Урок по химии в 9 классе " Соединения железа"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
урок изучения новых знаний на основе проведения экспериментальных опытов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_himii_v_9_klasse.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по химии в 9 классе «Соединения железа»
Тип урока: усвоение новых знаний
Цели урока:
-образовательная: изучить состав, получение и свойства оксидов, гидроксидов железа, научиться распознавать ионы железа с зарядами 2+ и 3+;
- развивающая: продолжить формирование положительных мотивов учения, развитие логической памяти, внимательности, самостоятельности при выполнении заданий;
-воспитательная: формирование и развитие познавательного интереса к изучению химии, умение проводить химические опыты, наблюдать за признаками реакций, умение применять полученные знания в практической деятельности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
мотивация | Герою знаменитого романа Даниеля Дефо Робинзону повезло в жизни трижды. Первый раз – когда он спасся после кораблекрушения. Второй раз – когда он благополучно добрался до острова. Но, ему повезло еще раз. После долгих поисков он нашел ящик, за который, по его словам, отдал бы и целый корабль с золотом. Что было в этом ящике? Из какого металла состоят эти предметы? Как видим без, железа не может обойтись даже приключенческая литература. Чрезвычайно важное место этот металл и его соединения занимает в жизни человека. И наш сегодняшний урок будет посвящен соединениям, которые образует элемент «железо». Давайте сформулируем цели урока? Задание кл: определить положение железа в периодической системе хим. элементов Менделеева По слайду объяснить строение атома железа. Учитель рассказывает о распаривании электронов предпоследнего энергетического уровня Вопрос: исходя из строение атома назовите степени окисления железа? Валентные электроны 4S и 3d (внешнего и предпоследнего уровня) Составьте формулы основных соединений железа: оксида и гидроксида в степени окисления + 2 и +3 Степень окисления Fe зависит от окислительной способности реагирующего вещества. У сильных окислителей железо принимает степень окисления +3, у более слабых +2. Вопрос: только ли основные свойства могут проявлять соединения железа? | Называют изображенные на слайде инструменты: топор, пила, молоток, гвозди Ответ-железо Называют цели урока(узнать способы получения соединений, изучить хим. свойства, применение соединений железа, реакции распознавания соединений) Называют положение элемента Уч-ся объясняет строение атома Называют степени окисления Уч-ся на доске записывает формулы веществ и называет типы оксидов и гидроксидов Ответ: проявляют и амфотерные свойства, т.к. железо-амфотерный элемент |
Актуализация и первичное усвоение новых знаний | Предлагает выполнить задание по группам: на слайде представлены формулы веществ, условия проведения реакции, каждая группа выберет те формулы или условия с которыми реагирует определенное соединение железа, запишет уравнения реакций Вопрос: ни один из оксидов железа не реагирует с водой. Каким образом можно получить гидроксиды железа? Вопросы: назвать типы реакций, какие из них являются окислительно-восстановительными, ионного обмена. Оксиды и гидроксиды железа получают косвенно, по схеме превращений, которая записана на стр.79 учебника Вопрос: какие соединения железа проявляют амфотерные свойства? Для этого вам предлагается провести лабораторный опыт. С какими вещества нужно провести реакции для определения амфотерности? Инструктаж по ТБ Вопрос: с какими веществами вы не написали уравнения реакций? Давайте посмотрим на слайде с какими веществами могут реагировать соединения железа и уравнения реакций запишите в тетрадь Для определения соединений железа проводят качественные реакции, их мы посмотрим на видео фрагменте, уравнения реакций видим на слайде, запишите данные уравнения в тетрадь | 1 группа: оксид железа (II) 2 группа: оксид железа (III) 3 группа гидроксид железа (II) 4 группа гидроксид железа (III) Представители групп называют вещества, условия проведения реакций и записывают уравнения реакций на доске Работа в группах: обсуждение и предлагают способ получения (взаимодействие щелочи и соли железа), представители групп записывают уравнения на доске и показывают цвет образованных гидроксидов Уч-ся поясняют последовательность получения соединений железа (+2 и +3) схему записывают в тетрадь Ответ: с кислотой и щелочью, работа в группах, называют какие соединения железа проявляют амфотерные свойства; уравнения реакций записаны на слайде, переписывают в тетрадь Уч-ся напоминает правила ТБ Называют формулы веществ Записывают уравнения в тетрадь, отмечают признаки Просмотр видеофрагмента |
Проверка понимания | Основываясь на полученных знаниях, мы выполним экспериментальное задание из материалов КИМа ( содержание задачи на слайде). Каждой группе предложен алгоритм выполнения. Обсуждение выполнения задания, выполнение задания как демонстрационный опыт, наблюдение за признаками реакций, запись уравнений реакций на доске | С учителем обсуждают ход выполнения задачи, наблюдают за проведением реакций и признаками реакции, записывают уравнения в тетради |
закрепление | Предлагает выполнить экспериментальную задачу по алгоритму самостоятельно каждой группе | Каждая группа выполняет задачу, оформляет записи в тетради, представитель записывает уравнения на доске, называет признаки, типы реакций |
Домашнее задание | Стр. 78-81, упр. 4 стр.82 Задание из КИМов | |
рефлексия | Вопросы: что знали о соединениях железа? Что узнали нового о соединениях железа? Насколько труден был материал? | Отвечают н вопросы |
Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: железо, медь и растворы хлорида железа(III), гидроксида натрия и сульфата меди(II). Вам также предоставлен комплект лабораторного оборудования, необходимого для проведения химических реакций.
Требуется получить гидроксид железа(II) в результате проведения двух последовательных реакций. Выберите необходимые для этого реактивы из числа тех, которые Вам предложены.
Составьте схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество. Запишите уравнения двух реакций. Для реакции ионного обмена составьте сокращённое ионное уравнение.
Задания для 1 группы
№ 1 выбрать формулы веществ, с которыми может реагировать оксид железа(II), написать уравнения реакций, определить тип реакций
Ответить на вопросы: а) свойства какого типа оксида проявляет оксид железа(II)?
Б) назовите способ получения оксида железа(II) и напишите уравнение реакции
№2 Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: Fe, Zn, растворы: FeSO4, Fe2(SO4) 3, NaOH, H 2SO4 . Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращенное ионное уравнение.
Задания для 2 группы
№ 1 выбрать формулы веществ, с которыми может реагировать оксид железа(III), написать уравнения реакций, определить тип реакций
Ответить на вопросы:а)свойства какого типа оксида проявляет оксид железа(II)?
Б) назовите способ получения оксида железа(II) и напишите уравнение реакции
№ 2 Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: Fe,растворы: FeSO4, Fe2(SO4) 3, NaOH, H 2SO4, H2O2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа( III). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение.
Задания для 3 группы
№ 1 выбрать формулы веществ, с которыми может реагировать гидроксид железа(II), написать уравнения реакций, определить тип реакций
Ответить на вопросы: а) свойства какого типа гидроксида проявляет гидроксид железа(II)?
Б) назовите способ получения гидроксида железа(II) и напишите уравнение реакции
№ 2 Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: AgNO3, CuSO4, BaCl2 раствор HCl. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии раствор хлорида железа( II). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение.
Задания для 4 группы
№ 1 выбрать формулы веществ, с которыми может реагировать гидроксид железа(III), написать уравнения реакций, определить тип реакций
Ответить на вопросы: а) свойства какого типа гидроксида проявляет гидроксид железа(III)?
Б) назовите способ получения гидроксида железа(III) и напишите уравнение реакции
№ 2 Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: CuO, FeCl3, Fe, раствор HCl, и раствор аммиака. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии оксид железа(III). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение.
Алгоритм выполнения задания
1.Составить схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество.
2.Записать уравнения двух реакций. Для реакции, указанной в задании составьте сокращённое ионное уравнение.
3.Подготовить лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента.
4.Проведите реакции в соответствии с составленной схемой превращений.
5.Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций.
6.Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-оснόвных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции, и классификационных признаках реакций.
Даны вещества: MgO, H3PO4, NaCl, AgNO3, HCl (р-р), Ba(NO3)2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат магния. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращенное ионное уравнение реакции.
Даны вещества: AgNO3, ZnSO4, AlCl3, NaOH, раствор HCl. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии раствор хлорида цинка. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
Даны вещества: AgNO3, MgSO4, NaCl, NaOH, Ba(NO3)2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии раствор нитрата натрия. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
Даны вещества: MgO, H3PO4, NaCl, AgNO3, HCl (р-р), Ba(NO3)2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат магния. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращенное ионное уравнение реакции.
Даны вещества: AgNO3, ZnSO4, AlCl3, NaOH, раствор HCl. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии раствор хлорида цинка. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
Даны вещества: AgNO3, MgSO4, NaCl, NaOH, Ba(NO3)2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии раствор нитрата натрия. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
Лист контроля 1 группы
Ф.и. | Ответ на уроке | Работа в группе | Оценка за урок | ||
Схема превра щений | опыт | Запись урав нений реакций | |||
Fe2 O3 + 2 NaOH=2NaFeO2 +H2O
Феррит натрия
Fe(OH)2 +2NaOH=Na 2 Fe(OH)4
Fe(OH)3 +NaOH=Na Fe (OH)4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ПО ХИМИИ 9 КЛАСС. "ЖЕЛЕЗО И ЕГО СВОЙСТВА"
Данный урок- презентация по теме « железо и его свойства» позволяет реализовать принцип наглядности и доступности, повысить эффективность урока. Сформировать понятие о строении и свойства...
Урок по химии 9 класс Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применение
Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применениеЦель урока: изучить соединения магния и щелочноземельных металлов, знать их формулы и их применение.Задачи урока:Образовательные: 1....
Презентация к уроку химии по теме: "Соединения железа"
Презентация составлена учителями для объяснения нового материала на уроках химии в 9 классе....
Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"
Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...
Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Соединения алюминия. Применения алюминия и его соединений."
Обеспечить в ходе урока усвоения знаний о соединениях алюминия: оксидах и гидроксидах.Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений....
Урок познавательной деятельности на тему "Соединения железа, 9 класс"
10 декабря 2015 г. в 9 Д классе гимназии №5 г.Владикавказа был дан открытый урок на тему "Соединения железа" (теоретический материал был взят у учителя химии Сикорской О.Э.)...
Сценарий урока ПРОгул Химия 9 класс "Железо и его соединения. Сплавы железа" (музей истории ВМЗ)
Сценарий урока ПРОгул Химия 9 класс "Железо и его соединения. Сплавы железа" (музей истории ВМЗ)...