Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии
материал по географии на тему
Одной из приоритетных задач современного образования является выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обозначила начало формирования принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Основной задачей тогда должно стать воспитание молодых людей, обладающих нестандартным мышлением, склонных к научным исследованиям, тех, кто будет готов заниматься внедрением результатов этих исследований в жизнь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Программа
подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии
Автор – составитель: Борисова Нина Вячеславовна, учитель географии |
г. Советский
2016
Пояснительная записка
Одной из приоритетных задач современного образования является выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обозначила начало формирования принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Основной задачей тогда должно стать воспитание молодых людей, обладающих нестандартным мышлением, склонных к научным исследованиям, тех, кто будет готов заниматься внедрением результатов этих исследований в жизнь.
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, направленность на гуманистические, личностно - ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век инновационных технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала, так как это один из решающих факторов экономического развития страны. Следовательно, создание условий, обеспечивающих раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, составляет одно из перспективных направлений развития системы образования.
Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Поэтому, одаренные дети должны рассматриваться как национальное достояние страны и быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание России связаны именно с одаренными молодыми людьми.
Актуальность работы с одаренными обучающимися подчеркивается в таких документах федерального уровня:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р);
- Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа»;
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 03.04.2012.г.)
Основные идеи работы с одаренными детьми в школе:
- одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;
- одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей.
- в основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая мыслительные процессы образовательная деятельность, содержательно, технологически и организационно обеспеченная;
- основополагающими элементами системы работы с одаренными детьми являются следующие: культивирование одаренности из общей среды; инклюзивное образование (ориентированное на особые потребности и организованное в пространстве общеобразовательной школы); обогащенная адаптивная образовательная среда, предоставляющая возможность проявления, развития и предъявления одаренностей и талантов, а также ресурсное обеспечение и управление всей этой деятельностью;
- деятельность педагога по выявлению, поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей, а значит и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя, педагога-наставника, педагога-консультанта.
- основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений и других ведомств с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Задачи программы:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
- Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
- Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
- Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
- Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Этапы реализации
Реализация программы работы с одарёнными детьми рассчитана на 3 года: с 2016 по 2019-е годы.
Первый этап – диагностико–организационный – предполагается реализовать в 2016-2017 учебном году. Он включает в себя:
- создание нормативно-правовой базы;
- совершенствование материально-технической базы;
- создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
- изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
- отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
- организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей географии по проблемам одаренности;
- разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.
Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2016-2019 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:
- отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
- отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
- углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
- методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
- отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
- систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
- пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
- психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.
Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2019 году (рефлексивно-обобщающий этап). На этом этапе предполагается:
- сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
- мониторинг личных достижений учащихся;
- анализ деятельности учителя географии по организации работы с одаренными детьми;
- создание системы работы с одаренными детьми в условиях основной средней школы по географии;
- определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
Формы работы с одаренными детьми
- Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;
- Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
- Участие в школьных и районных олимпиадах, конкурсах (очных, дистанционных) по географии;
- Психологические консультации, тренинги, тестирования;
- Посещение предметных и творческих кружков по способностям;
- Создание детских портфолио.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
- принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
- принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
- принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно–воспитательного процесса;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты
- Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
- Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей.
- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
- Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;
- Повышение престижа школы.
Портрет одаренного ребенка
- Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
- Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
- Склонен к рискованным действиям.
- Обладает богатой фантазией, воображением.
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
- Не конфликтен, не боится отличиться от других.
- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
- Стремится к самовыражению, творческой деятельности по предмету.
План мероприятий по реализации программы
работы с одаренными детьми на 2016-2019 гг.
№пп | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год | Август, ежегодно | Учитель географии, педагог - психолог, классный руководитель |
2 | Диагностика и учёт индивидуальных возможностей учащихся | Сентябрь-октябрь, ежегодно | Педагог - психолог |
3 |
| В течение учебного года | Учитель географии, заместители директора по УВР, педагог–психолог |
4 | Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников. | Сентябрь - октябрь (согласно графика), ежегодно | Учитель географии, заместители директора по УВР. |
5 | Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников | Ноябрь-декабрь (согласно графика), ежегодно | Учитель географии, заместители директора по УВР, педагог - психолог |
6 | Подготовка и участие в очных, дистанционных интеллектуальных конкурсах разного уровня | В течение года | Учитель географии |
7 | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми. | В течение года | Учитель географии, заместитель директора по АХЧ, библиотекарь |
8 | Подготовка и сдача ГИА и ЕГЭ по географии (по выбору) | ежегодно | Учитель географии, заместители директора по УВР, педагог – психолог, родители |
9 | Работа с научно-популярной, учебной и справочной литературой, интернет–ресурсами. | В течение года | Учитель географии, обучающиеся |
10 | Выполнение творческих работ, рефератов, сообщений к уроку. | В течение года | Учитель географии, обучающиеся, родители |
11 | Подготовка и участие в предметной неделе | Апрель, ежегодно | Учитель географии, обучающиеся, заместители директора по ВР |
12 | Выполнение исследовательских работ, участие в декаде проектно-исследовательских работ. | 3 четверть, ежегодно | Учитель географии, обучающиеся |
13 | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы работы с одарёнными детьми. | Май, ежегодно | Учитель географии, заместители директора по УВР, педагог – психолог |
14 | Проведение мероприятий с родителями одаренных детей | ежегодно | Учитель географии, заместители директора по УВР, педагог – психолог |
Отчёт о результатах выполнения программы работы с одарёнными детьми
№ пп | ФИО учащегося | Олимпиады (название, результат) | Предметные конкурсы (название, результат) | Выполненные исследовательские и творческие работы (оценки) | Участие в проектах (название, форма отчётности, степень участия, оценка) | Результат сдачи ГИА или ЕГЭ |
Литература
- Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.
- Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. – 2008. – № 1. – С. 103 – 106.
- Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль: академия развития, 2002. – 352 с.
- Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
“Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по английскому языку”
“Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по английскому языку”...
Программа подготовки обучающихся основного общего образования к олимпиадам и конкурсам по английскому языку
Данная программа позволит подготовить обучающихся к олимпиадам и конкурсам разного уровня, повысит интерес к предмету, тем самым мотивируя школьников к изучению иностранного языка....
Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии
Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка обучающихся 9 -11 классов к олимпиадам и конкурсам по обществознанию»
Программа курса по подготовке к олимпиадам по обществознанию представляет интегрированный курс обществознания, экономики и права для учащихся 9 -11 классов, ориентированных на участие во всероссийских...
"Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по химии"
quot;Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по химии"...
Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по немецкому языку
Разработка программы подготовки школьников к олимпиаде по немецкому языку направлена на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способности по предмету....
Программа "Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах"
Программа предназначена для работы со школьниками, имеющими склонности к предмету и желающих пополнить не только базовые знания по географии, но и изучать предмет углубленно с целью успешного применен...