Обобщающий урок по теме «Азот и фосфор».
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Обобщающий урок по теме «Азот и фосфор».
Игра «Счастливый случай».
Цель: Повторить сведения о строении и свойствах получении и применении азота, фосфора и их соединений, привести знания в систему, воспитывать интерес к предмету, развивать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы, развивать умение работать в команде, свободно излагать свои мысли.
Оборудование: конверты с заданиями, пробирки с Na2 SO4, NH4 Cl, Na No3 (под номерами), Ba Cl2, Na OH, H2 SO4, фенолфталеин, медь, спиртовка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс
Обобщающий урок по теме «Азот и фосфор».
Игра «Счастливый случай».
Цель: Повторить сведения о строении и свойствах получении и применении азота, фосфора и их соединений, привести знания в систему, воспитывать интерес к предмету, развивать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы, развивать умение работать в команде, свободно излагать свои мысли.
Оборудование: конверты с заданиями, пробирки с Na2 SO4, NH4 Cl, Na No3 (под номерами), Ba Cl2, Na OH, H2 SO4, фенолфталеин, медь, спиртовка.
Вступительное слово о целях и задачах урока
I гейм. «Гонка за лидером».
Команды определяют номера вопросов своей команде и команде соперников.
«Кто чем хорош?»
- Перечислите общие химические свойства азота и фосфора. Какие свойства проявляют эти элементы?
- Перечислите физические свойства азота.
- Отпишите известные Вам физические свойства красного и белого фосфора?
- Перечислите известные Вам органические свойства красного и белого фосфора?
- Чем отличается горение аммиака от его окисления?
- Почему аммиак реагирует с кислотами и водой?
- Каковы общие химические свойства азотной и фосфорной кислоты ?
- Какие вещества из приведенных ниже реагируют с HNO3?
CuO, Na2SO4, Zn, Fe2O3,NaOH, CO2, Ag, H2
- Какие из веществ, формулы которых приведены ниже реагируют с H3PO4?
CaO, HCl, NaCl, FeO, Cu, Cu(OH)2, S, AgNO3
- Почему при взаимодействии HNO3 c металлами не выделяется водород?
- Какие металлы не реагируют с концентрированной HNO3?
- Перечислите общие химические свойства нитратов и фосфатов?
- Каковы особенности химических свойств нитратов?
- Какие металлы из перечисленных ниже взаимодействуют с концентрированной HNO3?
Cu, Ag, Zn, Pb, Al, Fe
- Каковы специфические свойства солей аммония?
- Как опытным путем распознать следующие соли?
NaNO3, Na3PO4, NH4Cl?
Конкурс «Занимательная химия»
- Поверхность какой планеты, как предполагают, покрыта толстым слоем аммиака?
- Какие основные элементы необходимы растениям для нормального роста и развития?
- Какая мука значительно увеличивает количество хлеба, хотя непосредственно для выпечки хлеба она не применяется?
- Какой элемент называют элементом и жизни, и мысли?
- Кем и когда был открыт фосфор?
- Какой элемент наиболее распространен в природе?
- Название какого химического элемента не соответствует его роли в живой природе?
- Что такое «Блуждающие огни»?
- Какой газ называют «веселящим» и почему?
- Почему бутыль с азотной кислотой нельзя упаковывать в солому или древесную стружку?
- С помощью какого простого вещества можно зажечь свечу, не используя спичек?
- Находясь в океане, какого газа, растение страдает от его недостатка?
- Какой газ применяют как жидкое удобрение?
- Какое удобрение получают в промышленности из воздуха и воды?
- Аллотропное видоизменение, какого химического элемента пахнет чесноком?
- Какое удобрение можно получить из костей животных?
- Какое соединение Д.Н. Прянишников назвал альфой и омегой обмена азотистых веществ в организме?
- Как по внешним признакам определить, в каком элементе растение испытывает недостаток?
- Какое соединение азота используется при пайке металлов?
- Что такое царская водка?
II гейм. «Почемучки»
- Почему азотная кислота является сильным окислителем?
- Почему аммиак является восстановителем?
- Почему не существует соли силиката аммония?
- Почему азот встречается в природе в свободном состоянии, а фосфор – только в виде соединения?
- Почему азот не проявляет высшей валентности, равной 5?
- Почему азотная кислота в отличие от серной разлагается на свету?
III гейм. «Ты – мне, я - тебе»
Команды задают по 5 вопросов друг друга из различных областей химии.
IV гейм. «Спешите видеть»
Закончите уравнение реакций, расставьте коэффициенты на основе электронного баланса.
- HNO3+Cu …
(к)
2. HNO3+Cu
(p)
3. HNO3+Mg
(к)
4. HNO3+Mg
(р)
5. HNO3+Zn
(p)
6. HNO3+Hg
(p)
7. HNO3+Нg
(конц)
- HNO3+Аg
(р)
9. HNO3+Zn
(к)
10. HNO3+Ba
(p)
11. HNO3+Mg
(к)
V гейм конкурс «Темная лошадка»
- Известный французский исследователь жизни моря Жак Ив Кусто так описывает свое состояние: «…Я ощутил во рту металлический привкус. Опьянение поразило меня внезапно и сразу с большой силой. Меня обуревало беспричинное веселье, все стало нипочем. Рука почти ничего не чувствовала, в уме проносились забытые кошмары, я находился в состоянии полного отупления. Рядом со мной стоял, весело улыбаясь, другой человек, мое второе я, отлично владеющее собой и посмеивающееся надо мной».
Вопросы: Где мог Кусто испытать такое состояние? (На глубине моря, океана).
О каком состоянии идет речь? (О состоянии азотного опьянения).
Что общего между эфиром и азотом? (Азотный наркоз вызывается возрастанием концентрации азота, растворившегося в жировых и белковых тканях организма, т.к. с увеличением давления растворимость азота в крови увеличивается).
- Вредное физиологическое действие сжатого азота на водолаза не исчерпывается азотным наркозом. При подъеме водолаза ожидает новое испытание.
Вопрос: На что еще мог жаловаться Кусто, имея в виду свое пребывание под водой? Как называется это состояние и чем оно вызывается?
(При быстром подъеме водолаза наверх происходит переход от высокого давления к нормальному, при этом избыток азота, растворившегося в крови и тканях, не успевает выделяться через легкие водолаза и выделяется в виде пузырьков в самой крови и тканях, это и есть причина кессонной болезни).
VI гейм. «Черный ящик»
Члены команд решают расчетные и экспериментальные задачи (в конвертах).
Подведение итогов, вручение призов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для 9 класса по теме "Азот и фосфор"
Проверочное тестирование в 9 кассе по теме "Азот и фосфор"...
Презентация к уроку по теме "Азот"
В презентации отражены строения атома азота, нахождение его в природе, свойства азота и его соединений. Для закрепления материала в презентацию включена проверочная работа...
Методическая разработка урока по теме "Азот"
Этот материал поможет в оригинальной форме провести урок химии в 9 классе по не очень насыщенной интересным химическим материалом теме....
Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме «Азот и фосфор» (учебник Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.)
Размещена технологическая карта обобщающего урока химии по теме "Азот и фосфор", отражающая элементы содержания образования, межпредметные связи, основные средства обучения, планируемые (предметные и ...
Тест по теме: Азот и фосфор. 9 класс
Тест по теме: Азот и фосфор. 9 класс....
Тест по теме: «Азот и фосфор» 9 класс (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)
Тест по химии 9 класс (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)...
Вопросы к обобщающему уроку по теме "Азот и фосфор" - 9 класс
обобщающий урок в форме интеллектуальной игры. Работа в группах постоянного состава по типу игры "Что? Где? Когда?"...