Открытый урок: Химические свойства солей.
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему
Разработка урока по химии в 8 классе. Тема: номенклатура, химические свойства солей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_soli.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Соли, их классификация и свойства».
Цель урока: обобщить знания о составе и номенклатуре солей; научить объяснять химические свойства солей в свете ТЭД; составлять уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Задачи: а) развивающая - научить сравнивать, анализировать, делать выводы; б) обучающая - формирование знаний о составе, химических свойствах солей; в) воспитательная – формирование умений применять знания в повседневной жизни, развитие формирования естественнонаучной картины жизни.
Основные понятия: соли – средние, кислые, основные, двойные.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: таблица Менделеева Д.И., электрохимический ряд активности металлов, таблица растворимости, учебник; реактивы: гидроксид натрия, гидроксид калия, сульфат меди, хлорид алюминия, соляная кислота, серная кислота, нитрат серебра, карбонат кальция, сульфат аммония, железо, цинк.
Планируемые результаты деятельности: знать состав, номенклатуру, свойства солей, уметь различать группы солей.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Опрос (используется дифференцированный подход).
А) Разделить данные вещества по группам, назвать их: HCl, Fe(OH)3, NaCl, Al2O3, Li2O, H2SO4, AgNO3, Cu(OH)2 (задание оценивается на «3»);
Б) Установите соответствие (задание оценивается на «4»)
Формула кислоты или основания | Формула соответствующего оксида |
А. Fe(OH)2 Б. H2CO3 В. H2CrO4 Г. Cr(OH)3 | 1. CO 2. CO2 3. FeO 4. Cr2O3 5. Fe2 O3 6. CrO3 7. Fe3 O4 |
В) Получите данное вещество несколькими способами. Составьте уравнения реакций (задание оценивается на «5»):
- Изложение нового материала: Вашему вниманию предлагаю несколько формул – AlBr3, CuSO4, Ba(NO3)2, NaCl. Назовите эти вещества, к какому классу неорганических соединений они относятся? (учащиеся дают обоснованные ответы).
Итак, соль мы рассматриваем как продукт взаимодействия кислоты и основания. В результате таких химических реакций возможно либо полное замещение атомов водорода в кислоте на атомы металла, либо частичное. Давайте рассмотрим, какие по составу соли могут образоваться в зависимости от условий протекания реакции.
А) При избытке щелочи и недостатке кислоты в ходе реакции происходит полное замещение атомов водорода на атомы металла и образуются средние (нормальные) соли. Например, Na2CO3, Ca3(PO4)2. (Учащиеся называют соли). Средние соли в растворах будут полностью диссоциировать на ионы, если они растворимы:
Na2CO3 = 2Na+ + CO32-
Б) При недостатке щелочи и избытке кислоты происходит неполное замещение атомов водорода в кислоте на атомы металла и образуются кислые соли. Например, NaHCO3, CaHPO4 , KH2PO4. Название кислых солей мы складываем из названий кислотного остатка с добавлением приставки гидро- или дигидро- (в зависимости от количества атомов водорода в составе соли) и катиона металла. Итак, получаем гидрокарбонат натрия, гидроортофосфат кальция, дигидроортофосфат калия соответственно. Кислые соли подвергаются диссоциации, если они растворимы, причем диссоциация идет по первой ступени:
NaHCO3 = Na+ + HCO3-
В) При избытке основания и недостатка кислоты происходит неполное замещение гидроксид-ионов в молекуле многокислотного основания и образуются основные соли. Например, Al(OH) 2Cl, (CuOH)2CO3. Название основных солей мы складываем из названия кислотного остатка с добавлением приставки гидроксо- и катиона металла. Таким образом получаем дигидроксохлорид алюминия, гидроксокарбонат меди соответственно. Основные соли подвергаются диссоциации, если они растворимы, причем диссоциация идет по первой ступени:
Al(OH) 2Cl = Al(OH) 2+ + Cl-
Г) Двойные соли — соли, содержащие два различных катиона. Например, KNaSO4, KAl(SO4)2. Складываем название из названия кислотного остатка и катионов. Получаем – сульфат калия-натрия, сульфат калия-алюминия.
На данном этапе изучения химии для нас наибольший интерес представляют средние соли, и со свойствами именно средних солей я и предлагаю вам ознакомиться.
Чтобы приступить к рассмотрению химических свойств солей я предлагаю вспомнить характерные свойства кислот и оснований.
Результатом деятельности здесь является схема, которая изображается на доске:
Кислота + соль = новая соль + новая кислота
Основание + соль = новая соль + новое основание
Исходя из этих данных, делаем вывод, что соли реагируют с кислотами и растворимыми основаниями.
Класс делится на группы и им предлагается провести опыт: 1. взаимодействие кислот с солями. Одна группа получает из нитрата серебра хлорид серебра, вторая группа – из хлорида бария – сульфат бария, третья группа проводит реакцию между раствором соляной кислоты и кусочком мрамора. Далее учащиеся объясняют результаты реакций. Итогом деятельности являются три реакции в молекулярном и ионном видах. Учащиеся записывают их на доске.
А) AgNO3 + HCl = AgCl↓ + HNO3 – реакция обмена
Ag+ + NO3- + H+ + Cl- = AgCl↓ + H+ + NO3-
Ag+ + Cl- = AgCl↓
Б) BaCl2 + H2SO4 = BaSO4↓ + 2 HCl – реакция обмена
Ba2+ + 2Cl- + 2H+ + SO42- = BaSO4↓ + 2H+ + 2Cl-
Ba2+ + SO42- = BaSO4↓
В) CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑ -реакция обмена
CaCO3 + 2H+ + 2Cl- = Ca2+ + 2Cl- + H2O + CO2↑
CaCO3 + 2H+ + 2Cl- = Ca2+ + H2O + CO2↑
2. Взаимодействие щелочей с растворами солей. Группы проводят реакции с раствором гидроксида натрия, гидроксида калия, медного купороса и хлорида железа (III). Результат деятельности отражается на доске.
А) 2NaOH + CuSO4 = Na2SO4 + Cu(OH)2↓
2Na+ + 2OH- + Cu2+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + Cu(OH)2↓
Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2↓
Б) 3КOH + FeCl3 = Fe(OH)3↓ + 3KCl
3К+ + 3OH- + Fe3+ + 3Cl- = Fe(OH)3↓ + 3K+ + 3Cl-
Fe3++ 3OH- = Fe(OH)3↓
В) (NH4)2 SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2NH3↑ +2H2O
2NH4+ + SO42- + 2K+ + 2OH- = 2K+ + SO42- + 2NH3↑ + 2H2O
2NH4+ + 2OH- = 2NH3↑ + 2H2O
Осталось выяснить, возможно ли взаимодействие солей с оксидами и с солями? (Учащиеся работают с таблицей растворимости).
- Взаимодействие солей с солями.
Учащиеся приходят к выводу, что соли с оксидами не реагируют, но некоторые соли вступают во взаимодействие друг с другом. Приводят в качестве подтверждения примеры: сульфат меди и хлорид цинка не вступают во взаимодействие; карбонат натрия реагирует с хлоридом кальция, т.к. в результате реакции образуется осадок.
Na2CO3 + CaCl2 = Ca CO3 + 2NaCl
2Na+ + CO32- + Ca2+ + 2Cl- = CaCO3↓ + 2Na+ + 2Cl-
Ca2+ + CO32- = CaCO3↓
- Взаимодействие растворов солей с металлами. Учащимся предлагается провести опыт с использованием железа (гвоздь), цинка (гранулы), растворов сульфата меди и хлорида алюминия.
В пробирку помещается железный гвоздь, к нему приливается сульфат меди. Описываются изменения, происходящие в пробирке. (Гвоздь покрывается выделившейся в ходе реакции медью).
Во вторую пробирку помещается гранула цинка и приливается раствор хлорида алюминия. Описывается реакция. (Никаких изменений не наблюдается).
Для объяснения происходящих явлений необходимо обратиться к электрохимическому ряду активности металлов.
Учащиеся объясняют, что металл, стоящий в ряду активности левее, способен вытеснить металл, стоящий правее в ряду, из раствора его соли.
Итог деятельности – реакции на доске:
Fe + CuSO4 = Fe SO4 + Cu↓
Zn + AlCl3 = реакция не идет
Подведение итогов урока: сегодня мы с вами выяснили, что соли являются продуктами взаимодействия кислот и оснований, соли по составу делятся на средние, кислые, основные, двойные; соли вступают во взаимодействие с кислотами и основаниями, реагируют друг с другом, с металлами, для них характерны реакции замещения и обмена.
Закрепление материала – вопросы упр.1.
Домашнее задание: п.42, упр.2-5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Химические свойства водорода."
Изучение химических свойств водорода, научить детей на практике обнаруживать водород и рассмотреть области применения водорода....
Конспект урока "Химические свойства солей"
Конспект урока к презентации "Химические свойства солей" для 8-го класса (11 класса при повторении свойств веществ), содержит тесты и интересный материал о роли солей в нашем организме....
Урок "Химические свойства солей с точки зрения электролитической диссоциации"
урок с использование ФЦОРконспект и технологическая карта учащегося...
Урок по теме "Химические свойства солей", 8 класс (открытие нового знания в формате ТДМ).
Данный материал может быть использован при изучении темы "Химические свойства солей" в 8 классе....
Открытый урок "Химические свойства солей" 8 класс + презентация
Урок построен по учебнику Н.Е. Кузнецовой Химия 8 класс. М., Изд "Вентана-Граф" 2012 г.Изучение химических свойств солей - завершающий урок по теме "Химические свойства основных классов неорганических...
Технологическая карта и презентация открытого урока "Химические свойства бензола"
В этом материале можно познакомиться с разработкой открытого урока по теме "Химические свойства бензола"...
Рецензия на методическую разработку урока "Химические свойства солей"
В работе представлена рецензия на методическую разработку главного редактора журнала «Современный урок» В. В. Кожина, в которой указывается, что данная разработка соответствует современным...