Рабочая программа по химии для обучающихся 11 классов
рабочая программа по химии (11 класс) на тему
Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Химия 11 класс» для общеобразовательных учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 13-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2009г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_11_rudzitis_1_chas.doc | 234 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБЯНИНА ГАВРИИЛА ЕПИФАНОВИЧА
Рассмотрена и одобрена методическим объединением Протокол №_____от «___»_____201 _г. | Согласована с зам. директора _____________/Т.А.Салий/ «___»_____201_ г. | Утверждена приказом директора школы от «__» августа 201_ года №________________ |
Рабочая программа
по химии
для обучающихся 11 классов
Составитель:
Малышева Татьяна Михайловна,
учитель химии, биологии
высшей квалификационной категории
Игрим
Пояснительная записка
Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Химия 11 класс» для общеобразовательных учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - 13-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2009г.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012года;
- Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 19.05.98 № 1276);
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ МО от 30.06.99 № 56);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);
- Примерные образовательные программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные (допущенные) МО РФ;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Цель программы: обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Задачи программы:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Описание места учебного предмета «Химия» в учебном плане.
Программа рассчитана на 35 часов в XI классе, из расчета - 1 учебный час в неделю.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов (всего) | Из них(количество часов) | ||||
Контрольные работы | Лабораторные и практические работы | Проектные, тестовые, творческие, экскурсии и т.д.(учитывая специфику предмета) | |||||
1 | Тема 1. Важнейшие законы и понятия химии. | 2 | |||||
2 | Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе строения атома. | 2 |
|
| |||
3 | Тема 3. Строение вещества. | 4 |
| 1 | |||
4 | Тема 4. Химические реакции. | 7 | 1 | 1 | |||
5. | Тема 5. Металлы. | 8 |
| 1 | |||
6 | Тема 6. Неметаллы. | 12 | 1 | 1 | |||
В нижней части таблицы часы суммируются | |||||||
Итого: | 35 | 2 | 4 |
Содержание учебного предмета
Тема 1. Важнейшие законы и понятия химии. (2 часа) Знать: определение закона сохранения массы веществ и закона постоянства состава, их практическое значение. Иметь представление о веществах постоянного и переменного состава.
Знать о взаимосвязи закона сохранения массы веществ и закона сохранения и превращения энергии.
Уметь: разграничивать понятие «химический элемент» и «простое вещество»., проводить самостоятельный поиск химической информации; использовать приобретенные знания для критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева на основе строения атома. (2 часа).
Знать: Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p- элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение, основные химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная масса, ион, изотоп, периодический закон. Уметь:
называть: вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.
определять: заряд иона.
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПС.
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тема 3. Строение вещества. ( 4 часов)
Знать:
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Единая природа химических связей. Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование.
Уметь:
называть: вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.
определять: тип химической связи в соединениях.
объяснять: природу химической связи ( ионной, ковалентной, металлической).
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Демонстрации: таблицы, модели, «Химическая связь» и «Строение неорганических веществ», модели кристаллических решеток.
Практическая работа № 1 «Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией»
Контрольная работа по темам 1-3
Тема 4. Химические реакции. ( 7 часов)
Знать: Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели). Тепловой эффект химической реакции. Окислительно-восстановительные реакции. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
Уметь:
называть: вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.
определять: характер среды в водных растворах, окислитель, восстановитель.
объяснять: зависимость скорости химических реакций и положения химического равновесия от различных факторов.
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, для охраны окружающей среды от промышленных отходов.
Демонстрации: реакции экзо- и эндотермические; к/фильм «Химические реакции неорганических веществ», влияние на скорость химической реакции: а)концентрации, б) поверхности их соприкосновения, в) температуры; г) катализатора.. Влияние температуры на смещение химического равновесия при окислении оксида азота (П) в оксид азота (IV) кислородом; Каталитическое разложение пероксида водорода в присутствии ионов меди или каталазы. Электропроводность твёрдых, жидких в-в, растворов с различными видами связи, химических реакций гидролиза солей разных типов
Практическая работа № 2 «Влияние различных факторов на скорость химической реакции»
Контрольная работа за полугодие.
Тема 5. Металлы. (8 часов)
Знать: характеристику металлов как химических элементов по положению в периодической системе и строении атома и как простых веществ (по типу связи и кристаллической решетки). Строение атомов химических элементов - металлов, образующих главные и побочные подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева (П - IV периоды). Зависимость свойств металлов от строения их кристаллических решеток. Общие физические и химические свойства простых веществ металлов. Соединения металлов, изменение состава кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов химических элементов побочных подгрупп периодической системы Д. И. Менделеева (на примере соединений хрома). Применение металлов и сплавов в народаом хозяйстве, общие способы получения металлов, особенности производства некоторых из них в промышленности.
Уметь:
называть: вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.
определять: принадлежность веществ к различным классам.
характеризовать: общие химические свойства металлов
выполнять химический эксперимент: по получению соединений металлов и расчета возможного выхода продукта реакции.
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, для охраны окружающей среды от промышленных отходов.
Демонстрации: образцы металлов, видеодемонстрации электролиза, химических свойств металлов.
Практическая работа № 3 « Решение экспериментальных задач по теме Металлы»
Зачет по теме «Металлы»
Тема 6. Неметаллы. (6 часа)
Знать: Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). Общая характеристика подгруппы галогенов (от фтора до иода), углерода, азота, кислорода. Благородные газы. Соединения неметаллов, Серная, азотная кислоты.
Уметь:
называть: вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.
определять: принадлежность веществ к различным классам.
характеризовать: общие химические свойства неметаллов
выполнять химический эксперимент: по получению газов.
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, для охраны окружающей среды от промышленных отходов.
Демонстрации: образцы неметаллов, соединений неметаллов, видеофрагменты о химических свойствах неметаллов. Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач по теме Неметаллы» Контрольная работа по курсу химии 11 класс
Календарно-тематическое планирование учебного предмета на учебный год
№ занятий | Календ. сроки | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Базовые единицы (ЗУН) | Компетентности (УУД, ОУУН) |
Тема 1. Важнейшие понятия и законы химии. (2часа) Основные задачи изучения темы: повторить, углубить и обобщить знания о химическом элементе и простом веществе, об изотопах, об основных законах химии: законе сохранения массы веществ, законе постоянства состава. Показать, что закон сохранения и превращения энергии тесно связан с законом сохранения массы веществ и является всеобщим законом природы. Показать практическое значение изучаемых законов. Разграничить понятие о веществах молекулярного и немолекулярного строения и исходя из этого уточнить понятие «валентность» и «степень окисления», а также «структурная формула». Повторить классификацию неорганических веществ, исходя из их состава, строения, свойств. | |||||
1/1 | 5.09 | Химический элемент. Изотопы. Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии. Понятие о веществах постоянного и переменного состава | 1 | Знать определение закона сохранения массы веществ и закона постоянства состава, их практическое значение. Иметь представление о веществах постоянного и переменного состава. Знать о взаимосвязи закона сохранения массы веществ и закона сохранения и превращения энергии. Уметь разграничивать понятие «химический элемент» и «простое вещество». | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. |
2/2 | 12.09 | Классы неорганических соединений. Основные типы решения расчетных задач. | 1 | Знать классификацию неорганических веществ, генетическую связь между классами неорганических веществ, основные типы расчетных задач. | |
Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов. (2 часа) Основные задачи изучения темы: повторить, углубить и обобщить знания учащихся о периодическом законе, периодической системе Д. И. Менделеева, строении атомов химических элементов. Углубить понятие «электронное облако», «орбиталь». Познакомить учащихся с порядком заполнения электронных уровней и подуровней в атомах химических элементов главных и побочных подгрупп. Дать понятие об s-, p-, d-, f- элементах. Познакомить учащихся с положением в периодической системе лантаноидов, актиноидов, водорода, искусственно полученных элементов. Углубить понятие валентности, рассмотреть валентные возможности атомов химических элементов малых и больших периодов. Показать периодическое изменение валентности и радиусов атомов элементов. Обобщить и углубить знания учащихся об оксидах, гидроксидах, водородных соединениях, их составе, строении, свойствах. Показать периодическое изменение свойств данных соединений в периодах и группах. Углубить представления о материальном единстве и взаимосвязи химических элементов и их соединений, объективности и познаваемости законов природы. Развивать умения раскрывать взаимосвязь науки и практики на примере периодического закона, характеризовать значение периодического закона и периодической системы для раэвкшя науки и формирования представлений о научной картине природы. | |||||
3/1 | 19.09 | Особенности размещения электронов в атомах малых и больших периодов. Положение в периодической системе лантаноидов, актиноидов, водорода, искусственно полученных элементов.
| 1 | Знать строение электрон-ных оболочек атомов хими-ческих элементов, располо- жение электронов на уровнях и подуровнях. Различать понятия «электронное облако», «орбиталь», «энергетические уровни» и «подуровни». Уметь характеризовать S-, р-, d-, f- электроны и соответствующие подуровни (фор-мы электронных облаков, число электронов на каждом подуровне). Уметь определять максимольное число электронов на уровне (слое) по формуле, характеризовать порядок заполнения электронами подуровней в атомах химических элементов с №1 по №38, записывать их электронные формулы и графические схемы. Уметь давать характеристику химических элементов по положению в периодической системе и строению атома. Уметь доказывать двойственное положение водорода в периодической системе, определять местоположение лантаноидов и актиноидов. Знать значение периодического закона и периодической системы | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; описание опытов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. |
4/2 | 26.09 | Валентность и валентные возможности атомов. Оксиды, гидроксиды, водородные соединения химических элементов, изменение их свойств в периодах и в группах. | 1 | Знать новое определение валентности. Знать валентные возможности атомов элементов 2 малого периода, уметь объяснять причину их высшей валентности (IV). Уметь определять валентность элементов при образовании химической связи по дошрно-акцепторному и обменному механизму. Уметь составлять графические схемы строения внешних электронных слоев атомов, показывающие валентные возможности некоторых атомов химических элементов (Р, N, S, О и др.) в возбужденном и невозбужденном состоянии. Уметь характеризовать изменение радиусов атомов химических элементов по группам и периодам, объяснять причины этих изменений, их влияние на валентность и окислительно-восстановительные свойства атомов. Знать состав, строение, свойства оксидов, гидроксидов, водородных соединений, химических элементов малых периодов и главных подгрупп. Уметь доказывать химические свойства данных соединений, записывать уравнения реакций. Уметь характеризовать изменение состава и свойств оксидов, гидроксидов, водородных соединений в периодах и в грушах (главная подгруппа), знать причины этих изменений. Уметь раскрывать сущность понятий «кислотные свойства», «основные свойства», «амфотерность», экспериментально доказывать наличие таких свойств у предложенных веществ | |
Тема 3. Строение вещества. (4 часа) Основные задачи изучения темы: повторить, обобщить и углубить знания учащихся о химической связи и строении вещества. Познакомить учащихся с характеристиками химической связи (дайной, энергаей, направленностью, насыщаемостью). Показать взаимозависимость вида химической связи, типа кристаллической решетки и физических свойств от строеши атомов и электроотрицателыгости. Рассмотреть, как направленность электронных облаков (валентных), направленность химической связи влияют на пространственное строение вещества, а вид гибридизации электронных облаков в атоме определяет направленность химической связи и форму молекул. Дать учащимся понятие о веществах постоянного состава (дальтонидах) и переменного состава (бертоллидах), показать значение закона постоянства состава, роль современных представлений для развития науки и техники. | |||||
5/1 | 3.10 | Основные типы химической связи, механизмы их образования Характеристики химической связи. | 1 | Знать определение химической связи, виды химической связи, механизмы их Образования, основные характеристики химической связи (длину, энергию, направленность, насыщаемость). Уметь определять вид химической связи в простых и сложных веществах, составлять схемы образования веществ с различными видами связи. Уметь объяснять механизм образования донорно-акцепторной, ковалентной связи, особенности водородной связи | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; описание опытов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. |
6/2 | 10.10 | Пространственное строение веществ. Кристаллические решетки | 1 | Уметь доказывать зависимость этих характеристик от различных факторов (прочность - от перекрывания электронных облаков, гибридизации связи и др.; насыщаемость - от валентных возможностей атомов. Знать различные формы молекул, определение веществ постоянного и переменного состава, различные виды кристаллических решеток. Уметь определять форму молекул изученных веществ, тин кристаллической решетки и ,исходя из этого, физические свойства веществ | |
7/3 | 17.10 | Дисперсные системы. Молярность растворов. Решение задач. | 1 | Иметь представление о дисперсных системах. Уметь приводить примеры различных дисперсных систем, характеризовать их свойства, сравнивать по структуре (величине частиц диспергированного вещества); объяснять причины большей или меньшей устойчивости. Знать явление коагуляции и описывать причины его. Уметь характеризовать роль дисперсных систем в природе и производствен ных процессах, значение знаний о них для охраны окружающей среды | |
8/4
| 24.10 | Практическая работа № 1 «Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией» | 1 | Обобщить , закрепить знания, умения и навыки по теме Уметь проводить химические опыты, делать выводы, соблюдать правила по технике безопасности с веществами. | Сравнение своего способа действия с эталоном, способа и результата своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Осознание качества и уровня усвоения. Оценивание достигнутого результата. Сопоставление и обоснование способа решения задачи. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Планируют общие способы работы |
Тема 4. Химические реакции ( 7 часов) Основные задачи изучения темы: повторить, обобщить и углубить знания учащихся о химических реакциях, их сущности, особенностях протекания. Дать понятие о химической форме движения материи. Охарактеризовать закон сохранения массы и энергии как всеобщий закон природы, на основе которого составляют уравнения, выполняют расчеты. Закрепить знания учащихся о признаках и условиях протекания химических реакций. Рассмотреть классификации химических реакций по разным признакам. Повторить и углубить знания учащихся о термохимических уравнениях, дать понятия «тепловой эффект химической реакции», «теплота образования», «теплота сгорания веществ», закрепить практические навыки в решении расчетных задач на тегоюБой эффект. Научить учащихся давать характеристику одной реакции с точки зрения различных классификаций. Расширить понятие о скорости химической реакции, факторах влияющих на скорость, дать понятие о скорости гомогенной и гетерогенной реакций, рассмотреть сущноегь катализа и механизм его действия. Охарактеризовать обратимые реакции, подтвердить, что химическое равновесие определяет динамическое состояние реагирующей смеси, рассказать об условиях, влияющих на смещение равновесия, объяснить принцип Ле-Шателье. Показать действие одних и тех же закономерностей в реакциях между неорганическими и органическими веществами, единство и взаимосвязь химических превращений. | |||||
9/1 | 31.10 | Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции | 1
| Иметь представление о химической форме движения материи. Знать сущность химической реакции, закон сохранения массы и энергии, его значение. Знать признаки классификации химических реакций. Уметь классифицировать предложенные химические реакции или самим приводить примеры на разные типы реакций. Уметь объяснять механизмы реакций на примере органических и неорганических веществ. Уметь решать задачи на тепловой эффект Знать понятие ОВР, уметь расставлять коэффициенты методом электронного баланса и методом полуреакций. | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. |
10/2 | 14.11 | Типы реакций по признаку обратимости, по тепловому эффекту. | 1 | Знать признаки классификации химических реакций. Уметь классифицировать предложенные химические реакции или самим приводить примеры на разные типы реакций. Уметь объяснять механизмы реакций на примере органических и неорганических веществ. Уметь решать задачи на тепловой эффект | |
11/3 | 21.11 | Скорость химических реакций. Катализ Практическая работа № 2 «Влияние различных факторов на скорость химической реакции» | 1 | Знать понятие скорости для гомогенной и гетерогенной реакций. Знать факторы, влияющие на скорость реакции (природа реагирующих веществ, концентрация, площадь соприкосновения, температура, катализатор). Уметь объяснят), действие каждого фактора, влияющего на скорость реакции на примерах. Знать сущность и механизм катализа, применение катализатора и ингибитора на практике | Сравнение своего способа действия с эталоном, способа и результата своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Осознание качества и уровня усвоения. Оценивание достигнутого результата. Сопоставление и обоснование способа решения задачи. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Планируют общие способы работы |
12/4 | 28.11 | Химическое равновесие. Условия, влияющие на смещение химического равновесия (принцип Ле-Шателье) Производство серной кислоты контактным способом. | 1 | Знать определение состояния химического равновесия, факторы ,влияющие на смещение химического равновесия, определение принципа Ле-Шателье. Уметь разъяснять на конкретных примерах способы смещения химического равновесия, применяя принцип Ле-Шателье. Знать определение обратимых и необратимых реакций Иметь представление о константе химического равновесия. Уметь записывать константы равновесия для гомогенных и гетерогенных реакций. | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. |
13/5 | 5.12 | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Степень и константа диссоциации. Реакции ионного обмена. Водородный показатель растворов. | 1 | Знать понятия эл-ты, неэлектролиты, электролиты, диссоциация. Уметь объяснить электропроводность водных растворов. , записывать свойства веществ в свете теории ЭД, Знать понятия реакций ионного обмена и водородного показателя. Уметь записывать свойство веществ в свете ТЭД, решать задачи на рН раствора | |
14/6 | 12.12 | Гидролиз органических и неорганических соединений. Решение расчетных задач. | 1 | Знать: типы гидролиза солей и органических соединений. Уметь: составлять уравнения гидролиза солей, определять характер среды. | |
15/7 | 19.12 | Контрольная работа за полугодие. | 1 | Знать понятия темы, уметь применить знания для выполнения упражнений и решения задач | Осознавание качества и уровня усвоения материала. Оценивание достигнутого результата. Выбор, сопоставление и обоснование способов решения задач |
Тема 5. Металлы. ( 8 часов) Основные задачи изучения темы: повторить, углубить и систематизировать знания учащихся о металлах. Закрепить умение учащихся давать обитую характеристику металлов как химических элементов по положению в периодической системе и строении атома и как простых веществ (по типу связи и кристаллической решетки). Выявить общие и особенные черты строения атомов химических элементов - металлов, образующих главные и побочные подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева (П - IV периоды)'. сравнить строение атомов элементов - металлов и неметаллов. Показать зависимость свойств металлов от строения их кристаллических решеток. Охарактеризовать общие физические и химические свойства простых веществ металлов, конкретизировать их на примере металлов 1, П группы главной подгруппы и алюминия, а также металлов побочных подгрупп (меди, железа, хрома). Закрепить практические навыки в написании уравнений реакций, доказывающие химические свойства этих металлов в молекулярном и окислительно-восстановительном виде. Охарактеризовать состав и свойства соединений металлов (оксидов, гидроксидов, гидридов), сравнивая их с соответствующими соединениями неметаллов; указать главную причину их различий (строение атомов). Подтвердить экспериментально различие в свойствах соединений металлов и неметаллов; уметь записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства соединений металлов (оксидов, гидроксидов) в молекулярном и ионном виде. Рассмотреть закономерности изменения свойств соединений металлов одного периода (И - IV) и главных подгрупп (I - II групп) периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, указать главную причину изменения свойств (строение атома). Продолжить формирование мировоззренческих знаний учащихся: при рассмотрении сведений о меди и хроме - химических элементах, простых веществах, соединениях этих металлов характеризовать общее, особенное и единичное в строении атомов, свойствах простых и сложных веществ. Показать изменение состава кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов химических элементов побочных подгрупп периодической системы Д. И. Менделеева (на примере соединений хрома). Охарактеризовать применение металлов и сплавов в народаом хозяйстве, общие способы получения металлов, особенности производства некоторых из них в промышленности. | |||||
16/1 | 26.12 | Металлы. Общие способы получения металлов. Электролиз. Коррозия металлов. | 1 | Уметь давать характеристику химических элементов металлов (s -, р -, d - элементов) по положению в периодической системе и строению атомов Уметь доказывать химические свойства металлов, записывать уравнения реакций в молекулярном и окислиггельно-восстановительном виде металлов Уметь объяснять изменения физических и химических свойств металлов в периоде и в группе, подчеркнуть причинно-следственную зависимость состава, строения и свойств металлов. | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. |
17/2 | 16.01 | Общий обзор металлических элементов А – групп | 1 | Знать характеристику металлам главных подгрупп, исходя из положения в периодической системе и строения атомов, Уметь доказывать химические свойства простых веществ металлов (1 — III группы главной подгруппы), свойства их соединений (оксидов, гидроксидов), записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном, окислительно-восстановительном виде. | |
18/3 | 23.01 | Семинар по теме «Общий обзор металлических элементов А – групп» | 1 | Знать свойства шелочных и щелочноземельных элементов и их соединений, уметь записывать уравнения реакций, характеризующих свойства. | |
19/4 | 30.01 | Общий обзор металлических элементов Б – групп. Медь, Цинк. Титан | 1 | Знать: физические и химические свойства веществ и их соединений Уметь: составлять уравнения реакций, отражающих свойства меди, цинка, титана и их соединений с позиций ОВР и кислотно-основных взаимодействий. | |
20/5 | 6.02 | Хром. Железо. Никель. Платина. | 1 | Знать: физические и химические свойства веществ и их соединений Уметь: составлять уравнения реакций, отражающих свойства хрома, железа, никеля, платины и их соединений с позиций ОВР и кислотно-основных взаимодействий. | |
21/6 | 13.02 | Сплавы металлов. Оксиды и гидроксиды металлов. | 1 | Уметь записывать уравнения реакций, подтверждаюшие основные способы получения металлов. Уметь раскрывать экологические проблемы, связанные с получением и применением металлов в народном хозяйстве, пути их решения. | |
22/7 | 20.02 | Практическая работа № 3 « Решение экспериментальных задач по теме Металлы»
| 1 | Знать способы получения некоторых металлов, доказательство их химических свойств. Уметь решать экспериментальные и расчетные задачи по данной теме. Уметь распознавать данные вещества по качественным реакциям, правильно проводить опыты, соблюдая правила по технике безопасности. | Сравнение своего способа действия с эталоном, способа и результата своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Осознание качества и уровня усвоения. |
23/8 | 27.02 | Решение задач по теме «Металлы». Зачет по теме . | 1 | Знать понятия темы, уметь применить знания для выполнения упражнений и решения задач | |
Тема 6. Неметаллы ( 11 часов) Основные задачи изучения темы: повторить, углубить и закрепить знания учащихся о неметаллах как химических элементах и простых веществах. Продолжить формировать умение давать сравнительную характеристику неметаллов по положению в периодической системе и строению атомов, выявляя у них общие и особенные черты. Проследить взаимосвязь между строением кристаллической решетки простых веществ неметаллов и их свойствами. Обобщить знания учащихся о соединениях неметаллов: оксидах, кислородосодержащих кислотах, летучих водородных соединениях, уметь объяснять их свойства особенностями химических связей, строением кристаллических решеток. Обсудить роль данных веществ в природе, области применения их на основе свойств. Способствовать дальнейшему развитию мировоззренческих знаний: подчеркнуть идею материального единства и взаимосвязи веществ при рассмотрении неметаллов и металлов одного и того же периода (П и Ш), сравнивая их и их соединения , подчеркнуть причинно-следственную зависимость явлений, связь количественных и качественных изменений. На примере общих и особых свойств серной и азотной кислот, кислотно-основных свойств летучих водородных соединений неметаллов, подтвердить взаимосвязь единичного особенного и общего, раскрыть богатство свойств различных веществ. Закрепить практические навыки учащихся в написании уравнений реакций в молекулярном, ионном, окислительно-восстановительном виде. | |||||
24/1 | 6.03 | Обзор неметаллов Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. | 1 | Уметь определять вид связи, тип кристаллической решетки в простых веществах неметаллах, доказывать их химические свойства, записывать уравнения реакций в молекулярном и окислительно-восстановительном виде. Знать классификацию оксидов, их строение, свойства, применение. Уметь составлять формулы оксидов неметаллов, определять в них тип связи, тип кристаллической решетки, предсказывать физические и химические свойства, записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном, окислительно-восстановительном виде. Уметь объяснять изменение свойств оксидов неметаллов по периодам и группам | Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места; выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. |
25/2 | 13.03 | Решение задач по теме «Неметаллы» | 1 | Знать понятия темы, уметь применить знания для выполнения упражнений и решения задач | |
26/3 | 20.03 | Семинар по теме «Общий обзор неметаллических элементов А – групп» | 1 | Знать свойства шелочных и щелочноземельных элементов и их соединений, уметь записывать уравнения реакций, характеризующих свойства. | |
27/4 | 3.04 | Водородные соединения неметаллов. | 1 | Знать информацию о летучих водородных соединений неметаллов, их составе, строении, свойствах, применении. летучих водородных соединений неметаллов. Определять тип связи, вид кристаллической решетки, описывать физические и химические свойства, записывать уравнения химических реакций. Уметь составлять формулы. Уметь объяснять изменение кислотно-основных свойств водородных соединений неметаллов по периодам и группам. | |
28/5 | 10.04 | Генетическая связь органических и неорганических веществ | 1 | Знать понятие генетической связи, уметь осуществлять цепочки превращений. | |
29/6 | 17.04 | Бытовая химическая грамотность | 1 | Умения безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. | |
30/7 | 24.04 | Обобщение знаний и умений по курсу химии. | 1 | Знать способы получения некоторых металлов, доказательство их химических свойств. | |
31/8 | 01.05 | Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач по теме Неметаллы» | 1 | Уметь решать экспериментальные и расчетные задачи по данной теме. Уметь распознавать данные вещества по качественным реакциям, правильно проводить опыты, соблюдая правила по технике безопасности. | Сравнение своего способа действия с эталоном, способа и результата своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Осознание качества и уровня усвоения. |
32/9 | 8.05 | Решение расчетных задач по курсу химии | 1 | Уметь решать расчетные задачи по данной теме. | |
33/10 | 15.05 | Контрольная работа по курсу химии 11 класса. | 1 | Знать понятия темы, уметь применить знания для выполнения упражнений и решения задач | Осознавание качества и уровня усвоения материала. Оценивание достигнутого результата. Выбор, сопоставление и обоснование способов решения задач |
34/11 | 22.05 | Анализ КР. Решение расчетных задач. | 1 | Знать понятия темы, уметь применить знания для выполнения упражнений и решения задач | |
35/12 | 29.05 | Резервное время. Подготовка к итоговой аттестации | 1 | Знать понятия темы, уметь применить знания для выполнения упражнений и решения задач |
Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение.
Для учителя:
- Рудзитис Г.Е., ФельдманФ.Г. Химия: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2009.
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).
- Дополнительная литература:
- ЕрёминВ.В. Сборник задач и упражнений по химии: школьный курс - М.;ООО «Издательский дом «Оникс21век»; ООО «Издательство «Мир и образование», 2005.
- Кузьменко Н.Е. Начала химии: современный курс для поступающих в вузы/ Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В, Попков В.А. - М., Ι Федеративная книготорговая компания, 2002.
- Савин Г.А. Олимпиадные задания по органической химии. 10-11 классы/ Савин Г.А - Волгоград: Учитель, 2004.
Для учащихся:
- Рудзитис. Г.Е., ФельдманФ.Г. Химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2009.
- Библиотека научно- популярных изданий для получения дополнительной информации по предмету (в кабинете и в школьной библиотеке).
Материально- техническое:
- Наглядные пособия: серии таблиц по органической химии, коллекции, модели молекул, наборы моделей атомов для составления моделей молекул комплект кристаллических решеток.
- Приборы, наборы посуды, лабораторных принадлежностей для химического эксперимента, наборы реактивов. Наличие лабораторного оборудования и реактивов позволяет формировать культуру безопасного обращения с веществами, выполнять эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ, проводить экспериментальные работы исследовательского характера.
- Наличие компьютера в классе, доступа в кабинете информатики к ресурсам Интернет, наличие комплекта компакт-дисков по предмету позволяет создавать мультимедийное сопровождение уроков химии, проводить учащимися самостоятельный поиск химической информации, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации, её представления в различных формах.
Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать / понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии для обучающихся 10 кл.
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Гузея Л.С., Сорокина В.В. Химия. 10-11 классы. Базовый урове...
Рабочая программа по химии для обучающихся 10 кл.
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Гузея Л.С., Сорокина В.В. Химия. 10-11 классы. Базовый урове...
Рабочая программа по химии для обучающихся 10-го класса базового уровня.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-го класса гуманитарного профиля. Данный курс входит в инвариантную часть учебного плана, реализует принцип личностно-ориентированного деятельно...
Рабочая программа по химии для обучающихся 9- класса - естественнонаучный предпрофиль
Рабочая программа предназначена для обучающихся 9-го класса естественно-научного предпрофиля. Данный курс входит в инвариантную часть учебного плана, реализует принцип личностно-ориентированного...
Рабочая программа по химии для обучающихся 8 классов
Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, прим...
Рабочая программа по химии для обучающихся 9 классов
Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы по химии среднего (п...
Рабочая программа по химии для обучающихся 10 классов
Прогр Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы по химии средне...