Интегрированный урок по химии и биологии в 10-11 классах биологи-химического профиля МБОУ «Гимназия».
план-конспект занятия по химии (10 класс) на тему
Материал интегрированного занятия в биолого-химическом профиле, 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_himiya_kletki.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по химии и биологии в 10-11 классах биологи-химического профиля МБОУ «Гимназия».
Цели: обобщить и закрепить знания учащихся о клеточном уровне жизни, химических элементов в жизни клетки, развивать мышление учащихся путем сравнения и функций этих элементов; укреплять межпредметные связи, развивать интерес к биологии и химии.
Задачи урока:
- Осуществить контроль знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении темы.
- Закрепить знания учащихся о химической организации клетки;
проверить знания о содержании и роли химических элементов и веществ (неорганических и органических) в клетке;
проверить осознание учащимися роли водородных связей в образовании структур молекул белков и нуклеиновых кислот;
проверить прочность усвоения понятий: «химический состав клетки», «водородные связи», «полипептид».
- Формировать умения:
работать с тестовыми заданиями,
давать ответы на вопросы с опорой на таблицы,
умение схематично изображать механизм передачи наследственной информации, заложенной в молекулах ДНК,
умение устанавливать связь между строением и функциями веществ,
умение записывать химическую реакцию образования полипептида,
умение демонстрировать опыты, доказывающие качественный состав белков.
Оборудование:
интерактивная доска, кинофрагмент,
таблица с изображением генетического кода,
реактивы для качественной реакции на белки.
Ход урока.
Цели и задачи урока были доведены до учащихся за две недели до урока, темы докладов разобраны по желанию учащихся.
1. Вступительное слово учителей химии и биологии, о том, что эти две науки неразрывно связаны между собой и на протяжении всего урока мы в этом будем не раз убеждаться.
2. Актуализация знаний.
Учитель биологии:
Поступило сообщение с телеканала просьба о помощи, монтируют видеоролик, утрачен звуковой файл. Нужно к видео файлу придумать текст для озвучивания ролика. Ответить на вопросы что демонстрируют. Почему этот сюжет актуален для зимнего времени, для чего его демонстрируют.
- Просмотр ролика. Обсуждение
- Просмотр и прослушивание версий учащихся. Установили – показана клетка, синтез белка, вторжение вируса.
- Анализ, обобщение и сравнение знаний, умений и навыков по химии и биологии.
Деление на группы:
Группа химики: химические свойства белков, реакция образования полипептида, качественная реакция на белки.
Группа биологи: строение и функции белка в клетке, комментарии к видеоролику синтез белка.
- Учитель химии и группа химиков:
Белки – это высокомолекулярные органические соединения, представляющие собой биополимер, состоящий из мономеров, которыми являются аминокислоты соединенные пептидной связью.
Учащиеся записывают реакцию на доске:
NH2 – CH2 – COOH + NH2 – CH2 – COOH = NH2 – CH2 – CO – NH – CH2 – COOH + H2O
Связь – CO – NH – , соединяющая отдельные аминокислоты в пептид.
Учащиеся проводят качественные реакции на белки:
Ксантопротеиновая реакция на белки
Ксантопротеиновая реакция проводят для обнаружения белков, содержащих в своем составе ароматические аминокислоты. К раствору белка прибавляем концентрированную азотную кислоту. Белок свертывается. При нагревании белок желтеет. При добавлении избытка аммиака окраска переходит в оранжевую.
Появление окрашивания свидетельствует о наличии ароматических аминокислот в составе белка.
Биуретовая реакция белков
Наличие белков в растворе можно обнаружить цветными реакциями. Наиболее универсальной качественной реакцией на белки является биуретовая реакция. Эта реакция характерна для групп атомов, образующих пептидную связь. К раствору белка приливаем немного раствора щелочи и несколько капель слабого раствора сульфата меди. Жидкость окрашивается в фиолетовый цвет, что указывает на присутствие белка в растворе.
Осаждение белков солями тяжелых металлов
В две пробирки приливаем раствор белка. В первую пробирку добавляют раствор сульфата меди (II) , во вторую – раствор нитрата серебра. В обеих пробирках выпадают осадки. Соли тяжелых металлов осаждают белки из растворов, образуя с ними нерастворимые в воде солеобразные соединения.
Диалог между учителем биологии и группой химиков:
Почему нельзя продемонстрировать реакцию белков с солями тяжёлых металлов? Учащиеся отвечают, что это опасно для здоровья в необорудованной лаборатории демонстрировать данный опыт.
Учитель биологии и группа биологов:
Биологи – функции белков в клетке
Биологи- строение клетки
- Итог урока
Комментарии для видеоролика синтез белка.
- Вывод
Учащиеся формулируют общий вывод: для чего данный видеоролик поступает в эфир в зимнее время.
Белки – это антитела, иммунитет, вирусные заболевания.
Учитель химии и биологии подводят итоги урока, оценивают работу учеников и благодарят за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по химии и биологии в 9 классе "Химический состав клетки. Неорганические вещества"
“ В природе ничего другого нет, ни здесь, ни там, в космических глубинах, все: от песчинок малых до планет – из элементов состоит единых” (С. Щипачев)Цель урока: изучить химический...
Интегрированный урок по химии и биологии в 10 классе «Белки, жиры и углеводы»
Интегрированный урок «Белки, жиры и углеводы» способствует обобщению знаний учащихся по химии и биологии и сохранению здоровья человека. Этот урок по проблемно-исследовательскому обучению, на ко...
Методическая разработка к интегрированному уроку по химии и биологии в 9 классе
Разработка урока по химии и биологии в 9 классе "Химические элементы в клетках живых организмов"...
Интегрированный урок по химии и биологии. 8 класс. "Её величество-вода"
Интегрированный урок по химии и биологии. 8 класс....
Интегрированный урок по химии и биологии в 10 классе по теме: "Белки, их строение, функции, значение"
Интегрированный урок по химии и биологии в 10 классе по теме: "Белки, их строение, функции, значение" с использованием национально-регионального компонента....
Интегрированный урок по химии и биологии в 8 классе по теме: «О здоровой и вкусной пище».
Систематизация знаний учащихся на межпредметной основе.Обобщение знаний о химических свойствах веществРассмотрение применение знаний по химии на практикеЗакрепление навыков экспериментированияФо...
Сценарий интегрированного урока по химии и биологии в 5 классе по ФГОС.Тема :"Плесневые грибы.Дрожжи"
Сценарий урока разработан в соответствии с требоваиями ФГОС....