Методическая разработка урока по теме "Азот"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Железнова Наталья Викторовна

Этот материал поможет в оригинальной форме провести урок химии в 9 классе по не очень насыщенной интересным химическим материалом теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azot_-_sud.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

   

Работу выполнила:

учитель химии МОУ СОШ №3

г. Конаково Тверской области

Железнова Наталья Викторовна


Ничто в мире не даёт человеку столь приятного

 и сильного чувства самопознания,

как постоянная работа мысли,…работа

 над её шлифовкой и оформлением.

И. Г. Фихте

Тип урока:    урок изучения нового материала.

Вид урока:   урок – беседа с элементами  дискуссии.

Актуальность: в методической литературе справедливо отмечается, что в школе химия преподается не как научная дисциплина, а как собрание сведений для запоминания, за химическими формулами и превращениями учащиеся часто не видят вещества с присущей ему совокупностью свойств, не замечают логической структуры предмета. На данном уроке учащимся предоставляется реальная возможность мыслить логически, т.е. мыслить, основываясь на правильном умозаключении. В данном уроке присутствует  межпредметная связь с биологией, а также имеется валеологический аспект. Такой урок рекомендуется проводить в классах гуманитарного профиля, так как при  изучении  материала не производятся математические расчеты.

Цель урока: продолжить изучение семейства неметаллов, используя в

                    качестве  примера  азот, химический элемент и простое

                   вещество, пытаясь выделить его достоинства и  недостатки.

Задачи урока.

  1. Обучающие: обеспечить закрепление навыка характеризовать элементы по положению в ПСХЭ и с точки зрения строения атома; продолжить формирование умений по установлению причинно-следственных связей между строением и свойствами элементов.
  2. Развивающие: продолжить развитие умения логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать.
  3. Воспитывающие: содействовать формированию идеи о познаваемости и единстве мира; воспитывать коллективизм, коммуникабельность; патриотизм; умение рационально организовывать свой труд.

Оборудование: рабочая тетрадь, таблица «ЗА-ПРОТИВ», паспорт элемента Азота,

                    весы «Фемида», шарики двух цветов, теннисный мячик, таблица «Состав

                   воздуха», бихромат аммония, штатив, спиртовка, спички, асбестовая

                  сетка, таблица «Круговорот азота в природе», ПСХЭ с применением

                 веществ, мультимедийное учебное пособие «Химия. 9 класс. Просвещение».

Ход урока.

  1. Организационный  момент (настрой учащихся на продуктивную деятельность).
  2. Постановка целей и задач (мотивация) урока.

Сегодня нам вместе с вами предстоит продолжить изучение семейства неметаллов на примере азота. Этот материал теоретический, не предполагающий ярких, запоминающихся опытов. Но я подумала о том, как мне повезло! Ведь я провожу свой конкурсный  урок в гуманитарном классе, где серьезно изучаются история и обществознание. А что если нам перенести проблемы человека и общества на уровень химических элементов? И поэтому наш урок я предлагаю провести в форме суда, ведь наверняка многие из вас решили связать свою жизнь с юриспруденцией.  Мы проведем суд над азотом – химическим элементом и простым веществом. А за что его можно осудить, спросите вы? Бытует мнение, что азот – БЕЗЖИЗНЕННЫЙ, БЕЗДЕЯТЕЛЬНЫЙ И БЕСПОЛЕЗНЫЙ. Нам с вами предстоит развеять это сомнение или с ним согласиться. Вы разделены на группы для того, чтобы в конце слушания дела обсудить материалы и вынести свой вердикт.

  1. Актуализация знаний (фронтальный опрос).

       Вопросы учителя к учащимся:

- Чем неметаллы существенно отличаются от металлов?

- Где неметаллы преимущественно находятся в ПСХЭ?

- Каковы свойства неметаллов?

4. Изучение нового материала дозами.

                    При изучении любого класса химических веществ, любой группы элементов мы выстраиваем цепочку: состав – строение – свойства. Не будем отступать от этого правила и сегодня. Наша цепь будет выглядеть так: химический элемент – простое вещество – физические и химические свойства – применение.

         Рассмотрение дела в суде начинается с представления обвиняемого.

Давайте дадим характеристику элементу азоту по ПСХЭ и с точки  зрения строения атома. Запишем «паспортные данные» подсудимого Азота (работа с учащимися по периодической системе элементов Д.И.Менделеева, записи выполняются в рабочих тетрадях).

- Химический знак?

- Порядковый номер, номер периода, номер группы?

- Строение атома?

- Характер (неметалл, почему)?

                     - Возможные степени окисления?

Учитель: Переходим непосредственно к рассмотрению дела. Перед каждым из вас таблицы из двух колонок «ЗА» и «ПРОТИВ». На себя я осмелюсь взять роль прокурора и адвоката. Свой рассказ буду сопровождать свидетельствами в пользу или против Азота, если вы будете со мной согласны, то  вписывайте данный довод в соответствующую колонку. Двоих учащихся мы попросим быть членами суда и оценивать положительные аргументы белыми камнями, а отрицательные – чёрными, используя весы (весы «Фемида» с шариками).

Слушается дело Азота, обвиняемого за БЕЗЖИЗНЕННОСТЬ, БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И БЕСПОЛЕЗНОСТЬ.

  1. Название. Слово «азот» в переводе с греческого означает «безжизненный» (-).  Но в библейской мифологии «азот» - начало и конец всего сущего, первое и последнее деяние, таким образом, азот – «жизнеутверждающий» (+). В 1790г. Ж.Шапталь предложил «нитрогениум» - рождающий селитру (+).

 Пофантазируем, а что будет, если исчезнет элемент азот? Азот входит в состав аминокислот, из которых построены белки – кирпичики нашего организма и всего живого на планете. Название элемента азота ученые признают одним из самых неудачных, его стоило бы назвать «биогениум» - рождающий жизнь. Российский микробиолог В.Л.Смелянский писал, что азот более драгоценен, чем самые редкие из благородных

металлов (+).

  1. Строение молекулы N2. Давайте вспомним, как она образуется и что из себя представляет.

         N   +  N       N   N     N=N    

     КНС, очень прочная молекула за счет тройной связи, МКР (-). Демонстрация фрагмента из мультимедийного пособия.

Физические свойства. Как выглядит азот? Газ без цвета и запаха, немного легче воздуха (Mr=28), мало растворим в воде. С точки зрения химии неинтересен (-).Демонстрация фрагмента из мультимедийного пособия.

Но в земной атмосфере (таблица «Состав воздуха») азота 78% и он совершенно не причиняет нам вреда, а даже наоборот выполняет

полезную роль разбавителя кислорода. При 16% О2 наступает кислородное голодание, потеря сознания, а при дыхании чистым кислородом у совершенно здоровых людей наступает отек легких (+).

  1. Химические свойства. При обычных условиях азот малоактивен, фактически капризен из-за прочности химических связей в молекуле, реагирует только с литием (-):

    Li  +  N2  LiN       Составляем УХР, е-баланс, характерис-ка реакции.

При высоких температурах связи в молекуле  ослабляются и азот становится более реакционноспособным:

    N2 + О2                (составляем УХР, е-баланс, характеристика) 

При температуре 20000С, это температура электрической дуги, в атмосфере во время грозы, ежегодно в природе происходит более 3 млрд. молний; в промышленности  - для производства азотной кислоты (+).

   N2 + H2               (составляем УХР, е-баланс, хар-ка)

Из аммиака получают азотную кислоту, а также важнейшие азотные удобрения (+).

Самостоятельно попытайтесь составить УХР между азотом и магнием:

   Mg +  N2 

  1. Применение. Несмотря на свою внешнюю непривлекательность, азот широко применяется:
  1. в криохирургии;
  2. в охладительных системах (Т=   -1920С);
  3. вздуватель теннисных мячей;
  4. для производства азотосодержащих соединений (+).
  5. но у водолазов –при работе на больших глубинах может возникать «азотный наркоз» («кессонова болезнь») (-).

Биологическая роль. К сожалению, животные организмы способны усваивать химически связанный азот только в виде его органических соединений. Такие соединения создают растения в процессе усвоения неорганических азотосодержащих веществ. А откуда они берут азот? Эту проблему природа решила, сформировав круговорот азота в природе в виде биохимических процессов.

5. Формулировка выводов по изученному материалу.

        Сформулировать выводы я вам предлагаю так, как это делается в суде. Вы не зря сидите группами. Каждой группе предстоит вынести вердикт Азоту, проанализировав ход нашего заседания. Бланки вердиктов лежат на ваших столах (3 минуты на обсуждение).Устное прочтение вердикта каждой группы.

 

Суд удаляется для вынесения окончательного приговора по материалам дела.

         Заслушивание приговора. Вариант учителя: обратите внимание на весы «Фемида» - доводы «за» и «против»находятся в равновесии, а это значит, что азот не стоит называть безжизненным, бездеятельным и бесполезным.

 Демонстрационный опыт «Извержение вулкана».

6. Подведение итогов урока. Оценивание результатов.

7. Д/задание: § 23, упр. 1,4 (письменно).

Весь мир большой от «А» до «Я»,

Земля и небо, ты и я,

И солнца свет, и блеск Луны

В таблице той заключены.

И сложность в ней, и простота,

Вселенной нашей красота.

И в каждой клетке, и  везде

«Что? Почему? Зачем? и Где?»

Сегодня мы с вами еще раз попытались ответить на эти волнующие всех вопросы с научной точки зрения. Надеюсь, что урок вам понравился.

Предполагаемые результаты учащихся

УМЕТЬ:

  1. характеризовать химический элемент азот по ПСХЭ и с точки зрения строения атома;
  2. определять состав и строение молекулы азота;
  3. описывать физические свойства азота – простого вещества;
  4. объяснять химические свойства азота, называя условия реакций;
  5. называть применение азота и его биологическую роль.

   

Методический инструментарий

 Методы: объяснительно-иллюстративный (по характеру познавательной  

  деятельности); словесно-наглядный (по виду источника знаний); беседа с

 элементами дискуссии (по форме совместной деятельности).

Средства: наглядные пособия, письменные упражнения, анализ, сравнение, обобщение.

Формы: групповая, индивидуальная.

Азот: химический элемент и простое вещество.

«ЗА»

«ПРОТИВ»

1. Название










2. Строение молекулы











3. Физические свойства















4. Химические свойства
























5. Применение, биологическая роль











                                                                                                       

ВЕРДИКТ АЗОТУ


Рассмотрев материалы дела об обвинении азота – химического элемента и простого вещества в безжизненности, бездеятельности и бесполезности, коллегия присяжных заседателей пришла к следующим выводам:

1. Азот – химический элемент, можно (нельзя) назвать безжизненным, так как _____









2. Азот – простое вещество, можно (нельзя) считать бездеятельным, так как













3. Азот  - химический элемент и простое вещество, можно (нельзя) называть бесполезным, так как










Приговор неокончательный, его можно обжаловать в высших научных инстанциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...