  системно-деятельностного   подхода.

В проекте использовались следующие методы исследования:

-теоретические: анализ психолого-педагогической литературы,

-эмпирические: наблюдение, анкетирование,   количественная и качественная обработка статистических данных.

Предполагаемый результат проекта:  повышение уровня саморазвития, самопознания, самовоспитания  школьников.

Конечный продукт проекта: методические рекомендации по организации  урока  в рамках  системно-деятельностного   подхода.

Срок реализации проекта: 1 год  

Глава 1.Теоретические основы применения системно-деятельностного подхода  в учебно-воспитательном процессе.  

1.1 Сущность системно-деятельностного подхода.

В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, которые отмечали, что деятельность – это особая целостность, включающая различные компоненты: мотивы, цели, действия.  

П. Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: «Для чего человек учится? И ответил: «Не для того, чтобы научиться что-либо делать, а для того, чтобы  узнать, как это надо делать»

Поэтому, цель обучения - дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. 

   Таким образом, в теоретической части проекта мною была дана сущностная характеристика системно-деятельностного подхода, были определены основные психолого-педагогические условия для его реализации.

Глава 2.  Практическая работа по реализации проекта.

I  этап: первичная ( стартовая) диагностика.

 При переходе в старшие классы ( 8 класс) необходимо правильно определить, насколько он психологически подготовлен, так как от этого зависит его дальнейшая учеба, а также его психологическое здоровье. Одной из  причин того, что не все ученики справляются со школьной программой,   является психологическая неподготовленность к взрослой жизни.

    Психологические особенности учащихся  в первую очередь должен знать учитель для того, чтобы правильно организовать учебный процесс, чтобы облегчить учебу своих воспитанников, суметь определить их недостатки в системе знаний. С этой целью и проводится диагностика, собеседование, тестирование , особенно учеников 8 классов.

    Диагностика готовности к обучению в старших классах  проводилась мною в сентябре месяце.

При анализе диагностики выявлены 3 основных блока (направлений), по которым проходило  обследование:

-познавательные процессы;

-личностные особенности;

-знания основных положений курса ОБЖ

Результаты диагностики по этим блокам представлены в  таблице.

Категории иследования

Кол-во человек в паралели

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Познавательные процессы

общие знания

134

36

76

22

обобщение

34

74

26

память

37

52

45

личностные особенности

обязательность

134

41

63

30

добросовестность

28

74

32

любознательность

16

90

28

знания основных положений курса ОБЖ

1. потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности

134

25

68

41

2. правила поведения при угрозе террористического акта;

16

95

23

3.потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности

12

87

35

Из таблицы видно, что в 8 классах большинство детей имеют средний уровень готовности к учебе в старших классах школы. С помощью таблицы   можно проследить, какое количество детей испытывает трудности в той или иной сфере, тем самым скорректировать свою работу. Так, например, из таблицы видно, что в классе много детей будут испытывать трудности с обязательностью и добросовестностью в выполнении домашних заданий и поручений, а также в изучении раздела программы потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности.                 

Имея эту информацию,   можно конструктивно строить  свою работу. Эта информация использовалась при  подготовке к урокам и выборе домашнего задания.                               Общая картина подготовки учащихся  по исследуемым блокам представлена в диаграмме.

Познавательные процессы

Личностные особенности

знания основных положений курса ОБЖ

Примечания: (название разделов)

  1. потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности
  2. правила поведения при угрозе террористического акта;
  3. потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности

Таким образом, при работе с детьми   необходимо учитывать индивидуальные и личностные  особенности учеников.

На основе анализа результатов стартовой диагностики и для подтверждения гипотезы, выдвинутой в начале проекта, было принято решение об использовании в учебно-воспитательном процессе системно-деятельностного подхода.  

II  этап:   основной (формирующий )

Содержание образования несильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных  учебных действиях, без которых ученик не сможет быть успешным  на следующих ступенях образования.  

     Сегодня наряду с традиционным вопросом  «Чему учить?»   передо мной стал и другой   «Как учить?»  или точнее  «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы:  «Чему мне нужно научиться?» , «Как мне этому научиться?»  

    С 1 сентября  2011 года я стал  работать в рамках данного проекта.  Вся работа по проекту была разбита на следующие этапы:

1 этап – подготовительный:

- изучение психолого-педагогической литературы по проблеме проекта;

- анализ стартовой диагностики  восьмиклассников

2 этап основной (формирующий): организация  учебно-воспитательного процесса в рамках системно-деятельностного подхода.

  1. этап – итоговый (обобщающий):

- анализ вторичной диагностики , с целью подтверждения или опровержения гипотезы;

- анализ проделанной работы по проекту;

- подготовка методических рекомендаций по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.

  В рамках формирующего этапа работы над проектом каждый раз, составляя проект очередного урока,  я задавал себе одни и те же вопросы:

- как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение?

- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке?

- какие методы и средства обучения выбрать?

- как организовать собственную деятельность и деятельность учеников?

- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций?

     Помимо этого, в рамках работы по системно-деятельностному подходу, я осваивал и применял на уроках новые современные технологии:

- игровые (деловые, сюжетные);

- коммуникативные (технологии общения в группах, в парах, учебные диалоги, дискуссии);

- исследовательские (проблемно- поисковые технологии);

- здоровьесберегающие технологии;

- компьютерные технологии.

     А также организовывал процесс обучения и воспитания, основываясь на следующей системе дидактических принципов:

1) принцип деятельности,  заключающийся в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных

психологических особенностей развития детей.

3) принцип целостности, предполагающий формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) принцип минимакса, заключающийся в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) принцип психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) принцип вариативности, предполагающий формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях

выбора.

7) принцип творчества,  означающий максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

  В своей деятельности, я также старалась применять активные способы, методы, приемы и формы организации учебно-воспиательного процесса,  которые успешно применяет мой наставник.

   Таким образом, на основе анализа педагогической литературы,  и собственной педагогической деятельности я пришел к выводу, что основная особенность системно -деятельностного  подхода заключается в том, что новые знания не должны   даваться в готовом виде.

Дети должны «открывать» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель  лишь направляет  эту деятельность  и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия.  Тогда   полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.   Ещѐ одной особенностью использования системно-деятельностного  подхода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности.

 III  этап: итоговый этап

 В начале работы по данному проекту нами была выдвинута гипотеза: «Применение  системно-деятельностного  подхода на уроках способствует эффективному формированию саморазвития, самопознания, самовоспитания  школьников».

 С 1 сентября 2011 года, на основании данных полученных при старовой диагностики учащихся   я начал организовывать учебный процесс в рамках системно-деятельностного подхода. В феврале 2012 года психологом и мною была проведена вторичная диагностика учащихся, с целью подтверждения или опровержения  гипотезы.  Результаты диагностики представлены в таблицах.

Сводная таблица  достижений по ОБЖ в 8 классах в 2011-2012 учебном году

 

темы

Тема

По состоянию на:

1

Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах

1.09.2011

4,3

4,1

3,7

3,7

3,6

1.02.2012

4,4

4,3

3,7

3,6

3,6

2

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

1.09.2011

4,2

4,0

3,8

3,7

3,7

1.02.2012

4,3

4,3

3,6

3,6

3,7

3

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

1.09.2011

3,8

3,9

3,8

3,8

3,6

1.02.2012

4,0

3,7

3,7

3,6

3,6

                                  Динамика успешности по ОБЖ 8-х классов в сентябре 2011  году.

Динамика успешности по ОБЖ 8-х классов в феврале 2012  году.

Таким образом, мое предположение о том, что применение системно-деятельностного  подхода на уроках способствует эффективному формированию саморазвития, самопознания, самовоспитания школьников получило практическое подтверждение.

Ведь  не случайно китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Мною было выяснено, что   системно-деятельностный подход  предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Для нас, учителей, принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность учителя и учащихся основная на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.

ВЫВОД:

Поставленная в начале проекта гипотеза о том, что применение системно- деятельностного подхода на уроках способствует эффективному формированию саморазвития, самопознания, самовоспитания получила практическое подтверждение.

Конечным продуктом проекта явились «Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода», которые могут быть рекомендованы как молодым учителям, только начинающим осваивать педагогическую профессию, так и опытным педагогам, которым только предстоит работа в условиях реализации ФГОС. (федерального  государственного общеобразовательного стандарта)

Литература:

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению

:  //Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса»

Исследовательский проект по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса» ...

Презентация к исследовательскому проекту по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса»

Презентация к исследовательскому проекту по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса» ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС"

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» Б.Шоу.Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования. Реальность образовате...

Выступление на педагогическом совете по теме "Системно - деятельностный подход на уроках в основной школе", 2020г

В данном материале содержится информация о системно-деятельностном подходе на уроках...

Выступление на педагогическом совете на тему "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения"

Выступление на педагогическом совете не тему "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения" содержит материал о системно-деятельностном подходе к обучению как...

Материал для педагогического совета на тему «Системно-деятельностный подход как методология формирования УУД в условиях реализации ФГОС»

Материал для педагогического совета на тему "Системно-деятельностный подход как методология формирования УУД в условиях реализации фГОС" подготовлен с целью проведения тематического педагоги...