Методическая разработка к интегрированному уроку по химии и биологии в 9 классе
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Разработка урока по химии и биологии в 9 классе "Химические элементы в клетках живых организмов"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка интегрированного урока по биологии и химии в 9 классе по теме:
«Химические элементы в клетках живых организмов»
Этапы урока | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время | |
1.Организационный момент | Приветствие. | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. | Слушают учителя, включаются в работу. | 1 минута | |
2. Актуализация знаний и мотивация | А, как вы думаете, что мы будем изучать сегодня? * Что мы уже знаем по этой теме? * Что нам сегодня предстоит изучить? * Какие цели и задачи нам необходимо поставить перед собой? | Учитель химии проводит беседу, задает мотивирующие проблемные вопросы учащимся. Слайд 1. тема урока Слайд 2. – эпиграф урока Слайд 3. – цель урока | Называют новую тему Фронтальная работа с элементами беседы. Называют известные понятия: химический элемент, клетка живого организма. Формулируют цель и задачи урока. | 3 минуты | |
3. Проверка знаний. | 1этап письменный опрос (самостоятельная работа в парах). | Учитель химии Слайд 4. Применяя словесные методы, проводит проверку изученных знаний, контролирует. Слайд 5. Предлагает учащимся проверить выполнение заданий, для этого предлагает поменяться тетрадями с соседом по парте. | Осмысление задания Выполняют тестовое задание. Проводится взаимоконтроль. | ||
4. Закрепление знаний о химическом составе клетки (открытие обучающимися новых знаний) | 1.Классификация химических элементов с позиции химии и биологии. 2. Биогенные элементы. 3. Физиологическая роль некоторых химических элементов. 4. Изучение свойств веществ, содержащих элемент-кальций. Решение закрытой творческой задачи. 5. Творческая задача на определение простых и сложных веществ (классификация веществ). 6. Элементный состав окаменелости живого организма и природного газа – метана. 7. Химический состав клетки. 8. Строение молекулы и свойства воды, ее применение. Роль воды в жизнедеятельности организма. | 1.Учитель химии, используя слайд 6. Периодическая система элементов проводит закрепление знаний о классификации химических элементов с позиции химии (положение в периодической системе и особенности строения атомов металлов и неметаллов) Учитель биологии предлагает учащимся начертить в тетрадях по биологии таблицу (3 столбца) и заполнить ее, используя материалы презентации слайд 8 и слайд 9. Обучающиеся сами называют столбцы таблицы, используя знания о классификации химических элементов по определенному содержанию их в клетках живых организмов, (макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы). 2.Учитель биологии дает характеристику биогенных элементов. Слайд 10. 3.Учитель химии акцентирует внимание на известном элементе – кальции. 4. Учитель биологии демонстрирует живую улитку (содержание кальция в панцире живого организма) Метод и средства – наглядный Учитель химии проводит инструктаж, используя инструкцию по ОТ (на столах) Техника безопасности при работе с кислотами и щелочами. Слайд 11. Метод - объяснительно – иллюстративный. Контролирует, анализирует, проверяет, акцентирует внимание на главном.
5. Учитель химии слайд 12. – закрытая творческая задача. 6. Учитель биологии демонстрирует окаменелость моллюска и шаростержневую молекулу метана. Метод - объяснительно – иллюстративный. 7. Учитель биологии – слайд 14 (органические и неорганические вещества в клетках живых организмов). 8. Учитель химии – слайд 15 - 19 Метод - объяснительно – иллюстративный Учитель биологии – слайд 20-21 Метод - объяснительно – иллюстративный Контролирует, анализирует, проверяет, акцентирует внимание на главном. | Учащиеся чертят таблицу, заполняют ее. Самостоятельная работа в тетради (заполнение таблицы) Формирование у учащихся новых понятий по данной теме (образовательная цель) В процессе работы на данном этапе у учащихся развиваются умения самостоятельно добывать знания, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, прослеживать межпредметные связи (реализуется развивающая цель) Происходит воспитание коммуникативных качеств, устойчивого интереса к предмету, воспитание таких нравственных качеств, как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу (реализуется воспитательная цель) 3. Обучающийся демонстрирует выполненную презентацию «Физиологическая роль некоторых химических элементов», делает доклад. Учащиеся заполняют таблицу – распечатку, заслушивая доклад. 4.Обучающийся проводит демонстрационный опыт, доказывающий наличие элемента – кальция (окрашивание пламени спиртовки) и углерода (получение углекислого газа и доказательство его наличия). Применяются методы по степени взаимодействия восприятие, анализ, заполнение таблицы. Смотрят опыты, записывают уравнения реакций на доску и в таблицу тетради. Методы: наглядные с практической направленностью 5. Решают задачу, дают определения и приводят примеры простых и сложных веществ. 6. Самостоятельно делают вывод о том, что на атомном уровне живое = неживому, но на молекулярном – обнаруживаются различия в химическом строении, на уровне сложных веществ. Выводят формулы: , . 7. Обучающиеся, используя полученные ранее знания, приводят примеры органических и неорганических веществ в клетках живых организмов. 8. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, конспектируют, анализируют, делают выводы. | ||
5. Закрепление. 1.Лабораторная работа. 2.Демонстрационный эксперимент “Качественная реакция на белок” | Лабораторная работа “Определение содержания воды, жиров, белков и углеводов” I вариант Определение содержания воды в растении Оборудование: стебли комнатных растений, фильтровальная бумага. Опыт: Между листов фильтровальной бумаги поместить стебель растения и надавить до промокания фильтровальной бумаги. Вода принимает участие в процессах превращения одних веществ в другие, непрерывно происходящие в живых клетках. Как называются эти превращения в химии? (записать определение в тетрадь). II вариант Обнаружение жиров (масел) в семенах подсолнечника Оборудование: семена подсолнечника, лист бумаги. Опыт: для обнаружения масла раздавить семечки (без кожуры) на листе бумаги III вариант Обнаружение крахмала и белка в пшеничной муке Оборудование: йод, пшеничная мука, вода, стакан, кусочек марли. Опыт: На кусочек марли, сложенный в несколько раз, насыпать немного пшеничной муки, сделать мешочек и прополоскать в стакане с водой. К полученной мутной воде добавить несколько капель спиртового раствора йода. О чём свидетельствует появление тёмно-синего окрашивания? Реакции, с помощью которых распознают определённые вещества, называют - … (определение записать в тетрадь). В марле осталась липкая тягучая масса. Это растительный белок, который называют клейковиной. Белки тоже можно распознать с помощью качественной реакции. 2. Реактивы и оборудование: куриное яйцо, 10%-е растворы сульфата меди (II) и гидроксида натрия, вода; химические стаканы, стеклянная палочка. Опыт: Отделить белок от желтка, разбавить белок водой. В полученный раствор белка добавить 1 мл раствора сульфата меди (II) и 2 мл раствора гидроксида натрия, перемешать. | 1. Учитель следит за выполнением работы, помогает, корректирует деятельность обучающихся при выполнении лабораторных опытов и демонстрационного эксперимента. | 1. Учащиеся закрепляют полученные на уроке знания, выполняя лабораторную работу по вариантам (распечатки заданий на столе). Методический прием – закрепление знаний при выполнении лабораторного практикума, исследовательский. | ||
6. Рефлексия | Выберите нужную букву: А) Получил прочные знания, усвоил весь материал. Б) Усвоил материал частично. В) Мало что понял, необходимо ещё поработать. Вставьте смайлик настроения: безразлично, скучно Хорошо
| Задает вопросы, проводит беседу с детьми. | Вступают в беседу с учителем, отвечают на вопросы | ||
Домашнее задание | Учитель сообщает домашнее задание § стр. дополнительно: задача Выставляет оценки за урок, применяя накопительную систему оценок. | Сообщает домашнее задание, комментирует его. Выставляет оценки. | Записывают в дневники домашнее задание. | 45 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка пропедевтического интегрированного урока "Занимательные опыты по физике и химии" (Физика, химия, ОБЖ) для 7 класса общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы VIII вида
Учитель физики Колобухов А.В. Учитель химии ОБЖ Якимчик Е.Е. ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" Пропедевтический интегрированн...
Интегрированный урок по химии и биологии в 9 классе "Химический состав клетки. Неорганические вещества"
“ В природе ничего другого нет, ни здесь, ни там, в космических глубинах, все: от песчинок малых до планет – из элементов состоит единых” (С. Щипачев)Цель урока: изучить химический...
Интегрированный урок по химии и биологии в 10 классе «Белки, жиры и углеводы»
Интегрированный урок «Белки, жиры и углеводы» способствует обобщению знаний учащихся по химии и биологии и сохранению здоровья человека. Этот урок по проблемно-исследовательскому обучению, на ко...
Интегрированный урок по химии и биологии. 8 класс. "Её величество-вода"
Интегрированный урок по химии и биологии. 8 класс....
Методическая разработка открытого интегрированного урока биология-физикав 8 классе "Мышцы:строение и работа".
8 КЛАСС, ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (БИОЛОГИЯ-ФИЗИКА) РАЗДЕЛ 4: «ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ» ТЕМА УРОКА №23:...
Интегрированный урок по химии и биологии в 10-11 классах биологи-химического профиля МБОУ «Гимназия».
Материал интегрированного занятия в биолого-химическом профиле, 10 класс...
Методическая разработка (сценарий) интегрированного урока (биология и русский язык) «Осенняя окраска листьев. Листопад (Два лика осени)». 6 класс.
Методическая разработка (сценарий) интегрированного урока (биология и русский язык) «Осенняя окраска листьев. Листопад (Два лика осени)».6 класс.Цели урока:Образовательные...