Урок по химии 9 класс Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применение
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Корикова Елена Александровна

Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применение

Цель урока: изучить соединения магния и щелочноземельных металлов, знать их формулы и их применение.

Задачи урока:

Образовательные:

1.                Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочноземельных металлов;

2.                Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.

Развивающие:

1.                Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.

2.                Совершенствовать умения логически мыслить.

3.                Развить умения обобщать и делать  правильные выводы из изученного материала.

4.                Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.

Воспитательные:

1.                Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету  и представлений.

2.                Выработка  положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс

Открытый урок по теме:

Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применение

Цель урока: изучить соединения магния и щелочноземельных металлов, знать их формулы и их применение.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочноземельных металлов;
  2. Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.

Развивающие:

  1. Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.
  2. Совершенствовать умения логически мыслить.
  3. Развить умения обобщать и делать  правильные выводы из изученного материала.
  4. Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.

Воспитательные:

  1. Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету  и представлений.
  2. Выработка  положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.

Оборудование и реактивы: коллекция известняков, гидроксид кальция, вода, фенолфталеин, штатив с пробирками, фильтр, воронка, химический стакан.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.
  2. Проверка Д/З

Устная проверка знаний: (у доски)

- строение атома элементов 2а группы

- химические свойства на примере кальция

- упражнение 5 стр. 67

-работа по карточкам

- групповая опережающая работа  с коллекцией известняков

- групповая опережающая работа ( лабораторный опыт)

-остальные    работают, выполняя  задание по компьютеру(найти соответствие формулы и названия вещества)

3. Новая тема.

Карточки собрать. У всех на столах таблицы ( приложение 3)

В природе щелочноземельные металлы и магний  так же как и щелочные металлы  находятся только в виде соединений, вследствие  своей высокой химической активности.

Я попросила 2 группы ребят провести исследования. Что они исследовали, какие результаты у них получились, мы сейчас и узнаем.

Попутно заполняется таблица

1 группа:  ( Приложение 2)

Выданное нам вещество называется оксид кальция или негашеная известь. Оно твердое, белого цвета. В воде растворяется плохо. При растворении образовался гидроксид кальция, который по-другому называется гашеной известью.

Затем мы разделили раствор гидроксида кальция на 2 части.

В 1 часть добавили несколько капель фенолфталеина, он изменил свою окраску  на малиновый цвет. Из этого следует, что в растворе есть гидроксогруппа и раствор является щелочью.

2 часть раствора мы профильтровали. Из учебника мы узнали, что прозрачный раствор гидроксида кальция называется  известковая вода, а то что осталось на фильтровальной бумаге – известковое молоко.

СaO – в производстве строительных материалов

Сa(OH)2 – в сахарной промышленности  для очистки свекольного сока

Наибольшее  распространение  имеют соли щелочноземельных металлов

2 группа учащихся  коллекцию минералов и сейчас  они  расскажут , какие минералы кальция они узнали, где они применяются. Продолжается работа с заполнением таблицы.

2 группа  ( Приложение 2)

Изучив коллекцию минералов и работая с учебником, мы выяснили, какие соединения образует кальций и где эти соединения применяются.

Сначала мы увидели мел. Его мы используем в школе, а  так же его добавляют в зубную пасту, при производстве бумаги, резины, для побелки

Потом мы рассмотрели известняк. Он бывает ракушечный и  плотный. Используется для получения цемента, стекла, гашеной и негашеной извести. Известковой щебенкой укрепляют дороги

Мрамор мы увидели: белый, серый, красный. Мрамор используется для изготовления скульптур, в архитектуре, для  облицовки.

Мел, мрамор, известняк имеют формулу СаСО3

Гипс  СаSO4× 10 H2O  используется в строительстве, медицине.

Заполняем таблицу до конца

Ионы кальция  играют роль в работе сердца, процессах свертываемости крови, для работы НС.

Суточная потребность кальция- 1,5 г.  Кальций входит в состав сыра, петрушки, творога, салата.

Магний – стимулятор обмена веществ, содержится в печени, крови, костях, нервной ткани, мозге. Входит в состав хлорофилла, т.е. участвует в процессе фотосинтеза.

4.Закрепление : показываю карточку с формулой, ребята дают название и где применяется данное соединение.

5. Итог урока:  Что мы сегодня узнали на уроке?

Мы узнали формулы магния и щелочноземельных  металлов, названия и их применение.

  1. Д/З    параграф 12, задание 3

Приложение 1

Инструкция к проведению лабораторного опыта:

  1. Рассмотрите выданное вам вещество, как оно называется?
  2. Прилейте к оксиду кальция воды, помешайте стеклянной палочкой. Что наблюдаете? Как называется полученное вами вещество?
  3. Поделите полученный раствор на 2 части.
  4. Первую часть раствора профильтруйте в химический стакан. Что наблюдаете?
  5. Во вторую часть раствора добавьте несколько капель фенолфталеина, что наблюдаете? Что доказывает изменение окраски фенолфталеина?

Учебник стр.63

Приложение 2

Инструкция к проведению работы:

Рассмотрите, выданные вам образцы минералов и работая с учебником стр.  64 -65  опишите их значение в жизни человека.

Формула

Название вещества

Применение

MgO

CaO

Ca(OH)2

Прозрачный раствор Ca(OH)2

Белая взвесь Ca(OH)2

CaCO3

CaSO4× 10H2O

MgCO3

BaSO4

Ca3(PO4)2

Приложение 3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Соединения магния и щелочноземельных металлов, их применение Учитель химии Корикова Е.А. МОАУ «СОШ № 5 города Соль – Илецка»

Слайд 2

А -каустическая сода 1 - NaCl Б – пищевая сода 2 - Na 2 CO 3 × 10 H 2 O B – поташ 3 – NaOH Г – Глауберова соль 4 - K 2 CO 3 Д - поваренная соль 5 - Na 2 SO 3 × 10 H 2 O Е – едкий натр 6 - NaHCO 3 Найдите соответствия:

Слайд 3

А – 3 Б – 6 В – 4 Г – 5 Д – 1 Е - 3 Проверяем

Слайд 5

Взаимодействие оксида кальция с водой ( гашение извести)

Слайд 6

Гидроксид кальция – известковая вода, известковое молоко

Слайд 7

Карбонат кальция – одно из самых распространённых на Земле соединений. Его содержат горные породы – мел, мрамор, известняк Карбонат кальция CaCO3

Слайд 10

Сталактиты

Слайд 11

Карстовые пещеры

Слайд 13

Сталагмиты

Слайд 14

Ca Элемент кальций входит в состав многих овощей

Слайд 15

необходимы для нормальной участвуют в процессах работы клеточных свертывания крови мембран и мышц и деления клеток

Слайд 16

Недостаток Ca : У РАСТЕНИЙ вызывает нарушения в работе корневой системы У ЖИВОТНЫХ вызывает рахит, ослабление сердечной деятельности; кровь, обеднённая кальцием, плохо свертывается.

Слайд 17

Задание : Составьте соответствия 1. Гашёная известь 2. Известковая вода 3. Известковое молоко 4. Негашёная известь 5. Гашение А. Оксид кальция Б. Оксид магния В. Гидроксид кальция Г. Реакция оксида кальция с водой, сопровождающаяся выделением большого количества теплоты Д. Прозрачный раствор гидроксида кальция Е. Белая взвесь гидроксида кальция в воде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии "Бинарные соединения. Оксиды"

Класс: 8 Раздел программы: «Соединения химических элементов» Тема урока: «Бинарные соединения. Оксиды» Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний. Оборудование: таблица Д.И. Менделеева, уч...

Открытый урок по химии "Неорганические соединения"

В данной презентации отражен основной матери ал урока, что облегчает запоминаие учащимися основных аспектов данной темы....

открытый урок в 9 классе "Соединения щелочных металлов"

Урок проводился в 9 классе. Тема данного урока является шестой в разделе «Металлы». Ей предшествовало изучение щелочных металлов. Ранее также были изучены темы: положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менд...

Урок по химии "Реакция соединения", 8 класс.

Данный урок проводился в 8 классе. Тип урока: изучения нового материала. На данном уроке использовались различные методы и приемы, формы организации познавательной деятельности обучающихся....

Урок по химии на тему "Химические свойства альдегидов и их применение"

Химические свойства альдегидов и их применение (использование элементов информационных технологий на уроке химии)Цель: изучить химические свойства альдегидов, продолжать формировать умение составлять ...

Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды"

Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды"...