Урок по химии 9 класс Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применение
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применение
Цель урока: изучить соединения магния и щелочноземельных металлов, знать их формулы и их применение.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочноземельных металлов;
2. Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.
Развивающие:
1. Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.
2. Совершенствовать умения логически мыслить.
3. Развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала.
4. Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.
Воспитательные:
1. Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету и представлений.
2. Выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_otkrytyy_urok_po_khimii.docx | 19.97 КБ |
soedineniya_shchelochnozemelnykh_metallov.pptx | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
9 класс
Открытый урок по теме:
Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применение
Цель урока: изучить соединения магния и щелочноземельных металлов, знать их формулы и их применение.
Задачи урока:
Образовательные:
- Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочноземельных металлов;
- Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.
Развивающие:
- Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.
- Совершенствовать умения логически мыслить.
- Развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала.
- Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.
Воспитательные:
- Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету и представлений.
- Выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.
Оборудование и реактивы: коллекция известняков, гидроксид кальция, вода, фенолфталеин, штатив с пробирками, фильтр, воронка, химический стакан.
Ход урока:
- Орг. Момент.
- Проверка Д/З
Устная проверка знаний: (у доски)
- строение атома элементов 2а группы
- химические свойства на примере кальция
- упражнение 5 стр. 67
-работа по карточкам
- групповая опережающая работа с коллекцией известняков
- групповая опережающая работа ( лабораторный опыт)
-остальные работают, выполняя задание по компьютеру(найти соответствие формулы и названия вещества)
3. Новая тема.
Карточки собрать. У всех на столах таблицы ( приложение 3)
В природе щелочноземельные металлы и магний так же как и щелочные металлы находятся только в виде соединений, вследствие своей высокой химической активности.
Я попросила 2 группы ребят провести исследования. Что они исследовали, какие результаты у них получились, мы сейчас и узнаем.
Попутно заполняется таблица
1 группа: ( Приложение 2)
Выданное нам вещество называется оксид кальция или негашеная известь. Оно твердое, белого цвета. В воде растворяется плохо. При растворении образовался гидроксид кальция, который по-другому называется гашеной известью.
Затем мы разделили раствор гидроксида кальция на 2 части.
В 1 часть добавили несколько капель фенолфталеина, он изменил свою окраску на малиновый цвет. Из этого следует, что в растворе есть гидроксогруппа и раствор является щелочью.
2 часть раствора мы профильтровали. Из учебника мы узнали, что прозрачный раствор гидроксида кальция называется известковая вода, а то что осталось на фильтровальной бумаге – известковое молоко.
СaO – в производстве строительных материалов
Сa(OH)2 – в сахарной промышленности для очистки свекольного сока
Наибольшее распространение имеют соли щелочноземельных металлов
2 группа учащихся коллекцию минералов и сейчас они расскажут , какие минералы кальция они узнали, где они применяются. Продолжается работа с заполнением таблицы.
2 группа ( Приложение 2)
Изучив коллекцию минералов и работая с учебником, мы выяснили, какие соединения образует кальций и где эти соединения применяются.
Сначала мы увидели мел. Его мы используем в школе, а так же его добавляют в зубную пасту, при производстве бумаги, резины, для побелки
Потом мы рассмотрели известняк. Он бывает ракушечный и плотный. Используется для получения цемента, стекла, гашеной и негашеной извести. Известковой щебенкой укрепляют дороги
Мрамор мы увидели: белый, серый, красный. Мрамор используется для изготовления скульптур, в архитектуре, для облицовки.
Мел, мрамор, известняк имеют формулу СаСО3
Гипс СаSO4× 10 H2O используется в строительстве, медицине.
Заполняем таблицу до конца
Ионы кальция играют роль в работе сердца, процессах свертываемости крови, для работы НС.
Суточная потребность кальция- 1,5 г. Кальций входит в состав сыра, петрушки, творога, салата.
Магний – стимулятор обмена веществ, содержится в печени, крови, костях, нервной ткани, мозге. Входит в состав хлорофилла, т.е. участвует в процессе фотосинтеза.
4.Закрепление : показываю карточку с формулой, ребята дают название и где применяется данное соединение.
5. Итог урока: Что мы сегодня узнали на уроке?
Мы узнали формулы магния и щелочноземельных металлов, названия и их применение.
- Д/З параграф 12, задание 3
Приложение 1
Инструкция к проведению лабораторного опыта:
- Рассмотрите выданное вам вещество, как оно называется?
- Прилейте к оксиду кальция воды, помешайте стеклянной палочкой. Что наблюдаете? Как называется полученное вами вещество?
- Поделите полученный раствор на 2 части.
- Первую часть раствора профильтруйте в химический стакан. Что наблюдаете?
- Во вторую часть раствора добавьте несколько капель фенолфталеина, что наблюдаете? Что доказывает изменение окраски фенолфталеина?
Учебник стр.63
Приложение 2
Инструкция к проведению работы:
Рассмотрите, выданные вам образцы минералов и работая с учебником стр. 64 -65 опишите их значение в жизни человека.
Формула | Название вещества | Применение |
MgO | ||
CaO | ||
Ca(OH)2 | ||
Прозрачный раствор Ca(OH)2 | ||
Белая взвесь Ca(OH)2 | ||
CaCO3 | ||
CaSO4× 10H2O | ||
MgCO3 | ||
BaSO4 | ||
Ca3(PO4)2 |
Приложение 3
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А -каустическая сода 1 - NaCl Б – пищевая сода 2 - Na 2 CO 3 × 10 H 2 O B – поташ 3 – NaOH Г – Глауберова соль 4 - K 2 CO 3 Д - поваренная соль 5 - Na 2 SO 3 × 10 H 2 O Е – едкий натр 6 - NaHCO 3 Найдите соответствия:
А – 3 Б – 6 В – 4 Г – 5 Д – 1 Е - 3 Проверяем
Взаимодействие оксида кальция с водой ( гашение извести)
Гидроксид кальция – известковая вода, известковое молоко
Карбонат кальция – одно из самых распространённых на Земле соединений. Его содержат горные породы – мел, мрамор, известняк Карбонат кальция CaCO3
Сталактиты
Карстовые пещеры
Сталагмиты
Ca Элемент кальций входит в состав многих овощей
необходимы для нормальной участвуют в процессах работы клеточных свертывания крови мембран и мышц и деления клеток
Недостаток Ca : У РАСТЕНИЙ вызывает нарушения в работе корневой системы У ЖИВОТНЫХ вызывает рахит, ослабление сердечной деятельности; кровь, обеднённая кальцием, плохо свертывается.
Задание : Составьте соответствия 1. Гашёная известь 2. Известковая вода 3. Известковое молоко 4. Негашёная известь 5. Гашение А. Оксид кальция Б. Оксид магния В. Гидроксид кальция Г. Реакция оксида кальция с водой, сопровождающаяся выделением большого количества теплоты Д. Прозрачный раствор гидроксида кальция Е. Белая взвесь гидроксида кальция в воде
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по химии "Бинарные соединения. Оксиды"
Класс: 8 Раздел программы: «Соединения химических элементов» Тема урока: «Бинарные соединения. Оксиды» Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний. Оборудование: таблица Д.И. Менделеева, уч...
Открытый урок по химии "Неорганические соединения"
В данной презентации отражен основной матери ал урока, что облегчает запоминаие учащимися основных аспектов данной темы....
открытый урок в 9 классе "Соединения щелочных металлов"
Урок проводился в 9 классе. Тема данного урока является шестой в разделе «Металлы». Ей предшествовало изучение щелочных металлов. Ранее также были изучены темы: положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менд...
Конспект урока по химии:« Неорганические соединения. Периодическая таблица Д.И.Менделеева».
Конспект урока по химии...
Урок по химии "Реакция соединения", 8 класс.
Данный урок проводился в 8 классе. Тип урока: изучения нового материала. На данном уроке использовались различные методы и приемы, формы организации познавательной деятельности обучающихся....
Урок по химии на тему "Химические свойства альдегидов и их применение"
Химические свойства альдегидов и их применение (использование элементов информационных технологий на уроке химии)Цель: изучить химические свойства альдегидов, продолжать формировать умение составлять ...
Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды"
Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды"...