Педагогический проект на тему: «Системно-деятельностный подход как средство развития личности в условиях реализации ФГОС второго поколения
проект по обж по теме
Федеральный государственный стандарт определил цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. В связи с этим актуальным становится создание системы работы на основе системно-деятельностного подхода. Именно это и послужило основой для работы над данным проектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мой проект | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
на тему:
«Системно-деятельностный подход как средство развития личности в условиях реализации ФГОС второго поколения»
Проект выполнил:
Преподаватель – организатор ОБЖ
Козырев Александр Александрович
г. Михайловск
2013г
«Системно-деятельностный подход как средство развития личности в условиях реализации ФГОС второго поколения»
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность проекта. В новых социально-экономических условиях всё более возрастает значение образования в формировании личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Это требует как создания новых образовательных концепций, так и разработки методов и средств, способных реализовать такие концепции.
В Российскую школу пришел новый образовательный стандарт, который предъявляет новые требования к деятельности учителя. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, способствующий формированию универсальных учебных действий.
Федеральный государственный стандарт определил цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. В связи с этим актуальным становится создание системы работы на основе системно-деятельностного подхода. Именно это и послужило основой для работы над данным проектом.
Целью данного проекта является разработка в рамках системно-деятельностного подхода приёмов, методов, форм, способов, организации учебно-познавательной деятельности на уроке, обеспечивающей эффективное формирование способностей к саморазвитию, самопознанию, самовоспитанию школьников.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме проекта;
- изучить и проанализировать опыт учителей, работающих в рамках системно- деятельностного подхода;
- отобрать активные формы, методы, приемы организации учебно-воспитательного процесса;
- разработать методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.
В проекте использовались следующие методы исследования:
-теоретические: анализ психолого-педагогической литературы,
-эмпирические: наблюдение, анкетирование, количественная и качественная обработка статистических данных.
Предполагаемый результат проекта: повышение уровня саморазвития, самопознания, самовоспитания школьников.
Конечный продукт проекта: методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Срок реализации проекта: 1 год
Глава 1.Теоретические основы применения системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе.
1.1 Сущность системно-деятельностного подхода.
В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, которые отмечали, что деятельность – это особая целостность, включающая различные компоненты: мотивы, цели, действия.
П. Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: «Для чего человек учится? И ответил: «Не для того, чтобы научиться что-либо делать, а для того, чтобы узнать, как это надо делать»
Поэтому, цель обучения - дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.
Таким образом, в теоретической части проекта мною была дана сущностная характеристика системно-деятельностного подхода, были определены основные психолого-педагогические условия для его реализации.
Глава 2. Практическая работа по реализации проекта.
I этап: первичная ( стартовая) диагностика.
При переходе в старшие классы ( 8 класс) необходимо правильно определить, насколько он психологически подготовлен, так как от этого зависит его дальнейшая учеба, а также его психологическое здоровье. Одной из причин того, что не все ученики справляются со школьной программой, является психологическая неподготовленность к взрослой жизни.
Психологические особенности учащихся в первую очередь должен знать учитель для того, чтобы правильно организовать учебный процесс, чтобы облегчить учебу своих воспитанников, суметь определить их недостатки в системе знаний. С этой целью и проводится диагностика, собеседование, тестирование , особенно учеников 8 классов.
Диагностика готовности к обучению в старших классах проводилась мною в сентябре месяце.
При анализе диагностики выявлены 3 основных блока (направлений), по которым проходило обследование:
-познавательные процессы;
-личностные особенности;
-знания основных положений курса ОБЖ
Результаты диагностики по этим блокам представлены в таблице.
Категории иследования | Кол-во человек в паралели | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Познавательные процессы | ||||
общие знания | 134 | 36 | 76 | 22 |
обобщение | 34 | 74 | 26 | |
память | 37 | 52 | 45 | |
личностные особенности | ||||
обязательность | 134 | 41 | 63 | 30 |
добросовестность | 28 | 74 | 32 | |
любознательность | 16 | 90 | 28 | |
знания основных положений курса ОБЖ | ||||
1. потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности | 134 | 25 | 68 | 41 |
2. правила поведения при угрозе террористического акта; | 16 | 95 | 23 | |
3.потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности | 12 | 87 | 35 |
Из таблицы видно, что в 8 классах большинство детей имеют средний уровень готовности к учебе в старших классах школы. С помощью таблицы можно проследить, какое количество детей испытывает трудности в той или иной сфере, тем самым скорректировать свою работу. Так, например, из таблицы видно, что в классе много детей будут испытывать трудности с обязательностью и добросовестностью в выполнении домашних заданий и поручений, а также в изучении раздела программы потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности.
Имея эту информацию, можно конструктивно строить свою работу. Эта информация использовалась при подготовке к урокам и выборе домашнего задания. Общая картина подготовки учащихся по исследуемым блокам представлена в диаграмме.
Познавательные процессы
Личностные особенности
знания основных положений курса ОБЖ
Примечания: (название разделов)
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности
- правила поведения при угрозе террористического акта;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности
Таким образом, при работе с детьми необходимо учитывать индивидуальные и личностные особенности учеников.
На основе анализа результатов стартовой диагностики и для подтверждения гипотезы, выдвинутой в начале проекта, было принято решение об использовании в учебно-воспитательном процессе системно-деятельностного подхода.
II этап: основной (формирующий )
Содержание образования несильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных действиях, без которых ученик не сможет быть успешным на следующих ступенях образования.
Сегодня наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» передо мной стал и другой «Как учить?» или точнее «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» , «Как мне этому научиться?»
С 1 сентября 2011 года я стал работать в рамках данного проекта. Вся работа по проекту была разбита на следующие этапы:
1 этап – подготовительный:
- изучение психолого-педагогической литературы по проблеме проекта;
- анализ стартовой диагностики восьмиклассников
2 этап основной (формирующий): организация учебно-воспитательного процесса в рамках системно-деятельностного подхода.
- этап – итоговый (обобщающий):
- анализ вторичной диагностики , с целью подтверждения или опровержения гипотезы;
- анализ проделанной работы по проекту;
- подготовка методических рекомендаций по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.
В рамках формирующего этапа работы над проектом каждый раз, составляя проект очередного урока, я задавал себе одни и те же вопросы:
- как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение?
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке?
- какие методы и средства обучения выбрать?
- как организовать собственную деятельность и деятельность учеников?
- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций?
Помимо этого, в рамках работы по системно-деятельностному подходу, я осваивал и применял на уроках новые современные технологии:
- игровые (деловые, сюжетные);
- коммуникативные (технологии общения в группах, в парах, учебные диалоги, дискуссии);
- исследовательские (проблемно- поисковые технологии);
- здоровьесберегающие технологии;
- компьютерные технологии.
А также организовывал процесс обучения и воспитания, основываясь на следующей системе дидактических принципов:
1) принцип деятельности, заключающийся в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных
психологических особенностей развития детей.
3) принцип целостности, предполагающий формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) принцип минимакса, заключающийся в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) принцип психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) принцип вариативности, предполагающий формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях
выбора.
7) принцип творчества, означающий максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
В своей деятельности, я также старалась применять активные способы, методы, приемы и формы организации учебно-воспиательного процесса, которые успешно применяет мой наставник.
Таким образом, на основе анализа педагогической литературы, и собственной педагогической деятельности я пришел к выводу, что основная особенность системно -деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не должны даваться в готовом виде.
Дети должны «открывать» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Тогда полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Ещѐ одной особенностью использования системно-деятельностного подхода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности.
III этап: итоговый этап
В начале работы по данному проекту нами была выдвинута гипотеза: «Применение системно-деятельностного подхода на уроках способствует эффективному формированию саморазвития, самопознания, самовоспитания школьников».
С 1 сентября 2011 года, на основании данных полученных при старовой диагностики учащихся я начал организовывать учебный процесс в рамках системно-деятельностного подхода. В феврале 2012 года психологом и мною была проведена вторичная диагностика учащихся, с целью подтверждения или опровержения гипотезы. Результаты диагностики представлены в таблицах.
Сводная таблица достижений по ОБЖ в 8 классах в 2011-2012 учебном году
№ темы | Тема | По состоянию на: | 8А | 8Б | 8В | 8Г | 8Д |
1 | Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах | 1.09.2011 | 4,3 | 4,1 | 3,7 | 3,7 | 3,6 |
1.02.2012 | 4,4 | 4,3 | 3,7 | 3,6 | 3,6 | ||
2 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. | 1.09.2011 | 4,2 | 4,0 | 3,8 | 3,7 | 3,7 |
1.02.2012 | 4,3 | 4,3 | 3,6 | 3,6 | 3,7 | ||
3 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | 1.09.2011 | 3,8 | 3,9 | 3,8 | 3,8 | 3,6 |
1.02.2012 | 4,0 | 3,7 | 3,7 | 3,6 | 3,6 |
Динамика успешности по ОБЖ 8-х классов в сентябре 2011 году.
Динамика успешности по ОБЖ 8-х классов в феврале 2012 году.
Таким образом, мое предположение о том, что применение системно-деятельностного подхода на уроках способствует эффективному формированию саморазвития, самопознания, самовоспитания школьников получило практическое подтверждение.
Ведь не случайно китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Мною было выяснено, что системно-деятельностный подход предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Для нас, учителей, принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность учителя и учащихся основная на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.
ВЫВОД:
Поставленная в начале проекта гипотеза о том, что применение системно- деятельностного подхода на уроках способствует эффективному формированию саморазвития, самопознания, самовоспитания получила практическое подтверждение.
Конечным продуктом проекта явились «Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода», которые могут быть рекомендованы как молодым учителям, только начинающим осваивать педагогическую профессию, так и опытным педагогам, которым только предстоит работа в условиях реализации ФГОС. (федерального государственного общеобразовательного стандарта)
Литература:
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению
: //Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса»
Исследовательский проект по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса» ...
Презентация к исследовательскому проекту по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса»
Презентация к исследовательскому проекту по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса» ...
Педагогический опыт по теме: «Системно - деятельностный подход работы на уроках», учителя физической культуры
Обобщение педагогического опта...
Обобщение педагогического опыта по теме "Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС"
«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» Б.Шоу.Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования. Реальность образовате...
Выступление на педагогическом совете по теме "Системно - деятельностный подход на уроках в основной школе", 2020г
В данном материале содержится информация о системно-деятельностном подходе на уроках...
Выступление на педагогическом совете на тему "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения"
Выступление на педагогическом совете не тему "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения" содержит материал о системно-деятельностном подходе к обучению как...
Материал для педагогического совета на тему «Системно-деятельностный подход как методология формирования УУД в условиях реализации ФГОС»
Материал для педагогического совета на тему "Системно-деятельностный подход как методология формирования УУД в условиях реализации фГОС" подготовлен с целью проведения тематического педагоги...