Рабочая программа по химии для обучающихся 9 классов
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Химия: неорганическая химия. Органическая химия : учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 13-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2009
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malysheva_himiya_9_rudzitis_2_chasa.doc | 319.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБЯНИНА ГАВРИИЛА ЕПИФАНОВИЧА
Рассмотрена и одобрена методическим объединением Протокол №_____от «___»_____201 _г. | Согласована с зам. директора _____________/Т.А.Салий/ «___»_____201_ г. | Утверждена приказом директора школы от «__» августа 201_ года №________________ |
Рабочая программа
по химии
для обучающихся 9 классов
Составитель:
Малышева Татьяна Михайловна,
учитель химии, биологии
высшей квалификационной категории
Игрим
Пояснительная записка
Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Химия: неорганическая химия. Органическая химия : учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 13-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2009
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012года;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);
- Примерные образовательные программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные (допущенные) МО РФ;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
- Программа авторского коллектива под руководством Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации
Цель программы: обеспечить формирование предметных умений, универсальных учебных действий обучающихся, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Задачи программы:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации данной РП по курсу химии использованы:
Формы обучения – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, лабораторные работы обучающего характера, практические работы и т.д.
Технологии обучения – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.
Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.
Обязательному оцениванию подлежат контрольные, тестовые, практические работы. Лабораторные работы имеют обучающий характер и не оцениваются.
Общая характеристика учебного предмета
В системе естественного-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных
проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей. Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент
для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях , а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.
Изучение органической химии основано на учении А.М. Бутлерова о химическом строении веществ.
Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве. В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
Описание места учебного предмета «Химия» в учебном плане.
Настоящая рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в IX классе. Она рассчитана на 70 часов – два учебных часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- знания основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
- эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты
знать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов (всего) | Из них(количество часов) | ||||
Контрольные работы | Лабораторные и практические работы | Проектные, тестовые, творческие, экскурсии и т.д.(учитывая специфику предмета) | |||||
Теме 1. Теория электролитической диссоциации | 15 | 2 | 1 | ||||
Тема 2. Подгруппа кислорода | 5 | 1 | |||||
Тема 3. Основные закономерности химических реакций. | 6 | 1 | |||||
Тема 4. Подгруппа азота | 10 | 1 | 2 | ||||
Тема 5. Подгруппа углерода. | 8 | 1 | 1 | ||||
Тема 6. Общие свойства металлов | 4 | 1 | |||||
Тема 7. Металлы главных подгрупп 1-3 групп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева | 4 | ||||||
Тема 8. Железо – представитель элементов побочных подгрупп | 3 | 1 | |||||
Тема 9. Металлургия | 2 | ||||||
Тема 10. Первоначальные представления об органических веществах. Органическая химия | 6 | ||||||
Тема 11.Химия и жизнь | 7 | 1 | 1 | ||||
В нижней части таблицы часы суммируются | |||||||
Итого: | 70 | 7 | 7 |
Содержание учебного курса
Тема 1. Теория электролитической диссоциации
Сущность процесса электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, щелочей и солей
Диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации
Реакции ионного обмена. Гидролиз солей. Окислительно-восстановительные реакции
Демонстрация: Испытание веществ и их растворов на их электрическую проводимость. Электролиз хлорида меди (II). Электролиз слабого электролита. Определение реакции среды в растворах разных солей.
Лабораторные опыты:
Реакции обмена между растворами электролитов.
Качественная реакция на хлорид-ион
Практикум: Решение экспериментальных задач по теме « Теория электролитической диссоциации»
Тема 2, 3. Подгруппа кислорода. Основные закономерности химических реакций.
Положение кислорода и серы в Периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Строение простых веществ. Аллотропия. Аллотропные видоизменения кислорода и серы.Сера. Физические свойства и химические свойства серы. Применение серы. Сероводород. Сульфиды. Оксид серы (IV). Сернистая кислота. Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли. Технология производства серной кислоты.
Скорость химических реакции и ее зависимость от условий протекания. Химическое равновесие.
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получающихся в реакции веществ
Демонстрация: Горение серы в кислороде. Аллотропия серы. Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации веществ, от температуры.
Лабораторные опыты:
Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений (сульфидов).
Распознавание сульфит- и сульфид-ионов в растворе.
Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений (сульфатами)
Распознавание сульфат-иона в растворе.
Практикум: Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»
Тема 4. Подгруппа азота
Положение азота и фосфора в Периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Азот. Физические и химические свойства азота, получение применение. Аммиак и его свойства. Синтез аммиака.
Соли аммония. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее свойства. Соли азотной кислоты.
Фосфор, его физические и химические свойства, получение применение. Оксид фосфора (V).
Ортофосфорная кислота и ее свойства. Ортофосфаты. Минеральные удобрения.
Демонстрация: Свойства азотной кислоты. Качественная реакция на нитраты
Лабораторные опыты: Взаимодействие солей аммония с щелочами. Распознавание солей аммония.
Практикум: Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомиться со свойствами водного раствора аммиака
Тема 5. Подгруппа углерода
Положение углерода и кремния в Периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Адсорбция. Углерод, его физические и химические свойства, получение применение. Оксид углерода (II). Оксид углерода (IV). Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе. Кремний и его свойства.
Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Силикатная промышленность. Стекло. Виды стекла.
Демонстрация: Поглощение углем растворенных веществ и газов. Виды стекла. Затвердевание цемента при смешивании с водой.
Лабораторные опыты:
Ознакомление с различными видами топлива.
Ознакомление со свойствами и взаимопревращением карбонатов и гидрокарбонатов.
Ознакомление с природными силикатами.
Ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией)
Практикум: Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Тема 6, 7, 8, 9. Общие свойства металлов. Металлы главных подгрупп 1-3 групп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Железо – представитель элементов побочных подгрупп. Металлургия
Положение металлов в Периодической таблице и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Характерные химические свойства металлов. Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. Понятие о металлургии. Металлы в современной технике. Сплавы. Производство чугуна. Производство стали. Характеристика щелочных металлов. Положение магния и кальция в периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Кальций и его соединения. Алюминий. Положение железа в Периодической таблице химических элементов и строение его атома. Свойства железа. Соединения железа.
Расчетные задачи: Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Демонстрация: Знакомство с образцами важнейших соединений натрия, калия, природных соединений кальция. Рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Лабораторные опыты: Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа (II) и железа (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами
Практикум: Решение экспериментальных задач по теме «Соединений металлов и изучение их свойств»
Тема10. Первоначальные представления об органических веществах. Органическая химия
Органическая химия. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Упрощенная классификация органических соединений
Предельные (насыщенные) углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.
Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды. Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ.
Демонстрация: Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественная реакция на этилен. Образцы нефти и продуктов переработки.
Лабораторные опыты: Этилен, его получение, свойства.
Расчетные задачи: Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое воздействие на организм. Применение. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.
Демонстрация: Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Карбоновые кислоты. Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение. Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот.. Сложные эфиры. Жиры Роль жиров в процессе обмена веществ в организме.
Демонстрация: Получение и свойства уксусной кислоты.
Углеводы. Глюкоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Крахмал. Целлюлоза. Применение.
Демонстрация: Качественная реакция на глюкозу и крахмал.
Аминокислоты. Белки. Роль белков в питании. Полимеры - высокомолекулярные соединения. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид. Применение полимеров.
Демонстрация: Ознакомление с образцами изделий из полимеров: полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.
Практикум «Изготовление моделей углеводородов»
Тема 11. Химия и жизнь
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота)
Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент)
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ.
Демонстрация: Ознакомление с образцами лекарственных препаратов, упаковок пищевых продуктов с консервантами ознакомление с образцами строительных и поделочных материалов.
Практикум: Знакомство с образцами лекарственных препаратов
Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены
Календарно-тематическое планирование учебного предмета на учебный год
№ | Тема | Календ сроки план/факт | Химический эксперимент | Базовые единицы (ЗУН) | Компетентности (УУД, ОУУН)
| Корректировка |
Тема 1. Теория электролитической диссоциации 15 часов | ||||||
1/1 | Основные классы неорганических соединений (повторение) | 4.09 | Знать определения основных классов соединений, их классификацию, состав и свойства Уметь классифицировать вещества по классам, определять характер соединений, записывать уравнения химических реакций, составлять формулы по валентности, называть вещества | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; использование приборов для измерения плотности, температуры, массы; описание опытов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | ||
2 /2 | Элекролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с ионной и ковалентной полярной связью | 7.09 | Лабораторные эксперименты Электропроводность твёрдых, жидких в-в, растворов с различными видами связи | Знать понятия эл-ты, неэлектролиты, электролиты, диссоциация. Уметь объяснить электропроводность водных растворов. | ||
3/3 | Кислоты и основания Стартовый контроль. | 11.09 | Знать определение кислот, оснований, амфолитов с точки зрения ТЭД, уметь составлять уравнения их диссоциации. | |||
4/4 | Степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты | 14.09 | Электропроводность концентрированных и разбавленных расстворов | Знать определение понятий слабые и сильные электролиты, уметь составить уравнение диссоциации к-т, солей, оснований. | ||
5/5 | Реакции ионного обмена | 18.09 | Реакции обмена между растворами электролитов, качественная реакция на хлорид-ион | Знать условия необратимых ионных реакций, уметь писать молекулярное полное и сокращённое ионное уравнение хим.реакций, идущей до конца. | ||
6/6 | Кислоты как электролиты | 21.09 | Демонстрационные опыты, характеризующие химические св-ва к-т в свете ТЭД | Знать хим.св-ва к-т, уметь описать хим.св-ва к-т в свете ТЭД, знать кач. р-ии на соляную и серную кислоты. | ||
7/7 | Основания как электролиты | 25.09 | Демонстрационные опыты, характеризующие химические св-ва оснований в свете ТЭД | Знать хим.св-ва оснований, уметь писать ионные уравнения с участием оснований, знать кач. р-ию на ОН-ион. | ||
8/8 | Соли как электролиты | 28.09 | Демонстрация качественных реакций на ионы солей | Знать хим. св-ва солей, уметь писать ионные уравнения с участием растворов солей в свете ТЭД, знать кач. р-ии на Ag+,Ca+2,PO4-3 и др. ионы (по табл. 3, с. 21) | ||
9/9 | Основные положения ТЭД. | 02.10 | Знать положения теории электролитической диссоциации, роль ученых в ее создании, уметь записывать уравнения в свете ТЭД | |||
10/10 | Упражнения в написании полных и сокращенных ионных уравнений | 5.10 | Знать положения теории электролитической диссоциации, роль ученых в ее создании, уметь записывать уравнения в свете ТЭД | |||
11/11 | Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке | 9.10 | Знать алгоритм решения задач, уметь составлять подобные задачи | |||
12/12 | Окислительно-восстановительные реакции | 12.10 | Знать определение о-в реакции, окислитель, восстановитель Уметь определять о-в реакции, составлять схему электронного баланса, схемы полуреакций | |||
13/13 | Решение экспериментальных задач по теме: «ТЭД» | 16.10 | Практическая работа №1 | Знать свойства веществ с точки зрения ТЭД, реакции ионного обмена Уметь применять знания для описания химических свойств веществ, выполнять сам. Опыты, делать выводы | Сравнение своего способа действия с эталоном, способа и результата своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Осознание качества и уровня усвоения. Оценивание достигнутого результата. Сопоставление и обоснование способа решения задачи. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Планируют общие способы работы | |
14/14 | Подготовка к контрольной работе | 19.10 | Обобщить и систематизировать знания по теме «ТЭД» | |||
15/15 | Контрольная работа по теме «ТЭД» | 23.10 | Знать понятия темы, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач | Осознавание качества и уровня усвоения материала. Оценивание достигнутого результата. Выбор, сопоставление и обоснование способов решения задач | ||
Тема 2. Подгруппа кислорода 5 часа | ||||||
16/1 | Общая характеристика подгруппы кислорода | 26.10 | Знать план общей характеристики группы, электронное строение атомов, формулы соединений элементов с кислородом, водородом, гидроксиды, их характер, уметь объяснять изменение свойств соединений. | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; использование приборов для измерения плотности, температуры, массы; описание опытов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | ||
17/2 | Строение простых веществ. Аллотропия Сера, строение молекул, физические и химические свойства | 30.10 | Ознакомление с образцами серы и ее соединениями и характеристика их по плану | Знать нахождение серы в природе, хим. и физ. св-ва серы, применение серы, уметь писать уравнения с участием серы, формулы соединений серы с О и Н. | ||
18/3 | Соединения серы. | 09.11 | Распознавание сульфат - иона в растворе | Знать строение и свойства серной кислоты; области ее применения, качественную реакцию на сульфат-ион. Уметь доказывать свойства серной кислоты (разбавленной и концентрированной): записывать уравнения химических реакции в молекулярном, ионном и окислительно -восстановительном виде | ||
19/4 | Соединения серы. Серная кислота, состав, строение, свойства, применение | 13.11 | Распознавание сульфат - иона в растворе | Знать строение и свойства серной кислоты; области ее применения, качественную реакцию на сульфат-ион. Уметь доказывать свойства серной кислоты (разбавленной и концентрированной): записывать уравнения химических реакции в молекулярном, ионном и окислительно -восстановительном виде | ||
20/5 | Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода» | 16.11 | Практическая работа № 2 | Уметь выполнять экспериментальные задачи по определению веществ, доказывать наличие в растворе сульфат-иона, предполагать признаки химических реакций, проверять их экспериментально, делать самостоятельно выводы на основе наблюдений | ||
Тема 3. Основные закономерности химических реакций. 6 часов | ||||||
21/1 | Тепловой эффект химической реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям | 20.11 | Знать определение теплового эффекта химической реакции, экзотермической и эндотермической реакций, определять термохимические уравнения. Уметь определять по тепловому эффекту экзотермическую или эндотермическую реакции, уметь проводить расчеты по термохимическим уравнениям, составлять термохимические уравнения по массе исходного вещества и количеству теплоты | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; использование приборов для измерения плотности, температуры, массы; описание опытов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | ||
22/2 | Скорость химических реакций | 23.11 | Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации веществ, от температуры. Лабораторные опыты: изучение влияния условий на скорость химической реакции | Знать определение скорости химической реакции; зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, от поверхности соприкосновения, от концентрации, от температуры, от катализатора. Уметь объяснять влияние различных условий на скорость химической реакции, решать задачи | ||
23/3 | Химическое равновесие, условия его смещения принцип Ле-Шателье. | 27.11 | Знать определение химиче-ского равновесия, понятие определение принципа Ле-Шателье. Уметь объяснять на примерах условия смещения равновесия в зависимости от условий химических реакций | |||
24/4 | Вычисление массы продукта реакции, если известна массовая доля выхода продукта реакции по сравнению с теоритически возможным. Подготовка к контрольной работе. | 30.11 | Знать алгоритм решения задач, уметь составлять подобные задачи | |||
25/5 | Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, содержащего определенную массу примесей. Подготовка к контрольной работе. | 04.12 | Знать алгоритм решения задач, уметь составлять подобные задачи | |||
26/6 | Полугодовая контрольная работа | 07.12 | Знать понятия темы, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач | Осознавание качества и уровня усвоения материала. Оценивание достигнутого результата. Выбор, сопоставление и обоснование способов решения задач | ||
Тема 4. Подгруппа азота 10 часов | ||||||
27/1 | Общая характеристика элементов 5 группы главной подгруппы. Физические и химические свойства азота. | 11.12 | Знать физические и химические свойства азота. Уметь давать характеристику подгруппы элементов (подгруппы азота) по плану, исходя из положения в периодической системе и строению атомов; уметь доказывать химические свойства азота - составлять уравнения химических реакций в свете представлений об окислительно - восстановительных реакциях и закономерностях протекания химических реакций | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; использование приборов для измерения плотности, температуры, массы; описание опытов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | ||
28/2 | Аммиак. Строение молекулы, физические и химические свойства | 14.12 | Демонстрации: 1) растворение аммиака в воде; 2) получение хлорида аммония | Знать строение молекулы аммиака (тип связи, тип кристаллической решетки), физические и химические свойства. Уметь доказывать химические свойства аммиака: записывать уравнения реакций аммиака с кислородом, водой, кислотами и рассматривать их с точки зрения теории электролитической диссоциации и окислительно - восстановительных процессов | ||
29/3 | Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака | 18.12 | Практическая работа № 3 | Знать лабораторный способ получения аммиака и метод его определения. Уметь практически получать аммиак и доказывать опытным путем его наличие; проводить опыты с аммиаком, записывать уравнения реакции в молекулярном и ионном виде, анализировать результаты проводимых опытов, делать выводы | ||
30/4 | Соли аммония, Круговорот азота в природе. | 21.12 | Лабораторные опыты: взаимодействие солей аммония со щелочами. Демонстрации: Качественная реакция на нитраты (сухие и растворы) | Знать состав, строение, свойства и применение солей. Круговорот азота в природе. Уметь доказывать общие свойства солей на примере солей аммония, записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном, окислительно - восстановительном виде. Уметь доказывать особые свойства солей аммония | ||
31/5 | Азотная кислота, строение, свойства, применение. Взаимодействие азотной кислоты с металлами. | 25.12 | Демонстрации: свойства азотной кислоты (взаимодействие с медью) | Знать строение, свойства и применение азотной кислоты, особые свойства азотной кислоты (взаимодействие с металлами). Уметь доказывать общие и особые химические свойства азотной кислоты, записывать уравнения химических реакций в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно- восстановительных процессах | ||
32/6 | Соли азотной кислоты. | 11.01 | Знать состав, строение, свойства и применение нитратов. Уметь доказывать общие свойства солей на примере солей нитратов, записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном, окислительно - восстановительном виде. Уметь доказывать особые свойства солей нитратов | |||
33/7 | Фосфор и его соединения (краткая характеристика) | 15.01 | Знать характеристику фосфора как химического элемента и как простого вещества. Уметь доказывать химические свойства фосфора, как простого вещества; записывать уравнения химических реакций, разъяснять эти свойства в свете теории электролитической диссоциации и окислительно - восстановительных процессов | |||
34/8 | Оксид фосфора, ортофосфорная кислота. | 18.01 | Знать строение и свойства соединений фосфора (оксида, кислот и солей). Уметь доказывать химические свойства его соединений (оксида, кислоты, соли); записывать уравнения химических реакций, разъяснять эти свойства в свете теории электролитической диссоциации и окислительно - восстановительных процессов | |||
35/9 | Минеральные удобрения «Определение минеральных удобрений» | 22.01 |
Практическая работа № 4 | Знать классификацию минеральных удобрений, условия их хранения, рационального использования, время внесения и особенности их влияния на растения (при недостатке или избытке удобрений). Знать состав, строение, свойства, получение некоторых представителей азотных, фосфорных и калийных удобрений. Уметь записывать состав и получение основных видов азотных и фосфорных удобрений. Знать основные направления химизации народного хозяйства Уметь доказывать опытным путем состав изученных веществ, проводить реакции между веществами, знать качественные реакции. | Сравнение своего способа действия с эталоном, способа и результата своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Осознание качества и уровня усвоения. Оценивание достигнутого результата. Сопоставление и обоснование способа решения задачи. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Планируют общие способы работы | |
36/10 | Контрольная работа по темам 3, 4 | 25.01 | Знать понятия темы, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач | Осознавание качества и уровня усвоения материала. Оценивание достигнутого результата. Выбор, сопоставление и обоснование способов решения задач | ||
Тема 5. Подгруппа углерода. 8 часов | ||||||
37/1 | Общая характеристика подгруппы углерода | 29.01 | Знать общую характеристику подгруппы элементов 6 группы главной подгруппы, исходя из положения в периодиче- ской системе и строения атома. Знать характеристику про- стых веществ, образованных этими элементами, их со- став, свойства, характер соединений, образованных данными элементами. Знать причину изменения свойств элементов, простых веществ и их соединений в группе с увеличением отно- сительной атомной массы | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | ||
38/2 | Характеристика углерода. Химические свойства углерода Адсорбция | 1.02 | Демонстрации: 1) поглощение углем растворенных веществ и газов 2)восстановление меди и оксида меди (П) углем | Знать сроение атома углерода; знать понятие адсорбции, применение углерода, физические и химические свойства углерода. Уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства углерода. | ||
39/3 | Оксиды углерода Состав, строение, свойства, применение | 05.02 | Демонстрации: 1) получение оксида угле- рода (VI) и взаимодейст- вие его с водой, раство рами щелочи; 2) изучение устройства и принципа действия огнетушителя на модели | Знать состав, строение, свойства, применение окси- дов углерода (П и IV) Уметь сравнивать состав и строение оксидов, указывать причины их сходства и отличия. Уметь доказывать химические свойства оксидов углерода (П и IV), записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и окислительно - восстановительном виде | ||
40/4 | Угольная кислота. Карбонаты. Круговорот углерода в природе | 8.02 | Демонстрации: получение кремниевой кислоты. Лабораторные опыты: 1)ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов; 2) качественная реакция на карбонат-ион,' 3) ознакомление с образцами природных силикатов | Знать состав, строение и применение угольной кислоты и ее солей. Знать качественную реакцию на карбонат-ион, круговорот углерода в природе. Уметь доказывать химические свойства угольной кислоты и ее солей, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. | ||
41/5 | Кремний и его соединения. | 12.02 | Знать строение атома кремния, свойства кремния и его соединений, уметь записывать уравнения химических реакций | |||
42/6 | Силикатная промышленность | 15.02 | Демонстрации: 1) виды стекла; 2) затвердевание цемента при смешивании с водой. Лабораторные опыты: ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией "Стекло и изделия из стекла") | Знать определение силикатной промышленности и основные виды строительных материалов, выпускаемых ею. Знать сырье, используемое в силикатной промышленности , свойства цемента, стекла, бетона; получение стекла и цемента в промышленности, основные области применения стекла, цемента, бетона, керамики | ||
43/7 | «Получение углекислого газа и изучение его свойств» | 19.02 | Практическая работа № 5 | Уметь применять знания и умения, полученные при изучении темы, решать задачи нового типа | Осознавание качества и уровня усвоения материала. Оценивание достигнутого результата. Выбор, сопоставление и обоснование способов решения задач | |
44/8 | Контрольная работа по теме « Подгруппа углерода» | 22.02 | Знать понятия тем, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач | |||
Тема 6. Общие свойства металлов 4 часа | ||||||
45/1 | Общая характеристика металлов. Способы получения, физические свойства | 26.02 | Демонстрации: образцы металлов, изучение их электрической проводи- мости. Модели кристалличе- ских решеток металлов; Лабораторные опыты: рассмотрение образцов ме- талов | Знать понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки, способы получения металлов. Уметь давать общую характеристику металлов по положению в периодической системе и строению атомов; уметь объяснять физические свойства металлов, исходя из строения решетки метал- лов и металлической связи. | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | |
46/2 | Химические свойства металлов. | 29.03 | Взаимодействие металлов с неметаллами и водой, кислотами. | Знать химические свойства металлов. Уметь доказывать химические свойства металлов; записывать уравнения химических реакций в молекулярном и окислительно -восстановительном виде | ||
47/3 | Сплавы | 4.03 | Демонстрации: Образцы сплавов | Знать примеры сплавов. Состав и области применения. | ||
48/4 | Контрольная работа за 3 четверть | 07.03 | Знать понятия тем, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач | Осознавание качества и уровня усвоения материала. Оценивание достигнутого результата. Выбор, сопоставление и обоснование способов решения задач | ||
Тема 7. Металлы главных подгрупп 1-3 групп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева 4 часа
| ||||||
49/1 | Общая характеристика щелочных металлов. | 11.03 | Лабораторные опыты: ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия | Уметь давать общую характеристику металлов I группы главных подгрупп в сравнении на основании положения в периодической системе и строения атомов. Уметь предсказывать и доказывать химические свойства металлов главной подгруппы, находить общее и отличное, знать причины этого. Уметь записывать уравнения химических реакций, доказывать свойства этих металлов. Знать области применения металлов главных подгрупп 1 группы | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | |
50/2 | Положение магния и кальция в периодической таблице. Кальций, его соединения. | 14.03 | Демонстрации: взаимодействие кальция с водой; взаимодействие оксида кальция с водой; качественная реакция на ионы кальция и бария | Знать качественные реакции на ион кальция, области применения кальция и его соединений, превращение соединений кальция в природе. Уметь давать характеристику кальцию как химическому элементу и простому веществу. Уметь записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства кальция и его соединений (оксида, гидроксида, соли) в молекулярном, ионном и окислительно - восстановительном виде | ||
51/3 | Жесткость воды и способы ее устранения | 18.03 | Демонстрации:устранение жесткости воды | Знать понятие жесткости воды, ее виды. Знать, чем обусловлена жесткость, способы устранения временной и постоянной жесткости воды в промышленности и быту. Уметь объяснять способы устранения жесткости, записывать химические уравнения в молекулярном и ионном виде | ||
52/4 | Алюминий, строение, свойства. Соединения алюминия | 1.04 | Демонстрации: взаимодействие алюминия с кислородом водой, кислотами, солями; механическ прочность оксидной пленки алюминия. Лабораторный опыт: ознакомление с образцами алюминия и его сплавов | Уметь давать характеристику алюминия как химического элемента и простого вещества в сравнении с металлами I и П групп главных подгрупп. Уметь записывать уравнения, доказывающие химические свойства алюминия и его соединений (оксида и гидроксида) в молекулярном, ионном и окислительно - восстановительном виде | ||
Тема 8. Железо – представитель элементов побочных подгрупп 3 часа | ||||||
53/1 | Железо, строение, свойства. | 04.04 | Демонстрация: горение железа в кислороде, получение гидроксидов железа (2 и 3) | Знать нахождение железа в природе, способы его получения, применение, физические свойства. Уметь доказывать химические свойства железа, как элемента побочной подгруппы, свойства соединений железа, записывать уравнения в свете ТЭД, о/в виде | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | |
54/2 | Соединения железа. Применение железа и его соединений | 08.04 | Лабораторные опыты: ознакомление с образцами чугуна и стали | Уметь доказывать химические свойства соединений железа, записывать уравнения в свете ТЭД, о/в виде знать основные области применения железа | ||
55/3 | Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» | 11.04 | Практическая работа № 6 | Уметь решать экспериментальные задачи по определению веществ в растворе, доказывать наличие сульфат - иона, практически осуществлять превращения различных веществ. Уметь проводить наблюдения, делать выводы, записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном, окислительно - восстановительном виде; соблюдать правила по технике безопасности при выполнении опытов | ||
Тема 9. Металлургия 2 часа | ||||||
56/1 | Понятие о металлургии. Металлы в современной технике. Основные способы промышленного получения металлов | 15.04 | Знать определение металлургии, способы промышленного получения металлов, роль русских ученых в развитии металлургии. Знать понятие руды и пустой породы, основные стадии получения металла. Уметь записывать уравнения реакций получения металлов с точки зрения теории электролитической диссоциации и учения об окислительно - восстановительных процессах | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | ||
57/2 | Производство стали, чугуна | 18.04 | Знать сущность производства стали, способы получения: кислородно - конверторный и электродуговой. Уметь давать характеристику производства по плану, записывать уравнения реакций, лежащих в основе получения стали; сравнивать различные способы получения стали по экономическим показателям. Знать основные профессии рабочих металлургических производств, общие научные принципы производства, вопросы охраны окружающей среды Знать сущность доменного процесса - производства чугуна, его значение. Уметь давать характеристику доменного производства по плану; записывать уравнения реакций, отражающие химизм доменного производства; которые решают проблему безотходных производств и вопросы охраны окружающей среды | |||
Тема 10. Первоначальные представления об органических веществах. Органическая химия 6 часов
| ||||||
58/1 | Органическая химия. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Предельные (насыщенные) углеводороды | 22.04 | Знать определение органической химии, углеводородов, их классификацию, основные положения теории А. М. Бутлерова, определение изомеров, некоторые свойства углеводородов, что изучает данная наука, различия между органическими и неорганическими веществами, особенности строения и свойств органических веществ; иметь представле-ние о природных источниках углеводородов. Уметь записывать полные и сокращенные структурные формулы органических соединений, давать им названия Знать определение органической химии, что изучает данная наука, определение изомеров, некоторые свойства углеводородов; иметь представление о природных источниках углеводородов. Уметь записы-вать полные и сокращенные структурные формулы органических соединений, некоторые уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства углеводородов, давать им названия | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность - понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | ||
59/2 | Непредельные (ненасыщенные) углеводороды | 25.04 | Знать определение органической химии, | |||
60/3 | Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов | 29.04 | Знать определение органической химии, что изучает данная наука, определение изомеров, некоторые свойства углеводородов, качественные реакции. Иметь представление о природных источниках углеводородов. Уметь записывать полные и сокращенные структурные формулы органических соединений, некоторые уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства углеводородов, давать им названия | |||
61/4
| Спирты Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры | 06.05 | Знать понятие о кислородсодержащих органических веществах (спиртах), их классификацию, определение, их свойства, области применения. Уметь записывать некоторые структурные формулы спиртов Знать понятие о кислородсодержащих органических веществах (карбоно-вых кислотах, жирах), их классификацию, определение, их свойства, области применения, нахождение в природе. Уметь записывать некоторые структурные формулы карбо-новых кислот, жиров | |||
62/5 | Углеводы | 13.05 | Знать понятие «углеводы», их классификацию, определение, свойства, области применения, нахождение в природе. Уметь записывать некоторые структурные формулы углеводов | |||
63/6 | Аминокислоты. Белки. Полимеры | 16.05 | Знать понятие «белки» их классификацию, определение, свойства, области применения, нахождение в природе, биологическое значение. Уметь записывать некоторые структурные формулы белков, полимеров | |||
Химия и жизнь 7 часов | ||||||
64/1 | Итоговая работа по химии за курс 9 класса | 20.05 | Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении курса химии 9 класса | Осознование качества и уровня усвоения материала. Оценивание достигнутого результата. Выбор, сопоставление и обоснование способов решения задач | ||
65/2 | Химия и жизнь. Лекарства. | 23.05 | Знать примеры основных групп лекарственных препаратов, средства санитарии и гигиены, понятие «консервант», их роль в приготовлении пищи, калорийность жиров, белков, углеводов, их биологическую роль, вещества как строительные и поделочйные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент), знать проблемы безопасного использования веществ в повседневной жизни. Уметь: делать выводы, | |||
66/3 | Решение расчетных задач по химии | 27.05 | Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении курса химии 9 класса | Осознование качества и уровня усвоения материала. Оценивание достигнутого результата. Выбор, сопоставление и обоснование способов решения задач | ||
67/4 | Решение задач «Генетическая связь неорганических веществ» | 30.05 | Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении курса химии 9 класса | Осознование качества и уровня усвоения материала. Оценивание достигнутого результата. Выбор, сопоставление и обоснование способов решения задач | ||
68-70/5,6,7 | Резерв. |
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.
Учебное и дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение | Материально-техническое обеспечение | Информационно-коммуникационные средства |
Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 13-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2009 Габрусева, Н. И, Химия. Рабочая тетрадь. 9 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. И. Габрусева. - М.: Просвещение, 2009. - 79 с.
Гара, Н. Н. Химия: Задачник с «помощником». 8-9 классы : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. Н. Гара, Н. И. Габрусева. - М.: Просвещение, 2009. - 96 с. Решение задач по химии : справочник школьника / Е. В. Шипуло, Л. Б. Кузнецова. - М. : Филологическое общество «Слово», 1999. - 468 с. Хомченко, И. Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы / И. Г. Хомченко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ООО «Издательство Новая волна» : Издатель Умеренков-2003.-214 с | Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 13-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2009 Гора, Н. Н. Химия. Уроки в 9 классе : пособие для учителя / Н. Н. Гара. - М. : Просвещение, 2009. - 95 с. 2. Горковенко, М. Ю. Химия. 9 класс : поурочные разработки к учебникам / М. Ю. Горковенко -М.: ВАКО, 2004. - 368 с. - (В помощь школьному учителю). Настольная книга учителя химии / авт.-сост. Н. Н. Гара, Р. Г. Иванова, А. А. Каверина. - М.: ACT : Астрель, 2002. - 190 с. Дополнительная литература для учителя Гара, Н. Н. Химия: Задачник с «помощником». 8-9 классы : пособие для учащихся обще-образоват. учреждений / Н. Н. Гара, Н. И. Габрусева. - М.: Просвещение, 2009. - 96 с. Гаршин, А. П. Неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, формулах, химических реакциях / А. П. Гаршин. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2006. | Наглядные пособия: серии таблиц по химии, коллекции, модели молекул, наборы моделей атомов для составления моделей молекул комплект кристаллических решеток. Приборы, наборы посуды, лабораторных принадлежностей для химического эксперимента, наборы реактивов. | Химия. Базовый курс. 9 класс.1С образовательная коллекция. Мультимедийное учебное пособие нового образца, Издательство «Просвещение», 2002
Общая химия. (Компакт-диск) - издательство «Учитель», 2007 Химия 9 класс. Современная гуманитарная академия, лаборатория общего образования, видеокассеты – сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы, М, 2006 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии для обучающихся 10 кл.
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Гузея Л.С., Сорокина В.В. Химия. 10-11 классы. Базовый урове...
Рабочая программа по химии для обучающихся 10 кл.
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Гузея Л.С., Сорокина В.В. Химия. 10-11 классы. Базовый урове...
Рабочая программа по химии для обучающихся 10-го класса базового уровня.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-го класса гуманитарного профиля. Данный курс входит в инвариантную часть учебного плана, реализует принцип личностно-ориентированного деятельно...
Рабочая программа по химии для обучающихся 9- класса - естественнонаучный предпрофиль
Рабочая программа предназначена для обучающихся 9-го класса естественно-научного предпрофиля. Данный курс входит в инвариантную часть учебного плана, реализует принцип личностно-ориентированного...
Рабочая программа по химии для обучающихся 8 классов
Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, прим...
Рабочая программа по химии для обучающихся 10 классов
Прогр Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы по химии средне...
Рабочая программа по химии для обучающихся 11 классов
Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы по химии среднего (полного...