Вопросы к обобщающему уроку по теме "Азот и фосфор" - 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс)
обобщающий урок в форме интеллектуальной игры. Работа в группах постоянного состава по типу игры "Что? Где? Когда?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Азот и фосфор - обобщающий урок | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы к обобщающему уроку по теме «Азот и фосфор»
- «Какой результат от нее кроме дыма, пепла, вздохов… Бедному она ни разу не принесла богатства, а богатого привела к бедности; сколько раз мы это видели!» Так говорил о НЕЙ Петрарка. А та, которую с достаточным основанием можно считать ЕЕ дочерью, имеет, согласно словам великого выходца с севера, широко простертые руки. Назовите и ЕЕ саму, и ЕЕ дочь. Алхимия и химия.
Комментарий: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие» М.В.Ломоносов.
- В начале одной из энциклопедий серии «Аванта» есть картинка. На первой части ее древний грек плавит металл, на второй – древний египтянин копается в земле, на на третьей – древний китаец взвешивает золотые монеты. Какой науке посвящен данный том «Аванты»? Химия.
Комментарий: проиллюстрированы три версии происхождения слова «Химия»: от древнегреческого слова «хима» (литье), древнеегипетского «хеми» (земля) и древнекитайского «ким» (золото)
- По одной из версий название этого химического элемента составлено из первых и последних букв трех алфавитов: древнегреческого, латыни и древнееврейского. О каком элементе идет речь? Азот
- 25 апреля 1932 г. газета «Правда» напечатала передовицу, в которой читаются такие строки: «ОН – в сложении с капитализмом – это война, разрушение, смерть. ОН в сложении с социализмом – это высокий урожай, высокая производительность труда, высокий материальный и культурный уровень трудящихся». В действительности ОН как двуликий Янус – независимо от формы государства и его строя, его соединения готовы нести жизнь, удобряя поля, и сеять смерть, входя в состав взрывчатых веществ. Кто ОН? азот
- Редьярд Киплинг писал:
Алых роз моих и белых
Ты принять не захотела.
Ты сказала, сморщив нос,
Что желаешь – синих роз!
Обошёл я пол-Земли –
Эти розы не росли.
Приобрёл я лишь букет
Колких шуточек в ответ.
Нет синих роз, нет и зеленых пионов, и ландышей желтых, и малиновых нарциссов. Но придать цветам фантастическую окраску можно с помощью несложного опыта. На дно цилиндра с крышкой (пробкой) налить нашатырный спирт. Укрепить цветок с помощью нитки на крышке и опустить в цилиндр. Через некоторое время красная роза станет синей. Почему? В щелочной среде (нашатырный спирт – раствор аммиака) цвет меняется. Природные красители антоцианы очень чувствительны к кислотности среды.
- В системе, управляющей подушками безопасности в автомобиле, имеется пиропатрон с твердой смесью азида натрия (NaN3 - восстановитель), нитрата калия (KNO3 - окислитель) и оксида кремния (SiO2 – кремнезем). При аварии (удар) эти вещества вступают в химическую реакцию, в результате которой образуется большой объем газа, надувающего подушку безопасности, тем самым сохраняя жизнь и здоровье тем, кто находится в автомобиле. Какой газ? Написать уравнение происходящей реакции. Азот. 10NaN3 + 2KNO3 + 6SiO2 = 16N2 + K2SiO3 + 5Na2SiO3.
- После того, как немецкий химик предложил заменить белый на красный, а красный разделить с серой, в Швеции в середине 19 в. смогли наладить производство этого изделия. О каком изделии идет речь? Спички (черный ящик)
- В биосфере этот элемент аккумулируют растения, а животные лишь заимствуют его из растений. В организме животных, например - птиц, рыб он сосредоточен главных образом в скелете и нервной ткани, а в растениях в семенах и плодах. Из животных продуктов им наиболее богат желток куриного яйца. Фосфор
- Что общего между самым твердым веществом, из которых слагается организм животного, и городом в Мурманской области? Апатит (Ca5(PO4)3F) – название минерала, который входит в состав зубной эмали.
- По свидетельству древних арабских писателей, в роскошном оазисе среди Ливийской пустыни, на скрещении караванных путей, когда-то возвышался храм, названный в честь египетского бога Солнца. Богатые дары и пожертвования стекались отовсюду в оазис, вывозилась же из него летучая соль, в изобилии накапливающаяся вместе с сажей в трубах печей, которые обитатели оазиса топили верблюжьим навозом. По названию оазиса эта соль и получила в Европе название … какое? Ее состав? Как мы называем ее теперь? Соль Аммона или аммонийная соль. Состав - NH4Cl – нашатырь (хлорид аммония)
- Смесь суперфосфата Са(Н2РО4)2 х Н2О + 2СаSО4 х 2Н2О (три части) с водой (одна часть) в блокадном Ленинграде называли «обмазкой». Горожане взялись за кисти. Еще до того, как сомкнулось кольцо блокады, этим составом покрыли девяносто процентов всех чердаков и деревянных строений. А это девятнадцать миллионов квадратных метров. А потом дежурили на крышах. Зачем? Так город был спасен от огня.
Комментарий: В отличии от ряда европейских городов, которые во время войны подверглись нещадным бомбардировкам, Ленинград не был сожжен, хотя в нем имелось немало деревянных и легковоспламеняющихся зданий. Спасти город от огня помогли сотрудники Государственного института прикладной химии - ГИПХ (ныне - Российский научный центр «Прикладная химия»).
- «Жженая кость» представляет собой интенсивно черный пигмент, пригодный для малярных и художественных работ. Его получают обжигом без доступа воздуха тонкого порошка из молотых обезжиренных костей. 8-10% состава этого пигмента составляет уголь, а вот 75% - эта соль. Какая? Фосфат кальция – Ca3(PO4)2
- Как известно в состав черного пороха входит нитрат калия (индийская селитра – KNO3). Если вы вспомните, как предписывалось воинам всех армий содержать порох, то скажите, почему в производстве пороха не используют чилийскую селитру (нитрат натрия – NaNO3). Калийная селитра, в отличие от натриевой, слабо гигроскопична.
- В художественных хранилищах азотом заполняют футляры со свертками ценных экспонатов (картин, тканей). Зачем? Предохранить от химических изменений под влиянием активных компонентов воздуха.
- По современной терминологии фумигантом называется вещество, которое при требуемой температуре и давлении может сохраняться в газообразной фазе в смертельной концентрации для данного вредного организма. Фумигант помогает уберечь элеваторы и вагоны с пшеницей от насекомых и грызунов. Для этого в закрытом помещении рассыпают таблетки, в состав которых входят фосфиды магния и алюминия (Mg3P2, AlP). Главное правило – людей в помещении не должно быть. При контакте фумиганта с воздухом появляется слабый чесночный запах, что очень опасно! Напишите уравнения образования вещества, дающего этот запах, и его название. Mg3P2 + 6H2O → 3Mg(OH)2 + 2PH3↑ фосфин
- Существует пищевая добавка Е338. Ее используют в двух случаях: 1) регулятор кислотности продукта, например в Кока-Коле; 2) ингибитор (антиоксидант) роста бактерий и плесени. Кроме этого, ее применяют для удаления ржавчины с металлических поверхностей (на обработанной поверхности образуется защитная оболочка). Какое вещество составляет эту пищевую добавку? Ортофосфорная кислота – H3PO4
- В оболочку «воздушного шарика» помести ли два негазообразных вещества. Шарик прочно завязали, осторожно встряхивая, перемешали. После окончания реакции шарик поднялся в воздух. Какие вещества можно было взять? Предложите не менее двух вариантов. Zn + HCl; NH4Cl + Ca(OH)2 и т.п.
- Офорт — это один из видов гравюры. Чтобы его получить, изображение наносят на металл (медь) с помощью печатной формы.
Слово «офорт» пришло в русский язык из французского. Оно состоит из двух частей: eau — «вода» — и forte — «крепкий». Термином eau-forte также называли это удивительное вещество — его использовали при работе с этим типом гравюр. Какое вещество и почему? Это азотная кислота, которая растворяет медь
Комментарий: Офорт появился в Германии в начале XVI века. Новый тип гравюр отличался тем, что при его подготовке металл заранее обрабатывали кислотоупорным лаком. Лак должен был затвердеть, после чего на поверхность наносили рисунок — сначала предварительный, потом художник выводил тонкие детали и линии вручную. Готовую доску отправляли в емкость с кислотой. Вещество углубляло царапины и не затрагивало поверхность с лаком. Покрытие смывали, в углубления помещали краску для печати. Доску накрывали тонкой намоченной бумагой и отправляли на офортный станок. Лист втягивал краску, и на нем проявлялся рисунок. Офорт стал инновационным решением потому, что его технология позволила создавать большие тиражи изображений, а доски выдерживали много повторений печати.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме: " Класс Млекопитающие".
Урок по теме: Класс Млекопитающие проводится после изучения всей темы, способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Форма: урок -игра "Счастливый случай" . также используется при ...
Конспект обобщающего урока английского языка в 4 классе по теме "Уроки здоровой еды"
Открытый урок в 4 классе по УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English"....
Обобщающий урок по математике в 5 классе Урок путешествие по теме «Все действия с десятичными дробями»
Материал урока поможет обобщить и закрепить знания учащихся 5 класса о десятичных дробях. Учебник Виленкин....
Конспект обобщающего урока по математике в 6 классе. Урок посвящается юбилею В.П. Рочева – выпускника школы, олимпийского чемпиона.
Конспект обобщающего урока по математике в 6 классе.Урок посвящается юбилею В.П. Рочева – выпускника школы, олимпийского чемпиона....
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Обобщающий урок-КВН географии в 7 классе. Тема урока: "Африка".
Тема урока: «Материки и океаны. Африка». КВН. ...
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...