"Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по химии"
статья по химии на тему
"Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по химии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klok_g.d._programma_po_podgotovke_k_olimpiadam.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании предметного методического объединения Протокол № 5 от 09.06. 2015г. | Принято на заседании методического совета Протокол № 4 от 15.06.2015г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СШ № 6» _____________/А.П.Сущая/ Приказ № 471 от 16.06.2015 |
"Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по химии"
Составитель:
. учитель Клок Галина Давидовна
высшая кв.категория
г.Нижневартовск
2015 - 2016 учебный год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Работа с одаренными детьми по химии и биологии на 2016-2020 годы |
Основания для разработки программы: |
|
Цель программы | создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями. |
Задачи программы |
|
Основные направления программы | 1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по химии и биологии 2) исследовательская деятельность учащихся, проектная деятельность; 3) интеллектуальные и творческие конкурсы; |
Принятие программы | 16 июня 2016г. |
Ожидаемые результаты программы | положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах, проектных конкурсах; рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности. |
Сроки и этапы реализации программы | 1 этап – сентябрь –октябрь 2016- организационный 2 этап – 2016–2018 гг. – диагностико практический 3 этап –2018- 2020– обобщающий |
Актуальность проблемы обучения одаренных детей для современной системы образования отражает осознание государством особой ценности творческого потенциала его граждан. В ситуации снижения образовательного уровня населения страны, утечки интеллектуальных ресурсов, снижения заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей приоритетной задачей государства и общества в целом становится выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей.
Этапы реализации:
I. Организационный этап (сентябрь 2016г.)
- создание и организацию деятельности координационного совета;
- создание нормативно-правовой базы;
- обеспечение материально-технической базы;
- создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
- создание базовых предметных групп;
- изучение диагностических мероприятий по выявлению одаренности; контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
- отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
- создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, начальной, средней школы, системы дополнительного образования
- организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности; обучение педагога работе с одаренными детьми через курсы повышения квалификации, семинары, педсоветы, самообразование
- разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.
II. Практический этап (сентябрь 2016 - 2019 г.)
Данный этап предполагает:
- реализацию индивидуальной программы педагога по работе с одаренными детьми;
- расширение форм работы с одарёнными детьми;
- выявление одаренных детей на ранних этапах развития;
- организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- использование метода проектов;
- учет индивидуальных достижений, обучающихся;
- переход на систему портфолио;
- отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
- обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
III. Обобщающий этап (2019 –2020г)
На данном этапе предполагается:
- определение проблем, возникших в ходе реализации программы,
- пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении;
- соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями,
- распространение опыта работы педагога;
- проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных детей,
- создание банка педагогического опыта в работе с одаренными;
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
- Системный подход
- Личностный подход
- Деятельностный подход
- Культурологический подход
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
- принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
- принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
- принцип свободы выбора учащимися предметных секций;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Результатом программы должно стать:
- положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах;
- рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности, интеллектуальных конкурсах;
- повышение социального престижа школы;
- развитие потенциала учителя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей.
Формы работы с одаренными учащимися.
- творческие мастерские;
- групповые занятия ;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские проекты;
- конференции.
Теоретические положения
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо значимая задача обучения одаренных детей. Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям «любознательность», а последняя в устойчивое психическое образование
«познавательную потребность».
Отличительные особенности одаренных детей:
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения
человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В рамках деятельностного подхода в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) одаренность понимается как совокупность особенностей личности, позволяющая достичь высоких результатов в какой-либо деятельности. По этим результатам она и оценивается, подразделяясь на общую (проявляющуюся в широком спектре разнообразной деятельности) и специальную (проявляющуюся в конкретных видах деятельности).
Одаренность проявляется не только в высоком уровне конечного результата, но и в творческом характере самого процесса деятельности по его достижению. Эта деятельность одаренной личности нестандартна, включает новые способы, непохожие на уже известные.
И.Я. Лернер выделяет интеллектуальную и творческую одаренность. Похожих взглядов придерживался автор концепции творческого мышления П. Торренс, утверждавший на основании экспериментальных данных, что способности к созданию творческих продуктов (креативность) довольно слабо коррелируют с общими интеллектуальными способностями. Наличие указанных двух видов одаренности подтверждается исследованиями Д. Гилфорда, Д. Б. Богоявленской и др. Для создания готового творческого продукта требуются оба типа способностей.
По А.М. Матюшкину, основа одаренности личности – творческий потенциал, заложенный в каждом ребенке и развивающийся по мере взросления при создании соответствующих условий. Признаки одаренности по Матюшкину: доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская творческая активность, способности к достижению нестандартных решений и прогнозированию.
Н.С. Лейтес подчеркивает, что формирование и рост способностей всегда происходит в социальной среде, где исключительные задатки могут как развиться, так и деградировать.
В.Т. Кудрявцев отмечал, что развитие способностей происходит в процессе разрешения проблемных ситуаций, причем у ребенка развивается особый стиль умственной деятельности, исследовательская активность и самостоятельность.
По В.С. Мерлину, общие способности могут развиваться на основе разных задатков и достигать высокого уровня развития разными путями за счет компенсаторных механизмов в рамках индивидуального стиля деятельности.
Дж. Рензулли включает в понятие одаренности три характеристики личности: высокоразвитые интеллектуальные способности, творческий подход, а также высокий уровень мотивации и настойчивости в решении поставленных задач.
А. Шведел рассматривает одаренность как постепенно развивающееся свойство человека в контексте системы «человек-среда», в становлении которого играет значительную роль ранний детский опыт.
Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку отдельные компоненты одаренности у различных людей могут быть выражены в разной степени. Одаренность может состояться только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволят компенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Яркая одаренность или талант свидетельствуют о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных деятельностью, а также об интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу.
- План работы с одаренными детьми
№ | Основные направления | Сроки | Ответственные |
| |||
1.1 | Корректировка плана работы с ОД. | Август 2016 | администрация |
1.2 | Участие педагогов в работе экспериментальной площадки по теме «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса в школе, направленного на выявление и развитие одаренных детей» | Сентябрь 2016 | администрация |
| |||
2.1 | Подготовка диагностических материалов (анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.). | 2016-2017 | администрация |
2.2 | Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности. | 2016-2017 | Классные руководители |
2.3 | Диагностика родителей и индивидуальные беседы. | 2016-2017 В течение года | |
2.4 | Выявление и отбор одаренных, талантливых детей. Составление базы данных ОД, ее пополнение. | Учителя предметники, кл руководители, психологи | |
| |||
3.1 | Составление индивидуальных планов работы с ОД. | 2017-2018 | Учителя – предметники |
3.2 | Реализация индивидуальных планов работы с ОД | 2017-2018 | Учителя – предметники,психологи |
3.3 | Разработка мониторинга результативности работы с одаренными детьми | 2017-2018 | Учителя – предметники, психологи |
3.4 | Разработка методических материалов, рекомендаций по подготовке детей к предметным олимпиадам | 2017-2018 | Администрация, учителя предметники |
| |||
4.1 | Подготовка материалов для проведения школьного тура олимпиад. | 2017-2018 | Учителя – предметники |
4.2 | Индивидуальные занятия с обучающимися по индивидуальной образовательной траектории | 2017-2018 | |
4.3 | Участие в школьном туре олимпиад. | 2018-2020 | |
4.4 | Участие в муниципальном туре олимпиад. | 2018-2020 | |
4.5 | Участие в конкурсах, выставках, конференциях. | 2018-2020 | Учителя – предметники |
4.6 | Мониторинг результативности работы с ОД. Пополнение данной электронной базы. | 2018-2020 | Учителя – предметники, администрация |
4.7 | Организация творческих отчетов, выставок, смотров. | 2018-2020 | администрация |
| |||
5.1 | Выбор тем для исследовательской работы, закрепление руководителей. Индивидуальные консультации. | 2018-2020 | Руководители исследовательской работы |
5.2 | Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме. | 2018-2020 | Руководители исследовательской работы, учителя предметники |
5.3 | Овладение навыками работы на компьютере, их совершенствование. | 2018-2020 | Руководители исследовательской работы |
5.4 | Сбор материала по теме исследования, индивидуальные консультации. | В течение года | Руководители исследовательских работ |
5.5 | Практическое занятие с учащимися: «Требования к оформлению исследовательских работ». Индивидуальные консультации. | 2018-2020 | Руководители исследовательской работы |
5.6 | Завершение исследовательских работ. Рецензирование работ руководителями | 2018-2020 | Руководители исследовательской работы |
5.7 | Практическое занятие “Методика защиты исследовательских работ”. Индивидуальные консультации. | 2020 | Руководители исследовательских работ |
5.8 | Школьная научно-практическая конференция | 2020 Февраль | Учителя – предметники администрация |
5.9 | Муниципальная научно – практическая конференция | 2020 март | Учителя предметники, администрация |
5.10 | Муниципальная научно – практическая конференция «Шаг в будущее» | 2020 апрель | |
5.11 | Оформление электронного «Сборника исследовательских работ учащихся». | 2020 апрель | администрация |
5.12 | поведение итогов. Планирование работы на следующий год. | 2020 | |
| |||
6.1 | Сбор и подготовка аналитической информации: - формирование и своевременное пополнение базы данных ОД; - отчет по реализации индивидуальных планов работы с ОД; - анализ результатов олимпиад; - мониторинг результативности работы с ОД. | 2020 В течение года В течение года | Заместители директора, учителя – предметники, руководители исследовательских работ |
6.2 | Сбор и систематизация методических материалов по работе с одаренными детьми. | 2020 В течение года | Учителя предметники, администрация |
6.3 | Создание портфолио одаренных детей | 2018-2020 | Классные руководители, учителя предметники, родители, психологи |
6.4 | Итоги работы с ОД в 2016/2020 учебном году. | 2020 Май | администрация |
Литература:
- Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. М., 2003. http://www.edu.tomsk.ru/olimpiada2006/18100604.doc
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, - № 9. – 1990.
- Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.
- Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
Интернет ресурсы
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа http://минобрнауки.рф/
- Работа с одаренными детьми. http://www.effecton.ru/762.html
Приложение1
Шкала рейтинга поведенческих характеристик Дж.Рензулли
Ф.И.учащегося ________________________________________________________________
Дата: _________________________________________________________________________
Школа _________ класс _________ возраст ________ учитель __________________________
Как давно вы знаете этого ребенка? ________________________________________________
Инструкция
Эта шкала составлена для того, чтобы учитель мог дать характеристики учащимся в познавательной мотивации, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать вне связи с другими пунктами. Так как 4 шкалы представляют относительно разные стороны поведения и по разным шкалам не суммируются все вместе. Внимательно прочтите утверждение и поставьте соответствующий балл согласно следующему описанию:
1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;
2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;
3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;
4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти всегда.
Список класса:
№ п/п | Фамилия Имя учащегося | № п/п | Фамилия Имя учащегося |
1 | 16 | ||
2 | 17 | ||
3 | 18 | ||
4 | 19 | ||
5 | 20 | ||
6 | 21 | ||
7 | 22 | ||
8 | 23 | ||
9 | 24 | ||
10 | 25 | ||
11 | 26 | ||
12 | 27 | ||
13 | 28 | ||
14 | 29 | ||
15 | 30 |
Приложение 2
Характеристики | № учащегося по списку класса | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 1 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
Шкала 1. Познавательные характеристики | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Обладает довольно большим для этого возраста или класса запасом слов, использует термины с пониманием, речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящих за пределы обычных интересов детей этого возраста) | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию | ||||||||||||||||||||||||||||||
4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей | ||||||||||||||||||||||||||||||
5.Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно «видит больше» или «извлекает больше» из рассказа, фильма, из того, что происходит, чем другие | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подсчитайте по каждой колонке: «1» - «2» - «3» - «4» - И умножьте на соответствующее количество баллов | ||||||||||||||||||||||||||||||
Сложите полученные числа | ||||||||||||||||||||||||||||||
Общий показатель | ||||||||||||||||||||||||||||||
Шкала 2. Мотивационные характеристики | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Полностью «уходит» в определенные темы, проблемы, настойчиво стремится к завершению (иногда трудно привлечь к другим темам, заданиям) | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. Легко впадает в скуку от обычных заданий | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. Стремится к совершенству; отличается самокритичностью | ||||||||||||||||||||||||||||||
4. Предпочитает работать самостоятельно, требует лишь минимального направления от учителя | ||||||||||||||||||||||||||||||
5. Имеет склонность организовать людей, предметы, ситуации | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подсчитайте по каждой колонке: «1» - «2» - «3» - «4» - И умножьте на соответствующее количество баллов | ||||||||||||||||||||||||||||||
Сложите полученные числа | ||||||||||||||||||||||||||||||
Общий показатель | ||||||||||||||||||||||||||||||
Шкала 3. Творческие характеристики | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Проявляет большую сообразительность в отношении многого, задает обо всем вопросы | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда раздражен и горяч, а в дискуссии настойчив | ||||||||||||||||||||||||||||||
4. Может рисковать, имеет склонность к приключениям | ||||||||||||||||||||||||||||||
5. Проявляется склонность к игре с идеями; фантазирует, представляет: «Что будет, если…», занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов, систем | ||||||||||||||||||||||||||||||
6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным | ||||||||||||||||||||||||||||||
7. Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к иррациональному в себе (более свободное выражение «девчоночьих» интересов у мальчиков, большая независимость у девочек); эмоционально чувствителен | ||||||||||||||||||||||||||||||
8. Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические стороны, интересуется деталями | ||||||||||||||||||||||||||||||
9. Не подвержен влиянию группы; не терпит беспорядок, не боится быть отличным от других | ||||||||||||||||||||||||||||||
10. Дает конструктивную критику. Не склонен принимать авторитеты без критического изучения | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подсчитайте по каждой колонке: «1» - «2» - «3» - «4» - И умножьте на соответствующее количество баллов | ||||||||||||||||||||||||||||||
Сложите полученные числа | ||||||||||||||||||||||||||||||
Общий показатель | ||||||||||||||||||||||||||||||
Шкала 4. Лидерские характеристики | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. проявляет ответственность, делает то. Что обещает, и обычно делает это хорошо | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. Хорошо выражает свои мысли и чувства; хорошо и обычно понятно говорит | ||||||||||||||||||||||||||||||
4. Может находиться с людьми, общителен, предпочитает на оставаться в одиночестве | ||||||||||||||||||||||||||||||
5. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подсчитайте по каждой колонке: «1» - «2» - «3» - «4» - И умножьте на соответствующее количество баллов | ||||||||||||||||||||||||||||||
Сложите полученные числа | ||||||||||||||||||||||||||||||
Общий показатель |
Приложение 3
Методика определения и оценки оперативной слуховой памяти
Процедура обследования проводится следующим образом: ребенку с интервалом в 1 сек. поочередно зачитываются следующие четыре набора слов:
I | II | III | IV |
Месяц Дерево Прыгать Желтый Кукла Сумка | Ковер Стакан Плыть Тяжелый Книга Яблоко | Вилка Диван Шутить Смелый Пальто Телефон | Школа Человек Спать Красный Тетрадь Цветок |
После прослушивания каждого из наборов слов ребенку примерно через 5 секунд после окончания чтения набора экспериментатор начинает, не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалами в 5 секунд между отдельными словами:
стакан, школа, вилка, пуговица, ковер, месяц, стул, человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный, лебедь, картинка, тяжелый, плыть, мяч, желтый, дом, прыгать, тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, лежать, слон.
Ребенок должен на слух обнаружить в длинном наборе те слова, которые ему только что были представлены в соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова высказыванием «да», а его отсутствие – высказыванием «нет». На поиск каждого слова в большом наборе ребенку отводится 5 секунд. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.
Оценка результатов
Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребенка над заданием делится на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно и слова, которые ребенок пропустил.
Методика определения опосредованной памяти
Материалом, необходимым для проведения методики, служат лист бумаги и ручка. Перед началом обследования экспериментатор дает ребенку установку: «Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много».
Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:
Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.
После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 секунд. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое. Что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение.
Как только эксперимент закончен, экспериментатор просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.
Оценка результатов
За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово, или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов.
Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребенок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимальная возможная оценка – 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.
Выводы об уровне развития
10 баллов – опосредованная слуховая память развита очень высоко
8-9 баллов - опосредованная слуховая память развита высоко
4-7 баллов - опосредованная слуховая память развита средне
2-3 балла - опосредованная слуховая память развита низко
0-1 балл – развита слабо
Приложение 4
Характеристики доминирующих способностей ребенка
- Интеллектуальные способности
- 1.1. Усваивает новые знания очень быстро и все схватывает легко.
- 1.2. Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических, повседневных ситуациях.
- 1.3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное. Догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
- 1.4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
- 1.5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
- 1.6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, без затруднений выражает свою мысль.
- 1.7. Любит читать книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или на два.
- 1.8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
- 1.9. задает очень много вопросов. Имеет много разных интересов, по поводу которых часто спрашивает взрослых.
- 1.10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
- 1.11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.
- 1.12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
- Художественные способности
2.1. В своих рисунках и картинках изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).
2.2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
2.3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении. Описании какого-то события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок. Открыток и т.д.).
2.4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка. Композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
2.5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит. Создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
2.6. Прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроение.
2.7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
2.8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изобразить события или вещи в трех измерениях и пространственно.
- Музыкальный талант
3.1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
3.2. Хорошо поет.
3.3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
3.4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
3.5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
3.6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
3.7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
3.8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
- Способности к занятиям научной работой
4.1. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).
4.2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
4.3. Обладает способностью выше средней к пониманию абстрактных понятий, к установлению обобщений.
4.4. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительными восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
4.5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем читает книги художественные, детективы и пр.
4.6. Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями, или если его «эксперимент» не получился.
4.7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
4.8. Проводит много времени над созданием собственные «проектов»: конструирование радиоприемника, построение телескопа, летательного аппарата, собирание коллекции и т.д.
4.9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
- Литературное дарование
- Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
- Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
- Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
- Способности технические
6.1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
6.2. Интересуется механизмами и машинами.
6.3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
6.4. Может чинить несложные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
6.5. Определяет причины капризов механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
6.6. Любит чертить чертежи и рисовать наброски механизмов.
6.7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин, механизмов.
- Способности к спорту
7.1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
7.2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
7.3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре).
7.4. Бегает быстрее всех в классе.
7.5. По сравнению со сверстниками хорошо развита координация движений, двигается легко и грациозно.
7.6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7.7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии
Одной из приоритетных задач современного образования является выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей. Национальная образовательная инициатива «Наша...
“Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по английскому языку”
“Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по английскому языку”...
Программа подготовки обучающихся основного общего образования к олимпиадам и конкурсам по английскому языку
Данная программа позволит подготовить обучающихся к олимпиадам и конкурсам разного уровня, повысит интерес к предмету, тем самым мотивируя школьников к изучению иностранного языка....
Программа "Подготовки обучающихся к олимпиаде по технологии"
данная программа помогает учащимся подготовится к олимпиаде...
Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии
Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии...
Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по немецкому языку
Разработка программы подготовки школьников к олимпиаде по немецкому языку направлена на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способности по предмету....
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью. " Олимпиада по родному языку для 9 класса"
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью. " Олимпиада по родному языку для 9 класса" может быть использована как на уроке дл...