"Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по химии"
статья по химии на тему

Клок Галина Давидовна

"Программа подготовки обучающихся основного среднего образования  к олимпиадам и конкурсам по химии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klok_g.d._programma_po_podgotovke_k_olimpiadam.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании предметного методического объединения

Протокол №  5  от 09.06. 2015г.

Принято на заседании

методического совета

Протокол № 4 от  15.06.2015г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СШ № 6»

_____________/А.П.Сущая/

Приказ №   471 от  16.06.2015

"Программа подготовки обучающихся основного среднего образования  к олимпиадам и конкурсам по химии"

Составитель:

. учитель Клок Галина Давидовна

высшая кв.категория

г.Нижневартовск

2015 - 2016 учебный год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Работа с одаренными детьми по химии и биологии  на 2016-2020 годы

Основания для разработки программы:

  1. Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.;
  2. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1
  3. Приоритетный национальный проект «Образование»
  4. Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 3.10.2002 г.
  5. Постановление Правительства РФ от23.05.2016г №497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020г»
  6. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020г.

Цель программы

создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи программы

  1. изучить природу детской одаренности; выявить и отобрать как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;
  2. развивать у обучающихся психологические качества, необходимые для успешного решения задач в ситуации повышенных интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок;
  3. создать условия, обеспечивающих развитие мотивации;
  4.  стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся;
  5. создать базы данных в рамках Программы;
  6. внедрить в учебный процесс интерактивные технологии;
  7. учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
  8. разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной и средней школе;
  9. создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области естествознания;
  10. подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;
  11. обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.

Основные направления программы

1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по химии и биологии

2) исследовательская деятельность учащихся, проектная деятельность;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы;

Принятие программы

16 июня 2016г.

Ожидаемые результаты программы

положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах, проектных конкурсах;

рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности.

Сроки и этапы реализации программы

1 этап – сентябрь –октябрь 2016- организационный  

2 этап – 2016–2018 гг. – диагностико практический

3 этап –2018- 2020– обобщающий

Актуальность проблемы обучения одаренных детей для современной системы образования отражает осознание государством особой ценности творческого потенциала его граждан. В ситуации снижения образовательного уровня населения страны, утечки интеллектуальных ресурсов, снижения заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей приоритетной задачей государства и общества в целом становится выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей.

Этапы реализации:        

I. Организационный этап (сентябрь 2016г.)

  • создание и организацию деятельности координационного совета;
  • создание нормативно-правовой базы;
  • обеспечение материально-технической базы;
  • создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
  • создание базовых предметных групп;
  • изучение диагностических мероприятий по выявлению одаренности; контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
  • отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
  • создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, начальной, средней школы, системы дополнительного образования
  • организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности; обучение педагога работе с одаренными детьми через курсы повышения квалификации, семинары, педсоветы, самообразование
  • разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

II. Практический этап (сентябрь 2016 - 2019 г.)

Данный этап предполагает:

  • реализацию индивидуальной программы педагога по работе с одаренными детьми;
  • расширение форм работы с одарёнными детьми;
  • выявление одаренных детей на ранних этапах развития;
  • организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
  • использование метода проектов;
  • учет индивидуальных достижений, обучающихся;
  • переход на систему портфолио;
  • отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
  • обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

III. Обобщающий этап (2019 –2020г)

На данном этапе предполагается:

  • определение проблем, возникших в ходе реализации программы,
  • пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении;
  • соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями,
  • распространение опыта работы педагога;
  • проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных детей,
  • создание банка педагогического опыта в работе с одаренными;

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  • Системный подход
  • Личностный подход
  • Деятельностный подход
  • Культурологический подход

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
  • принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
  • принцип свободы выбора учащимися предметных секций;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Результатом программы должно стать:

  • положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах;
  • рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности, интеллектуальных конкурсах;
  •  повышение социального престижа школы; 
  • развитие потенциала учителя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • творческие мастерские;
  • групповые занятия ;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • научно-исследовательские проекты;
  • конференции.

Теоретические положения

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо значимая задача обучения одаренных детей. Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям «любознательность», а последняя в устойчивое психическое образование

«познавательную потребность».

Отличительные особенности одаренных детей:

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения

человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В рамках деятельностного подхода в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) одаренность понимается как совокупность особенностей личности, позволяющая достичь высоких результатов в какой-либо деятельности. По этим результатам она и оценивается, подразделяясь на общую (проявляющуюся в широком спектре разнообразной деятельности) и специальную (проявляющуюся в конкретных видах деятельности).

Одаренность проявляется не только в высоком уровне конечного результата, но и в творческом характере самого процесса деятельности по его достижению. Эта деятельность одаренной личности нестандартна, включает новые способы, непохожие на уже известные.

И.Я. Лернер выделяет интеллектуальную и творческую одаренность. Похожих взглядов придерживался автор концепции творческого мышления П. Торренс, утверждавший на основании экспериментальных данных, что способности к созданию творческих продуктов (креативность) довольно слабо коррелируют с общими интеллектуальными способностями. Наличие указанных двух видов одаренности подтверждается исследованиями Д. Гилфорда, Д. Б. Богоявленской и др. Для создания готового творческого продукта требуются оба типа способностей.

По А.М. Матюшкину, основа одаренности личности – творческий потенциал, заложенный в каждом ребенке и развивающийся по мере взросления при создании соответствующих условий. Признаки одаренности по Матюшкину: доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская творческая активность, способности к достижению нестандартных решений и прогнозированию.

Н.С. Лейтес подчеркивает, что формирование и рост способностей всегда происходит в социальной среде, где исключительные задатки могут как развиться, так и деградировать.

В.Т. Кудрявцев отмечал, что развитие способностей происходит в процессе разрешения проблемных ситуаций, причем у ребенка развивается особый стиль умственной деятельности, исследовательская активность и самостоятельность.

По В.С. Мерлину, общие способности могут развиваться на основе разных задатков и достигать высокого уровня развития разными путями за счет компенсаторных механизмов в рамках индивидуального стиля деятельности.

Дж. Рензулли включает в понятие одаренности три характеристики личности: высокоразвитые интеллектуальные способности, творческий подход, а также высокий уровень мотивации и настойчивости в решении поставленных задач.

А. Шведел рассматривает одаренность как постепенно развивающееся свойство человека в контексте системы «человек-среда», в становлении которого играет значительную роль ранний детский опыт.

Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку отдельные компоненты одаренности у различных людей могут быть выражены в разной степени. Одаренность может состояться только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволят компенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Яркая одаренность или талант свидетельствуют о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных деятельностью, а также об интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу.


  1. План работы с одаренными детьми

Основные направления

Сроки

Ответственные

  1. Организационная работа

1.1

Корректировка плана работы с ОД.

Август 2016

администрация

1.2

Участие педагогов в работе экспериментальной площадки по теме «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса в школе, направленного на выявление и развитие одаренных детей»

Сентябрь 2016

администрация

  1. Диагностическая работа

2.1

Подготовка диагностических материалов  (анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.).

2016-2017

администрация

2.2

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности.

2016-2017

Классные руководители

2.3

Диагностика родителей и индивидуальные беседы.

2016-2017

В течение года

2.4

Выявление и отбор одаренных, талантливых детей. Составление базы данных ОД, ее пополнение.

Учителя предметники, кл руководители, психологи

  1. Работа с ОД по индивидуальным планам

3.1

Составление индивидуальных планов  работы с ОД.

2017-2018

Учителя – предметники

3.2

Реализация индивидуальных планов работы с ОД

2017-2018

Учителя – предметники,психологи

3.3

Разработка мониторинга результативности работы с одаренными детьми

2017-2018

Учителя – предметники, психологи

3.4

Разработка методических материалов, рекомендаций по подготовке детей к предметным олимпиадам

2017-2018

Администрация, учителя предметники

  1. Интеллектуальное развитие ОД

4.1

Подготовка материалов для проведения школьного тура олимпиад.

2017-2018

Учителя – предметники

4.2

Индивидуальные занятия с обучающимися по индивидуальной образовательной траектории

2017-2018

4.3

Участие в школьном туре олимпиад.

2018-2020

4.4

Участие в муниципальном туре олимпиад.

2018-2020

4.5

Участие в конкурсах, выставках, конференциях.

2018-2020

Учителя – предметники

4.6

Мониторинг результативности работы с ОД. Пополнение данной электронной базы.

2018-2020

Учителя – предметники,

 администрация

4.7

Организация творческих  отчетов, выставок, смотров.

2018-2020

администрация

  1. Работа научного общества учащихся

5.1

Выбор тем для исследовательской работы, закрепление руководителей. Индивидуальные консультации.

2018-2020

Руководители исследовательской работы

5.2

Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме.

2018-2020

Руководители исследовательской работы, учителя предметники

5.3

Овладение навыками работы на компьютере, их совершенствование.

2018-2020

Руководители исследовательской работы

5.4

Сбор материала по теме исследования, индивидуальные консультации.

В течение года

Руководители исследовательских работ

5.5

Практическое занятие с учащимися: «Требования к оформлению исследовательских работ».  Индивидуальные консультации.

2018-2020

Руководители исследовательской работы

5.6

Завершение исследовательских работ. Рецензирование работ руководителями

2018-2020

Руководители исследовательской работы

5.7

Практическое занятие “Методика защиты исследовательских работ”. Индивидуальные консультации.

2020

Руководители исследовательских работ

5.8

Школьная научно-практическая конференция

2020

Февраль

Учителя – предметники

администрация

5.9

Муниципальная научно – практическая конференция

2020

март

Учителя предметники, администрация

5.10

Муниципальная научно – практическая конференция «Шаг в будущее»

2020

апрель

5.11

Оформление электронного «Сборника исследовательских  работ учащихся».

2020

апрель

администрация

5.12

поведение итогов.  Планирование работы  на следующий год.

2020

  1. Методическое сопровождение

6.1

Сбор и подготовка аналитической информации:

- формирование и своевременное пополнение базы данных ОД;

- отчет по реализации индивидуальных планов работы с ОД;

- анализ результатов олимпиад;

 - мониторинг результативности работы с  ОД.

2020

В течение года

В течение года

Заместители директора, учителя – предметники, руководители исследовательских работ

6.2

Сбор и систематизация  методических материалов по работе с одаренными детьми.

2020

В течение года

Учителя предметники,

 администрация

6.3

Создание портфолио одаренных детей

2018-2020

Классные руководители, учителя предметники, родители, психологи

6.4

Итоги работы с ОД в 2016/2020 учебном году.

2020

Май

администрация


Литература:

  1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. М., 2003. http://www.edu.tomsk.ru/olimpiada2006/18100604.doc
  2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, - № 9. – 1990.
  3. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.
  4. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

Интернет ресурсы

  1. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа http://минобрнауки.рф/
  2. Работа с одаренными детьми. http://www.effecton.ru/762.html

Приложение1

Шкала рейтинга поведенческих характеристик Дж.Рензулли

Ф.И.учащегося ________________________________________________________________

Дата: _________________________________________________________________________

Школа _________ класс _________ возраст ________ учитель __________________________

Как давно вы знаете этого ребенка? ________________________________________________

Инструкция

Эта шкала составлена для того, чтобы учитель мог дать характеристики учащимся в познавательной мотивации, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать вне связи с другими пунктами. Так как 4 шкалы представляют относительно разные стороны поведения и по разным шкалам не суммируются все вместе. Внимательно прочтите утверждение и поставьте соответствующий балл согласно следующему описанию:

1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;

2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;

3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;

4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти всегда.

Список класса:

№ п/п

Фамилия Имя учащегося

№ п/п

Фамилия Имя учащегося

1

16

2

17

3

18

4

19

5

20

6

21

7

22

8

23

9

24

10

25

11

26

12

27

13

28

14

29

15

30

Приложение 2

Характеристики

№ учащегося по списку класса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Шкала 1. Познавательные характеристики

1. Обладает довольно большим для этого возраста или класса запасом слов, использует термины с пониманием, речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью

2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящих за пределы обычных интересов детей этого возраста)

3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию

4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей

5.Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно «видит больше» или «извлекает больше» из рассказа, фильма, из того, что происходит, чем другие

Подсчитайте по каждой колонке:

«1»  -

«2» -

«3» -

«4» -

И умножьте на соответствующее количество баллов

Сложите полученные числа

Общий показатель

Шкала 2. Мотивационные характеристики

1. Полностью «уходит» в определенные темы, проблемы, настойчиво стремится к завершению (иногда трудно привлечь к другим темам, заданиям)

2. Легко впадает в скуку от обычных заданий

3. Стремится к совершенству; отличается самокритичностью

4. Предпочитает работать самостоятельно, требует лишь минимального направления от учителя

5. Имеет склонность организовать людей, предметы, ситуации

Подсчитайте по каждой колонке:

«1»  -

«2» -

«3» -

«4» -

И умножьте на соответствующее количество баллов

Сложите полученные числа

Общий показатель

Шкала 3. Творческие характеристики

1. Проявляет большую сообразительность в отношении многого, задает обо всем вопросы

2. Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы

3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда раздражен и горяч, а в дискуссии настойчив

4. Может рисковать, имеет склонность к приключениям

5. Проявляется склонность к игре с идеями; фантазирует, представляет: «Что будет, если…», занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов, систем

6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным

7. Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к иррациональному в себе (более свободное выражение «девчоночьих» интересов у мальчиков, большая независимость у девочек); эмоционально чувствителен

8. Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические стороны, интересуется деталями

9. Не подвержен влиянию группы; не терпит беспорядок, не боится быть отличным от других

10. Дает конструктивную критику. Не склонен принимать авторитеты без критического изучения

Подсчитайте по каждой колонке:

«1»  -

«2» -

«3» -

«4» -

И умножьте на соответствующее количество баллов

Сложите полученные числа

Общий показатель

Шкала 4. Лидерские характеристики

1. проявляет ответственность, делает то. Что обещает, и обычно делает это хорошо

2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу

3. Хорошо выражает свои мысли и чувства; хорошо и обычно понятно говорит

4. Может находиться с людьми, общителен, предпочитает на оставаться в одиночестве

5. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует

Подсчитайте по каждой колонке:

«1»  -

«2» -

«3» -

«4» -

И умножьте на соответствующее количество баллов

Сложите полученные числа

Общий показатель


Приложение 3

Методика определения и оценки оперативной слуховой памяти

Процедура обследования проводится следующим образом: ребенку с интервалом в 1 сек. поочередно зачитываются следующие четыре набора слов:

I

II

III

IV

Месяц

Дерево

Прыгать

Желтый

Кукла

Сумка

Ковер

Стакан

Плыть

Тяжелый

Книга

Яблоко

Вилка

Диван

Шутить

Смелый

Пальто

Телефон

Школа

Человек

Спать

Красный

Тетрадь

Цветок

   После прослушивания каждого из наборов слов ребенку примерно через 5 секунд после окончания чтения набора экспериментатор начинает, не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалами в 5 секунд между отдельными словами:

   стакан, школа, вилка, пуговица, ковер, месяц, стул, человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный, лебедь, картинка, тяжелый, плыть, мяч, желтый, дом, прыгать, тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, лежать, слон.

   Ребенок должен на слух обнаружить в длинном наборе те слова, которые ему только что были представлены в соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова высказыванием «да», а его отсутствие – высказыванием «нет». На поиск каждого слова в большом наборе ребенку отводится 5 секунд. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.

Оценка результатов

   Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребенка над заданием делится на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно и слова, которые ребенок пропустил.

Методика определения опосредованной памяти

   Материалом, необходимым для проведения методики, служат лист бумаги и ручка. Перед началом обследования экспериментатор дает ребенку установку: «Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много».

   Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:

   Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.

   После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 секунд. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое. Что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение.

   Как только эксперимент закончен, экспериментатор просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.

Оценка результатов

   За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово, или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов.

    Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребенок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимальная возможная оценка – 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.

Выводы об уровне развития

10 баллов – опосредованная слуховая память развита очень высоко

8-9 баллов - опосредованная слуховая память развита высоко

4-7 баллов - опосредованная слуховая память развита средне

2-3 балла - опосредованная слуховая память развита низко

0-1 балл – развита слабо


Приложение 4

Характеристики доминирующих способностей ребенка

  1. Интеллектуальные способности
  1. 1.1. Усваивает новые знания очень быстро и все схватывает легко.
  2. 1.2. Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических, повседневных ситуациях.
  3. 1.3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное. Догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает  причины поступков других людей, мотивы их поведения.
  4. 1.4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  5. 1.5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
  6. 1.6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, без затруднений выражает свою мысль.
  7. 1.7. Любит читать книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или на два.
  8. 1.8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
  9. 1.9. задает очень много вопросов. Имеет много разных интересов, по поводу которых часто спрашивает взрослых.
  10. 1.10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
  11. 1.11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.
  12. 1.12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
  1. Художественные способности

2.1. В своих рисунках и картинках изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).

2.2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

2.3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении. Описании какого-то события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок. Открыток и т.д.).

2.4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка. Композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

2.5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит. Создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).

2.6. Прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроение.

2.7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

2.8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изобразить события или вещи в трех измерениях и пространственно.

  1. Музыкальный талант

3.1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.

3.2. Хорошо поет.

3.3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

3.4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

3.5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

3.6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.

3.7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

3.8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

  1. Способности к занятиям научной работой

4.1. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).

4.2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.

4.3. Обладает способностью выше средней к пониманию абстрактных понятий, к установлению обобщений.

4.4. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительными восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

4.5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем читает книги художественные, детективы и пр.

4.6. Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями, или если его «эксперимент» не получился.

4.7. Пытается выяснить причины и смысл событий.

4.8. Проводит много времени над созданием собственные «проектов»: конструирование радиоприемника, построение телескопа, летательного аппарата, собирание коллекции и т.д.

4.9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

  1. Литературное дарование
  1. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

  1. Способности технические

6.1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.

6.2. Интересуется механизмами и машинами.

6.3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.

6.4. Может чинить несложные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

6.5. Определяет причины капризов механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

6.6. Любит чертить чертежи и рисовать наброски механизмов.

6.7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин, механизмов.

  1. Способности к спорту

7.1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.

7.2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

7.3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре).

7.4. Бегает быстрее всех в классе.

7.5. По сравнению со сверстниками хорошо развита координация движений, двигается легко и грациозно.

7.6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

7.7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии

Одной из приоритетных задач современного образования является выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей. Национальная  образовательная  инициатива  «Наша...

“Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по английскому языку”

“Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по английскому языку”...

Программа подготовки обучающихся основного общего образования к олимпиадам и конкурсам по английскому языку

Данная программа позволит подготовить обучающихся к олимпиадам и конкурсам разного уровня, повысит интерес к предмету, тем самым мотивируя школьников к изучению иностранного языка....

Программа "Подготовки обучающихся к олимпиаде по технологии"

данная программа помогает учащимся подготовится к олимпиаде...

Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии

Программа подготовки обучающихся основного среднего образования  к олимпиадам и конкурсам по географии...

Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по немецкому языку

Разработка программы подготовки школьников к олимпиаде по немецкому языку направлена на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способности по предмету....

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью. " Олимпиада по родному языку для 9 класса"

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью.  " Олимпиада по родному языку для 9 класса" может быть использована как на уроке дл...