Технологическая карта и презентация открытого урока "Химические свойства бензола"
методическая разработка по химии (10 класс)
В этом материале можно познакомиться с разработкой открытого урока по теме "Химические свойства бензола"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Химические свойства бензола | 24.73 КБ |
В презентации представлены практические задания и критерии оценивания результатов | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока изучения нового материала по теме «Химические свойства бензола»
(10 класс)
Тема урока | «Химические свойства бензола» | ||
Тип урока | Урок изучения нового материала | ||
Методическая цель урока | Представить различные приемы организации учебной деятельности на уроке изучения нового материала | ||
Цель урока | Познакомить учащихся с химическими свойствами бензола: особенностями реакционной способности, которые являются следствием электронного строения | ||
Задачи урока: | - организовать повторение характеристик аренов, которые были изучены п плану ранее; - организовать «марафон вопросов» для определения строения бензола; - определить типы реакций, которые возможны для бензола в связи с особенностями его строения и составить уравнения соответствующих реакций; - актуализировать познавательные умения учащихся посредством формирования УУД при выполнении заданий; - создать условия для выполнения коммуникативных и регулятивных УУД при инициативном сотрудничестве в поиске и систематизации информации, участии в диалоге; - дать возможность учащимся представить результаты самостоятельно выполненных заданий; - развивать интеллект, познавательные интересы, воспитывать организованность, инициативность, настойчивость. | ||
Методы обучения: | метод проблемного изложения, частично-поисковый с элементами исследования | ||
Основные понятия темы | Бензольное кольцо; ароматичность; электрофильное замещение; радикальное присоединение; | ||
Применяемые современные технологии | Элементы технологии проблемного обучения, технологии диалогового взаимодействия, технологии формирования УУД | ||
Организация пространства | Кабинет химии | ||
Межпредметные связи | С биологией | ||
Ресурсы. | Оборудование: - ПК и мультимедийный проектор, экран. Дидактическое обеспечение урока: компьютерная презентация | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: | |
- знать определения понятий: арены - знать особенности строения аренов; - знать химические свойства бензола, как следствие его строения; - уметь применять теоретические знания в стандартной и нестандартной ситуациях решении практических заданий; - понимать, как использовать знания о электронно-пространственном строении веществ для прогнозирования химической реакционной способности | Познавательные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи; представлять информацию в виде уравнений химических реакций, извлекать информацию из схем. Регулятивные: уметь определять последовательность действий при выполнении задания; уметь работать по плану; научиться ставить цель; прогнозировать и предвосхищать результат; Коммуникативные: уметь слушать; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; представлять результаты своей работы. | Формировать познавательный интерес к предмету; творческие способности и практические умения; самостоятельность в применении теоретических знаний для решения задач; развивать ценностное отношение друг к другу, к преподавателю, к результатам обучения; принимать решения и обосновывать их; развивать инициативу. |
Ход урока | ||||
№ | Этапы организации учебной деятельности | Формируемые УУД | Содержание педагогического взаимодействия | |
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||
1 | Вводно-мотивационный | РУУД прогнозирование ПУУД (общеучебные): формулирование познавательной цели. ЛУУД (самоопределение) мотивация учения | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Организует вводную беседу. Предупреждает учащихся об оценивании их ответов, которые будут фиксироваться в тетради. Предлагает учащимся назвать пункты плана, по которому происходит изучение каждого класса органических веществ. Спрашивает, какой пункт плана должен быть разобран на данном уроке. Предлагает записать учащимся тему в тетрадь Помогает сформулировать цель урока. | Приветствуют учителя. Участвуют в беседе. Озвучивают план изучения каждого класса органических веществ. Называют тему, которая должна быть разобрана по плану на этом уроке. Записывают тему в тетрадь. Формулируют цель урока, записывают в тетрадь. Осознают цель урока. |
2 | Технологический | ПУУД (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания ПУУД (общеучебные) поиск, выделение и структурирование информации РУУД (контроль) сличение результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) | Организует «марафон вопросов» - Задание №1: предлагает учащимся задавать вопросы по теме прошлого урока, связанные с электронным строением бензола. Выслушивает ответы на эти вопросы. Предлагает учащимся сравнить информацию, которую они получили после «марафона вопросов» с информацией на экране. Задает главный вопрос: «Какие реакции могу быть характерны для вещества подобного строения?» Организует работу по определению реакций, характерных для бензола. Предлагает учащимся озвучить свои предположения, а затем сравнить с информацией на слайде, записать типы характерных реакций в тетрадь. | Одни учащиеся формулируют вопросы, которые могут определить особенности строения бензола, другие на эти вопросы отвечают. Фиксируют баллы за вопросы и ответы в тетради. Сравнивают те особенности строения, о которых они вспомнили в ходе «марафона» с информацией на слайде. Отвечают на главный вопрос. Сравнивают свои ответы с информацией на слайде. Записывают характерные доля бензола типы реакций в тетрадь. |
Рассказывает учащимся о реакциях бензола, об их особенностях и механизмах, пользуется информацией, изображенной на слайде. Предлагает записать уравнения реакций в тетрадь | Учащиеся слушают учителя, записывают уравнения реакций в тетрадь. | |||
ПУУД (общеучебные) использование знаково-символических средств ПУУД (общеучебные) структурирование информации РУУД (контроль) сличение результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Организует работу с заданием №2. На слайде изображены схемы реакций бензола с разными реагентами, при разных условиях. В схемах даны названия реагентов и продуктов. Предлагает учащимся переписать реакции с помощью структурных формул и найти те реакции, в которых есть ошибки, исправить ошибки и написать уравнения реакций правильно. На выполнение задания – 10 минут. Затем предлагает двум учащимся на доске написать по 3 или 4 уравнения. Предлагает остальным учащимся обсудить правильность их написания, а также сравнить уравнения, написанные на доске со своими, написанными в тетради, оценить свои действия. | Работают индивидуально. Выполняют задание в тетради. Двое учащихся идут к доске и пишут уравнения трёх или четырех исправленных уравнений. Все остальные учащиеся участвуют в обсуждении, сравнивают свои ответы, с написанными на доске Выставляют себе заработанные баллы. | ||
3 | Рефлексивный | РУУД (оценка) выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить, осознание качества и уровня усвоения ЛУУД (самоопределение): мотивация учения РУУД прогнозирование | Подводит итоги урока: посчитать заработанные баллы и выставить себе оценку по критериям, представленным на слайде Предлагает ответить на вопросы: Выберите два предложения и закончите их 1)Сегодня я узнал, что… 2) Я понял, что… 3) Я научился… 4) У меня получилось… 5) У меня не получилось… 6) Я считаю важным Предлагает по желанию озвучить свои ответы. Оставляет «затравку» на следующий урок: на слайде представлены формулы производных бензола. Предлагает подумать и ответить на вопрос: «Как повлияют (если повлияют) заместители в бензольном колье на его реакционную способность?». Ответы и предположения предлагает озвучить на следующем уроке. | Участвуют в беседе. Оценивают работу на уроке по критериям, представленным на слайде Отвечают на вопросы. Озвучивают ответы. Записывают вопросы домашнего задания в тетрадь |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План изучения темы 1. Определение класса органических веществ 2. Номенклатура 3. Изомерия 4. Электронное строение 5. Химические свойства 6. Получение 7. Применение
Цель урока: изучить химические свойства бензола Задание 1. Марафон вопросов Составьте по 1 вопросу о строении бензола. Например: Какие атомы углерода образуют молекулу бензола? На каждый вопрос - сразу ответ За каждый заданный вопрос – 1 балл За каждый правильный ответ – 1 балл
Строение бензола Главный вопрос: Какие химические реакции будут характерны для вещества с подобным строением?
Реакции, характерные для бензола I . Реакции замещения 1 . Механизм: ионный, электрофильный 2 . Реагенты: - галогены (галогенирование) - азотная кислота (нитрование) - алкилирование ( Фриделя-Крафтса ) - серная кислота (сульфирования) II. Реакции присоединения 1 . Механизм: радикальный 2 . Реагенты: - водород ( гидрирвание ) -галогены (галогенирование) 2.
Задание №2. Найдите схемы реакций, которые составлены с ошибкой. Напишите уравнения всех реакций 1. бензол + хлороводород хлорбензол + водород 2. бензол + азотная кислота ( разб ., 0 0 С ) нитробензол + вода 3. бензол + серная кислота ( конц .) бензосульфокислота + вода 4. бензол + водород ( Ni, t 0 C ) н-гексан 5. бензол + 2-бромпропан ( AlBr 3 ) изопропилбензол + бромоводород 6. бензол + бром (раствор) бромбензол + бромоводород 7. бензол + хлор (УФ) 1,6-дихлоргексан Самопроверка: за каждое правильно написанное уравнение – 1 балл
Итоги урока Баллы за урок Задание №1: по 1 баллу за каждый вопрос и каждый ответ 1х4 Задание №2: по 1 баллу за каждое правильно написанное уравнение 1х7 Дополнительные баллы: за ответ у доски : 2 балла; активную работу с места: 2 балла Итого: 15 баллов «5» - 11-15 баллов; «4» – 6-10 баллов; «3» – 2-5 балов Выберите два предложения и закончите их 1)Сегодня я узнал, что… 2) Я понял, что… 3) Я научился… 4) У меня получилось… 5) У меня не получилось… 6) Я считаю важным
Производные бензола Вопрос для домашней работы: Как заместители в бензольном кольце повлияют на его реакционную способность?
Благодарю за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Арены. Бензол" 10 класс
презентация к уроку...
технологическая карта урока химии по теме "Бензол -представитель класса Арены"
Технологическая карта урока химии по теме "Бензол - представитель класса Арены" составлена в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику Химия 10 класс, автор О.С.Габриелян...
Открытый урок "Физические и химические свойства бензола"
План-конспект урока....
химические свойства бензола.
урок построен по технологии проблемного обучения....
химические свойства бензола
презентация к уроку...
Строение, свойства бензола, его применение и получение
Цели урока:1. Расширить знания учащихся об углеводородах - познакомить их с ароматическими углеводородами. Знать определение ароматических углеводородов, строение молекулы бензола, способы его получен...
Технологическая карта, презентация по теме Свойства функции 9 класс
Технологическая карта + презентация по теме Свойства функции 9 класс...