Рабочая программа по химии для обучающихся 10 кл.
рабочая программа по химии (10 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Гузея Л.С., Сорокина В.В. Химия. 10-11 классы. Базовый уровень (34 часа в год, 1 час в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_10_kl._34.docx | 56.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»
Ключевского района Алтайского края
«ПРИНЯТО» Руководитель МО _______________Г.В.Старкова Протокол № ___ от «___» августа 2012 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Ключевская СОШ №1» ________________Н.Г. Жихарева Приказ №_____от «___» сентября 2012 г. |
Рабочая программа по
ХИМИИ
(для обучающихся 10 кл.)
Базовый уровень (34 часа в год, 1 час в неделю)
2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Гузея Л.С., Сорокина В.В. Химия. 10-11 классы/ сост.Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия, 10 класс.-2-е изд.- -М.: Дрофа, 2001.-240 с.
Составитель: Видершпан И. П., учитель химии
высшей квалификационной категории
Ключи 2012
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа 10 класса разработана
- в полном соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по химии и базисными учебными планами.
- авторской программы Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Л.С.Гузей, В.В.Сорокина, Программа курса химии для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2003).
Программа рассчитана на 34 часов, 1 час в неделю, из них: для проведения контрольных - 3 часов, практических работ -часов.
Курс предполагает знание о веществе и реакции. Цель программы – дать учащимся правильные представления о реальном веществе и реальных условиях протекания химических реакций, сопровождающих человеческую деятельность.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоения знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладения умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развития познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитания убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Формы и методы, технологии обучения
В методике обучения химии используются такие методы: общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, экранные пособия) и специфические для естественнонаучных дисциплин (эксперимент, наблюдение, демонстрации, лабораторные опыты, практическая работа). При использовании каждого метода познавательная деятельность учащихся может носить как репродуктивный, так и творческий характер. В методике химии такие методы, как лекция, рассказ, беседа используются в репродуктивном, поисковом или проблемном планах.
Лекции проводятся при изучении наиболее сложного, малоизвестного учащимся материала. В лекции, как правило, излагается значительный по объему учебный материал, содержащий теоретические положения и следствия из них, факты, широкие обобщения.
Рассказ – это более живое, описательное повествование, раскрывающее историю научного поиска, дающее сведения об ученом, современное состояние проблем охраны окружающей среды. Хороший рассказ учителя служит для учащихся моделью идеального ответа.
Беседа – учебная деятельность делится на фрагменты, к которым ставятся вопросы, небольшие проблемы, демонстрации химического взаимодействия веществ, ориентирующие школьников на творческую познавательную деятельность.
Работа с книгой должна быть направлена на решение конкретной задачи: найти ответ на вопрос, ознакомиться с описанием явления и объяснить его, рассмотреть рисунок и найти в нем проявление закономерности, прочитать небольшой текст и составить схему.
При обучении химии велико значение наблюдений и экспериментов, практических работ, позволяющих успешно сочетать теоретические познания с эмпирическими, практические действия с интеллектуальными.
Усвоение учащимися химической системы знаний, выработка умений, воспитание и развитие осуществляются в различных формах обучения. Урок – основная форма организации обучения. Исходя из дидактических целей, можно выделить следующие типы уроков: вводный, изучение нового материала, обобщающий, учетно-проверочный. Виды урока с учетом характера деятельности учителя и учащихся: урок-лекция, урок объяснительный, проблемный с использованием химического эксперимента, использования технических средств (мультимедиапроектора, персональных компьютеров).
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических работ и лабораторныхопытов, несложных экспериментов и описанию их результатов, соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных, контрольных работ как в традиционной, так и в тестовой формах
В зависимости от этапа образовательного процесса на уроках химии используются разнообразные формы и методы проверки и оценивания результатов обучения. При проведении текущего контроля используются методы: устный опрос, работа у доски, диктант, самостоятельная работа, лабораторная работа; во время тематического контроля – тестирование, самостоятельная работа, зачёт; итоговый контроль проводится с использованием письменного тестирования, выполнения контрольной и практической работ
Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплектом:
Для учителя:
- Суровцева Р.Р., Гузей Л.С., Лысова Т.Г. Методическое пособие. «Химия 10-11 классы». - М.: Дрофа, 2000.
- Габриелян О.С., Лысова Т.Г. Химия (методическое пособие 11 класс) - М.: Дрофа,2004
- Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 10-11 класс - М.: Просвещение, 2000
- Гарра Н.Н., Зуева М.В. Контрольные и проверочные работы по химии 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2001
- Цветкова Л.А., Иванова Р.Г.Общая методика обучения химии, - М.: Просвещение, 1981
- Иванова Р.Г., Осокина Г.П. Изучение химии в 9-10 класс. - М.: Просвещение, 1983
- Верховский В.Н., Смирнов В.Н. Техника химического эксперимента. 1,2 тома. - М.: Просвещение, 1975
- Васильева З.Г., Грановская А.А. Лабораторные работы по общей и неорганической химии. - Ленинград: Химия, 1986
- Назарова Т.С., Грабецкий А.А. Химический эксперимент в школе - М.: Просвещение, 1987
- Хомченко Г.П., Платонов Ф.П. Демонстрационный эксперимент по химии - М.: Просвещение, 1978
- Богданов Н.Н. Лабораторные работы 9-11 класс.- М.: Астрель АСТ, 2001
Для учащихся:
1. Учебник Л.С. Гузей, В.В. Сорокин. Химия. 10 кл. – М.: Дрофа, 2001 год.
Дополнительная литература:
- Хомченко И.Г. Решение задач по химии 8-11 класс. - М.: Новая Волна, 2002
- Хомченко И.Г. Хомченко Г.П. Сборник задач по химии для поступающих. - М.: Новая Волна,1999
- Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф. Г. Решение задач. - М.: Дрофа» 1999
- Насонова А.Е. Химия в таблицах 8-11 класс - М.: Дрофа, 2000
- Еремин В.В. Химия в формулах 8-11 класс - М.: Дрофа, 2001
- Гаршин А.П. Неорганическая химия (в схемах, рисунках, таблицах, в химических реакциях) Сант-Петербург * Москва*Краснодар* Лань, 2003
- Шипуло Е.В. Справочник школьника - М.:Слово,1999
- Бусев А.И., Ефимов П.П. Определения, понятия, термины по химии.- М.: Просвещение, 1985
Цифровые образовательные ресурсы:
- Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 класс ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
- Общая и неорганическая химия, Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2001
- Химия для всех – XXI (решение задач), Образовательная коллекция SPLINT, 2004
- Химия 8-11 класс, ООО «Кирилл и Мефодий», 2003
- Виртуальная лаборатория 8-11 класс, Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2004
- Химикус
Тематический план
учебного предмета «Химия»
(вариант: 1 ч в неделю; 17 учебных недели)
№пп | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | ||||
Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные работы | Другое | Приме чание | |||
1 | Повторение | 2 | |||||
2 | VIIА и VI А группы периодической системы | 11 | Опыт № 1. Удаление пятен иода с тканей. Опыт № 2.Качесвенные реакции на хлорид-, бромид-, иодид-ионы. Опыт № 3.Окисление бромид- и хлорид-ионов хлором в присутствии органического растворителя. Опыт № 4. Гидролиз сульфидов. Опыт № 5. Получение кислорода из пероксида водорода. Опыт № 6. Изучение свойств соединений серы (IV). Опыт №7-а. Изучение свойств серной кислоты. Опыт 7-б. Изучение свойств серной кислоты. | Практ.раб. №1. Установление формулы кристалло-гидрата по данным анализа | Контрольная работа № 1 | Промежуточное тестирование №1 | |
3 | VА группа периодической системы | 6 | Опыт № 9. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Опыт №10. Возгонка хлорида аммония. Опыт № 11. Растворимость фосфата, гидрофосфата и дигидрофосфата кальция в воде. Опыт №12. Гидролиз солей фосфорной кислоты. | Практ.раб. № 2. Решение экспе-риментальных задач по темам 2 и 3. | |||
4 | IV А группа периодической системы | 3 | Опыт № 14. Изучение свойств гидрокарбоната натрия Опыт № 15. Качественная реакция на карбонат –ион. Опыт № 18. Вытеснение оксидом углерода (IV) кремневой кислоты из ее солей. Опыт № 16. Гидролиз карбонатов и силикатов. Опыт № 17. Изучение свойств соединений углерода | Контрольная работа № 2 | |||
5 | III А - I А группы периодической системы | 5 | Опыт № 21. Изучение свойств соединений алюминия. Опыт № 23. Адсорбционные свойства гидроксида алюминия. Опыт № 22 Гидролиз солей алюминия. Опыт № 24. Распознавание по окраске пламени солей натрия Опыт № 25.Окрашивание пламени солями щелочноземельных металлов. Опыт № 27. Изучение растворимости карбоната гидрокарбоната в воде. | Пр. раб № 3. Определение жесткости воды | Контрольная работа № 3 | ||
6 | d-элементы периодической системы | 6 | Опыт № 30. Изучение гидроксида меди (II) и его свойств. Опыт № 31.Окрашивание пламени солями меди. Опыт № 32.Гидролиз солей меди (II). Опыт № 33.Разложение малахита. Опыт № 34. Получение сульфата тетраамминмеди (II). Опыт № 35.Изучение химических свойств соединений цинка Опыт № 36. Получение гидрооксида хрома (II), изучение его свойств. Опыт № 38. Перевод хроматов в дихроматы, дихроматов в хроматы. Опыт № 39. Взаимодействие хромата калия с хлоридом бария. Опыт № 40. Окисление ионов Mn+2 до ионов Mn+4. Опыт № 41.Получение гидроксида железа (II) и изучение его свойств. Опыт № 42.Получение гидроксида железа (III) и изучение его свойств. | Пр. раб № 4. Решение эксперимента- льных задач по курсу неорганической химии. | Промежуточное тестирование №2 | ||
Итого | 28 | 35 | 4 | 3 |
Тематический поурочный план
учебного предмета «Химия»
(вариант: 1 ч в неделю; 17 учебных недели)
№ урока | Темы раздела, урока, лабораторной работы, др. | Планируемые образовательные результаты изучения темы | Кол-во часов | Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке |
Повторение фундаментальных понятий курса основной школы | 2 | |||
1 | Периодическая система химиче-ских элементов Д.И.Менделеева в свете теории строения атома | Повторить периодический закон и физический смысл периодической системы химических элементов, электронное строение атомов. | Урок формирования знаний, инструктаж | |
2 | Химическая связь и строение вещества. | Повторить механизм образования химической связи, характеристику ковалентной связи, электронное строение молекул | Комбинированный урок | |
VII А, VI А группа периодической системы | 13 | |||
1 | Введение. Атомы и молекулы галогенов. | Рассмотреть понятие "размер атома", "энергия иониза- ции», "энергия сродства к электрону». Повторить положение галогенов в период-ой системе химических элементов, строение атомов галогенов, радиус атома. Сформировать знания о длине химической связи, опи- раясь на знания о видах химической связи, электронное строение молекул галогенов физические свойства галогенов | Комбинированный урок | |
2 | Химические свойства галогенов. | Рассмотреть окислительно-восстановительные свойства галогенов, взаимодействие галогенов с металлами, водо родом, растворами солей галогеноводородных кислот. Писать уравнения реакций окислительно-восстанов-ных. | Комбинированный урок | |
3 | Оксиды. | Проклассифицировать оксиды по кислотно-основным свойствам. Рассмотреть способы получения оксидов, взаимодействие оксидов с водой | Комбинированный урок | |
4 | РН среды | Познакомиться с понятием ионное произведение воды, водородный показатель, научиться его определять. | Комбинированный урок | |
5 | Пероксиды. | Изучить пероксиды элементов IА и IIА групп периоди- ческой системы х. э. Д.И. Менделеева, химические свойства пероксидов. | Комбинированный урок | |
6 | Тепловой эффект химической. | Вести расчет по термохимическим уравнениям реакции | Урок формирования умений и навыков | |
7 | Скорость химической реакции. | Познакомиться с понятиями энергия активации, правилом Вант-Гоффа, законом действующих масс, константой скорости реакции. | Урок формирования умений и навыков | |
8 | Химическое равновесие. | Закрепить понятия "обратимая реакция", "химическое равновесие". Знать принцип Ле Шателье уметь опреде- лять смещение химического равновесия в зависимости от внешних условий. | Урок формирования умений и навыков | |
9 | Соединение серы (II). | Познаком-ся с сероводородом, сероводородной водой, кислотными и восстановительными свойствами серово- дородной кислоты, сульфидами. Знать сера –химичеч-й элемент, простое вещество | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
10 | Соединения серы (IV) и (VI). | Познак-ся с оксидом серы (IV), сернистой кислотой и их свойствами, сульфитами, гидросульфитами. Повторить реакции взаимодействия серы с кислородом. Познак-ся с реакцией получения оксида серы (VI), серной кисло- той, сульфатами, вести расчет на вычисление объема или массы продуктов реакции, полученных из веществ, содержащих примеси | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
11 | Концентрированная серная кислота. | Изучить взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами, неметаллами, сложными веществами. Писать ОВР. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
12 | Установление формулы кристал-логидрата по данным анализа. | Исследовать состав кристалллогидрата, соблюдать П.Т.Б, вести расчет. | Урок практикум Практическая работа | |
13 | Контрольная работа № 1. | Урок проверки знаний | ||
V А группа периодической системы | 6 | |||
1 | Введение. Сравнительные характеристика химических элементов VА группы периодической системы. | Повторить знания о азоте и фосфоре как простых веществ, электронное строение атомов азота и фосфора, молекулы аммиака. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
2 | Степень окисления. Азотная кислота (конц.) Нитраты. | Повторить понятие "степень окисления", закрепить навыки написания электронно-ионных уравнений. Изучить взаимодействие азотной кислоты (конц.) с металлами, разложение нитратов. | Комбинированный урок | |
3 | Комплексные соединения. | Сформировать знания о группе химических веществ, комплексообразователе, координационном числе. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
4 | Азотистая кислота. Нитриты. | Знать состав, химические свойства азотистой кислоты, и нитритов. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
5 | Соединения фосфора. | Рассмотреть состав орто-, мета-, дифосфорной к-ты; знать соли ортофосфорной кислоты, их способность растворяться воде, подвергаться гидролизу. | Комбинированный урок | |
6 | Решение экспериментальных задач по темам 2 и 3. | Распознать предложенные вещества, осуществить ряд превращений, писать уравнения проведенных реакций, признаки и условия их протекания; соблюдать ПТБ | Урок практикум Практическая работа | |
IV А группа периодической системы | 3 | |||
1 | Введение. Сравнительные характеристики химических элементов IV А группы периодической системы. | Знать строение атомов х.э.IVА группы периодической системы, свойства активированного угля, познакомиться с силикагелем. Повторить характеристику х.э.по поло- жению в периодической системе и строению атома, аллотропию углерода, углерод – простое вещество, состав и свойства углекислого газа, угольной кислоты. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
2 | Карбонаты. Силикаты. | Знать применение карбонатов и гидрокарбонатов. Силикаты. Повторить химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. | Комбинированный урок | |
3 | Обобщение систематизация и коррекция знаний учащихся по разделу "Неметаллы". Контрольная работа № 2. | Повторить химич-е свойства оксидов серы (IV) и (VI), оксида углерода (IV), сернистой, серной, ортофосфор- ной кислот, сульфатов, силикатов. Решение задач на нахождение массы, количества вещества реагента или продукта реакции. | Урок проверки знаний | |
III А-IА групп периодической системы | 5 | |||
1 | Общая характеристика х.э. III А группы.Алюминий. Амфотерность. | На основании положения х. э.III А группы в период-ой системе знать строение атомов. Рассмотреть алюминий как простое вещество, его соединения. Знать амфотер- ные свойства оксида и гидроксида алюминия, процесс гидратации ионов аквакомплексы, химические свойства оксида и гидроксида алюминия. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
2 | Гидролиз солей. | Исследовать среду растворов солей алюминия, знать процесс гидролиза солей. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
3 | Сравнительная характеристика щелочных и шелочноземельных металлов. | На основании положения х.э. IА и II А групп знать электронное строение атомов. | Комбинированный урок | |
4 | Оксиды и гидроксиды щелочноземельных металлов. | Изучить оксиды, гидроксиды, соли щелочных и шело- чно – земельных металлов, уметь распознавать соли щелочных и щелочноземельных металлов. Вести расчет по химич-им уравнениям реакций, протекающих при условии, когда одно из веществ в избытке. | Комбинированный урок | |
5 | Определение жесткости воды. | Научиться определять вид жесткости воды и возможным и способами устранять ее, повторить химические свойс- тва карбонатов, гидрокарбонатов, сульфатов, понятия " временная", "постоянная, "общая жесткость воды", соблюдать П.Т.Б. | Урок практикум Практическая работа | |
6 | Контрольная работа № 3. | |||
d-элементы периодической системы | ||||
1 | Общие свойства d-элементов. | Знать строение атомов d-элементов, их способность иметь переменную валентность. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |
2 | I В группа периодической системы химических элементов. | Уметь давать характеристику химическому элементу IВ группы периодической системы. Повторить знания о ря- де металлов, свойства конц-ых азотной и серной кислот. | Комбинированный урок | |
3 | Хром. Марганец. | Изучить свойства оксидов, гидроксидов (II, III, VI) хромовой и дихромовой кислот и их солей. Повторить кислотно-основные свойства оксидов, гидроксидов. Изучить свойства оксидов, гидроксидов марганца (II, IV,VII). | Комбинированный урок | |
4 | Решение экспериментальных задач по курсу неорганической химии. | Используя знания о хим-их веществах изученных классов задач по курсу неорганической химии и отдельных представителей: осуществить превращение веществ; распознать образцы неорганических веществ. | Урок практикум Практическая работа | |
5 | Обобщение курса неорганической химии. | Повторить строение атомов металлов и неметаллов, химические свойства основных классов неорганиче- ких соединений. Решение типовых задач. | Урок повторения и систематизации знаний | |
Всего уроков | 68 | |||
Из них: -уроков-контрольных работ; - уроков-практических работ; | 3 3 |
В результате изучения химии на этом уровне ученик должен:
уметь
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...