Технология развивающего обучения как средство развития конкурентноспособной личности в условиях реализации ФГОС НОО
презентация к уроку по теме
- Раскрыть понятие "конкурентноспособность"
- Эффективность использования деятельностных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_30.10.12_na_sayt.pptx | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В современных социально-экономических условиях жизни нашего общества, главной задачей образования является воспитание и обучение конкурентоспособного человека и гражданина... ..важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа XXI века – это институт, соответствующий целям опережающего развития, обеспечивающий изучение не только достижений прошлого, но и технологий будущего Задача учителя – помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.»
Конкурентноспособность Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.
Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий , позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства..
«Портрет» выпускника начальной школы в соответствии с ФГОС НОО любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Деятельностные формы и методы обучения Игровые; Ролевые; Практико-риентированные; Проблемные; Рефлексивные и т.д.
Эффективность методов обучения
Универсальные учебные действия В широком значении – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта. В более узком – совокупность способов действия учащего, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса (т.е. умение учиться).
Виды универсальных учебных действий Регулятивные (умение учиться) - умение ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Личностные (понять себя и чувства другого) – умение правильно оценивать себя и свои поступки; ребёнок начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. Коммуникативные (общение) - умение взаимодействовать в социуме, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей. Познавательные (сделать учебу интересней) – умение познавать и исследовать окружающий мир; ребёнок овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез ).
Теоретико-методологическая основа программы УУД Теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов) Культурно-историческая концепция (Л.С.Выготский) Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин) Историко-эволюционная концепция развития личности (А.Г.Асмолов) Учение о психологическом возрасте (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин) Теория «задач развития» (Р.Хевигхерст) Учение о ведущей роли обучения для развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов)
Основные характеристики развивающего обучения Активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу) Развивающее обучение учитывает и использует индивидуальные особенности личности ребёнка Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка
Развивающее обучение Цель Сущность Механизм Развитие личности и ее способностей Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности
Методы обучения создание проблемных ситуаций: ситуация учебного спора; метод решения учебных задач; учебный диалог и т.д.
Развитие личности ребёнка на этапах развивающего обучения В деятельности целеполагания воспитываются: свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность. При планировании : самостоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива, организованность. На этапе реализации целей : трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплинированность, активность. На этапе анализа формируются: отношения, честность, критерии оценки, совесть, ответственность, долг.
Вывод Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий в процессе использования технологии развивающего обучения Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться . Развитие умения учиться как «компетентности к обновлению компетенций» составляет цель образования и ключевое условие роста конкурентноспособности личности, общества и государства.
Концептуальная модель развития конкурентноспособности учащихся Конкурентоспособный выпускник Профессиональные педагоги НОВАЯ ШКОЛА образования к непрерывности и самореализации Учащиеся Педагоги Администрация Родители Партнёры управление образованием воспитание обучение социализация проектная и научно-исследователь- ская деятель- ность ИКТ технологии развивающего обучения здоровье-сберегающие технологии социальные технологии адаптации ресурсное обеспечение ресурсы функциональное ядро образовательное пространство субъекты Готовность повышение квалификации педагогических кадров, стимулирование научно-методическое обеспечение материально-техническое обеспечение дополнительное образование Санкт-Петербург как социум воспитательная работа учебный процесс внешняя среда
Комплект учебников и учебно-методических пособий «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХ I ВЕКА» Включен в Федеральный перечень учебников , учебно-методических и методических изданий, имеет гриф «Рекомендовано» Министерства образования Российской Федерации Удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования Победитель конкурса по созданию учебников нового поколения, проводимого Министерством образования Российской Федерации и Национальным фондом подготовки кадров. Обладатель книжного Оскара в номинации «Учебники ХХ I века» XIV Московской международной книжной выставки – ярмарки
Приоритетные цели «Начальной школы XXI века» Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.
Личностно- ориентированное обучение Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; Целостное гармоничное развитие личности школьника в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; Обязательная успешная деятельность; обучение в зоне «ближайшего развития». Предоставление права выбора деятельности, партнера, средств обучения; Создание условий для реализации творческих возможностей ребенка; Демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся;
Выявление, развитие и поддержка одарённых детей, склонных к занятию исследовательской деятельностью; Изменение процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. "Совята" НОУ Научное общество младших школьников ГБОУ лицея №419 Цели НОУ «Совята»
Проект «Мы зажигаем звёзды » Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 419 Петродворцового района Санкт-Петербурга стал победителем в конкурсе Приоритетного национального проекта «Образование» в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга в 2010 г.между образовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательные программы
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС.
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в ...
КОНКУРС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.
В 2015 г. творческая группа педагогов (в команде с автором идеи концепции Е.М.Степаненко) Невского района инициировала и провела первый открытый районный конкурс «Эффект радуги». Конкурс рассматривает...
Внеурочная деятельность по математике как средство развития детей в условиях реализации ФГОС.
На внеурочных занятиях по математике необходимо развивать технологию личностно-ориентированного обучения, которая полностью отвечает таким задачам: учить детей без п...
Технология развивающего обучения как средство развития конкурентоспособной личности в условиях реализации ФГОС
Текст выступления на тему "Технология развивающего обучения как средство развития конкурентоспособной личности в условиях реализации ФГОС"...
Внеурочная деятельность по математике как средство развития детей в условиях реализации ФГОС.(доклад) (форма 14)
Внеурочная деятельность по математикекак средство развития детей в условиях реализации ФГОС....