Сценарий интегрированного урока по химии и биологии в 5 классе по ФГОС.Тема :"Плесневые грибы.Дрожжи"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Сценарий урока разработан в соответствии с требоваиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_plesnevye_griby_i_drozhzhi.docx | 62.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий интегрированного урока биологии,химии.учитель: Сотникова Светлана Васильевна. Орловская Ольга Эдуардовна МБОУ СОШ п.г.т.Ерофей Павлович
Тема: Плесневые грибы и дрожжи.
Цель: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, раскрыть их роль в природе и народном хозяйстве, использование в медицине.
Предметные результаты:
- формировать умение объяснять, как строение плесневых грибов связано с их жизнедеятельностью;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: спорангии, мукор, пеницилл, дрожжи.
– формировать умение сравнивать шляпочные грибы и плесневые грибы.
Метапредметные и личностные результаты:
Познавательные УУД
- Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
Регулятивные УУД
- Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Личностные
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- Оценивать собственный вклад в работу;
- Формирование познавательного мотива на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.
Тип урока: комбинированный
Формы организации учебной деятельности: беседа, работа с компьютерной презентацией, видеофрагментами, выполнение различных заданий в маршрутных листах, фронтальный опрос, беседа,
самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия.
Характер деятельности учащихся: репродуктивный, поисково-исследовательский, лабораторная работа.
Приемы деятельности учителя:
работа с компьютерной презентацией, эвристическая беседа, обобщение высказываний учеников, подведение итогов.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие.
Методы обучения:
- Перцептивный аспект (передачи знаний): словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.
- Логический аспект: обобщение, классификация, систематизация.
- Управленческий аспект: работа под управлением учителя, самостоятельная работа.
- Мотивационный аспект: занимательность, беседа.
- Аспект контроля: фронтальный, взаимоконтроль, самоконтроль итоговый.
Формируемые компетенции:
учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования.
Оборудование: рисунки шляпочных и плесневых грибов, компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеофильм, натуральные объекты - колонии плесневых грибов на различных субстратах, дрожжи, микроскоп.
Этап | Содержание | Деятельность обучающихся | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Целепологание и актуали-зация знаний. | 1.Рапортичка 2. Приветствие 3. Проверка готовности к уроку (ТРУД-тетрадь, ручка, учебник, дневник) Сегодня у нас гости на уроке надеюсь на вашу активную работу. Сегодня каждый из вас получит оценку на уроке. Оценивать себя вы будете самостоятельно. Проблемный вопрос.Загадки. Спрятан в ящичке пакет, Без него не испечь нам хлеб (Дрожжи) И так – Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке? Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. Сообщает тему урока. (запишите тему урока в марш. лист) Давайте вместе с вами сформулируем вопросы, которые мы будем обсуждать на уроке. Для этого я вам предлагаю заглянуть в маршрутный лист и заполнить таблицу «Знаю – не знаю»
Каким способом мы достигнем своей цели? (учебник и тд) | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей Обсуждение вопроса урока Участвуют в постановке познавательной цели урока. Предполагают свои идеи Записывают тему урока в тетрадь. | ЛичностныеУУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Формирование положительного эмоционального настроя на урок. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Регулятивные УУД 1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Совмест-ное открытие знаний. V. Самосто-ятельное примене-ние знаний. Физкультминутка Совмест-ное открытие знаний | Вспомни, при каких обстоятельствах тебе приходилось сталкиваться с плесенью. Запиши в маршрутный лист, где чаще всего ты видел плесень. Для того чтобы выяснить в чем особенность строения плесневых грибов, мы приготовим микропрепарат плесени. Демонстрация Приготовление микропрепарата плесневого гриба Лабораторная работа Особенности строения мукора Цель: познакомиться со строением плесневого гриба - мукора, научиться делать выводы. Ход работы:
Изучите статью «Гриб мукор» и гриб пеницилл»в параграфе На основе проведенных исследований сделайте подписи к рисункаи в маршрутном листе и сформулируйте выводы. Вывод :Мукор состоит из одной разросшейся ______________, головки со спорами называются______________. Гриб пеницилл состоит из ветвящихся нитей разделенных _____________, на концах грибницы мелкие _______________. Ежик по лесу шел, шел И грибок нашел Наклонился поднял, положил в кузовок Наклонился поднял, положил в кузовок Устал, сел, вздохнул и снова работать стал Учитель химии Проблемный вопрос Какие грибы человек использует при выпечке хлеба? Почему хлеб «воздушный»? Демонстрация-Эксперимент «рост и размножение дрожжей». Условия необходимые для роста и размножения дрожжей Работа в парах Чтение статьи «дрожжи» Выполнение задания. Задание Из перечисленных сведений выберите те, которые соответствуют особенностям дрожжей: А. Их используют в хлебопечении, виноделии Б. Их тело многоклеточное В) Это микроскопические грибы Г) Имеют форму шарика Д) Размножаются половым способом Е) Размножаются почкованием Ж) Дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ | Микроскоп, микропрепа-рат «Мукор». Чтение статьи»гриб мукор»,»гриб пеницилл» Смотрят эксперимент «рост и размножение дрожжей» чтение статьи «дрожжи» | Коммуникативные УУД 1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Познавательные УУД 1. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. 2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Регулятивные УУД 2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Регулятивные УУД Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно Личностные: Формирование познавательного мотива на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Итог урока. | Подведение итогов изучения темы. Фиксация на доске (слайде) найденного ответа вопрос урока (выводы урока). - Плесневые грибы и дрожжи не имеют плодового тела - Мукор и пеницилл имеют грибницу - Размножается плесень спорами и обрывками грибницы; дрожжи почкованием - Дрожжи и многие плесневые грибы – сапрофиты - Для развития плесневым грибам нужно тепло, влага. Питательная среда Оценивают себя по шкале самооценки в баллах.Выодят оценку за урок
| Учащиеся делают выводы по уроку(главная мысль урока)
| Регулятивные УУД: Участвуют в коллективном обсуждении проблемы; анализируют и объясняют результаты; развивают умения определять критерии оценки и умения самооценки Личностные Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; Оценивать собственный вклад в работу; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Рефлексия | Давайте оценим наш урок Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Данный материал пригодится мне в жизни…. Было интересно узнать,что…Меня удивило… | Отвечают на вопросы | Регулятивные УУД: Владение самоконтролем и самооценкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Д/з | Домашнее задание.
Творческое задание
Для любознательных: www.youtube.com – документальные фильмы «Плесень», «Плесень опасный гриб» | Выбирают из предложенных уровней д/з |
Маршрутный лист Ф.И________________________________________________
Тема урока: _________________________________________________________________
«Знаю – не знаю»
Знаком плюс отметь, что ты уже знаешь (колонка «знаю») и знаком минус, что тебе неизвестно (колонка «не – знаю»)
Утверждения | Знаю | Не знаю |
| ||
| ||
|
Закончи предложение
Плесневые грибы встречаются ____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Лабораторная работа
Особенности строения мукора
Цель: познакомиться со строением плесневого гриба - мукора, научиться делать выводы.
Ход работы:
- Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении.
- Найдите грибницу, спорангии.
Прочитай статью «Гриб мукор» и «Гриб пеницилл» подпиши части грибов, закончи предложение
__гриб_______________ гриб
Вывод: Мукор состоит из одной разросшейся ______________, головки со спорами называются______________. Гриб пеницилл состоит из ветвящихся нитей, разделенных _______________, на концах грибницы мелкие _______________.
Из перечисленных сведений выберите те, которые соответствуют особенностям дрожжей:
А) Их используют в хлебопечении, виноделии
Б)Их тело многоклеточное
В) Это микроскопические грибы
Г) Имеют форму шарика
Д) Размножаются половым способом
Е) Размножаются почкованием
Ж) Дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ Ответ: ______________
Оцените себя за работу на уроке по пятибалльной шкале, поставив знак + в колонке оценок | |||||||
Общеучебные умения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Общий балл | Оценка |
Поставил цель к уроку | |||||||
Выяснил особенности строения плесневых грибов | |||||||
Выявил в чем особенность строения и размножения дрожжей | |||||||
Могу анализировать текст, выделять главное | |||||||
Могу делать выводы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по химии и биологии в 9 классе "Химический состав клетки. Неорганические вещества"
“ В природе ничего другого нет, ни здесь, ни там, в космических глубинах, все: от песчинок малых до планет – из элементов состоит единых” (С. Щипачев)Цель урока: изучить химический...
Интегрированный урок по химии и биологии в 10 классе «Белки, жиры и углеводы»
Интегрированный урок «Белки, жиры и углеводы» способствует обобщению знаний учащихся по химии и биологии и сохранению здоровья человека. Этот урок по проблемно-исследовательскому обучению, на ко...
Методическая разработка к интегрированному уроку по химии и биологии в 9 классе
Разработка урока по химии и биологии в 9 классе "Химические элементы в клетках живых организмов"...
Интегрированный урок по химии и биологии. 8 класс. "Её величество-вода"
Интегрированный урок по химии и биологии. 8 класс....
Интегрированный урок по химии и биологии в 10 классе по теме: "Белки, их строение, функции, значение"
Интегрированный урок по химии и биологии в 10 классе по теме: "Белки, их строение, функции, значение" с использованием национально-регионального компонента....
Интегрированный урок по химии и биологии в 8 классе по теме: «О здоровой и вкусной пище».
Систематизация знаний учащихся на межпредметной основе.Обобщение знаний о химических свойствах веществРассмотрение применение знаний по химии на практикеЗакрепление навыков экспериментированияФо...
Интегрированный урок по химии и биологии в 10-11 классах биологи-химического профиля МБОУ «Гимназия».
Материал интегрированного занятия в биолого-химическом профиле, 10 класс...