Урок по теме "Химические свойства солей", 8 класс (открытие нового знания в формате ТДМ).
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Татаркина Наталья Валентиновна

Данный материал может быть использован при изучении темы "Химические свойства солей" в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_khimii_tdm_khimicheskie_svoystva_soley.docx65.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока « Химические свойства солей» 8 класс

Татаркина Наталья Валентиновна учитель  химии

Статья отнесена к разделу : Преподавание химии

Тип урока «Открытие нового знания» в формате ТДМ

Цель: Изучить  химические свойства солей.

Задачи:

Образовательная: Закрепить знания о солях. Рассмотреть  химические свойства солей. Продолжить формировать умения работать самостоятельно с учебником.

Развивающая: Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: Воспитывать умение работать в группе, желание помогать друг другу. Прививать интерес к предмету химии.

Оборудование: мультимедийная презентация, задания в формате ГИА , карточки с формулами солей,   красные, желтые ,синие карточки для рефлексии.

Урок составлен на основе учебника: Химия 8 класс, Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М.: «Просвещение», 1999

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности

-Здравствуйте! Садитесь. Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

-Я бы хотела начать наш урок  с конкурса «Химический чемоданчик».

Конкурс  “ Химический чемоданчик”

В чемодане находится вещество, которое необходимо угадать, как в игре ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

 1.В ее честь названы многие города, реки и озера.

2. Она необходима организму человека каждый день. Ее недостаток в пище пагубно сказывается на здоровье.

3.В средние века она ценилась дороже серебра и золота. У всех народов она – символ гостеприимства, верности, радушия.

 Как вы думаете,  о каком веществе идет речь?(Поваренная соль).

-К какому классу неорганических соединений она относится.   Правильно, соли,  эту тему мы начали изучать с вами на прошлом уроке.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

-Я хочу предложить вам отгадать  загадки, в которых речь идет также о солях. Что  это за соли  вы ответите мне через несколько минут, когда их разгадаете.

-Первая загадка.

Он  может  быть  цветной  и  белый,
Им  дети  любят  рисовать,
Художник  он,  в  руках  умелых,
Картины  может  создавать!
Выводит  им  слова  учитель,
Детишкам  в  школе  на  доске,
Кто  он,  загадки  этой  житель,
Живущий  в  маленьком  куске?

Ответ готов? Верно, это мел СаСО3.

-Вторая  загадка.

Эта  соль- главный конструкционный материал для построения внутреннего скелета позвоночных: костей, зубов. Она содержится в мышцах, нервах, особенно необходима для построения скелета ребёнка. Нехватка этой соли в организме человека и животных приводит к заболеванию рахитом.

Назовите эту соль.  Са3(РО4)

- Мы сейчас с вами вели разговор о солях. О  СаСО3 меле  – которым мы пишем на доске.  И о Са3(РО4)2-соли так необходимой нашему организму.

-Что же между ними общего? (Сложные вещества, состоят из атомов металла и кислотного остатка.

- Молодцы! Мы вспомнили с вами определение солей.

-Давайте вспомним, как строится название солей: сначала название кислотного остатка, далее называется элемент, который соединен с этим кислотным остатком.

-Давайте вспомним номенклатуру солей.

 На доске вы видите формулы солей. Ваша задача правильно назвать соль .

- Молодцы! Мы вспомнили  номенклатуру.

-А сейчас выполните следующее задание:

 С какими из  веществ будут реагировать представленные  соли:

Соли                           Вещества

1.CaCO3                        А NaOH

2.СuCl2                             Б H2SO4

                                                  B Zn

                                  Г MgО

                                                 Д Na2S

Ключ : 1-Б,Д     2-А, Б, В,Д

3. Выявление места и причин затруднения

-Вы справились  с заданием ? Да. Частично.

- С какой частью работы вы легко справились? ( С той, что  касается взаимодействия солей с кислотами и с основаниями.)

- Где возникли затруднения?  ( Не знаем точно, будут ли соли реагировать с металлами и оксидами. Что необходимо для выполнения задания? (Необходимо знать химические свойства солей)

4. Построение проекта выхода из затруднения

-Какую цель мы перед собой поставим? Изучить   химические свойства солей.

-Какую тему мы сегодня с вами будем изучать? Химические свойства солей. Давайте запишем число и тему урока в тетрадь.

-А теперь составим план действий.

Шаги действия:

1.Изучить  химические свойства основных солей.

а) взаимодействие солей  с металлами,  образуется новая соль и металл.

 б)взаимодействие солей с кислотами, образуется новая кислота и новая соль

в)взаимодействие солей с щелочами, образуется нерастворимое основание и соль

г)взаимодействие  солей с солями, образуются новые соли

д)разложение некоторых солей при нагревании

На доске появляется алгоритм действий:

Соль +Ме             новая соль +новый Ме

Соль+К.                             Новая соль+ новая К.

Соль + О(р)              О(н)+ новая соль

Соль+ Соль                Новая соль + Новая соль

Соль                        К.оксид+О.оксид


  5. Реализация построенного проекта

-Для реализации плана я предлагаю работу в группах. Учащиеся с помощью учебника выполняют, полученные задания:

-1 группа:

Допишите уравнения реакции взаимодействия металла с солью :      

Zn + СuSO4=

-2 группа:

Допишите  уравнение реакции взаимодействия соли с кислотой:      

   CaCO3+HCl=

-3группа:

Допишите уравнения реакций взаимодействия соли с cолью:

ВаCl2+Na2SO4=

-4группа:

Допишите уравнения реакций взаимодействия  соли с растворимым основанием:

СuCl2+NaОH=

-5группа:

Допишите уравнение реакции разложения соли:

CaCO3=

 (На выполнение заданий в группе отводится  3 минуты, далее представитель группы выходит и записывает на доску выполненное задание, остальные ребята переписывают уравнение реакции в тетрадь, таким образом, все химические свойства оксидов появляются в тетради у каждого ученика).

6. Первичное закрепление во внешней речи

-С какими соединениями  могут взаимодействовать  соли?

Для того, чтобы проверить как вы усвоили новую тему, я предлагаю вам ребята выполнить самостоятельную работу.

7. Самостоятельная работа  

Вариант №1

1.Формула соли :  А) Na2O Б)СаCO2  В)Н2SO3

2. С каким из соединений будет взаимодействовать ВаСl2 А)SO2 Б)H2SO4 В)Cu

3.  Допишите уравнение реакции CuCl2+NaОH    

4. Допишите уравнение реакции: СаCО3+HCl              

Вариант №2

1.Формула соли :  А) Na2O Б)Мg(OН)2  В)К2SO3

2. С  каким из соединений будет взаимодействовать АgNO3  А)HCl Б) СаO В) H2O

3.  Напишите реакцию взаимодействия  FeCl3+NaOH

4. Допишите уравнение реакции: МgCO3+ H2SO4           

Вариант №3    ( для слабых учеников)

1.Формула  соли :  А) К2O Б)Н2SO3 В)NaCl

2. C  каким из соединений будет взаимодействовать АlCl3  А)Li2О Б) NaOH B)CaO

3.Допишите уравнение реакции ZnCl2+NaOH

4. С каким из соединений будет взаимодействовать MgCl2   A)NaОH  Б)H2O  В)СО2

Вариант №4

1.Формула соли :  А) CuO Б)Ba(OН)2  В)К2SiO3

2. С  каким из соединений будет взаимодействовать АgNO3  А)HCl Б) СаO В) H2O

3.  Напишите реакцию взаимодействия  ZnCl2+NaOH

4. Допишите уравнение реакции: Na2SO3+ H2SO4           

Вариант №5  

1.Формула  соли :  А) К2O Б)Н2SO3 В)NaCl

2. C  каким из соединений будет взаимодействовать АlCl3  А)Li2О Б) NaOH B)CaO

3.Допишите уравнение реакции ZnCl2+NaOH

4. С каким из соединений будет взаимодействовать MgCl2   A)NaОH  Б)H2O  В)СО2

Время выполнения  5 минут.

8. Включение в систему знаний и повторение    Чтобы закрепить полученные знания и включить их в уже имеющуюся базу знаний я предлагаю вам выполнить следующее заданий

- Осуществите схему превращений:

1.Са         CaO           Ca(OH)2           CaCl2

 2. Na                    NaCl                    AgCl

       3. Cu           CuO          CuSO4                                BaSO4

9. Рефлексия учебной деятельности

– Какую цель мы ставили на уроке?

– Вы достигли цели урока?

– Оцените свою работу на уроке, если вы согласны с высказыванием, поднимите красную карточку, если нет, то зеленую.

А) Тема урока мне  понятна

Б) Я знаю химические свойства солей

В)Я  доволен своей работой на уроке, я работал максимально самостоятельно

Учитель выставляет оценки, предлагает задать вопросы.

-Сегодня вы хорошо поработали.  Молодцы! Домашнее задание: параграф 33, зад. №6,7 задача1 стр.112


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок открытия новых знаний "Параллелограмм. Свойства параллелограмма"

Урок открытия новых знаний "Параллелограмм. Свойства параллелограмма".Цели урока:Образовательная: познакомиться с понятием параллелограмма, сформулировать и доказать свойства параллелограмма.Воспитате...

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс...

Урок открытия новых знаний по геометрии в 7 классе: Равнобедренный треугольник и его свойства

Данная презентация полезна будет для учителей математики,которые работают в 7 классе и преподают геометрию. В материале представлен урок открытия новых знаний по теме: равнобедренный треугольник и его...

Конспект урока открытия нового знания по теме: "Основное свойство дроби"

Разработка урока открытия нового знания по теме: "Основное свойство дроби", учебник Дорофеев Г.В....

Презентация к уроку открытия нового знания по теме: "Основное свойство дроби"

Разработка урока открытия нового знания по теме: "Основное свойство дроби", учебник Дорофеев Г.В....