Сценарий интегрированного урока по химии и биологии в 5 классе по ФГОС.Тема :"Плесневые грибы.Дрожжи"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Орловская Ольга Эдуардовна

Сценарий урока разработан в соответствии с требоваиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_plesnevye_griby_i_drozhzhi.docx62.43 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий интегрированного урока биологии,химии.учитель: Сотникова Светлана Васильевна. Орловская Ольга Эдуардовна МБОУ СОШ п.г.т.Ерофей Павлович

                                                    Тема: Плесневые грибы и дрожжи.

Цель: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, раскрыть их роль в природе и народном хозяйстве, использование в медицине.

Предметные результаты:

  • формировать умение объяснять, как строение плесневых грибов связано с их жизнедеятельностью;
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: спорангии, мукор, пеницилл, дрожжи.

– формировать умение сравнивать шляпочные грибы и плесневые грибы.

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
  2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные

  1. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
  2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
  3. Оценивать собственный вклад в работу;
  4. Формирование познавательного мотива на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности:  беседа, работа с компьютерной презентацией, видеофрагментами, выполнение различных заданий в маршрутных листах, фронтальный опрос, беседа,  

 самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия. 

Характер деятельности учащихся: репродуктивный, поисково-исследовательский, лабораторная работа.

Приемы деятельности учителя:

работа с компьютерной презентацией, эвристическая беседа, обобщение высказываний учеников, подведение итогов.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие.

Методы обучения:

  1. Перцептивный аспект (передачи знаний): словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.
  2. Логический аспект: обобщение, классификация, систематизация.
  3. Управленческий аспект: работа под управлением учителя, самостоятельная работа.
  4. Мотивационный аспект: занимательность, беседа.
  5. Аспект контроля: фронтальный, взаимоконтроль, самоконтроль итоговый.

Формируемые компетенции:

учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного  самосовершенствования.

Оборудование: рисунки шляпочных и плесневых грибов, компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеофильм, натуральные объекты - колонии плесневых грибов на различных субстратах, дрожжи, микроскоп.

Этап

Содержание

Деятельность обучающихся

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

  1. Орг. момент

II. Целепологание и актуали-зация знаний.

1.Рапортичка

2. Приветствие

3. Проверка готовности к уроку    

(ТРУД-тетрадь, ручка, учебник, дневник)

Сегодня у нас гости на уроке надеюсь на вашу активную работу.

Сегодня каждый из вас получит оценку на уроке. Оценивать себя вы будете самостоятельно.

Проблемный вопрос.Загадки.

Спрятан в ящичке пакет,

Без него не испечь нам хлеб

 (Дрожжи)
Если я на колбасе -
стала та негодная.
Если я сижу на сыре -
То я благородная! (плесень)

И так

– Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?  

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.

Сообщает тему урока.  (запишите тему урока в марш. лист)

Давайте  вместе с вами сформулируем вопросы, которые мы будем обсуждать на уроке. Для этого я вам предлагаю заглянуть в маршрутный лист и заполнить таблицу «Знаю – не знаю»

Знаю

Не знаю

Общую характеристику грибов

Особенности строения плесневых грибов и дрожжей

Роль плесневых грибов и дрожжей в природе

Каким способом мы достигнем своей цели? (учебник и тд)

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей

Обсуждение вопроса урока Участвуют в постановке познавательной цели урока.

Предполагают свои идеи

Записывают тему урока в тетрадь.

ЛичностныеУУД:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Формирование положительного эмоционального настроя на урок.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

IV. Совмест-ное открытие знаний.

V. Самосто-ятельное примене-ние знаний.

Физкультминутка

Совмест-ное открытие знаний

Вспомни, при каких обстоятельствах тебе приходилось сталкиваться с плесенью. Запиши в маршрутный лист, где чаще всего ты видел плесень.

Для того чтобы выяснить в чем особенность строения плесневых грибов, мы приготовим микропрепарат плесени.

Демонстрация Приготовление микропрепарата  плесневого гриба

Лабораторная работа

Особенности строения мукора

Цель: познакомиться со строением плесневого гриба - мукора, научиться  делать выводы.

Ход работы:

  1. Рассмотри микропрепарат плесневого гриба мукора
  2. Найди грибницу, спорангии.

Изучите статью «Гриб мукор» и гриб пеницилл»в параграфе  На основе проведенных исследований сделайте подписи к рисункаи в маршрутном листе и сформулируйте выводы.

Вывод :Мукор состоит из одной разросшейся ______________, головки со спорами называются______________. Гриб пеницилл состоит из ветвящихся нитей разделенных _____________, на концах грибницы мелкие _______________.

Ежик по лесу шел,  шел

И грибок нашел

Наклонился поднял, положил в кузовок

Наклонился поднял, положил в кузовок

Устал, сел, вздохнул и снова работать стал

Учитель химии  Проблемный вопрос

Какие грибы человек использует при выпечке хлеба?

Почему хлеб «воздушный»?

Демонстрация-Эксперимент «рост и размножение дрожжей». Условия необходимые для роста и размножения дрожжей

Работа в парах Чтение статьи «дрожжи» Выполнение задания.

Задание Из перечисленных сведений выберите те, которые соответствуют особенностям дрожжей:

А. Их используют в хлебопечении, виноделии

Б. Их тело многоклеточное

В) Это микроскопические грибы

Г) Имеют форму шарика

Д) Размножаются половым способом

Е) Размножаются почкованием

Ж) Дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ      

Микроскоп, микропрепа-рат «Мукор».

Чтение статьи»гриб мукор»,»гриб пеницилл»

Смотрят эксперимент «рост и размножение дрожжей»

чтение статьи «дрожжи»

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Познавательные УУД

1. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Регулятивные УУД

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Регулятивные УУД

Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Личностные: Формирование познавательного мотива на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.

IV. Итог урока.

Подведение итогов изучения темы. Фиксация на доске (слайде) найденного ответа  вопрос урока (выводы урока).

- Плесневые грибы и дрожжи не имеют плодового тела

- Мукор и пеницилл имеют грибницу

- Размножается плесень спорами и обрывками грибницы; дрожжи почкованием

- Дрожжи и многие плесневые грибы – сапрофиты

- Для развития плесневым грибам нужно тепло, влага. Питательная среда

Оценивают себя по шкале самооценки в баллах.Выодят оценку за урок

Оцените себя за работу на уроке по пятибалльной шкале, поставив знак + или -

Общеучебные умения

1

2

3

4

5

Общий балл

Оценка

Поставил цель к уроку

Выяснил особенности строения плесневых грибов

Выявил в чем особенность строения и размножения дрожжей

Могу анализировать текст,выделять главное

Могу делать выводы

Учащиеся делают выводы по уроку(главная мысль урока)

     

Регулятивные УУД:

Участвуют в коллективном обсуждении проблемы;

анализируют и объясняют результаты;

развивают умения определять критерии оценки и умения самооценки

Личностные

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Оценивать собственный вклад в работу;

V. Рефлексия

Давайте оценим наш урок

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Данный материал пригодится мне в жизни….

Было интересно узнать,что…Меня удивило…

Отвечают на вопросы

Регулятивные УУД:

Владение самоконтролем и самооценкой

VI. Д/з

Домашнее задание.

  • § 15 + любое творческое задание

Творческое задание

  • Собрать пословицы, стихи и поговорки о грибах.
  • Написать статью или сказку на тему: «В царстве Грибов».

 Для любознательных:

www.youtube.com – документальные фильмы «Плесень», «Плесень опасный гриб»

Выбирают из предложенных уровней д/з  

Маршрутный лист Ф.И________________________________________________

Тема урока: _________________________________________________________________

«Знаю – не знаю»

Знаком плюс отметь, что ты уже знаешь (колонка «знаю») и знаком минус, что тебе неизвестно (колонка «не – знаю»)

                                  Утверждения

Знаю

Не знаю

  • Особенности строения плесневых грибов и дрожжей

  • Общую характеристику грибов

  • Роль плесневых грибов и дрожжей в природе

 

Закончи предложение

Плесневые грибы встречаются ____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Лабораторная работа

Особенности строения мукора

Цель: познакомиться со строением плесневого гриба - мукора, научиться  делать выводы.

Ход работы:

  1. Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении.
  2. Найдите грибницу, спорангии.

  Прочитай статью «Гриб мукор» и «Гриб пеницилл» подпиши части грибов, закончи предложение

                                                                                 

                                                                             Пеницилл

                               __гриб_______________                                                 гриб

                     

                                                                                                     

Вывод:  Мукор состоит из одной разросшейся ______________, головки со спорами называются______________. Гриб пеницилл состоит из ветвящихся нитей, разделенных _______________, на концах грибницы мелкие _______________.

 Из перечисленных сведений выберите те, которые соответствуют особенностям дрожжей:

А) Их используют в хлебопечении, виноделии

Б)Их тело многоклеточное

В) Это микроскопические грибы

Г) Имеют форму шарика

Д) Размножаются половым способом

Е) Размножаются почкованием

Ж) Дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ             Ответ: ______________

Оцените себя за работу на уроке по пятибалльной шкале, поставив знак + в колонке оценок

Общеучебные умения

1

2

3

4

5

Общий балл

Оценка

Поставил цель к уроку

Выяснил особенности строения плесневых грибов

Выявил в чем особенность строения и размножения дрожжей

Могу анализировать текст, выделять главное

Могу делать выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по химии и биологии в 9 классе "Химический состав клетки. Неорганические вещества"

“ В природе ничего другого нет, ни здесь, ни там, в космических глубинах, все: от песчинок малых до планет – из элементов состоит единых” (С. Щипачев)Цель урока: изучить химический...

Интегрированный урок по химии и биологии в 10 классе «Белки, жиры и углеводы»

Интегрированный урок «Белки, жиры и углеводы» способствует обобщению знаний учащихся по химии и биологии и сохранению здоровья  человека. Этот урок по проблемно-исследовательскому обучению, на ко...

Методическая разработка к интегрированному уроку по химии и биологии в 9 классе

Разработка урока по химии и биологии в 9 классе "Химические элементы в клетках живых организмов"...

Интегрированный урок по химии и биологии. 8 класс. "Её величество-вода"

                Интегрированный урок по химии и биологии. 8 класс....

Интегрированный урок по химии и биологии в 10 классе по теме: "Белки, их строение, функции, значение"

Интегрированный урок по химии и биологии в 10 классе по теме: "Белки, их строение, функции, значение"  с использованием национально-регионального компонента....

Интегрированный урок по химии и биологии в 8 классе по теме: «О здоровой и вкусной пище».

Систематизация знаний учащихся на  межпредметной основе.Обобщение знаний о химических свойствах веществРассмотрение применение знаний по химии на практикеЗакрепление навыков экспериментированияФо...

Интегрированный урок по химии и биологии в 10-11 классах биологи-химического профиля МБОУ «Гимназия».

Материал интегрированного занятия в биолого-химическом профиле, 10 класс...