Обобщающий урок по теме «Азот и фосфор».
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Ходунова Наталья Александровна

Обобщающий урок по теме «Азот и фосфор».

Игра «Счастливый случай».

Цель: Повторить сведения о строении и свойствах получении и применении азота,   фосфора и их соединений, привести знания в систему, воспитывать интерес к предмету, развивать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы, развивать умение работать в команде, свободно излагать свои мысли.

Оборудование: конверты с заданиями, пробирки с Na2 SO4, NH4 Cl, Na No3 (под номерами), Ba Cl2, Na OH, H2 SO4, фенолфталеин, медь, спиртовка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

Обобщающий урок по теме «Азот и фосфор».

Игра «Счастливый случай».

Цель: Повторить сведения о строении и свойствах получении и применении азота,   фосфора и их соединений, привести знания в систему, воспитывать интерес к предмету, развивать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы, развивать умение работать в команде, свободно излагать свои мысли.

Оборудование: конверты с заданиями, пробирки с Na2 SO4, NH4 Cl, Na No3 (под номерами), Ba Cl2, Na OH, H2 SO4, фенолфталеин, медь, спиртовка.

Вступительное слово о целях и задачах урока

I гейм. «Гонка за лидером».

Команды определяют номера вопросов своей команде и команде соперников.

«Кто чем хорош?»

  1. Перечислите общие химические свойства азота и фосфора. Какие свойства проявляют эти элементы?
  2. Перечислите физические свойства азота.
  3. Отпишите известные Вам физические свойства красного и белого фосфора?
  4. Перечислите известные Вам органические свойства красного и белого фосфора?
  5. Чем отличается горение аммиака от его окисления?
  6. Почему аммиак реагирует с кислотами и водой?
  7. Каковы общие химические свойства азотной и фосфорной кислоты ?
  8. Какие вещества из приведенных ниже реагируют с HNO3?

CuO, Na2SO4, Zn, Fe2O3,NaOH, CO2, Ag, H2

  1. Какие из веществ, формулы которых приведены ниже реагируют с H3PO4?

CaO, HCl, NaCl, FeO, Cu, Cu(OH)2, S, AgNO3

  1.  Почему при взаимодействии  HNO3 c металлами не выделяется водород?
  2. Какие металлы не реагируют с концентрированной HNO3?
  3.  Перечислите общие химические свойства нитратов и фосфатов?
  4. Каковы особенности химических свойств нитратов?
  5. Какие металлы из перечисленных ниже взаимодействуют с концентрированной HNO3?

Cu, Ag, Zn, Pb, Al, Fe

  1.  Каковы специфические свойства  солей аммония?
  2.  Как опытным путем распознать следующие соли?

  NaNO3, Na3PO4, NH4Cl?

Конкурс «Занимательная химия»

  1. Поверхность какой планеты, как предполагают, покрыта толстым слоем аммиака?
  2. Какие основные элементы необходимы растениям для нормального роста и развития?
  3. Какая мука значительно увеличивает количество хлеба, хотя непосредственно для  выпечки хлеба она не применяется?
  4. Какой элемент называют элементом и жизни, и мысли?
  5. Кем и когда был открыт фосфор?
  6. Какой элемент наиболее распространен в природе?
  7. Название какого химического элемента не соответствует его роли в живой природе?
  8. Что такое «Блуждающие огни»?
  9. Какой газ называют «веселящим» и почему?
  10.  Почему бутыль с азотной кислотой нельзя упаковывать в солому или древесную стружку?
  11.  С помощью какого простого вещества можно зажечь свечу, не используя спичек?
  12.  Находясь в океане, какого газа, растение страдает от его недостатка?
  13.  Какой газ применяют как жидкое удобрение?
  14.  Какое удобрение получают в промышленности из воздуха и воды?
  15.  Аллотропное видоизменение, какого химического элемента пахнет чесноком?
  16.  Какое удобрение можно получить из костей животных?
  17.  Какое соединение  Д.Н. Прянишников назвал альфой и омегой обмена азотистых веществ в организме?
  18.  Как по внешним признакам определить, в каком элементе растение испытывает недостаток?
  19.  Какое соединение азота используется при пайке металлов?
  20.  Что такое царская водка?

II гейм. «Почемучки»

  1. Почему азотная кислота является сильным окислителем?
  2. Почему аммиак является восстановителем?
  3. Почему не существует соли силиката аммония?
  4. Почему азот встречается в природе в свободном состоянии, а фосфор – только в виде соединения?
  5. Почему азот не проявляет высшей валентности, равной 5?
  6. Почему азотная кислота в отличие от серной разлагается на свету?

III гейм. «Ты – мне, я - тебе»

        Команды задают по 5 вопросов друг друга из различных областей химии.

IV гейм. «Спешите видеть»

        Закончите уравнение реакций, расставьте коэффициенты на основе электронного баланса.

  1. HNO3+Cu

 (к)

        2.  HNO3+Cu   

               (p)

        3. HNO3+Mg

               (к)

        4. HNO3+Mg

               (р)

        5. HNO3+Zn

               (p)

        6. HNO3+Hg

               (p)

        7. HNO3+Нg

            (конц)

  1. HNO3+Аg

(р)

        9. HNO3+Zn

               (к)

        10. HNO3+Ba

               (p)

        11. HNO3+Mg

               (к)

V гейм конкурс «Темная лошадка»

  1. Известный французский исследователь жизни моря Жак Ив Кусто так описывает свое состояние: «…Я ощутил во рту металлический привкус. Опьянение поразило меня внезапно и сразу с большой силой. Меня обуревало беспричинное веселье, все стало нипочем. Рука почти ничего не чувствовала, в уме проносились забытые кошмары, я находился в состоянии полного отупления. Рядом со мной стоял, весело улыбаясь, другой человек, мое второе я, отлично владеющее собой и посмеивающееся надо мной».

Вопросы: Где мог Кусто испытать такое состояние? (На глубине моря, океана).

О каком состоянии идет речь? (О состоянии  азотного опьянения).

Что общего между эфиром и азотом? (Азотный наркоз вызывается возрастанием концентрации азота, растворившегося в жировых и белковых тканях организма, т.к. с увеличением давления растворимость азота в крови увеличивается).

  1. Вредное физиологическое действие сжатого азота на водолаза не исчерпывается азотным наркозом. При подъеме водолаза ожидает новое испытание.

Вопрос: На что еще мог жаловаться Кусто, имея в виду свое пребывание под водой? Как называется это состояние и чем оно вызывается?

(При быстром подъеме водолаза наверх происходит переход от высокого давления к нормальному, при этом избыток азота, растворившегося в крови и тканях, не успевает выделяться через легкие водолаза и выделяется в виде пузырьков в самой крови и тканях, это и есть причина кессонной болезни).

VI гейм. «Черный ящик»

Члены команд решают расчетные и экспериментальные задачи (в конвертах).

Подведение итогов, вручение призов.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для 9 класса по теме "Азот и фосфор"

Проверочное тестирование в 9 кассе по теме "Азот и фосфор"...

Презентация к уроку по теме "Азот"

В презентации отражены строения атома азота, нахождение его в природе, свойства азота и его соединений. Для закрепления материала в презентацию включена проверочная работа...

Методическая разработка урока по теме "Азот"

Этот материал поможет в оригинальной форме провести урок химии в 9 классе по не очень насыщенной интересным химическим материалом теме....

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме «Азот и фосфор» (учебник Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.)

Размещена технологическая карта обобщающего урока химии по теме "Азот и фосфор", отражающая элементы содержания образования, межпредметные связи, основные средства обучения, планируемые (предметные и ...

Тест по теме: Азот и фосфор. 9 класс

Тест по теме: Азот и фосфор. 9 класс....

Тест по теме: «Азот и фосфор» 9 класс (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)

Тест по химии 9 класс (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)...

Вопросы к обобщающему уроку по теме "Азот и фосфор" - 9 класс

обобщающий урок в форме интеллектуальной игры. Работа в группах постоянного состава по типу игры "Что? Где? Когда?"...