Разработка урока по теме "Основания, классификация и свойства"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Урок проводится с использованием элементов технологии сотрудничества. Достаточное время отводится химическому эксперименту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovaniyaih_klassifikatsiya_i_svoystva.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
Тема: Основания, их классификация и свойства.
Цели урока: сформировать понятия об основаниях как классе электролитов.
Задачи урока:
- дать определение понятия основания с позиций изученных теорий
- рассмотреть классификацию оснований по различным признакам,
- познакомиться с химическими свойствами оснований,
- совершенствовать умения написания ионных уравнений реакций
Оборудование: образцы оснований – NaOH, KOH, Ca(OH)2 , Cu(OH)2 , Mg(OH)2, ф-ф, вода, растворы кислот (H2SO4, HCl), CuCl2 (р-р), Na2CO3(р-р), растворы индикаторов, газоотводная трубка, пробирки.
Ход и содержание урока.
1. Оргмомент. Цели и задачи урока.
2. Актуализация знаний об основаниях.
Создание проблемы: Какие из предложенных веществ относятся к классу оснований: NaOH, H2SO4, AlCl3, CO2, KOH, Ca (OH)2 , FeSO4, P, Cu (OH)2 , Fe, CuCl2? Почему вы так считаете? (слайд 3)
1) Какой класс веществ называют основания? Ответ дайте исходя из строения молекулы данных веществ и теории электролитической диссоциации.
Ответ: (слайд 4)
1) Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов.
Ме (ОН)n , (- ОН) – гидроксильная группа;
2) Основания – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы гидроксогрупп (- ОН). (слайд 5)
Ме (ОН)n ↔ Ме n+ + n OH- , (ОН-) – гидроксид-ион.
3) Дайте названия веществам-основаниям, выбранным вами.
Ответ:
а) Cu (OH)2 – гидроксид меди (II)
б) NaOH - гидроксид натрия
в) KOH – гидроксид калия
г) Ca (OH)2 – гидроксид кальция
4) Запишите возможные уравнения диссоциации данных оснований:
Cu (OH)2 , NaOH , KOH, Ca (OH)2
Ответ:
NaOH ↔ Na+ + OH-
Ca (OH)2 ↔ Ca 2+ + 2OH-
KOH ↔ К+ + OH-
3. Изучение нового материала
1. Классификация оснований.
Класс оснований довольно многочисленный. Делится на группы по отличительным признакам. Давайте познакомимся с признаками классификации оснований: стр. 243, таб. 11 (учебник).
Пользуясь таблицей классификации оснований, выполните следующее задание: дайте характеристику оснований по вариантам.
1 вар – Ca(OH)2
2 вар – CuOH
2. Свойства оснований.
Учитель: Каждое химическое вещество имеет определённые свойства. Они могут быть физическими и химическими. С физическими свойствами оснований мы уже знакомились.
А каковы химические свойства оснований? (слайд 6)
Свойства оснований:
- Диссоциация в растворе
- Основание (любое) + кислота = соль + вода
- Щёлочь + соль = новое основание + новая соль
- Щёлочь + оксид неметалла = соль + вода
Чтобы доказать наличие данных свойств у оснований, проведем эксперимент.
Для этого разделимся на группы по 4 человека. Каждая группа получит задание. Проведет эксперимент согласно выданному заданию и сделает вывод о свойствах оснований.
Мини-исследование.
Цель: изучить химические свойства оснований.
Группа 1. Возьмите пробирку. Налейте в неё 1 мл раствора гидроксида калия. Добавьте в неё 1 каплю фенол-фталеина. Добавьте в эту же пробирку 2 мл раствора соляной кислоты. Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.
Группа 2. Возьмите пробирку. Налейте в неё 1 мл раствора гидроксида натрия. Добавьте в неё 1 каплю фенол-фталеина. Добавьте в эту же пробирку 2 мл раствора серной кислоты. Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.
Группа 3. В чистую пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида меди (II). Добавьте 2 мл раствора серной кислоты. Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.
Группа 4. В чистую пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида магния. Добавьте 2 мл раствора соляной кислоты. Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.
Группа 5. В пробирку налейте 1мл раствора гидроксида калия. Прилейте в эту же пробирку 0,5 мл раствора хлорида меди (II). Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.
Группа 6. В пробирку налейте 1мл раствора гидроксида кальция. Прилейте в эту же пробирку 0,5 мл раствора карбоната натрия. Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.
Группа 7. В пробирку налейте 1мл раствора гидроксида кальция. Пропустите через раствор углекислый газ (продуйте через стеклянную трубочку выдыхаемый воздух). Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.
Оформление результатов.
Результат каждая группа выносит на доску. Учащиеся вносят в такую же таблицу в их тетрадях.
№ | Исход. в-ва | Результат | Уравнения реакций |
1 | |||
Общий вывод по уроку.
1) Вещества, какого класса мы рассмотрели?
2) Какой класс веществ можно назвать основаниями?
3) Какими свойствами обладают вещества данного класса?
Домашнее задание.
1) § 40
2) № 3, 5; стр. 247
Приложение к уроку
Группа 1. Мини-исследование.
Цель: изучить химические свойства оснований.
Возьмите пробирку. Налейте в неё 1 мл раствора гидроксида калия. Добавьте в неё 1 каплю фенол-фталеина. Добавьте в эту же пробирку 2 мл раствора соляной кислоты. Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.
Оформление результатов.
№ | Исход. в-ва | Результат | Уравнения реакций |
1 | |||
Группа 2. Мини-исследование.
Цель: изучить химические свойства оснований.
Возьмите пробирку. Налейте в неё 1 мл раствора гидроксида натрия. Добавьте в неё 1 каплю фенол-фталеина. Добавьте в эту же пробирку 2 мл раствора серной кислоты. Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.
Оформление результатов.
№ | Исход. в-ва | Результат | Уравнения реакций |
1 | |||
Группа 3. Мини-исследование.
Цель: изучить химические свойства оснований.
В чистую пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида меди (II). Добавьте 2 мл раствора серной кислоты. Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.
Оформление результатов.
№ | Исход. в-ва | Результат | Уравнения реакций |
1 | |||
Группа 4. Мини-исследование.
Цель: изучить химические свойства оснований.
В чистую пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида магния. Добавьте 2 мл раствора соляной кислоты. Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.
Оформление результатов.
№ | Исход. в-ва | Результат | Уравнения реакций |
1 | |||
Группа 5. Мини-исследование.
Цель: изучить химические свойства оснований.
В пробирку налейте 1мл раствора гидроксида калия. Прилейте в эту же пробирку 0,5 мл раствора хлорида меди (II). Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.
Оформление результатов.
№ | Исход. в-ва | Результат | Уравнения реакций |
1 | |||
Группа 6. Мини-исследование.
Цель: изучить химические свойства оснований.
В пробирку налейте 1мл раствора гидроксида кальция. Прилейте в эту же пробирку 0,5 мл раствора карбоната натрия. Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.
Оформление результатов.
№ | Исход. в-ва | Результат | Уравнения реакций |
1 | |||
Группа 7. Мини-исследование.
Цель: изучить химические свойства оснований.
В пробирку налейте 1мл раствора гидроксида кальция. Пропустите через раствор углекислый газ (продуйте через стеклянную трубочку выдыхаемый воздух). Отметьте изменения. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о свойствах оснований.
Оформление результатов.
№ | Исход. в-ва | Результат | Уравнения реакций |
1 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: "Классификация растений"
Конспект урока по теме: Классификация растений" - урок обобщения и систематизации...
Урок "Кислоты, их классификация и свойства"
Урок изучения и усвоения новых знаний. На этом уроке у учащихся формируются представления о свойствах кислот с помощью исследовательского эксперимента. ...
Методическая разработка урока "Соли, их классификация и свойства"
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока химии в 8 классе по теме "Соли, их классификация и свойства" с использованием электронных образовательных ресурсов....
Разработка урока 5 класс "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей."
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием волокно, видами текстильных волокон, процессом получения тканей....
Технологическая карта урока "Основания, их классификация и свойства"
Этапы урока по химии на тему "Основания, их классификация и свойства"...
Технологическая карта урока "Кислоты, их классификация и свойства"
Технологическая карта урока "Кислоты, их классификация и свойства", для 8 класса . Учебник О.С.Габриелян...
Урок "Кислоты, их классификация и свойства".
Сценарий учебного занятия по предмету....