Рабочая программа по химии для обучающихся 8 классов
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации к учебнику, рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации авторов Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Химия. 8 класс» - М.: Просвещение, 2014. -208с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malysheva_himiya_8_rudzitis_2_chasa.doc | 315.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБЯНИНА ГАВРИИЛА ЕПИФАНОВИЧА
Рассмотрена и одобрена методическим объединением Протокол №_____от «___»_____201 _г. | Согласована с зам. директора _____________/Т.А.Салий/ «___»_____201_ г. | Утверждена приказом директора школы от «__» августа 201_ года №________________ |
Рабочая программа
по химии
для обучающихся 8 классов
Составитель:
Малышева Татьяна Михайловна,
учитель химии, биологии
высшей квалификационной категории
Игрим
Пояснительная записка
Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации к учебнику, рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации авторов Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Химия. 8 класс» - М.: Просвещение, 2014. -208с.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);
- Примерные образовательные программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные (допущенные) МО РФ;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Цель программы: обеспечить формирование предметных умений, универсальных учебных действий обучающихся, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Задачи программы:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации данной РП по курсу химии использованы:
Формы обучения – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, лабораторные работы обучающего характера, практические работы и т.д.
Технологии обучения – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.
Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.
Обязательному оцениванию подлежат контрольные, тестовые, практические работы. Лабораторные работы имеют обучающий характер и не оцениваются.
Общая характеристика учебного предмета
В системе естественно - научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей. Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях , а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
В курсе 8 класса учащиеся знакомятся с первоначальными понятиями: атом, молекула, простое и сложное вещество, физические и химические явления, валентность; закладываются простейшие навыки в написании знаков химических элементов, химических формул простых и сложных веществ, составлении несложных уравнений химических реакций; даются понятия о некоторых химических законах: атомно – молекулярном учении, законе постоянства состава, законе сохранения массы вещества; на примере кислорода и водорода углубляются сведения об элементе и веществе. Учащиеся изучают классификацию простых и сложных веществ, свойства воды, оксидов, кислот, оснований, солей; закрепляют практические навыки, необходимые при выполнении практических и лабораторных работ. Изучаются структура периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, периодический закон, виды химической связи.
Описание места учебного предмета «Химия» в учебном плане.
Настоящая рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в IX классе.
Она рассчитана на 70 часов – два учебных часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения химии:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты
знать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов (всего) | Из них(количество часов) | ||||
Контрольные работы | Лабораторные и практические работы | Проектные, тестовые, творческие, экскурсии и т.д.(учитывая специфику предмета) | |||||
1 | Тема 1. Первоначальные химические понятия | 21 | 1 | 2 | |||
2 | Тема 2. Кислород. Оксиды, горение. | 7 | 1 | ||||
3 | Тема 3. Водород | 2 | |||||
4 | Т е м а 4. Растворы. Вода. | 4 | 1 | ||||
5 | Тема 5: «Основные классы неорганических соединений. | 10 | 1 | 1 | |||
6 | Тема 6: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. | 8 | 1 | ||||
7 | Те м а 7. Химическая связь. Строение вещества. Закон Авогадро. Молярный объем газов. | 8 | 1 | ||||
8 | Тема 9 Галогены. | 10 | 1 | 1 | |||
В нижней части таблицы часы суммируются | |||||||
Итого: | 70 | 5 | 6 |
Содержание учебного предмета.
Тема 1. Первоначальные химические понятия (21 час )
Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования. Превращения веществ. Чистые вещества и смеси. Способы очистки смесей. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.
Атомы и молекулы. Атомно - молекулярное учение. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Закон постоянства состава вещества.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярные массы. Расчёт массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Понятие валентности. Составление химических формул по валентности. Закон сохранения массы веществ, его значение. Химические уравнения. Типы химических реакций
Моль - единица количества вещества. Молярная масса. Вычисления по химическим уравнениям.
Демонстрация
Моделей молекул и атомов. Коллекция самородных элементов (на примере серы). Горение свечи на весах с поглощением продуктов горения. Разложение малахита. Горение магния.
Лабораторные опыты
Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смесей. Химические явления (прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой). Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Знакомство с образцами простых и сложных веществ. Образцы типичных металлов и неметаллов.
Практикум
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным штативом со спиртовкой, электронагревателем; изучение строения пламени
Очистка поваренной соли
Тема 2. Кислород. Оксиды, горение. (7 часов)
Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение. Физические свойства кислорода. Химические свойства кислорода. Применение. Круговорот кислорода в природе.
Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химической реакции.
Демонстрация
Знакомство с образцами оксидов, нефти, каменного угля и продуктами их переработки. Взаимодействие растворов едкого натра с хлорным железом. Получение, собирание и распознавание кислорода.
Практикум Получение и свойства кислорода
Тема 3. Водород (2часа)
Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и его физические свойства кислорода. Химические свойства водорода. Применение водорода
Демонстрация
Получение, собирание и распознавание водорода. Восстановление металлов водородом из их оксидов.
Т е м а 4. Растворы. Вода. (4 часа)
Растворы. Вода - растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества. Вода. Анализ и синтез воды. Вода в природе и способы ее очистки. Физические и химические свойства воды.
Демонстрация
Растворение веществ с различной растворимостью, растворение веществ в различных растворителях. Получение кристаллов солей. Растворение нитрата аммония. Взаимодействие натрия и кальция с водой.
Практикум. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества
Тема 5: Основные классы неорганических соединений. (10 часов)
Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение.
Основания: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации.
Кислоты: классификация, номенклатура, физические и химические свойства.
Соли: классификация, номенклатура, свойства, получение. Физические и химические свойства солей
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрация
Знакомство с образцами оксидов, оснований, кислот, солей. Реакция нейтрализации в присутствии индикатора. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Лабораторные опыты
Взаимодействие оксида магния с кислотами Взаимодействие углекислого газа с известковой водой. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств. Растворение железа и цинка в соляной кислоте. Вытеснение одного металла другим из раствора соли.
Практикум. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений
Тема 6: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. (8 часов)
Классификация химических элементов. Амфотерные соединения. Периодический закон
Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Строение атома. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Состояние электронов в атоме Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
Демонстрация Коллекция самородных элементов. Различные варианты периодической системы. Модель строения атома
Те м а 7. Химическая связь. Строение вещества. Закон Авогадро. Молярный объем газов. (8 часов)
Электроотрицательность химических элементов. Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь. Ионная связь. Кристаллические решетки. Валентность и степень окисления. Правила вычисления степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях
Демонстрация
Образование нерастворимых, газообразных и малоионозирующих веществ. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Коллекция соединений железа с различными степенями окисления. Горение фосфора.
Тема 9. Галогены. ( 10 часов)
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор: физические и химические свойства, получение и применение. Хлороводород: получение и физические свойства. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.
Демонстрация
Распознавание соединений галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Возгонка йода.
Лабораторные опыты. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов-хлоридами
Календарно-тематическое планирование учебного предмета на учебный год
Тема 1. Первоначальные химические понятия (21 час )
Основные задачи изучения темы:
дать представление о веществах, их составе и свойствах; раскрыть сущность химических превращений, указать их признаки; познакомить с многообразием химических реакций, их классификацией; показать взаимосвязь всех явлений в природе (физических, химических, биологических); обобщить знания о веществе и химической реакции на основе атомно-молекулярного учения, показать значение этих знаний в теории и на практике; познакомить учащихся с различными методами, применяемыми в химии, химическим языком, учить логическому мышлению (сравнивать, выделять главное).
№ | Тема | Календ. сроки план/факт | Химический эксперимент, оборудование | Базовые единицы (ЗУН) | Компетентности (УУД, ОУУН) | Корректировка |
1/1 | Предмет химии. Вещества и их свойства. | 2.09 | Различные виды химической посуды, предметы, сделанные из различных веществ, приборы для измерения веса, плотности жидкости, температуры, лабораторная работа «Описание физ. свойств» стр. 49, | Знать: определение понятия вещество, перечень признаков веществ. Уметь различать понятия вещество и тело, описывать физ. свойства вещества и сравнивать вещества (находить сходство и различие в свойствах) | Учебно-организационные: определение учебных задач; учебно- информационные: работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные: выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения | |
2/2 | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. | 7.09 | Демонстрация чистых веществ (дист. вода) и смесей (вода, воздух), порошкообразное железо и измельченная сера, смеси железа и серы, 3 хим. стакана с водой, фильтр. бумага, ложечка для сыпучих веществ, магнит. Пробирки, ложечка для сыпучих веществ, чашка для выпаривания, пипетка, спиртовка, спички, фильтр. бумага, воронка, колба, хим. стакан с водой, подсолнечное масло, песок, кристаллическая поваренная соль. | Знать понятия вещества, смеси, материалы, способы разделения смесей на компоненты, приборы для разделения смесей Уметь различать в-ва по физ. свойствам, устанавливать и обосновывать способы разделения для различных смесей | Учебно-организационные: определение учебных задач; учебно- информационные: работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные: выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения | |
3/3 | Практическая работа № 1 «Приемы обращения с лабораторным штативом и спиртовкой.» | 9.09 | Лабор. штатив, спиртовка, пробирка, колба коническая, химический стакан, колба круглодонная, колба плоскодонная, чашка для выпаривания, тигельные щипцы, фарфоровый треугольник, ложечка для сжигания твердых в-в, ступка с пестиком, пробиркодержатель | Знать правила техники безопасности при работе в лаборатории, знать устройство и приемы обращения с лаб. оборудованием (хим. посуда, штатив, спиртовка) Уметь различать хим. посуду, обращаться с хим. оборудованием | Сравнение своего способа действия с эталоном, способа и результата своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Осознание качества и уровня усвоения Оценивание достигнутого результата. Сопоставление и обоснование способа решения задачи. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Планируют общие способы работы
| |
4/4 | Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли» | 14.09 | Спиртовка, спички, штатив с кольцом, фарфоровая чашка для выпаривания, химический стакан, стеклянная палочка, ложечка для сыпучих веществ, воронка, колба, фильтр, загрязненная поваренная соль и вода в хим. стаканах. ПР. работа № 2, стр.52 | Знать способы разделения смесей, правила обращения с хим. оборудованием. Уметь разделить поваренную соль от примесей, используя имеющиеся навыки обращения с хим. оборудованием | ||
5/5 | Физические и химические явления | 16.09 | Горение свечи, спирта, плавление парафина, стекла, изменения, происходящие при нагревании сахара, смешивание поваренной соли с водой, соды и уксуса, медного купороса и щелочи, выпаривание воды | Знать определения физ. и хим. явлений, признаки хим. реакций и условия их возникновения и течения. Уметь отличать физ. и хим. явлений, определять признаки химических реакций, условия их возникновения, приводить примеры физ. и хим. явлений. | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; использование приборов для измерения плотности, температуры, массы; описание опытов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. Осознавание качества и уровня усвоения материала. Оценивание Достигнутого результата. Выбор, сопоставление и обоснование способов решения задач | |
6/6 | Молекулы и атомы. Химические элементы. | 21.09 | Модели молекул, атомов, магнитная доска, портрет М.В. Ломоносова, карточки с символами химических элементов. | Знать понятия атома, молекулы, химического элемента, основные положения атомно-молекулярного учения, роль Ломоносова и Дальтона в его создании. | ||
7/7 | Простые и сложные вещества | 23.09 | Образцы простых и сложных веществ, соединения серы с железом | Знать понятия простого и сложного веществ, отличия простого и сложного в-в, смеси и сложного вещества Уметь различать простые и сложные вещества, смеси и сложные в-ва | ||
8/8 | Относительная атомная масса Закон постоянства состава веществ. | 28.09 |
| Знать понятие относительной атомной массы, массы атома, а.е.м. Уметь определять и округлять Аr элементов по таблице Менделеева, называть химические элементы по знакам. Знать формулировку закона постоянства состава, его значение | ||
9/9 | Химические формулы. | 30.09 | Знать понятия химической формулы, молекулярной массы вещества, значение индекса и коэффициента, способ расчета Мr, Уметь характеризовать качественный и количественный состав вещества по химической формуле | |||
10/10 | Относительная молекулярная масса. | 5.10 | Знать понятия химической формулы, молекулярной массы вещества, значение индекса и коэффициента, способ расчета Мr, | |||
11/11 | Расчеты по химическим формулам. | 7.10 | Знать способ расчета отн. мол. масс веществ, массовых отношений хим. элементов в сложном в-ве, массовых долей хим. элементов в сложном в-ве, вывода хим. формул, если даны массовые доли хим. элементов, входящих в состав Уметь характеризовать кач. и кол. состава в-в, решать задачи по теме | |||
12/12 | Валентность химических элементов. Составление химических формул по валентности. | 12.10 | Знать понятие валентности, постоянной и переменной валентности, Уметь составлять формулы по известной валентности, определять валентность по химическим формулам | |||
13/13 | Определение валентности элементов по формулам их соединений. | 14.10 | Знать понятие валентности, постоянной и переменной валентности, Уметь составлять формулы по известной валентности, определять валентность по химическим формулам | |||
14/14 | Закон сохранения массы веществ | 19.10 | Знать формулировку закона, его открытие, значение, роль ученых Уметь пояснять химические реакции с точки зрения закона | |||
15/15 | Химические уравнения. Типы химических реакций. | 21.10 | Знать понятие химического уравнения, значение коэффициента в уравнениях, индекса в химических формулах, алгоритм расстановки коэффициентов, типы химических реакций Уметь использовать алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях, объяснять какие явления обозначаются с помощью химических уравнений, научиться составлять химические уравнения. | |||
16/16 | Решение задач «Химические уравнения» | 26.10 | Знать понятие химического уравнения, значение коэффициента в уравнениях, индекса в химических формулах, алгоритм расстановки коэффициентов, типы химических реакций Уметь использовать алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях, объяснять какие явления обозначаются с помощью химических уравнений, научиться составлять химические уравнения. | |||
17/17 | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | 28.10 | Коллекция в-в количеством 1 моль (поваренная соль, сахар, сера, железные опилки, медный купорос, вода, газ | Знать понятия количества в-ва, моль, числа Авогадро, молярная масса, как применяются данные величины в расчетных задачах Уметь называть количество в-ва и молярную массу по обозначениям, указывать единицы измерения, видоизменять расчетную формулу при решении прямых и обратных задач | ||
18/18 | Обобщение и закрепление темы «Химические уравнения» | 09.11 | Обобщить и закрепить ЗУНы темы | |||
19/19 | Расчеты по химическим уравнениям | 11.11 | Знать алгоритм решения задач «Расчеты по химическим уравнениям», способы расстановки коэффициентов для составления уравнений Уметь применять предложенный учителем алгоритм для решения задач данного типа, опознавать данный тип задач, решать типовые задачи | |||
20/20 | Повторение и обобщение темы. Вычисление количества вещества по известной массе веществ. | 16.11 | Знать понятия темы, уметь применять на практике полученные знания | |||
21/21 | Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия | 18.11 | Знать понятия темы, уметь применять на практике полученные знания |
Тема 2. Кислород. Оксиды, горение. (7 часов)
Основные задачи изучения темы:
продолжить формирование понятий - химический элемент, простое и сложное вещество, химическая реакция в данной теме, научить учащихся объяснять происходящие явления с точки зрения атомно - молекулярного учения, совершенствовать умение пользоваться химическим языком. Способствовать дальнейшему развитию мировоззрения о причинно - следственной связи: начать формировать представление о связи состава, свойств, применения веществ (на примере кислорода), совершенствовать умения учащихся по описанию явлений, составлять уравнения и, наоборот, предсказывать признаки реакций по написанным уравнениям. Ознакомить учащихся с круговоротом кислорода в природе, его ролью в жизни и деятельности человека, показать необходимость охраны окружающей среды от загрязнения.
№ | Тема | Календ. Сроки план/факт | Химический эксперимент | Базовые единицы (ЗУН) | Компетентности (УУД, ОУУН) | Корректировка |
22/1 | Кислород. Общая характеристика. Нахождение в природе. Получение кислорода. | 23.11 | Демонстрация разложения пероксида водорода в присутствии катализатора, разложение перманганата калия при температуре. | Знать значение кислорода для живых организмов и в природе, его распространение, способы получения кислорода, закрепить умения написания хим. уравнений Уметь записывать уравнения химических реакций получения кислорода | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; использование приборов для измерения плотности, температуры, массы; описание опытов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | |
23/2 | Физические и химические свойства кислорода. | 25.11 | Д.: сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа, ознакомление с физическими свойствами кислорода | Знать характеристику физических и химических свойств кислорода, уметь писать хим. уравнений | ||
24/3 | Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. | 30.11 | Схема применения кислорода, круговорота кислорода в природе | Знать области применения кислорода, круговорот его в природе | ||
25/4 | Практическая работа №3 «Получение кислорода и изучение его свойств» | 2.12 | Оборудование для практич. работы (получение кислорода, подтверждение наличия кислорода с помощью тлеющей лучины, горение угля в кислороде) | Знать способы получения кислорода в лаборатории, уметь собрать его, доказать его наличие, описать свойства, знать химизм происходящих процессов, соблюдать правила по технике безопасности | Сравнение своего способа действия с эталоном, способа и результата своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Осознание качества и уровня усвоения Оценивание достигнутого результата. Сопоставление и обоснование способа решения задачи. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Планируют общие способы работы | |
26/5 | Воздух и его состав. | 7.12 | количественное определение кислорода в воздухе | Знать качественный и количественный состав воздуха, характеристику экологическим проблемам, связанных с наличием в воздухе вредных веществ. | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; описание опытов; выполнение правил безопасности при. поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | |
27/6 | Тепловой эффект химических реакций. | 9.12 | Знать понятие теплового эффекта, экзо- и эндотермических реакций, способ решения задач по термохимическим уравнениям. | |||
28/7 | Топливо и способы его сжигания. | 14.12 | Знать различные виды топлива и его значение для развития энергетической промышленности, способы рационального сжигания топлива, необходимость охраны воздуха при загрязнении |
Тема 3.Водород. (2 часа)
Основные задачи изучения темы:
продолжить развитие понятий об элементе и веществе на примере водорода. научить учащихся объяснять происходящие явления с точки зрения атомно - молекулярного учения, совершенствовать умение пользоваться химическим языком. Способствовать дальнейшему развитию мировоззрения о причинно - следственной связи: начать формировать представление о связи состава, свойств, применения веществ (на примере водорода), совершенствовать умения учащихся по описанию явлений, составлять уравнения и, наоборот, предсказывать признаки реакций по написанным уравнениям.
№ | Тема | Календ. Сроки план/факт | Химический эксперимент | Базовые единицы (ЗУН) | Компетентности (УУД, ОУУН) | Корректировка |
29/1 | Водород. Общая характеристика. Нахождение в природе. Получение водорода. | 16.12 | Д. получение водорода, взаимодействие раствора кислоты с цинком, обнаружение водорода | Знать общую характеристику водороду, местонахождение его в природе, способы получения водорода. | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; описание опытов; выполнение правил безопасности при. поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | |
30/2 | Свойства и применение водорода. | 21.12 | Д. ознакомление с физическими свойствами водорода, горение водорода в кислороде и воздухе, взаимодействие водорода с оксидом меди (II) | Знать физические и химические свойства водорода, области его применения , уметь записывать хим. уравнений |
Т е м а 4. Вода. Растворы. (4часов)
Основные задачи изучения темы:
продолжить формировать умения учащихся записывать уравнения реакций (химические свойства воды), давать названия веществам, составлять формулы. Способствовать дальнейшему развитию мировоззренческих знаний о причинно -следственной связи (состав, свойства, применение воды) взаимосвязи единичного и общего (реакция нейтрализации - как частный случай реакции обмена). Показать роль воды для всего живого, ее значение в природе, использование в различных отраслях народного хозяйства. Способствовать дальнейшему развитию экологического образования: познакомить с вопросами охраны водоемов от загрязнения, способами очистки воды, используя материалы периодической печати (местный материал о загрязнении и очистке воды ), закон об охране окружающей среды. С целью развития логического мышления учить учащихся умению сравнивать, выявлять общие и существенные признаки при рассмотрении оксидов, оснований, кислот, проводить их классификацию. Способствовать дальнейшему совершенствованию практических навыков по выполнению лабораторных опытов, умению обращаться с приборами и реактивами; научить приготавливать раствор с определенной массовой долей растворенного вещества.
№ | Тема | Календ. Сроки план/факт | Химический эксперимент | Базовые единицы (ЗУН) | Компетентности (УУД, ОУУН) | Корректировка |
31/1 | Вода – растворитель. Растворы. Определение массовой доли растворенного вещества. | 23.12 | Д.: очистка воды перегонкой, растворение веществ | Знать способы очистки воды от примесей, физические свойства воды, меры по охране вод от загрязнения, тип решения задач по определению массовой доли растворенного вещества | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; описание опытов; выполнение правил безопасности при. поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | |
32/2 | Свойства воды. | 11.01 | Д.: взаимодействие воды с металлами, с оксидом кальция и фосфора, определение полученных растворов индикатором | Знать количественный и качественный состав воды, состав гидроксида, химические свойства воды, понятие об анализе и синтезе как методах определения состава вещества | ||
33/3 | Практическая работа №4 «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества» | 13.01 | Оборудование для практ. работы ( весы, соль, вода, хим. посуда) | Знать алгоритм приготовления раствора с определенной массовой долей в-ва, уметь приготовить раствор с определенной массовой долей растворенного вещества | ||
34/4 | Обобщающий урок | 18.01 | Знать понятия и термины темы, уметь применять полученные знания при выполнении упражнений. |
Тема 5: Основные классы неорганических соединений. (10 часов)
Основные цели и задачи темы:
Продолжить развитие понятий о веществе на примере основных классов неорганических соединений.
Расширить понятие о химической реакции на примере реакций, отражающих способы получения и химические свойства классов соединений.
Познакомить с составом и свойствами основных классов неорганических соединений – оксидов, оснований, кислот, солей.
Способствовать формированию умений составлять формулы оксидов, оснований, солей, совершенствовать знание химического языка ( называть вещества )
Закрепить умения в написании уравнений реакций.
Продолжить формирование мировоззренческих представлений о причинно – следственной зависимости на примере взаимозависимости свойств веществ от их строения и состава, связи между свойствами веществ, их применением и получением в промышленности.
Способствовать развитию логического мышления: умению сравнивать, проводить классификацию неорганических веществ, химических реакций, делать обобщения, выделять главное, предсказывать свойства неизвестных
№ | Тема | Календсроки план/факт | Химический эксперимент | Базовые единицы (ЗУН) | Компетентности (УУД, ОУУН) | Корректировка |
35/1 | Оксиды. Состав. Классификация. Способы получения | 20.01 | Образцы оксидов | Знать определение, классификацию, способы получения оксидов, номенклатуру оксидов. Уметь составлять формулы оксидов, классифицировать их на основные, амфотерные, кислотные, называть их, составлять уравнения реакций получения оксидов | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; использование приборов для измерения плотности, температуры, массы; описание опытов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | |
36/2 | Оксиды. Физические и химические свойства. Применение оксидов. | 25.01 | Образцы оксидов | Знать физические и химические свойства оксидов, области применения оксидов. Уметь классифицировать оксиды на основные, кислотные, амфотерные, писать уравнения реакций, отражающие химические свойства оксидов, называть вещества | ||
37/3 | Основания. Состав. Классификация. Способы получения | 27.01 | Основания, индикаторы | Знать определение, классификацию, способы получения оснований, номенклатуру оснований, определение реакции обмена Уметь составлять формулы оснований, классифицировать их на растворимые и нерастворимые, называть их, составлять уравнения реакций получения оснований, применяя знания теории | ||
38/4 | Основания. Физические и химические свойства. Применение оснований. | 01.02 | Основания, индикаторы, гидроксид натрия, кальция, меди (2) или железа, кислота, сульфат железа (3) | Знать физические и химические свойства оснований, области применения Уметь классифицировать основания по растворимости, писать уравнения реакций, отражающие химические свойства , называть вещества | ||
39/5 | Кислоты. Состав. Классификация. Способы получения | 3. 02 | Кислоты | Знать определение, классификацию, способы получения кислот, номенклатуру кислот, определение реакции обмена, замещения Уметь составлять формулы оснований, классифицировать их на растворимые и нерастворимые, называть их, составлять уравнения реакций получения оснований, применяя знания теории | ||
40/6 | Кислоты. Физические и химические свойства. Применение кислот. | 8.02 | Кислоты, индикаторы | Знать физические и химические свойства кислот, определение реакции нейтрализации области применения Уметь классифицировать кислоты, писать уравнения реакций, отражающие химические свойства , называть вещества | ||
41/7 | Соли. Классификация. Получение. Физические и химические свойства. Применение. | 10.02 | Образцы солей, железо, сульфат меди, карбонат натрия, гидроксид натрия, хлорид вария, сульфат натрия | Знать определение, классификацию, способы получения солей, номенклатуру солей, определение реакции обмена, замещения Уметь составлять формулы солей, классифицировать их средние, кислые, основные, двойные, называть их, составлять уравнения реакций получения солей, применяя знания теории
| ||
42/8 | Генетическая связь между классами неорганических соединений. | 15.02 | Знать понятия темы, определения оксидов, оснований, кислот, солей, способы получения, химические свойства, номенклатура веществ Уметь называть соединения, составляющие генетические ряды металлов и неметаллов, указывать между какими соединениями существует связь, составлять уравнения химических реакций, иллюстрирующих данную связь | |||
43/9 | Пр. работа №5 «Важнейшие классы неорганических соединений» | 17.02 | Знать понятия темы, определения оксидов, оснований, кислот, солей, способы получения, химические свойства, номенклатура веществ Уметь применять знания о свойствах неорганических соединений для объяснения наблюдаемых явлений при проведении реакций, должны различить кислоту и основание с помощью индикаторов, провести реакцию нейтрализации, экспериментально осуществить превращение, провести реакцию замещения. | Сравнение своего способа действия с эталоном, способа и результата своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Осознание качества и уровня усвоения Оценивание достигнутого результата. Сопоставление и обоснование способа решения задачи. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Планируют общие способы работы | ||
44/10 | Зачет по теме «Основные классы неорганических соединений» | 22.02 | Уметь применить теор. знания и умения при выполнении заданий | Осознавание качества и уровня усвоения материала. Оценивание достигнутого результата. Выбор, сопоставление и обоснование способов решения задач |
Тема 6: Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. ( 8 часов)
Основные цели и задачи темы:
познакомить учащихся со строением периодической системы, раскрыть физический смысл порядкового номера, номера периода и группы.
Указать главную причину периодического изменения свойств элементов и их соединений - возрастание относительных атомных масс и зарядов ядер атомов.
Познакомить учащихся с одним из общих законов природы - периодическим законом, который показывает взаимосвязь между всеми элементами и их соединениями.
Показать значение периодического закона для развития науки и техники.
Научить учащихся давать характеристику химических элементов на основе положения в периодической системе и строения атома. Продолжить формирование у учащихся диалектико - материалистического мировоззрения - подтвердить закон о единстве и борьбе противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания и др. на примере периодической системы и строения атома.
Способствовать дальнейшему развитию логического мышления, умению сравнивать свойства химических элементов и их соединений, устанавливать причинно - следственные связи; применять теоретические знания для предсказания свойств простых и сложных веществ на основе строения атомов химических элементов.
№ | Тема | Календ. Сроки план/факт | Химический эксперимент | Базовые единицы (ЗУН) | Компетентности (УУД, ОУУН) | Корректировка |
45/1
| Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. | 24.02 | Знать определение амфотерного оксида и гидроксида, первые попытки классификации хим. элементов. Уметь экспериментально доказывать амфотерность гидроксида Знать основные признаки классификации химических элементов на примере семейств щелочных металлов, галогенов, инертных газов. Уметь объяснять общие и отличительные признаки в свойствах щел. металлов, галогенов, инертных газов. | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; использование приборов для измерения плотности, температуры, массы; описание опытов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | ||
46/2 | Периодический закон Д. И. Менделеева | 29.02 | Знать определение периодического закона, историю его открытия, определение периода, группы. Уметь объяснять изменение свойств элементов и их соединений в периоде, знать причину этого. | |||
47/3 | Периодическая система химических элементов. | 2.03 | Знать определение периода, группы, главной и побочной группы, физический смысл их, порядкового номера. Уметь описывать химические элементы, исходя из положения в группе, периоде, с учетом строения атома, объяснять изменение свойств в периоде и группе. | |||
48/4 | Строение атома. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. | 7.03 | Знать строение атома, состав атомного ядра, определение изотопов, три вида излучений. Уметь описывать химический элемент с точки зрения строения атома. Знать расположение электронов по слоям, формы электронных орбиталей. о периодическом изменении химических свойств в зависимости от числа электронов в наружном электронном слое. Уметь записывать строение атомов элементов первых четырех периодов, электронные формулы и электронные ячейки для атомов элементов этих периодов. | |||
49/5 | Характеристика химических элементов на основании положения в периодической системе и строении атома. | 9.03 | Знать физический смысл пер. системы, Уметь давать характеристику по плану данного химического элемента главной подгруппы по его положению в пер. системе и строению атома. | |||
50/6
| Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева. | 14.03 | Знать роль периодического закона для развития науки, техники, для обобщения известных фактов и предсказания новых. Уметь доказывать основные положения диалектики на примере периодической системы и строения атома. Знать основные этапы жизни и деятельности Д. И. Менделеева | |||
51/7 | Обобщение и закрепление темы | 16.03 | Обобщить и систематизировать знания темы | |||
52/8 | Контрольная работа по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов» | 30.03 | Уметь применять знания темы и полученные навыки и умения при выполнении заданий контрольной работы. | Осознавание качества и уровня усвоения материала. Оценивание достигнутого результата. Выбор, сопоставление и обоснование способов решения задач |
Те м а 7. Химическая связь. Строение вещества. (8 часов)
Основные задачи изучения темы:
сформировать у учащихся понятие о химической связи и причине ее образования; познакомить с различными видами связи. Показать взаимосвязь между строением атомов элементов и образуемых ими простыми и сложными веществами, имеющими различные виды связи. Дать понятие о кристаллическом строении вещества (виды кристаллических решеток) и зависимости физических свойств веществ от различных типов кристаллических решеток. Учить учащихся устанавливать причинно - следственную связь между свойствами вещества и видом химической связи, типом кристаллической решетки. Дать первоначальные понятия о степени окисления, окислительно - восстановительных реакциях как двух взаимопротивоположных процессах. Познакомить с понятиями "молярный объем" и "относительная плотность газов".
№ | Тема | Календ. Сроки план/факт | Химический эксперимент | Базовые единицы (ЗУН) | Компетентности (УУД, ОУУН) | Корректировка |
53/1 | Электроотрицатель-ность химических элементов. | 4.04 | Таблицы с изображением механизма образования связей | Знать: определение химической связи, электроотрицательности, ковалентной полярной и неполярной, ионной связи, механизм образования связи. Уметь определять различные виды связи, записывать схемы образования веществ с ковалентной полярной и неполярной связью, ионной связью. | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; использование приборов для измерения плотности, температуры, массы; описание опытов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | |
54/2 | Основные виды химической связи. | 6.04 | Модели пространственных решеток поваренной соли, графита, твердого оксида углерода | |||
55/3 | Кристаллические решетки. | 11.04 |
| Знать определение кристаллической решетки, типы кристаллических решёток. Уметь определять типы кристаллических решёток по типу химических связей; описывать физические свойства данного вещества по типу кристаллической решётки | ||
56/4 | Степень окисления. | 13.04 | Знать определения: степень окисления, окислительно -восстановительная реакция, окислитель, восстановитель, процесс окисления и процесс восстановления. Уметь определять степень окисления по формуле и составлять формулы по известной степени окисления, называть вещества. Записывать простейшие окислительно - восстановительные реакции, составлять схему электронного баланса | |||
57/5 | Вычисление степеней окисления элементов, окислительно-восстановительные реакции. | 18.04 | ||||
58/6 | Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях. | 20.04 | Знать определение, закона Авогадро, молярного объема газа. Уметь определять объем газа, количество вещества исходя из молярного объема газа, научиться решать задачи с использованием понятия "молярный объем", "относительная плотность газа" | |||
59/7 | Обобщение по теме 7 | 25.04 | Знать понятия и термины темы, уметь применять полученные знания при выполнении упражнений. обобщить и систематизировать знания и умения темы. | |||
60/8 | Контрольная работа по теме | 27.04 | Знать понятия темы | Осознавание качества и уровня усвоения материала. Оценивание достигнутого результата. Выбор, сопоставление и обоснование способов решения задач |
Тема 9. Галогены. (10 часов)
Основные задачи изучения темы:
углубить и расширить знания учащихся о периодическом законе и периодической системе химических элементов, строении атомов на примере химических элементов седьмой группы главной подгруппы, строении и свойствах: простых веществ и соединений, образованных галогенами. Продолжить формирование знаний об окислительно-восстановительных реакциях на примере свойств соединений хлора, показать зависимость свойств веществ от строения. Закрепить практические навыки по выполнению химического эксперимента. Способствовать дальнейшему закреплению навыков в решении расчетных задач. Раскрыть связь науки с производством: продолжить формирование званий об основных закономерностях протекания реакций в зависимости от различных условий на примере производства соляной кислоты.
№ | Тема | Календ. Сроки план/факт | Химический эксперимент | Базовые единицы (ЗУН) | Компетентности (УУД, ОУУН) | Корректировка |
61/1 | Положение галогенов в периодической таблице, сравнительная характеристика галогенов. | 04.05 | Знать положение галогенов в периодической системе. свойства галогенов, хлороводорода, соляной кислоты как окислительно-восстановительные процессы, применение галогенов, способы получения. Уметь давать хар-ку галогенам по их положению в пер. системе, составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций, уравнений электронного баланса, уметь определять степени окисления, окислитель и восстановитель, рассчитывать объемные отношения газов по хим. уравнениям, доказывать различную активность галогенов по отношению друг к другу, уметь получать соляную кислоту. исследовать ее химические свойства, доказывать ее наличие.
| Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; использование приборов для измерения плотности, температуры, массы; описание опытов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | ||
62/2 | Хлор. | 11.05 | Демонстрации: взаимодействие хлора и йода с металлами как пример окислительно - восстановительной реакции.
| |||
63/3 | Хлороводород. | 16.05 | ||||
64/4 | Соляная кислота и ее соли. | 18.05 | ||||
65/5 | Практическая работа №8 «Решение экспериментальных работ по теме галогены» | 23.05 |
| Уметь применять теоретические знания при проведении опытов | ||
66/6 | Контрольная работа по курсу неорганической химии | 25.05 | Уметь применять знания темы и полученные навыки и умения при выполнении заданий контрольной работы. | |||
67/7 | Решение задач, обобщающий урок. | 30.05 | Знать понятия и термины, уметь применять полученные знания при выполнении упражнений. обобщить и систематизировать знания и умения курса 8 класса. | Осознавание качества и уровня усвоения материала. Оценивание достигнутого результата. Выбор, сопоставление и обоснование способов решения задач | ||
68/8 69/9 70/10 | Резерв |
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.
Учебное и дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение | Материально-техническое обеспечение | Информационно-коммуникационные средства |
Учебник, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации авторов Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Химия. 8 класс» - М.:Просвещение, 2014. -208с. Библиотека научно- популярных изданий для получения дополнительной информации по предмету (в кабинете и в школьной библиотеке). | Учебник, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации авторов Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Химия. 8 класс» - М.:Просвещение, 2014. -208с. Дополнительная литература: Гара, Н. Я. Химия: Задачник с «помощником». 8-9 классы : пособие для уч-ся образоват. учреждений/ Н. Н. Гара, Н. И. Габрусева. - М.:Просвещение, 2009.-96с. Гаршин, А. П. Неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, формулах, химических реакциях. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2006. – 288с Химия. 8-9 кл.: контрольные работы к учебникам Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой «Химия-8» и «Химия-9».-М.:Дрофа, 2001.-192 с. | Наглядные пособия: серии таблиц по химии, коллекции, модели молекул, наборы моделей атомов для составления моделей молекул комплект кристаллических решеток. Приборы, наборы посуды, лабораторных принадлежностей для химического эксперимента, наборы реактивов. | Химия. Базовый курс. 8 класс.1С образовательная коллекция. Мультимедийное учебное пособие нового образца, Издательство «Просвещение», 2002
Общая химия. (Компакт-диск) - издательство «Учитель», 2007 Химия 8 класс. Современная гуманитарная академия, Лаборатория общего образования, видеокассеты – сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы, М, 2006 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии для обучающихся 10 кл.
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Гузея Л.С., Сорокина В.В. Химия. 10-11 классы. Базовый урове...
Рабочая программа по химии для обучающихся 10 кл.
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Гузея Л.С., Сорокина В.В. Химия. 10-11 классы. Базовый урове...
Рабочая программа по химии для обучающихся 10-го класса базового уровня.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-го класса гуманитарного профиля. Данный курс входит в инвариантную часть учебного плана, реализует принцип личностно-ориентированного деятельно...
Рабочая программа по химии для обучающихся 9- класса - естественнонаучный предпрофиль
Рабочая программа предназначена для обучающихся 9-го класса естественно-научного предпрофиля. Данный курс входит в инвариантную часть учебного плана, реализует принцип личностно-ориентированного...
Рабочая программа по химии для обучающихся 9 классов
Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы по химии среднего (п...
Рабочая программа по химии для обучающихся 10 классов
Прогр Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы по химии средне...
Рабочая программа по химии для обучающихся 11 классов
Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы по химии среднего (полного...