Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии
проект по географии (6 класс) на тему

Полежай Елена Александровна

Программа подготовки обучающихся основного среднего образования  к олимпиадам и конкурсам по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_podgotovke_uch-sya_k_olimpiadam.docx62.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД СУРГУТ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

№ 22 ИМЕНИ ГЕННАДИЯ ФЕДОТОВИЧА ПОНОМАРЕВА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Программа подготовки обучающихся основного среднего образования  к олимпиадам и конкурсам по географии»

Выполнила:                                                     Полежай  Елена Александровна

                                                         учитель географии

 

2016

I. СОДЕРЖАНИЕ

I.

Содержание

II.

Аннотация

III.

Актуальность

IV.

Цели и задачи проекта

V.

Содержание проекта

VI.

Ресурсы

VII.

Партнёры

VIII.

Целевая аудитория

IX.

Реализация проекта

X.

Ожидаемые результаты

XI.

Перспективы развития

XII.

Литература,

Интернет - ресурсы

XIII.

Приложение

II. Аннотация

В данной работе представлены эффективные пути реализации подготовки обучающихся основного среднего образования  к олимпиадам и конкурсам по географии в урочной и  внеурочной деятельности. 

Определено место методов и приемов изучения вопросов подготовки обучающихся, а также основных функций педагогических подходов и технологий в географическом образовании. 

Материалы проекта могут быть использованы учителями географии, руководителями методических объединений учителей-предметников.

III. Актуальность

Предлагаемый курс предназначен для учащихся общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению географии. Известно, что олимпиадные задания – это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний. Этапы Всероссийской олимпиады школьников позволяют провести отбор тех учащихся, у которых творческий потенциал сочетается с умственными способностями, а знания необходимых правил, явлений и реалий – с умением применить их на практике, поэтому возникает противоречие между потребностями учащихся и содержанием обучения, заложенном в федеральном стандарте.

Данная программа рассматривается, как система использования географии в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания географии в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между:

  • требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном материале и применении полученных знаний на практике;
  • условиями работы в классно-урочной системе преподавания географии  и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

В процессе обучения по данному курсу учащиеся познакомятся с форматом олимпиады и будут практиковаться в выполнении олимпиадных заданий. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по географии, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в олимпиадах по предмету.

Отличительной особенностью предлагаемого курса является разнообразие практических работ для закрепления полученных знаний и формирования навыков и умений, необходимых для успешного участия в олимпиаде. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования учащихся в формате олимпиады.

Данный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении предмета, способствует развитию познавательной активности обучающихся.

Курс расширяет и углубляет знания по географии, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения, повышает мотивацию.

IV. Цели и задачи проекта

Цель программы – развитие индивидуальности школьников, предоставление возможности создать собственную образовательную траекторию, подготовка к участию в олимпиаде школьников по географии.

Программа имеет следующие развивающие и воспитательные цели:

  • развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в обществе;
  • воспитание способности к личному самоопределению;
  • развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур;
  • развитие умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия;
  • развитие компенсаторной компетенции.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать коммуникативные знания для письменного и устного ответа;
  • изучить, повторить и обобщить материал по тем разделам, которые входят в основные части олимпиады;
  • ознакомить с форматом олимпиады;
  • развивать гибкость, способность ориентироваться в типах олимпиадных заданий;
  • сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения олимпиадных заданий;
  • научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности;
  • повысить учебную мотивацию и результативность в изучении географии.

V. Основное содержание проекта

Объект исследования: педагогическая практика по  использованию программы по подготовке обучающихся основного среднего образования  к олимпиадам и конкурсам по географии.

Предмет исследования: программа подготовки обучающихся основного среднего образования  к олимпиадам и конкурсам по географии.

Методологическую основу опыта составляют культурологический, социологический, системный, деятельностный подходы, позволяющие рассматривать программу подготовки как важную составляющую общечеловеческой культуры, как совокупность взаимосвязанных элементов деятельности по преобразованию окружающего социума на основе объективных ценностей.

Внедрение  программы по подготовке обучающихся основного среднего образования  к олимпиадам и конкурсам по географии в образовательный процесс базируется на принципах:

  • добровольности;
  • учета возрастных психологических и творческих возможностей детей;
  • учета региональных особенностей;
  • интеграции  учебной и внеклассной деятельности;
  • системности.

Данная программа рассчитана на 1 час в неделю.

Целевая аудитория: школьники  6 – 11х классов.

Тематическое планирование составлено на 35 учебных часов.

В основе программы лежат следующие методические принципы:

  • интеграция основных умений и навыков;
  • последовательное развитие основных умений и навыков;
  • применение полученных умений и навыков на практике в ходе выполнения олимпиадных заданий;
  • коммуникативная направленность заданий;
  • материалы программы соответствуют возрасту, интересам и уровню подготовки учащихся.

Организация учебного процесса предусматривает проведение теоретических и практических занятий.

Методические рекомендации по реализации учебной программы:

Данный курс предполагает, что учитель хорошо знаком с форматом олимпиады, требованиями к выполнению заданий и критериями их оценки.

Рекомендуется активно использовать в работе имеющийся опыт и знания учащихся, предоставлять им возможность самим проанализировать качество выполнения заданий. Необходимо также уделять внимание определенным олимпиадным стратегиям, позволяющим учащимся решать поставленную перед ними задачу в случае возникновения трудности. Возможно, предложить учащимся дополнительные тренировочные задания для самостоятельной работы дома, при условии, что это для них не будет большой перегрузкой.

Формы работы: парная, групповая, оценка и взаимооценка, анализ работ и др.

В ходе работы по данной программе осуществляется контроль:

  1. Текущий – позволяющий судить об успехах учащихся (качество выполнения заданий)
  2. Промежуточный - после каждого блока
  3. Итоговый – дающий возможность оценить степень усвоения пройденного материала

Основная задача контроля — объективное определение уровня владения материалом на каждом этапе становления их навыков и умений. Контроль проводится в форме выполнения заданий олимпиадного уровня. По итогам прохождения курса учащиеся должны овладеть навыками выполнения олимпиадных заданий.

VI. Ресурсы

Инновационный педагогический проект реализовывается с минимальными затратами.  Ресурсным обеспечением педагогического опыта являются:

  • персональный компьютер;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • доступ к сети Интернет;
  • медиатека;
  • электронные учебники.

Кадровое и учебно-методическое обеспечение:

  • учитель с высшим профессиональным образованием любой квалификационной категории;
  • подбор методических и дидактических материалов;
  • умение работать с программами: Microsoft Office Word,  Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office Excel;
  •  умение работать в сети Интернет и в социальных сетях.

VII. Партнёры

Педагогический опыт распространён на разных уровнях: локальном (в рамках школьных методических объединений); муниципальном; региональном (в рамках окружных конкурсов, конференций, семинаров, курсов повышения квалификации и т.д.); федеральном (в сети Интернет).

VIII. Целевая аудитория

    Основными субъектами педагогического опыта являются:

  • автор проекта, который  осуществляет отбор методов и приёмов, направленных на развитие познавательной активности и повышение качества знаний обучающихся; организует подготовку к олимпиадам  обучающихся; планирует дальнейшее взаимодействие участников проекта.
  • обучающиеся, которые участвуют в олимпиадах;
  • родители (законные представители) обучающихся, которые оказывают помощь в подготовке  детям; помогают при разработке проектов, в работе с различными информационными источниками; оказывают материальную (приобретение компьютеров, учебных принадлежностей, электронных носителей и др.) и моральную поддержку во время обучения; осуществляют фото и видео съемку;
  • учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, которые наблюдают за реализацией проекта, способствуют распространению опыта.

IX. Реализация проекта

  1. Организационно-подготовительный этап - 2016 год.  На 1 этапе проводилось изучение и анализ данной проблемы в области педагогики, психологии. Определена цель, сформулирована гипотеза, конкретизированы задачи исследования, обозначены его объект, предмет.
  2. Основной этап – 2016/2017  год. В рамках II этапа разрабатывалась программа проекта, проводилось апробирование проекта.
  3.  Заключительный - 2017 год.

X. Ожидаемые результаты

Опыт работы по данной теме показывает, что проект может дать положительные результаты, это может доказать повышение качества знаний по географии, и повышение уровня развития познавательной активности.

О результативности моего педагогического опыта могут говорить следующие показатели:

  • повышение показателей успеваемости и качества знаний обучающихся;
  • увеличение количества участников олимпиад  на школьном, муниципальном, региональном, всероссийском уровнях;
  • подтверждение знаний учащихся на экзаменах по географии в форме ЕГЭ.

XI. Перспективы развития и использования педагогического опыта:

         Перспектива использования педагогического опыта очевидна, поскольку умения, нарабатываемые учащимися в процессе подготовки к олимпиадам, формируют осмысленное исполнение жизненно  важных   умственных и практических действий, то есть формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно - смысловой компетенций. Все эти требования заложены и в Федеральных Государственных Образовательных стандартах, а именно:

  1.  увеличение доли проектов исследовательского характера;
  2.  дальнейшее использование возможностей современных информационных технологий;
  3. руководство старшеклассников, с развитыми  умениями, работой над проектами младших школьников;
  4. проведение семинаров-практикумов по организации подготовки к олимпиадам  для педагогов школы, обмен опытом работы;
  5. участие в олимпиадах различного уровня;
  6. разработка элективных курсов, уроков, семинаров предметного и межпредметного содержания.

         Оптимальность и результативность опыта состоит в достижении высоких результатов образовательного процесса, что подтверждается итогами государственной аттестации, эффективным участием в конкурсах различной направленности.

XII. Литература

  1. Естественно – научные проекты. 10 – 11 классы (География. Биология. Химия.) / сост. Демидова М.Ю. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80-е  («Естествознание в школе. Библиотека журнала» Вып. 3).
  2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы. // методист. –2004. -- № 3. – с. 44 – 48
  3. Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности // Исследовательская работа школьников. – 2003. -- № 5.
  4. Игнатьева, Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования: монография / Игнатьева Галина Александровна: Нижегород гуманит. центр – Н. Новгород: НГЦ, 2005.-294 с.
  5. Развивающее образование. Т. 1: Диалог с В.В.Давыдовым. - М.: АПК и ПРО, 2002. – 254 с.
  6. Цукерман, Г.А. Оценка без отметки / Г.А. Цукерман. - М.; Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2002. - 133 с.
  7. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993. – 268 с.

Интернет - ресурсы

  1. Е. С. Полат. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования
  2. Сайт программы «Обучение для будущего»
  3. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
  4. http://urla.ru/1000099y
  5. http://urla.ru/1000099x
  6. http://io.nios.ru/index.php?rel=30&point=11&art=966
  7. http://urla.ru/1000099z

 

Приложение № 1.

ЗАДАНИЯ ТЕСТОВОГО РАУНДА

Общая сумма баллов за выполнение всей работы –  35 баллов

Время работы – 45 минут

Заданий 25.

Тестовый раунд

  1. День 21 марта в северном полушарии называют днём:

1)Летнего солнцестояния

2)Весеннего равноденствия

3)Осеннего равноденствия

4)Зимнего солнцестояния

  1. Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба:

1)1:2 500

2)1:25 000

  1. 1:250 000

4)1:25 000 000

  1. Горные породы, образованные в результате накопления веществ выпавших в осадок на дне водоёмов называются:
  1. Метаморфическими
  2. Осадочными
  3. Магматическими
  4. Органическими

4.Река НЕ может брать начало из:

   1)  Болота

   2) Озера

   3)Моря

   4)Родника

5. Какую реку называют «красавицей», «матушкой», «колыбелью»?

   1) Кама

   2) Ока

   3) Волга

   4) Дон

6. В своих стихах «Путь к океану» поэт А. Чепуров описывает реку …

   1) Волга

    2)  Сура

   3)  Амур

   4)  Лена

7. О какой реке А.П. Чехов сказал: «Я видел реки великолепнее … Могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость»?

    1) Иртыш

    2) Енисей

    3) Обь

    4) Уссури

8. Большая часть территории России расположена:

1) севернее Северного полярного круга

2) южнее Северного полярного круга

3) в Западном полушарии

9. Выберите моря, которыми территория России омывается на севере

1) Балтийское, Азовское

2) Белое, Баренцево

3) Охотское, Японское

10. Укажите формы рельефа, преобладающие в России:

1) горы

2) нагорья

3) равнины

11. Выберите район России с самыми низкими зимними температурами:

1) Кавказские горы

2) Якутия

3) полуостров Камчатка

12.  Укажите океан, который оказывает основное воздействие на климат России:

1) Тихий

2) Атлантический

3) Индийский

13. Минимальное количество осадков в России выпадает:

1) в Кавказских горах

2) на юге Дальнего Востока

3) в Прикаспийской низменности

14. Укажите реки, которые относятся к бассейну Северного Ледовитого океана:

1) Урал, Волга, Кама

2) Обь, Енисей, Лена

3) Днепр, Дон, Кубань

15.  Укажите пограничное озеро России:

1) Байкал

2) Ханка

3) Онежское

16. Покровные ледники в России распространены:

1) в Кавказских горах

2) на островах Новая Земля

3) на острове Сахалин

17.  Выбери ответ:

   1. Горы, где самой высокой вершиной является гора Белуха.

   2. Горы, где имеется минералогический Ильменский заповедник

   3. Горы на Кольском полуострове.

   4. Горы с самой высокой вершиной России

   5. Горы на полуострове Таймыр.

   Ответы:

 1.Кавказ

 2.Алтай

 3.Урал

 4.Сихоте – Алинь

 5.Бырранга

 6.Хибины

 7.Саяны

 8.Верхоянский хребет

18. Укажите самую плодородную почву на территории России:

1) Серая лесная

2) Каштановая

3) Черноземы

19. Укажите самое распространенное в России дерево:

А) Лиственница

Б) Береза

В) Сосна

20.  Укажите тектоническую структуру, лежащую в основе Восточно – Европейской     равнины:

 1) древняя платформа

 2) область древней складчатости

 3) область новой складчатости

21. Выберите верное утверждение:

 1) Основное богатство Урала – водные ресурсы.

 2) Урал - природный рубеж между Русской и  Западно - Сибирской  равнинами.

 3) На восточных склонах Уральских гор выпадает больше осадков, чем на    западных склонах.

 22. Какой полуостров России отличается сейсмичностью:

       1) Камчатка  

       2) Таймыр

       3) Ямал

23. Установите соответствие:

     1) Ветер на Байкале                      А) Гранит

     2) Холм с ледяным ядром            Б) Гидролакколиты

     3) Магматическая порода            В) Сарма

24. Укажите регион Дальнего Востока по описанию:

Эта территория знаменита своими гейзерами. Две трети площади занято горами. Здесь есть   действующие и потухшие вулканы, обширные долины и низменности, горные и равнинные реки, холодные и горячие минеральные источники.

1) Чукотское нагорье                 3) остров Сахалин

2) Полуостров Камчатка            4) Приморье

25. Вопросы:

1.Самый большой по площади остров России.

2.Самый большой по площади полуостров России

3.Самое глубокое море России

4.Самая многоводная река России

5.Море, на котором наблюдаются самые высокие в стране приливы.

Варианты ответов.

1.Таймыр

2.Сахалин.

3.Чукотка

4.Волга

5.Енисей

6.Берингово

7.Охотское

8.Новая Земля

Приложение № 2.

  • Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями, в процессе работы с литературой и картой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.
  • Принцип активность знаний. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
  • Принцип опережающего уровня сложности. Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
  • Анализ результатов прошедших олимпиад. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к олимпиадам и конкурсам по географии

В статье даются краткие рекомендации по подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам по географии...

Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии

Одной из приоритетных задач современного образования является выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей. Национальная  образовательная  инициатива  «Наша...

“Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по английскому языку”

“Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по английскому языку”...

Программа подготовки обучающихся основного общего образования к олимпиадам и конкурсам по английскому языку

Данная программа позволит подготовить обучающихся к олимпиадам и конкурсам разного уровня, повысит интерес к предмету, тем самым мотивируя школьников к изучению иностранного языка....

"Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по химии"

quot;Программа подготовки обучающихся основного среднего образования  к олимпиадам и конкурсам по химии"...

Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по немецкому языку

Разработка программы подготовки школьников к олимпиаде по немецкому языку направлена на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способности по предмету....

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью. " Олимпиада по родному языку для 9 класса"

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью.  " Олимпиада по родному языку для 9 класса" может быть использована как на уроке дл...